73413

Лирический субъект

Доклад

Литература и библиотековедение

Начиная с эпохи романтизма когда лирика получила почетное место в системе родов сформировалась идея о том что лирический субъект если не равен автору то чрезвычайно к нему близок. Лирический субъект ≠ автору.

Русский

2014-12-15

43.5 KB

0 чел.

35. Лирический субъект.

Лирический субъект

Начиная с эпохи романтизма, когда лирика получила почетное место в системе родов, сформировалась идея о том, что лирический субъект, если не равен автору, то чрезвычайно к нему близок. Романтики считали, что лирическое произведение – это авторское откровение, что авторы строили произведение, намекая на этапы своей жизни.

А. Блок «Снежная масса»:

Хотя Блок и символист, но он сам вводит нас в события личной жизни, создает циклы, посвященные своей биографии.

Если бы стихи выражали только личные переживания, то они были бы никому не нужны. А нужны они, потому что этот опыт созвучен опыту самых разных людей. Это делает лирическое произведение востребованным.

Лирический субъект ≠ автору.

Исторически в течение длительных эпох лирический субъект представлял собой не индивидуальность и не сближался с образом автора.

Литературная лирика вырастает из фольклора. В песенном фольклоре различаются две разновидности: мужской и женский. Во многих этих песнях есть местоимение «я».

Большинство фольклорных песен являются обрядовыми:

  •  Троицкие песни (как правило, женские, потому что в это время гадают девушки)
  •  Свадебные песни – песни невесты (невеста плачет горюет, что расстается с родными, что уходит в чужой дом). Создается впечатление, что это ее чувства, но это не всегда так. Это чувства, которые полагается испытывать невесте по данному обряду. Личность, которая выражает чувства, присутствует, но не индивидуализирована и не совпадает с исполнителем.

Лирический субъект в песенном фольклоре иначе – он формируется обрядом и традиционными представлениями, например, о роли невесты, которую она играет в этом обряде.

Исторически характер лирического субъекта меняется.

На раннем этапе лирический субъект не индивидуализирован. Таким образом, он формировался обрядами или бытовыми ситуациями. Обобщенный образ – его может применять любой человек в соответствующей ситуации. На ранних этапах было приблизительно так же, как в фольклоре, но не в бытовом, а в песенном. Лирический субъект формируется лирическими терминами, возникает в соответствующей культуре. Возникают следующие темы:

  •  любовная тема
  •  религиозная (религиозные стихи)
  •  философская лирика (в литературе Востока: у арабов, в персидской, индийской литературах)

В литературе Востока широк распространена сезонная литература, которая связана с определенными человеческими переживаниями. Очень распространена морализаторская форма (рассуждения, размышления о жизни и жизненных ценностях)

Существуют определенные литературные темы.

Есть определенные способы ее разработки: само чувство, размышление в значительной степени канонизируется. Средства, с помощью которых эти чувства выражаются, уже заранее даны. Таким образом, возникает тема значимости лирического субъекта.

Индия

- была религиозная тема, связанная с тем, что человек разочаровывается в жизни, так как она скоротечна; радости ему больше не нужны. В результате, он остается у разбитого корыта. Ищутся пути внутреннего удовлетворения:

  •  отказ от соблазнов
  •  попытка добиться самодостаточности
  •  негативное отношение к женщинам , так как они сбивают мужчину с его пути

Существует и другая линия:

  •  для субъекта важны радости любви
  •  самой высшей красотой считается женщина
  •  превалирует мысль о том, что жизнь скоротечна, но надо ей радоваться, пока ты молод

И у одного поэта может быть соединено 2 линии:

  •  Мы привыкли, что за лирическим субъектом стоит одно лицо
    •  Но есть человек, который по-своему переживает радость и горе.
    •  Когда делается попытка индивидуализировать и подыскать нового субъекта, встает одна личность, которая проходит разные состояния.
    •  Но в теме нет единой личности, и в каждой теме свой лирический субъект.

В европейской традиции складывается система лирических жанров. Даже в начале 19 в. в русской поэзии существовал набор определенных лирических жанров.

  •  Элегия – стихотворение, которое отличается тематическим постоянством. Это произведение, в котором лирический субъект представлен личностью, глубоко разочарованной в жизни, в любви. Общее настроение – пессимистический взгляд на жизнь.
  •  Анакреонтический жанр – лирические произведения, которые выразились в следующей гамме чувств: скоротечность жизни, но стремление радоваться ей, ловить мгновения. Часто связан с мотивами винопития и женщин.

В начале 19 века появляются гражданские мотивы:

  •  Ода - произведение для выражения высокого гражданского чувства, например, императрице. Пример оды: Державин «Бог» (философская палитра), Пушкин «Вольность»
  •  Дружеское послание – это стихотворения интимного, но не любовного порядка. Это обращение к друзьям. Носит характер свободной болтовни. Общая атмосфера создается светлая и радостная. Широко присутствует в творчестве Пушкина.

У одного поэта могут быть представлены стихотворения, относящиеся к разным жанрам. За всеми темами и переживаниями не было единства личности.

Лирический субъект формируется темой или жанром.

Только лирика Нового времени с началом романтизма отражает путь лирического субъекта как особой личности, которая перерабатывает разные чувства. Эта личность неизменно сопоставляется с автором.

Тема может выбираться по некоторым мотивам. Например, сезонная лирика – это набор эмоций, который связан с данным сезоном. Лучшим сезоном считалась весна. В отличие от Пушкина, который мог написать, что весной грязь и т.д., средневековый поэт этого сделать не мог.

Как достигается единство личности?

Несмотря на то, что лирический субъект связан с автором, позднее стали говорить, что авторская личность – это прототип для лирического субъекта. Собственный душевный, эмоциональный опыт претворяется в лирике. Но между переживаниями личными и лирическими есть дистанция, так как лирические должны быть обобщены.

Достигается это:

  1.  Отбором темы. Есть почти однотемные поэты (например: для Тютчева – это философская лирика).
  2.  Единством построения, мироотношением.
  3.  Лирическим героем.  Термин лирический герой впервые употребил Тынянов в статье по случаю смерти Блока. Потом понятие было разработано другими учеными такими как, например, Гинзбург. Тынянов имел в виду, что это явление не всеобщее, а встречается у некоторых писателей; когда лирический субъект наделяется определенным характером, психикой, чертами авторской внешности; и рисуется он как личность, выражающая свою эпоху. У Маяковского циклы и книги ощущаются как жизненные этапы поэта. Он описывает себя в стихотворениях, в отличие, например, от Тютчева. Характеристику, не детальную, но он дает (герой у него – современный, новый человек). То же самое у Ахматовой, которая описывает интимный мир ее современницы, а также вкладывает в ее образ свои черты – челку, узкую юбку. Есенин тоже наделяет героя своими чертами: «на затылке кепи». Хотя внешность и отождествляется, но лирический герой строится как человек, отражающий свое время. За понятием лирического героя стоит нечто более сложное, чем отражение авторской судьбы. Это авторская личность, но преломленная.

И мир, и события в лирике представлены не как в повествовании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10259. Філософія права: деякі наукознавчі аспекти 69 KB
  Філософія права: деякі наукознавчі аспекти Сучасний період розвитку українського суспільствознавства зокрема правознавства відзначається розширенням та інтенсифікацією досліджень з філософії права. Проявами цього є низка нових публікацій з цієї проблематики за...
10260. Роль философии права в изучении юриспруденции в Италии 149.81 KB
  О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии В последнее время все чаще можно встретить утверждение о том что обучение студентовюристов стало сегодня гораздо более интенсивным правда знаний при этом они получают гораздо меньше. Суждение довольно ре...
10261. К основному вопросу философии права 97 KB
  К основному вопросу философии права С тех пор как в теоретических исследованиях право стало изучаться с точки зрения философии а уже у Гесиода прозвучало: Следуй всегда закону который среди всех благ является наивысшим никогда не учиняй насилия и особенно с того ...
10262. Философия права и естественное право 81 KB
  А. Основные положения. 1. Философия права и естественное право. Философия права является отраслью философии о человеке т.е. той философии которая имеет целью познать положение человека и человеческой культуры во вселенной и в мировом развитии. Право как и другие ...
10263. Вальденберг. В. О задачах философии права 75 KB
  В. Вальденберг О задачах философии права Поднимая вопрос о задачах какой-нибудь науки мы можем давать этому вопросу двоякого рода постановку. Может быть так что наука существует и существование ее не подлежит никакому спору, но мы сомневаемся что те задачи которые ...
10264. Проблемы буржуазной теории права 129.5 KB
  Проблемы буржуазной теории права: Философия права. М.: ИИИОН 1984. Философия права и её место в системе юридических наук. Обзор По общему признанию западная философия права переживает ныне не лучшие времена. И причины её кризи...
10265. Правовая онтология 694.5 KB
  Правовая онтология 1. Человек как правовое существо Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии учения о бытии гносеологии учения о познании и аксиологии у
10266. Единство и многообразие мировой истории 34 KB
  Единство и многообразие мировой истории 1. Развитие понятия История 2. Единство мировой истории 3. Многообразие мировой истории 4. Роль личности в истории 1. Развитие понятия История История человечества это история множества народов и государств стран и р
10267. Общественное сознание Духовная жизнь 39 KB
  Общественное сознание Духовная жизнь Основными элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Духо