73413

Лирический субъект

Доклад

Литература и библиотековедение

Начиная с эпохи романтизма когда лирика получила почетное место в системе родов сформировалась идея о том что лирический субъект если не равен автору то чрезвычайно к нему близок. Лирический субъект ≠ автору.

Русский

2014-12-15

43.5 KB

0 чел.

35. Лирический субъект.

Лирический субъект

Начиная с эпохи романтизма, когда лирика получила почетное место в системе родов, сформировалась идея о том, что лирический субъект, если не равен автору, то чрезвычайно к нему близок. Романтики считали, что лирическое произведение – это авторское откровение, что авторы строили произведение, намекая на этапы своей жизни.

А. Блок «Снежная масса»:

Хотя Блок и символист, но он сам вводит нас в события личной жизни, создает циклы, посвященные своей биографии.

Если бы стихи выражали только личные переживания, то они были бы никому не нужны. А нужны они, потому что этот опыт созвучен опыту самых разных людей. Это делает лирическое произведение востребованным.

Лирический субъект ≠ автору.

Исторически в течение длительных эпох лирический субъект представлял собой не индивидуальность и не сближался с образом автора.

Литературная лирика вырастает из фольклора. В песенном фольклоре различаются две разновидности: мужской и женский. Во многих этих песнях есть местоимение «я».

Большинство фольклорных песен являются обрядовыми:

  •  Троицкие песни (как правило, женские, потому что в это время гадают девушки)
  •  Свадебные песни – песни невесты (невеста плачет горюет, что расстается с родными, что уходит в чужой дом). Создается впечатление, что это ее чувства, но это не всегда так. Это чувства, которые полагается испытывать невесте по данному обряду. Личность, которая выражает чувства, присутствует, но не индивидуализирована и не совпадает с исполнителем.

Лирический субъект в песенном фольклоре иначе – он формируется обрядом и традиционными представлениями, например, о роли невесты, которую она играет в этом обряде.

Исторически характер лирического субъекта меняется.

На раннем этапе лирический субъект не индивидуализирован. Таким образом, он формировался обрядами или бытовыми ситуациями. Обобщенный образ – его может применять любой человек в соответствующей ситуации. На ранних этапах было приблизительно так же, как в фольклоре, но не в бытовом, а в песенном. Лирический субъект формируется лирическими терминами, возникает в соответствующей культуре. Возникают следующие темы:

  •  любовная тема
  •  религиозная (религиозные стихи)
  •  философская лирика (в литературе Востока: у арабов, в персидской, индийской литературах)

В литературе Востока широк распространена сезонная литература, которая связана с определенными человеческими переживаниями. Очень распространена морализаторская форма (рассуждения, размышления о жизни и жизненных ценностях)

Существуют определенные литературные темы.

Есть определенные способы ее разработки: само чувство, размышление в значительной степени канонизируется. Средства, с помощью которых эти чувства выражаются, уже заранее даны. Таким образом, возникает тема значимости лирического субъекта.

Индия

- была религиозная тема, связанная с тем, что человек разочаровывается в жизни, так как она скоротечна; радости ему больше не нужны. В результате, он остается у разбитого корыта. Ищутся пути внутреннего удовлетворения:

  •  отказ от соблазнов
  •  попытка добиться самодостаточности
  •  негативное отношение к женщинам , так как они сбивают мужчину с его пути

Существует и другая линия:

  •  для субъекта важны радости любви
  •  самой высшей красотой считается женщина
  •  превалирует мысль о том, что жизнь скоротечна, но надо ей радоваться, пока ты молод

И у одного поэта может быть соединено 2 линии:

  •  Мы привыкли, что за лирическим субъектом стоит одно лицо
    •  Но есть человек, который по-своему переживает радость и горе.
    •  Когда делается попытка индивидуализировать и подыскать нового субъекта, встает одна личность, которая проходит разные состояния.
    •  Но в теме нет единой личности, и в каждой теме свой лирический субъект.

В европейской традиции складывается система лирических жанров. Даже в начале 19 в. в русской поэзии существовал набор определенных лирических жанров.

  •  Элегия – стихотворение, которое отличается тематическим постоянством. Это произведение, в котором лирический субъект представлен личностью, глубоко разочарованной в жизни, в любви. Общее настроение – пессимистический взгляд на жизнь.
  •  Анакреонтический жанр – лирические произведения, которые выразились в следующей гамме чувств: скоротечность жизни, но стремление радоваться ей, ловить мгновения. Часто связан с мотивами винопития и женщин.

В начале 19 века появляются гражданские мотивы:

  •  Ода - произведение для выражения высокого гражданского чувства, например, императрице. Пример оды: Державин «Бог» (философская палитра), Пушкин «Вольность»
  •  Дружеское послание – это стихотворения интимного, но не любовного порядка. Это обращение к друзьям. Носит характер свободной болтовни. Общая атмосфера создается светлая и радостная. Широко присутствует в творчестве Пушкина.

У одного поэта могут быть представлены стихотворения, относящиеся к разным жанрам. За всеми темами и переживаниями не было единства личности.

Лирический субъект формируется темой или жанром.

Только лирика Нового времени с началом романтизма отражает путь лирического субъекта как особой личности, которая перерабатывает разные чувства. Эта личность неизменно сопоставляется с автором.

Тема может выбираться по некоторым мотивам. Например, сезонная лирика – это набор эмоций, который связан с данным сезоном. Лучшим сезоном считалась весна. В отличие от Пушкина, который мог написать, что весной грязь и т.д., средневековый поэт этого сделать не мог.

Как достигается единство личности?

Несмотря на то, что лирический субъект связан с автором, позднее стали говорить, что авторская личность – это прототип для лирического субъекта. Собственный душевный, эмоциональный опыт претворяется в лирике. Но между переживаниями личными и лирическими есть дистанция, так как лирические должны быть обобщены.

Достигается это:

  1.  Отбором темы. Есть почти однотемные поэты (например: для Тютчева – это философская лирика).
  2.  Единством построения, мироотношением.
  3.  Лирическим героем.  Термин лирический герой впервые употребил Тынянов в статье по случаю смерти Блока. Потом понятие было разработано другими учеными такими как, например, Гинзбург. Тынянов имел в виду, что это явление не всеобщее, а встречается у некоторых писателей; когда лирический субъект наделяется определенным характером, психикой, чертами авторской внешности; и рисуется он как личность, выражающая свою эпоху. У Маяковского циклы и книги ощущаются как жизненные этапы поэта. Он описывает себя в стихотворениях, в отличие, например, от Тютчева. Характеристику, не детальную, но он дает (герой у него – современный, новый человек). То же самое у Ахматовой, которая описывает интимный мир ее современницы, а также вкладывает в ее образ свои черты – челку, узкую юбку. Есенин тоже наделяет героя своими чертами: «на затылке кепи». Хотя внешность и отождествляется, но лирический герой строится как человек, отражающий свое время. За понятием лирического героя стоит нечто более сложное, чем отражение авторской судьбы. Это авторская личность, но преломленная.

И мир, и события в лирике представлены не как в повествовании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59003. Диктатура Юлія Цезаря 41.5 KB
  Обладнання: карта Стародавнього світу ілюстрації портрети виставка рефератів з теми Диктатура Юлія Цезаря Гай Светоний Транквили Жизнь двенадцати Цезарей В. Пояснення нового матеріалу План Дитячі та юнацькі роки Юлія Цезаря.
59004. Добро і світло в новелах О. Генрі 42 KB
  Генрі блискучий майстер короткого оповідання а його новели маленькі шедеври. Генрі автор монографії про нього новели американського письменника. 2й цикл новели техаського періоду близько ста новел збірка Серце Заходу.
59005. Доброта 42 KB
  Ознайомити з поняттями добро та доброта. Виховувати в учнів бажання творити добро ХІД УРОКУ I. Мудрець сказав: живи добро звершай Та нагород за це не вимагай.
59006. Ave Maria! 56 KB
  Повідомлення теми та мети уроку Учитель. Учитель. Бесіда про молитву Божій Матері живописця Рафаеля Санті та його картину Сікстінська Мадонна Учитель. Учитель.
59007. Екзотична новела Проспера Меріме. Матео Фальконе 37 KB
  Екзотична новела Матео Фальконе написана в 1829 році. Таким чином автор готує нас до знайомства з Матео Фальконе людиною відважною і в той же час небезпечною а початок новели є його передісторією. Розмова на уроці далі присвячена Матео Фальконе його вчинкам...
59008. Екологічне виховання молодших школярів 58 KB
  Ураховуючи завдання та мету курсу я намагаюсь пробудити в учнів занепокоєність станом природи їхнього безпосереднього оточення і планети в цілому а також ініціюю екологічне мислення та поведінку в повсякденному житті.
59009. Жінки в історії України 77.5 KB
  Можна навести чималий список жінок, які прославляли рідну землю. Це поетеси Леся Українка та Ліна Костенко, художниця Катерина Білокур, співачки Раїса Кириченко та Ніна Матвієнко, актори Соломія Крушельницька та Наталія Ужвій і багато-багато інших.
59010. Жанрова своєрідність та мова Вибраних місць із листування з друзями М. В. Гоголя 47.5 KB
  І Гоголь хоча й сам переживав важку кризу ретельно відповідав усім хто писав йому: Стоит только хорошенько выстрадаться самому как уже все страдающие становятся тебе понятны и почти знаешь что нужно сказать им. Починає Вибрані місця із листування з друзями передмова в якій Гоголь пояснює чому він вирішив написати цю книгу.
59011. Жанр танка в ліриці Ісікава Такубоку 103 KB
  За деякими японськими джерелами днем народження Такубоку вважається 20 лютого 1886 року дата реєстрації його народження. Ісікава прізвище поета Такубоку літературний псевдонім. Такубоку був першим і єдиним хлопчиком у родині.