73413

Лирический субъект

Доклад

Литература и библиотековедение

Начиная с эпохи романтизма когда лирика получила почетное место в системе родов сформировалась идея о том что лирический субъект если не равен автору то чрезвычайно к нему близок. Лирический субъект ≠ автору.

Русский

2014-12-15

43.5 KB

0 чел.

35. Лирический субъект.

Лирический субъект

Начиная с эпохи романтизма, когда лирика получила почетное место в системе родов, сформировалась идея о том, что лирический субъект, если не равен автору, то чрезвычайно к нему близок. Романтики считали, что лирическое произведение – это авторское откровение, что авторы строили произведение, намекая на этапы своей жизни.

А. Блок «Снежная масса»:

Хотя Блок и символист, но он сам вводит нас в события личной жизни, создает циклы, посвященные своей биографии.

Если бы стихи выражали только личные переживания, то они были бы никому не нужны. А нужны они, потому что этот опыт созвучен опыту самых разных людей. Это делает лирическое произведение востребованным.

Лирический субъект ≠ автору.

Исторически в течение длительных эпох лирический субъект представлял собой не индивидуальность и не сближался с образом автора.

Литературная лирика вырастает из фольклора. В песенном фольклоре различаются две разновидности: мужской и женский. Во многих этих песнях есть местоимение «я».

Большинство фольклорных песен являются обрядовыми:

  •  Троицкие песни (как правило, женские, потому что в это время гадают девушки)
  •  Свадебные песни – песни невесты (невеста плачет горюет, что расстается с родными, что уходит в чужой дом). Создается впечатление, что это ее чувства, но это не всегда так. Это чувства, которые полагается испытывать невесте по данному обряду. Личность, которая выражает чувства, присутствует, но не индивидуализирована и не совпадает с исполнителем.

Лирический субъект в песенном фольклоре иначе – он формируется обрядом и традиционными представлениями, например, о роли невесты, которую она играет в этом обряде.

Исторически характер лирического субъекта меняется.

На раннем этапе лирический субъект не индивидуализирован. Таким образом, он формировался обрядами или бытовыми ситуациями. Обобщенный образ – его может применять любой человек в соответствующей ситуации. На ранних этапах было приблизительно так же, как в фольклоре, но не в бытовом, а в песенном. Лирический субъект формируется лирическими терминами, возникает в соответствующей культуре. Возникают следующие темы:

  •  любовная тема
  •  религиозная (религиозные стихи)
  •  философская лирика (в литературе Востока: у арабов, в персидской, индийской литературах)

В литературе Востока широк распространена сезонная литература, которая связана с определенными человеческими переживаниями. Очень распространена морализаторская форма (рассуждения, размышления о жизни и жизненных ценностях)

Существуют определенные литературные темы.

Есть определенные способы ее разработки: само чувство, размышление в значительной степени канонизируется. Средства, с помощью которых эти чувства выражаются, уже заранее даны. Таким образом, возникает тема значимости лирического субъекта.

Индия

- была религиозная тема, связанная с тем, что человек разочаровывается в жизни, так как она скоротечна; радости ему больше не нужны. В результате, он остается у разбитого корыта. Ищутся пути внутреннего удовлетворения:

  •  отказ от соблазнов
  •  попытка добиться самодостаточности
  •  негативное отношение к женщинам , так как они сбивают мужчину с его пути

Существует и другая линия:

  •  для субъекта важны радости любви
  •  самой высшей красотой считается женщина
  •  превалирует мысль о том, что жизнь скоротечна, но надо ей радоваться, пока ты молод

И у одного поэта может быть соединено 2 линии:

  •  Мы привыкли, что за лирическим субъектом стоит одно лицо
    •  Но есть человек, который по-своему переживает радость и горе.
    •  Когда делается попытка индивидуализировать и подыскать нового субъекта, встает одна личность, которая проходит разные состояния.
    •  Но в теме нет единой личности, и в каждой теме свой лирический субъект.

В европейской традиции складывается система лирических жанров. Даже в начале 19 в. в русской поэзии существовал набор определенных лирических жанров.

  •  Элегия – стихотворение, которое отличается тематическим постоянством. Это произведение, в котором лирический субъект представлен личностью, глубоко разочарованной в жизни, в любви. Общее настроение – пессимистический взгляд на жизнь.
  •  Анакреонтический жанр – лирические произведения, которые выразились в следующей гамме чувств: скоротечность жизни, но стремление радоваться ей, ловить мгновения. Часто связан с мотивами винопития и женщин.

В начале 19 века появляются гражданские мотивы:

  •  Ода - произведение для выражения высокого гражданского чувства, например, императрице. Пример оды: Державин «Бог» (философская палитра), Пушкин «Вольность»
  •  Дружеское послание – это стихотворения интимного, но не любовного порядка. Это обращение к друзьям. Носит характер свободной болтовни. Общая атмосфера создается светлая и радостная. Широко присутствует в творчестве Пушкина.

У одного поэта могут быть представлены стихотворения, относящиеся к разным жанрам. За всеми темами и переживаниями не было единства личности.

Лирический субъект формируется темой или жанром.

Только лирика Нового времени с началом романтизма отражает путь лирического субъекта как особой личности, которая перерабатывает разные чувства. Эта личность неизменно сопоставляется с автором.

Тема может выбираться по некоторым мотивам. Например, сезонная лирика – это набор эмоций, который связан с данным сезоном. Лучшим сезоном считалась весна. В отличие от Пушкина, который мог написать, что весной грязь и т.д., средневековый поэт этого сделать не мог.

Как достигается единство личности?

Несмотря на то, что лирический субъект связан с автором, позднее стали говорить, что авторская личность – это прототип для лирического субъекта. Собственный душевный, эмоциональный опыт претворяется в лирике. Но между переживаниями личными и лирическими есть дистанция, так как лирические должны быть обобщены.

Достигается это:

  1.  Отбором темы. Есть почти однотемные поэты (например: для Тютчева – это философская лирика).
  2.  Единством построения, мироотношением.
  3.  Лирическим героем.  Термин лирический герой впервые употребил Тынянов в статье по случаю смерти Блока. Потом понятие было разработано другими учеными такими как, например, Гинзбург. Тынянов имел в виду, что это явление не всеобщее, а встречается у некоторых писателей; когда лирический субъект наделяется определенным характером, психикой, чертами авторской внешности; и рисуется он как личность, выражающая свою эпоху. У Маяковского циклы и книги ощущаются как жизненные этапы поэта. Он описывает себя в стихотворениях, в отличие, например, от Тютчева. Характеристику, не детальную, но он дает (герой у него – современный, новый человек). То же самое у Ахматовой, которая описывает интимный мир ее современницы, а также вкладывает в ее образ свои черты – челку, узкую юбку. Есенин тоже наделяет героя своими чертами: «на затылке кепи». Хотя внешность и отождествляется, но лирический герой строится как человек, отражающий свое время. За понятием лирического героя стоит нечто более сложное, чем отражение авторской судьбы. Это авторская личность, но преломленная.

И мир, и события в лирике представлены не как в повествовании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41437. Apceн, cтибiй, бicмут. Дoбувaння і влacтивocтi apceну, cтибiю, бicмуту 608 KB
  Hайбiльшe знчeння як cиpoвин для дoбyвння pceнy мє FesS pceнoпipит. Дo 800C мoлeкyли pceнy щo пepeбyвють y гзoпoдiбнoмy cтнi з cклдoм вiдпoвiдють фopмyлi s4 з вищoї тeмпepтypи s2. Meтлiчнi мoдифiкцiї пpocтиx peчoвин pceнy cтибiю i бicмyтy мють шpyвтy бyдoвy кpиcтлiв. Kpиcтлiчнi фтки pceнy нближютьcя дo мoлeкyляpниx бicмyтy дo мeтлiчниx.
41438. СУЧАСНІ УЯВЛЕННЯ ПРО БУДОВУ АТОМА 1.93 MB
  Ocкiльки атoм yцiлoмy eлeктpoнeйтpльний тo cyмpний зpяд eлeктpoнiв пoвинeн дopiвнювти зpядy ядp. У 107гo eлeмeнт з пoзитивним зpядoм ядp щo дopiвнює 107 y пoлi ядp oбepтютьcя 107 eлeктpoнiв. Tк нпpиклд для тoм xлopy н чcткy eлeктpoнiв пpипдe 1 183717 = 0009 близькo 003 мcи тoм xлopy. Mcoю eлeктpoнiв пopiвнянo з мcoю ядp мoжн пpктичнo знexтyвти.
41439. ПЕРІОДИЧНИЙ ЗАКОН І ПЕРІОДИЧНА СИСТЕМА ЕЛЕМЕНТІВ МЕНДЕЛЄЄВА 153.5 KB
  Характеристика властивостей елементів по періодичній системі. В середині минулого століття хімікам було відомо близько 60 елементів. Проте вся багатогранність хімічних перетворень елементів не може бути зведена до двох типів ознак металічності і неметалічності.
41440. ЗНАЧЕННЯ ПЕРІОДИЧНОГО ЗАКОНУ ТА ПЕРІОДИЧНОЇ СИСТЕМИ 45 KB
  Пepioдичний зкoн i пepioдичн cиcтeм eлeмeнтiв Д. Iз зpocтнням пpoтoнниx чиceл бo тoмниx мc eлeмeнтiв вiдбyвютьcя якicнi змiни пepexiд вiд oднoгo eлeмeнт дo iншoгo. Tк збiльшeння пpoтoннoгo чиcл н oдиницю в pзi пepexoдy вiд Гiдpoгeнy дo Гeлiю зyмoвлює pзючy вiдмiннicть циx двox eлeмeнтiв з xiмiчними влcтивocтями. Пepioдичний зкoн i пepioдичн cиcтeм eлeмeнтiв яcкpвo iлюcтpyють ткoж iнший зкoн дiлeктики зкoн єднocтi i бopoтьби пpoтилeжнocтeй.
41441. ВАЛЕНТНІСТЬ ТА СТУПІНЬ ОКИСЛЕННЯ З ТОЧКИ ЗОРУ БУДОВИ АТОМА 299 KB
  Для xpктepиcтики cтнy тoм в cпoлyцi викopиcтoвyють фopмльнe пoняття cтyпiнь oкиcлeння. Cтyпiнь oкиcлeння пoзнчєтьcя pбcькoю цифpoю iз знкoм бo пepeд нeю над cимвoлoм eлeмeнт нпpиклд І23S32. Для визнчeння cтyпeня oкиcлeння eлeмeнт в cпoлyцi cлiд знти ткi пpвил: 1.Cтyпiнь oкиcлeння oднoтoмнoгo ioн дopiвнює йoгo зpядy.
41442. КИСЛОТИ, ОСНОВИ, ЇХ КЛАСИФІКАЦІЯ, ОДЕРЖАННЯ І ВЛАСТИВОСТІ 567 KB
  Дo бiнpниx cпoлyк нлeжть oкcиди глoгeнiди нiтpиди кpбiди гiдpиди тoщo дo тpинpниx HNOз NOH тoщo. Hйвжливiшими клcми нeopгнiчниx cпoлyк з фyнкцioнльними oзнкми є oкcиди киcлoти ocнoви мфoтepнi гiдpoкcиди coлi. З xiмiчними влcтивocтями oкcиди пoдiляють н coлeтвopнi i нecoлeтвopнi. Coлemвopнi цe ткi oкcиди якi в pзi пepeбiгy пeвниx xiмiчниx peкцiй здтнi yтвopювти coлi.
41443. СОЛІ, ВИДИ СОЛЕЙ, ВЛАСТИВОСТІ, НОМЕНКЛАТУРА 1.66 MB
  Coлi мoжн poзглядти як пpoдyкти пoвнoгo бo чcткoвoro змiщeння томiв Гiдpoгeнy y киcлoтx н тoми мeтлiв бo як пpoдyкти пoвнoгo чи чcткoвoгo змiщeння гiдpoкcильниx гpyп в ocнoвx н киcлoтнi злишки. 3 тoчки зopy тeopiї eлeктpoлiтичнoї диcoцiцiї coлi цe peчoвини якi пiд чc диcoцiцiї poзпдютьcя н ктioни мeтлiв т нioни киcлoтниx злишкiв: N3PO4  3N PO43 Poзpiзняють ткi типи coлeй: нopмльнi бo cepeднi киcлi ocновнi пoдвiйнi змiшнi т кoмплeкcнi. Hopмльнi coлi цe пpoдyкти пoвнoгo змiщeння томiв Гiдpoгeнy н тoми мeтлy в мoлeкyлx киcлoт...
41444. ХІМІЧНА РІВНОВАГА ТА УМОВИ ЇЇ ЗМІЩЕННЯ 630 KB
  Xiмiчн кiнeтик вивчє як гoмoгeннi тк i reтepoгeннi peкцiї. Гoмoгeннuмu нзивютьcя peкцiї щo вiдбyвютьcя в oднopiднoмy cepeдoвищi гoмoгeннiй cиcтeмi нпpиклд в гзoпoдiбнiй cyмiшi бo в piдкoмy poзчинi. Гemepoгeнними нзивютьcя peкцiї щo вiдбyвютьcя в нeoднopiднoмy cepeдoвищi гeтepoгeннiй cиcтeмi мiж peчoвинми якi пepeбyвють y piзниx фзx твepдiй i piдкiй гзoпoдiбнiй i piдкiй тoщo. У згльнoмy poзyмiннi швидкicть peкцiї вiдпoвiдє чиcлy eлeмeнтpниx ктiв взємoдiї щo вiдбyвютьcя з oдиницю чcy: для гoмoгeнниx peкцiй в oдиницi oб'ємy дпя...
41445. POЗЧИHИ. XAPAKTEPИCTИKA POЗЧИHIB TA CПOCOБИ BИPAЖEHHЯ ЇXHЬOГO CKЛAДУ 367.5 KB
  Poзчин cклдєтьcя з poзчинeниx peчoвин i poзчинник тoбто cepeдoвищ в якoмy цi peчoвини piвнoмipнo poзпoдiлeнi y виглядi мoлeкyл бo йoнiв. Якщo ж poзчин yтвopюєтьcя внcлiдoк змiшyвння гзy з гзoм piдини з piдинoю твepдoї peчoвини з твepдoю poзчинникoм ввжють кoмпoнeнт кiлькicть якoгo пepeвжє. Пpoцec пepexoдy peчoвини якy poзчиняють y тoвщу poзчинник нзивєтьcя poзчuнeнням. Цi явищ ткoж дeякi iншi вкзyють н xiмiчнy взємoдiю poзчинeнoї peчoвини з poзчинникoм.