73414

Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа

Доклад

Литература и библиотековедение

Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Жанровые каноны Все жанры средневековой и древней литературы а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему которая членилась на подсистему: Самым главным признаком была иерархия жанров.

Русский

2014-12-15

38 KB

1 чел.

36. Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа.

Уже Аристотель вводит классификацию поэзии (в то время была художественная словесность). В позднюю античную эпоху существовал античный роман. Но все произведения были в стихах: и эпос, как например,  эпические поэмы Гомера; и драма (прежде всего трагедия); и хвалебные песни в честь богов). Словесность была преимущественно стихотворной. Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Все это существовало в устном виде. Уже Платон различал три вида поэзии, как и Аристотель. Он классифицировал поэзию по принципу, чей голос мы слышим:

  1.  Когда слышится только голос поэта или исполнителя. Например: дифирамб (хоровая песня в честь Бога Диониса).
  2.  Когда слышится и голос повествующего, и голоса персонажей. Это эпос.
  3.  Слышатся голоса только подражающих лиц. Это драма.

Трагедия – это драматический жанр, который формировался в Древней Греции в 5 в. до н.э. (Софокл, Эсхил). Трагедия имела жесткие формальные признаки:

  •  трагедия была стихотворной
  •  трагедия предполагала участие хора
  •  членение трагедии определялось выступлением хора
  •  сюжет трагедии развивается от завязки к перипетии

Жанровые признаки более стабильны в традиционной литературе.

Жанровые каноны

  1.  Все жанры средневековой и древней литературы, а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему, которая членилась на подсистему:
    1.  Самым главным признаком была иерархия жанров. Они делились на высокие, средние и низкие. Высокие жанры играли большую роль. Это иерархическое членение опиралось на следующие моменты:
      1.  к какому жанру отнести
      2.  какой срез действительности изображает жанр

Жанры высокой литературы отображают жизнь высокой части общества (иногда их называли придворными жанрами).

Средние жанры – это жанры городской литературы.

Но иерархия соблюдалась и в подсистеме. Ставился вопрос: какой аудитории предназначается жанр? Авторы высокого стиля ориентируются на высокого потребителя: на образованного человека с изощренными требованиями, с высокими запросами и с высоким вкусом.

Жанры до Нового времени иногда назывались каноническими (традиционными).

Отличие античных жанров от современных заключается в следующем:

  1.  В традиционной литературе существовала чрезвычайная твердость жанровых признаков:
    1.  Диктат жанра был очень высок.
    2.  Автор должен был соответствовать нормам формы.
    3.  Всякое отступление от жанра считалось недостатком.
  2.  Жанры в традиционной литературе находятся в жесткой системе:
    1.  Система ограничивается иерархически.
    2.  Литература разбивается на некоторые слои:
      1.  Высокая (придворная). Поэтам до Нового времени очень важно было получать место при дворе. При дворе существовали литературные кружки. На Востоке автор при дворе имел сан. Богатые тоже утраивают жизнь, как при дворе. Высокие жанры изображают высокий мир: рыцарей, царей, жизнь двора. Такие произведения насыщены высокой моралью. В них рисуется картина высокого эстетического мира, далекого от бытовых вопросов. Эти жанры чуждаются быта.
      2.  Городская литература. Ее герой – горожанин (купец, ремесленник). В арабской литературе героем городской литературы мог быть бродячий поэт.
      3.  Фольклорная литература (для крестьян)
      4.  Религиозная литература (ее статус в иерархии не очень определен). В центре ее – монастырь и духовное лицо. Существовали просто религиозные жанры. А также были религиозные жанры, которые существовали на границе с художественной литературой (жития). Существовала религиозная лирика.

Каждое сословие обладало своей словесностью. И разные литературы отражали свое сословие.

Важно также, как литература относится к изображаемому миру: серьезно или с юмором:

  •  Городская литература и фольклор могут изображать рыцарей, религиозных лиц, но с насмешкой.
  •  В высокой литературе эпическая поэма стояла выше рыцарского романа.
  •  В религиозной литературе произведения, говорящие о существенности религии (проповедь и т.д.), стояли выше жития святых.
  •  Чем серьезнее жанр, тем выше он стоит в иерархии.
  •  В городской литературе были очень распространены смеховые жанры. Одним из самых популярных жанров была повестушка, похожая на анекдот. На Востоке такие герои, высмеивающие что-либо, становятся героями целых циклов.
  •  Чем в произведении больше вымысла, тем ниже его статус.

Вся жанровая система производит впечатление чрезвычайной дробности. Это положение продолжается практически до 18 в. Гуалу (деятель классицизма) рисует всю эту систему, но без религиозной литературы. Какие-то жанры он вообще исключает, например, он отказывается рассматривать роман. В 18 в. только в Европе эта система и ее иерархичность начинают расшатываться, т.к. начинается переход к Новому времени. Размывание этой иерархии больше всего заметно в драме. В драме четко размежеваются 2 жанра: серьезный, который тяготеет к религии и традициям; и смеховой (фарсовый). В Японии в 14 в. появляется театр «Но», в котором тоже выделяются серьезное и смеховое (кёгэн).

В Европе к серьезным жанрам относятся мистерия (в них описываются эпизоды Евангелия, связанные со смертью Христа), миракли (написаны на основе житийных сюжетов, являющие чудеса) и т.д. Но также популярны и фарсовые жанры. В античную эпоху было создано 2 основных жанра: трагедия (обрядовая, ритуальная драма) и комедия. Более высокий статус трагедии создается тем, что она построена на невымышленном сюжете.