73415

Пространство и время в литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Пространство и время в литературе. Реальное время - это время за которое читается книга. Изображаемое время время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.

Русский

2014-12-15

47 KB

24 чел.

21. Пространство и время в литературе.

Изображение времени и пространства

Изображение времени и пространства – это неотъемлемая категория для любой картины мира. Изображение это условно (оно не равно реальному).

Литература демонстрирует чрезвычайно широкие возможности в изображении пространства и времени, которыми не располагают другие искусства.

В отношении изображения времени существуют определенные проблемы. Сам процесс восприятия как литературного, так и сценического произведения  - это процесс, развивающийся во времени. Следовательно, очень хорошо различается контраст реального и изображаемого времен. Реальное время – это время, за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Особенно это очень важно для театра, где процесс восприятия непрерывен.

Пример: «Обломов»

Начало – зрелый Обломов

Сон Обломова (вставка) – возвращение к детству

Конец – смерть Обломова

На последних страницах написано, что между основными страницами и смертью проходит несколько лет. Повествование фрагментарно.

Антракты в театре дают возможность подчеркнуть фрагментарность произведения.

Были попытки сблизить время изображаемое и реальное. Театр классицизма (17 в.) утвердил единство времени – 1 день, в крайнем случае – 24 часа. Классицисты считали, что если события на сцене будут укладываться во время просмотра, то они будут правдоподобнее.

Пример:

Кристли – пьеса «Опасный поворот». События развиваются за несколько часов. Время изображаемое и реальное совпадают. В доме, а именно – в гостиной, одного из персонажей собираются близкие люди. Все веселятся, но неожиданно возникает тема прояснения взаимоотношений. Благодаря воспоминаниям все время удлиняется, воспоминания дают событийность. Один за другим они вступают в разговор, постепенно персонажи раскрываются, что придает пьесе детективность.

Писатель может сжимать время за счет временных пропусков, изъятий с сообщением об этом. Литературное произведение позволяет перемещаться из одного времени в другое, например, из настоящего в прошлое. Для этого существуют специальные приемы. Например: в долгом, но при этом последовательном сне Обломова, который содержит много деталей – даются события настоящего времени, а потом делается врезка картин прошлого. Происходит перемежевание настоящего и прошлого. Ретроспектива – возвращение из настоящего в прошлое.

Помимо того, что литературное произведение может сжимать время, оно также может его и удлинять. Это связано с наличием временных измерений – реального, измерения постижения (чтение) и изображаемого. Пример: серия севастопольских романов Толстого. Описывается смерть одного из героев (в него попал снаряд), и за 1 секунду он видит события своей жизни, но дается это на 1,5 страницы. Время здесь растягивается.

Изображаемое время соотносится с реальным, может играть разное время, может отражать воспоминания.

Время имеет определенные характеристики:

  1.  действия приурочены к различным временам суток, года.
  2.  историческая характеристика (время событий, эпоха)
    •  существуют различные модификации, которые хорошо заметны, если их прослеживать на большом материале. Пример: Древняя литература и литература Средневековья (трагедия о Мухаммеде относится к древней эпохе, но время в ней лишено примет исторического прошлого, а также национальных примет; она не отражает спецификацию быта, отношений, реалий)

Местный колорит – воспроизведение национальной исторической специфики.

Вальтер Скотт. С помощью реалий (обычаев, одежды, утвари, интерьера) изображает историческую эпоху. Надо отметить, что пейзаж у него перестал быть безликим, а изображен именно как шотландский.

Литература Древности и Средневековья (до конца 18 в.) использует исторические сюжеты, материалы, но не восприятие исторической специфики. А современный роман без этого немыслим.

Пространство и время пересекаются. Пространство меняется. Благодаря этому становится понятно, что меняется и время.

Местный колорит предполагает изображение национальной и исторической специфики.

М.М. Бахтин был убежден, что пространство и время – категории пересекающиеся. Он ввел термин хронотоп – время пространства (нельзя их отделять).

Время заполняется событиями, а пространство – предметами.

Существуют литературные произведения, где пространство выглядит разреженным (т.е. в нем мало предметов). Когда событий происходит много, то время течет быстро. В авантюрных романах время насыщено событиями (особенности авантюрного времени). У Достоевского события тоже следуют быстро – одно за другим.

Когда событий мало или они из разряда повторяющихся, то это ощущается как очень медленное течение времени.

Время бывает событийным и бессобытийным.

Современная литература практически не изображает бессобытийное время.

Ранняя литература тяготела к изображению очень ярких, значительных событий, она не уделяла внимания бессобытийному времени. А реализм открывает для литературы бессобытийное время обыденной жизни: появляются описания, суммарно повторяющиеся действия в жизни персонажей.

Чехов «Ионыч»:

1 часть – действия событийные, которые могут быть будущими воспоминаниями, самые значительные события (романтика с девушкой).

2 часть – суммарное изображение, как протекает жизнь (рассказывается, что он был алчным, жадным, толстым) – это бессобытийное время.

Пушкин «Евгений Онегин»

  •  начинается с обобщения уклада жизни Онегина (описывается его 1 день в Петербурге, описывается жизнь в деревне), описание которого как бы заполняет события, но они каждый день повторяются, поэтому описываются суммарно – бессобытийное время.

Существенные события описываются не суммарно, а подробно.

Бессобытийное время описывает бытовое время, поэтому оно хроникально.

Пространство и любые пространственные категории (город, деревня) могут быть описаны своеобразно или как любое пространство.

В ранней литературе пейзаж для одной культуры всегда одинаковый, внутри соответствующей культуры нет специфики. Главным различием в ней является описание времени года и времени суток.

Город в ранней литературе.

В «1000 и 1 ночи» описывается Багдад, но если действие будет перенесено в другой город, то описание все равно не изменится. Город будет все равно описываться по канонам.

Образ города появляется только при появлении желания изобразить специфику. Но все же не вся современная литература переходит на конкретику изображения.

Брехт «Добрый человек из Сынчуаня»

- он игнорирует специфику времени и пространства специально, т.к. это могло случиться в любом месте, в любое время.

- Брехт хочет сказать своими притчами, что они вечные

Существует изображение в литературе, которое не называется вообще (например, город N).

- у Достоевского в «Братьях Карамазовых» действие происходит в вымышленном городе

- в «Бесах» город не называется вообще

- хотя в «Преступлении и наказании» события происходят в Петербурге

- и в «Бесах» и в «Братьях Карамазовых» городам придаются все черты среднерусского провинциального города

Например, в латиноамериканской литературе часто появляются вымышленные города, штаты, страны.

Фолкнер

- действие происходит в вымышленном штате, но в нем указываются черты южно-американских штатов.

Маркес

- Маконд – вымышленная страна; но жизнь героев, система отношений очень близка к южно-американским штатам

Художественной задачей является желание дать обобщенный образ некоторого места.

Для чего нужна трансформация этих категорий?

Булгаков «Мастер и Маргарита»

- 2 времени, существующих параллельно (Евангельское и московское)

- 3 пространства (Москва, Ершалаим, мифологическое пространство Воланда) тоже существуют параллельно, пересекаются друг с другом

Пространственные координаты.

В «Евгении Онегине» движение начинается со встречи Евгения и Татьяны. Дом – это место, где завязывается любовь, беседы.

Во французской литературе 19 в. (Бальзак) центром, где завязываются отношения, становится светская гостиная, где собирается высшее общество. Во второй половине 19 в. (Чехов) тяготеют к тому, чтобы сделать местом действия провинциальный городок.

Пространство, где происходит действие, не безразлично в основе сюжета. Художественное пространство обладает символическим значением. Символика пространственная и временная закладываются в архаических обществах.

Замкнутое пространство – выстраивается дом.

В сказках есть противопоставление незамкнутого пространства и дома. Сюжетная линия начинается вне дома («Красная шапочка»).

Замкнутое пространство может иметь положительное и отрицательное значение.

Положительное:

Дом – пространство замкнутое, но в нем есть уют, дом наполнен любящими людьми.

Отрицательное:

Дом – замкнутое пространство; то, что мешает жить, сковывает; уйти из дома – выйти в широкий мир (характерно для Гоголя).

В «Тарасе Бульбе»: степь, где гуляет казак – место, где и живет человек.

У Булгакова средоточием ценностей является именно дом. Но присутствует и мотив бездомности (Иван Бездомный, Иешуа). В «Мастере и Маргарите» присутствует не дом, а квартира. Образ дома возник в подвале у мастера. Когда он сжигает роман, дом опять становится подвалом.

Лотман считает, что для Булгакова дом не только место уюта, но и место культурное (книги в доме, фортепианная музыка).

Дом старосветских помещиков.

Мир ограничивается ото всего другого. Замкнутый мир, жители которого имеют смутное представление о внешнем мире (сразу за забором; забор - граница). Например, кошечка Пульхерии Ивановны за забором имеет символическое значение – смерть Пульхерии.

В.Распутин (70-е гг. 20 в.): проза. Военная литература начала разрушаться, поэтому хотели сохранить образ деревенской культуры. «Прощание с Матерой»: Матера – остров, в центре которого растет необыкновенное дерево, есть там зверек – хранитель острова, это подчеркивает, что остров – отдельный, особый мир. Символика, присущая времени имеет мифологические, сказочные корни). Разное восприятие разных времен года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48095. Навчально-методичні матеріали. Земельне право 409.5 KB
  В сучасних умовах актуальність цих відносин значно підвищилась у звязку з проведенням земельної реформи приватизації землі прийняттям нового Земельного Кодексу України. Проблеми даної навчальної дисципліни висвітлюються на базі сучасних і нормативних документів: Конституції України Земельного кодексу України Кодексів інших галузей права указів Президента України декретів і постанов Кабінету Міністрів України відомчих нормативних актів що регулюють земельні правовідносини в державі. Джерела земельного права України і їх...
48096. НАЦІОНАЛЬНА ЕКОНОМІКА: ЗАГАЛЬНЕ ТА ОСОБЛИВЕ 2.5 MB
  Теоретичні аспекти виникнення та розвитку науки національної економіки Основоположником науки про національну економіку є німецький економіст Ф. Лістом у вказаній праці можна звести до трьох взаємоповязаних підходів: 1 теорії продуктивних сил; 2 концепції стадійного економічного розвитку; 3 положення про активну економічну роль держави. Вона є результатом попереднього розвитку відкриттів удосконалень традицій досвіду знань. Ліст справедливо відзначає що істинні багатство і добробут нації зумовлюються не кількістю мінових...
48097. Планирование персонала на ОАО «Реал-Моторс» 240.5 KB
  Проблемы усиливается в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую важность приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации.
48098. МЕНЕДЖМЕНТ ЯК СПЕЦИФІЧНА СФЕРА ЛЮДСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 2.97 MB
  Сутність категорій âуправлінняâ та âменеджментâ. Менеджмент як система наукових знань та мистецтво управління. КЛЮЧОВІ СЛОВА: менеджмент управління менеджер організація об'єкт менеджменту суб'єкт менеджменту.
48099. НТФ Комерційний відділ. Опорний конспект лекцій 508.5 KB
  В залежності від обיєкта рекламування розрізняють два види реклами: реклама товару товарна реклама; реклама з метою створення іміджу престижу фірми престижна реклама. Товарна реклама здійснює пропаганду товару інформує покупця про переваги і якості товару. Товарна Престижна Переконуюча Заохочує покупця віддати переваги саме цьому товару. Змінює сприйняття споживачем властивостей товару.
48100. Регіональна економіка 350.5 KB
  В основі вивчення регіональної економіки є дослідження розвитку продуктивних сил що являє собою розподіл за територією трудових ресурсів і засобів виробництва всіх основних компонентів соціальноекономічних відносин. Оскільки РПС розглядається як динамічний стан процесу їх розвитку у просторі і в часі форми зосередження виробничої діяльності постійно змінюються. В процесі вивчення регіонального розвитку визначаються комплексні завдання цієї науки а саме: вивчення ТПП регіонів і їх спеціалізації; вдосконалення внутрішньорегіональних та...
48101. ФІНАНСОВИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.01 MB
  З огляду на це найманого менеджера підприємства іноді розглядають як фінансового посередника. Найбільший вплив на вибір типу фінансової політики підприємства здійснює саме субєктивний фактор тип фінансового менеджера. Унітарне підприємство створюється одним засновником який виділяє необхідне для того майно формує відповідно до закону статутний фонд не поділений на частки паї затверджує статут розподіляє доходи безпосередньо або через керівника який ним призначається керує підприємством і формує його трудовий колектив на засадах...
48102. Техноекологія. Опорний конспект лекцій 368.5 KB
  Контроль забруднення довкілля. Якість вимірювань складу та властивостей об'єктів довкілля та джерел їх забруднення В. Отже антропогенне забруднення атмосфери спричиняється насамперед роботою промислових сільськогосподарських підприємств а також підприємств енергетики автотранспорту тощо що може призвести до таких негативних наслідків: перевищення гранично допустимих концентрацій ГДК багатьох токсичних речовин у містах і населених пунктах; утворення смогу і кислотних дощів; поява парникового ефекту підвищення середньої...
48103. Мікроекономіки. Конспект лекцій 3.63 MB
  Варіації факторів виробництва та оптимум товаровиробника 85 Тема 8. Витрати виробництва 96 Тема 9. Ринок факторів виробництва 155 Тема 13. Він також вважав що багатство створюється в процесі виробництва а розподіл праці конкуренція продуктивність праці ринок підвищують ефективність виробництва.