73415

Пространство и время в литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Пространство и время в литературе. Реальное время -– это время за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.

Русский

2014-12-15

47 KB

15 чел.

21. Пространство и время в литературе.

Изображение времени и пространства

Изображение времени и пространства – это неотъемлемая категория для любой картины мира. Изображение это условно (оно не равно реальному).

Литература демонстрирует чрезвычайно широкие возможности в изображении пространства и времени, которыми не располагают другие искусства.

В отношении изображения времени существуют определенные проблемы. Сам процесс восприятия как литературного, так и сценического произведения  - это процесс, развивающийся во времени. Следовательно, очень хорошо различается контраст реального и изображаемого времен. Реальное время – это время, за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Особенно это очень важно для театра, где процесс восприятия непрерывен.

Пример: «Обломов»

Начало – зрелый Обломов

Сон Обломова (вставка) – возвращение к детству

Конец – смерть Обломова

На последних страницах написано, что между основными страницами и смертью проходит несколько лет. Повествование фрагментарно.

Антракты в театре дают возможность подчеркнуть фрагментарность произведения.

Были попытки сблизить время изображаемое и реальное. Театр классицизма (17 в.) утвердил единство времени – 1 день, в крайнем случае – 24 часа. Классицисты считали, что если события на сцене будут укладываться во время просмотра, то они будут правдоподобнее.

Пример:

Кристли – пьеса «Опасный поворот». События развиваются за несколько часов. Время изображаемое и реальное совпадают. В доме, а именно – в гостиной, одного из персонажей собираются близкие люди. Все веселятся, но неожиданно возникает тема прояснения взаимоотношений. Благодаря воспоминаниям все время удлиняется, воспоминания дают событийность. Один за другим они вступают в разговор, постепенно персонажи раскрываются, что придает пьесе детективность.

Писатель может сжимать время за счет временных пропусков, изъятий с сообщением об этом. Литературное произведение позволяет перемещаться из одного времени в другое, например, из настоящего в прошлое. Для этого существуют специальные приемы. Например: в долгом, но при этом последовательном сне Обломова, который содержит много деталей – даются события настоящего времени, а потом делается врезка картин прошлого. Происходит перемежевание настоящего и прошлого. Ретроспектива – возвращение из настоящего в прошлое.

Помимо того, что литературное произведение может сжимать время, оно также может его и удлинять. Это связано с наличием временных измерений – реального, измерения постижения (чтение) и изображаемого. Пример: серия севастопольских романов Толстого. Описывается смерть одного из героев (в него попал снаряд), и за 1 секунду он видит события своей жизни, но дается это на 1,5 страницы. Время здесь растягивается.

Изображаемое время соотносится с реальным, может играть разное время, может отражать воспоминания.

Время имеет определенные характеристики:

  1.  действия приурочены к различным временам суток, года.
  2.  историческая характеристика (время событий, эпоха)
    •  существуют различные модификации, которые хорошо заметны, если их прослеживать на большом материале. Пример: Древняя литература и литература Средневековья (трагедия о Мухаммеде относится к древней эпохе, но время в ней лишено примет исторического прошлого, а также национальных примет; она не отражает спецификацию быта, отношений, реалий)

Местный колорит – воспроизведение национальной исторической специфики.

Вальтер Скотт. С помощью реалий (обычаев, одежды, утвари, интерьера) изображает историческую эпоху. Надо отметить, что пейзаж у него перестал быть безликим, а изображен именно как шотландский.

Литература Древности и Средневековья (до конца 18 в.) использует исторические сюжеты, материалы, но не восприятие исторической специфики. А современный роман без этого немыслим.

Пространство и время пересекаются. Пространство меняется. Благодаря этому становится понятно, что меняется и время.

Местный колорит предполагает изображение национальной и исторической специфики.

М.М. Бахтин был убежден, что пространство и время – категории пересекающиеся. Он ввел термин хронотоп – время пространства (нельзя их отделять).

Время заполняется событиями, а пространство – предметами.

Существуют литературные произведения, где пространство выглядит разреженным (т.е. в нем мало предметов). Когда событий происходит много, то время течет быстро. В авантюрных романах время насыщено событиями (особенности авантюрного времени). У Достоевского события тоже следуют быстро – одно за другим.

Когда событий мало или они из разряда повторяющихся, то это ощущается как очень медленное течение времени.

Время бывает событийным и бессобытийным.

Современная литература практически не изображает бессобытийное время.

Ранняя литература тяготела к изображению очень ярких, значительных событий, она не уделяла внимания бессобытийному времени. А реализм открывает для литературы бессобытийное время обыденной жизни: появляются описания, суммарно повторяющиеся действия в жизни персонажей.

Чехов «Ионыч»:

1 часть – действия событийные, которые могут быть будущими воспоминаниями, самые значительные события (романтика с девушкой).

2 часть – суммарное изображение, как протекает жизнь (рассказывается, что он был алчным, жадным, толстым) – это бессобытийное время.

Пушкин «Евгений Онегин»

  •  начинается с обобщения уклада жизни Онегина (описывается его 1 день в Петербурге, описывается жизнь в деревне), описание которого как бы заполняет события, но они каждый день повторяются, поэтому описываются суммарно – бессобытийное время.

Существенные события описываются не суммарно, а подробно.

Бессобытийное время описывает бытовое время, поэтому оно хроникально.

Пространство и любые пространственные категории (город, деревня) могут быть описаны своеобразно или как любое пространство.

В ранней литературе пейзаж для одной культуры всегда одинаковый, внутри соответствующей культуры нет специфики. Главным различием в ней является описание времени года и времени суток.

Город в ранней литературе.

В «1000 и 1 ночи» описывается Багдад, но если действие будет перенесено в другой город, то описание все равно не изменится. Город будет все равно описываться по канонам.

Образ города появляется только при появлении желания изобразить специфику. Но все же не вся современная литература переходит на конкретику изображения.

Брехт «Добрый человек из Сынчуаня»

- он игнорирует специфику времени и пространства специально, т.к. это могло случиться в любом месте, в любое время.

- Брехт хочет сказать своими притчами, что они вечные

Существует изображение в литературе, которое не называется вообще (например, город N).

- у Достоевского в «Братьях Карамазовых» действие происходит в вымышленном городе

- в «Бесах» город не называется вообще

- хотя в «Преступлении и наказании» события происходят в Петербурге

- и в «Бесах» и в «Братьях Карамазовых» городам придаются все черты среднерусского провинциального города

Например, в латиноамериканской литературе часто появляются вымышленные города, штаты, страны.

Фолкнер

- действие происходит в вымышленном штате, но в нем указываются черты южно-американских штатов.

Маркес

- Маконд – вымышленная страна; но жизнь героев, система отношений очень близка к южно-американским штатам

Художественной задачей является желание дать обобщенный образ некоторого места.

Для чего нужна трансформация этих категорий?

Булгаков «Мастер и Маргарита»

- 2 времени, существующих параллельно (Евангельское и московское)

- 3 пространства (Москва, Ершалаим, мифологическое пространство Воланда) тоже существуют параллельно, пересекаются друг с другом

Пространственные координаты.

В «Евгении Онегине» движение начинается со встречи Евгения и Татьяны. Дом – это место, где завязывается любовь, беседы.

Во французской литературе 19 в. (Бальзак) центром, где завязываются отношения, становится светская гостиная, где собирается высшее общество. Во второй половине 19 в. (Чехов) тяготеют к тому, чтобы сделать местом действия провинциальный городок.

Пространство, где происходит действие, не безразлично в основе сюжета. Художественное пространство обладает символическим значением. Символика пространственная и временная закладываются в архаических обществах.

Замкнутое пространство – выстраивается дом.

В сказках есть противопоставление незамкнутого пространства и дома. Сюжетная линия начинается вне дома («Красная шапочка»).

Замкнутое пространство может иметь положительное и отрицательное значение.

Положительное:

Дом – пространство замкнутое, но в нем есть уют, дом наполнен любящими людьми.

Отрицательное:

Дом – замкнутое пространство; то, что мешает жить, сковывает; уйти из дома – выйти в широкий мир (характерно для Гоголя).

В «Тарасе Бульбе»: степь, где гуляет казак – место, где и живет человек.

У Булгакова средоточием ценностей является именно дом. Но присутствует и мотив бездомности (Иван Бездомный, Иешуа). В «Мастере и Маргарите» присутствует не дом, а квартира. Образ дома возник в подвале у мастера. Когда он сжигает роман, дом опять становится подвалом.

Лотман считает, что для Булгакова дом не только место уюта, но и место культурное (книги в доме, фортепианная музыка).

Дом старосветских помещиков.

Мир ограничивается ото всего другого. Замкнутый мир, жители которого имеют смутное представление о внешнем мире (сразу за забором; забор - граница). Например, кошечка Пульхерии Ивановны за забором имеет символическое значение – смерть Пульхерии.

В.Распутин (70-е гг. 20 в.): проза. Военная литература начала разрушаться, поэтому хотели сохранить образ деревенской культуры. «Прощание с Матерой»: Матера – остров, в центре которого растет необыкновенное дерево, есть там зверек – хранитель острова, это подчеркивает, что остров – отдельный, особый мир. Символика, присущая времени имеет мифологические, сказочные корни). Разное восприятие разных времен года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41669. Теорія множин 224.99 KB
  Об'єкти що складають множини називаються елементами і позначаються малими буквами латинського алфавіту. алфавіту А B C B А Букви російського алфавіту АВ С А А В SCI код А B C А В А C Цілі числа 0. алфавіту C B C B Букви російського алфавіту B C B C SCI код C B B C Цілі числа 0. алфавіту C B C B Букви російського алфавіту А В Δ C А C SCI код А В C B Δ А Цілі числа 0.
41671. Снятие ВАХ полупроводникового диода 100.29 KB
  Обратный ток диода значительно меньше прямого тока обратите внимание на различный масштаб измерения для прямого и обратного тока. Снимите последовательно зависимость Inp=fUnp а затем Iобр=fUo6p для диода. Полученные данные округлённые до сотых значений ампера при прямом включении и до десятых мкА при обратном включении диода занесите в таблицу 1.
41672. Определение электротехнических характеристик автомобильных кислотных аккумуляторных батарей 94.94 KB
  Характеристики АБ: 1 Марка АБ 2 Год выпуска 3 Материал моноблока 4 Материал сепараторов 5 Объем электролита л 6 Количество положительных пластин шт 7 Количество отрицательных пластин шт 8 Масса кг 9 Устанавливается на автомобиле 10 Емкость АБ Ач 11 Номинальное напряжение В 12 Максимальный разрядный ток А 13 Фирма изготовитель Характеристики АБ дать по справочной литературе для АБ. Комплект приборов и инструмента Э401 для ТО АБ обеспечивает проведение следующих операций: измерение уровня электролита в аккумуляторах ...
41673. Ознакомление со средой Autocad 2010 3.14 MB
  Интерфейс начальной настройки utoCD 2010 Ранние версии начиная с utoCD 2002 по utoCD 2008 включительно представляло интерфейс рабочего пространства в классическом виде которое представлено на рис. Рисунок 2 – Классический вид рабочего окна utoCD 2010 Предлагается рассмотреть вид классического интерфейса окна программы. 3 приведена верхняя часть окна Рисунок 3 – Строка заголовка строка меню панель быстрого вызова Рисунок 4 – Окно работы с файлом Данное окно вызывается нажатием на после чего выпадает окно представленное на...
41674. Исследование типовых звеньев 193.53 KB
  3 Контрольные вопросы: Что такое передаточная функция Что такое переходная характеристика Что такое импульсная разгонная характеристика Как параметры каждого типового звена влияют на переходные характеристики системы Назовите основные типовые динамические звенья их передаточные и переходные функции. Что такое характеристическое уравнение Что такое нули и полюса передаточной функции Как их найти Какие показатели качества САР можно определить по переходной характеристике Таблица 1.3 Контрольные вопросы: Что такое передаточная...
41675. ФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 60.28 KB
  Исходные данные: Грузоподъемность автомобиля q т Время в наряде Т ч Коэффициент использования грузоподъемсти γ Коэффициент использования пробега β Время постоя под загрузкойразгрузкой t зрч Техническая скорость Vт км ч 10 8 08 09 02 45 Расчетные формулы: Расчет суточной производительности автомобиля Q в тоннах и P в тоннокилометрах производится по следующим формулам: где: Tн– время работы автомобиля в наряде; vт – средняя техническая cкорость движения автомобиля км ч; qн номинальная...
41676. Исследование однофазного трансформатора 228.47 KB
  Методическое указание Самара Самарский государственный технический университет 2008 Печатается по решению Редакционноиздательского совета СамГТУ УДК621 313 Исследование однофазного трансформатора: метод. Содержат практические рекомендации по экспериментальным методам определения основных характеристик однофазного трансформатора по обработке опытных данных и оформлению отчетов а также контрольные вопросы. Такое изменение или трансформация переменного тока...
41677. Основы работы в MS Excel 192.46 KB
  Знакомство с приложением MS Excel. Приобретение элементарных навыков работы в среде пакета. Ввод и редактирования данных. Основные принципы ввода и редактирования данных изложены во многих книгах по основам работы в MS Excel [3]. Рассмотрим работу в среде пакета на конкретном примере.