73415

Пространство и время в литературе

Доклад

Литература и библиотековедение

Пространство и время в литературе. Реальное время - это время за которое читается книга. Изображаемое время время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.

Русский

2014-12-15

47 KB

26 чел.

21. Пространство и время в литературе.

Изображение времени и пространства

Изображение времени и пространства – это неотъемлемая категория для любой картины мира. Изображение это условно (оно не равно реальному).

Литература демонстрирует чрезвычайно широкие возможности в изображении пространства и времени, которыми не располагают другие искусства.

В отношении изображения времени существуют определенные проблемы. Сам процесс восприятия как литературного, так и сценического произведения  - это процесс, развивающийся во времени. Следовательно, очень хорошо различается контраст реального и изображаемого времен. Реальное время – это время, за которое читается книга. Изображаемое время – время в произведении. Особенно это очень важно для театра, где процесс восприятия непрерывен.

Пример: «Обломов»

Начало – зрелый Обломов

Сон Обломова (вставка) – возвращение к детству

Конец – смерть Обломова

На последних страницах написано, что между основными страницами и смертью проходит несколько лет. Повествование фрагментарно.

Антракты в театре дают возможность подчеркнуть фрагментарность произведения.

Были попытки сблизить время изображаемое и реальное. Театр классицизма (17 в.) утвердил единство времени – 1 день, в крайнем случае – 24 часа. Классицисты считали, что если события на сцене будут укладываться во время просмотра, то они будут правдоподобнее.

Пример:

Кристли – пьеса «Опасный поворот». События развиваются за несколько часов. Время изображаемое и реальное совпадают. В доме, а именно – в гостиной, одного из персонажей собираются близкие люди. Все веселятся, но неожиданно возникает тема прояснения взаимоотношений. Благодаря воспоминаниям все время удлиняется, воспоминания дают событийность. Один за другим они вступают в разговор, постепенно персонажи раскрываются, что придает пьесе детективность.

Писатель может сжимать время за счет временных пропусков, изъятий с сообщением об этом. Литературное произведение позволяет перемещаться из одного времени в другое, например, из настоящего в прошлое. Для этого существуют специальные приемы. Например: в долгом, но при этом последовательном сне Обломова, который содержит много деталей – даются события настоящего времени, а потом делается врезка картин прошлого. Происходит перемежевание настоящего и прошлого. Ретроспектива – возвращение из настоящего в прошлое.

Помимо того, что литературное произведение может сжимать время, оно также может его и удлинять. Это связано с наличием временных измерений – реального, измерения постижения (чтение) и изображаемого. Пример: серия севастопольских романов Толстого. Описывается смерть одного из героев (в него попал снаряд), и за 1 секунду он видит события своей жизни, но дается это на 1,5 страницы. Время здесь растягивается.

Изображаемое время соотносится с реальным, может играть разное время, может отражать воспоминания.

Время имеет определенные характеристики:

  1.  действия приурочены к различным временам суток, года.
  2.  историческая характеристика (время событий, эпоха)
    •  существуют различные модификации, которые хорошо заметны, если их прослеживать на большом материале. Пример: Древняя литература и литература Средневековья (трагедия о Мухаммеде относится к древней эпохе, но время в ней лишено примет исторического прошлого, а также национальных примет; она не отражает спецификацию быта, отношений, реалий)

Местный колорит – воспроизведение национальной исторической специфики.

Вальтер Скотт. С помощью реалий (обычаев, одежды, утвари, интерьера) изображает историческую эпоху. Надо отметить, что пейзаж у него перестал быть безликим, а изображен именно как шотландский.

Литература Древности и Средневековья (до конца 18 в.) использует исторические сюжеты, материалы, но не восприятие исторической специфики. А современный роман без этого немыслим.

Пространство и время пересекаются. Пространство меняется. Благодаря этому становится понятно, что меняется и время.

Местный колорит предполагает изображение национальной и исторической специфики.

М.М. Бахтин был убежден, что пространство и время – категории пересекающиеся. Он ввел термин хронотоп – время пространства (нельзя их отделять).

Время заполняется событиями, а пространство – предметами.

Существуют литературные произведения, где пространство выглядит разреженным (т.е. в нем мало предметов). Когда событий происходит много, то время течет быстро. В авантюрных романах время насыщено событиями (особенности авантюрного времени). У Достоевского события тоже следуют быстро – одно за другим.

Когда событий мало или они из разряда повторяющихся, то это ощущается как очень медленное течение времени.

Время бывает событийным и бессобытийным.

Современная литература практически не изображает бессобытийное время.

Ранняя литература тяготела к изображению очень ярких, значительных событий, она не уделяла внимания бессобытийному времени. А реализм открывает для литературы бессобытийное время обыденной жизни: появляются описания, суммарно повторяющиеся действия в жизни персонажей.

Чехов «Ионыч»:

1 часть – действия событийные, которые могут быть будущими воспоминаниями, самые значительные события (романтика с девушкой).

2 часть – суммарное изображение, как протекает жизнь (рассказывается, что он был алчным, жадным, толстым) – это бессобытийное время.

Пушкин «Евгений Онегин»

  •  начинается с обобщения уклада жизни Онегина (описывается его 1 день в Петербурге, описывается жизнь в деревне), описание которого как бы заполняет события, но они каждый день повторяются, поэтому описываются суммарно – бессобытийное время.

Существенные события описываются не суммарно, а подробно.

Бессобытийное время описывает бытовое время, поэтому оно хроникально.

Пространство и любые пространственные категории (город, деревня) могут быть описаны своеобразно или как любое пространство.

В ранней литературе пейзаж для одной культуры всегда одинаковый, внутри соответствующей культуры нет специфики. Главным различием в ней является описание времени года и времени суток.

Город в ранней литературе.

В «1000 и 1 ночи» описывается Багдад, но если действие будет перенесено в другой город, то описание все равно не изменится. Город будет все равно описываться по канонам.

Образ города появляется только при появлении желания изобразить специфику. Но все же не вся современная литература переходит на конкретику изображения.

Брехт «Добрый человек из Сынчуаня»

- он игнорирует специфику времени и пространства специально, т.к. это могло случиться в любом месте, в любое время.

- Брехт хочет сказать своими притчами, что они вечные

Существует изображение в литературе, которое не называется вообще (например, город N).

- у Достоевского в «Братьях Карамазовых» действие происходит в вымышленном городе

- в «Бесах» город не называется вообще

- хотя в «Преступлении и наказании» события происходят в Петербурге

- и в «Бесах» и в «Братьях Карамазовых» городам придаются все черты среднерусского провинциального города

Например, в латиноамериканской литературе часто появляются вымышленные города, штаты, страны.

Фолкнер

- действие происходит в вымышленном штате, но в нем указываются черты южно-американских штатов.

Маркес

- Маконд – вымышленная страна; но жизнь героев, система отношений очень близка к южно-американским штатам

Художественной задачей является желание дать обобщенный образ некоторого места.

Для чего нужна трансформация этих категорий?

Булгаков «Мастер и Маргарита»

- 2 времени, существующих параллельно (Евангельское и московское)

- 3 пространства (Москва, Ершалаим, мифологическое пространство Воланда) тоже существуют параллельно, пересекаются друг с другом

Пространственные координаты.

В «Евгении Онегине» движение начинается со встречи Евгения и Татьяны. Дом – это место, где завязывается любовь, беседы.

Во французской литературе 19 в. (Бальзак) центром, где завязываются отношения, становится светская гостиная, где собирается высшее общество. Во второй половине 19 в. (Чехов) тяготеют к тому, чтобы сделать местом действия провинциальный городок.

Пространство, где происходит действие, не безразлично в основе сюжета. Художественное пространство обладает символическим значением. Символика пространственная и временная закладываются в архаических обществах.

Замкнутое пространство – выстраивается дом.

В сказках есть противопоставление незамкнутого пространства и дома. Сюжетная линия начинается вне дома («Красная шапочка»).

Замкнутое пространство может иметь положительное и отрицательное значение.

Положительное:

Дом – пространство замкнутое, но в нем есть уют, дом наполнен любящими людьми.

Отрицательное:

Дом – замкнутое пространство; то, что мешает жить, сковывает; уйти из дома – выйти в широкий мир (характерно для Гоголя).

В «Тарасе Бульбе»: степь, где гуляет казак – место, где и живет человек.

У Булгакова средоточием ценностей является именно дом. Но присутствует и мотив бездомности (Иван Бездомный, Иешуа). В «Мастере и Маргарите» присутствует не дом, а квартира. Образ дома возник в подвале у мастера. Когда он сжигает роман, дом опять становится подвалом.

Лотман считает, что для Булгакова дом не только место уюта, но и место культурное (книги в доме, фортепианная музыка).

Дом старосветских помещиков.

Мир ограничивается ото всего другого. Замкнутый мир, жители которого имеют смутное представление о внешнем мире (сразу за забором; забор - граница). Например, кошечка Пульхерии Ивановны за забором имеет символическое значение – смерть Пульхерии.

В.Распутин (70-е гг. 20 в.): проза. Военная литература начала разрушаться, поэтому хотели сохранить образ деревенской культуры. «Прощание с Матерой»: Матера – остров, в центре которого растет необыкновенное дерево, есть там зверек – хранитель острова, это подчеркивает, что остров – отдельный, особый мир. Символика, присущая времени имеет мифологические, сказочные корни). Разное восприятие разных времен года.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53105. Застосування інтерактивних технологій під час вивчення нового матеріалу на уроці географії 24.88 MB
  Виконавчо-діяльнісний етап посідає центральне місце у дидактичному процесі адже тут відбувається розвиток і навчання учнів. Досить широко відомі і достатньо розроблені вимоги до діяльності учнів на цьому етапі навчального заняття 5 126127: здобуття знань і набуття досвіду діяльності учнем має відбуватися у результаті його власної діяльності яка повинна мати навчальнопізнавальний характер; у діяльності учня мають переважати процедурні знання знанняяк над інформаційними...
53106. Використання художніх творів на уроках географії 131.08 KB
  Роль географії велична у формуванні світогляду, в свідомості закономірностей взаємозв'язків природи і людської діяльності. Географія є одним шкільним предметом, вивчаючим природу і суспільність в їх взаємозв'язку.
53108. ЗАСТОСУВАННЯ ІННОВАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ У НАВЧАННІ ГЕОГРАФІЇ 355.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про особливості природи океану; продовжити формування навичок роботи з картами; практично застосовувати знання з біології фізики хімії; розвивати критичне та логічне мислення; посилювати інтерес до знань. Які асоціації викликало у вас слово ОКЕАН Отже: Тихий океан складова частина Світового океану велетенська природна водойма. Запрошую вас до співпраці в експедиції з вивчення Тихого океану. Географічне положення розміри океану.
53109. Сучасний кабінет географії – простір співпраці вчителя та учня 156.5 KB
  Соціальним замовленням суспільства сьогодні є самоствердження та самореалізація особистості через ефективне навчання розвиток творчих здібностей учнів формування загальних та спеціальних вмінь та навичок. Навчання буде успішним якщо в учителя є можливість працювати в сучасному кабінеті де оптимально поєднано використання всіх видів навчального методичного забезпечення та технічного обладнання відповідно до вимог наукової організації праці вчителя і учня. Головною роллю кабінету визначаю необхідність його як місця спілкування...
53110. Південна Америка. Історія дослідження. Географічне положення 54 KB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про географічне положення площу та форму материка поглибити систему знань учнів про відкриття та дослідження Південної Америки; удосконалити практичні навички учнів характеризувати географічне положення материка. Чому важливо знати географічне положення материка 3. Мотивація навчальної і пізнавальної діяльності Колись Південну Америку з ласки мореплавця Америго Веспуччі назвали Новим Світом у джунглях цього материка блукали герої книги Жюля Верна Діти капітана Гранта. Сучасні уявлення про цю...
53111. Використання основних аспектів освіти для сталого розвитку та показано діяльнісну спрямованість уроків географії в системі ОСР 6.37 MB
  Обґрунтовано зміну ролі вчителя в моделі емпауерменту та визначено діяльність як основний засіб навчання і виховання людини спроможної до забезпечення сталого розвитку суспільства. Ми працюємо щоб зробити нове відкриття Єдиний шлях що веде до знань це діяльність.Шоу Будьяка діяльність або бездіяльність призведе до певного результатутільки якого. Тому входження в систему ОСР на уроках географії відбувається в двох площинах: перша площина забезпечує виховання здорової ціннісно орієнтованої толерантної полікультурної...
53112. Географія світових природних ресурсів 46.5 KB
  Сформувати у учнів систему знань про ресурсозабеспеченність окремих територій Землі певними видами ресурсів; систематизувати уявлення учнів про мінеральні земельні лісні водні рекреа ційні ресурси; розвивіти вміння учнів самостійно працювати з картографічним матеріалом і статестичним матеріалом;...
53113. Глобальное потепление. Начало развития геоинженерии 61 KB
  Учитель. Учитель В прессе идея глобального потепления мусируется давно. А рыбе понравится Учитель Можно запустить на орбиту 16 триллионов зеркал диаметром 70 см общим весом 20 млн тонн и они будут отражать солнечные лучи.