73418

Образ повествователя и его историческая трансформация

Доклад

Литература и библиотековедение

Образ автора - автор создает повествователя который похож на автора. Повествователь Находится за пределами изображаемого мира Близок к автору По речевому строю По восприятию Близок к образу автора Главный признак повествователя: Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика...

Русский

2014-12-15

41.5 KB

1 чел.

24. Образ повествователя и его историческая трансформация.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Автор – некая реальная фигура, которая создает произведение.

Повествователь ≠ биографическому автору.

Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора.

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.

Поскольку повествователь близок к автору, то возникает идея образа автора.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Повествователь

  •  Находится за пределами изображаемого мира
  •  Близок к автору
    •  По речевому строю
    •  По восприятию
    •  Близок к образу автора

Главный признак повествователя:

  •  Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика
  •  В отличие от рассказчика ему легко передвигаться в пространстве, что дает возможность многолинейного повествования.

Повествователь никогда ≠ автору, так как автор создает образ повествователя.

Повествователь претерпевает определенные исторические изменения. В ранней литературе не было повествователя, повествование велось от первого лица. Повествование было безличным.

В эпоху литературы Нового времени возможны случаи повествования от первого лица, но чаще оно ведется от третьего.

В безличном повествовании индивидуализация повествователя слабая, отличия зависели только от жанра. Например, в житиях святых в образе повествователя появлялись черты, связанные с религиозной сферой. К мучителям и преследователям применялись негативные эпитеты.

В более позднее время (Европа 18-начала 19 вв.) на первый план в романе выдвигается перволичная форма. В 19-начале 20 вв. (реализм) опять безличная форма, но с подчеркнутой индивидуальностью. 20 в. – повествование связано с персонажем.

Почему выдвигается перволичная форма? Романные сюжеты являются вымышленными, а до 18 в. это был сюжет низкого сорта. Роман претендует на лидирующее место в литературе. Самые известные романы были написаны письмами: «Юлия, или новая Элоиза», романы Ричардсона, «Опасные связи». В 18 в. развивается другая тенденция, когда автор говорит читателю о нереальном сюжете, придавая ему при этом реальные черты.

В середине 19 в. появляется классический роман (Бальзак, Стендаль, Толстой, Гончаров). Роман отказывается от перволичной формы повествования с четкой отделенностью повествователя от внутреннего (изображаемого) мира. Задачей было акцентировать внимание на изображаемом мире и на том, чтобы он представал для читателя как мир истинной жизни.

Толстой вскрывает истинные побудительные мотивы, может очень долго углубляться в сознание героя, при этом проникает в сознание как главных, так и второстепенных героев.

Повествователи разных авторов глубоко индивидуализированы, следовательно, создаются разные образы. Они создаются исключительным образом самого повествователя через его оценки и суждения.

У некоторых авторов, например, у Толстого, отношение к персонажам выражено очень ясно, ведутся рассуждения разного рода. А у других, как например, у Чехова, не выражено.

В ранней литературе повествование имело форму передачи некоторой истории, но без индивидуализации. 19 в., в которых повествование ведется от третьего лица, но образ повествователя максимально индивидуализирован.

За счет чего это происходит?

Образ создается косвенными средствами. Важным является:

  •  Комментирует ли повествователь действия персонажей и в какой степени
  •  Дает ли повествователь оценки
  •  Насколько повествователь способен к интроспекции (вхождению во внутренний мир персонажа). Полное право или ограниченное дает суверенность персонажа.

У Толстого:

- нет ограничений на вхождение во внутренний мир персонажа

- комментируется поведение персонажей, вскрываются нравственные мотивы их поведения

- присутствуют постоянные рассуждения и размышления

- персонажам дается оценка

- у повествователя нет внешности, но есть некоторое внутреннее содержание:

  •  Суровый судья с точки зрения нравственных ценностей
  •  Некоторая морализация
  •  Он возвышается над миром

У Чехова повествователь:

- не судит персонажей впрямую

- не дает отрицательных оценок

- о внутреннем мире персонажа может упоминать некоторые оговорки (предполагает, что думает персонаж), таким образом, персонаж становится более автономным

«Ионыч»: как провел день, общение с пациентами, считает деньги

Достоевский

- неполное знание о внутреннем жизни персонажа, о том, что у него творится внутри

Образ повествователя создается тем, как он подает нам материал: оценивает жесты, мимику персонажей. Передача материала, персонажей, событий, выделение деталей показывает отношение автора или повествователя к персонажу. Причем, эти оценки могут присутствовать неявно, но при этом быть очень весомыми.

Имеют значение:

- темп повествования (стремительный или заниженный)

- конструкция фразы

Таким образом, сама подача материала, выделение оценок, стилистические особенности создают образ повествователя.

В конце 19 века намечаются особые способы повествования:

- повествователи отказываются от роли стоящих надо всем миром и повествование персонифицируется (каждый момент повествования рисуется с точки зрения одного из персонажей).

Роман в письмах, очень популярный в 18 в., основан на переписке героев. Эта форма придавала вымыслу форму документа. Также в 18 в. была популярна дидактика (наставления о том, как себя вести).

Позднее появляется форма дневника, например, «Герой нашего времени». В дневнике повествование дистанцировано. А в письмах события разворачиваются прямо перед нашими глазами (все идет по событийной линии).

С конца 19 в. начинается тяготение к передачи повествования персонажами. Почему?

- человек непознаваем (невозможно проникнуть в чужой мир)

- проникая в чужой мир, мы меняем его по-своему

- восприятие относительно

В 20 в. любят показывать, что нет объективного взгляда на события. Передается слово персонажа.

Формы повествования различаются:

- в письмах

- форма дневника

- персонажное повествование

- перволичная форма

- безличная


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

925. Информационные технологии 764 KB
  Понятие о медицинской информатике. Степень интеграции микросхемы. Системы управления базами данных. Принципы взаимодействия между клиентскими и серверными частями. Преимущества протоколов удаленного вызова процедур. Локальные вычислительные сети. Численные методы решения уравнений с одной переменной.
926. Теория налогов и налогообложения 803.5 KB
  Понятие, сущность и функции налогов и сборов. Принципы определения цены для целей налогооблажения. Классификация налогов и сборов. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
927. Расчет ленточного транспортера 744.5 KB
  Краткие сведения о ленточном транспортере. Выбор электродвигателя. Определение передаточного отношения привода. Проектирование червячного редуктора. Расчет подшипников быстроходного вала. Соединение тихоходного вал – червячное колесо. Сварное соединение на приводном валу. Расчет муфты.
928. Усовершенствование технологического процесса сборки-сварки конструкции Каркас передка 52997 682.5 KB
  Высокие показатели прочности и надежности сварных соединений. Производство миниатюрных деталей и элементов. Сварка плавящимся электродом в углекислом газе. Комплектация сварной конструкции. Механические свойства стали используемой при сварке. Обоснование выбора способа сварки. Сварочный выпрямитель ВДУ-506.
929. Методы программирования 2.94 MB
  Моделирование и анализ параллельных вычислений. Описание схемы выполнения параллельного алгоритма. Программирование параллельных алгоритмов. Структура параллельной программы с использованием MPI. Передача данных от одного процесса всем процессам программы. Организация неблокирующих обменов данными между процессами. Факторы, влияющие на производительность, и способы ее повышения. Режимы параллельных вычислений с общей памятью. Обзор средств параллельного и распределенного программирования.
930. Применение моделей пассивных компонентов 541 KB
  Моделирование последовательного колебательного контура с гиратором в качестве индуктивности. Использование модели индуктивности в колебательном контуре. Параметры последовательного контура. Исследование модели конденсатора.
931. Облік та аудит реалізації продукції СТОВ 444 KB
  Організація документування та розробка робочих інструкцій первинних документів для обліку реалізації продукції. Технологічна картка бухгалтера з обліку реалізації продукції. Фінансово-економічний аналіз діяльності СТОВ Говтва Решетилівського району. Методика і технологія проведення аудиту процесу реалізації продукції.
932. Расчеты горения топлива 139 KB
  Расчёт теплоты сгорания топлива. Определение теоретически необходимого и фактического расхода воздуха. Определение выхода и состава продуктов горения. Определение теоретической и действительной температуры горения.
933. Расчет нагрева металла 256.5 KB
  Расчет времени нагрева металла в методической зоне. Средняя температура металла по сечению. Расчет времени нагрева металла в сварочной зоне. Расчет времени томления металла.