73418

Образ повествователя и его историческая трансформация

Доклад

Литература и библиотековедение

Образ автора -– автор создает повествователя который похож на автора. Повествователь Находится за пределами изображаемого мира Близок к автору По речевому строю По восприятию Близок к образу автора Главный признак повествователя: Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика...

Русский

2014-12-15

41.5 KB

0 чел.

24. Образ повествователя и его историческая трансформация.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Автор – некая реальная фигура, которая создает произведение.

Повествователь ≠ биографическому автору.

Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора.

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.

Поскольку повествователь близок к автору, то возникает идея образа автора.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Повествователь

  •  Находится за пределами изображаемого мира
  •  Близок к автору
    •  По речевому строю
    •  По восприятию
    •  Близок к образу автора

Главный признак повествователя:

  •  Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика
  •  В отличие от рассказчика ему легко передвигаться в пространстве, что дает возможность многолинейного повествования.

Повествователь никогда ≠ автору, так как автор создает образ повествователя.

Повествователь претерпевает определенные исторические изменения. В ранней литературе не было повествователя, повествование велось от первого лица. Повествование было безличным.

В эпоху литературы Нового времени возможны случаи повествования от первого лица, но чаще оно ведется от третьего.

В безличном повествовании индивидуализация повествователя слабая, отличия зависели только от жанра. Например, в житиях святых в образе повествователя появлялись черты, связанные с религиозной сферой. К мучителям и преследователям применялись негативные эпитеты.

В более позднее время (Европа 18-начала 19 вв.) на первый план в романе выдвигается перволичная форма. В 19-начале 20 вв. (реализм) опять безличная форма, но с подчеркнутой индивидуальностью. 20 в. – повествование связано с персонажем.

Почему выдвигается перволичная форма? Романные сюжеты являются вымышленными, а до 18 в. это был сюжет низкого сорта. Роман претендует на лидирующее место в литературе. Самые известные романы были написаны письмами: «Юлия, или новая Элоиза», романы Ричардсона, «Опасные связи». В 18 в. развивается другая тенденция, когда автор говорит читателю о нереальном сюжете, придавая ему при этом реальные черты.

В середине 19 в. появляется классический роман (Бальзак, Стендаль, Толстой, Гончаров). Роман отказывается от перволичной формы повествования с четкой отделенностью повествователя от внутреннего (изображаемого) мира. Задачей было акцентировать внимание на изображаемом мире и на том, чтобы он представал для читателя как мир истинной жизни.

Толстой вскрывает истинные побудительные мотивы, может очень долго углубляться в сознание героя, при этом проникает в сознание как главных, так и второстепенных героев.

Повествователи разных авторов глубоко индивидуализированы, следовательно, создаются разные образы. Они создаются исключительным образом самого повествователя через его оценки и суждения.

У некоторых авторов, например, у Толстого, отношение к персонажам выражено очень ясно, ведутся рассуждения разного рода. А у других, как например, у Чехова, не выражено.

В ранней литературе повествование имело форму передачи некоторой истории, но без индивидуализации. 19 в., в которых повествование ведется от третьего лица, но образ повествователя максимально индивидуализирован.

За счет чего это происходит?

Образ создается косвенными средствами. Важным является:

  •  Комментирует ли повествователь действия персонажей и в какой степени
  •  Дает ли повествователь оценки
  •  Насколько повествователь способен к интроспекции (вхождению во внутренний мир персонажа). Полное право или ограниченное дает суверенность персонажа.

У Толстого:

- нет ограничений на вхождение во внутренний мир персонажа

- комментируется поведение персонажей, вскрываются нравственные мотивы их поведения

- присутствуют постоянные рассуждения и размышления

- персонажам дается оценка

- у повествователя нет внешности, но есть некоторое внутреннее содержание:

  •  Суровый судья с точки зрения нравственных ценностей
  •  Некоторая морализация
  •  Он возвышается над миром

У Чехова повествователь:

- не судит персонажей впрямую

- не дает отрицательных оценок

- о внутреннем мире персонажа может упоминать некоторые оговорки (предполагает, что думает персонаж), таким образом, персонаж становится более автономным

«Ионыч»: как провел день, общение с пациентами, считает деньги

Достоевский

- неполное знание о внутреннем жизни персонажа, о том, что у него творится внутри

Образ повествователя создается тем, как он подает нам материал: оценивает жесты, мимику персонажей. Передача материала, персонажей, событий, выделение деталей показывает отношение автора или повествователя к персонажу. Причем, эти оценки могут присутствовать неявно, но при этом быть очень весомыми.

Имеют значение:

- темп повествования (стремительный или заниженный)

- конструкция фразы

Таким образом, сама подача материала, выделение оценок, стилистические особенности создают образ повествователя.

В конце 19 века намечаются особые способы повествования:

- повествователи отказываются от роли стоящих надо всем миром и повествование персонифицируется (каждый момент повествования рисуется с точки зрения одного из персонажей).

Роман в письмах, очень популярный в 18 в., основан на переписке героев. Эта форма придавала вымыслу форму документа. Также в 18 в. была популярна дидактика (наставления о том, как себя вести).

Позднее появляется форма дневника, например, «Герой нашего времени». В дневнике повествование дистанцировано. А в письмах события разворачиваются прямо перед нашими глазами (все идет по событийной линии).

С конца 19 в. начинается тяготение к передачи повествования персонажами. Почему?

- человек непознаваем (невозможно проникнуть в чужой мир)

- проникая в чужой мир, мы меняем его по-своему

- восприятие относительно

В 20 в. любят показывать, что нет объективного взгляда на события. Передается слово персонажа.

Формы повествования различаются:

- в письмах

- форма дневника

- персонажное повествование

- перволичная форма

- безличная


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48835. Разработка малярного отделения АТП на 417 автомобилей ГАЗ-2410 726.5 KB
  Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, потому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ. При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске
48836. Финансы и финансовые отношения государства 262 KB
  Финансовая работа — практическая деятельность людей по управлению финансами организации. Конечной целью этой деятельности является достижение наилучших результатов при наименьших затратах. Под результатами понимаются как экономические, так и социальные показатели деятельности.
48837. Расчёт и проектирование однооборотной рычажно-зубчатой измерительной головки 610.5 KB
  Для регулировки натяжения волоска внутренний его конец неподвижно крепится в прорези втулки на оси большого зубчатого колеса; а наружный конец крепиться с помощью конического штифта в цилиндрическом штифте находящемся в крышке верхней платы. Для регулировки волоска следует немного ослабить конический штифт т. наружное крепление волоска и протащить волосок тем самым изменив его натяжение. Теперь найдём моменты трения в опорах от веса подвижных узлов: Кулиса: гмм Сектор: гмм Триб: гмм Суммарный момент трения приведённый к оси...
48838. Схема холодильной установки распределительного холодильника в г.Ловозеро 1.63 MB
  1 где tв2 температура воздуха на выходе из конденсатора определяется по формуле 6 с.2 где tв1 температура воздуха на входе в конденсатор Температура воздуха на входе в конденсатор для воздушного конденсатора принимается равной наружной расчетной температуре которая находится по формуле 2 с. 71 Требуемая массовая производительность компрессора низкой ступени определиться по формуле: 3. Тогда по формуле 3.