73418

Образ повествователя и его историческая трансформация

Доклад

Литература и библиотековедение

Образ автора - автор создает повествователя который похож на автора. Повествователь Находится за пределами изображаемого мира Близок к автору По речевому строю По восприятию Близок к образу автора Главный признак повествователя: Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика...

Русский

2014-12-15

41.5 KB

0 чел.

24. Образ повествователя и его историческая трансформация.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Автор – некая реальная фигура, которая создает произведение.

Повествователь ≠ биографическому автору.

Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора.

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.

Поскольку повествователь близок к автору, то возникает идея образа автора.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Повествователь

  •  Находится за пределами изображаемого мира
  •  Близок к автору
    •  По речевому строю
    •  По восприятию
    •  Близок к образу автора

Главный признак повествователя:

  •  Вне изображаемого мира в отличие от рассказчика
  •  В отличие от рассказчика ему легко передвигаться в пространстве, что дает возможность многолинейного повествования.

Повествователь никогда ≠ автору, так как автор создает образ повествователя.

Повествователь претерпевает определенные исторические изменения. В ранней литературе не было повествователя, повествование велось от первого лица. Повествование было безличным.

В эпоху литературы Нового времени возможны случаи повествования от первого лица, но чаще оно ведется от третьего.

В безличном повествовании индивидуализация повествователя слабая, отличия зависели только от жанра. Например, в житиях святых в образе повествователя появлялись черты, связанные с религиозной сферой. К мучителям и преследователям применялись негативные эпитеты.

В более позднее время (Европа 18-начала 19 вв.) на первый план в романе выдвигается перволичная форма. В 19-начале 20 вв. (реализм) опять безличная форма, но с подчеркнутой индивидуальностью. 20 в. – повествование связано с персонажем.

Почему выдвигается перволичная форма? Романные сюжеты являются вымышленными, а до 18 в. это был сюжет низкого сорта. Роман претендует на лидирующее место в литературе. Самые известные романы были написаны письмами: «Юлия, или новая Элоиза», романы Ричардсона, «Опасные связи». В 18 в. развивается другая тенденция, когда автор говорит читателю о нереальном сюжете, придавая ему при этом реальные черты.

В середине 19 в. появляется классический роман (Бальзак, Стендаль, Толстой, Гончаров). Роман отказывается от перволичной формы повествования с четкой отделенностью повествователя от внутреннего (изображаемого) мира. Задачей было акцентировать внимание на изображаемом мире и на том, чтобы он представал для читателя как мир истинной жизни.

Толстой вскрывает истинные побудительные мотивы, может очень долго углубляться в сознание героя, при этом проникает в сознание как главных, так и второстепенных героев.

Повествователи разных авторов глубоко индивидуализированы, следовательно, создаются разные образы. Они создаются исключительным образом самого повествователя через его оценки и суждения.

У некоторых авторов, например, у Толстого, отношение к персонажам выражено очень ясно, ведутся рассуждения разного рода. А у других, как например, у Чехова, не выражено.

В ранней литературе повествование имело форму передачи некоторой истории, но без индивидуализации. 19 в., в которых повествование ведется от третьего лица, но образ повествователя максимально индивидуализирован.

За счет чего это происходит?

Образ создается косвенными средствами. Важным является:

  •  Комментирует ли повествователь действия персонажей и в какой степени
  •  Дает ли повествователь оценки
  •  Насколько повествователь способен к интроспекции (вхождению во внутренний мир персонажа). Полное право или ограниченное дает суверенность персонажа.

У Толстого:

- нет ограничений на вхождение во внутренний мир персонажа

- комментируется поведение персонажей, вскрываются нравственные мотивы их поведения

- присутствуют постоянные рассуждения и размышления

- персонажам дается оценка

- у повествователя нет внешности, но есть некоторое внутреннее содержание:

  •  Суровый судья с точки зрения нравственных ценностей
  •  Некоторая морализация
  •  Он возвышается над миром

У Чехова повествователь:

- не судит персонажей впрямую

- не дает отрицательных оценок

- о внутреннем мире персонажа может упоминать некоторые оговорки (предполагает, что думает персонаж), таким образом, персонаж становится более автономным

«Ионыч»: как провел день, общение с пациентами, считает деньги

Достоевский

- неполное знание о внутреннем жизни персонажа, о том, что у него творится внутри

Образ повествователя создается тем, как он подает нам материал: оценивает жесты, мимику персонажей. Передача материала, персонажей, событий, выделение деталей показывает отношение автора или повествователя к персонажу. Причем, эти оценки могут присутствовать неявно, но при этом быть очень весомыми.

Имеют значение:

- темп повествования (стремительный или заниженный)

- конструкция фразы

Таким образом, сама подача материала, выделение оценок, стилистические особенности создают образ повествователя.

В конце 19 века намечаются особые способы повествования:

- повествователи отказываются от роли стоящих надо всем миром и повествование персонифицируется (каждый момент повествования рисуется с точки зрения одного из персонажей).

Роман в письмах, очень популярный в 18 в., основан на переписке героев. Эта форма придавала вымыслу форму документа. Также в 18 в. была популярна дидактика (наставления о том, как себя вести).

Позднее появляется форма дневника, например, «Герой нашего времени». В дневнике повествование дистанцировано. А в письмах события разворачиваются прямо перед нашими глазами (все идет по событийной линии).

С конца 19 в. начинается тяготение к передачи повествования персонажами. Почему?

- человек непознаваем (невозможно проникнуть в чужой мир)

- проникая в чужой мир, мы меняем его по-своему

- восприятие относительно

В 20 в. любят показывать, что нет объективного взгляда на события. Передается слово персонажа.

Формы повествования различаются:

- в письмах

- форма дневника

- персонажное повествование

- перволичная форма

- безличная


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15899. Методическое пособие по определению сметной стоимости капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения 4.23 MB
  А.И. Барабанов. Методическое пособие по определению сметной стоимости капитального ремонта зданий и сооружений жилищногражданского назначения Руководитель разработки: П.В. Горячкин В пособии приводятся: действующий и перспективный порядок определения сметной...
15900. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ 1.44 MB
  Н.Гуляницкая ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава первая вводная. 1. Искусство XX века как предмет искусствознания. 2. Стилевой анализ. 11 3. Понятие гармонии. 14 4. Гармония и музыкальная композиция. 17 5. К вопросу об интерпретации и оценк...
15901. Стилевые метаморфозы рока (издание первое) 800.5 KB
  Музыка, родившаяся тогда, наряду с поэзией, философией и другими мировоззренческими формами молодежного движения, стала частью некоего духовного процесса, в своей основе неоднородного. В русле единого жанрового и стилевого течения сформировались резко полярные явления.
15902. ГАРМОНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС 15.27 MB
  Настоящая книга, являясь теоретическим курсом, одновременно представляет собой научное исследование фундаментальных проблем гармонии. Автор рассматривает многие коренные вопросы гармонии в виде целостной структуры, в контексте музыкальной формы. Главная задача данного исследования - дать на современном научном уровне по возможности исчерпывающее изложение основополагающих теоретических проблем гармонии, вводящее музыку XX века в общий музыкально-гармонический контекст так же естественно, как и само искусство прошлого перешло к нашему времени.
15903. Теоретические основы современной гармонии 15.56 MB
  Сегодняшний курс гармонии в средних и высших музыкальных учебных заведениях нуждается в постоянном расширении своей тематики, ее активном приближении к новым художественным явлениям музыкального искусства XX столетия. Необходимость в этом продиктована все более нарастающим интересом будущих музыкантов к произведениям нашего времени, к тайнам творческих лабораторий композиторов разных школ и направлений.
15904. Физическое воспитание начинающего боксёра 639.5 KB
  В.А.Чудинов Физическое воспитание начинающего боксёра Предисловие Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и гармоническому развитию организма. В его задачу входит развитие быстроты силы ловкости гибкости выносливости воспитание волев
15905. Расчет цифровых тропосферных радиорелейных линий 5.87 MB
  Курсовой проект по теме Расчет цифровых тропосферных радиорелейных линий Введение Эффект дальнего тропосферного распространения радиоволн дециметрового и сантиметрового диапазонов волн был открыт в начале 50х годов. Его практическое применение дало возможность
15906. Практика в школе №12 г. Самара 286 KB
  Дневник педагогической практики Название и № школы: МОУ Школа №12 го Самара Адрес и телефон: г. Самара ул.Красноармейская д. № 93 а тел: 332 45 46 . ФИО директора: Горячева Е.В. ФИО зам директора по учебной работе: Хабецкая Н.И ФИО зам директора...
15907. Педагогическая психология 160.61 KB
  История становления педагогической психологии Педагогическая психология развивающаяся наука Педагогическая мысль впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского Великая дидактика в 1657 г. положила начало развитию педагогической теории и целенаправленно...