73419

Образ рассказчика

Доклад

Литература и библиотековедение

Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора. Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным. Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него. Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.

Русский

2014-12-15

35.5 KB

3 чел.

25. Образ рассказчика.

В России принято различать 2 вида повествователей:

1. повествователь

2. рассказчик

Автор – некая реальная фигура, которая создает произведение.

Повествователь ≠ биографическому автору.

Образ автора – автор создает повествователя, который похож на автора.

Рассказ, который ведется от 3-его лица, называется безличным.

Повествователь находится вне изображаемого мира, а рассказчик – внутри него.

Автор ближе к повествователю, а рассказчик – к герою.

Поскольку повествователь близок к автору, то возникает идея образа автора.

Рассказчик – некто, кто ведет повествование, но принадлежит изображаемому миру.

Рассказчик:

  1.  персонифицированный (есть идея, внешность). Он представляется через:
    1.  диалектизмы
    2.  литературное изъяснение
  2.  анонимный («Левша»)

Признак того, что мы имеем дело с рассказчиком – особенность речи (речь нелитературная, в ней есть диалектизмы, особенности речи указывают, из какой социальной среды он происходит). Его образ создается/ опровергается строем речи.

Персонифицированный рассказчик может повествовать о

- случае, которому он лично не был свидетелем («Записки охотника», «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

- случае, в котором он был свидетелем

- случае, в котором он сам был участником

«Повести Белкина»

Пушкин говорит, что сам не сочинил, он играет здесь роль издателя. Рассказчика он представляет через письмо, где описан сам Белкин, его биография и т.д. Пушкин пишет в комментариях, что Белкин слышал все истории от других лиц.

- Рассказчиком может быть персонаж

(Максим Максимыч в «Герое нашего времени» - он здесь рассказчик, персонаж и участник действия)

Достоевский «Бесы»: рассказчик близок к герою, но является не участником событий, а наблюдателем, свидетелем.

- Рассказчиком может быть сам герой

Пушкин «Капитанская дочка»: Гринев дистанцирован от событий, иногда и от себя, когда описывается свидание Маши и Екатерины, хотя сам он этого не видел.

Достоевский «Подросток»: рассказчик сам является героем

Рассказчики появились в литературе очень рано (в древнем эпосе, в древних и средневековых романах, сборниках рассказов). Рассказчики старого и нового типа очень различны.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РАССКАЗЧИК?

  •  В ранней литературе

«Сказки 1000 и 1 ночи»: рассказчик – Шахризада. Роль носит чисто композиционную. Фигура рассказчика и мотивы рассказа служили связывающим моментом.

Рассказчики нередко вводились в крупных литературных произведениях. Эти рассказчики обычно были и персонажами (представляли себя, давалась история их жизни). В ранней литературе повествование сосредоточено на герое, поэтому рассказчик играл роль больше композиционную – он вводил сведения о новом персонаже.

  •  В литературе Нового времени

Рассказчики индивидуализированы. Главная особенность – речевая характеристика, что является отличием от ранней литературы. Например, в речи Максима Максимыча и Печорина видна социальная разница.

Рассказчик обретает социальное лицо, которое ярко обозначено. Хотя возможны случаи, когда социальные различия не выделяются.

Но часто рассказчики наделяются чужой речью (рассказчики Лескова), что создает социальную разницу рассказчика и героев.

Рассказы Зощенко

Сказ – подчеркнуто отличие от нормативного повествования; речь экзотическая/ просторечная речь необразованного человека/ диалектическая.

  •  Композиционная роль рассказчика (всегда осложняется более важными задачами). «Выстрел»: рассказ от некоторого молодого человека, находившегося в армейской службе. 3 рассказчика:
    •  Передал И.П. Белкину
    •  Сильвио (начало истории)
    •  Граф (конец истории)

Рассказчики симметричны
Роль рассказчиков – передача материала в качестве основной связующей психологической ситуации. Сильвио дает образ графа. Композиция, с одной стороны, существенная для повествования, с другой стороны, для раскрытия психологической ситуации и образов героев. Речевых различий в «Выстреле» нет.

Введение рассказчика может усложнить восприятие произведения. Рассказчик обладает способностью передавать чужую речь, сознание, отношение к действительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58585. УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПОДГОТОВКА К НЕМУ УЧИТЕЛЯ 100.5 KB
  Комбинированный урок включает в себя следующие компоненты: организационный момент; проверка знаний и умений предыдущего урока; повторение тех понятий фактов имен и явлений которые тесно связаны с содержанием нового урока; переход к изучению нового материала мостик от известного к неизвестному...
58586. Звуки [н]. Строчная буква «н» 36.28 KB
  На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.
58587. Оформление проектной работы. Подготовка и оформление пояснительной записки проекта 2 MB
  Подготовка и оформление пояснительной записки проекта. Обучающая определить требования предъявляемые к оформлению пояснительной записки проекта оформить первую часть пояснительной записки введение.
58588. Олимпийские игры в древности 81.5 KB
  Цель урока: Знакомство с историей Олимпийских игр в древности оценка их значения в жизни Древней Греции и современности; осознание миротворческой роли Олимпийских игр Задачи урока: Способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр...
58591. Этика и наука 44.5 KB
  Рассказывается миф о царе Эдипе: Царь Лаий и его жена Иокаста получили страшное предсказание от дельфиского оракула: Если в вашей семье родится сын то отец погибнет от его руки. Царь усыновил младенца и назвал Эдипом. Эдип вырос умным и сильным мужчиной. Эдип отправился за ответом к дельфийскому оракулу.
58592. Значение и организация нервной системы 59.5 KB
  Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.
58593. Оur university 344.5 KB
  The families of the words: to arrange, arrangement; to teach, teacher; to instruct, instruction, instructor; to prepare, preparation, preparatory; stomatology, stomatological, stomatologist; medicine, medical, medicinal...