73420

Художественная речь. Поэтический язык

Доклад

Литература и библиотековедение

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи чем обусловлена эта художественность.

Русский

2014-12-15

38.5 KB

1 чел.

26. Художественная речь. Поэтический язык.

Речь художественного произведения отличается от обычной.

Художественная речь – это красивая речь, которая производит эстетический эффект.

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект, чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики, начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи, чем обусловлена эта художественность.

Следующими вопросами занимается риторика:

  1.  Что делает речь убедительной и выразительной?
  2.  Переход с ораторской речи на поэтическую.
  3.  Изучение речевой структуры.

Исследование художественной речи составляло главную часть изучения в ранней литературе Востока.

Как ведется изучение художественной речи?

  •  Делаются лексические отборы
  •  Определяются те речевые обороты, которые придают речи красоту и выразительность.

Тропы – слова, использующиеся в переносном значении (очень распространены метафоры).

Маяковский:

Дремлет мир,

           на Черноморский округ

синь-слезищу

           морем оброня…

Дремлет мир – олицетворение, синь-слезище (существительное использовано вместо прилагательного; метафора)

Греки, а затем и древние европейские традиции придавали огромное значение метафоре. Метафора обеспечивается за счет связок: по сходству или близости.

Фигура – разнообразные речевые обороты, нарушающие языковые нормы: риторические вопросы, инверсии, антитезы.

Их было очень много. Античная риторика составляла огромные списки этих оборотов. У арабов и персов тоже много вычлененных оборотов – украшения речи.

В более позднее время появляются тропы, которые вместе с фигурами делают речь более образной. В ранней поэзии или прозе очень развиты такие речевые стили, которые отличаются максимальной аргументированностью (украшенностью). Описывая эти обороты, литература давала описание существовавшей традиции.

Художественная речь ≈ поэтическому языку. в поэзии свойства и особенности художественного выражены в особой концентрации.

Подходы исследования

Пытались установить, чем художественная речь отличается от обычной. Поэтический и литературный язык – это две противоположности. Подчеркивается общее отличие поэтического языка. В поэтическом языке присутствует установка на что-то новое. В обычной речи сохраняется консерватизм. Но какие-то изменения все же входят в язык: заимствуются слова, меняются ударения и т.д. к любому изображению обычный язык относится подозрительно. Поэтический язык настроен на изображение: в нем появляются новые слова, новые значения, необычные словосочетания. Поэтическая речь очень широко использует лексические средства:

  •  архаизмы
  •  неологизмы
  •  диалектизмы - просторечие

Помимо лексики и фразеологии обращают внимание на повышение звукового уровня в художественной речи, на порядок слов.

Есть 2 установки, характерные для художественной речи. Якобсон утверждал, что поэзия – это речь с установкой на выразительность, что это особым образом организованный язык. В обычной речи повторения и т.д. являются помехой для получения информации, и это отвлекает внимание. Выражение решающей роли не играет. В художественной речи все наоборот. Она часто прибегает к повторам. Например, у Цветаевой, они встречаются очень часто. Благодаря повторам сближается значение. Такие созвучия, меняя смысл слов через звучание, придают новое значение. Красота слова ощущается именно в поэтической речи. С одной стороны, важна установка на выражение и точное улавливание всех созвучий. А с другой стороны, происходит повышенная семантизация. Художественная речь делает значение слов более богатым в семантическом отношении. В художественной речи смыслообразующими становятся такие явления в языке, которые в обычной речи такого значения не имеют. Звуковая ткань сама способна создавать образ на звуковом уровне и на уровне грамматических форм. Род в поэзии имеет огромное значение. Например, рассмотрим два стихотворения – Гейне «Сосна и пальма» и перевод этого стихотворения Лермонтовым. В немецком языке fichtenbaum (сосна) мужского рода, а palme (пальма) – женского. А в русском языке и сосна, и пальма – женского рода. На грамматическом роде строится образ и смысл. Смысловые ассоциации могут вызываться художественно-поэтическим каноном. Например, в индийской трагедии крик павлина ассоциировался с сезоном дождей. В японской поэзии символическим образом является осенняя луна. В индивидуальной поэзии поэт создает собственные традиции, которые нагружают некоторые его слова дополнительными смыслами.

Блок

Снег у Блока – снег ассоциируется со снежной бурей: любовной, революционной.

Такой же свой словарь создает Мандельштам.

Исследование художественной речи (в основном поэтической) главным образом идет по следующим направлениям:

  •  чем художественная речь отличается от обычной
  •  роль звучания и дополнительные значения (семантизации)

Для Виноградова важными проблемами были:

  •  употребление лексических и грамматических форм
  •  необходимость изучения, как ведется повествование (меняется лексика, синтаксис, выразительные средства речи)
  •  очень важной проблемой Виноградов считал смешение стилей в романе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56429. НАЙРОЗУМНІШИЙ 109 KB
  Питання охоплюють мовознавчий матеріал з тем Словосполучення та просте речення та Складносурядні та складнопідрядні речення оскільки бажано гру проводити під час тижня української мови...
56430. ПІДГОТОВКА ВЧИТЕЛЯ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОЗДОРОВЧОЇ ФУНКЦІЇ ОСВІТИ 114 KB
  Актуальність статті передбачає пропаганду здорового способу життя дітей та молоді через проведення батьківських лекторіїв конференцій тренінгів круглих столів лекцій практичних занять для батьків та учнівської молоді.
56431. КРЕВСЬКА УНІЯ ТА СПРОБИ ЇЇ РЕАЛІЗАЦІЇ НА УКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЛЯХ 311.5 KB
  Колишня київська Русь могла сплачувати щедру данину, мала розгалужені торговельні шляхи була спроможна надати Литві матеріальні ресурси і поповнення до війська. Не останню роль відігравав і династичний чинник - правляча литовська династія мала численних нащадків, що потребували власних уділів.
56432. Hörtexte und Aufgaben 138.5 KB
  Diese von mir gebildeten Aufgaben werden nach dem Hören des Textes gemacht. Sie haben nur eine Kontrollfunktion: Was haben die Schüler verstanden? Solche Aufgaben helfen dem Deutschlehrer bei der Arbeit an der Entwicklung der Sprechfertigkeit Hören.
56433. London. Known and Unknown 644.5 KB
  Objectives: to revise vocabulary and grammar of the topic; to summarize knowledge on the topic; to develop listening, reading, writing and speaking skills; to practice pair and group work.
56434. Перспективні напрямки розвитку санаторно-курортної діяльності 902 KB
  Система санаторно-курортних закладів розвивалась в межах державної системи охорони здоров`я, її послуги були соціально орієнтованими і достатньо дешевими для громадян (за рахунок фонду соціального страхування та інших джерел фінансування)