73420

Художественная речь. Поэтический язык

Доклад

Литература и библиотековедение

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи чем обусловлена эта художественность.

Русский

2014-12-15

38.5 KB

1 чел.

26. Художественная речь. Поэтический язык.

Речь художественного произведения отличается от обычной.

Художественная речь – это красивая речь, которая производит эстетический эффект.

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект, чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики, начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи, чем обусловлена эта художественность.

Следующими вопросами занимается риторика:

  1.  Что делает речь убедительной и выразительной?
  2.  Переход с ораторской речи на поэтическую.
  3.  Изучение речевой структуры.

Исследование художественной речи составляло главную часть изучения в ранней литературе Востока.

Как ведется изучение художественной речи?

  •  Делаются лексические отборы
  •  Определяются те речевые обороты, которые придают речи красоту и выразительность.

Тропы – слова, использующиеся в переносном значении (очень распространены метафоры).

Маяковский:

Дремлет мир,

           на Черноморский округ

синь-слезищу

           морем оброня…

Дремлет мир – олицетворение, синь-слезище (существительное использовано вместо прилагательного; метафора)

Греки, а затем и древние европейские традиции придавали огромное значение метафоре. Метафора обеспечивается за счет связок: по сходству или близости.

Фигура – разнообразные речевые обороты, нарушающие языковые нормы: риторические вопросы, инверсии, антитезы.

Их было очень много. Античная риторика составляла огромные списки этих оборотов. У арабов и персов тоже много вычлененных оборотов – украшения речи.

В более позднее время появляются тропы, которые вместе с фигурами делают речь более образной. В ранней поэзии или прозе очень развиты такие речевые стили, которые отличаются максимальной аргументированностью (украшенностью). Описывая эти обороты, литература давала описание существовавшей традиции.

Художественная речь ≈ поэтическому языку. в поэзии свойства и особенности художественного выражены в особой концентрации.

Подходы исследования

Пытались установить, чем художественная речь отличается от обычной. Поэтический и литературный язык – это две противоположности. Подчеркивается общее отличие поэтического языка. В поэтическом языке присутствует установка на что-то новое. В обычной речи сохраняется консерватизм. Но какие-то изменения все же входят в язык: заимствуются слова, меняются ударения и т.д. к любому изображению обычный язык относится подозрительно. Поэтический язык настроен на изображение: в нем появляются новые слова, новые значения, необычные словосочетания. Поэтическая речь очень широко использует лексические средства:

  •  архаизмы
  •  неологизмы
  •  диалектизмы - просторечие

Помимо лексики и фразеологии обращают внимание на повышение звукового уровня в художественной речи, на порядок слов.

Есть 2 установки, характерные для художественной речи. Якобсон утверждал, что поэзия – это речь с установкой на выразительность, что это особым образом организованный язык. В обычной речи повторения и т.д. являются помехой для получения информации, и это отвлекает внимание. Выражение решающей роли не играет. В художественной речи все наоборот. Она часто прибегает к повторам. Например, у Цветаевой, они встречаются очень часто. Благодаря повторам сближается значение. Такие созвучия, меняя смысл слов через звучание, придают новое значение. Красота слова ощущается именно в поэтической речи. С одной стороны, важна установка на выражение и точное улавливание всех созвучий. А с другой стороны, происходит повышенная семантизация. Художественная речь делает значение слов более богатым в семантическом отношении. В художественной речи смыслообразующими становятся такие явления в языке, которые в обычной речи такого значения не имеют. Звуковая ткань сама способна создавать образ на звуковом уровне и на уровне грамматических форм. Род в поэзии имеет огромное значение. Например, рассмотрим два стихотворения – Гейне «Сосна и пальма» и перевод этого стихотворения Лермонтовым. В немецком языке fichtenbaum (сосна) мужского рода, а palme (пальма) – женского. А в русском языке и сосна, и пальма – женского рода. На грамматическом роде строится образ и смысл. Смысловые ассоциации могут вызываться художественно-поэтическим каноном. Например, в индийской трагедии крик павлина ассоциировался с сезоном дождей. В японской поэзии символическим образом является осенняя луна. В индивидуальной поэзии поэт создает собственные традиции, которые нагружают некоторые его слова дополнительными смыслами.

Блок

Снег у Блока – снег ассоциируется со снежной бурей: любовной, революционной.

Такой же свой словарь создает Мандельштам.

Исследование художественной речи (в основном поэтической) главным образом идет по следующим направлениям:

  •  чем художественная речь отличается от обычной
  •  роль звучания и дополнительные значения (семантизации)

Для Виноградова важными проблемами были:

  •  употребление лексических и грамматических форм
  •  необходимость изучения, как ведется повествование (меняется лексика, синтаксис, выразительные средства речи)
  •  очень важной проблемой Виноградов считал смешение стилей в романе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.
54491. The magic world of music 34.5 KB
  It is difficult to imagine our life without music .It helps us to live and relax. We are going to speak about music because it plays a great role in our lives. Music is everywhere It is in the streets, in the shops, in the parks, on the television sets.
54492. Жанры украинской народной музыки 940 KB
  Цель. Закрепить представления учащихся о жанровых особенностях украинской народной музыки. Повторить календарно-обрядные, исторические, колыбельные, шуточные песни, учащиеся должны продемонстрировать знания песенных жанров народной песни, ее особенностей, характерных признаков. Развивать вокально–хоровые навыки, эмоционально-чувствительный опыт учащихся. Воспитывать интерес к народной песне и уважение к народным традициям. Воспитывать эстетический вкус учащихся.
54493. Загадки про музичні інструменти 81.5 KB
  УДАРНІ ІНСТРУМЕНТИ Живий мертвого бє Живий мовчить а мертвий реве Барабан Тратата тратата Зверху шкіра знизу теж Всередині пустота. Барабан В руки палочки беремНе желаем его бьемТрамтамтам трамтамтам. Барабан Его не жалко никому Колотят палкой по нему. Барабан Сам пустий голос густий Дріб вибиває дітей збирає.
54494. Musik in unserem Leben 239.5 KB
  Anne-Sophie Mutter ist eine weltberühmte Geigerin. Schon als Kind wusste sie, was sie wollte, und bald hat sie ihren Traum verwirklicht. Im Alter von 7 Jahren gewann sie den Wettbewerb „Jugend musiziert“. 1976 fiel sie dem bekannten österreichischen Dirigenten Herbert von Karajan auf. Ein Jahr später trat sie schon als Solistin seines Orchesters bei den Salzburger Konzerten auf. Diese Zusammenarbeit öffnete der Geigerin die Tür zum internationalen Erfolg.
54495. Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands 97.5 KB
  Das Thema der heutigen Stunde lautet: Musik. Die größten Komponisten der Ukraine und Deutschlands. Lernziele sind: Wortschatz festigen und erweitern, Fragen stellen und beantworten, den Text lesen, Dialoge führen.
54496. Музика як мова почуттів 54.5 KB
  Мета уроку: Закріпити в учнів отримані на протязі вивчення теми знання про композиторів та їх творчість. Виявити рівень володіння і розуміння супутньої темі музичної термінології. На конкретних прикладах показати можливості музичного мистецтва виражати різноманітні настрої та почуття людини.