73420

Художественная речь. Поэтический язык

Доклад

Литература и библиотековедение

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи чем обусловлена эта художественность.

Русский

2014-12-15

38.5 KB

1 чел.

26. Художественная речь. Поэтический язык.

Речь художественного произведения отличается от обычной.

Художественная речь – это красивая речь, которая производит эстетический эффект.

На такие вопросы как чем вызывается эстетический эффект, чем обусловлена художественность речи пытаются ответить теоретики, начиная с античности. Русская литературная теория занимается вопросом художественной речи, чем обусловлена эта художественность.

Следующими вопросами занимается риторика:

  1.  Что делает речь убедительной и выразительной?
  2.  Переход с ораторской речи на поэтическую.
  3.  Изучение речевой структуры.

Исследование художественной речи составляло главную часть изучения в ранней литературе Востока.

Как ведется изучение художественной речи?

  •  Делаются лексические отборы
  •  Определяются те речевые обороты, которые придают речи красоту и выразительность.

Тропы – слова, использующиеся в переносном значении (очень распространены метафоры).

Маяковский:

Дремлет мир,

           на Черноморский округ

синь-слезищу

           морем оброня…

Дремлет мир – олицетворение, синь-слезище (существительное использовано вместо прилагательного; метафора)

Греки, а затем и древние европейские традиции придавали огромное значение метафоре. Метафора обеспечивается за счет связок: по сходству или близости.

Фигура – разнообразные речевые обороты, нарушающие языковые нормы: риторические вопросы, инверсии, антитезы.

Их было очень много. Античная риторика составляла огромные списки этих оборотов. У арабов и персов тоже много вычлененных оборотов – украшения речи.

В более позднее время появляются тропы, которые вместе с фигурами делают речь более образной. В ранней поэзии или прозе очень развиты такие речевые стили, которые отличаются максимальной аргументированностью (украшенностью). Описывая эти обороты, литература давала описание существовавшей традиции.

Художественная речь ≈ поэтическому языку. в поэзии свойства и особенности художественного выражены в особой концентрации.

Подходы исследования

Пытались установить, чем художественная речь отличается от обычной. Поэтический и литературный язык – это две противоположности. Подчеркивается общее отличие поэтического языка. В поэтическом языке присутствует установка на что-то новое. В обычной речи сохраняется консерватизм. Но какие-то изменения все же входят в язык: заимствуются слова, меняются ударения и т.д. к любому изображению обычный язык относится подозрительно. Поэтический язык настроен на изображение: в нем появляются новые слова, новые значения, необычные словосочетания. Поэтическая речь очень широко использует лексические средства:

  •  архаизмы
  •  неологизмы
  •  диалектизмы - просторечие

Помимо лексики и фразеологии обращают внимание на повышение звукового уровня в художественной речи, на порядок слов.

Есть 2 установки, характерные для художественной речи. Якобсон утверждал, что поэзия – это речь с установкой на выразительность, что это особым образом организованный язык. В обычной речи повторения и т.д. являются помехой для получения информации, и это отвлекает внимание. Выражение решающей роли не играет. В художественной речи все наоборот. Она часто прибегает к повторам. Например, у Цветаевой, они встречаются очень часто. Благодаря повторам сближается значение. Такие созвучия, меняя смысл слов через звучание, придают новое значение. Красота слова ощущается именно в поэтической речи. С одной стороны, важна установка на выражение и точное улавливание всех созвучий. А с другой стороны, происходит повышенная семантизация. Художественная речь делает значение слов более богатым в семантическом отношении. В художественной речи смыслообразующими становятся такие явления в языке, которые в обычной речи такого значения не имеют. Звуковая ткань сама способна создавать образ на звуковом уровне и на уровне грамматических форм. Род в поэзии имеет огромное значение. Например, рассмотрим два стихотворения – Гейне «Сосна и пальма» и перевод этого стихотворения Лермонтовым. В немецком языке fichtenbaum (сосна) мужского рода, а palme (пальма) – женского. А в русском языке и сосна, и пальма – женского рода. На грамматическом роде строится образ и смысл. Смысловые ассоциации могут вызываться художественно-поэтическим каноном. Например, в индийской трагедии крик павлина ассоциировался с сезоном дождей. В японской поэзии символическим образом является осенняя луна. В индивидуальной поэзии поэт создает собственные традиции, которые нагружают некоторые его слова дополнительными смыслами.

Блок

Снег у Блока – снег ассоциируется со снежной бурей: любовной, революционной.

Такой же свой словарь создает Мандельштам.

Исследование художественной речи (в основном поэтической) главным образом идет по следующим направлениям:

  •  чем художественная речь отличается от обычной
  •  роль звучания и дополнительные значения (семантизации)

Для Виноградова важными проблемами были:

  •  употребление лексических и грамматических форм
  •  необходимость изучения, как ведется повествование (меняется лексика, синтаксис, выразительные средства речи)
  •  очень важной проблемой Виноградов считал смешение стилей в романе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45207. Методы определения стоимости строительства 15.32 KB
  Методы определения стоимости строительства При составлении смет и сметных расчетов могут применяться следующие методы определения стоимости: Базисно-индексный Ресурсный Метод на основе укрупненных сметных нормативов в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектованалогов Базисноиндексный метод Определение стоимости строительства предусматривает составление сметных расчетовсмет на различных тсадиях инвестиционного строительного процесса в базисном уровне цен с использованием единичных расценок...
45208. Базисно-индексный метод определения стоимости строительства 16.88 KB
  Определение стоимости строительства предусматривает составление сметных расчетов смет на различных стадиях инвестиционно-строительного процесса в базисном уровне цен с использованием единичных расценок действующей сметно-нормативной базы и системы текущих прогнозных индексов. Используемые при подготовке сметных расчетов индексы изменения сметной стоимости дифференцирования: по статусу используемых нормативов федеральные территориальные отраслевые индивидуальные по видам строительства по способу применения к сметной стоимости...
45209. Инструментальное оснащение и ресурсное обеспечение проектов 29.5 KB
  Определение и харка аудитории проекта Инструментальное оснащение проекта: Задачи: поиск вариантов проектного изменения ситуации просчитать последствия реализации каждого решения и выбрать оптимальное обосновать наиболее эффективные формы коммуникации определить срва и методы достижения целей средства то с помощью чего ситуация преобразуется в соответствии с ее нормативной моделью. проекта которые рассматриваются в качестве источника проблем инициатора проекта и носителя ресурсов. Технологическое воздействие оснащение...
45210. Бренд как предмет маркетинговой коммуникации: структура, технологии формирования 28.5 KB
  Бренд как предмет маркетинговой коммуникации: структура технологии формирования. Бренд значит клеймо то есть клейменый товар с определенной маркой содержащей имя производителя и являющейся гарантией определенного качества. Бренд как предмет и результат маркетинговой коммуникации представляет собой сложноконструированный феномен. С одной стороны бренд предполагает известность торговой марки и гарантированное качество.
45211. Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании 28.5 KB
  Этапы и технологии проектного обоснования рекламной кампании Определение целей и задач рекламной кампании. Содержание целевого блока определяется в зависимости от нескольких факторов: проблем рекламодателя; специфики предмета рекламной коммуникации размера и особенностей целевого сегмента силы партнеров и характера конкуренции этапа жизненного цикла предмета рекламы и др. Возможные цели рекламной кампании: продвижение продукта или услуги на рынок; стимулирование потребительской активности целевых групп путем формирования потребности в...
45212. Маркетинговый потенциал и технологии разработки социально культурных программ 26 KB
  Маркетинговый потенциал и технологии разработки социально культурных программ Потенциал: В постиндустриальном мире сфера культуры из иждивенца экономики превращается в главную движущую силу развития общества. За счет культурных ресурсов развивается въездной туризм. Известные корпорации активно участвуют в спонсировании масштабных культурных акций активно используя культурные символы в продвижении своих имен и брендов. Поддержка культурных программ способствует формированию позитивного имиджа компании ее репутация повышает социальную...
45213. Этапы и технологии проектирования, социально культурной акции 36 KB
  Характеристика аудитории проекта т. Характеризуя аудиторию программы необходимо выявить наиболее сущностные личностные и социально-культурные проблемы; определить их источники установить причинно-следственную зависимость; обосновать возможности разрешения или предупреждения в рамках разрабатываемого проекта. Именно они определяют наряду с социальнокультурной проблематикой цели и задачи проекта виды и содержание деятельности. Ориентация на решение социальных проблем это способ повышения общественной значимости проекта а...
45214. Социальные проекты общественных объединений: маркетинговый потенциал, технологии, этапы разработки, условия реализации 24 KB
  Характеристика аудитории проекта. Обоснование целей и определение задачи проекта. Инструментальное оснащение проекта. Бюджет проекта.
45215. ПР как форма маркетинговых коммуникаций организации и сумма технологий 26 KB
  ПР искусство убеждающей коммуникации. Профессиональная компетентность ПР овладение наиболее эффективными приемами и методами коммуникации убеждения влияния на общественное мнение. Сферы публичной коммуникации: политика экономика социальнкульт. Средства формирования эффективной системы коммуникаций субъекта со средой: позитивное позиционирование субъекта по отношению к конкурентам наращивание его соцстатусного и культсимволического капитала формирование конверциональных ресурсов коммуникации субъекта со всеми составляющими...