73421

Традиционная теория художественной речи. Стилистика

Доклад

Литература и библиотековедение

Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.

Русский

2014-12-15

36.5 KB

0 чел.

27. Традиционная теория художественной речи. Стилистика.

Стилистика

Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д.

Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем. Украшенное слово в 19 в. остается позади. Этот век стремится к простому слову, к разговорной речи, к жизненной стихии (как в поэтических, так и прозаических произведениях). Необычайно возрастает значение прозы, которая развивается совсем иначе, чем в традиционной литературе. Проза 19 в. стремится к слиянию или хотя бы близости к разговорному языку.

Виноградов (начал как ученый во время создания формальной школы; лингвист):

- Изучал, чем обеспечивается единство произведения, если в речевом плане оно очень разнообразно.

- Принципом, объединяющим это сложное речевое образование, он назвал образом автора.

- Развивал учение о художественной речи, ставя проблему индивидуального стиля.

В 19 в. индивидуальный стиль играет решающую роль. Образ автора в значительной степени создается в том числе стилем речи, который характерен для писателя.

Стилистика, в том числе и изучение речевых стилей, отходит к лингвистике.

Литературоведение от понятия «стиль» отказываться не хочет. Возникает новая трактовка понятия «стиль», не связанная с художественной речью, которую дает Лихачев. Он опирается на использование понятия «стиль» в искусствознании. В 19 в. понятие становится более обширным. Учение о стилях в искусствознании окончательно оформляется в конце 19 в. Искусствоведение выделяет во внешнем облике, конструктивных зданиях, мебели и т.д. конкретные черты. Эти признаки отличаются в соответствующих произведениях. В определенные эпохи существовали определенные черты в области архитектуры, живописи, паркового искусства и т.д. По ним выделяются:

  •  Барокко
  •  Готический стиль (удлиненные конструкции здания, шпилеобразные башни)
  •  Ампир

Благодаря изучению особенностей, которые удалось выявить сначала в архитектурных стилях, было выяснено, что они связаны с эпохой и с тем, как она выражается. В эпоху романтизма парк, например, специально создается, но как имитация живой природы, так же не было жесткого порядка в одежде, интерьере и т.д. Существовал версальский принцип, когда все было ровным.

Встает еще один вопрос: почему именно данный стиль появляется в определенной эпохе?

Появилась теория, которая пыталась связать стиль с особенностями мировоззрения, характерными для данной эпохи. Это понятие стиля, разработанное в искусстве, натолкнуло на две трактовки стиля в литературе. Пытались перенести понятие стиль на литературу и понимать его как литературное направление, пытались ввести понятие эпохальных стилей. Под разные литературные стили так же подводилась идея мировосприятия эпохи.

В 19 в. формируется лингвистика как самостоятельная дисциплина, изучающая любую речь. В начале 20 в. формируется особая дисциплина – лингвистическая стилистика, которая изучает живую речь. В литературный язык не входят:

  •  жаргон
  •  профессиональный жаргон
  •  жаргон медиков
  •  жаргон студентов

Но все это входит в литературу. Ученые, создавшие лингвистическую стилистику, работают с литературным языком, но обращают внимание, что разговорное общение выделяет разновидности живой речи. Это зависит от того, устная это или письменная форма, а также от целей общения.

Существуют три сферы:

  •  разговорная речь (свободная, устная, часто интимная)
  •  специальная речь (чаще письменная, отличается по целям):
    •  деловые цели
    •  публицистические цели
    •  газетно-информационные цели
    •  научные цели
  •  речь художественного произведения

Эти разновидности назвали функциональными (речевыми) стилями. Речь художественного произведения иногда выделяли особым стилем.

Виноградов:

- Занимался проблемами стилистики.

- Ввел термин «образ автора».

- Занимался в основном реалистической прозой.

- Не называл художественную речь особым стилем, он предлагал выделить особую дисциплину – художественную поэтику.

Начиная с появления лингвистической стилистики изучение художественной речи (поэтического языка) отходит к лингвистам. Изучение речи должно вестись лингвистами, которые могут понять, чем отличается художественный язык от нехудожественного. Лингвист производит отбор лексики, фразеологизмов, грамматических форм и других элементов языка, а также рассматривает, как они функционируют в произведении.

В зависимости от ситуации, социальной среды, места действия речь персонажа тоже различна. Вводится лексика, не соответствующая литературному языку:

  •  жаргоны
  •  ненормативная лексика
  •  диалектизмы (больше на уровне крестьян)
  •  просторечие (язык необразованного населения)

Виноградов отмечает, что художественное произведение включает в себя все разнообразие речевых стилей, связанными с литературными и нелитературными формами языка. Второе направление связано с перетягиванием искусствоведческого термина в литературу. Некоторые литературоведы считают, что стиль – это общий принцип, определяющий структуру художественного произведения с возможным расширением до структуры творчества автора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14818. ОТБАСЫ – КӨРКЕМ ӘДЕБИЕТТЕ 210.5 KB
  ОТБАСЫ КӨРКЕМ ӘДЕБИЕТТЕ Отбасы адамның өте маңызды өте жауапты жан ұясы себебі отбасы адамға бақыт толық мәнді тыныстіршілік әкеледі. Отбасы қоғамдық құрылымның кіші тобы алғашқы ұясы. Қоғамның негізгі мақсаты адамдарды бақытты ету ал мұның өзі терезесі т...
14819. СПИД (ЖҚТБ) және СЕНПАТРИК ДИКСОН 506 KB
  СПИД ЖҚТБ және СЕН ПАТРИК ДИКСОН МАЗМҰНЫ Автор жайлы бірер сөз Кіріспе: Сенушілер ЖҚТБға қарсы күрестің алдыңғы шебінде 1 Тарау: ЖҚТБ сізге де төніп тұрған қатер 2 Тарау: Вакцина дәрідәрмек және сақтандырғыштар 3 Тарау: Адамдар жиі қоятын сұрақтар 4...
14820. Жеке тұлғаның бейімділіктерін психодиагностикалық зерттеу тәсілдері 63 KB
  Жеке тұлғаның бейімділіктерін психодиагностикалық зерттеу тәсілдері Жеке тұлғаны психофизиологиялық тұрғыдан зерттеу оның психикалық және ақылой сапаларын болашақ мамандықтарына бейімділігін анықтап беруге және олардың жекелеген бөліктерін жетілдіру туралы ұс...
14821. Темперамент жөнінде түсінік 50.5 KB
  Темперамент жөнінде түсінік. Темперамент 25 ғасырдан бері ғылыми ойды қызықтырған мәселелердің бірі. Оған деген қызығушылықтың төркіні адамдар бойында болатын дара өзгешеліктер. Әр адамның баланың жан дүниесі өз алдына бір болмыс. Оның қайталанбастығы бір жағына...
14822. Тəрбие əдістері 111.5 KB
  Тəрбие əдістері Жоспары 1. Тəрбие əдістері мен тəсілдері жөнінде түсінік 2. Сана қалыптастыру əдістері 3. Ісəрекет ұйымдастыру əдістері 4. Ынталандыру əдістері 5. Педагогикалық қолдау оның мəні жəне ұйымдастыру жолдары 6. Тәрбие әдістерін таңдау 1. Тəрб
14823. Тəрбие процесінің мазмұны 74 KB
  Тəрбие процесінің мазмұны Жоспары 1. Жалпы адамзаттық құндылықтар мен құндылықты бағытбағдарлар 2. Тұлғаның базалық мəдениетін қалыптастыру 3. Бала құқықтары жөніндегі халықаралық құжаттар идеяларының тəрбие мазмұнында ескерілуі 7.1. Жалпы адамзаттық құнд...
14824. Тəрбие құрал-жабдықтары мен формалары 47.5 KB
  Тəрбие құралжабдықтары мен формалары Жоспары 1. Тəрбие құралжабдықтары жəне формалары түсінігі 2. Тəрбиенің негізгі формаларына сипаттама 3. Тəрбие формалары мен құралжабдықтарын таңдау 1.Тəрбие құралжабдықтары жəне формалары түсінігі Тəрбие құралжа
14825. Тəрбие мəн-мағынасы 54.5 KB
  Тəрбие мəнмағынасы Жоспары 1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері. 2. Тəрбие процесінің ерекшеліктері. 3. Тұлғаның өзіндік тəрбиесі мен қайта тəрбиесі. 5.1. Тəрбие міндеттері мен қызметтері Тəрбие педагогикада бірнеше қырларымен танылған: əлеуметтік мағынад
14826. Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі 49 KB
  Тұлға қалыптастырудың халықтық тәжірибесі Халықтық педагогикалық көзқарастарын жұзеге асыру жұмысын мақсатқа сай қамтамасыз ету мен тәрбие дәстүрлерін бекіту оларды нақгылау толықтыру жөне жетілдіруге көмегін тигізген жеке сынақ әдісі ел арасына кеңінен мәлім б