73421

Традиционная теория художественной речи. Стилистика

Доклад

Литература и библиотековедение

Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.

Русский

2014-12-15

36.5 KB

0 чел.

27. Традиционная теория художественной речи. Стилистика.

Стилистика

Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д.

Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем. Украшенное слово в 19 в. остается позади. Этот век стремится к простому слову, к разговорной речи, к жизненной стихии (как в поэтических, так и прозаических произведениях). Необычайно возрастает значение прозы, которая развивается совсем иначе, чем в традиционной литературе. Проза 19 в. стремится к слиянию или хотя бы близости к разговорному языку.

Виноградов (начал как ученый во время создания формальной школы; лингвист):

- Изучал, чем обеспечивается единство произведения, если в речевом плане оно очень разнообразно.

- Принципом, объединяющим это сложное речевое образование, он назвал образом автора.

- Развивал учение о художественной речи, ставя проблему индивидуального стиля.

В 19 в. индивидуальный стиль играет решающую роль. Образ автора в значительной степени создается в том числе стилем речи, который характерен для писателя.

Стилистика, в том числе и изучение речевых стилей, отходит к лингвистике.

Литературоведение от понятия «стиль» отказываться не хочет. Возникает новая трактовка понятия «стиль», не связанная с художественной речью, которую дает Лихачев. Он опирается на использование понятия «стиль» в искусствознании. В 19 в. понятие становится более обширным. Учение о стилях в искусствознании окончательно оформляется в конце 19 в. Искусствоведение выделяет во внешнем облике, конструктивных зданиях, мебели и т.д. конкретные черты. Эти признаки отличаются в соответствующих произведениях. В определенные эпохи существовали определенные черты в области архитектуры, живописи, паркового искусства и т.д. По ним выделяются:

  •  Барокко
  •  Готический стиль (удлиненные конструкции здания, шпилеобразные башни)
  •  Ампир

Благодаря изучению особенностей, которые удалось выявить сначала в архитектурных стилях, было выяснено, что они связаны с эпохой и с тем, как она выражается. В эпоху романтизма парк, например, специально создается, но как имитация живой природы, так же не было жесткого порядка в одежде, интерьере и т.д. Существовал версальский принцип, когда все было ровным.

Встает еще один вопрос: почему именно данный стиль появляется в определенной эпохе?

Появилась теория, которая пыталась связать стиль с особенностями мировоззрения, характерными для данной эпохи. Это понятие стиля, разработанное в искусстве, натолкнуло на две трактовки стиля в литературе. Пытались перенести понятие стиль на литературу и понимать его как литературное направление, пытались ввести понятие эпохальных стилей. Под разные литературные стили так же подводилась идея мировосприятия эпохи.

В 19 в. формируется лингвистика как самостоятельная дисциплина, изучающая любую речь. В начале 20 в. формируется особая дисциплина – лингвистическая стилистика, которая изучает живую речь. В литературный язык не входят:

  •  жаргон
  •  профессиональный жаргон
  •  жаргон медиков
  •  жаргон студентов

Но все это входит в литературу. Ученые, создавшие лингвистическую стилистику, работают с литературным языком, но обращают внимание, что разговорное общение выделяет разновидности живой речи. Это зависит от того, устная это или письменная форма, а также от целей общения.

Существуют три сферы:

  •  разговорная речь (свободная, устная, часто интимная)
  •  специальная речь (чаще письменная, отличается по целям):
    •  деловые цели
    •  публицистические цели
    •  газетно-информационные цели
    •  научные цели
  •  речь художественного произведения

Эти разновидности назвали функциональными (речевыми) стилями. Речь художественного произведения иногда выделяли особым стилем.

Виноградов:

- Занимался проблемами стилистики.

- Ввел термин «образ автора».

- Занимался в основном реалистической прозой.

- Не называл художественную речь особым стилем, он предлагал выделить особую дисциплину – художественную поэтику.

Начиная с появления лингвистической стилистики изучение художественной речи (поэтического языка) отходит к лингвистам. Изучение речи должно вестись лингвистами, которые могут понять, чем отличается художественный язык от нехудожественного. Лингвист производит отбор лексики, фразеологизмов, грамматических форм и других элементов языка, а также рассматривает, как они функционируют в произведении.

В зависимости от ситуации, социальной среды, места действия речь персонажа тоже различна. Вводится лексика, не соответствующая литературному языку:

  •  жаргоны
  •  ненормативная лексика
  •  диалектизмы (больше на уровне крестьян)
  •  просторечие (язык необразованного населения)

Виноградов отмечает, что художественное произведение включает в себя все разнообразие речевых стилей, связанными с литературными и нелитературными формами языка. Второе направление связано с перетягиванием искусствоведческого термина в литературу. Некоторые литературоведы считают, что стиль – это общий принцип, определяющий структуру художественного произведения с возможным расширением до структуры творчества автора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85006. Лесные и торфяные пожары и их характеристика 33.21 KB
  Лесные и торфяные пожары и их характеристика Цель урока. Познакомить обучаемых с опасным природным явлением биологического происхождения лесными пожарами показать основные причины возникновения лесных пожаров особо подчеркнуть что в 80 случаев лесные пожары возникают по вине человека. Изучаемые вопросы Характеристика лесных пожаров и основных причин их возникновения. Классификация лесных пожаров.
85007. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения 33.49 KB
  Профилактика лесных и торфяных пожаров защита населения Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в том что лучшей профилактикой возникновения лесных пожаров является соблюдение каждым человеком правил пожарной безопасности в лесу. Изучаемые вопросы Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения лесных пожаров. Основной причиной лесных пожаров является безответственное поведение людей которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем и нарушают правила пожарной безопасности.
85008. Эпидемия 31.55 KB
  Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Изучаемые вопросы Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Дать определение понятию инфекционные болезни привести классификацию инфекционных заболеваний в зависимости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции. Рассмотреть причины возникновения инфекционных болезней и пути распространения инфекции.
85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...
85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения – более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.