73421

Традиционная теория художественной речи. Стилистика

Доклад

Литература и библиотековедение

Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.

Русский

2014-12-15

36.5 KB

0 чел.

27. Традиционная теория художественной речи. Стилистика.

Стилистика

Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д.

Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем. Украшенное слово в 19 в. остается позади. Этот век стремится к простому слову, к разговорной речи, к жизненной стихии (как в поэтических, так и прозаических произведениях). Необычайно возрастает значение прозы, которая развивается совсем иначе, чем в традиционной литературе. Проза 19 в. стремится к слиянию или хотя бы близости к разговорному языку.

Виноградов (начал как ученый во время создания формальной школы; лингвист):

- Изучал, чем обеспечивается единство произведения, если в речевом плане оно очень разнообразно.

- Принципом, объединяющим это сложное речевое образование, он назвал образом автора.

- Развивал учение о художественной речи, ставя проблему индивидуального стиля.

В 19 в. индивидуальный стиль играет решающую роль. Образ автора в значительной степени создается в том числе стилем речи, который характерен для писателя.

Стилистика, в том числе и изучение речевых стилей, отходит к лингвистике.

Литературоведение от понятия «стиль» отказываться не хочет. Возникает новая трактовка понятия «стиль», не связанная с художественной речью, которую дает Лихачев. Он опирается на использование понятия «стиль» в искусствознании. В 19 в. понятие становится более обширным. Учение о стилях в искусствознании окончательно оформляется в конце 19 в. Искусствоведение выделяет во внешнем облике, конструктивных зданиях, мебели и т.д. конкретные черты. Эти признаки отличаются в соответствующих произведениях. В определенные эпохи существовали определенные черты в области архитектуры, живописи, паркового искусства и т.д. По ним выделяются:

  •  Барокко
  •  Готический стиль (удлиненные конструкции здания, шпилеобразные башни)
  •  Ампир

Благодаря изучению особенностей, которые удалось выявить сначала в архитектурных стилях, было выяснено, что они связаны с эпохой и с тем, как она выражается. В эпоху романтизма парк, например, специально создается, но как имитация живой природы, так же не было жесткого порядка в одежде, интерьере и т.д. Существовал версальский принцип, когда все было ровным.

Встает еще один вопрос: почему именно данный стиль появляется в определенной эпохе?

Появилась теория, которая пыталась связать стиль с особенностями мировоззрения, характерными для данной эпохи. Это понятие стиля, разработанное в искусстве, натолкнуло на две трактовки стиля в литературе. Пытались перенести понятие стиль на литературу и понимать его как литературное направление, пытались ввести понятие эпохальных стилей. Под разные литературные стили так же подводилась идея мировосприятия эпохи.

В 19 в. формируется лингвистика как самостоятельная дисциплина, изучающая любую речь. В начале 20 в. формируется особая дисциплина – лингвистическая стилистика, которая изучает живую речь. В литературный язык не входят:

  •  жаргон
  •  профессиональный жаргон
  •  жаргон медиков
  •  жаргон студентов

Но все это входит в литературу. Ученые, создавшие лингвистическую стилистику, работают с литературным языком, но обращают внимание, что разговорное общение выделяет разновидности живой речи. Это зависит от того, устная это или письменная форма, а также от целей общения.

Существуют три сферы:

  •  разговорная речь (свободная, устная, часто интимная)
  •  специальная речь (чаще письменная, отличается по целям):
    •  деловые цели
    •  публицистические цели
    •  газетно-информационные цели
    •  научные цели
  •  речь художественного произведения

Эти разновидности назвали функциональными (речевыми) стилями. Речь художественного произведения иногда выделяли особым стилем.

Виноградов:

- Занимался проблемами стилистики.

- Ввел термин «образ автора».

- Занимался в основном реалистической прозой.

- Не называл художественную речь особым стилем, он предлагал выделить особую дисциплину – художественную поэтику.

Начиная с появления лингвистической стилистики изучение художественной речи (поэтического языка) отходит к лингвистам. Изучение речи должно вестись лингвистами, которые могут понять, чем отличается художественный язык от нехудожественного. Лингвист производит отбор лексики, фразеологизмов, грамматических форм и других элементов языка, а также рассматривает, как они функционируют в произведении.

В зависимости от ситуации, социальной среды, места действия речь персонажа тоже различна. Вводится лексика, не соответствующая литературному языку:

  •  жаргоны
  •  ненормативная лексика
  •  диалектизмы (больше на уровне крестьян)
  •  просторечие (язык необразованного населения)

Виноградов отмечает, что художественное произведение включает в себя все разнообразие речевых стилей, связанными с литературными и нелитературными формами языка. Второе направление связано с перетягиванием искусствоведческого термина в литературу. Некоторые литературоведы считают, что стиль – это общий принцип, определяющий структуру художественного произведения с возможным расширением до структуры творчества автора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83978. Великое княжество Литовское и Русское 109.5 KB
  Цель урока: формирование у обучающихся знаний об условиях и процессе возвышения Великого княжества Литовского и Русского Задачи урока. Образовательные: проследить исторические условия и процесс возвышения Великого княжества Литовского выявит взаимосвязь между формированием государственности...
83979. Наталья Абрамцева «О чём думал котёнок?» 28.41 KB
  Цель урока: Раскрыть нравственный замысел Н.Абрамцевой в сказке О чём думал котёнок Задачи: 1. О ком эта загадка Вам не показалось странным почему когда мы говорим о дружбе у нас здесь котёнок У кого из вас есть такой друг.
83980. Роберт Бёрнс – народный поэт 18.05 KB
  Цели: обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях английской поэзии закрепление знаний по теории литературы; развивающие: развитие умения выполнять сопоставительный анализ произведений различных по жанру (именно по фольклору), развивать навык работы с информационным...
83981. Всемирное наследие человечества 62 KB
  Педагогическая цель: знакомство с объектами Всемирного наследия, показ красоты и неповторимости великих достопримечательностей Задачи: проверить знание экологического календаря; познакомить с понятием всемирное наследие, эмблемой организации Всемирное наследие, с наиболее известными мировыми...
83982. Возникновение ислама и объединение арабов 18.27 KB
  Сегодня на уроке мы постараемся выяснить причины образования государства у арабов: узнаем о природных условиях Аравийского полуострова занятиях верованиях арабов появлении Мухаммеда и возникновении ислама. Изучение нового материала 8 Учитель начинает рассказ о местах первоначального...
83983. Взаимное расположение графиков линейных функций 23.28 KB
  Цели урока: ввести условия пересечения и параллельности графиков линейных функций; отработать умение строить графики линейной функции и прямой пропорциональности; развивать: 1 умение сравнивать выявлять закономерности обобщать; 2 познавательный интерес к предмету; 3 творческие способности учащихся...
83984. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое 85.5 KB
  Тема урока: Главные члены предложения. Цель: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения способствовать развитию умения определять главные члены в предложении развитию памяти внимания логического мышления устной и письменной речи формированию навыков грамотного письма создать условия для формирования активности социальной роли ученика. Предметные: находить главные члены основу предложения; обозначать графически грамматическую основу. Планируемые результаты: Предметные: находить основу ...
83985. Русская литература XIX века 59.5 KB
  Цели урока: Образовательные: повторение и обобщение изученного в разделе; закрепление полученных знаний. Развивающие: развитие творческого мышления, памяти, речи, внимания учащихся. Воспитательные: формирование чувства ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативных навыков.
83986. Наволочка с клапаном. Швы, используемые при фабричном пошиве бельевого изделия 21.21 KB
  Прежде чем начать урок я хочу вас познакомить с табелем в котором буду отмечать при помощи кружков вашу работу устные ответы а также вашу практическую работу Табель контроль Моя оценка пример Ф. Учитель Сегодня на уроке мы обобщим знания о постельном белье.