73421

Традиционная теория художественной речи. Стилистика

Доклад

Литература и библиотековедение

Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.

Русский

2014-12-15

36.5 KB

0 чел.

27. Традиционная теория художественной речи. Стилистика.

Стилистика

Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д.

Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем. Украшенное слово в 19 в. остается позади. Этот век стремится к простому слову, к разговорной речи, к жизненной стихии (как в поэтических, так и прозаических произведениях). Необычайно возрастает значение прозы, которая развивается совсем иначе, чем в традиционной литературе. Проза 19 в. стремится к слиянию или хотя бы близости к разговорному языку.

Виноградов (начал как ученый во время создания формальной школы; лингвист):

- Изучал, чем обеспечивается единство произведения, если в речевом плане оно очень разнообразно.

- Принципом, объединяющим это сложное речевое образование, он назвал образом автора.

- Развивал учение о художественной речи, ставя проблему индивидуального стиля.

В 19 в. индивидуальный стиль играет решающую роль. Образ автора в значительной степени создается в том числе стилем речи, который характерен для писателя.

Стилистика, в том числе и изучение речевых стилей, отходит к лингвистике.

Литературоведение от понятия «стиль» отказываться не хочет. Возникает новая трактовка понятия «стиль», не связанная с художественной речью, которую дает Лихачев. Он опирается на использование понятия «стиль» в искусствознании. В 19 в. понятие становится более обширным. Учение о стилях в искусствознании окончательно оформляется в конце 19 в. Искусствоведение выделяет во внешнем облике, конструктивных зданиях, мебели и т.д. конкретные черты. Эти признаки отличаются в соответствующих произведениях. В определенные эпохи существовали определенные черты в области архитектуры, живописи, паркового искусства и т.д. По ним выделяются:

  •  Барокко
  •  Готический стиль (удлиненные конструкции здания, шпилеобразные башни)
  •  Ампир

Благодаря изучению особенностей, которые удалось выявить сначала в архитектурных стилях, было выяснено, что они связаны с эпохой и с тем, как она выражается. В эпоху романтизма парк, например, специально создается, но как имитация живой природы, так же не было жесткого порядка в одежде, интерьере и т.д. Существовал версальский принцип, когда все было ровным.

Встает еще один вопрос: почему именно данный стиль появляется в определенной эпохе?

Появилась теория, которая пыталась связать стиль с особенностями мировоззрения, характерными для данной эпохи. Это понятие стиля, разработанное в искусстве, натолкнуло на две трактовки стиля в литературе. Пытались перенести понятие стиль на литературу и понимать его как литературное направление, пытались ввести понятие эпохальных стилей. Под разные литературные стили так же подводилась идея мировосприятия эпохи.

В 19 в. формируется лингвистика как самостоятельная дисциплина, изучающая любую речь. В начале 20 в. формируется особая дисциплина – лингвистическая стилистика, которая изучает живую речь. В литературный язык не входят:

  •  жаргон
  •  профессиональный жаргон
  •  жаргон медиков
  •  жаргон студентов

Но все это входит в литературу. Ученые, создавшие лингвистическую стилистику, работают с литературным языком, но обращают внимание, что разговорное общение выделяет разновидности живой речи. Это зависит от того, устная это или письменная форма, а также от целей общения.

Существуют три сферы:

  •  разговорная речь (свободная, устная, часто интимная)
  •  специальная речь (чаще письменная, отличается по целям):
    •  деловые цели
    •  публицистические цели
    •  газетно-информационные цели
    •  научные цели
  •  речь художественного произведения

Эти разновидности назвали функциональными (речевыми) стилями. Речь художественного произведения иногда выделяли особым стилем.

Виноградов:

- Занимался проблемами стилистики.

- Ввел термин «образ автора».

- Занимался в основном реалистической прозой.

- Не называл художественную речь особым стилем, он предлагал выделить особую дисциплину – художественную поэтику.

Начиная с появления лингвистической стилистики изучение художественной речи (поэтического языка) отходит к лингвистам. Изучение речи должно вестись лингвистами, которые могут понять, чем отличается художественный язык от нехудожественного. Лингвист производит отбор лексики, фразеологизмов, грамматических форм и других элементов языка, а также рассматривает, как они функционируют в произведении.

В зависимости от ситуации, социальной среды, места действия речь персонажа тоже различна. Вводится лексика, не соответствующая литературному языку:

  •  жаргоны
  •  ненормативная лексика
  •  диалектизмы (больше на уровне крестьян)
  •  просторечие (язык необразованного населения)

Виноградов отмечает, что художественное произведение включает в себя все разнообразие речевых стилей, связанными с литературными и нелитературными формами языка. Второе направление связано с перетягиванием искусствоведческого термина в литературу. Некоторые литературоведы считают, что стиль – это общий принцип, определяющий структуру художественного произведения с возможным расширением до структуры творчества автора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23154. Я хочу правді бути вічним другом і ворогом одвічним злу... творчість Василя Симоненка 27.5 KB
  Це очі Василя Симоненка поета якому судилося прожити усього 28 років але залишитися в пам'яті народній назавжди. Тому мабуть кожне наступне покоління буде вважати Василя Симоненка своїм однолітком і гортаючи сторінки знаходити в поезіях відгуки власних емоцій і почуттів. Найбільша любов поета це рідна земля Україна саме цій темі присвячена більшість творів Симоненка: Україно ти моя молитва ти моя розпука вікова.
23155. Ліна КОСТЕНКО БЕРЕСТЕЧКО 414 KB
  Кишить Вкраїна кишлами орди І Бог згортає чорними сувоями твоє терпіння виткане з біди НЕ ЖАЛІВ МЕНІ ХАН НІ ВИНА НІ КУМИСУ НІ МЕДУ. І розджохався хан усе причіпеньки шукав: Ти мене одурив проклятий ґяуре Я привів своє військо а ти мене ошукав Що ж ти хочеш козацький ти макогоне щоб у тих болотах мені жаба цицьки дала Ти ж казав що їх мало. Ти ж мені любий брат казав Гірей. Несу свій хрест на свої Голгочі А цар стромляє мені у спину Свої двойлезі каправі очі.
23156. В. Симоненко про історичну місію людини на землі («Ти знаєш, що ти - людина?») 24 KB
  Симоненко про історичну місію людини на землі Ти знаєш що ти людина В історії української літератури шістдесяті роки стали роками творчості письменників які віддали свій голос на захист простої людини. Вони намагалися пробити чиновницькобюрократичну стіну суспільства де людина була лише гвинтиком їхнього апарату а не творцем своєї долі своєї історії. Повага до людини зокрема до її гідності до права жити так як вона хоче в цьому філософська наснаженість і гуманістична спрямованість поезії Ти знаєш що ти людина Лад у...
23157. Головний герой поезій В. Симоненка 23.5 KB
  В його юнацькому серці завжди жили любов віра в людину в її творчі можливості. Такі вірші як Лебеді материнства Україні Земле рідна Україно п'ю твої зіниці вражають читачів великою синівською любов'ю поета до своєї Батьківщини непідробним почуттям патріота. Ліричний герой цих поезій наголошує що без любові до Батьківщини нема справжньої людини. У віршах Любов Вона прийшла Є в коханні і будні і свята розкрито інтимні почуття ліричного героя.
23159. Духовні цінності людини в поезії Ліни Костенко 26 KB
  Поставити свого сучасника обличчям до норм що їх виробляло людство впродовж століть задуматися над сутністю власного життя зосередитися на усвідомленні себе сином української землі взяла на себе обов'язок поетеса Ліна Костенко. Звичайно у зв'язку із своєю позицією поетапатріота Ліна Костенко перебувала в опозиції до офіційних властей тоталітарного радянського суспільства. У своїх поезіях Ліна Костенко бачить конкретних винуватців моральної і духовної деградації людей.
23160. Євген Маланюк (1897-1968) 27 KB
  Як пише сам Євген Маланюк його прізвище фігурувало ще в реєстрах старшини часів Богдана Хмельницького. В колишньому Єлисаветграді Маланюк закінчує реальну гімназію раніше тут навчалися брати Тобілевичі Марко Кропивницький Є. Мобілізація у зв'язку з першою світовою війною Київська військова школа і поручник Євген Маланюк стає командиром сотні 2го Туркестанського стрілецького полку.
23161. Євген Филимонович Маланюк 54.5 KB
  Маланюка. Маланюк емігрував спочатку жив у Каліші в таборі для інтернованих українських частин. Маланюка Стилет і стилос у 1926р.
23162. ЄВГЕН МАЛАНЮК 94 KB
  А на зібранні академії таборового літературноартистичного товариства Веселка із здавалося б недоречним до часу і місця рефератом Зброя культури виступав перед побратимами двадцятип'ятилітній поет військовий старшина 6ї дивізії генерала Безручка Євген Маланюк: Кордони економічна діяльність промисловість і торгівля це тільки зовнішні форми тільки рамки в яких проходить дійсне живе життя нації самостійної держави. Навіть для частини учасників академії а Веселка об'єднувала літературномистецькі кола інтернованих вояків ...