73421

Традиционная теория художественной речи. Стилистика

Доклад

Литература и библиотековедение

Стилистика Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д. Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем.

Русский

2014-12-15

36.5 KB

0 чел.

27. Традиционная теория художественной речи. Стилистика.

Стилистика

Занимается изучением художественной речи (поэтического языка). Рассматривает архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.д.

Но потом начинаются значительные изменения, связанные с тем, что менялась литература. Литература 19 в. оказывалась очень далекой от Античных схем. Украшенное слово в 19 в. остается позади. Этот век стремится к простому слову, к разговорной речи, к жизненной стихии (как в поэтических, так и прозаических произведениях). Необычайно возрастает значение прозы, которая развивается совсем иначе, чем в традиционной литературе. Проза 19 в. стремится к слиянию или хотя бы близости к разговорному языку.

Виноградов (начал как ученый во время создания формальной школы; лингвист):

- Изучал, чем обеспечивается единство произведения, если в речевом плане оно очень разнообразно.

- Принципом, объединяющим это сложное речевое образование, он назвал образом автора.

- Развивал учение о художественной речи, ставя проблему индивидуального стиля.

В 19 в. индивидуальный стиль играет решающую роль. Образ автора в значительной степени создается в том числе стилем речи, который характерен для писателя.

Стилистика, в том числе и изучение речевых стилей, отходит к лингвистике.

Литературоведение от понятия «стиль» отказываться не хочет. Возникает новая трактовка понятия «стиль», не связанная с художественной речью, которую дает Лихачев. Он опирается на использование понятия «стиль» в искусствознании. В 19 в. понятие становится более обширным. Учение о стилях в искусствознании окончательно оформляется в конце 19 в. Искусствоведение выделяет во внешнем облике, конструктивных зданиях, мебели и т.д. конкретные черты. Эти признаки отличаются в соответствующих произведениях. В определенные эпохи существовали определенные черты в области архитектуры, живописи, паркового искусства и т.д. По ним выделяются:

  •  Барокко
  •  Готический стиль (удлиненные конструкции здания, шпилеобразные башни)
  •  Ампир

Благодаря изучению особенностей, которые удалось выявить сначала в архитектурных стилях, было выяснено, что они связаны с эпохой и с тем, как она выражается. В эпоху романтизма парк, например, специально создается, но как имитация живой природы, так же не было жесткого порядка в одежде, интерьере и т.д. Существовал версальский принцип, когда все было ровным.

Встает еще один вопрос: почему именно данный стиль появляется в определенной эпохе?

Появилась теория, которая пыталась связать стиль с особенностями мировоззрения, характерными для данной эпохи. Это понятие стиля, разработанное в искусстве, натолкнуло на две трактовки стиля в литературе. Пытались перенести понятие стиль на литературу и понимать его как литературное направление, пытались ввести понятие эпохальных стилей. Под разные литературные стили так же подводилась идея мировосприятия эпохи.

В 19 в. формируется лингвистика как самостоятельная дисциплина, изучающая любую речь. В начале 20 в. формируется особая дисциплина – лингвистическая стилистика, которая изучает живую речь. В литературный язык не входят:

  •  жаргон
  •  профессиональный жаргон
  •  жаргон медиков
  •  жаргон студентов

Но все это входит в литературу. Ученые, создавшие лингвистическую стилистику, работают с литературным языком, но обращают внимание, что разговорное общение выделяет разновидности живой речи. Это зависит от того, устная это или письменная форма, а также от целей общения.

Существуют три сферы:

  •  разговорная речь (свободная, устная, часто интимная)
  •  специальная речь (чаще письменная, отличается по целям):
    •  деловые цели
    •  публицистические цели
    •  газетно-информационные цели
    •  научные цели
  •  речь художественного произведения

Эти разновидности назвали функциональными (речевыми) стилями. Речь художественного произведения иногда выделяли особым стилем.

Виноградов:

- Занимался проблемами стилистики.

- Ввел термин «образ автора».

- Занимался в основном реалистической прозой.

- Не называл художественную речь особым стилем, он предлагал выделить особую дисциплину – художественную поэтику.

Начиная с появления лингвистической стилистики изучение художественной речи (поэтического языка) отходит к лингвистам. Изучение речи должно вестись лингвистами, которые могут понять, чем отличается художественный язык от нехудожественного. Лингвист производит отбор лексики, фразеологизмов, грамматических форм и других элементов языка, а также рассматривает, как они функционируют в произведении.

В зависимости от ситуации, социальной среды, места действия речь персонажа тоже различна. Вводится лексика, не соответствующая литературному языку:

  •  жаргоны
  •  ненормативная лексика
  •  диалектизмы (больше на уровне крестьян)
  •  просторечие (язык необразованного населения)

Виноградов отмечает, что художественное произведение включает в себя все разнообразие речевых стилей, связанными с литературными и нелитературными формами языка. Второе направление связано с перетягиванием искусствоведческого термина в литературу. Некоторые литературоведы считают, что стиль – это общий принцип, определяющий структуру художественного произведения с возможным расширением до структуры творчества автора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49630. Привод к ленточному конвейеру с графиком нагрузки 2.63 MB
  Схема привода ленточного конвейера Окружное усилие на барабане Ft = 3 кН окружная скорость барабана V = 01 м с и диаметр барабана D = 350 мм. Коэффициент диаметра червяка: принимаем q = 125. Истинное межосевое расстояние Размеры червяка и колеса: Червяк: Делительный диаметр d1 = q ∙ m = 125 ∙ 5 = 625 мм. Диаметр вершин витков dа1 = d1 2 ∙ m = 625 2 ∙ 5 = 725 мм.
49631. Разработка комплекта технологической документации обработки детали на металлорежущих станках 142.6 KB
  В данной работе произведен анализ конструкции детали на технологичность выбор заготовки определен тип производства последовательность технологических операций рассчитаны оптимальные припуски на механическую обработку выбрано оборудование режущий и измерительный инструмент выбраны приспособления. Содержание Введение 4 1 Назначение и конструкция детали 5 2 Анализ конструкции детали на технологичность 7 3 Определение типа производства 8 4 Выбор заготовки 9 5 Техникоэкономическое обоснование выбора заготовки 10 5. 4 Выбор...
49634. Методичні вказівки. Мікропроцесорні пристрої 1.01 MB
  Варіанти завдань до курсового проекту № варіанта Зміст завдання Спроектувати мікропроцесорну систему керування пасажирським ліфтом Спроектувати мікропроцесорну систему регулювання температури Спроектувати мікропроцесорну систему контролю та індикації температури Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й обліку споживаної електроенергії Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й облік витрати води Спроектувати мікропроцесорну систему контролю й обліку витрати теплоносія Спроектувати мікропроцесорну систему...
49637. 36-квартирный 9-этажный 1-секционный жилой дом для посемейного заселения и постоянного проживания 736.5 KB
  Любое здание как искусственно созданная среда оказывает этическое и эстетическое воздействие на человека. Организация внутреннего пространства должна соответствовать этическим требованиям общества. Внешний облик здания, его интерьеры должны формироваться по законам архитектурной композиции.