73447

Особенности формирования классного коллектива в начальной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения.

Русский

2014-12-16

133.5 KB

40 чел.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..… 3-4

Глава 1.Психолого - педагогическое понятие коллектива.                        

1.1Понятие «коллектив»………………………………………….……….…...5-6

1.2 Особенности коллектива……………………………………………….…6-10

1.3Учение А.С. Макаренк, А.Н. Лутошкина о  коллективе.......……...….10-16

1.4Цель коллектива (перспектива)……………………………………....…16-20

Глава 2. Опыт формирование коллектива младших школьников

2.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива21-25

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………25-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..27-28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..………...29

 

ВВЕДЕНИЕ

Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс.[6, с.3]  

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный школьный коллектив - это группа, взаимоотношения в которой намеренно созданы педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, учитель обязан изучать, знать и учитывать особенности любого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную развивающую деятельность.

Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений  требуется время.

Для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.

Ключевыми способами объединения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [2,с. 34]

Цель исследования:    раскрыть особенности формирования классного коллектива в начальной школе.

Задачи:       1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2.  Рассмотреть этапы развития коллектива.

3. Раскрыть пути сплочения коллектива.

4. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

Объект исследования:   учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования:          ученический коллектив.

Гипотеза:    коллектив учащихся будет сплоченный при условии, если в нем организована совместная, целенаправленная, возглавляемая деятельность.

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

База исследования:     исследование проводилось на базе МБОУ гимназия №1 г. Туймазы с учащимися 1б класса.

Теоретическая значимость: углубленный анализ литературы по проблеме исследования может быть использован учителями в качестве дополнительного материала по изучению данной проблемы, в качестве информационного материала в работе с классным коллективом.

Практическая значимость: теоретически обоснованные выбранные приемы исследования деятельности классного руководителя могут быть использованы педагогами с целью совершенствования работы по формированию коллектива младших школьников.

1.Психолого - педагогическое понятие коллектива.

1.1 Понятие «коллектив».

С.И.Ожегов в  «Словаре русского языка» даёт следующее толкование  данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это трактовка не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным.  

А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».

Ещё в 20-х  годах  педагоги - психологи отмечали, что коллектив  не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников». [6, с. 23]  

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив»  (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого-педагогическое  явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же  высокую степень развития группы.

Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

Коллектив – это сформированная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.[2, с. 106]   

1.2 Особенности коллектива.

Для отчетливого понимания особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум  (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а,  разъединяют своих членов, и кончая коллективом.  

1. Антиколлектив - это группа, для которой присуща внутригрупповая враждебность. Каждый хочет достичь своей цели за счёт остальных членов группы («пауки в банке»). В группе господствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповое преследование слабого. Разумеется, что продолжительное пребывание ребёнка в такой группе причиняет тяжёлую травму его психике.

2. Диффузная группа (конгломерат) - это случайно собравшаяся группа (например, пассажиры одного вагона поезда). Группа неоднородна и нестабильна. Рассуждать о серьёзном воздействии её на развитие личности не приходится.

3. Номинальная группа – это малая группа, имеющая общее наименование и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. Например, класс, образованный из учеников, прибывших из разных школ. Наличие формального объединения  начинает воздействовать на членов группы, но это воздействие незначительно, поскольку взаимоотношения ещё не сформировались.

4. Ассоциация – это группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой возникает совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое объединяющее воздействие на своих членов.

5. Кооперация – это группа, для которой присуще успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6. Автономия – это группа, для  которой свойственны признаки кооперации, но сверх этого её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное воздействие группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив – это высший тип группы. Сформированная группа людей, объединенная совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало отличий. Но, самое значительное – они по-разному воздействуют на личность. Чтобы грамотно и действенно воздействовать на развитие личности, воспитатель должен ясно представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то разумно помочь группе скорее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой формируется ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно хаотическое, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние  упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда. [2, с. 107-108]

Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом значительных признаков. Рассмотрим их.

  •  Общая социально-значимая цель. Цель есть у каждой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в поезд, и злоумышленники, организовавшие преступную группировку. Все дело в том, какая это цель, на что она сориентирована. Цель коллектива непременно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит властвующей идеологии, конституции и законам государства.
  •  Общая совместная деятельность для достижения намеченной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы общими усилиями скорее достичь поставленной цели. Для этого каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
  •  Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются характерные взаимоотношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
  •  Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Некоторые из этих характеристик могут быть свойственны и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме перечисленных  признаков коллектив различается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, причастность к коллективу, «чувство локтя». В хорошо сформированных коллективах проявляются доброжелательность и бескорыстие, взаимопомощь и взаимоответственность, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, но только не коллектив. Ведь  без них он теряет свои преимущества.

Наиболее неизменное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает главная деятельность школьников – теория. Именно в классном коллективе между школьниками формируется  сеть межличностных связей и отношений. Именно поэтому  он осуществляет роль  своеобразного фундамента, на базе которого складываются различные школьные коллективы.

 Для практической работы в школе большую роль играет вопрос о структуре коллектива и его органов. Как  показывает опыт,  общешкольный коллектив должен иметь не более 400 – 500 учащихся и он не оказывает прямого влияния на каждую личность в отдельности. Это возможно только через первичный коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

 По характеру деятельности первичные коллективы можно разделить на три группы:  

  •  созданные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности: классы, отряды;
  •  созданные на основе какого-то одного вида деятельности: кружки, секции, клубы;
  •  созданные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Очень важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать как практические, так воспитательные задачи.

 Успешное функционирование детского коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач создается актив и избирается староста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия формируются временные и коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив доверяет планирование, разделение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

 Таким образом, проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

1.3 Учение А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина о коллективе

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ему принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых подробно разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит детальную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Также определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и вычленил этапы  развития коллектива.

 Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

1. Становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, желающего организационно оформленную группу  превратить в коллектив,  где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.      Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первый этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики объединились на основе общей цели,  деятельности и организации.

Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

2. Для второго этапа присуще стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают функционировать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения и круг требований постепенно при этом  расширяется.

Таким образом, на втором этапе  развития коллектив  выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Главная цель педагога на этом этапе – предельно использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив формируется.  

Развитие коллектива на этом этапе связано с преодолением противоречий:

  •  между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
  •  между общими и индивидуальными перспективами;
  •  между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
  •  между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.

Поэтому в развитии коллектива неминуемы скачки, остановки, движения вспять.

3. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этом этапе, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – главной признак и наиболее свойственная черта коллектива на третьем этапе.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет отчетливых границ.  Возможности для перехода к следующему этапу формируются в рамках предшествующей. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, если даже  он достиг  высокого уровня. Поэтому отдельные педагоги выделяют четвертый  и последующие этапы развития. На этих этапах каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью и процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

В книге «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы часто называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Условно А.Н. Лутошкин обозначил эти станции-ступени.

У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел».

«Песчаная россыпь»  – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть в  сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не приносит радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного организаторского мастерства пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: «курс выбран правильно», «так держать!». Заметьте, маяк говорит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетные «смотрители» маяка – те, кто не даст погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудности, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы уже видим проявление активности, но далеко не у всех.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел» - это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, опускаясь в ущелья, прокладывая первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «горящему факелу» находятся все классные группы школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то класс решил в два прыжка достигнуть вершины, ничего не вышло, порастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые одноклассники так и остались внизу. Надо опускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно только всем составом.

Может возникнуть вопрос: почему в одной и той же школе, в одних и тех же условиях классы-соседи находятся зачастую на разных ступенях развития? Почему одни упорно, постепенно продвигаются к цели, а других постоянно лихорадит? Почему ряд классных групп на протяжении нескольких лет так и не может «перевалить» через «Мерцающий маяк»?

Причины тут разные. Замечено, например, что в классах с меньшей численностью учащихся взаимопонимание достигается быстрее. Это и понятно, в большом коллективе имеется опасность «потеряться» отдельной личности. Бывает, что ребята «устают» от однообразия отношений, если учатся вместе длительное время. Монотонность обстановки приводит к тому, что может потеряться интерес не только друг к другу, но и к делам. Точно так же как постоянная бурливость, «взрывы» могут изматывать ребят и в конечном счете приостанавливать продвижение коллектива вперед. Нужно разумное сочетание темпов коллективной деятельности. [6, с.94]  

1.4Цель коллектива (перспектива)

Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий:

  1.  между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в своём  развитии;
  2.  между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями;  
  3.  между перспективами коллектива и перспективами его членов;
  4.  между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах.

Для формирования общешкольного коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Ещё А. С. Макаренко подметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив. [9, с.92-95]

Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие часы, дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это заманчивые и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещённые и уютные кабинеты, цветы,  доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, преподавателей, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни  школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы.  Это школьные балы, вечера, праздники, туристский слёт и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне.

Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны.

 Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей:

  1.  от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (к примеру, перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) – к полезным;
  2.  от исключительно-личных – к объединяющим общественные и личные интересы;
  3.  от чисто потребительских перспектив – к соединяющим потребление, творчество и труд. [2, с. 112]

А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития коллектива с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Основываясь на его убеждения, рассмотрим эти этапы.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят главные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает. Нет ясного распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения. Педагогу работать   нелегко, а воспитательная результативность его деятельности недостаточна. Основное его внимание сориентировано на образование отправных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной соблазнительной деятельностью, сформировать внутригрупповое общение, оградить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

Это состояние детского объединения отвечает номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.

2 этап. В группе формируется официальная структура, появляются и функционирующие ответственные лица, такие как староста, дежурные, санитары, книжный сектор, физорг и т.д. Изменяется и отношение к учителю: создался поддерживающий его актив. Расширяется товарищеское общение и коллективная сплочённость. Возникает общественное мнение, выражаемое  в будничном общении и на собраниях. Часть школьников заслуживает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы упорядочена и удачна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Воздействие группы на личность увеличивается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её действенность возрастает.

Педагог, продолжая и расширяя деятельность, которая проводилась на первом этапе,   делает упор на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

Это состояние детского объединения в основном соответствует по типологии Л.И.Уманского ассоциации, кооперации и автономии.

3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство неприметное управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна,  успешно действует и в отсутствии педагога. У всех  имеются общественные поручения, их роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Товарищеские связи охватывают всю группу, она объединена. Общественное мнение требовательно, могущественно, критично и самокритично. Любая личность защищена и чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится сильным воспитательным фактором.

  1.  Это состояние детского объединения соответствует коллективу. [2, с. 109-111]

По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель непременно должна содержать понимаемую ими перспективу, как сплочения их коллектива, так и собственного роста: творческого, нравственного, делового.  

Но поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого необходимо выявить увлечения, склонности учащихся, их нравственные и культурные представления, имеющийся у них опыт совместных дел и взаимоотношений. Такая информация нужна для установления частных целей и конкретного содержания будущей совместной деятельности.  

Методика формирования и воспитания ученического коллектива опирается на двух вещах: первое – необходимо вовлекать всех учащихся в различную и содержательную общую деятельность и, во- вторых, необходимо организовать и активизировать эту деятельность так, чтобы она объединяла и сплачивала учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве основных и центральных средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся. В процессе организации деятельности необходимо применять специальную методику, сориентированную на формирование и воспитание сплоченного коллектива.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от  первоначальных вкладов в его организацию. Формирование коллектива необходимо начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Верное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьниками сформирует их поведение, содействует улучшению их работы и  вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Потому в воспитательной работе с коллективом немалое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

Педагогическую основу организации коллектива младших школьников составляют:

- умелое предъявление требований к учащимся;

- воспитание ученического актива;

- организация занимательных перспектив в учебной, трудовой, спортивно- оздоровительной и художественно- эстетической деятельности;

- воспитание здорового общественного мнения;

-организацию и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.

Глава 2.Опыт формирование коллектива младших школьников

2.1 Деятельность классного руководителя по формированию коллектива

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким,  часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.  

Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий,  взаимосвязанных между собой:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Полагаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, возглавляющие функции принадлежат классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я  наблюдала за детьми в школе развития «АБВГДей-ка». В 1 класс пришли 25 учащихся - 11 девочек и 14 мальчиков. Ребята пришли из разных детских садов, был адаптационный период. По этой причине в начале учебного года замечалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторых учащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин (отсутствие надлежащего контроля со стороны родителей, интеллектуальные способности, мотивация к обучению).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

- создание и сплочение классного коллектива;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

- формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;

- прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это организовала работу по созданию классного самоуправления. В конце первого полугодия были проведены выборы классного самоуправления. Каждый из ребят  высказал своё мнение о том, в каком секторе он хотел бы работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передала некоторые простые функции руководства коллективом. В классе все ребята имеют поручениями с учетом их интересов, что содействует развитию активности, инициативы и деловитости.

Наряду с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.  “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции”.

Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после  работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.

В  классе традиционными стали следующие мероприятия:

  •  «День рождения класса». Цель  – осмысление своей сплоченности, неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.
  •  «Самый, самый лучший день» – поздравление учащихся с днем рождения, праздник именинников. Проводится четыре раза в год. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.
  •  Акция «Доброе сердце». Ребята собирают игрушки, канцелярские товары, книги  и  дарят детям – сиротам, детям из многодетных семей, а также оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  •  « Детский сабантуй», цель которого показать значение спорта в жизни человека. Данное мероприятие  проводится в конце мая в форме состязаний между начальными классами по шахматам, легкой атлетике, гимнастике,  прыжкам, и т.д. Мероприятие дает отдельным ученикам возможность показать свою значимость в классе, реализовав себя в том или ином виде спорта и защищая честь своего класса.
  •  Вместе с родителями проводятся зимние прогулки в ближайший лес, где ребята катаются с горы на лыжах, санках, а потом их ждет  горячий чай. После этих походов дети длительное время обсуждают данное мероприятие и  делятся впечатлениями. У них возникает общий интерес к коллективной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.  

Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и их родители. Ежегодно у нас в гимназии проходят общешкольные  осенние ярмарки, где каждый класс представляет какую-нибудь народность или страну. В ходе подготовки к этому мероприятию ребята узнают о культуре и традициях народов, о национальных блюдах. Каждый класс выбирает определенную национальность, о культуре и быте которой нужно  рассказать, оформив стенгазету, приготовив художественный номер и  совместно с родителями приготовить национальные блюда. Ребята ответственно подошли к подготовке этого мероприятия. Весь класс собирал сведение о Греции из разных источников, одна часть ребят готовила костюмы, другая часть работала над оформлением стенгазеты, третья часть была задействована в постановке художественного номера. Это общешкольное мероприятие  помогло сплотить ребят на основе общей цели, совместной деятельности и коллективной организации.

 Всему этому способствует многообразная коллективная деятельность, которой руководит учитель, опираясь на актив детей и родителей.  

На третьей стадии формирования классного коллектива главной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексировать свои чувства, сотрудничать. Формы проведения классных часов были  разнообразными: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. Например, был проведен  классный час «Добру откроются сердца», цель которого -  сплочение коллектива и построение знаний о том, что такое добрый поступок, воспитание внутренней потребности к совершению добрых поступков. Классный час  прошёл в форме круглого стола, где ребятам пришлось учиться выслушивать друг друга, прислушиваться к суждению других.

К тому же я, как учитель начальных классов, стараюсь уделять больше внимания групповой работе на уроке. Так, на уроке технологии по теме «Лесная поляна» (объёмное моделирование) ребята в группах подготавливали разные элементы из цветной бумаги. У каждой группы  свое задание, в частности, ребята в первом ряду изготавливали цветы и бабочек, ученики второго ряда вырезали деревья и кустарники, третий ряд прорабатывал детали неживой природы для дальнейшего составления совместной работы. В ходе урока каждый школьник был заинтересован, старался выполнить пропорциональные элементы, волновался за исходный результат.

2.2 Анализ результатов исследования

К концу первого года обучения  было проведено анкетирование,  цель которого было  выявить комфортно ли детям в классе. Анкетирование состояло из шести вопросов, на которые ребята должны были дать один из трех вариантов ответа: да, нет, иногда.  Вопросы анкетирования были следующими:

  1.  С желанием ли ты ходишь в школу, в свой класс?
  2.  Легко ли тебе общаться с одноклассниками?
  3.  Обижают ли тебя в классе?  
  4.  Приходишь ли ты  на помощь одноклассникам?
  5.  Любите ли вы вместе проводить время, сообща работать?
  6.  Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования. Проанализировав анкеты ребят можно сделать вывод, что с желанием ходят в школу 80% детей, 4% - «нет», 16% ответило «иногда». Ребятам легко в общении (72%  ответили положительно, а 28% опрошенных ребят ответило «иногда», так как  им нелегко дается общение с людьми). Неоднозначно ответили на третий вопрос, так как  по-разному понимают значение  слова «обида». Готовы оказать помощь одноклассникам 76% учеников, 16% опрошенных ответило «иногда», и  8%, а это два ученика ответили «нет». На пятый вопрос положительно ответило 76% ребят, а это большинство, ответ «нет» отсутствует, 24% ответило «иногда».  96% учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик ответил «да».

Следует заметить, что сплочение классного коллектива это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия, в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это отличная возможность рассмотреть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.         

Разумеется, в начальной школе еще бывают расхождения, несовпадение мнений, но общая совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность классному коллективу перейти к более высоким уровням организации,  модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях (грамотном руководстве учителя) на следующую ступень развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Перед нами, учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый ощущал необходимость и потребность другого.

Всякий раз, мы учителя, ощущаем затруднения, когда вновь берем первый класс и стараемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее результативные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовала их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой. Ведь деятельность рождает самоуправление. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.  

Роль учителя при формировании коллектива велика – введение каждого ученика в систему коллективных отношений, хотя зачастую этот процесс оказывается сложным, даже противоречивым. Работая в школе, я убедилась, насколько каждый ее ученик отличается от других, на первый взгляд, таких же детей, как он, отличается внешностью, чертами характера, степенью общительности, состоянием здоровья, знаниями, умениями и массой других черт, качеств и особенностей. Само собой разумеется, что дети входят в систему коллективных отношений каждый по-своему, вызывая далеко не одинаковую реакцию со стороны товарищей и по-разному влияя на коллектив. Поэтому в работе по созданию классного коллектива важное место отводится формированию сплоченности ребят.

Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность проявлять отпор силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей. Сплоченность трактуется как  состояние группы, к которому она приходит в результате увеличения взаимодействия между членами группы – чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем выше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот. Сплоченность коллектива формируется и проявляется в процессе общения, на фоне которого осуществятся групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.  

В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива ключевая  роль принадлежит классному руководителю. Следуя общей теорией коллектива, объединение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу увлекательной и содержательной совместной жизни. В то же время   классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.

Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Формируя коллектив младших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, выработке элементарных умений самоуправления и черт коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.

2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство "Школьные технологии"; 2008. – 176 с.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004, 240 с. –  (Педагогика. Психология. Управление.)

4.  Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.

5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2./М.: Центр «Педагогический поиск», 2002./160 с.

6. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1986.–159 с.

7. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.

8. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 256 с.

10. Сергеева в.п. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

11. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.-53c.

12. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. – М., Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15936. Международное публичное экономическое право 1.09 MB
  136 ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В. М. ШУМИЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Издание 2е исправленное и дополненное Рекомендовано Ученым Советом Всероссийской Академии внешней торговли в качестве учебник
15937. Історія політичних і правових вчень 1.09 MB
  Шульженко Ф. П. Андрусяк Т. Г. К.: Юрінком Інтер 1999. Історія політичних і правових вчень. 1. Вступне слово Розділ І. Виникнення та розвиток поглядів на державу і право у країнах стародавнього світу2. 1. Становлення державноправових поглядів у давні часи3. 2. Держава і пра...
15938. Земельне право України 2.59 MB
  ББК 67.9 4УКР 307я73 351 Рекомендовано Міністерством освіти і науки України лист № 1/114721 від 10 листопада 2003 року її. Рецензенти: Малишева Н. Р. доктор юридичних наук професор членкореспондентАПрН України заступник директора Міжнародного цент...
15939. Холдинги правовое регулирование и корпоративное управление 2.86 MB
  Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление Вступительное слово Книга которую вы держите в руках является системным исследованием правового положения холдингов как формы предпринимательских объединений наиболее востребованной современно...
15940. Риторика. Учебник 258 KB
  С.Е.Шилов. Риторика Введение Одно только знание оказывает ныне сопротивление нигилизму. Родившийся как подручное средство переоценки всех ценностей цивилизации обретя в себе источники собственного развития он стал невероятно избыточен ...
15941. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности 397.5 KB
  В данном пособии раскрываются вопросы, связанные с понятием, основными признаками, общественной опасностью и тенденциями профессиональной преступности, ее детерминантами, а также вопросы профилактики профессиональной преступности.
15942. Административная юрисдикция 701 KB
  А. П. ШЕРГИН АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ МОСКВА ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Шергин А. П. Ш49 Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит. 1979. 144 с. В монографии исследуются сущность и формы административной юрисдикции ее роль в укреплении со
15943. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів 1.88 MB
  Загальні положення криміналістичної тактики 1. Поняття і предмет криміналістичної тактики У період зародження криміналістики як самостійної галузі знання тактика розглядалась як частина поліцейської кримінальної техніки. У працях вчених АвстроУгорщини і Німеччи
15944. Криміналістика. Підручник 2.89 MB
  ВСТУП Криміналістика у своєму розвитку пройшла шлях від розрізнених окремих галузей до злагодженої системи знань. Сьогодні криміналістичні знання є могутньою зброєю в руках професіоналів оперативнорозшукових працівників слідчих прокурорів суддів. Підручник п