73449
Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня
Курсовая
Педагогика и дидактика
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования...
Русский
2014-12-16
132 KB
84 чел.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня»
Специальность 050715.65 «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования
Глава II. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 17
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 19
Заключение 21
Список литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления.
На данный момент анализ особенностей овладения грамматическими компонентами речевого высказывания при ОНР III уровня представлен достаточно полно. Разработкой проблемы занимались: Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Глухов В.П., Чиркина Г.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С. и другие специалисты. На сегодняшний день не выявлены наиболее эффективные пути преодоления нарушений грамматического строя речи, что и основывает актуальность исследования. В своей работе я хочу систематизировать знания, которые были получены исследователями по вопросам обследования и формирования грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи.
Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей подготовительной группы детского сада, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей данной категории.
Объектом исследования является процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предметом исследования являются методы и приемы обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
В работе использовались следующие методы исследования: Теоретические методы изучение литературы по проблеме исследования (изучение развития грамматического строя речи в онтогенезе, при общем недоразвитии речи и изучение методик для обследования грамматического строя речи).
Эмпирические методы наблюдение, эксперимент (проведение обследования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи).
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме грамматического строя речи
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Г.П. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др.
Грамматический строй речи это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Формирование грамматического строя может происходить только при определенном уровне когнитивного развития. Главным фактором развития грамматического строя языка является анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Развитие этих двух систем у ребенка происходят в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. [9]
С учетом взаимодействия морфологической и синтаксической системы, А.Н. Гвоздёв выделял следующие периоды формирования грамматического строя:
I период период предложений (1 год 3 мес. - 1 год 10 мес.). Он состоит из двух этапов:
1 этап (1 год 3 мес.- 1 год 8 мес.) в речи ребенка небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, чувств, потребностей. Эти слова не имеют грамматической формы, и для уточнения смысла дети используют мимику и интонацию. В основном это слова существительные, лепетные слова или звукоподражания.
2 этап (1 год 8 мес.- 1 год 10 мес.) на этом этапе ребенок объединяет несколько слов, при этом грамматически они между собой не связаны. Существительные, например, употребляются только в именительном падеже или в искаженной, неизменяемой форме: глаголы употребляются в инфинитиве или в форме 2 лица единственного числа повелительного наклонения. В данном возрасте, дети улавливают только общее значение слова, при этом они не ставят задачу выбора правильной грамматической формы.
II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. 3 года):
1 этап (1 год 10 мес. 2 года 1 мес.) формирование первых форм слова. Ребенок в своей речи начинает использовать различные формы одного и того же слова. Появляются согласования имени существительного в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения.
Первые грамматические формы существительного формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончанием ы, -и: формы винительного падежа с окончанием у.
Первые грамматические формы глагола повелительное наклонение 2 лица единственного числа, формы 3 лица настоящего времени, возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам у детей появляются прилагательные в форме именительного падежа женского и мужского рода, но без согласования с существительными.
2 этап (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.) этап использования различных флексий для выражения связей слов. В русском языке большое количество флексий, поэтому ребенок не может запомнить сразу все окончания. Ребенок запоминает те флексии, которые чаще используются окружающими в речи. Характерной чертой данного периода является то, что дети соединяют корень и флексию, не учитывая чередование, беглость гласных. Словоизменение прилагательного еще не усвоено, поэтому появляется согласование прилагательного и существительного как правильное, так и не правильное.
Грамматические формы существительного - формы родительного, винительного и творительного падежей.
Грамматические формы глагола дифференциация единственного и множественного числа изъявительного наклонения, усваиваются изменения по лицам (кроме 2 лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени.
Личные местоимения усвоены, так же появляются предлоги (в, на, у, с). Структура предложения усложняется до 5-8 слов, появляются сложные предложения (сначала бессоюзные, потом сложносочиненные).
3 этап (от 2 лет 6 мес. до 3 лет) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. После того, как дети усвоили флексию, они начинают овладевать служебными словами. На этом этапе ребенок употребляет множество простых предлогов, но при употреблении сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы.
Грамматические формы существительного усвоение окончаний множественного числа: -ов, -ами, -ах, -а, -иа.
Закрепляется согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Продолжается дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
III период (от 3 лет до 7) период дальнейшего усвоения морфологической системы.
В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. До 4 лет возможны случаи неподвижного ударения, тенденции унификации основы.
К школьному возрасту дети в основном овладевают всей сложной системой практической грамматики, что помогает детям перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит в такой же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но с некоторыми трудностями. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на языковых правилах. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры [9].
У детей с ОНР III уровня наблюдается неумение пользоваться способами словообразования и словоизменения.
При словообразовании встречается неумение подбирать однокоренные слова, образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
При словоизменении часто встречаются ошибки в согласовании имен числительных с существительными и имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Наблюдаются трудности в различении значений числа и рода, а так же имеются трудности в понимании логико-грамматических конструкций (например, причинно-следственных связей).
Отталкиваясь от развития грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР, логопед начинает обследование с выявления объема речевых навыков, сопоставляя их с возрастными нормативами и уровнем психического развития ребенка. Обследование проводится в три этапа:
При обследовании выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать имя существительное с прилагательным и числительным в роде, числе и падеже.
Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия.
При обследовании используются следующие методики:
Анализ методики обследования грамматического строя речи по
О. Б. Иншаковой
О.Б. Иншакова в своей методике по обследованию грамматического строя речи использует традиционные в логопедии приемы обследования. Автор разделила обследование на три этапа:
Обследование, проводящееся в три этапа, позволяет узнать уровень недоразвития речи. Данные, полученные при обследовании, записываются в протокол обследования или в речевую карту.
Анализ методики обследования по Филичевой Т.Б.
Обследование автор рекомендует проводить в игровой форме или в процессе беседы.
Татьяна Борисовна предлагает в обследовании проводить следующие задания и игры:
При выполнении данного задания выявляется как ребенок владеет:
Логопед называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном числе.
Дети надевают маски животных и их детенышей. По команде логопеда дети подбегают к своим «мамам» и называют себя. (Например, мама коза, детеныши козлята).
Логопед загадывает загадку, дети отгадывают, добавляя суффикс по профессии.
Результаты логопедического обследования грамматического строя речи записываются в речевую карту ребенка.
Анализ методики обследования по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
Авторы в данной методике обследуют :
- правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа имен существительных;
- правильность употребления предложных конструкций;
- умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными и именами числительными в роде, числе, падеже.
Материал обследования картинки с изображением предметов, их признаков и действий.
Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская предлагают следующие виды заданий:
Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка.
Анализ методики обследования по Жуковой Н.С.
В своей методике автор предлагает обследовать:
Для каждого задания автор подобрал лексический материал, который указан под содержанием задания.
Н.С. Жукова предлагает следующие задания:
Сначала в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, затем во множественном числе и в косвенных падежах (так же в начале в единственном числе, затем во множественном).
Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка.
Анализ методики обследования грамматического строя речи по Волковой Г.А.
Методика включает в себя исследование словоизменения и словообразования. Автор предлагает следующие задания.
1. Исследование функции словоизменения.
2. Исследование функции словообразования.
Анализ методики обследования грамматического строя речи по Ефименковой Л.Н.
Обследование проводится фронтально. Перед началом обследования узнается, умеет ли ребенок считать до 5. Обследование строится на изучении отдельно частей речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Обследование умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.
Числительное
Обследование умения согласовывать числительное с существительным.
После проведенного обследования детей формируют по подгруппам. И на каждую подгруппу формируется план работы.
Глава II. Организация и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент направлен на изучение состояния грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Обследование проводилось у группы детского сада №2327, состоящей из двенадцати детей возраста пяти лет, по методике Иншаковой Ольги Борисовны.
Основная цель обследования выявить уровень сформированности грамматического строя речи. Для реализации данной цели ставились следующие задачи:
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Организация: обследуется группа детей, им задаются вопросы и задания, ответы фиксируются в балльной системе. Оценка результатов проводилась по бальной системе:
3 балла ребенок справился с заданием самостоятельно.
2 балла ребенок справился с заданием с дополнительной помощью.
1 балл ребенок не смог справится с заданием.
Обследование включало в себя следующие виды заданий:
Результаты обследования заносились в таблицу:
Таблица 1
Исследуемые параметры |
Сравнительная группа |
Группа с ОНР III уровня |
Понимание инструкций |
3 балла |
3 балла |
Понимание предлогов |
3 балла |
3 балла |
Понимание причинно-следственных связей |
3 балла |
1 балл |
Изменение существительных по числам |
3 балла |
2 балла |
Изменение существительных по падежам |
3 балла |
2 балла |
Изменение прилагательных по родам |
3 балла |
3 балла |
Изменение глаголов по числам |
3 балла |
3 балла |
Согласование существительных с числительными |
3 балла |
2 балла |
Изменение глаголов по временам |
3 балла |
1 балл |
Образование глаголов с помощью приставок |
3 балла |
2 балла |
Образование слов при помощи суффиксов |
3 балла |
1 балл |
Подбор родственных слов |
2 балла |
1 балл |
Анализ результатов констатирующего эксперимента
По результатам обследования можно выделить следующее: у детей развивающихся в норме трудности вызвало только подбор родственных слов. У группы детей с ОНР III уровня вызвали затруднения следующие виды заданий:
Работа по преодолению ОНР III уровня с данной группой детей будет строиться по нарушенным у них элементам грамматического строя речи.
Заключение
Формирование грамматического строя речи идет постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Поэтому перед специалистом ставится большая задача выявление отклонений от нормального развития грамматического строя речи и понимание закономерностей становления речи в норме и патологии. Логопедическую работу с детьми, имеющими речевые отклонения, необходимо начинать в раннем возрасте.
В начале работы была поставлена цель выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения цели ставились задачи, которые раскрыты в курсовой работе: была изучена психолого-педагогическая и лингвистическая литература по формированию грамматического строя речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи и литература по обследованию грамматического строя речи. Были рассмотрены различные подходы к обследованию грамматического строя речи таких ученых как: Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Волкова Г.А., Филичева Т.Б.
Для обследования была выбрана методика Иншаковой Ольги Борисовны. Методика автора, направленная на изучение уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, включает в себя три компонента: понимание обращенной речи, словообразование и словоизменение.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось при помощи наглядных средств (игрушки, предметные и сюжетные картины). Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком при помощи игры.
Список использованной литературы
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
38916. | Исследование способов Моделирования стационарных случайных процессов с разной степенью дифференцируемости | 180.5 KB | |
Краткие теоретические сведения Распределение энергии случайного процесса по гармоническим составляющим описывается его спектральной плотностью спектром Sw где w=2πf круговая частота. В зависимости от временной структуры процесса этот спектр может принимать различную форму. Следовательно характер распределения энергии процесса по спектру связан со степенью гладкости самого процесса и может быть использован для ее оценки. Известно что спектр процесса однозначно связан с его корреляционной функцией Bτ парой преобразований Фурье... | |||
38917. | Исследование способов Моделирование стационарных случайных процессов с заданными статистическими свойствами | 181.5 KB | |
В настоящей работе такой моделью является модель случайного стационарного процесса с заданными статистическими свойствами описываемыми его корреляционной функцией и спектральной плотностью В соответствии с теорией сформировать случайный процесс с заданной корреляционной функцией можно в частности следующим образом.01; интервал дискретизации t=0 : Ts : 20; вектор моментов времени x1=rndn1 lengtht; белый шум... | |||
38918. | Исследование способов ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ в программной среде curveexpert 1.3 | 236 KB | |
Цель работы Исследование возможностей приложения CurveExpert для обработки и анализа экспериментальных данных. Получение практических навыков по аппроксимации данных различными моделями поиску наилучшей модели созданию собственных моделей. Получение практических навыков по анализу полученной модели получение дополнительных сведений о исследуемых данных и их моделях. | |||
38919. | Исследование способов интерполяции случайных стационарных процессов с разной степенью дифференцируемости | 152 KB | |
Цель работы Численное исследование погрешности интерполяции случайных стационарных процессов имеющих заданное количество производных. Экспериментальное определение погрешности интерполяции негауссовских процессов сопровождаемых аддитивным шумом. Такое восстановление непрерывного процесса по его дискретным отсчетам носит название интерполяции. | |||
38920. | Исследование Свойств энтропии одиночных отсчетов случайных последовательностей | 107 KB | |
Цель работы Численное определение величины энтропии последовательностей дискретных случайных величин. Краткие теоретические сведения Согласно классической теории информации минимальное количество данных на один отсчет необходимых при идеальном кодировании дискретной случайной величины X определяется распределением вероятностей этой величины Pxi. Квантование непрерывной случайной величины преобразует эту величину в дискретную. Очевидно что полученный при этом результат будет зависеть как от плотности распределения вероятностей... | |||
38921. | АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ | 2.4 MB | |
В каждом узле присутствует 2 степени свободы: X перемещение вдоль оси X; Z перемещение вдоль оси Z. В каждом узле присутствует 3 степени свободы: X перемещение вдоль оси X; Z перемещение вдоль оси Z; UY поворот вокруг оси Y. В каждом узле присутствует 3 степени свободы: Z перемещение вдоль оси Z; UX поворот вокруг оси X; UY поворот вокруг оси Y. В каждом узле присутствует 3 степени свободы: X перемещение вдоль оси X; Y перемещение вдоль оси Y; Z перемещение вдоль оси Z. | |||
38922. | МЕТАДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ПО АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СИСТЕМАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ПРОЕКТИРОВАНИИ | 5.29 MB | |
Расчёт элементов каменных и армокаменных конструкций по подпрограмме КАМИН SCD Office 11. Анализ результатов армирования бетонных элементов и конструкций по программе АРБАТ SCD Office 11. Расчёт элементов деревянных конструкций по подпрограмме ДЕКОР SCD Office 11. Расчёт элементов оснований и фундаментов по программе ЗАПРОС SCD Office 11. | |||
38923. | Автоматизированные системы, используемые в лабораторном проектировании | 6.9 MB | |
После этого щелкните по кнопке Подтвердить. После этого щёлкните по кнопке Применить. Щелкните по кнопке Сохранить. Щелкните по кнопке Перерисовать. | |||
38924. | Измерение параметров оптического изображения | 202.44 KB | |
Таким образом в процессе вывода зарядов из ФЭП осуществляется второй этап преобразования: где емкость выходной структуры ТВД.9 можно записать в виде Здесь в явной форме представлено соотношение между амплитудой сигнала от объекта и освещенностью создаваемой объектом на входе ФЭП. Амплитуда видеосигнала ; ток сигнала на выходе ФЭП; нагрузочное сопротивление коэффициент усиления видеоусилителя. Для описания свойств ФЭП как преобразователя световой энергии в энергию электрического... | |||