73449

Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня

Курсовая

Педагогика и дидактика

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования...

Русский

2014-12-16

132 KB

42 чел.

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ОНР III уровня»

Специальность 050715.65 – «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                              3

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования  

  1.  Развитие грамматического строя речи в онтогенезе             5
    1.  Развитие грамматического строя речи при ОНР III уровня            8
    2.  Анализ методик по обследованию состояния грамматического строя речи                     8

Глава II. Организация и методика констатирующего эксперимента  

2.1.    Организация и содержание констатирующего эксперимента         17

2.2.    Результаты констатирующего эксперимента                      19

Заключение                  21

Список литературы                 23


ВВЕДЕНИЕ

 

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления.

На данный момент анализ особенностей овладения грамматическими компонентами речевого высказывания при ОНР III уровня представлен достаточно полно. Разработкой проблемы занимались: Левина Р.Е.,   Филичева Т.Б., Глухов В.П., Чиркина Г.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С. и другие специалисты. На сегодняшний день не выявлены наиболее эффективные пути преодоления нарушений грамматического строя речи, что и основывает актуальность исследования. В своей работе я хочу систематизировать знания, которые были получены исследователями по вопросам обследования и формирования грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи.
Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей подготовительной группы детского сада, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию грамматического строя речи у детей данной категории.

Объектом исследования является процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметом исследования являются методы и приемы обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

  1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2.  Выявить особенности развития грамматического строя речи в норме и при ОНР;
  3.  Осуществить выбор методики для обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  4.  Провести опытно-экспериментальное исследование.

В работе использовались следующие методы исследования: Теоретические методы – изучение  литературы по проблеме исследования (изучение развития грамматического строя речи в онтогенезе, при общем недоразвитии речи и изучение методик для обследования грамматического строя речи).

Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент (проведение  обследования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи).

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме грамматического строя речи

  1.  Развитие грамматического строя речи в онтогенезе

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Г.П. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др.

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование грамматического строя может происходить только при определенном уровне когнитивного развития. Главным фактором развития грамматического строя языка является анализ речи окружающих, выделение общих правил грамматики, затем обобщение правил и использование их в собственной речи.

Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Развитие этих двух систем у ребенка происходят в  тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. [9] 

С учетом взаимодействия морфологической и синтаксической системы, А.Н. Гвоздёв выделял следующие периоды формирования грамматического строя:

I период – период предложений (1 год 3 мес. -  1 год 10 мес.). Он состоит из двух этапов:

1 этап  (1 год 3 мес.- 1 год 8 мес.) – в речи ребенка небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, чувств, потребностей. Эти слова не имеют грамматической формы, и для уточнения смысла дети используют мимику и интонацию. В основном это слова существительные, лепетные слова или звукоподражания.

2 этап (1 год 8 мес.-  1 год 10 мес.) – на этом этапе ребенок объединяет несколько слов, при этом грамматически они между собой не связаны. Существительные, например, употребляются только в именительном падеже или в искаженной, неизменяемой форме: глаголы употребляются в инфинитиве или в форме 2 лица единственного числа повелительного наклонения. В данном возрасте, дети улавливают только общее значение слова, при этом они не ставят задачу выбора правильной грамматической формы.

 II период -  период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. – 3 года):

1 этап (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.) – формирование первых форм слова. Ребенок в своей речи начинает использовать различные формы одного и того же слова. Появляются согласования имени существительного в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения.

Первые грамматические формы существительного – формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончанием –ы, -и: формы винительного падежа с окончанием –у.

Первые грамматические формы глагола – повелительное наклонение 2 лица единственного числа, формы 3 лица настоящего времени, возвратные и невозвратные глаголы.

К  двум годам у детей появляются прилагательные в форме именительного падежа женского и мужского рода, но без согласования с существительными.

2 этап (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.) – этап использования различных флексий для выражения связей слов. В русском языке большое количество флексий, поэтому ребенок не может запомнить сразу все окончания. Ребенок запоминает те флексии, которые чаще используются окружающими в речи. Характерной чертой данного периода является то, что дети соединяют корень и флексию, не учитывая чередование, беглость гласных. Словоизменение прилагательного еще не усвоено, поэтому появляется согласование прилагательного и существительного как правильное, так и не правильное.

Грамматические формы существительного -  формы родительного, винительного и творительного падежей.

Грамматические формы глагола – дифференциация единственного и множественного числа изъявительного наклонения, усваиваются изменения по лицам (кроме 2 лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени.

Личные местоимения усвоены, так же появляются предлоги (в, на, у, с). Структура предложения усложняется до 5-8 слов, появляются сложные предложения (сначала бессоюзные, потом сложносочиненные).

3 этап (от 2 лет 6 мес. до 3 лет) – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. После того, как дети усвоили флексию, они начинают овладевать служебными словами. На этом этапе ребенок употребляет множество простых предлогов, но при употреблении сложных предлогов наблюдаются аграмматизмы.

Грамматические формы существительного – усвоение окончаний множественного числа: -ов, -ами, -ах, -а, -иа.

Закрепляется согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Продолжается дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

III период (от 3 лет до 7) – период дальнейшего усвоения морфологической системы.

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. До 4 лет возможны случаи неподвижного ударения, тенденции унификации основы.

К школьному возрасту дети в основном овладевают всей сложной системой практической грамматики, что помогает детям перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

  1.  Развитие грамматического строя речи при ОНР III уровня

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит в такой же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но с некоторыми трудностями.  Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на языковых правилах. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры [9].

У детей с ОНР III уровня наблюдается неумение пользоваться способами словообразования и словоизменения.

При словообразовании встречается неумение подбирать однокоренные слова, образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

При словоизменении часто встречаются ошибки в согласовании имен числительных с существительными и имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Наблюдаются трудности в различении значений числа и рода, а так же имеются трудности в понимании логико-грамматических конструкций (например, причинно-следственных связей).

  1.  Анализ методик по обследованию состояния грамматического строя речи

Отталкиваясь от развития грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР,  логопед начинает обследование с выявления объема речевых навыков, сопоставляя их с возрастными нормативами и уровнем психического развития ребенка. Обследование проводится в три этапа:

  1.  Ориентировочный – логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком;
  2.  На втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение;
  3.  На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения  и уточняет проявление дефекта.

При обследовании выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать имя существительное с прилагательным и числительным в роде, числе и падеже.

Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия.

При обследовании используются следующие методики:

Анализ методики обследования грамматического строя речи по
О. Б. Иншаковой

О.Б. Иншакова в своей методике по обследованию грамматического строя речи использует традиционные в логопедии приемы обследования. Автор разделила обследование на три этапа:

  1.  Понимание обращенной речи
  2.  Выполнение инструкций из одного/двух действий.
  3.  Понимание предлогов.
  4.  Понимание предложений с причинно-следственной связью.
  5.  Понимание изменения числа существительного в предложении.
  6.  Словоизменение
  7.  Изменение имени существительного по падежам.
  8.  Изменение имени прилагательного по родам.
  9.  Подобрать глагол к существительному.
  10.  Изменение имен существительных женского, среднего, мужского рода по числам.
  11.  Изменение имен существительных с непродуктивными основами по числам.
  12.  Множественное число имен существительных в родительном падеже.
  13.  Согласование имен существительных с числительными.
  14.  Изменение глаголов по временам.
  15.  Словообразование
  16.  Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок.
  17.  Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставки.
  18.  Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
  19.  Образовать слова, обозначающего профессию, от существительного с помощью суффиксов.
  20.  Образовать прилагательные от существительных.
  21.  Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия.
  22.  Образовать глаголы от прилагательных по аналоги.
  23.  Подбор родственных слов.

Обследование, проводящееся в три этапа, позволяет узнать уровень недоразвития речи. Данные, полученные при обследовании, записываются в протокол обследования или в речевую карту.

Анализ методики обследования по Филичевой Т.Б.

Обследование автор рекомендует проводить в игровой форме или в процессе беседы.

Татьяна Борисовна предлагает в обследовании проводить следующие задания и игры:

  1.  На составление предложений в нужной грамматической форме. (Предложение может составляться по картине, по вопросам).

При выполнении данного задания выявляется как ребенок владеет:

  1.  Изменением существительных по числам, падежам;
  2.  Образованием слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  3.  Образованием притяжательных прилагательных от существительных.
  4.  Игра «Один-много».

Логопед называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном числе.

  1.  Игра «Найди свою маму».

Дети надевают маски животных и их детенышей. По команде логопеда дети подбегают к своим «мамам» и называют себя. (Например, мама – коза, детеныши – козлята).

  1.  Игра «Угадай, чей домик».

Логопед загадывает загадку, дети отгадывают, добавляя суффикс по профессии.

Результаты логопедического обследования грамматического строя речи записываются в речевую карту ребенка.

Анализ  методики обследования по Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

Авторы в данной методике обследуют :

- правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа имен существительных;

-  правильность употребления предложных конструкций;

- умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными и именами числительными в роде, числе, падеже.

Материал обследования – картинки с изображением предметов, их признаков и действий.

Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская предлагают следующие виды заданий:

  1.  Образование множественного числа существительных от единственного числа и единственного числа от множественного числа.
  2.  Образование уменьшительной формы имени существительного от заданного слова.
  3.  Образование глагола с оттенком действия.
  4.  Закончить начатую фразу по наводящим вопросам.
  5.  Составить предложение по картинкам, для согласования прилагательных с существительным и числительных с существительным.
  6.  Вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка.

Анализ методики обследования по Жуковой Н.С.

В своей методике автор предлагает обследовать:

  1.  Словоизменение и использование предлогов.
  2.  Словообразование и подбор слов с противоположным значением.

Для каждого задания автор подобрал лексический материал, который указан под содержанием задания.

Н.С. Жукова предлагает следующие задания:

  1.  Исследование возможности словоизменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
  2.  Выявить возможность словоизменения глаголов по лицам, временам и родам.
  3.  Проверка согласования имен прилагательных с именами существительными.

Сначала в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, затем во множественном числе и в косвенных падежах (так же в начале в единственном числе, затем во множественном).

  1.  Возможность словообразования по частям речи.
  •  Имена существительные:
  •  Подбор уменьшительной формы к словам;
  •  Назвать детенышей;
  •  «Кто на чем едет, кто на чем играет»;
  •  Образование слов, обозначающих профессии в мужском и женском роде.
  •  Имена прилагательные:
  •  Подбор уменьшительной формы к именам прилагательным;
  •  Проверка умения образовывать имена прилагательные от других частей речи (Например, какой это предмет, если он сделан из…)
  •  Глаголы:
  •  Предложить сказать наоборот (подобрать противоположное значение при помощи приставок).

Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка.

Анализ методики обследования грамматического строя речи по  Волковой Г.А.

Методика включает в себя исследование словоизменения и словообразования. Автор предлагает следующие задания.

1. Исследование функции словоизменения.

  •  Изменение имён существительных по падежам.
  •  Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное.
  •  Образование имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
  •  Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.

2. Исследование функции словообразования.

  •  Образование существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  •  Образование относительных прилагательных от существительных.
  •  Образование глаголов движения с помощью приставок.

Анализ методики обследования грамматического строя речи по Ефименковой Л.Н.

Обследование проводится фронтально. Перед началом обследования узнается, умеет ли ребенок считать до 5. Обследование строится на изучении отдельно частей речи.

Имя существительное

  1.  Обследование форм винительного падежа единственного числа. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными. Согласование существительных с прилагательными в винительном падеже.
  2.  Обследование форм родительного падежа единственного числа.
  3.  Обследование понимания форм родительного и дательного падежей единственного числа.
  4.  Обследование форм творительного падежа.
  5.  Обследование форм дательного и творительного падежей единственного числа.
  6.  Обследование форм винительного и предложного падежей единственного числа с предлогом на.
  7.  Обследование форм родительного падежа единственного числа с предлогом без.
  8.  Обследование форм родительного падежа единственного числа с предлогом с.
  9.  Обследование форм дательного падежа единственного числа с предлогом к.
  10.  Обследование форм творительного падежа единственного числа с предлогом с.
  11.  Обследование форм творительного падежа с предлогом под и предложного с предлогом на.
  12.  Обследование форм предложного падежа единственного числа с предлогом в.
  13.  Обследование понимания формы существительных дательного падежа множественного числа.
  14.  Обследование форм существительного именительного, родительного, творительного и предложного падежей множественного числа.

Имя прилагательное

  1.  Обследование умения согласовывать прилагательное с существительными в именительном и творительном падежах.
  2.  Обследование умения согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном, родительном падежах.

Глагол

Обследование умения согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде.

Числительное

Обследование умения согласовывать числительное с существительным.

После проведенного обследования детей формируют по подгруппам. И на каждую подгруппу формируется план работы.


Глава II. Организация и методика констатирующего эксперимента

  1.  Организация и содержание констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент направлен на изучение состояния грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Обследование проводилось у группы детского сада №2327, состоящей из двенадцати детей возраста пяти лет, по методике Иншаковой Ольги Борисовны.

Основная цель обследования – выявить уровень сформированности грамматического строя речи. Для реализации данной цели ставились следующие задачи:

  1.  Выявить  у детей понимание предлагаемых  инструкций:
  2.  Выявить умение изменять имена существительные по родам, числам  и падежам;
  3.  Выявить умение изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам:
  4.  Выявить умение согласования имен прилагательных с именами существительными;
  5.  Выявить умение согласования имен числительных с именами существительными;
  6.  Выявить умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки.

Организация: обследуется группа детей, им задаются вопросы и задания, ответы фиксируются в балльной системе. Оценка результатов проводилась по бальной системе:

3 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно.

2 балла – ребенок справился с заданием с дополнительной помощью.

1 балл – ребенок не смог справится с заданием.

 

Обследование включало в себя следующие виды заданий:

  1.  Понимание обращенной речи:
  2.  Выполнение инструкций предлагаемых логопедом ребенку;
  3.  Понимание предлогов;
  4.  Понимание предложений с причинно-следственной связью;
  5.  Понимание изменения числа существительных в предложении.
  6.  Словоизменение:
  7.  Изменение существительных по падежам;
  8.  Изменение прилагательных по родам;
  9.  Подобрать глагол к существительному;
  10.  Изменение существительных женского рода по числам;
  11.  Изменение существительных мужского рода по числам;
  12.  Изменение существительных среднего рода по числам;
  13.  Изменение существительных с непродуктивными основами по числам;
  14.  Множественное число существительных в родительном падеже;
  15.  Согласование существительных с числительными;
  16.   Изменение глаголов по временам;
  17.  Словообразование:
  18.  Образование глаголов от глагольных основ при помощи приставок;
  19.  Образование глаголов с противоположным значением;
  20.  Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса;
  21.  Образование слов, обозначающих профессию при помощи суффиксов;
  22.  Образование прилагательных от существительных.
  23.  Образование прилагательных обозначающих неполноту действия;
  24.  Образование глаголов от прилагательных;
  25.  Подбор родственных слов.

  1.  Результаты констатирующего эксперимента

Результаты обследования заносились в таблицу:

Таблица 1

Исследуемые параметры

Сравнительная группа

Группа с ОНР III уровня

Понимание инструкций

3 балла

3 балла

Понимание предлогов

3 балла

3 балла

Понимание причинно-следственных связей

3 балла

1 балл

Изменение существительных по числам

3 балла

2 балла

Изменение существительных по падежам

3 балла

2 балла

Изменение прилагательных по родам

3 балла

3 балла

Изменение глаголов по числам

3 балла

3 балла

Согласование существительных с числительными

3 балла

2 балла

Изменение глаголов по временам

3 балла

1 балл

Образование глаголов с помощью приставок

3 балла

2 балла

Образование слов при помощи суффиксов

3 балла

1 балл

Подбор родственных слов

2 балла

1 балл

Анализ результатов констатирующего эксперимента

По результатам обследования можно выделить следующее: у детей развивающихся в норме трудности вызвало только подбор родственных слов. У группы детей с ОНР III уровня вызвали затруднения следующие виды заданий:

  1.  Понимание причинно-следственных связей;
  2.  Изменение существительных в творительном падеже;
  3.  Изменение существительных по числам с непродуктивной основой;
  4.  Согласование существительных с числительными;
  5.  Изменение глаголов в будущем времени;
  6.  Образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок;
  7.  Образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  8.  Образование имен прилагательных от существительных;
  9.  Подбор родственных слов.

Работа по преодолению ОНР III уровня с данной группой детей будет строиться по нарушенным у них элементам грамматического строя речи.

Заключение

Формирование грамматического строя речи идет постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Поэтому перед специалистом ставится большая задача – выявление отклонений от нормального развития грамматического строя речи и понимание закономерностей становления речи в норме и патологии. Логопедическую работу с детьми, имеющими речевые отклонения, необходимо начинать  в раннем возрасте.

В начале работы была поставлена цель – выявить наиболее эффективные методики для обследования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для достижения цели ставились задачи, которые  раскрыты в курсовой работе: была изучена психолого-педагогическая и лингвистическая литература по формированию грамматического строя речи в онтогенезе и при общем недоразвитии речи и литература по обследованию грамматического строя речи. Были рассмотрены различные подходы к обследованию грамматического строя речи таких ученых как: Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н., Волкова Г.А., Филичева Т.Б.

Для обследования была выбрана методика Иншаковой Ольги Борисовны. Методика автора, направленная на изучение уровня сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, включает в себя три компонента: понимание обращенной речи, словообразование и словоизменение.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось при помощи наглядных средств (игрушки, предметные и сюжетные картины). Обследование проводилось индивидуально  с каждым ребенком при помощи игры.


Список использованной литературы

  1.  Волкова Г.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи/Г.А. Волкова. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011.- 144 с.
  2.  Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - СПб.: «Детство-Пресс», 2000 – 103 с.
  3.  Диагностика речевого развития дошкольников. /Под ред. Ушаковой О.С. – РАО – М.,1997.
  4.  Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1985. -112 с.
  5.  Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит.журн., 2009. – 96 с.
  6.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. – 1998.
  7.  Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е издание. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 279 с.
  8.  Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня//Логопед, 2004 - №1. – с. 26-34.
  9.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) – СПб.: СОЮЗ, 2009. – 160 с.
  10.   Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
  11.    Нечаева Н.Е., Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи//Логопед, 2008 - №4.- с.34-37
  12.  Сидорова Ю.В., Формирование лексико-грамматического строя речи детей//Дошкольная педагогика, 2011 - №1.
  13.   Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
  14.   Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР. – М., 2012.
  15.   Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16952. Перевод ЭБ из состояния реактор критичен в состояние «Работа на мощности» 78 KB
  Тема: Перевод ЭБ из состояния реактор критичен в состояние Работа на мощности. План лекции 1.Увеличение мощности реактора до 5 Nном. 2. Увеличение мощности реактора до 20 39 Nном. 3.Разворот ТГ и включение в сеть. 4.Увеличение мощности РУ до N = 7580Nном и до номин
16953. Работа ЭБ в состоянии «Работа на мощности» 165.5 KB
  Тема: Работа ЭБ в состоянии Работа на мощности. План лекции Введение 1. Состояние систем и оборудования при состоянии ЭБ Работа на мощности. 2. Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования РУ в режиме Работа на мощности. 3. Эксплуатация и техническ...
16954. Работа ЭБ с неполным числом петель 1 контура 51 KB
  Тема: Работа ЭБ с неполным числом петель 1 контура. План лекции Введение 1.Последовательность операций при отключении петли в резерв. 2.Подготовка петли к работе. 3.Ввод петли в работу. 4.Эксплуатация ЭБ в режиме продления компании...
16955. Перевод ЭБ из состояния «Горячий останов» в состояние Холодный останов 147.5 KB
  Лекция № 15 Тема: Перевод ЭБ из состояния Горячий останов в состояние Холодный останов. План лекции Введение 1.Подготовка РУ к расхолаживанию. 2.Расхолаживание 1 контура. 3. Расхолаживание 1 контура системой TQ122232. 4.Окончательное расхолаживание 1 контура
16956. Перевод ЭБ из состояния «работа на мощности» в состояние «горячий останов» 81 KB
  Тема: Перевод ЭБ из состояния работа на мощности в состояние горячий останов. План лекции Введение 1. Подготовка к снижению мощности и снижение мощности реактора. 2. Останов турбогенератора. 3. Разгрузка реактор...
16957. Перевод ЭБ из режима «Холодный останов» в режим «останов для ремонта» и «останов для перегрузки» 83 KB
  Тема: Перевод ЭБ из режима Холодный останов в режим останов для ремонта и останов для перегрузки. План лекции Введение 1.Дренирование 1 контура и консервация ПГ. 2.Подготовка ЭБ к ремонту. 3.Подготовка РУ к перегрузке топлива. ...
16958. Задачи и организационная структура управления эксплуатацией АЭС 84.5 KB
  Тема: Задачи и организационная структура управления эксплуатацией АЭС. План лекции Введение 1.Задачи эксплуатации АЭС. 2.Типовая организационная структура управления эксплуатацией АС. Выводы по лекции. Литература: 1.Острековский В.А. Эксплуатация АС. Москв
16959. Эксплуатационно-техническая документация на АЭС 106 KB
  PAGE 12 Лекция №3. Тема: Эксплуатационнотехническая документация на АЭС. План лекции. Введение. 1.Виды эксплуатационнотехнической документации на АЭС. 2.Руководящая документация на АЭС. 3.Пономерная документация на АЭС. 4. Документация опе...
16960. Эксплуатация ЭБ при снижении и повышении нагрузки генератора 120.5 KB
  Лекция № 13 Тема: Эксплуатация ЭБ при снижении и повышении нагрузки генератора. План лекции Введение. Эксплуатация ЭБ при снижении нагрузки. Эксплуатация ЭБ при повышении нагрузки. Выводы по лекции. Литература: Инструкция по эксплуатации...