73450

Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

Курсовая

Педагогика и дидактика

Антон Семенович Макаренко яркая личность в области педагогики и социального проектирования ХХ века. Его наследие составляют педагогические сочинения в восьми томах: результаты педагогической деятельности, художественно-педагогические произведения и материалы педагогической практики...

Русский

2014-12-16

129.5 KB

17 чел.

« Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко»

Курсовая работа по педагогике

     


Содержание

Введение………………………………………………………………

стр.  3

1.

Краткая биография А.С. Макаренко…….………………………….

стр.  5

2.

Педагогические принципы, идеи и теории А.С. Макаренко.…......

стр.  7

2.1 Педагогическая цель в понимании А.С. Макаренко  .…………

стр.  8

2.2 Роль личности педагога и воспитателя…………………………                       

стр.  9

2.3 Трудовое обучение и воспитание...……………………………..

стр. 11

2.4 Дисциплина и режим…………………………………………….

стр. 13

2.5 Наказания и меры воздействия………………………………….

стр. 16

2.6 Воспитание в коллективе и через коллектив..………………….

стр. 18

3.

Значение педагогического наследия А.С. Макаренко для современного отечественного образования………………………..

стр. 21

Заключение………………………………………………………….

стр. 24

Список использованных источников и литературы……………...

стр. 26

Введение

 

 Антон Семенович Макаренко яркая личность в области педагогики и социального проектирования ХХ века. Его наследие составляют педагогические сочинения в восьми томах: результаты педагогической деятельности, художественно-педагогические произведения и материалы педагогической практики колонии горьковцев и коммуны дзержинцев. Опыт этих учреждений представлен целостно, в его развитии. На основе своей практической деятельности Макаренко разработал стройную теорию воспитания ребенка, которая применима в любой стране и в любую эпоху. Педагог, поставивший своей целью воспитать человека, непременно обратится к опыту и трудам своего великого предшественника. Уникальный опыт воспитания детей через производительный труд сегодня приобретает все большую значимость. Важнейшую задачу воспитания А.С. Макаренко видел в воспитании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в социально- экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни. По мнению Макаренко, «русская трудовая школа должна совершенно заново перестроиться Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота» . Труд должен быть основанием воспитательной работы. Прежде всего, в труде происходит подготовка гражданина. Мы не можем воспитать гражданина, если не предоставим ребенку возможности пережить опыт трудовой заботы и в ней сформировать характер, своё отношение к миру, людям. Разумная организация производительного труда учащихся это и средство нравственного становления личности: «Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям». Для нас, современников второго тысячелетия, «Педагогическая поэма», «Флаги на башне» - дела давно минувших дней. Как и во времена революционного послеоктябрьского лихолетья, в России снова много беспризорных.

В последнее время постоянно подчёркивается факт увеличения преступности несовершеннолетних, отмечается всё большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности несовершеннолетних. Одной из мер применяемой в качестве наказания подростка за совершение преступления является лишение его свободы. Подростки, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание повторно совершают преступление. Это обстоятельство дает нам повод задуматься, а не взглянуть ли по современному на педагогическое наследие  А.С. Макаренко?

Рассмотрим основные положение педагогики  Макаренко и требования к личности учителя. Из них можно будет почерпнуть некоторые взгляды и взять их на вооружение в наши дни и, соответственно, сделать вывод об актуальности его принципов в наше время.

1). Краткая биография А.С. Макаренко.

Антон  Семенович Макаренко родился  1 марта 1888 года  в городке  Белополье  Харьковской губернии  в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно.  Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает  учиться сначала в Белопольскую школу, а затем  в  1901 году  в Кременчугское четырехклассное училище. И  в  Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся  среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.    В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год  на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.   Это было в 1905 году, а уже в  сентябре этого года  в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель – Антон   Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

В 1916 году Антона  Семеновича призвали в царскую  армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине  близорукости.  Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт.  Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медаль.  В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове.  В 1920 г. принял   руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького.  В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове.  С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».

Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через  несколько минут  Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы [8].

2). Педагогические принципы, идеи и теории А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.  Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» [10].

2.1 Педагогическая цель в понимании А.С. Макаренко.

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания[3; 31].

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего, целесообразной. Мы не можем допустить никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога – разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения [3; 35].

Но главной целью педагогической работы Макаренко считал воспитание у подрастающего поколения реальных качеств, соответствующих определенному типу человека- гражданина. И поэтому эта концепция рождалась в опытной работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. Трудовая колония им. М. Горького не только раскрывала просторы для творческой натуры педагога, но и требовала полной реализации всех его духовно-нравственных ресурсов [7; 13].

К практическому достижению этой цели Антон Семенович прошел тернистый путь раздумий, поисков и решений, практических действий. Педагог писал: « Ничто так не учит человека, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сот человек, и в  каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я  должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах» [7; 13].

2.2 Роль личности педагога и воспитателя.

 Макаренко утверждал, что воспитываться должен не только воспитуемый, но и сам педагог. Причём, не нужно иметь педагогического таланта. Как писал Макаренко: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно. Отец мой, маляр, сказал: «Будешь учителем. Рассуждать не приходилось, и я стал учителем. И очень долго чувствовал, что у меня плохо идёт, не важный я был учитель, да и воспитатель был не важный. Но со временем учишься и воспитываешься, и я стал мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно сделаться только в хорошем педагогическом коллективе».

По его мнению, весь коллектив педагогов должен состоять,  если не из талантливых, то из хороших, воспитанных, работоспособных педагогов-воспитателей, владеющих в совершенстве каким-либо делом, людей хороших, честных. Важна следующая мысль Антона Семеновича: образование педагог получает в педагогическом вузе, воспитание-  в трудовом коллективе. Макаренко считал, что научить педагогов воспитывать нетрудно. Это воспитание заключается в организации характера, в передаче специальных знаний и умений, в формировании правильного поведения педагога, его умение ходить, говорить, шутить, владеть своим лицом, голосом, жестами, быть веселым, сердитым, в умении организовывать других. То есть во всем  том, что называется педагогической техникой [7; 332].

Антон Семенович считал, что подорвать учительский авторитет невозможно, практически в любой ситуации можно его только поднять. «Ничего нет позорного, если директор объявит выговор учителю. Пусть учитель считает, что он не совсем виноват, но раз директор объявил ему выговор, он должен этим выговором воспользоваться для поднятия своего авторитета. Он должен сказать:

- Да, я ошибся. Я наказан, потому что я отвечаю за свою работу. Я требую этого и от вас».

«Однажды произошёл такой случай, - пишет Макаренко, - у меня был Иван Петрович Городич. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

- Кто дежурный? Пять часов ареста!

- Есть пять часов ареста.

Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришёл ко мне в кабинет:

- Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему – «брось». А потом думаю:

«Ладно, садись». И просидел пять часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.

Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

- За что?

- За то, что сел под арест и не спорил.

А другой на его месте начал бы: «Как это так, меня, педагога, под арест. Ни за что. Мой авторитет пропадёт».

Авторитет, нужно создавать самим, пользуясь для этого всякими случаями жизни. В хорошем коллективе авторитет нельзя подорвать. Сам коллектив его поддерживает» [10].

 

2.3 Трудовое обучение и воспитание.

В период организации колонии им. Горького необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко являлся труд, от которого зависело реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников была возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно было, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры» [3; 129].  

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Но такое отношение к труду возможно  только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл. По его мнению творческий труд совершенно не возможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия, боятся, так сказать, трудового пота, которые на каждом только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое. Это другое кажется им симпатичным до тех пор, пока они за него не взялись.

Так же Антон Семенович считал что, в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и воспитывается правильное отношение к другим людям. Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек- самый безнравственный человек в обществе. И наоборот, совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Труд не только развивает мускулы или внешние качества, но и  сказывается в психическом, духовном, нравственном развитии человека  [3; 130].

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

2.4 Дисциплина и режим.

С точки зрения своей педагогической практики А.С. Макаренко считал что, дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания и как средство воспитания должна отличатся от режима. А режим- это есть определенная система средств и методов, которые помогают воспитывать. Результатом же воспитания является именно дисциплина. При этом он полагал, что дисциплину стоит понимать не как внешнее явление, не как метод властвования или приведения личности к покорности по отношению к элементам власти, а как более широкое понятие [3; 179].

« Дисциплина в нашем обществе- пишет Макаренко- это явление нравственное… Недисциплинированный человек- это человек выступающий против общества, и такого человека стоит рассматривать не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения нравственности» [3; 180].

В своем опыте Антон Семенович видел- если убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха. Дисциплина должна быть сознательной. Она является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и также такие процессы, как физкультурное воспитание, физическое развитие [5; т.V стр. 136].

По его мнению, прежде всего каждый ученик должен быть убежден, что дисциплина является формой для наилучшего достижения цели. Такое же убеждение должно быть и у коллектива детей. О  дисциплине нужно часто говорить с воспитанниками,  в особенности в заседаниях органов самоуправления, на общих собраниях и т. д. При всяком случае необходимо обращать внимание воспитанников на  явление дисциплины в  нашем обществе.

 Воспитание  дисциплинарного  тона всего учреждения, считает А.С. Макаренко,    только  тогда   будет успешным,  если  само руководство подает пример в  этом же  направлении. Если,  например,  коллектив в строю или группой отправляется куда-нибудь пешком,  а  начальник учреждения или  педагоги  пользуются автомобилем,  то можно заранее сказать, что никакой особенный дисциплинарный тон  воспитан  не  будет.  На все собрания и  сборы по сигналу или по тревоге руководство,  педагоги и воспитатели должны приходить не после всех, а раньше всех. В неожиданных авральных  работах  всего  коллектива  педагогический  коллектив  должен принимать обязательное участие.

Чрезвычайно  важным  обстоятельством  является  самый  тон,  в  каком

руководство   организует    свои    дисциплинарные   соприкосновения   с коллективом.   Это   должен  быть  тон   серьезный,   простой,   точный, решительный,  но в то же время доверчивый, расположенный к воспитаннику, иногда  украшенный улыбкой и  шуткой  и  всегда сопровождаемый особенным

вниманием к каждому человеку.

Все  вышесказанное относится  к  высшим  формам  дисциплины,  которые являются показателями уже определенного воспитательного процесса.  Самый процесс  дисциплинирования  должен  протекать  не   столько  в   области дисциплины,  сколько во всех остальных областях жизни и  работы детского учреждения.

Например,  в  школе,  на  производстве  этот  процесс  заключается  в

воспитании  уважения  к   своему  рабочему  месту  и  своему  участию  в производственном и  учебном процессе,  к  знанию общих  производственных

целей,  к знанию всех недочетов на производстве и к борьбе с ними,  не в виде нытья,  а в виде организованных действий, постановлений и усилий. В быту  этот  процесс  заключается  во   многих  формах  борьбы  за  лучше организованную спальню,  лучший стол и обслуживание в столовой, в лучшем

умении не  только не мешать жить товарищам,  но и  помогать друг другу и просто уметь изящно и без шума пройти по коридору[5; т.V стр. 137-148].

В « Методиках организации воспитания» А.С. Макаренко пишет что: «в  отличие от  дисциплины,  которая всегда является результатом всего воспитательного  процесса,   режим   представляет  собой   прежде  всего средство,   при  помощи  которого  коллектив  организует  внешние  рамки поведения,   предоставляя  каждому  воспитаннику  наполнить  эти   рамки внутренним содержанием» [10].

Правильный режим, по его мнению, имеет некоторые отличительные признаки, это:

  •  Целесообразность. Все формы режима должны иметь определенный смысл и  в  глазах коллектива определенную логику.  Если требуется,  чтобы все вставали одновременно,  то всем должно быть понятно, для чего именно это требуется.  Если  от  всех  требуется чистота,  то  все  должны понимать необходимость  этой  чистоты.  Если  же  руководство  вводит,  например, ежедневный марш в  столовую в парах или в рядах и никому непонятно,  для чего именно это нужно,- такая форма режима является просто вредной. Логика режима должна проверяться, однако, не в момент выполнения, а в момент постановления.  
  •  Точность. .    Все правила жизни и порядок дня не должны допускать никаких  исключений  и  послаблений  в  смысле  времени  и  места.  Если постановлено,  что     завтрак   должен    выдаваться    в  7  час.   10мин.,  то каждое опоздание завтрака должно рассматриваться как нарушение порядка,  и  виновные  в  таком  опоздании  обязательно  привлекаются  к ответственности.
  •  Общность.   Какие  бы  то  ни  были  исключения должны прежде всего удовлетворять принципу целесообразности и  утверждаться определенными постановлениями. Против  этого  правила грешат  очень  многие детские учреждения:  кто-то почему-то встает позже других,  завтракает не вместе со всеми,  а  после всех и почему-то не в столовой,  а в кухне. Кто-то опаздывает на уроки и объясняет свое опоздание тем, что имел специальные задания.
  •   Определенность.   Режим   не   может сохраняться,  если  он  не обоснован,  не  регламентирован точными     правилами  и  распределением ответственности.  При  этом не  следует такую определенность вносить при помощи  составления больших  инструкций  и  положений,   составленных за письменным  столом.    Режим   должен  быть   результатом  опыта   всего коллектива,   и   его   отдельные   детали   вырабатываются  в   органах самоуправления  в  моменты  назревшей  нужды,  определившихся неудобств, неопределенностей и неясностей.

Как считает Макаренко, режим должен быть крепко поставленной нормой как в семье так и в детском коллективе.

 2.5 Наказания и меры воздействия.

Макаренко считал что, методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям. И  в этом смысле правильное и целесообразное применение наказания является очень важным. Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред всей нашей работе.

Он не давал каких-то общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок, по его мнению, является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях - за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание.

 Отправной точкой наказания является целый коллектив: либо в более узком значении - группа, класс, детское учреждение. Интересы коллектива являются интересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива либо в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы оберегать его интересы [9].

Исходя из этого, А.С. Макаренко пишет: «наказание должно удовлетворять следующим требованиям:

а) оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;

б) оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что все дело в том, что коллектив защищает общие интересы, иначе говоря, если он знает, что и почему коллектив от него требует;

в) наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;

г) наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);

д) в наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько самый факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;

е) наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания» [9].

При нашем понимании наказания, важное значение приобретает его техника. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать применительно к случаю и данному воспитаннику.

 

2.6 Воспитание в коллективе и через коллектив.

 В своей педагогической практике Макаренко разработал определенные концепции относительно строения и работы детского и педагогического коллективов.

По его мнению, коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  •  общая цель;
  •  общая деятельность;
  •  дисциплина;
  •  органы самоуправления;
  •  связь данного коллектива с обществом;

     По своей структуре детский коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе, то есть и ученики и педагоги в одном целом, объединенные общими идеями.

Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Но чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива (воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе). Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива [9].

На вопрос «каким должен быть коллектив педагогов?», Антон Семенович дает очень хорошее объяснение: «Учитель должен быть скромным по отношению к себе, он рядовой работник. Ведущая же роль в коллективе должна принадлежать руководителю, опытному педагогу, которому весь коллектив должен быть предан. Единство педагогического коллектива- совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее» [1; 201]

И действительно, если посмотрим на современные школы то увидим что, в том учреждении где есть сплоченность педагогов, единство духа, там происходят нормальные, адекватные воспитательный и учебный процессы. Ученики, видя такой учительский актив, лучше учатся, становятся целеустремленными, воспитанными людьми.

 

 

3).Значение педагогического наследия А.С. Макаренко для современного отечественного образования.

Вот уже несколько поколений педагогов читают и перечитывают “Педагогическую поэму” и прозу жизни Антона Семеновича Макаренко – великого педагога-гуманиста, талантливого писателя, ученого и практика, автора теории коллективного воспитания, начальника колонии несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Его творческая деятельность относится к первой половине XX века. Но до сих пор не стихают споры о Макаренко-педагоге и, в частности, о том, нивелировал ли он несравненную человеческую личность, ориентируясь в своей работе только на коллектив. Многое в нашей стране изменилось за эти годы. Менялись государственные образовательные стандарты, концепции воспитания, программы обучения, однако идеи А.С. Макаренко остаются актуальными и сегодня. Чем больше читаешь Макаренко, тем глубже понимаешь, что все его идеи, книги и статьи объединяет мысль: для воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными средствами. Для Макаренко были важны следующие психолого-педагогические методы: метод переубеждения – воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков; метод переучивания – чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа; метод переключения – занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью; метод “взрыва” - педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействие [11].

 Педагогические взгляды Макаренко одновременно просты и сложны (неоднозначны). Система Макаренко складывается из понятий: честь, долг, ответственность, инициатива, шефство, коллектив. В воспитании он обязательно использовал наказание за проступки, но никогда не перегибал палку, скорее, наоборот, проявлял творческий подход, умело сочетая индивидуальный подход с педагогикой коллектива.

Разумеется, все воспитательные системы есть продукт и порождение времени. Однако, Антон Семенович был поистине великим педагогом, который, отдавая себя полностью работе и ребятам, сумел найти реальный, доступный подход к воспитанию детей и подростков.

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Прежде всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией.

К этому выводу ведет нас понимание воспитания – предмета педагогики, которое высветил для нас А. С. Макаренко. Теория развития личности, возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

Педагогика – наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным методом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «…в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и становиться все более практичной педагогика XXI века.

В своей деятельности он не оставлял ни одного педагогического термина или понятия без должного внимания. Например, мастерство педагога в понимании Макаренко – это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором.

Заключение.

Значение деятельности Макаренко в педагогике необычайно велико, но, пожалуй, самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов. Таким образом, колонист превращался из обычного потребителя материальных благ, в созидающую, сознательную личность, которая была всесторонне развитой благодаря хорошему образованию. Он делал ошибки, извлекал из них уроки, наблюдал за теми изменениями, которые происходили в колонии день ото дня. Это сложно – видеть в подростках-зверёнышах людей, любить их и верить в то, что они не потеряны для общества. Несмотря ни на что, Макаренко ни на минуту не терял доверия, понимания и деликатности по отношению к колонистам. Конечно, в его практике были безнадежные случаи, но они были единичными. Антон Семенович работал над каждым из беспризорников до последнего, очень редкий воспитанник изгонялся из колонии. Но, в любом случае, опыт общения с Макаренко заставлял их по-иному взглянуть на мир и переосмыслить тот небольшой промежуток времени, который им довелось прожить. Он сумел показать малолетним правонарушителям безграничность и красоту мира, в котором есть место добру, дружбе и счастью, а не только борьбе за выживание, несправедливости и нужде.

А что же происходит в современном мире?! Дети убегают из детских домов, приютов, интернатов. Все чаще СМИ освещают, как воспитатели жестоко обращаются с детьми и подростками, издеваются над ними, заставляют вступать в сексуальные связи. И это все происходит в учреждениях, находящихся под контролем государства и социальной защиты населения. Очень часто дети остаются без должного внимания и то, что заложено в них природой, находит свое применение в криминальной среде или вообще не находит. Не смотря на то, что колонии называются воспитательными, воспитание в основном заключается в поддержании порядка и режима, в исполнении наказания. Работники колонии считают, что исправить тех, кто однажды попал в колонию, практически нереально, даже если это подростки. Да, они преступники, среди которых есть те, кто убивал, насиловал, грабил, избивал жестоко и беспощадно, но вместе с тем это еще дети, на воле у них, как и у взрослых, порой нет ни работы, ни дома, ни семьи и общество виновато в том, что они оступились.

Система воспитания, созданная Макаренко, носит универсальный характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Но заслуга Антона Семеновича, прежде всего в том, что он разработал научные основы перевоспитания, опираясь на которые можно сознательно и успешно вести перевоспитание «трудных» и криминализированных детей. И пока детские дома, интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося положения в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.

Список использованных источников и литературы.

  1.  Макаренко А.С. Воспитание в советской школе/ А.С. Макаренко.- М.: «Просвещение», 2010.- 254с.
  2.  Макаренко А.С. Книга для родителей/ А.С. Макаренко.- М.: «Просвещение», 2008.- 359с.
  3.  Макаренко А.С. О воспитании/ Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик.- М.: Политиздат, 2008.- 256с.
  4.  Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса : органы самоуправления / А.С. Макаренко // Хрестоматия по педагогике : учебное пособие / Ред. З.И. Равкин ; Сост. М.Г. Бушканец, Б.Д. Леухин. – М. : Просвещение, 2006. – 196с.
  5.  Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8т./ Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 2006.
  6.  Макаренко А.С. Трудовое воспитание/ Сост. и авт. вступит. статьи Л.Ю. Гордина.- Мн.: «Нар. асвета», 2010.- 256с.
  7.  Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: в 2ч./ С.С. Невская.- М.: Академический проект; Альма Мастер, 2006.- 976с.
  8.   Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс): Справочно-информационный портал.- режим доступа к порталу: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  9.   Макаренко Антон Семенович (Электронный ресурс): Электронный архив/  проект А. Федосова.- режим доступа к архиву:  http://www.makarenko.edu.ru/
  10.  Электронный архив А.С. Макаренко (Электронный ресурс) : информационный портал.- режим доступа к архиву: http://antmakarenko.narod.ru/
  11.  Долгих Н.А. Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в процессе воспитания несовершеннолетних осужденных (Электронный ресурс)/ Н.А. Долгих.- электрон. ст.- режим доступа к ст.: http://festival.1september.ru/articles/420005/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51757. ОПИС МІСЦЕВОСТІ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО ПРО ТЕКСТ, ЙОГО СТРУКТУРНІ ОСОБЛИВОСТІ. УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 233 KB
  УСНИЙ СТИСЛИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ МІСЦЕВОСТІ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ Мета: повторити й розширити теоретичні відомості про текст його ознаки будову засоби зв’язку речень у тексті; про особливості типів мовлення; розвивати навички стисло переказу вати розповідний текст з елементами опису місцевості формувати вміння розпізнавати тексти різних типів мовлення; удосконалювати мовлення восьмикласників їхнє логічне мислення пам’ять увагу культуру мовлення та письма. Як визначити основну думку в тексті Яку роль...
51759. ПОЕТИ, ЯКІ СПІВАЮТЬ СВОЇ ПІСНІ 136 KB
  Висоцького важко переоцінити їх пісні з кожним роком збагачуються виконанням новими співаками відкривають нам думки та сподівання збагачують наш світогляд та внутрішній світ. Звісно – це мистецтво: музика або література танці або пісняАвторська пісня Булат Окуджава Володимир Висоцький Юрій Візбор Цих людей називають російськими шансоньєЇх пісні підкорюють своєю щирістю своєю правдою та красою. Давайте спробуємо згадати: як називається...
51761. Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі 42 KB
  Становлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі Ступінь зрілості – це багатомірний стан дитини який реально показує наскільки вона відбулася як член суспільства може пристосуватися і сприймати соціум. Встановлення соціально зрілої особистості випускника в акмеологічному просторі – це створення активного освітньовиховного простору який сприяє оптимальному саморозвитку самореалізації учителя та учнів як суб’єктів освітнього процесу. Метою акмеологічного простору є плекання громадянина України цілісний...