73463

Т. Парсонс, К. Гирц. Трактовка культуры в контексте теории социального действия

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Социальная роль в понимании Т. Парсонса представляет собой набор функций, которые осуществляет каждое действующее лицо в силу занимаемой им социальной позиции при конкретных условиях. Ожидание от другого выполнения данной роли именуется «установкой».

Русский

2014-12-16

96 KB

6 чел.

Содержание

  1.  Введение…………………………………………………………………
  2.  Т. Парсонс……………………………………………………………….
  3.  Теория социального действия…………………………………………..
  4.  Трактовка культуры в контексте теории социального действия …
  5.  К. Гирц
  6.  Сравнительный анализ
  7.  Заключение
  8.  Список литературы

Введение

Существует огромное количество концепций культуры. Однако универсального подхода к ее изучению выделено не было. Концепция культуры является одной из основополагающих проблем социокультурной антропологии.

Т. Парсонс

Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и  основатель школы структурно-функционального анализа в контексте своей теории. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето. Известные работы Т. Парсонса: "Структура социального действия" (1937), "Социальная система" (1951), "Семья, социализация и интерактивный процесс" (1955), "Социальная структура и личность" (1964), "Социальная: эволюция и сравнительные перспективы" (1966), "Социальная теория и современное общество" (1967), "Система современных обществ" (1968), "Система современных обществ" (1971), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977), "Теория действия и человеческое состояние" (1978).

Т. Парсонс выделяет три науки, которые призваны изучать существование человека в обществе, - антропологию, психологию и социологию.  По мнению Парсонса, границы исследований антропологий замыкаются на изучении культурных систем, определяющих взаимодействие людей. Проблемное поле психологии ограничено изучением духовного компонента действий человека как индивида. И последняя наука, социология,  должна исследовать социальные системы коллективных действий людей. Изучение общества должно происходить с помощью структурно-функционального анализа.

Теория социального действия

В качестве первичной единицы структурно-функционального анализа общества Т. Парсонс предложил "элементарное социальное действие". Таким образом, его подход получил известность как теория социального действия. В отличие от физического и биологического действий человека, социальное действие опирается на систему общепринятых норм и ценностей, представлений и традиций.

Социальное действие состоит из следующих элементов:

  1.  действующее лицо ("actor"): индивиды и социальные группы;
  2.  «эго» - субъект действия
  3.   «альтер» - объект действия
  4.  цель действия: бывают произвольными, случайными или осознанными, выбранными;
  5.  условия и средства действия;
  6.  нормативные предписания

Социальная роль в понимании Т. Парсонса представляет собой набор функций, которые осуществляет каждое действующее лицо в силу занимаемой им социальной позиции при конкретных условиях. Ожидание от другого выполнения данной роли именуется «установкой». В процессе взаимодействия участников социального действия может происходить социальное напряжение (эмоциональное, интеллектуальное, нравственное), которое вызвано несовпадением установок действующих лиц. Социальное напряжение будет слабее, если действующие лица имеют общие цели и нормативные ориентации.

В процессе социального взаимодействия Т. Парсонс предлагал различать пять образцов альтернативных установок субъекта:

  •  эффективность (установка на получение эмоционального удовлетворения) - нейтральность (установка на контроль своих эмоциональных проявлений);
  •  ориентация на себя (установка на решение личных проблем) - ориентация на коллектив (установка на решение общественных проблем);
  •  универсализм (установка на использование общепринятых норм и стандартов) - партикуляризм (установка на учет конкретных условий);
  •  ориентация на достигнутое (установка на естественные характеристики объекта) - ориентация на предписанное (установка на характеристики исполнения объектом социальной роли);
  •  специфичность (установка на одностороннее взаимодействие с объектом) - диффузность (установка на многосторонность взаимодействия с объектом).

В любой ситуации социального взаимодействия его участник должен учитывать одну из каждой пары этих установок. Т. Парсонс демонстрирует это на примере взаимодействия врача с пациентом. Установками действия врача должны быть: эмоциональный нейтралитет, ориентация на коллектив, универсализм, ориентация на достигнутое, специфичность.

Между различными социальными субъектами в обществе происходит постоянный процесс взаимодействия. Такой процесс Т. Парсонс определил как целый комплекс социальных действий, под которыми он понимал устойчивые и повторяющиеся действия. Феномен социальных действий возник по причине образования в обществе институтов. Первоначально взаимодействие субъекта и объекта социального действия подчинялось воздействию  потребностей и ориентации на культурные образцы поведения. В результате согласования действий возникают определенные нормы поведения, которые регулируют в дальнейшем связи между индивидами или социальными группами. В качестве связующего звена между субъектом и объектом взаимодействия выступают социальные институты. Именно они определяют конкретное содержание социальных действий в будущем. Таким образом складывается социальная система.

Парсонс обозначил структуру социальной системы, включающей:

  1.  социальную
  2.  органическую
  3.  личностную систему действующих субъектов, обладающих потребностями, ориентированных на ценности и цели;
  4.  культурную систему с ценностным, нормативным и статусно-ролевым содержанием, состоящим из представлений, верований и символов;

Каждый компонент социальной системы представляет собой внутренне структурированную систему действий, осуществляемую одним, несколькими или сколь-угодно большим множеством индивидов. Также каждому компоненту соответствуют определенные институты, социальные функции и потребности, что можно видеть из таблицы 1.

К основным функциям общества Парсонс относит:

  1.  функцию адаптации - приспособление к внешней окружающей среде;
  2.  функцию целедостижения - удовлетворение личных потребностей;
  3.  функцию интеграции - обеспечение бесконфликтных отношений;
  4.  функцию поддержания - воспроизводство структуры и снятие напряженности.

Таблица 1.

Системы социального действия

Социальные

функции

Определяющие

факторы (потребности)

Социальные

институты

Социальная

Интеграция

Социальные

роли

Правовые

Органическая

Адаптация

Материальные

потребности

Экономические

Личностная

Целедостижение

Личные мотивы

Политические

Культурная

Поддержание

Ценностные

ориентации

Семейные, образовательные, моральные, художественные, религиозные

Т. Парсонс отмечал, что системы социальных действий осуществляют между собой обмен действиями через "символических посредников". Так, символическим посредником между органической и личностной системами является удовольствие, между органической и социальной - деньги, между органической и культурной - влияние, между личностной и социальной - власть, между личностной и культурной - ценностные приверженности, между социальной и культурной - эмоции. Всеобщим эквивалентом обмена между всеми системами он объявлял язык.

Американский социолог разделял понятия "социальная система" и "общество". По Т. Парсонсу общество – это особый тип социальной системы, достигшей "самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению", что обеспечивает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Общество, согласно теории социального действия, представляет собой не совокупность людей, а систему, достигшую высокого уровня упорядоченной и урегулированной совместной жизнедеятельности индивидов и социальных групп.

Типологию общества Т. Парсонс строит в соответствии с такими образцами установок социальных взаимодействий, как универсализм и партикуляризм, достигнутое и предписанное. Соединение этих двух пар критериев позволило ему выделить четыре типа общества.

Первый тип

общество универсального образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижению успеха. Функционирование такого типа общества определяется инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Образцом такого типа общества провозглашается США.

Второй тип

общество универсального образца предписания, которому свойственны тенденция к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих населению ценности и нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности, и жесткий социальный контроль. Статусные и ролевые характеристики людей определяются в зависимости от результатов коллективных действий. Пример такого типа общества - Советский Союз и фашистская Германия.

Третий тип

общество партикуляристского образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижениям в некоторых сферах жизнедеятельности. Экономика такого типа общества является, как правило, монокультурной. Статусные и ролевые характеристики людей определяются семейными и общинными связями. Историческим примером такого типа общества может служить Древний Китай.

Четвертый тип

общество партикуляристского образца предписания, в котором отсутствует ориентация на достижения, предписания имеют ограниченный характер, а населению свойственно пассивное и даже негативное отношение к труду. Статусные и ролевые характеристики людей определяются традиционным образом жизни и установившимся режимом диктатуры. Типичным примером такого типа общества являются страны Латинской Америки.

Парсонс считал, что люди должны стремиться к продолжительному стабильному состоянию общества. О нарушении этого состояния свидетельствуют возникающие конфликты и противоречия. Чтобы достичь социального равновесия, необходимо, во-первых, согласовать функционирование всех систем социального действия; во-вторых, удовлетворить потребности большинства членов общества; в-третьих, добиться эффективности социальной интеграции, социализации и социального контроля. В процессе социализации через усвоение языка, традиций, духовных ценностей и других культурных элементов  действующее лицо приобретает навыки социальных ролей и желание исполнять свои роли и приобщается к культуре. Чем лучше в процессе социализации будет подготовлена личность к ролевым действиям, тем легче она будет интегрироваться в социальную систему и, следовательно, тем меньше будет нарушаться социальное равновесие. К главной функции социального контроля относится предотвращение отклонения от принятых норм поведения и культурных образцов и обеспечение тем самым четкости выполнения ролевых ожиданий. Социальный контроль может реализовываться посредством санкций и ритуалов, насилия и принуждения, через семейные и образовательные институты, через влияние политических институтов и лидеров социальных групп. Если механизмы социального контроля не срабатывают, то в обществе начинают происходить социальные изменения, которые могут привести к хаосу и дисгармонии. К основным источникам возможных социальных изменений Т. Парсонс относил такие, как "отклоняющееся поведение", социальные конфликты, негативное воздействие систем образования, науки, морали, искусства, религии.

Трактовка культуры в контексте теории социального действия

Анализом вопросов культуры Т. Парсонс занимался в работе «Социальная система», опубликованной в 1951 году. Культура является компонентом, подсистемой социального действия наравне с личностной, социальной и органической подсистемами, каждая из которых выполняет собственную функцию.   

Постоянные процессы взаимодействия участников коммуникации, социальные действия между «эго» и «альтер», вырабатывают культурное поле. Т. Парсонс отмечал, что культура наделена тремя функциями: во-первых, это функция передачи опыта, которая способствует постоянному поддержанию общественных традиций, во-вторых, культура обладает функцией обучения и, в-третьих, функцией интеграции. Первый пункт является важным доказательством отличия культуры от социальной системы: она, как некая совокупность знаний и опыта, может распространяться от одной социальной системы к другой. Культурное поле представляет собой материю, состоящую из символических объектов. Их смысл зависит от положения в культуре. Взаимодействие происходит только через культурное поле посредством знаков и символов, вне его социального действия не существует. Культура понимается американским социологом как символическая система, которая является посредником между субъектом и объектом социального действия. Это основа ценностей, общепринятых норм и правил, которые составляют ориентир для взаимодействия.

Культура как система динамична и имеет свою собственную логику. Также необходимо отделять культуру от социальной и ментальной субстанции. Из этого следует, что культура являет собой упорядоченную систему искусственно созданных объектов, имеющих особое знаковое или символическое содержание.

Позднее Т. Парсонс дополнил свою трактовку культуры, которая близка к культурологической модели изучения культуры через язык. В связи с этим символические или знаковые объекты рассматриваются как коды в структуре социальных взаимодействий.

Можно провести аналогию с моделью коммуникативного акта (рис. 1), предложенного русским и американским лингвистом Р.О. Якобсоном. В модели коммуникации по Якобсону участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения.  Понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации (т.е. это и физический канал и психологическая связь между адресатом и адресантом, обуславливающие возможность установить и поддерживать коммуникацию).

Рис.1

Поскольку культура обладает функцией накопления и передачи опыта, то каждый участник социальной системы проходит через процессы социализации и инкультурации – процедуры освоения общественных и культурных норм. По сути именно культура дает обществу верные ориентиры на идеалы и нормы, которые поддерживают интеграцию людей и обеспечивают в дальнейшем состояние равновесия системы социального действия. Культурная система направляет действия людей, создает систему верований, идеологий, способствующих сохранению общества в гармоничном состоянии. Данная система символов и знаков регулирует отношения между участниками социального взаимодействия. Выводом будет, что саморегуляция общества происходит с помощью символических механизмов.

Таким образом, подход Парсонса к изучению культуры совмещает в себе функционалистский и символический подход. Американский социолог обозначил функциональную роль символа. И хотя в его работах центральное место занимало понятие социального действия, он разработал функциональную модель культуры, которая рассматривается в рамках системы социального действия.  

Клиффорд Гирц

Клиффорд Гирц – американский антрополог, известен как автор интерпретативного подхода к изучению культуры. На становление его концепции повлияли структурализм, герменевтика, британская аналитическая философия, философия символических форм и понимающая социология, элементы которых эта концепция в себя включила.  

К. Гирц предлагает отказаться от рассмотрения феномена культуры через призму системы конкретных моделей поведения и рассматривать ее как комплекс «программ» и инструкций к регуляции человеческого поведения. Американский ученый полагает, что человек находится под сильнейшим влиянием культуры, которая моделирует его поведение в соответствие с культурными программами. В свою очередь они представляют собой символические объекты, то есть слова, жесты, ноты, графические рисунки и другие символические системы. Таким образом, культура понимается К. Гирцем как символическое поле, главной функцией которого является функция осмысления общечеловеческого опыта.

Будучи масштабной сферой информации, культура подразделяется на два блока – этос и картину мира. Понятие «этос» вбирает в себя этические, эстетические, аксиологические аспекты культуры. С помощью данной основы тот или иной народ идентифицирует себя с сами собой, определяет свое место в мире. Карина мира определяет способ видения мира данного народа, его представления о природе, обществе, человеке.

Одним из механизмов конструирования действительности является религия, такие механизмы у К. Гирца получили название перспектив. Таких перспектив ученый выделяет четыре – религиозную, научную, эстетическую и перспективу здравого смысла. Однако отмечает, что таких перспектив может существовать сколь угодно много. Религиозная перспектива отличается от перспективы здравого смысла тем, что не замыкается на реалиях повседневной жизни, а охватывает более широкий спектр феноменов, которые корректируют повседневность и дополняют её. От научного способа восприятия мира религиозная перспектива отличается всеобъемлемостью своих истин. И если искусство, то есть эстетическая перспектива, направлена на создание атмосферы иллюзии и подобия, то религия, как было замечено выше, наоборот, зиждется на создании ощущения «подлинно реального».

В рамках этих четырёх основных перспектив формируются четыре культурные системы: религия, идеология, искусство и здравый смысл. Религия представляет собой информацию, заключенную в символах общего характера. С помощью таких символов человек анализирует свой жизненный опыт и организует свое поведение. Группа священных символов, образуя упорядоченное целое, составляет религиозную систему. Такие комплексы символов функционируют как культурные модели, источники информации. Гирц уподобляет их шаблонам, которые задают начальные параметры для моделирования поведения человека.

Культурным явлениям присуща двойственность: они являются как моделями чего-то, так и моделями для чего-то. Проще говоря, религия не только описывает социальный порядок, но и формирует его. С переходом от традиционного типа общества к индустриальному типу религию и народные практики мудрости заменяет идеология. Идеология отражает действительный порядок социальных институтов в обществе и коллективное сознание. В связи с переходом в стадию индустриального общества создаются новые символы, которые приходят на смену старых, традиционных понятий, норм, отношений.

К. Гирц выделяет критерий «здравого смысла» по отношению к оценке действительности. Однако поясняет, что здравый смысл опирается не на основы логики, а скорее развивается в рамках культуры. Так, например, в пространстве западной культуры на понятие здравого смысла повлиял вектор научного мышления. Влияние культуры американский антрополог также обнаружил и в искусстве. Приемы художественного воздействия, которые использует художник, характеризуются общественной действительностью, которая включает идеалы, представления, преобразования, характер отношений того времени. Как и другие социальные системы, искусство носит символический характер. Таким образом, К. Гирц разделяет идеи М. Вебера и объявляет себя приверженцем семиотического подхода к изучению культуры. Культура представляет собой обширное поле, наполненное различными системами смыслов. Цель науки состоит в раскрытии этих смыслов, их анализ и систематизация.

Итак, можно сделать вывод, что четыре культурные системы, рассмотренные К. Гирцем, носят характер культурных универсалий и выполняют сходную функцию – формирование поведения человека в рамках определённой культуры. Однако необходимо подчеркнуть, что, несмотря на очевидное влияние со стороны структурализма и семиотики. Однако, в отличие от последних, интерпретативная работает с конкретной культурой, то есть не в таких глобальных масштабах. Во время анализа знаки и символы не должны подвергаться перекодированию. В качестве знаков или символов у К. Гирца выступают и акты социального поведения людей, имеющие место в рамках культуры.  Полное понимание социальных действий, наделенных символическим смыслом и сформированных в контексте культуры, осуществляется только самим участником-представителем данной культуры. Гирц предлагает рассматривать культуру как набор текстов, к которым становится возможным применение герменевтического подхода. «В процессе постижения смысла какой-либо культурной реалии антропологу, как исследователю культуры, приходится постоянно переходить от части, которая обретает значение только в контексте целого, к целому, которое актуализируется в виде отдельных частей».

В 1970-х гг. начала складываться группа последователей Клиффорда Гирца, которая в 1980-е гг. образовала ядро направления, получившего название интерпретативной антропологии.

Список литературы

Электронный источник

http://pidruchniki.com/12991010/sotsiologiya/parsons

Электронный источник

http://studme.org/184304175991/sotsiologiya/strukturnyy_funktsionalizm_sotsiologii_parsonsa_mertona

http://www.countries.ru/library/culturologists/parsons.htm

http://ethnopsyhology.narod.ru/study/culture/parsons.htm

http://www.lib.csu.ru/vch/149/022.pdf

Уайт, Л. А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб. : Университет. кн., 1997. С. 17.

Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с. (Серия «Культурология. XX век»).

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство–СПБ, 2001. С. 395.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45107. Judicial system of the Russian Federation 27 KB
  Usully these tke the form of hierrchy of courts. In Russi there re bout 14000 judges in 2500 courts of generl jurisdiction on vrious levels. There re courts of first nd second instnce. court of second instnce is one which exmines ppels nd protests ginst sentences nd decisions of courts of first instnce.
45108. The Russian Federation 16.87 KB
  The country is multintion stte. Stte structure The Russin Federtion is democrtic federl stte with republicn form of power. The Hed of Stte is president. The stte emblems re two heded egle three colored flg with: white red nd blue stripes.
45109. The Ural State Law Academy 15.26 KB
  Lter it ws reorgnized into the Siberin Institute of Soviet Lw. In 1934 the Institute moved into Sverdlovsk got the nme of the Sverdlovsk Institute of Lw nd bore this nme till 1992 Now it is clled the Urls Stte Lw cdemy. Till 1976 there ws only one fculty t the Sverdlovsk Lw Institute – the Lw fculty. The cdemy hs three Institutes t the dy deprtment: the Institute of the Prosecutor’s Office the Institute of Justice nd the Institute of Business nd Lw.
45111. English is a world language 15.09 KB
  English hs become world lnguge becuse of its estblishment s mother tongue outside Englnd. English hs lredy become world lnguge by virtue of the politicl nd economic ntions. People who spek English fll into one of three groups: who hve lerned it s their ntive lnguge; those who hve lerned it s second lnguge in society tht is minly bilingul; nd those who re forced to use it for prticulr purpose – dministrtive professionl or eductionl.
45113. Basic characteristics of English. Can you say that it is an easy language to learn? 15.1 KB
  For me, English is very difficult language. Old English, like modern German, French, Russian, and had many Inflictions to show singular and plural, tense, person, etc, but over the centuries words have been simplified. Verbs now have very few inflections, and adjectives do not change according to the noun
45114. Do you have any arguments in favor of a universal language? Could Esperanto become a common language? 15.08 KB
  Such lnguge would help promote understnding nd better feeling mong ntions. universl lnguge lso would increse culturl nd economic ties mong vrious countries. Through the yers t lest 600 universl lnguges hve been proposed.
45115. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland 26 KB
  Great Britain is situated on the British Isles. They lie to the west of the continent of Europe. The larger of the two big islands is known as Great Britain. The smaller island is Ireland, with Northern Ireland and the Irish Republic