73464

Система аграрного законодательства

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Предметом аграрного права являются различные общественные отношения возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права которые именуются аграрными отношениями.

Русский

2014-12-16

84.5 KB

2 чел.

Курсовая работа

по дисциплине

Управление АПК в муниципальном образовании

ТЕМА:

Система аграрного законодательства


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие аграрного права

2 Классификация источников аграрного права

3 Конституция РФ как источник аграрного права

4 Основные тенденции развития аграрного законодательства субъектов РФ

5 Система аграрного права

6 Принципы аграрного права

Заключение

Список литературы.


Введение

Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства.

Особое внимание к развитию аграрного законодательства и изучению развития его системы обусловлено важностью решения вопросов обеспечения, потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства, повышения уровня жизни сельского населения.

В этом заключается актуальность данной курсовой работы.

Цель работы: изучение системы аграрного законодательства.

Предметом аграрного права являются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.

 Задачи:

  1.  Рассмотрение понятия аграрного права.
  2.  Изучение источников права.
  3.  Изучение  Конституции РФ как источник аграрного права.
  4.  Рассмотрение основных тенденций развития аграрного законодательства.
  5.  Изучение системы и принципов аграрного права.


1
Понятие аграрного права

Аграрное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Аграрное право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:

  1.  Наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
  2.  Методы и принципы правового регулирования.
  3.  Существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права.
  4.  Аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права.

В качестве самостоятельной отрасли законодательства, а также области научных исследований аграрное право и законодательство выделялись примерно с 70-х гг. прошлого века.

Современное аграрное законодательство практически полностью сформировалось в период после перестройки, в советский период истории нашего государства его предшественником было колхозное законодательство, которое после массового преобразования колхозов в государственные предприятия, трансформировалось в сельскохозяйственное законодательство.


В середине 90-х гг. прошлого века был принят ряд федеральных законов, регулирующих как отдельные направления сельскохозяйственной деятельности, особенности статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и более общие вопросы реализации агропродовольственной политики. Структура аграрного законодательства в настоящее время в значительной степени устоялась, хотя и имеются спорные вопросы при выделении отдельных институтов данной отрасли законодательства.

В России за последнее десятилетие произошли качественные и масштабные изменения во всех сферах общественной жизни, вызвавшие необходимость формирования нового российского законодательства. После заключения в 1992 году Федеративного договора и принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации все ее субъекты получили право на развитие собственного законодательства, в том числе и аграрного. Нынешняя Россия, несмотря на трудности преобразования, формирующееся демократическое федеративное государство, ориентированное на права человека, общепризнанные принципы и нормы международного права.

В каждом субъекте Российской Федерации реализуется собственная модель поддержки и развития сельского хозяйства. В одних российских субъектах делается все возможное для сохранения приспособления к новым условиям все тех же колхозов и совхозов.

На сегодня Россия занимает площадь более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями, на ее территории проживает более 140 народов, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Между субъектами Российской Федерации существуют громадные различия по численности населения, его этно-конфессиональному составу, культурно-образовательному уровню, природным ресурсам и экономическому потенциалу, объему промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д.

2 Классификация источников аграрного права

Источники права - это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность - многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство, тем не менее, не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно-правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права, является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу.

2. Федеральные конституционные законы, которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г., президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками.


3 Конституция РФ как источник аграрного права

Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) - Основной Закон Российской Федерации, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

Конституция является определяющим источником аграрного права, как и любой другой отрасли российского права. Именно в Конституции содержатся главные нормы и принципы, являющиеся основой для правового регулирования аграрных отношений.

Нормы Конституции имеют определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных организаций, а также для иных субъектов аграрного права, в том числе для аграрного правотворчества. Эти нормы можно классифицировать по четырем основным группам.

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, провозглашающие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности.

Так, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории соответствующей территории (п. 1 ст. 9). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46). Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие природные ресурсы, и порядок их использования.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом (п. 1 ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35). Право наследования гарантируется (п. 4 ст. 35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (п. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36).

Нормы права, закрепленные в пп. 2 и 3 ст. 36 Конституции имеют особо важное значение для совершенствования правового регулирования аграрных отношений, так как в них нашли отражение принципы социальной функции собственности на земли сельскохозяйственного назначения и верховенства федерального земельного законодательства, которые, к сожалению, в процессе осуществления земельной и аграрной реформ (особенно в первом периоде) не соблюдались.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регулирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. Не меньшее, если не наибольшее, значение они имеют для сельского хозяйства с его многоплановой спецификой и нуждаемостью в конституционных гарантиях и защите прав граждан, занятых в этой жизненно важной отрасли национальной экономики. Это относится, по существу, ко всем правам, провозглашенным в ст. 37, а именно к правам:

а) свободно распоряжаться своими способностями к труду;

б) выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд запрещен);

в) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г) на защиту от безработицы;

д) на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

е) на отдых;

ж) на гарантированные установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Право, названное в п. «ж», относится лишь к работающим по трудовому договору, однако активно влияет и на установление локальными актами прав членов сельскохозяйственных кооперативов.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды Конституцией РФ определены предмет ведения и компетенция федеральных органов и субъектов Федерации по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений. Как отмечалось ранее, условия и порядок пользования главным средством производства в сельском хозяйстве - землей - определяются на основе федерального закона. К ведению Российской Федерации отнесены также управление федеральной собственностью, установление основ федеральной политики в экономической, экологической и других сферах, определение правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

Для аграрного права важное значение имеют положения Конституции РФ о прямом ее действии и применении на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 15). Согласно давно сформировавшейся правовой доктрине принципы и нормы права Конституции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизируются в иных отраслях права и б) в действующем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным установлениям.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц.

Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.


4 Основные тенденции развития аграрного законодательства субъектов РФ

Новое и достаточно распространенное явление в аграрном праве является правотворчество органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения.

Для них характерен широкий круг вопросов: собственность, земельная и аграрная реформа, налоги, плата за землю, аграрное предпринимательство частных и государственных с/х предприятий, организованные продовольственные рынки.

В системе источников аграрного права особое место занимают законы и другие нормативные правовые акты субъектов.

Многоуровневый характер нашего законодательства порождает опасность его несогласованности и прямого противоречия. В этой связи остро стоит вопрос о соблюдении субъектами РФ, как и самой Федерацией, положений, установленных Конституцией России и договорами о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, их компетенции и предметов ведения.


5 Система аграрного права

Уяснив понятие законодательства, целесообразно остановиться на некоторых  факторах, влияющих на его формирование.

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Общие принципы права постепенно завоевывают свою нишу в формировании и применении российского законодательства. Согласно ст. 6. Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона, то есть применения законодательства, регулирующего исходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности справедливости. Включенные в законодательство принципы становятся общеобязательными.

В условиях федеративного устройства государства большую роль играют соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и большинством субъектов Федерации, и во всех присутствуют нормы по аграрным вопросам. И это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы подробно не разработаны.

Такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой и практикой до конца не определены принципы и границы компетенции: здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство РФ вправе передавать исполнительным органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, и наоборот – на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов. Оправдавшие себя пункты соглашений постепенно «перекочевывают» в законодательство.

Аграрное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой систему взаимосвязанных правовых институтов (субинститутов), совокупность правовых норм которых предназначена для правового регулирования относительно однородных отношений (групп отношений), обладающих своей спецификой.

Система аграрного права состоит из общей и особенной части.

Общая часть:

1) государственное регулирование сельского хозяйства;

2) правовое регулирование социальных отношений на селе;

3) правовые основы аграрной реформы;

4) правовое положение сельскохозяйственных организаций;

5) правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) правовое положение личных подсобных хозяйств граждан.

Особенная часть:

1) правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций;

2) права и обязанности сельскохозяйственных организаций по использованию земли и других природных ресурсов;

3) особенности правового регулирования в сельском хозяйстве:

а) финансовых отношений;

б) трудовых отношений;

в) договорных отношений;

4) право предпринимательской деятельности (в том числе по отраслям сельского хозяйства – в области семеноводства, племенного дела, ветеринарного дела, селекционной деятельности);

5) ответственность за нарушения аграрного законодательства.

Что касается системы аграрного права как отрасли права, то в число ее подразделений прежде всего входят такие общие институты, как

  1.  правовые основы продолжающихся земельной и аграрной реформ;
  2.  организационно-правовые формы сельскохозяйственной деятельности с подинститутами по отдельным их разновидностям: хозяйственные общества и товарищества; унитарные государственные и муниципальные предприятия; крестьянские (фермерские) хозяйства; садоводческие и огороднические объединения; личные подсобные хозяйства. Более того, значительная совокупность норм и специфика регулирования соответствующих отношений, закрепленных в специальном Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 3 декабря 2008 г.)1, с учетом преобладания кооперативов как субъектов сельскохозяйственной деятельности позволяет выделить данную сферу правового регулирования в качестве самостоятельной подотрасли аграрного права;
  3.  правовые основы государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности с под института ми:
  •  организационно-правовая система государственного управления сельскохозяйственной деятельности;
  •  правовые основы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  •  правовые основы государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;
    1.  правовые экологические требования к сельскохозяйственной деятельности с подинститутами по видам природных ресурсов и объектов окружающей среды;
    2.  особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях с подинститутами:
  •  тарифные системы;
  •  системы оплаты труда;
  •  режим труда и отдыха;
  •  охрана труда;
  1.  правовое регулирование селекционной деятельности, семеноводства и племенного животноводства с соответствующими подинститутами;
  2.  правовое регулирование предотвращения возникновения, распространения и ликвидации опасных вредителей и болезней растений и животных, а также заболеваний граждан с подинститутами:
  •  ветеринария;
  •  карантин;
  •  безопасное обращение с ядохимикатами.

 Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства. Практически все институты аграрного права являются комплексными, как и отрасль в целом.


6 Принципы аграрного права

Аграрное право строится в основном на тех принципах, которые характерны и для всего российского права:

  1.  Обеспечение законности в деятельности всех участников аграрных отношений.
  2.  Установление государством основных приоритетов развития агропромышленного комплекса.
  3.  Экологическая безопасность, обеспечения качества производимой продукции.
  4.  Свобода выбора форм хозяйствования аграрными предпринимателями.
  5.  Свобода договора.
  6.  Судебная защита нарушенных прав участников аграрных отношений.

Однако один специальный принцип аграрному праву все же присущ – это принцип учета специфики сельскохозяйственного производства.

Его специфика состоит в том, что в сельском хозяйстве земля используется как основное средство производства; оно связано с воспроизводством живых организмов – растений и животных – и имеет сезонный характер. Но это объективные особенности.

Практика право применения показывает, что нормы аграрных законов эффективны, когда учитывают и социально-правовую специфику: уклад сельской жизни, менталитет крестьянства сложившийся за десятилетия колхозного строя при отсутствии права частной собственности на землю и систем договорных отношений.


Заключение

Таким образом, аграрное законодательство субъектов Российской Федерации сегодня выступает в качестве важного инструмента реализации конституционных полномочий:

  1.  владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами;
  2.  природопользование, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Кроме того, согласно предусмотренному Конституцией Российской Федерации правилу, вне предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вследствие чего многие вопросы аграрной сферы относятся к их ведению.

Необходимость оптимальной децентрализации (система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов) аграрного законодательства Российской Федерации объективно обусловлена федеративной природой российского государства.


Список литературы.

  1.  Завражных М.Л. Аграрное право, 2009.
  2.  Аграрное право. Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О. Под ред.Палладиной М.И., Жаворонковой Н.Г.,М.: Проспект, 2011. — 432 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74186. Метод мощностей (понятие, назначение, применение) 13.99 KB
  Метод мощностей понятие назначение применение Данный метод применяется для изучения древних в меньшей степени новейших нисходящих вертикальных движений. При анализе мощностей необходимо учитывать следующее: Анализ мощностей основывается на изучении таких...
74187. Платформы (понятие, строение: фундамент, осадочный чехол) 11.14 KB
  Платформы понятие строение: фундамент осадочный чехол Платформа – это обширная тектоническая структура обладающая сравнительно малой подвижностью. Платформы образуется на месте складчатой области в результате разрушения и снижения гор...
74188. Object-oriented programming languages and tools 37 KB
  They were working on simultions tht del with exploding ships nd relized they could group the ships into different ctegories. The Smlltlk tem ws inspired by the Simul 67 project but they designed Smlltlk so tht it would be dynmic. The objects could be chnged creted or deleted nd this ws different from the sttic systems tht were commonly used. It is this feture tht llowed Smlltlk to surpss both Simul 67 nd the nlog progrmming systems.
74189. Object-oriented programming languages and tools. Evolution of Smalltalk 41 KB
  The lnguge ws first generlly relesed s Smlltlk80. Smlltlklike lnguges re in continuing ctive development nd hve gthered loyl communities of users round them. NSI Smlltlk ws rtified in 1998 nd represents the stndrd version of Smlltlk.
74190. Logic programming languages and tools 38 KB
  User specifies the specifictions of solution nd the computer derives the execution sequence for tht solution: Let us hve irline flight informtion of the form: flightflight_number from_city to_city deprture_time rrivl_time Then ll the flights from Wshington DC to Snt Clr cn be specified s either direct flights or s flights with n intermedite stop: flightflight_number DC Snt Clr deprture_time rrivl_time or flightflight_number DC X deprt1 rrive1 flightflight_number X Los ngles deprt2 rrive2 deprt2 =rrive130 Unlike...
74191. Logic programming languages and tools. Programming languages versus logic programming 33.5 KB
  Properties: we cn ssign properties to individul entities for exmple fred would hve the property of being crnivore properties look like C function cll the nme of the property then the entity tht hs tht property is given in brckets e. Reltionships fcts: we cn ssign reltionships between entities for exmple fred ets met or wilm ets vegetbles reltionships in Prolog gin look like C function cll we give the reltionship nme first then in brckets the two entities tht re relted e. etswilmmet etswilmvegetbles. For exmple rule...
74192. Visual development languages and tools 32 KB
  But somehow it didn’t hve the sme impct s did integrted development environments IDEs on those newfngled ldquo;microcomputers. Until we hd Windows to provide the bsic ides of displying things in windows PCs hd foot nd hlf bck in the minfrme worldrdquo; he sid. While TurboPscl lunched the ide of n integrted development environment Duntemnn credits Microsoft’s Visul Bsic VB lunched in 1991 with being the first rel IDE. The timing of IDEs ws lso perfect for new form of development: the Web.
74193. Visual development languages and tools 43 KB
  Visul development lnguges nd tools. In the summer of 1991 Microsoft introduced development tool clled Visul Bsic. Visul Bsic revolutionized ll this tedious code. Insted of hving to write lengthy code to mke window respond to mouse Visul Bsic hndled ll of those ctions nd hid them from the progrmmer.
74194. Multiparadigm programming language – Python 50 KB
  Multiprdigm progrmming lnguge – Python.1 Python is generlpurpose progrmming lnguge tht blends procedurl functionl nd objectoriented prdigms. Python is powerful multiprdigm computer progrmming lnguge optimized for progrmmer productivity code redbility nd softwre qulity. Python is populr open source progrmming lnguge used for both stndlone progrms nd scripting pplictions in wide vriety of domins.