73498

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Международная экономическая интеграция МЭИ – процесс экономического взаимодействия стран приводящий к сближению взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти Региональное интеграционное соглашение РИС – международный...

Русский

2014-12-17

314 KB

6 чел.

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

6.1. ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ЭФФЕКТЫ)

6.2. ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ЭВОЛЮЦИЯ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ, РАСШИРЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

6.3. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА)

6.4. ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТЭС)

6.5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

6.6. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ

6.1. ИНТЕГРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (ЭФФЕКТЫ)

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти

Региональное интеграционное соглашение (РИС) – международный договор об устранении барьеров для производства и обмена товаров (услуг и факторов производства) между соседними государствами, и о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональной организации, выступающей в качестве субъекта мировой экономики

Регионализация – это более широкое понятие по отношению к МЭИ обозначающее развитие и укрепление экономических и иных связей между экономическими субъектами, регионами, национальными хозяйствами, входящими в один регион.

Межгосударственный орган власти – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются участвующим государствам.

Наднациональный орган власти – – институт интеграционного объединения, решения которого адресуются непосредственно экономическим субъектам участвующих государств.

Примеры региональных интеграционных организаций

Европа

Европейский союз (ЕС; EU)

Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA)

Америка

Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA)

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR)

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ; CARICOM)

Юго-Восточная Азия

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; APEC)

Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН; ASEAN)

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC)

Африка и Ближний Восток

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS)

Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC)

Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ; GCC)

Евразия

Содружество независимых государств (СНГ; CIS)

Союзное государство Беларуси и России (СГ)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС: Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан)

Единое экономическое пространство Беларуси, России, Казахстана и Украины (ЕЭП)

Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС)

ГУАМ (Альянс Грузии, Украины, Армении и Молдовы)

Признаки интеграции

  •  двойственность: сочетание свойств международных и внутринациональных экономических отношений
  •  разнообразие форм: включает в себя другие формы МЭО, все сферы
  •  высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции
  •  высокая степень сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений
  •  устойчивость, стабильность отношений
  •  синхронизация циклов экономического развития стран
  •  единство региона относительно внешней среды

Предпосылки интеграции

Интеграция реально развивается  между  национальными  хозяйствами, которые:

  •  близки географически, институционально, культурно, исторически
  •  близки по уровню экономического развития
  •  имеют общих партнеров или соперников из числа третьих стран
  •  имеют общие экономические и политические проблемы
  •  имеют высокий ВВП на душу населения
  •  имеют взаимодополняемые экономики
  •  имеют развитую обрабатывающую промышленность и производственную инфраструктуру
  •  имеют тесные внутриотраслевые торговые и производственные связи в тех отраслях, с продукцией которых выходят на рынки третьих стран
  •  имеют достаточно открытые экономики
  •  обладают достаточно развитыми рыночными институтами

Формы (этапы) экономической интеграции

(Б.Баласса, критерий - организационно-экономическая сложность этапа)

Форма

Характеристика

Преференциальное торговое соглашение

Предполагает установление более благоприятного торгового режима между заключившими его странами, по сравнению с третьими странами. Происходит сокращение таможенных барьеров во взаимной торговле между странами, но не их полное устранение. Создание межгосударственных регулирующих институтов не предусматривается.

Зона свободной торговли

Предполагает полную отмену таможенно-тарифных и некоторых нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран и координируется небольшим межгосударственным секретариатом.

Таможенный союз

Предполагает отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и введение общих торговых барьеров в отношении третьих стран. Кроме постоянного межгосударственного органа создаются дополнительные межгосударственные и наднациональные органы по вопросам координации внешнеэкономической политики в отношении третьих стран.

Общий рынок

Предполагает создание условий для свободного движения не только товаров, но и услуг, факторов производства. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств, глав правительств, министров. Создается постоянный межгосударственный секретариат и более разветвленная система регулирующих меж- и наднациональных органов.

Экономический и валютный союз

Предполагает проведение единой макроэкономической политики, введение единой валюты. Система органов власти перестраивается в направлении увеличения их наднационального характера, расширения полномочий, дифференциации их функциональных обязанностей по сферам экономики и направлениям макроэкономической политики.

Политический союз

Предполагает отказ стран от национального суверенитета и образование наднационального федеративного или конфедеративного союза с единой Конституцией. В процесс МЭИ в последнюю очередь включаются те сферы политики, которые всегда считались прерогативой государства: налоговая, внешняя, безопасности, внутренних дел и правосудия.

Формы интеграции (критерий: уровень МЭО)

Форма

Характееристика

Институциональная

формирование национальных институтов, институтов интеграции и системы отношений микро-, мезо- и макроэкономических субъектов по поводу сближения, гармонизации, унификации, слияния, устранения национальных институтов, создания и поддержания институтов МЭИ

Макроэкономическая

взаимодействие агрегированных субъектов, в т.ч. национальных хозяйств, синхронизация динамики их макроэкономических характеристик, что создает предпосылки для координации национальных и осуществления наднациональной макроэкономической политики

Мезоэкономическая

выравнивание параметров и интеграция отдельных рынков товаров, услуг, факторов производства

Микроэкономическая

развитие отношений между хозяйственными субъектами стран-участниц

Эти формы МЭИ тесно взаимосвязаны между собой и развитие лишь одной из них не гарантирует формирование реально интегрированного экономического сообщества.

Формы МЭИ (по степени интегрированности национальных хозяйств)

Формальная интеграция (квазиинтеграция)

Реальная интеграция

МЭИ, в процессе которой страны заключают интеграционные соглашения, но не выполняют их на практике

МЭИ, в процессе которой наряду с заключением интеграционных соглашений МЭИ развивается и в реальном секторе экономики 

Формы МЭИ (по субъектам, инициирующим МЭИ)

Интеграция сверху

Интеграция снизу

МЭИ, которая начинается по инициативе государственных органов власти, региональных комиссий ООН или других международных организаций

МЭИ, которая инициируется микроэкономическими субъектами (предприятия, фирмы, компании, ТНК, МНК, ТНБ, НКУ и др.)

Формы МЭИ (по охватываемой территории)

Форма

Характеристика

Региональная

интегрируется несколько национальных хозяйств

Субрегиональная (разных скоростей, разной геометрии)

внутри интеграционного объединения формируются более мелкие интеграционные объединения (субрегионы)

Межрегиональная (межблоковая, кросрегиональная, интеграция интеграций):

  - Бирегиональная

интегрируется два интеграционных объединения (блок-блок) или интеграционное объединение и страна из другого региона (блок-страна)

  - Мультирегиональная

интегрируются более двух интеграционных объединений

Глобальная

процесс интеграции охватывает мировую экономику в целом

Последствия (эффекты) интеграции

Положительные экономические эффекты

(преимущества, выгоды)

Отрицательные экономические эффекты

(недостатки, издержки)

Статические

Динамические

Издержки

Альтернативные издержки

проявляются сразу после начала МЭИ

проявляются на более поздних ее этапах

последствия МЭИ, связанные с уменьшением благосостояния стран-участниц

выгоды, упущенные при отказе от альтернативных вариантов

Положительные статические эффекты интеграции

Эффект создания торговли

расширение импорта страны-участницы ТС из других стран-участниц за счет снятия барьеров во взаимной торговле

Эффект сокращения торговых издержек

сокращение издержек торговли за счет унификации и гармонизации политики и законодателсьтва

Эффект улучшения условий торговли

увеличение способности стран-участниц МЭИ перераспределять мировое благосостояние в свою пользу через улучшение своих условий торговли с третьими странами

Эффект содействия конкуренции

уменьшение монополизированности рынков и усиление конкуренции на территории МЭИ; создания инвестиций - замещение товарного импорта из третьих стран прямыми инвестициями на территорию МЭИ вследствие сохранения торговых барьеров с ними

Эффект потребления

Предполагает, что снятие барьеров во взаимной торговле приводит к росту потребляемого импорта из стран ТС по более низким ценам

Положительные динамические эффекты интеграции

Эффект пространственного распределения и структурных изменений

более эффективное распределение экономической деятельности по территории интеграции

Эффект экономии на масштабе производства

снижение средних издержек в результате роста масштабов производства на территории интеграции

Эффект накопления

снижение риска капиталовложений, улучшение инвестиционного климата, рост доходности капитала, приток капитала на территории МЭИ

Эффект экономического роста

приращение темпов роста ВВП за счет ускорения технического прогресса

Эффект конвергенции

синхронизация циклов экономического развития стран, выравнивание динамики их макроэкономических показателей

Эффект домино 

получение дополнительных выгод странами-участницами МЭИ за счет подключения новых стран к системе интеграции

Отрицательные эффекты интеграции

Эффект отклонения торговли

уменьшение импорта в страну ТС из третьих стран и переориентация его на импорт из ТС, производимых менее эффективно, чем в третьих странах

Эффект уменьшения доходов государственного бюджета

предполагает их сокращение вследствие снятия таможенных барьеров (t) во взаимной торговле стран ТС

Эффект структурной перестройки

издержки стран-участниц, связанные с кризисом их неэффективных в условиях конкуренци институтов и субъектов

Эффект увеличения негативной взаимозависимости

издержки стран-участниц вследствие возникновения кризисной ситуации в одной из стран-участниц

Эффект утраты экономического суверенитета

снижение степени автономности воспроизводства стран-участниц МЭИ, уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов

Эффект увеличения издержек согласования экономических решений

рост издержек, связанных с гармонизацией и унификацией экономической политики

Эффект увеличения издержек, связанных с движением капитала внутри региона и притоком капитала из третьих стран

величение конкуренции местным инвесторам, давление на экономическую политику со стороны иностранных инвесторов, отток прибыли, сокрытие налогов и т.д.

Эффект отклонения инвестиций

сокращение объема ПИИ и рост объема репатриации зарубежных доходов в страны базирования ТНК, т.к. в результате МЭИ более эффективной становится внутрирегиональная беспошлинная торговля

Эффект дивергенции

усиление экономического неравенства стран-участниц и их регионов вследствие неравномерного распределения выгод и издержек МЭИ

6.2. ИНТЕГРАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ЭВОЛЮЦИЯ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ, РАСШИРЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Интеграция в Западной Европе

Объединение

Страны-участницы

Совет государств Балтийского моря

Латвия, Германия, Литва, Эстония, Польша, Норвегия, Россия, Исландия

Бенилюкс

Люксембург, Нидерланды, Бельгия

Совет Баренцева / Евроарктического региона

Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Россия, Исландия

Европейская ассоциация свободной торговли

Австрия, Кипр, Чехия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Швейцария, Бельгия, Германия, Эстония, Польша, Дания, Финляндия, Норвегия, Россия, Исландия

Европейский союз

Франция, Германия, Люксембург, Бельгия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Швеция, Финляндия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта, Болгария, Румыния

Европейский союз (ЕС) - региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств, возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) как правопреемница Европейского экономического сообщества (1957г.) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967 гг.) до экономического и валютного союза (с 1993г. - по н.в.).

Направления эволюции интеграции в Западной Европе:

1) Расширение присоединение новых стран-членов

Основоположники Европейского экономического сообщества (1958): Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды (6)

Этапы расширения интеграции в Западной Европе

  1.  1973 г.: Великобритания, Дания и Ирландия (+3)
  2.  1981 г.: Греция (+1)
  3.  1986 г.: Португалия и Испания (+2)
  4.  1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция (+3)
  5.  2004 г.: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта (+10)
  6.  2007 г.: Болгария, Румыния (+2)

Страны-кандидаты: Хорватия, Турция, Македония         

Потенциальные кандидаты: Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия

Программа по подготовке к вступлению – ИПА (Instrument for Pre-Accession - IPA)

  •  заменила пять инструментов по вступлению:
    •  Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши (PHARE)
    •  Программа структурной политики и подготовки к вступлению (ISPA)
    •  Программа сельскохозяйственного и сельского развития (SAPARD)
    •  Национальная программа подготовки вступления и финансовой помощи Турции
    •  Программа технической помощи, реструктуризации, развития и стабилизации для Западных Балкан (CARDS)
  •  направлена на:
    •  помощь в трансформации экономики и создании институтов
    •  развитие трансграничного сотрудничества
    •  развитие регионов, человеческих ресурсов и сельской местности
  •  в 2007-2013 гг. планируется выделить 11 468 млрд. евро

2) Углубление интеграции происходит путем:

дифференциации сфер экономики, вовлекаемых в процесс интеграции

эволюции форм (этапов) интеграции

эволюции институтов интеграции

  •  валютная сфера (1950)
  •  угольная и сталелитейная промышленность (1951)
  •  атомная энергетика (1957)
  •  АПК (1962)
  •  экология (1972)
  •  НИОКР (1974)
  •  социальная сфера (1988)
  •  промышленность (1988)
  •  транспорт (1992)
  •  макроэкономическая политика (1992)
  •  правосудие, безопасность, оборона (1992)
  •  Зона свободной торговли – Римские договора о ЕЭС и Евратоме от 1957 г. (1958-1967)
  •  Таможенный союз - Римские договора о ЕЭС и о Евратоме от 1957 г. (1968-1976)
  •  Общий рынок - “Белая книга” и Единый европейский акт от 1985 г. (1985-1992)
  •  Экономический, валютный и политический союз - Маастрихтский договор от 1992 г., Амстердамский договор от 1997 г., Ниццкий договор от 2001 г.  (с 1993 - н.в.).
  •  от межгосударственных к наднациональным институтам
  •  усложнение структуры и функций институтов по мере развития интеграции

УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС

Маастрихтский договор, 1992 г., ст. 49:

  •  членом ЕС может стать европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека

Заседания Европейского Совета в Копенгагене (1993 г.) и Мадриде (1995 г.):

  •  в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;
  •  в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС;
  •  способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС, включая вступление в политический, экономический и валютный союз;
  •  наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС
  •  способность ЕС принять новые страны-участницы

Механизм функционирования ЕС

Институты ЕС

Единая политика ЕС

  •  занято около 32000 чел.
  •  220 тыс. евро из бюд-жета ЕС в год на 1 чел.

1. Внешняя политика и политика безопасности

2. Политика внутренних дел и правосудия

3. Экономическая политика:

1. Межгосударственные

2. Наднациональные

3.1. бюджетная

3.2. транспортная

3.3. региональная

3.4. экологическая

3.5. энергетическая

3.6. развития

3.7. научно-техническая

3.8. сельскохозяйственная

3.9. внешнеторговая и таможенная

3.10. валютная и денежно-кредитная

3.11. налоговая

3.12. конкурентная

3.13. инновационная

3.14. промышленная

3.15. социальная

3.16. соседства

Институты ЕС

К наднациональным органам ЕС относятся следующие институты:

Европейский Парламент – законодательный орган, который избирается прямым голосованием граждан ЕС, осуществляет консультации и контроль, утверждает бюджет, участвует в обсуждении проектов законодательных актов и утверждает состав Комиссии ЕС;

Комиссия ЕС – исполнительный орган трех сообществ - ЕОУС, ЕС и Евратома, который состоит из назначаемых правительствами независимых чиновников высшего ранга - комиссаров, ответственных за конкретные направления деятельности, обладающий финансовой автономией и широкими полномочиями, а именно: выступление с законодательными инициативами, контроль за соблюдением правовых норм ЕС, применение санкций в случае их нарушения, осуществление текущей конкурентной, региональной, сельскохозяйственной, социальной, транспортной, научно-технической и других направлений единой политики ЕС;

Суд ЕС – высший судебный орган, который обеспечивает трактовку норм ЕС; способствует формированию системы права и единого правового пространства ЕС; разрешает споры между странами-участницами, странами-участницами и ЕС, институтами ЕС; с 1993 г. дает заключения по международным соглашениям ЕС; имеет право налагать штрафы на государства-члены, если те не выполняют его постановлений; с 1989 г. рассматривает дела по искам физических и юридических лиц государств-членов; не рассматривает вопросы, относящиеся к уголовному праву, общей внешней политике, политике безопасности;

Палата аудиторов – наднациональный орган, включающий одного представителя от каждого государства-члена, который создан для контроля за своевременностью и полнотой поступлений в бюджет ЕС и правильным их расходованием;

Экономический и социальный комитет – орган, состоящий из назначаемых Советом Министров ЕС представителей, консультирующий Совет Министров и Комиссию ЕС по вопросам социально-экономической политики, который представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодатели, лица наемного труда и свободных профессий, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг);

Комитет регионов - орган, который обеспечивает представительство региональных и местных администраций в работе ЕС и консультирует по вопросам регионального развития.

К межгосударственным органам ЕС относят:

Совет Министров ЕС – законодательный орган, не обладающий правом законодательной инициативы, принимающий решения по конкретным вопросам в рамках компетенции министров, осуществляющий общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом) и издающий законодательные акты (регламенты, обязательные для стран-участниц и включаемые в их национальное законодательство, и директивы, тоже обязательные для них, но лишь по содержанию, а не по методам реализации);

Европейский совет – орган, состоящий из руководителей государств-членов с участием председателя Комиссии ЕС и министров иностранных дел, который заседает 4 раза в год, принимает стратегические решения по развитию ЕС и является высшей инстанцией, к которой апеллируют Комиссия и Совет министров ЕС в сложных ситуациях.

6.3. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА). ИНТЕГРАЦИЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Североамериканская зона свободной  торговли (НАФТА) (http://www.nafta-sec-alena.org) - региональная интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988г.) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг

Договор о КУФТА (2.01.1988 г.)  предусматривает:

  1.  Поэтапную отмену оставшихся тарифных барьеров в торговле между Канадой и США
  2.  Введение ряда взаимных преференций в торговле энергоресурсами
  3.  Либерализацию торговли услугами
  4.  Предоставление национального режима инвесторам Канады и США
  5.  Устранение тарифных барьеров и гармонизацию санитарных и фитосанитарных норм в торговле сельскохозяйственными товарами с сохранением большинства нетарифных барьеров и субсидирования
  6.  Гармонизацию правил ведения правительственных закупок

Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА, 1.01.1994)

ПРЕАМБУЛА

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Цели

Глава 2. Определения

ЧАСТЬ 2: ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ

Глава 3. Национальный режим и Доступ товаров на рынок

Приложение 300-А. Торговля и инвестиции в автомобильной промышленности

Приложение 300-В. Текстиль и одежда

Глава 4. Правила происхождения

Глава 5. Таможенные процедуры

Глава 6. Энергетика и нефтехимия

Глава 7. Сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры

Глава 8. Чрезвычайное положение

ЧАСТЬ 3: ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ТОРГОВЛЕ

Глава 9. Стандарты и меры с ними связанные

ЧАСТЬ 4: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

Глава 10. Государственные закупки

ЧАСТЬ 5: ИНВЕСТИЦИИ, УСЛУГИ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Глава 11. Инвестиции

Глава 12. трансграничная торговля услугами

Глава 13. Телекоммуникации

Глава 14. Финансовые услуги

Глава 15. Конкурентная политика, монополии и гос. предприятия

Глава 16. Временный доступ для бизнесменов

ЧАСТЬ 6: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Глава 17. Интеллектуальная собственность

ЧАСТЬ 7: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 18. Публикация, нотификация и администрирование законов

Глава 19. Оспаривание и разрешение споров в отношении антидемпинговых и компенсационных мер

Глава 20. Институциональные урегулирования и механизм разрешения споров

ЧАСТЬ 8: ДРУГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 21. Исключения

Глава 22. Заключительные положения

Примечания

Приложение 401. Специальные правила происхождения товара

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I. Оговорки относительно принятых мер и обязательств о либерализации

Приложение II. Оговорки относительно будущих обязательств

Приложение III.  Ограничение действий государства

Приложение IV. Исключения из режима наибольшего благоприятствования

Приложение V. Количественные ограничения

Приложение VI. Многосторонние обязательства

Приложение VII. Оговорки, специальные обязательства и другие положения

Договор о НАФТА (1.01.1994 г.) предусматривает:

1. Снятие барьеров во взаимной торговле товарами:

  •  немедленное или в течение 5-25 лет
  •  у каждой страны свой график
  •  в т.ч. технические барьеры и государственные закупки

2. Снятие барьеров во взаимной торговле услугами:

  •  в НАФТА - ''что не запрещено, то разрешено'', ''запретительный список''
  •  в ГАТС - ''что не разрешено, то запрещено'', ''разрешительный список''

3. Снятие барьеров во взаимной торговле интеллектуальной собственностью.

4.  Механизм разрешения споров: Этапы:

  1.  на основе консультаций, переговоров между странами (один раунд)
  2.  в рамках Комиссии по свободной торговле
  3.  в рамках  Арбитражной комиссии, состоящей из 5 членов

5.   Снятие барьеров во взаимной миграции капитала (Гл 11. Инвестиции)

  •  предоставление НР и РНБ
  •  свобода международных инвестиционных сделок
  •  исключения из свободной миграции капитала
  •  вводится механизм разрешения инвестиционных споров
  •  минимальные стандарты обращения с инвестициями
  •  запрещенные меры к инвесторам и инвестициям стран-членов и др. стран
  •  но введение этих и других ограничительных мер возможно:
  •  при угрозе безопасности
  •  защите интеллектуальной собственности
  •  государственных закупках
  •  государственном субсидировании
  •  в секторах, отраслях, исключенных из РНБ и НР (авиация, рыболовство, прибрежный бизнес (вкл. спасение имущества), телекоммуникации (транспортные сети и услуги)
  •  в секторах, отраслях, которые будут освобождены позже (для каждой страны – свои)

6. Сотрудничество в сфере экологии: Североамериканское соглашение об экологическом сотрудничестве North American Agreement on Environmental Cooperation (NAAEC) - решение экологических проблем, вызванных увеличением числа макиладорес в Мексике, интенсификацией транспортных потоков на границе США и Мексики, переводом экологически грязных производств из США в Мексику.

Обязанности стран по договору NAAEC

  •  ежегодная публикация отчетов о состоянии окружающей среды
  •  развитие экологического законодательства по рекомендациям Комиссии
  •  развитие экологического образования
  •  развитие НИОКР, технологий в сфере экологии
  •  решение экологических проблем экономическими методами
  •  запрет ввоза-вывоза в НАФТА пестицидов, токсических веществ
  •  публикация мер, принимаемых в сфере экологии, их обоснование
  •  усиление национального экологического законодательства

Права стран по договору NAAEC

  •  устанавливать свой уровень экологической защиты с последующим его увеличением
  •  сохранять суверенитет в сфере экологии => невмешательство
  •  вносить предложения (в т.ч. частные лица) об изменении законов, разрешении споров

7. Сотрудничество в сфере трудовых отношений: Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере трудовых отношений - The North American Agreement on Labor Cooperation (NAALC)

Соглашение направлено на:

  •  решение проблем, связанных с безработицей, возникающей в США вследствие дешевизны рабочей силы в Мексике, нелегальной миграцией из Мексики в США
  •  унификацию законодательства в сфере трудовых отношений
  •  реализацию трехуровневой системы социального партнерства в НАФТА
  •  совершенствование условий труда и жизни
  •  реализацию 11 принципов для развития и поддержания прав трудящихся:
    1.  свобода ассоциаций и права на создание организаций
    2.  право заключения коллективных трудовых договоров
    3.  право на забастовки
    4.  запрет на насильственный (принудительный) труд
    5.  защита детского и юношеского труда
    6.  минимальные трудовые стандарты
    7.  устранение трудовой дискриминации
    8.  равная оплата женского и мужского труда
    9.  предотвращение профессионального ущерба и болезней
    10.  компенсации в случае профессионального ущерба и болезней
    11.  защита прав трудящихся-мигрантов

Структура институтов НАФТА

Комиссия по свободной торговле:

  •  стратегическое управление
  •  разрешение споров
  •  координация деятельности органов
  •  собирается по мере необходимости

Координаторы НАФТА:

  •  министры торговли и их заместители
  •  оперативное управление
  •  контроль деятельности органов

Комитеты, комиссии, рабочие группы и другие вспомогательные органы:

  •  около 30 шт.
  •  сферы: торговля товарами, правила происхождения, таможенные тарифы, торговля сельхозпродукцией и субсидии, стандарты, госзакупки, инвестиции и услуги, трудовая миграция, механизм разрешения споров, экологическое сотрудничество и др.

Секретариат НАФТА:

  •  управляет процессом разрешения споров
  •  оказывает содействие органам

Отличия интеграции НАФТА от ЕС

НАФТА

ЕС

не планируется переход от зоны свободной торговли к таможенному или экономическому союзу

планируется переход к политическому союзу

нет общего трудового, социального, экологического, миграционного права

есть общий рынок труда, общая экологическая и социальная политика

нет общих фондов для помощи менее развитым странам (Мексике) и регионам, за исключением Североамериканского банка развития

менее развитым странам и регионам предоставляется поддержка из бюджета ЕС, структурных фондов общеэко-номического и секторального характера (рыболовство, транспорт, экология, ЕОУС и Евратом), Европейского инвестиционного банка

членом гипотетически может стать любое государство

членом может стать европейская страна, соблюдающая демократические принципы, достигшая высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, заблаговременно изменившая свое законодательство в соответствии с нормами права ЕС

есть индивидуальные сроки и изъятия из договора

нет индивидуальных сроков и изъятий из договора

НАФТА как способ для проникновения в экономику литиноамериканских стран

ЕС – равенство до 2004 г., с 2004 г. – способ для проникновения в транзитивные экономики

6.4. ИНТЕГРАЦИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – (www.apecsec.org.sg )  - региональная интеграционная организация 21-ой страны Азии, Евразии, Америки и Океании, возникшая в 1989 г. и пока не достигшая даже этапа зоны свободной торговли

Страны-участницы АТЭС: Австралия (1989), Бруней Дюрасалам (1989), Канада (1989), Чили (1994), Китай (1991), Гонконг (1991) , Индонезия (1989), Япония (1989), Р.Корея (1989) , Малайзия (1989), Мексика (1993), Новая Зеландия (1989), Папуа Новая Гвинея (1993), Перу (1998), Филиппины (1989), Россия (1998), Сингапур (1989), Тайвань (1991), Таиланд (1989), США (1989) , Вьетнам (1998)

Соглашения в рамках АТЭС предусматривают:

  •  создание межправительственного консультативного неполитического форума, открытой экономической ассоциации (а не организации с юридическим лицом)
  •  снижение таможенных барьеров в соответствии с соглашениями ГАТТ/ВТО
  •  с 1994 г. - создание зоны свободной торговли к 2010 г. – для развитых стран, к 2020 г. – для развивающихся (но отсутствует четкая классификация стран)
  •  снятие барьеров в движении инвестиций
  •  взаимное признание стандартов производства продуктов питания
  •  защиту прав трудящихся-мигрантов
  •  совместную борьбу с терроризмом
  •  борьбу с последствиями глобальных финансовых кризисов
  •  совместную структурную перестройку экономики
  •  создание условий для стабильности, безопасности и процветания стран-участниц АТЭС

Система институтов АТЭС

- включает ежегодные Встречи (саммиты) глав государств

- им подчиняются секторальные встречи министров (образование, энергетика, устойчивое развитие, финансы, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, добыча сырья, Тихий океан, региональное научно-техническое сотрудничество, малые и средние предприятия, телекоммуникации и информация, торговля, транспорт, влияние женщин, туризм) и встречи представителей государств

- постоянным органом является секретариат АТЭС, который готовит решения высших органов АТЭС, координирует деятельность:

- комитетов (по торговле и инвестициям, бюджету и управлению, экономическому и техническому сотрудничеству, экономике),

- групп особого назначения (антикоррупционизм, антитерроризм, сохранение культуры, электронная коммерция, гендерные проблемы, здоровье),

- промышленных диалогов (автомобилестроение, химия, сельскохозяйственные биотехнологии, инновации в науках о жизни, цветные металлы)

- рабочих групп (сельскохозяйственная техническая кооперация, энергетика, рыболовство, развитие человеческих ресурсов, прикладная наука и технологии, сохранение морских ресурсов, малый и средний бизнес, телекоммуникации и информация, туризм, развитие торговли, транспорт, торговая и инвестиционная статистика)

- Встречам глав государств оказывает содействие Деловой консультативный совет, состоящий из представителей бизнеса и принимающий рекомендательные решения

Особенности интеграции в АТЭС

  •  экономическое сотрудничество и проектный подход, а не интеграция
  •  рекомендательный характер принимаемых решений
  •  аморфность, не жесткость – нет перехода по этапам интеграции
  •  открытый регионализм – интеграция как направление глобализации
  •  страны-члены не имеют общих границ и пространственно связаны водами Тихого океана (осложняет экономическую интеграцию)
  •  многополюсная экономическая система с центрами в Японии, США, Китае, НИС
  •  неравенство в распределении выгод и издержек интеграции
  •  страны-члены разного уровня развития => открытый регионализм смягчает неравенство при распределении выгод и издержек
  •  страны с разными культурой, историей, религией, политическими и экономическими институтами, технологическим уровнем развития
  •  постоянная смена рынков сбыта развивающихся стран-членов => открытый регионализм адекватен их стратегии
  •  субрегионализм - АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.
  •  ведущая роль ТНК в интеграционных процессах - развитие экономических связей за счет внутрифирменной торговли ТНК
  •  динамичное развитие внутрирегиональной торговли – за 1990-2004 гг. – с 68% до 73%
  •  наличие геополитических, межэтнических, межконфессиональных противоречий, проблемы международного терроризма


6.5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Особенности интеграции между странами с неразвитой рыночной экономикой

  1.  преобладание интеграции не в экономической, а в правовой и политической сферах
  2.  активная роль государства как субъекта МЭИ:
    •  интеграция сверху
    •  формальная интеграция (квазиинтеграция)
  3.  развитие МЭИ нерыночными методами:
    •  централизованное планирование
    •  обязательное посредничество государства
    •  неразвитость прямых связей
  4.  подмена МЭИ экономическим сотрудничеством в отдельных сферах и секторах национальных хозяйств
  5.  подмена МЭИ процессами регионализации
  6.  «коллективная опора на собственные силы»:
    •  отказ от рынков сбыта развитых стран
    •  переориентация сотрудничества вовнутрь объединения
    •  импортозамещение
  7.  политическая нестабильность, доминирование национальных интересов
  8.  неблагоприятный инвестиционный климат
  9.  неразвитость рыночных институтов, способствующих микроэкономической интеграции:
    •  денежно-кредитных институтов
    •  валютно-финансовых институтов
    •  институтов рынка труда
    •  института частной собственности
    •  институтов экономического права и др.
  10.   низкая степень воспроизводственной открытости национальных хозяйств
  11.  большое число суб- и межрегиональных объединений, что распыляет интеграционные усилия развивающихся стран:
    •  «интеграция разных скоростей»
    •  «интеграция разной геометрии
  12.   неравномерность распределения выгод и издержек интеграции, вследствие чего необходимы:
    •  механизм компенсации потерь и перераспределения выгод
    •  механизм разрешения экономических споров
    •  механизм контроля за выполнением принимаемых решений

Отдельные примеры интеграции развивающихся стран Азии, Африки и Ближнего Востока

Азия

  •  Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН; ASEAN)
  •  Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; SAARC)

Западная Африка

  •  Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS)
  •  Союз реки Ману (Mano River Union - MRU)
  •  Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА; UEMOA)

Восточная и Южная Африка

  •  Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА; COMESA)
  •  Восточно-Африканский Союз (East African Community – ЕАК, EAC)
  •  Экономическое сообщество стран в районе Великих озер (CEPGL)
  •  Южно-Африканский таможенный союз (САКУ; SACU)
  •  Южно-Африканское сообщество развития (САДК; SADC)

Центральная Африка

  •  Центрально-Африканский экономический и валютный союз (КЕМАК; CEMAC)
  •  Экономическое сообщество Центрально-Африканских стран (ECCAS)

Северная Африка и на Ближний Восток

  •  Совет арабского экономического единства (САЭЕ; CAEU)
  •  Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ; GCC)
  •  Арабский общий рынок (АОР; ACM)
  •  Арабская зона свободной торговли (АФТА; AFTA)
  •  Союз Арабского Магриба (UMA)

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980 г. по договору Монтевидео (Уругвай) в продолжение деятельности Латино-американской Ассоциации свободной торговли (ЛААСТ), созданной в 1960 г. В нее входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай и Венесуэла. Цель интеграции – стимулирование и регулирование торговли, развитие экономической взаимодополняемости стран; поддержка мероприятий по экономическому сотрудничеству; создание зоны экономических преференций (тарифных – для товаров из стран-участниц, в рамках субрегиональных соглашений, по участию менее развитых стран, а также связанных с перераспределением выгод и компенсацией потерь МЭИ). Развитие интеграции осуществляется в сферах торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, финансов, таможенного дела, здравоохранения, экологии, науки, новых технологий, туризма, стандартизации.

Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР) создан в 1960 г. с подписанием Договора Манагуа (Никарагуа). В него включены Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа и промышленно более развитые Сальвадор и Гватемала. В ходе МЭИ произошла либерализация взаимной торговли (за исключением нефтепродуктов, пшеницы, сахара, кофе, электрооборудования, транспортных средств); введены единый таможенный кодекс, номенклатура товаров и таможенный тариф; увеличилась взаимная торговля промышленными товарами высокой степени обработки; централизованно созданы совместные предприятия по производству автопокрышек, химических удобрений и химикатов и др.; разработан проект объединения энергетических систем; создан Платежный союз, введена общая расчетная валюта – центрально-американский песо, ведется расчетная и кредитная деятельность Центрально-американской клиринговой палаты, деятельность по регулированию платежных балансов и экспортному кредитованию Центрально-Американского фонда валютной стабилизации; создан Центрально-Американский банк экономической интеграции; заключено соглашение о либерализации миграции капитала и торговле услугами.

Андское сообщество (АНКОМ) функционировало как Андская группа (с 1969 г.) по Картахенскому соглашению и возобновило деятельность в 1996 г. В него вошли Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла (вышла в 2006 г.). В процессе МЭИ создан таможенный союз с изъятиями и планируется создание общего рынка, устранено двойное налогообложение в торговле, принят общий режим в отношении капитала из третьих стран и свободной миграции капитала внутри интеграционного блока, созданы благоприятные условия для функционирования внутрирегиональных многонациональных компаний (инвесторы из не менее двух стран АНКОМ владеют не менее 60% уставного капитала), начато создание общего рынка услуг (телекоммуникационных, транспортных, туристических), координируется регулирование финансовых рынков и работа фондовых бирж, согласуется политика занятости и социального обеспечения, совместно с другими латиноамериканскими странами создана Андская корпорация развития для финансирования интеграционных проектов.

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ) создано в 1973 г. по договору Чагуарамас. В него вошли Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. Сотрудничество развивается в целях создания общего рынка и валютного союза и осуществляется в таких сферах, как общая внешнеторговая политика, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, наука и технологии, услуги (туристические, информационные, телекоммуникационные), сельское хозяйство и торговля продовольствием, безопасность, транспорт, интеграция рынков труда, устойчивое развитие, культура, правосудие, государственное управление, образование, налогообложение, внешняя политика, интеграция рынков капитала, координация денежно-кредитной политики.

Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) создана в 1981 г. по договору Бастера (Сент-Китс и Невис) между такими странами, как Ангилья, Антигуа и Барбуда, Виргинские о-ва, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины с целью устойчивого развития, интеграции в глобальную экономику, стимулирования сотрудничества и МЭИ между ними. Сотрудничество развивается в сферах внешней политики, безопасности, туризма, авиации, телекоммуникаций, науки и техники, промышленности, экономического развития, гармонизации законодательства, либерализации взаимной торговли, создания общего рынка, координации валютной политики.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) создан в 1991 г. по Асуньонскому договору между Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем, Венесуэлой. Сотрудничество развивается в целях создания таможенного союза и общего рынка и включает либерализацию торговли и проведение общей внешнеторговой политики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, защиту экологии, развитие коммуникаций, координацию экономической политики (инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, денежно-кредитной), гармонизацию хозяйственного законодательства, либерализацию миграции капитала в регионе, совместные действия по обеспечению безопасности.

Группа трех (Г3) создана в 1995 г. по договору о свободной торговле между Колумбией, Мексикой и Венесуэлой для устранения тарифов во взаимной торговле, сотрудничества в сферах науки и технологии, культуры, образования, финансов, экологии, лесного хозяйства, телекоммуникаций, транспорта, туризма, безопасности и др.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) созданf в 1967 г. по Бангкокской декларации между такими странами, как: Бруней Дюрасалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам. Интеграция движется в направлении развития зоны свободной торговли и зоны инвестиций; либерализации торговли услугами; сотрудничества в промышленности, научно-технической, социальной, культурной, финансовой сферах, сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, строительстве инфраструктуры, развитии человеческих ресурсов, обеспечении продовольствием, экологии, безопасности, внешней политике, электронной коммерции, здравоохранении, лесном хозяйстве; стимулирования предпринимательской и интеллектуальной международной миграции.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) созданна в 1985 г. в г.Дака, Бангладеш, страны-участницы: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.

В Африке и на Ближнем Востоке создана разветвленная сеть интеграционных объединений, в большинстве из которых развиваются квазиинтеграционные (формальные интеграционные) процессы.

  1.  РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СНГ

Интеграционные процессы в СНГ начались с подписания Россией, Беларусью и Украиной 8.12.1991 г. в д.Вискули (Беловежская пуща) Соглашения о создании СНГ. 21.12.1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств (Грузия присоединилась в 1993 г.) подписали Протокол к Соглашению от 8.12.1991 г. и Декларацию, подтвердив образование СНГ. 22.01.1993 г. в Минске принят Устав СНГ. 24.09.1993 г. в Москве главы девяти государств СНГ подписали Договор о создании Экономического союза. Грузия и Туркменистан присоединились к нему в 1993 г., а Украина – в 1994 г. как ассоциированный член. 15.04.1994 г. подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Содружество Независимых Государств (СНГ, 8.12.1991)

Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

Факторы, способствующие интеграции в СНГ

  •  частичное сохранение взаимозависимости хозяйственных комплексов
  •  технологическая общность производства
  •  единство технических стандартов и дипломов специалистов
  •  единство систем коммуникации, транспорта и энергетики
  •  смешение национального состава населения
  •  использование единого языка межнационального общения
  •  общность экономических проблем

Факторы, препятствующие интеграции в СНГ

  •  низкая взаимодополняемость экономики стран СНГ
  •  невысокая степень экономической открытости стран СНГ
  •  относительно низкий уровень благосостояния стран СНГ, небольшой платежеспособный спрос
  •  переходный характер экономики стран СНГ, неразвитость рыночных институтов, необходимых для углубления интеграции

Вследствие формальности МЭИ в СНГ стали появляться субрегиональные блоки.

Интеграционное объединение в СНГ

(аббревиатура, дата создания)

Страны-участницы

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 10.10.2000)

Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ, 10.10.1997)

Украина, Азербайджан, Молдова, Грузия

Союзное государство РБ и РФ (8.12.1999)

Беларусь, Россия

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, 15.06.2001)

Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Китай

Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС, 28.12.2002)

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан

Единое экономическое пространство (ЕЭП, 23.02.2003)

Россия, Беларусь, Украина, Казахстан

Проблемы интеграции в СНГ

  1.  Значительная доля взаимной торговли и инвестиций приходится на минеральных продукты, энергоносители, сырье низкой степени обработки
  2.  Взаимная торговля часто носит межотраслевой характер
  3.  Неразвитость внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте СНГ
  4.  Двустороннее, а не многостороннее промышленное сотрудничество
  5.  Неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ
  6.  Общая техническая и технологическая отсталость стран СНГ, дефицит внутренних и внешних инвестиционных ресурсов
  7.  Высокая доля добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сельскохозяйственного и минерального сырья в структуре экономики => низкая взаимодополняемость экономик стран СНГ
  8.  Различия скорости и траектории динамики макроэкономических характеристик стран СНГ
  9.  Неразвитость рыночных институтов, необходимых для углубления интеграции
  10.  Сохранение нетарифных барьеров во взаимной торговле стран СНГ
  11.  Неэффективность интеграционных институтов:
    •  нереалистичность целей
    •  отсутствие реальных властных полномочий
    •  недостаток собственных ресурсов
    •  дублирование и противоречие их функций и целей
    •  не обязательный, рекомендательный характер решений
    •  несовершенная система контроля над выполнением принимаемых решений
    •  не совершенная процедура разрешения споров
    •  отсутствует механизм взаимной компенсации потерь и перераспределения выгод интеграции


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62171. «Планета заболела!» (Я и Украина) 22.71 KB
  Учитель в начале урока даёт установку на предстоящую деятельность. Учитель говорит вступительное слово и тем самым приковывает к себе всё внимание детей. Учитель умеет распределять своё внимание на уроке.