73503

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Лекция

Мировой рынок и торговля

Конъюнктура мирового рынка совокупность условий и факторов определяющих развитие мирового рынка сложившаяся ситуация на мировом рынке товара услуги фактора производства в области уровня и соотношения цен спроса и предложения Виды конъюнктуры По объекту: общехозяйственная отдельного рынка По времени: текущая краткосрочная среднесрочная долгосрочная По стадии экономического цикла: высокая на стадии бума повышательная на стадии...

Русский

2014-12-17

129.5 KB

1 чел.

ТЕМА 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК (ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛОВ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ТЕХНОЛОГИЙ). КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА.

2. ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА.

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

5. МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ.

1. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК (ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛОВ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ТЕХНОЛОГИЙ). КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА.

Мировой рынок

  •  это система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой национальных рынков (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и т.д.) отдельных стран
  •  это  сфера устойчивых, повторяющихся товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и МРФП,  имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей

Конъюнктура мирового рынка

  •  совокупность условий и факторов, определяющих развитие мирового рынка
  •  сложившаяся ситуация на мировом рынке товара, услуги, фактора производства в области уровня и соотношения цен, спроса и предложения

Виды конъюнктуры

По объекту: общехозяйственная, отдельного рынка

По времени: текущая, краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная

По стадии экономического цикла: высокая (на стадии бума), повышательная (на стадии подъема), понижательная (на стадии спада), низкая (на стадии кризиса)

Факторы влияющие на конъюнктуру рынка

Постоянные: научно-технический прогресс, инфляция и др.

Временные: стихийные бедствия, социальные конфликты и др.

Циклические: сезонные изменения спроса и предложения, колебания инвестиционной активности и др.

Нециклические: определяют специфику производства и продажи конкретных товаров и факторов производства

Составляющие конъюнктуры мирового рынка

Мировая цена - цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых рынках и в центрах мировой торговли (биржи, аукционы)

Спрос на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне мировых цен

Предложение на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, которые производители готовы коллективно предложить на мировой рынок при существующем уровне мировых цен

2. ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ.

Доктрина меркантилизма (Т. Мена=Мен=Манн, У.Стаффорд (Англия), Ж.Кольбер, А.Монкретьен (Франция),  А.Серра (Италия),  П.Посошков (Россия)

Меркантилизм - экономическое учение и политика, отражавшие интересы торговой буржуазии во время разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), исходившие из того, что источником богатства является сфера обращения, а не производства.

Ранний меркантилизм (конец XV в. - вторая половина XVI в)

  •  основан на стремлении к увеличению денежного богатства за счет удержания денег в стране и запрещения их вывоза
  •  выигрыш нации от торговли обеспечивается за счет ее торгового партнера
  •  для накопления золота государству следует больше экспортировать и меньше импортировать
  •  доход от экспорта необходимо тратить на покупку местных изделий
  •  наличие золотых запасов - основа процветания нации, они позволяют:
    •  содержать армию
    •  усиливать положение государя
    •  проводить колониальные войны
    •  строить мануфактуры
    •  создавать новые рабочие места

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI в. - середина XVIII в.)

  •  богатство (золото, серебро) нации фиксировано, его рост возможен только за счет перераспределения богатства других стран
  •  основная идея - система активного торгового баланса (EX>IM)
  •  источник богатства – разница между стоимостью экспорта и импорта, которая обеспечивалась следующими способами:
    •  экспорт готовых изделий, т.к. от их продажи выручка больше (но не сырья - экспортировать его должны колонии)
    •  запрет на торговлю колоний с иными странами, кроме метрополии, которая должна заниматься посредничеством
    •  государственное ограничение импорта за счет установления таможенных пошлин, квот, налогов
    •  государственное поощрение экспорта за счет выплаты премий
  •  большое количество денег в обращении, необходимо, т.к оно:
    •  стимулирует развитие национального производства
    •  увеличивает занятость
    •  позволяет финансировать захват колоний

]ТЕОРИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ И АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Допущения, принятые в теориях А.Смита и Д.Рикардо

  •  2 страны (А и В)
  •  2 товара (Х и У)
  •  1 фактор производства – труд (L)
  •  труд международно не мобилен, но совершенно мобилен внутри страны
  •  постоянные вмененные издержки => кривая производственных возможностей – прямая линия
  •  отсутствие внешнеторговых барьеров
  •  нулевые транспортные издержки
  •  совершенная конкуренция
  •  сбалансированность международной торговли (EX=IM)
  •  отдача от масштаба неизменна
  •  отсутствие НТП
  •  одинаковые предпочтения потребителей

Теория абсолютных преимуществ. 2-2-1. А.Смит

Закон абсолютных преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть абсолютное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них нет абсолютного преимущества

Абсолютное преимущество: 

  •  наличие в стране такого товара, которого на единицу затрат труда она может производить больше, чем другие страны (производительность ΔQL больше)
  •  наличие в стране такого товара, на производство единицы которого затрачивается меньше фактора труда, чем в других странах (трудоемкость ΔLХ/ΔQ = аLХ меньше)

Показатель

Страна А

Страна В

Мир

аLX

3

12

аLY

6

4

Выигрыш-проигрыш от торговли товаром Х

+ 2 шт.

-1 шт.

+ 1 шт.

Выигрыш-проигрыш от торговли товаром У

- 1 шт.

+ 3 шт.

+ 2 шт.

  •  страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара Х и экспортирует его (3<12)
  •  страна В имеет абсолютное преимущество в производстве товара У и экспортирует его (4<6)

Теория сравнительных преимуществ. 2-2-1. Д.Рикардо

Закон сравнительных преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть сравнительное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них его нет

Сравнительное преимущество наличие такого товара в стране, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных (альтернативные издержки или относительная трудоемкость производства которого меньше)

аLXLY и аLУ /аLХ – относительная трудоемкость производства товаров X и У

Показатель

Страна А

Мир

аLX

1

12

аLY

4

6

аLXLY

1/4

2

аLУ /аLХ

4

1/2

  •  страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара Х (1<12) и У (4<6) => теория А.Смита не действует
  •  страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Х (1/4<2) и экспортирует его
  •  мир имеет сравнительное преимущество в производстве У (1/2<4) и экспортирует его
  •  при международной торговле относительная цена Х установится в пределах от 1/4 до 2


ТЕОРИЯ СООТНОШЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. 2-2-2.  Э.ХЕКШЕР, Б.ОЛИН

Новые предположения:

  •  два фактора производства – труд (L) и капитал (К)
  •  каждая из стран по-разному наделена факторами производства
  •  различная фактороинтенсивность товаров
  •  возрастающие вмененные издержки => выпуклая кривая производственных возможностей
  •  одинаковые технологии в обеих странах

Теория: товары, требующие для производства значительных затрат избыточных факторов производства и небольших затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции

Пример

X – трудоемкий товар

Y – капиталоемкий товар

K/L в стране А > K/L в стране В

  •  страна А производит и экспортирует капиталоемкий товар Y
  •  страна B производит и экспортирует  трудоемкий товар Y

Фритрейдерские теории международной торговли объясняют выгодность торговли различием в ценах, возникающим:

благодаря различию со стороны предложения (в издержках производства), обусловленному:

  •  различием в производительности труда в производстве одного и того же товара в разных странах (теория абсолютного преимущества, А.Смит)
  •  различием в производительности труда в различных отраслях одной и той же страны (теория сравнительного преимущества, Д.Рикардо)
  •  различием стран в обеспеченности факторами производства (теория соотношения факторов производства Э.Хекшера, Б.Олина)

ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА

В. Леонтьев “Внутреннее производство и внешняя торговля: пересмотр американской капитальной позиции” (1954)

    Парадокс Леонтьева – это полученный эмпирическим путем (на примере США) вывод о том, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике, поскольку трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую

Объяснения Парадокса Леонтьева

  1.  Наличие внешнеторговых барьеров
  2.  Неоднородность факторов производства
  3.  Различия вкусов и предпочтений потребителей в разных странах
  4.  Реверс факторов производства - один и тот же товар может быть трудоемким в трудонасыщенной стране и капиталоемким в капиталонасыщенной и др.

Фритрейдерские теории международной торговли объясняют выгодность торговли различием в ценах, возникающим:

1. благодаря различию со стороны предложения

Парадокс Леонтьева и снятие базовых предпосылок:

  •  об однородности факторов производства – модель “преимущественная значимость квалифицированного труда”, Д.Кисинг
  •  о том, что в обеих странах товар Y – трудоемкий, а X - капиталоемкий – теория реверса факторов производства, Б.Минхас
  •  об отсутствии эффекта экономии на масштабе производства – модель эффекта масштаба производства, П.Кругман и др.
  •  об абсолютной внутренней мобильности факторов производства между отраслями внутри страны - теория специфических факторов производства, П.Самуэльсон, Р.Джонс
  •  о том, что страны торгуют товарами, которые производятся при разной интенсивности затрат факторов производства - теория внутриотраслевой торговли, С.Линдер, Б.Баласса 
  •  о неизменности технологии во времени - теория технологического разрыва, М.Познер; теория жизненного цикла, Вернон
  •  о немобильности факторов производства между странами – теорема выравнивания цен на факторы производства, Э.Хекшер, Б.Олин, П.Самуэльсон
  •  о том, что полной специализации страны на производстве одного товара не существует - клеточная диаграмма выравнивания цен на факторы производства, Эджуорт
  •  о том, что внешняя торговля не влияет на распределение доходов в стране, а колебания цен и зарплаты отсутствуют - теорема роста цен факторов производства, Стоплер-Самуэльсон; теорема воздействия роста факторов на производство в отраслях, Т. Рыбчинский

2. благодаря различию со стороны спроса (в предпочтениях потребителя)

снятие предпосылки об однородности вкусов и предпочтений потребителей в разных странах – теория реверса спроса, С.Линдер 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА.

Внешняя торговля – это специфический, отдельный сектор экономики государства, связанный с реализацией частей ВНП на мировом и национальном рынках (национальная, частичная, одной страны).

Международная торговля  - это сфера международных товарно-денежных отношений, объединяющая внешнеторговые связи национальных экономик, это совокупность внешней торговли всех стран мира (интернациональная, общая, многих стран).

Товар – это любое материально-вещественное и транспортабельное имущество, перемещаемое через границу

Особенности международной торговли товарами

  •  как правило, предполагает пересечение товаром границы стран
  •  занимает 80% МЭО и 25% мирового производства товаров
  •  опосредует практически все остальные формы МЭО
  •  ее развитие подталкивается развитием международного движения капитала и международной производственной кооперацией

Структура торговли товарами

1. По направлениям: 

Экспорт - реализация товара на внешнем рынке, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт – ввоз и покупка на внутреннем рынке товаров, произведенных за рубежом.

Реэкспорт - вывоз за границу ранее ввезенного иностранного товара, не подвергшегося в реэкспортирующем стране какой-либо переработке.

Реимпорт - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров, непременным условием которых является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей поставки (на полную ее стоимость или часть) определенные товары покупателя или организовать их приобретение третьей стороной (бартер, торговые и промышленные компенсационные сделки)

Бартер - операция по прямому обмену согласованного количества одного товара на другой товар без использования денежной формы расчетов, оформляемая единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров (услуг) с целью создания условий для эквивалентности обмена

Торговая компенсационная сделка – в отличие от бартерной сделки, предполагает оплату взаимных поставок независимо друг от друга

Промышленная компенсационная сделка – предполагает, что одна сторона поставляет второй стороне товары, услуги и (или) технологии, используемые последней для создания производственных мощностей и производства готовой продукции, после чего вторая сторона возмещает данные поставки готовой продукцией, произведенной на созданных таким образом производственных мощностях или за счет поставок аналогичной продукции, произведенной третьими сторонами в данной стране

2. По объекту: сырьем, компонентами, готовой продукцией, машинами и оборудованием

3. По характеру: межотраслевая, внутриотраслевая

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Услуга

  •  деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель
  •  изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей

Особенности услуг

  •  неосязаемость и невидимость
  •  невещественность,  нематериальность
  •  невозможность хранения
  •  отсутствие до момента сделки
  •  неразрывность производства и потребления во времени даже при вовлечении посредников
  •  неоднородность или изменчивость качества

Виды торговли услугами

(по способам поставки и предоставления)

- трансграничная торговля - через трансграничные потоки, когда ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%);

- потребление за рубежом - через движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение, образование за рубежом);

- перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%);

- коммерческое присутствие - через движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, что связано с ПИИ (38%).

Классификация услуг по ВТО

160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов

  1.  Деловые услуги - 46 видов
  2.  Услуги связи (коммуникационные) - 25 видов
  3.  Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов
  4.  Дистрибьюторские (распределительные) услуги - 5 видов
  5.  Образовательные услуги - 5 видов
  6.  Услуги по охране окружающей среды - 4 вида
  7.  Финансовые услуги - 17 видов
  8.  Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида
  9.  Туризм и относящиеся к путешествиям услуги - 4 вида
  10.  Рекреационные, культурные и спортивные услуги - 5 видов
  11.  Транспортные услуги - 33 вида
  12.  Прочие услуги

Классификация услуг по МВФ

1. Транспорт (пассажирский и грузовой)

2. Поездки (деловые и личные или командировки и туризм)

3. Связь, телекоммуникации

4. Строительство

5. Страхование

6. Финансовые услуги (банковские, лизинговые, брокерские, клиринговые…)

7. Компьютерные и информационные услуги

8. Роялти и лицензионные платежи (пользование правами собственности на торговую марку, патент и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии)

9. Другие деловые услуги:

1) профессиональные (юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, медицинские и т.д.

2) исследовательские

3) прочие (рекламные, маркетинговые, консалтинговые, управленческие, издательские и т.д.).  

10. Личные, культурные, рекреационные услуги (аудивизуальные, выставки, спортивные мероприятия, отдых и восстановление здоровья на природе)

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций)

Классификация услуг по отношению к международному движению факторов производства

  1.  факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства
  2.  нефакторные – остальные услуги

5. МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ТЕОРИИ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Структура мирового рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

рынок продукции, содержащей ОИС:

- высокотехнологичные товары,

- материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав

рынок работ

и

услуг по разработке ОИС,

и

консультированию

рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача

в виде патентов, лицензий, проектов и документации

Структура рынка технологий

(по степени правовой защищенности  ОИС)

Купля-продажа права (лицензии) на использование защищенных в правовом отношении:

  •  патентуемых изобретений,
  •  полезных моделей,
  •  промышленных образцов,
  •  товарных знаков

Купля-продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау:

  •  технических знаний
  •  опыта
  •  чертежей
  •  инструкций
  •  информации
  •  сведений


Патентуемое изобретение
 – это изобретение, которое соответствует следующим требованиям:

  •  предполагает техническое решение задач через создание новых машин или технологических процессов
  •  обладает новизной
  •  превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи
  •  является промышленно применимым

Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым

Промышленный образец – это художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым

Товарный знак - это обозначение, символ, позволяющий идентифицировать товар и фирму среди других

Ноу-хауэто незащищенная в правовом отношении научно - техническая продукция, использование которой обеспечивает определенные преимущества:

  •   технические знания
  •   опыт
  •   чертежи
  •   инструкции
  •   информация
  •   сведения технологические, экономические, административные, финансовые

Особенности мирового рынка ОИС

  •  находится на этапе становления
  •  в основном является рынком технологий
  •  неоднородность объектов, причисляемых к ОИС
  •  совершение сделок по лицензионным договорам
  •  уникальность и многообразие лицензионных договоров
  •  права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС
  •  неоднородность мировой системы защиты прав ОИС и усиление охраны прав ОИС
  •  деление стран на экспортеров и импортеров ОИС
  •  мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС
  •  2/3 соглашений заключается внутри ТНК, стратегических альянсов ТНК
  •  внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, а не наоборот
  •  растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений)
  •  формируются «сети реализации прав ИС» для оценки, поиска новых путей применения и реализации ОИС

  •  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56588. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Речення 52.5 KB
  Діти пішли в ліс по гриби ось і ліс біліють молоді берези суворо стоять міцні дуби на галявинці вишикуються молоденькі осики дзвінко виспівує славка десь відстукує дятел Андрійко знайшов перший гриб Наталка побачила товстеньких боровичків...
56589. Розвиток пізнавальної компетентності в учнів 4 класу на уроках української мови. Повторення вивченого в 3-му класі 54 KB
  Через кору він проступає назовні. А тому треба берегти березу. Усе в лісі радіє, а береза плаче. Берези, з яких випускають багато соку, засихають і швидко гинуть. Таке враження, що це сльози берези. Під гарячим промінням сонця сік швидко тече по її білому тілу. Сік у берези – це те саме, що кров у людини.
56590. Як зробити навчання української мови в початковій школі цікавим для дитини 64 KB
  Такі або аналогічні запитання ставлять періодично перед собою вчителі початкових класів. Моє глибоке переконання, що саме використання віршованих правил і казок на уроках української мови, дає можливість учневі не тільки легко запам’ятати визначення, але і добре засвоїти його.
56592. Естетичний вплив мови на людину 372 KB
  Для того щоб забезпечити привабливість змісту навчання мови, належний виховний і розвивальний потенціал, намагаюся, щоб у свідомості учнів утверджувалися високо вартісні якості української мови, зокрема її естетична цінність
56593. Українська мова. Методичні вказівки 451 KB
  Мета самостійної роботи студентів двоєдина: формування самостійності як риси особистості і засвоєння знань, умінь, навиків. На молодших курсах самостійна робота з української мови ставить за мету розширення і закріплення знань і умінь, що здобуваються студентом на традиційних формах занять
56594. Використання елементів інтерактивних технологій на уроках української мови 245 KB
  Мета. Активізувати розумову діяльність учнів спрямовану на узагальнення знань навичок набутих у процесі вивчення теми Іменник як частина мови; удосконалювати орфографічні навички; розвивати мислення і здібності школярівпідвищувати культуру мовлення...
56595. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 242.5 KB
  Совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, перераспределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения...