73503

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Лекция

Мировой рынок и торговля

Конъюнктура мирового рынка совокупность условий и факторов определяющих развитие мирового рынка сложившаяся ситуация на мировом рынке товара услуги фактора производства в области уровня и соотношения цен спроса и предложения Виды конъюнктуры По объекту: общехозяйственная отдельного рынка По времени: текущая краткосрочная среднесрочная долгосрочная По стадии экономического цикла: высокая на стадии бума повышательная на стадии...

Русский

2014-12-17

129.5 KB

1 чел.

ТЕМА 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК (ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛОВ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ТЕХНОЛОГИЙ). КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА.

2. ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА.

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ.

5. МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ.

1. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК (ТОВАРОВ, УСЛУГ, КАПИТАЛОВ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ТЕХНОЛОГИЙ). КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА.

Мировой рынок

  •  это система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой национальных рынков (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и т.д.) отдельных стран
  •  это  сфера устойчивых, повторяющихся товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и МРФП,  имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей

Конъюнктура мирового рынка

  •  совокупность условий и факторов, определяющих развитие мирового рынка
  •  сложившаяся ситуация на мировом рынке товара, услуги, фактора производства в области уровня и соотношения цен, спроса и предложения

Виды конъюнктуры

По объекту: общехозяйственная, отдельного рынка

По времени: текущая, краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная

По стадии экономического цикла: высокая (на стадии бума), повышательная (на стадии подъема), понижательная (на стадии спада), низкая (на стадии кризиса)

Факторы влияющие на конъюнктуру рынка

Постоянные: научно-технический прогресс, инфляция и др.

Временные: стихийные бедствия, социальные конфликты и др.

Циклические: сезонные изменения спроса и предложения, колебания инвестиционной активности и др.

Нециклические: определяют специфику производства и продажи конкретных товаров и факторов производства

Составляющие конъюнктуры мирового рынка

Мировая цена - цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых рынках и в центрах мировой торговли (биржи, аукционы)

Спрос на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне мировых цен

Предложение на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, которые производители готовы коллективно предложить на мировой рынок при существующем уровне мировых цен

2. ТЕОРИИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ.

Доктрина меркантилизма (Т. Мена=Мен=Манн, У.Стаффорд (Англия), Ж.Кольбер, А.Монкретьен (Франция),  А.Серра (Италия),  П.Посошков (Россия)

Меркантилизм - экономическое учение и политика, отражавшие интересы торговой буржуазии во время разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), исходившие из того, что источником богатства является сфера обращения, а не производства.

Ранний меркантилизм (конец XV в. - вторая половина XVI в)

  •  основан на стремлении к увеличению денежного богатства за счет удержания денег в стране и запрещения их вывоза
  •  выигрыш нации от торговли обеспечивается за счет ее торгового партнера
  •  для накопления золота государству следует больше экспортировать и меньше импортировать
  •  доход от экспорта необходимо тратить на покупку местных изделий
  •  наличие золотых запасов - основа процветания нации, они позволяют:
    •  содержать армию
    •  усиливать положение государя
    •  проводить колониальные войны
    •  строить мануфактуры
    •  создавать новые рабочие места

Поздний меркантилизм (вторая половина XVI в. - середина XVIII в.)

  •  богатство (золото, серебро) нации фиксировано, его рост возможен только за счет перераспределения богатства других стран
  •  основная идея - система активного торгового баланса (EX>IM)
  •  источник богатства – разница между стоимостью экспорта и импорта, которая обеспечивалась следующими способами:
    •  экспорт готовых изделий, т.к. от их продажи выручка больше (но не сырья - экспортировать его должны колонии)
    •  запрет на торговлю колоний с иными странами, кроме метрополии, которая должна заниматься посредничеством
    •  государственное ограничение импорта за счет установления таможенных пошлин, квот, налогов
    •  государственное поощрение экспорта за счет выплаты премий
  •  большое количество денег в обращении, необходимо, т.к оно:
    •  стимулирует развитие национального производства
    •  увеличивает занятость
    •  позволяет финансировать захват колоний

]ТЕОРИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ И АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

Допущения, принятые в теориях А.Смита и Д.Рикардо

  •  2 страны (А и В)
  •  2 товара (Х и У)
  •  1 фактор производства – труд (L)
  •  труд международно не мобилен, но совершенно мобилен внутри страны
  •  постоянные вмененные издержки => кривая производственных возможностей – прямая линия
  •  отсутствие внешнеторговых барьеров
  •  нулевые транспортные издержки
  •  совершенная конкуренция
  •  сбалансированность международной торговли (EX=IM)
  •  отдача от масштаба неизменна
  •  отсутствие НТП
  •  одинаковые предпочтения потребителей

Теория абсолютных преимуществ. 2-2-1. А.Смит

Закон абсолютных преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть абсолютное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них нет абсолютного преимущества

Абсолютное преимущество: 

  •  наличие в стране такого товара, которого на единицу затрат труда она может производить больше, чем другие страны (производительность ΔQL больше)
  •  наличие в стране такого товара, на производство единицы которого затрачивается меньше фактора труда, чем в других странах (трудоемкость ΔLХ/ΔQ = аLХ меньше)

Показатель

Страна А

Страна В

Мир

аLX

3

12

аLY

6

4

Выигрыш-проигрыш от торговли товаром Х

+ 2 шт.

-1 шт.

+ 1 шт.

Выигрыш-проигрыш от торговли товаром У

- 1 шт.

+ 3 шт.

+ 2 шт.

  •  страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара Х и экспортирует его (3<12)
  •  страна В имеет абсолютное преимущество в производстве товара У и экспортирует его (4<6)

Теория сравнительных преимуществ. 2-2-1. Д.Рикардо

Закон сравнительных преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть сравнительное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них его нет

Сравнительное преимущество наличие такого товара в стране, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных (альтернативные издержки или относительная трудоемкость производства которого меньше)

аLXLY и аLУ /аLХ – относительная трудоемкость производства товаров X и У

Показатель

Страна А

Мир

аLX

1

12

аLY

4

6

аLXLY

1/4

2

аLУ /аLХ

4

1/2

  •  страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара Х (1<12) и У (4<6) => теория А.Смита не действует
  •  страна А имеет сравнительное преимущество в производстве товара Х (1/4<2) и экспортирует его
  •  мир имеет сравнительное преимущество в производстве У (1/2<4) и экспортирует его
  •  при международной торговле относительная цена Х установится в пределах от 1/4 до 2


ТЕОРИЯ СООТНОШЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. 2-2-2.  Э.ХЕКШЕР, Б.ОЛИН

Новые предположения:

  •  два фактора производства – труд (L) и капитал (К)
  •  каждая из стран по-разному наделена факторами производства
  •  различная фактороинтенсивность товаров
  •  возрастающие вмененные издержки => выпуклая кривая производственных возможностей
  •  одинаковые технологии в обеих странах

Теория: товары, требующие для производства значительных затрат избыточных факторов производства и небольших затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции

Пример

X – трудоемкий товар

Y – капиталоемкий товар

K/L в стране А > K/L в стране В

  •  страна А производит и экспортирует капиталоемкий товар Y
  •  страна B производит и экспортирует  трудоемкий товар Y

Фритрейдерские теории международной торговли объясняют выгодность торговли различием в ценах, возникающим:

благодаря различию со стороны предложения (в издержках производства), обусловленному:

  •  различием в производительности труда в производстве одного и того же товара в разных странах (теория абсолютного преимущества, А.Смит)
  •  различием в производительности труда в различных отраслях одной и той же страны (теория сравнительного преимущества, Д.Рикардо)
  •  различием стран в обеспеченности факторами производства (теория соотношения факторов производства Э.Хекшера, Б.Олина)

ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА

В. Леонтьев “Внутреннее производство и внешняя торговля: пересмотр американской капитальной позиции” (1954)

    Парадокс Леонтьева – это полученный эмпирическим путем (на примере США) вывод о том, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике, поскольку трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую

Объяснения Парадокса Леонтьева

  1.  Наличие внешнеторговых барьеров
  2.  Неоднородность факторов производства
  3.  Различия вкусов и предпочтений потребителей в разных странах
  4.  Реверс факторов производства - один и тот же товар может быть трудоемким в трудонасыщенной стране и капиталоемким в капиталонасыщенной и др.

Фритрейдерские теории международной торговли объясняют выгодность торговли различием в ценах, возникающим:

1. благодаря различию со стороны предложения

Парадокс Леонтьева и снятие базовых предпосылок:

  •  об однородности факторов производства – модель “преимущественная значимость квалифицированного труда”, Д.Кисинг
  •  о том, что в обеих странах товар Y – трудоемкий, а X - капиталоемкий – теория реверса факторов производства, Б.Минхас
  •  об отсутствии эффекта экономии на масштабе производства – модель эффекта масштаба производства, П.Кругман и др.
  •  об абсолютной внутренней мобильности факторов производства между отраслями внутри страны - теория специфических факторов производства, П.Самуэльсон, Р.Джонс
  •  о том, что страны торгуют товарами, которые производятся при разной интенсивности затрат факторов производства - теория внутриотраслевой торговли, С.Линдер, Б.Баласса 
  •  о неизменности технологии во времени - теория технологического разрыва, М.Познер; теория жизненного цикла, Вернон
  •  о немобильности факторов производства между странами – теорема выравнивания цен на факторы производства, Э.Хекшер, Б.Олин, П.Самуэльсон
  •  о том, что полной специализации страны на производстве одного товара не существует - клеточная диаграмма выравнивания цен на факторы производства, Эджуорт
  •  о том, что внешняя торговля не влияет на распределение доходов в стране, а колебания цен и зарплаты отсутствуют - теорема роста цен факторов производства, Стоплер-Самуэльсон; теорема воздействия роста факторов на производство в отраслях, Т. Рыбчинский

2. благодаря различию со стороны спроса (в предпочтениях потребителя)

снятие предпосылки об однородности вкусов и предпочтений потребителей в разных странах – теория реверса спроса, С.Линдер 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА.

Внешняя торговля – это специфический, отдельный сектор экономики государства, связанный с реализацией частей ВНП на мировом и национальном рынках (национальная, частичная, одной страны).

Международная торговля  - это сфера международных товарно-денежных отношений, объединяющая внешнеторговые связи национальных экономик, это совокупность внешней торговли всех стран мира (интернациональная, общая, многих стран).

Товар – это любое материально-вещественное и транспортабельное имущество, перемещаемое через границу

Особенности международной торговли товарами

  •  как правило, предполагает пересечение товаром границы стран
  •  занимает 80% МЭО и 25% мирового производства товаров
  •  опосредует практически все остальные формы МЭО
  •  ее развитие подталкивается развитием международного движения капитала и международной производственной кооперацией

Структура торговли товарами

1. По направлениям: 

Экспорт - реализация товара на внешнем рынке, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт – ввоз и покупка на внутреннем рынке товаров, произведенных за рубежом.

Реэкспорт - вывоз за границу ранее ввезенного иностранного товара, не подвергшегося в реэкспортирующем стране какой-либо переработке.

Реимпорт - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров, непременным условием которых является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей поставки (на полную ее стоимость или часть) определенные товары покупателя или организовать их приобретение третьей стороной (бартер, торговые и промышленные компенсационные сделки)

Бартер - операция по прямому обмену согласованного количества одного товара на другой товар без использования денежной формы расчетов, оформляемая единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров (услуг) с целью создания условий для эквивалентности обмена

Торговая компенсационная сделка – в отличие от бартерной сделки, предполагает оплату взаимных поставок независимо друг от друга

Промышленная компенсационная сделка – предполагает, что одна сторона поставляет второй стороне товары, услуги и (или) технологии, используемые последней для создания производственных мощностей и производства готовой продукции, после чего вторая сторона возмещает данные поставки готовой продукцией, произведенной на созданных таким образом производственных мощностях или за счет поставок аналогичной продукции, произведенной третьими сторонами в данной стране

2. По объекту: сырьем, компонентами, готовой продукцией, машинами и оборудованием

3. По характеру: межотраслевая, внутриотраслевая

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Услуга

  •  деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель
  •  изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей

Особенности услуг

  •  неосязаемость и невидимость
  •  невещественность,  нематериальность
  •  невозможность хранения
  •  отсутствие до момента сделки
  •  неразрывность производства и потребления во времени даже при вовлечении посредников
  •  неоднородность или изменчивость качества

Виды торговли услугами

(по способам поставки и предоставления)

- трансграничная торговля - через трансграничные потоки, когда ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%);

- потребление за рубежом - через движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение, образование за рубежом);

- перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%);

- коммерческое присутствие - через движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, что связано с ПИИ (38%).

Классификация услуг по ВТО

160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов

  1.  Деловые услуги - 46 видов
  2.  Услуги связи (коммуникационные) - 25 видов
  3.  Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов
  4.  Дистрибьюторские (распределительные) услуги - 5 видов
  5.  Образовательные услуги - 5 видов
  6.  Услуги по охране окружающей среды - 4 вида
  7.  Финансовые услуги - 17 видов
  8.  Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида
  9.  Туризм и относящиеся к путешествиям услуги - 4 вида
  10.  Рекреационные, культурные и спортивные услуги - 5 видов
  11.  Транспортные услуги - 33 вида
  12.  Прочие услуги

Классификация услуг по МВФ

1. Транспорт (пассажирский и грузовой)

2. Поездки (деловые и личные или командировки и туризм)

3. Связь, телекоммуникации

4. Строительство

5. Страхование

6. Финансовые услуги (банковские, лизинговые, брокерские, клиринговые…)

7. Компьютерные и информационные услуги

8. Роялти и лицензионные платежи (пользование правами собственности на торговую марку, патент и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии)

9. Другие деловые услуги:

1) профессиональные (юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, медицинские и т.д.

2) исследовательские

3) прочие (рекламные, маркетинговые, консалтинговые, управленческие, издательские и т.д.).  

10. Личные, культурные, рекреационные услуги (аудивизуальные, выставки, спортивные мероприятия, отдых и восстановление здоровья на природе)

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций)

Классификация услуг по отношению к международному движению факторов производства

  1.  факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства
  2.  нефакторные – остальные услуги

5. МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ТЕОРИИ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Структура мирового рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

рынок продукции, содержащей ОИС:

- высокотехнологичные товары,

- материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав

рынок работ

и

услуг по разработке ОИС,

и

консультированию

рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача

в виде патентов, лицензий, проектов и документации

Структура рынка технологий

(по степени правовой защищенности  ОИС)

Купля-продажа права (лицензии) на использование защищенных в правовом отношении:

  •  патентуемых изобретений,
  •  полезных моделей,
  •  промышленных образцов,
  •  товарных знаков

Купля-продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау:

  •  технических знаний
  •  опыта
  •  чертежей
  •  инструкций
  •  информации
  •  сведений


Патентуемое изобретение
 – это изобретение, которое соответствует следующим требованиям:

  •  предполагает техническое решение задач через создание новых машин или технологических процессов
  •  обладает новизной
  •  превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи
  •  является промышленно применимым

Полезная модель - это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым

Промышленный образец – это художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым

Товарный знак - это обозначение, символ, позволяющий идентифицировать товар и фирму среди других

Ноу-хауэто незащищенная в правовом отношении научно - техническая продукция, использование которой обеспечивает определенные преимущества:

  •   технические знания
  •   опыт
  •   чертежи
  •   инструкции
  •   информация
  •   сведения технологические, экономические, административные, финансовые

Особенности мирового рынка ОИС

  •  находится на этапе становления
  •  в основном является рынком технологий
  •  неоднородность объектов, причисляемых к ОИС
  •  совершение сделок по лицензионным договорам
  •  уникальность и многообразие лицензионных договоров
  •  права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС
  •  неоднородность мировой системы защиты прав ОИС и усиление охраны прав ОИС
  •  деление стран на экспортеров и импортеров ОИС
  •  мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС
  •  2/3 соглашений заключается внутри ТНК, стратегических альянсов ТНК
  •  внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, а не наоборот
  •  растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений)
  •  формируются «сети реализации прав ИС» для оценки, поиска новых путей применения и реализации ОИС

  •  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67265. Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Организационные основы управления 24.64 KB
  Управление охраной труда. Оно осуществляется в соответствии с Основами законодательства по охране труда Министерством труда и социального развития РК и его территориальными органами представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда постановкой продукции...
67266. Толерантность как принцип поведения в мультикультурном мире 38 KB
  Основные подходы к определению понятия толерантность. Противостоять этому может толерантность как общечеловеческая обстановка культурного сознания и поведения. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие толерантность стало международным термином. В ней толерантность определяется как признание единства и многообразия человечества взаимозависимости...
67267. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 324.5 KB
  Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы потребности взаимоотношения с государством трудовая и общественно-политическая деятельность...
67268. Витрати підприємства 29.48 KB
  Витрати обігу є якраз досить складною економічною категорією, яка у вартісній формі виражає затрати трудових, матеріальних і фінансових ресурсів для здійснення господарської діяльності. Поділ витрат обігу за основними ознаками (класифікація) дозволяє покращити облік, поглибити аналіз...
67269. Абсолютне і фіксоване позиціонування CSS 125 KB
  Абсолютно позиційовані елементи повністю видаляються з потоку документа. Це означає, що вони взагалі не роблять впливу на свій елемент предок або на елементи, які з’являються після них у вихідному коді. Абсолютно позиційований елемент буде перекривати інший контент...
67270. ВЕГЕТАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЦНС 127 KB
  Эта классификация остаётся общепризнанной и в настоящее время хотя в отечественной литературе энтеральный отдел состоящий из нейронов межмышечного и подслизистого сплетений желудочнокишечного тракта довольно часто называют метасимпатическим.
67271. Лексика с точки зрения сферы употребления 95 KB
  С точки зрения сферы употребления лексика делится на две большие группы: общеупотребительная ограниченной сферы употребления. Общеупотребительная лексика Общеупотребительная общенародная лексика это слова понимание и употребление которых не зависят ни от места...
67272. ПОЛІТИЧНА ЕЛІТА І ПОЛІТИЧНЕ ЛІДЕРСТВО 141 KB
  Сутність політичної еліти. Теорія еліти це сукупність соціально-політичних концепцій які стверджують що необхідними складовими будьякої соціальної структури є найвищі привілейовані верстви правляча меншість яка панує над іншим населенням.
67273. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАЛЕЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ 66 KB
  Поэтому конструкционные стали подразделяют на цементуемые подвергаемые цементации и улучшаемые подвергаемые закалке и отпуску практически не обязательно высокому. Инструментальные стали условно подразделяют на следующие четыре категории: углеродистые легированные штамповые и быстрорежущие.