73526

Сущность менеджмента в производстве

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Определение управления. Место управления в производственной системе. Предприятие это производственная система которая осуществляет производительное соединение элементов производства средств и предметов труда живого труда при помощи технологии и организации производства и управления предприятием с целью получения продуктов труда. Управление предприятием это целенаправленное воздействие управляющей системы органа управления на управляемую систему объект управления.

Русский

2014-12-17

278 KB

1 чел.

PAGE  1

Тема 1.1. Сущность менеджмента в производстве

Изучаемые вопросы:

Введение в курс «менеджмент в производстве».

1. Управление, его роль и место в производственной системе.

   Менеджмент.

2. Организация как мир менеджмента.

Цель лекции: Уяснение сущности менеджмента на производстве, как организации людей.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

1. Определение управления.

2. Модель предприятия как производственной системы.

3. Место управления в производственной системе.

4. Различные толкования понятия «управление».

5. Определение менеджмента и различные его толкования.

6. Сущность «организации» и ее характеристики.

Основные понятия, используемые в лекции:

1. Организация - это группа людей, которая намеренно совместно работает для достижения общей цели или целей.

2. Предприятие - это производственная система, которая осуществляет производительное соединение элементов производства (средств и предметов труда, живого труда) при помощи технологии и организации производства и управления предприятием с целью получения продуктов труда.

3. Миссия предприятия - это то ради чего создается и существует предприятие, т.е. выпуск продукции или производство услуг для удовлетворения потребностей общества.

4. Технология производства – это процесс преобразования работниками предприятий при помощи определенного оборудования того или иного сырья (материала) в тот или иной конечный продукт.

4. Организация производства - это средство согласования взаимодействий более или менее дифференцированных и автономных частей предприятия, обусловленное его строением.

5. Управление предприятием - это целенаправленное воздействие управляющей системы (органа управления) на управляемую систему (объект управления).

6. Орган управления - это управляющий персонал (управленческий персонал), который осуществляет координацию деятельности на предприятии.

7. Объект управления - производственный персонал, закрепленный за отдельными подразделениями для выполнения отдельных стадий и операций производственного процесса.

8. Внешняя среда в управлении - это совокупность поставщиков сырья и материалов, орудий труда (рабочих машин и механизмов, силовых машин, прочего оборудования и т.п.), потенциальных потребителей произведенных товаров и выполняемых услуг, государственные органы и т.п.

9. Менеджмент предприятия - это руководство (управление) людьми при производстве продукции или  целенаправленное воздействие управляющего персонала на управляемый персонал предприятия.

10. Менеджер – категория управленческого персонала, принимающая решения и целенаправленно воздействующая на объект управления.

Продолжительность лекции 2-3 часа.

Рекомендованная литература:

Основная:

  1.  Белінский П.І. Менеджмент виробництва та операцій: Підручник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 624 с.
  2.  Основи менеджменту: Навчально-методичний посібник / За редакцією проф. М. В. Афанасьєва. – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2003. – 484 с.
  3.  Основы менеджмента: Учеб.пособие / Н. И. Кабушкин – 4-е изд. – Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с.
  4.  см. Мескон М.Х. Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: «Дело», 1992.- 702 с.
  5.  Сумець О.М. Основи операційного менеджменту: Підручник / Для студентів економ. спец. – Під ред.. проф.. О.Л. Яременка. – К.: ВД «Професіонал», 2004.- 416 с.

Дополнительная:

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Мир, 1982. – 220 с.

  1.  Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Прогресс, 1989. – 412 с.
  2.  Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / Под ред.. И.И. Мазура. – М.: Издательский центр «ЕЛИМА», – 2008. – 784 с.
  3.  Друкер П. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. — 432 с.
  4.  Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика – СПб: Питер, 2000. – 416 с.
  5.  Олійник І.А., Пасічник В.Г., Романчиков В,І,, Акіліна О.В. Операційний менеджмент: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 160с.

7. Опнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. – М.: Сов. радио, 1969. – 280 с.

Введение в курс «Менеджмент на производстве»

Современный менеджмент как деятельность, связанная с разработкой, использованием и совершенствованием производственных систем или как принято сейчас говорить бизнес-систем, на основе которых производится основная масса продукции и выполняется подавляющая часть услуг, является неотъемлемой составляющей производственной деятельности. Управленческая деятельность заключается в эффективном и рациональном руководстве организацией как сообществом работников, объединенных общей целью – выполнением основной мисси производства – производством потребительных стоимостей для удовлетворения потребностей общества. Это обуславливается тем, что предприятия могут быть конкурентоспособными и достигать максимального финансового результата, как в долго -, так и кратко - срочном периоде, лишь при условии достижения целей потребителей.

Знание основ менеджмента позволяет не только менеджерам, но и инженерно-техническим работникам, работать с большей эффективностью и лучше понимать рациональные принципы деятельности своей организации.  

Целью курса является изучение основ управления предприятием для получения положительного рыночного результата деятельности предприятий.

Предметом курса «Менеджмент предприятий» служат закономерности эффективной разработки и использования системы управления предприятием.

Фундамент знаний основ менеджмента составляют знания макро и микроэкономики, технологии производства продукции и выполнения производственных услуг, а также организации производства.

Объектом изучения курса являются основные функции и функциональные подсистемы управления предприятием.

Структура курса для инженеров-технологов включает в себя 32 часа лекционного преподавания и 16 часов практических занятий.

Изучив курс, студенты должны знать сущность управления, основные принципы и методы управления, основные функции и функциональные подсистемы управления, основы построения систем управления, методы принятия решений и формирования управленческих воздействий, а также отработать практические навыки по использованию теоретических знаний.

1. Управление, его роль и место в производственной системе. Менеджмент

В современных условиях благодаря значительному научно-техническому прогрессу произошло глубокое разделение труда в экономике, как мировой, так и отдельных стран.

Открытие новых материалов, разработка новых технологий и т.п. приводит к необходимости развивать и совершенствовать действующие предприятия, создавать новые предприятия с целью обеспечения удовлетворения растущих потребностей, как экономики в целом, так и отдельных членов общества. При этом удовлетворение конечных и промежуточных потребностей общества и индивидуума в условиях рыночной экономики происходит за счет производства тех или иных товаров и оказания тех или иных услуг различными предприятиями с последующей их реализацией на рынке, т.е. за счет выполнения миссии предприятия.

Различные предприятия, включая и предприятия входящие в состав химической и нефтехимической промышленности, представляют собой сложные социально-экономические производственные системы. При этом понятие «система» включает в себя совокупность органически взаимосвязанных компонентов и их свойств, направленную на достижение определенной цели.

Поскольку любое предприятие, фирма или организация, производящая продукцию осуществляет переработку людьми по определенной технологии тех или иных исходных сырьевых материалов на определенных станках, машинах и механизмах в определенную продукцию. Постольку с позиций системного подхода предприятия можно представить как производственную систему (см. рис. 1), которая осуществляет соединение в производственном процессе первичных вещественных элементов производства: орудий труда, предметов труда и живого труда.

Следует понимать, что просто наличие вещественных элементов производства (зданий, сооружений, оборудования, сырья и материалов, работников и т.д.) еще не означает, что предприятие выполняет свою миссию – производство продукции. Для того чтобы была произведена продукция или выполнены услуги, т.е. система работала, необходимо соединение ее компонентов в единое целое.

Соединение вещественных элементов производства (компонентов системы): орудий труда, предметов труда и рабочей силы, т.е. прошлого, овеществленного в средствах производства, труда и живого труда осуществляется при помощи трех способов - технологии производства, организации производства и управления предприятием.

Рис. 1. Предприятие как производственная система.

Базовым способом соединения элементов производства в производственную систему выступает технология производства. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение, знание) – это знание о мастерстве или умении. Технология применительно к производству продукции и оказанию услуг есть совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции. Отсюда технология производства это процесс преобразования работниками при помощи определенного оборудования того или иного сырья (материала) в тот или иной конечный продукт.

В связи с широким горизонтальным разделением труда на современных предприятиях происходит деление предприятий на составные части и возникает необходимость согласования взаимодействий обособленных частей производства в единое целое. Поэтому соединение элементов производства в производственную систему достигается не только технологией изготовления продукции, но и при помощи организации производства. Организация (от позднелат. organizo – сообщаю стройный вид) – это внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленное его строением. Полностью уточнить кратко содержание и определение понятия «организация производства» еще не удалось и, пока вопрос остается нерешенным, это будет вызывать затруднение при раскрытии понятия «организация производства».

(см. Организация производства на промышленных предприятиях США - сокращенный перевод  Справочника инженера по организации производства, Москва, Из-во иностранной литературы, 1961.- 473 с.)

Нам представляется, что под организацией производства следует понимать средство (процесс) разделения производственного процесса на его составляющие, закрепления полученных стадий и операций за подразделениями предприятия, расстановки кадров управления, делегирования им обязанностей, ответственности, прав и полномочий  и синхронизации частей производственных процессов во времени и пространстве.

Наличие на предприятиях более или менее дифференцированных и автономных частей (подразделений), закрепленных за выполнением стадий и операций производственного процесса обуславливает необходимость координации их взаимодействий. Координация взаимодействий подразделений предприятий в процессе производства продукции осуществляется третьим способом соединения элементов производства - управлением предприятия.

Выделение управления в отдельную функцию деятельности произошло при углублении разделения труда, как в обществе, так и на отдельных предприятиях. По мере укрупнения и усложнения предприятий для того, чтобы предприятие могло действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы. Это особо важно для современных крупных предприятий, где управление занимает так много времени, что его невозможно выполнять мимоходом.

Отделение управленческой работы от выполнения подготовительных, технологических и других производственных операций на предприятиях называется горизонтальным разделением труда в управлении, а расстановка на предприятиях руководителей по уровням управления на (от директора до бригадира) представляет собой вертикальное разделение труда в управлении.

Следовательно, управление предприятием, являясь важной функцией деятельности,  служит интегрирующим звеном производственной системы (место управления в производственной системе) и обеспечивает создание условий для успешного взаимодействия всех подсистем производственной системы путем координации их деятельности (роль управления в производственной системе).

Управление предприятием направлено на выполнение основной его миссии – производства потребительных стоимостей в виде производимой продукции или выполняемых услуг, т.е. осуществляется целенаправленно. Отсюда координация деятельности подразделений предприятия осуществляется путем целенаправленного воздействия органа управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему). Под органом управления понимается управляющий персонал (управленческий персонал), среди которого выделяют руководителей, специалистов и технический персонал. Основная задача органа управления - сформировать и осуществить воздействие на объект управления в зависимости от сложившейся ситуации для достижения поставленной перед предприятием цели. Руководитель при этом должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуация отличается одна от другой. Объектом управления служит производственный персонал, закрепленный за отдельными подразделениями для выполнения отдельных стадий и операций производственного процесса.

Формирование и проведение в жизнь воздействий на работников предприятия осуществляется в условиях действия на предприятие внешней среды. В качестве внешней среды, влияющей на деятельность предприятия, выступают поставщики сырья и материалов, орудий труда (рабочих машин и механизмов, силовых машин, прочего оборудования и т.п.); потенциальные потребители произведенных товаров и выполняемых услуг; государственные органы и т.п. Поэтому формирование воздействия при управлении предприятием должно осуществляться с учетом внешних ограничений в деятельности предприятия, которые отражают условий его функционирования.

Таким образом, под управлением предприятия мы будем понимать целенаправленное воздействие органа управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) при существующих ограничениях для достижения основной миссии предприятия.

Необходимо отметить, что понятие «управление» многогранно. Это:

1. Самостоятельная сфера знаний, наука, которая имеет свой предмет изучения.

2. Интеграционный процесс, посредством которого ставятся цели, разрабатываются пути достижения целей и корректируется деятельность.

3. Искусство как высокая степень умения, мастерства в данной сфере деятельности, которое должно опираться на свои концепции, теории, принципы и методы.

В прошлом веке американские экономисты ввели в практику понятие «менеджмент», которое ныне завоевало весь мир. Менеджмент в переводе с английского языка буквально означает «руководство людьми». Ввод понятия менеджмент подчеркивает социальную составляющую управления предприятием, как вида деятельности работников на производстве. В отличие от того, как современные компьютерные системы могут управлять различного рода промышленными роботами на производстве, что по своей сути тоже является процессом управления предприятием.

Учитывая рассмотренное выше содержание управления как интегрирующего способа соединения элементов производства в производственной системе, под менеджментом предприятий мы будем понимать целенаправленное воздействие управляющего персонала (органа управления) на управляемый персонал (объект управления) при существующих ограничениях для достижения основной миссии предприятия.

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент характеризуется как: манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умение и административные навыки; орган управления; административная единица. Расширенное трактование понятия «менеджмент» приведено ниже.

 

Рис. 2. Различные толкования понятия «менеджмент»

Менеджмент как наука представляет собой систему знаний о природе управленческой деятельности, формулирует объективные законы и выявляет специфические закономерности управленческого труда, изучает факторы и условия эффективного управления предприятием.

Менеджмент как искусство предполагает высокую степень умения и мастерства в ходе управленческой деятельности, основанную на глубоких знаниях экономики, технологии и организации производства, принципов и методов управления, врожденной интуиции и таланте основной категории управленческого персонала – руководителей (или менеджеров).  

Менеджмент как процесс рассматривается как система выполняемых взаимосвязанных функций управления, а именно: планирования, организации взаимодействий, мотивации, контроля (учета и анализа) и координации (принятия решений и формирование воздействий).

На предприятии в соответствии с горизонтальным разделением труда всю работу, выполняемую при производстве продукции, можно разделить по видам деятельности, которые отражают части (стадии и операции) производственного процесса. Среди комплекса выполняемых на предприятии работ выделяют следующие их виды:

- работы, связанные с подготовкой производства (разработка конструкций изделий и технологии их производства):

- работы, связанные с выполнением основных технологических операций;

- работы, связанные с ремонтом и поддержанием основных фондов;

- работы, связанные с энергообеспечением производства и т.д.

В этом перечне работ есть и менеджмент как специфический вид деятельности, который выполняется определенной категорией работников – менеджерами, и представляет собой работы по осуществлению функций координации взаимодействий всех составляющих производственной системы.

Менеджмент как орган управления – система работников, орудий  и предметов труда, которая по определенной процедуре и в рамках существующей организационной структуры, осуществляет координацию взаимодействий в процессе производства продукции путем реализации управляющих воздействий на объект управления.

В заключение, можно сформулировать основное отличие понятия «менеджмент» от понятия «управление». Менеджмент это руководство людьми в процессе производства продукции или выполнения услуг.

2. Организация как мир менеджмента

Исходя из понятия менеджмента как управления людьми, предполагается наличие некого сообщества людей при  производстве товаров и оказании услуг. Это сообщество получило название – организации. Однако, чтобы считаться организацией некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям.

(см. Мескон М.Х. Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: «Дело», 1992.- 702 с.).

К ним относятся:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

На основании этих требований можно сформулировать определение организации. Организация – сообщество работников, деятельность которых сознательно координируется управляющей системой для достижения поставленных общих целей или цели. Таким образом, коллектив трудящихся предприятия есть организация и не просто организация, а формальная организация. На производстве существуют также неформальные организации. Неформальные организации – это группы людей, спонтанно возникшие, при достаточно регулярном взаимодействии работников между собой. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень маленьких и оказывают определенное влияние на производственную деятельность.

Общие характеристики организаций (формальных организаций):

1. Наличие ресурсов. Основные ресурсы, используемые в организациях это люди (трудовые ресурсы), капитал (денежный и в виде основных фондов), сырье и материалы, технология и информация.

2. Зависимость от внешней среды. Под внешней средой понимают экономические условия, законодательство, правительственные акты, профсоюзы, поставщиков и потребителей, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и т.п. Большое значение имеет тот факт, что организация, как правило, не имеет влияния на окружающую среду.

3. Горизонтальное разделение труда. Разделение всей работы на компоненты называется горизонтальным разделением труда. В сложных организациях, к которым относятся предприятия химического и нефтехимического комплекса, существует довольно широкое горизонтальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда в сложных организациях приводит к образованию ряда подразделений, выполняющих специфическую законченную работу: цехов, отделов, служб и т.п.

Например. Крупное предприятие химического и нефтехимического комплекса включает в себя основное и вспомогательное производства, обслуживающие хозяйства, материально-техническое обеспечение, маркетинг, финансы, бухгалтерию и т.д. В свою очередь основное производство часто разбито на составляющие (подразделения), которые выполняют законченную часть производственного процесса – подготовительные, перерабатывающие, сборочные и т.д.

Поскольку при горизонтальном разделении труда работа разделена на компоненты и закрепляется за подразделениями, возникает необходимость координировать совместную деятельность. Другими словами горизонтальное разделение труда приводит к отделению работы по управлению от других видов производительной или неуправленческой работы.

4. Вертикальное разделение труда. При вертикальном разделении труда в организациях возникают уровни управления, назначаются руководители и определяются круг их обязанностей, полномочий и ответственности. Для работы руководителя будет характерным кратковременность, разнообразие и фрагментарность его деятельности. Касаясь содержания работы руководителя, выделяют по определению Минцберга, десять управленческих ролей:

Межличностные роли:

  1.  Главный руководитель
  2.  Лидер
  3.  Связующее звено

Информационные роли:

  1.  Приемник информации
  2.  Распространитель информации
  3.  Представитель (для внешних контактов)

Роли, связанные с принятием решений:

  1.  Предприниматель
  2.  Устранитель нарушения
  3.  Распределитель ресурсов
  4.   Ведущий переговорщик.

(см. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: «Дело», 1992.- 702 с.)

С вертикальным  разделением труда и образованием уровней управления среди руководителей происходит их разделение по уровням управления на: руководителей высшего звена, руководителей среднего звена и руководителей низшего звена.

Руководители низшего звена – младшие начальники – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими рядовыми работниками. Их основная функция  - осуществление контроля  выполнения производственных заданий для обеспечения бесперебойности производства и сбор информации о правильности выполнения заданий. Они отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов (трудовых, сырьевых и оборудования). Типичные представители: бригадир, мастер, старший мастер и т.п. Их работа напряженна и наполнена разнообразными действиями, характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений короткий, примерно, в течение не более двух недель. Около половины своего рабочего времени руководители низового звена проводят в общении, в основном со своими подчиненными, немного с другими младшими начальниками и совсем мало со своим начальством.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Типичными представителями этой группы являются начальники цехов, отделов и служб, директора филиалов т.п. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, а не организации в целом. Например, начальник цеха координирует работу начальников смен, мастеров, анализирует оперативные данные о выпуске продукции, простоях оборудования, производительности труда и т.п. Он готовит информацию для принятия решений руководителями высшего звена. Большая часть общения у руководителя среднего звена происходит в виде бесед с руководителями среднего и низового звена. На очень крупных предприятиях и в корпорациях возникает необходимость в делении этой группы руководителей на верхний уровень руководителей среднего звена и низший.

Руководители высшего звена отвечают за принятие решений, важнейших для организации в целом или для основной ее части. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена несколько человек – это председатели наблюдательных советов, президенты и вице-президенты корпораций, генеральные директора и директора предприятий.

Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена на рынке труда очень высоко ценятся, а их труд оплачивается очень хорошо. Характер их работы можно проследить исходя из данных по расходованию рабочего времени. Если все время, затрачиваемое руководителем высшего звена, принять за 100%, то   

- запланированные заседания и встречи составляют примерно 60%;

- работа с бумагами и другой информацией ~ 20%;

- незапланированные заседания и встречи ~ 10%;

- телефонные разговоры ~ 5-6%;

- поездки и осмотры ~ до 3%.

Основной причиной напряженности и огромного объема работы высших руководителей является тот факт, что их работа не имеет четкого завершения. Поскольку организация продолжает действовать в условиях изменения внешней среды, всегда существует риск неудачи, поэтому руководитель высшего звена должен всегда чувствовать, что нужно делать что-то еще, больше и дальше.

Таким образом, основным полем деятельности или миром менеджмента являются организации как сообщество работников, совместно работающих для достижения принятой ими общей цели или общих целей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51298. Функциональные схемы автоматизации 1.63 MB
  Условные обозначения Все местные измерительные и преобразовательные приборы установленные на технологическом объекте изображаются на функциональных схемах автоматизации в виде окружностей см. Если приборы размещаются на щитах и пультах в центральных или местных операторных помещениях то внутри окружности проводится горизонтальная разделительная линия см. Внутрь окружности вписываются: в верхнюю часть обозначения контролируемых сигнализируемых или регулируемых параметров обозначение функций и функциональных признаков приборов и...
51299. Использование Microsoft Office Visio в создании схем алгоритмов 247 KB
  MS Visio предлагает пользователям расширенный инструментарий для построения технических схем и бизнес - диаграмм любой сложности, позволяющий наглядно представлять имеющиеся решения, данные и системы, а также создавать проекты новых систем. MS Visio предоставляет возможность строить блок-схемы для визуального представления текущих процессов в организации, а также организационную структуру, сведения о сотрудниках и выполняемых проектах, планировку помещений и т.д.
51303. Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК 60 KB
  Описание деятельности по менеджменту качества и схема взаимодействия процессов СМК В 2001 г. Для внедрения разработанной СМК перед ее сертификацией в течение двух месяцев были проведены внутренние проверки всех подразделений. Каждая проверка при проведении заключительного совещания превращалась в подведение итогов работы подразделения в действующей СМК. Последовательность и взаимодействие процессов СМК определено в бизнес модели компании а также дополнены соответствующими разделами в положениях подразделений и документации СМК.
51304. Компараторы 57.5 KB
  Требуется спроектировать двухразрядный компаратор на языке VHDL составить таблицу истинности спроектированного устройства показать логическую и техническую схемы и привести временную диаграмму с полученными результатами. Спроектировать двухразрядный компаратор имеющий два входа для чисел и один выход для результата сравнения. Цифровые компараторы выполняют сравнение двух чисел заданных в двоичном коде.
51305. Научиться составлять программы шифрования текста, основываясь на принципе взбивания 418 KB
  Ход работы Ознакомиться с теоретической частью данной работы. Составить алгоритм программы шифрования по принципу взбивания. Составить программу шифрования по соответствующему заданию.