73527

Эволюция управленческой мысли. Успешный менеджмент

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Принципы управления. Методы управления. Цель лекции: Уяснение становления и развития науки управления сущности принципов и методов управления. Вклад основных подходов в науку управления.

Русский

2014-12-17

44.09 KB

0 чел.

1

Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли. Успешный менеджмент

Изучаемые вопросы:

1. Эволюция управленческой мысли

2. Управление, направленное на успех.

3. Принципы управления.

4. Методы управления.

Цель лекции: Уяснение становления и развития науки управления, сущности принципов и методов управления.

Изучив данную тему, студенты должны знать:

1. Перечень и сущность основных подходов к управлению.

2. Вклад основных подходов в науку управления.

3. Перечень и содержание основных составляющих успеха предприятий.

4. Перечень и содержание основных подходов к управлению, направлен-     ному на успех.

5. Перечень и содержание основных принципов управления.

6. Перечень и содержание основных методов управления.

Основные понятия, используемые в лекции:

1. Модель – способ упрощения реальности, ее абстрактное представление.

2. Выживание организации – это способность организаций существовать как можно дольше.

3. Результативность - это обеспечение такой организации работы, чтобы производимая продукция и выполняемые работы имели своего потребителя.

4. Эффективность организации – это превышение результатов достигаемых организацией над затратами на производство продукции.

5. Производительность организации – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе в организацию.

6. Процесс -  это ряд последовательных непрерывных и взаимосвязанных действий.

7. Система - это целенаправленная совокупность органически взаимосвязанных компонентов и их свойств.

8. Ситуация – это конкретное в данное время состояние объекта управления и внешней среды.

9. Принципы управления – это основные методологические правила организации управления.

10. Методы управления – это основные способы организации воздействий на объект управления.

 Продолжительность лекции2 - 3 часа.

1. Эволюция управленческой мысли

Свершения, достигнутые крупными организациями, еще в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Крупные политические организации древности – Македония, Персия, Римская империя, Золотая Орда простирались от Европы до Азии и Африки. В этих огромных, процветающих организациях древности можно проследить формы почти всех видов управления. Однако характер и структура управления в те времена отличались от современных систем управления. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Было меньше руководителей среднего звена. Так как руководство организациями в древности очень часто осуществлялось одним человеком, то процветание древних организаций во многом определялось качествами правителя – лидера. Есть в истории примеры организации, которые управлялись так же, как организации управляются и ныне.

Например, римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник успешно функционировала и функционирует в настоящее время. 

Следует отметить, что хотя организации существуют почти столько же, сколько существует человечество, людей до ХХ века интересовало только то как, используя организации, приобрести большую политическую власть, заработать больше денег. Вряд ли кто серьезно задумывался над тем, как управлять системно. Даже проявление преимуществ, основанных на эффективном управлении организацией, не вызывало интереса к способам и средствам управления.

Первый шаг в становлении науки управления предпринял в начале ХХ века Роберт Оуэн в Шотландии, который стал уделять внимание достижению целей организации с помощью других людей (работников). Его новаторские реформы в области выделения рабочим приличного жилья, применения систем открытой и справедливой оценки труда работников, развития материальной заинтересованности работников путем дополнительных выплат за хорошую работу привели к исключительной прибыльности его фабрики в Нью-Ланарке. Однако другие бизнесмены того времени не видели здравого смысла в реформах Оуэна.

Впервые общественный интерес к управлению был отмечен в 1911г., когда Фредерик У. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления», что и считают началом признания управления как науки. Хотя одним из основных факторов проявления интереса к управлению считают промышленную революцию в Англии, связанную с появлением машин. Однако родиной современного управления следует признать США. В начале ХХ века США были практически единственной страной, где человек мог проявить свою компетентность независимо от происхождения и национальности. Иммигранты из Европы создали огромный рынок рабочей силы. США поддерживали идею образования для всех, желающих его получить, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление. Отсутствие государственного регулирования в бизнесе позволило предпринимателям, добившемся успеха, стать крупными монополистами. Сформировались крупные отрасли промышленности. А все это потребовало формализовать управление.

Таким образом, появление и оформление управление как науки частично было ответом на потребности большого бизнеса, частично – попыткой воспользоваться преимуществами техники и частично – достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы ведения работ.

Развитие науки управления представляет собой возникновение и становление нескольких подходов к управлению. В настоящее время известно четыре важнейших похода к управлению, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления, а именно:

  1.  Подход с позиций школ в управлении.
  2.  Процессный подход.
  3.  Системный подход.
  4.  Ситуационный подход.

(см. Мескон М.Х. Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М: «Дело», 1992.- 702 с.).

Подход с позиции выделения различных школ в управлении. Это школы научного управления (1885-1920гг.), административного управления (1920-1950гг.), человеческих отношений (1930-1960 гг.), науки о поведении (1940-настоящее время) и количественных методов (1950-настоящее время).

Школа научного управления. Наиболее тесно связано с работами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт, Генри Гантта. В основном усилия представителей этой школы были направлены на усовершенствования операций ручного труда с целью их более эффективного выполнения. Они ввели хронометраж рабочего времени, как метод повышения эффективности труда рабочих.  Важным вкладом этой школы также было использование стимулирования труда с целью роста производительности работников и объемов производства. Представители школы научного управления не пренебрегали и человеческим фактором. При этом предусматривалась необходимость периодического отдыха и неизбежных перерывов, что приводило к реалистичности установления количества времени, необходимого для выполнения конкретной работы. Все это давало возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Представители этой школы выступали и за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ. Концепция научного управления стала переломным моментом, благодаря которому управление признали как область научного исследования.

Административная (классическая) школа в управлении. Представители этой школы: Анри Файоль, которого иногда называют отцом менеджмента, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни. Следует отметить, что создатели школы административного управления имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе, в отличие от Тейлора и Гилберта, которые начинали свои карьеры простыми рабочими. «Классики» пытались определить общие закономерности и характеристики организаций. Их целью было создание общих универсальных принципов в управления, на основании которых «классики» пытались разработать рациональные структуры управления. Следование универсальным принципам, считали представители данной школы, обязательно приведет к успеху.

Например, к основным принципам управления Анри Файоль относил такие принципы управления как:

Разделение труда.

Полномочия и ответственность.

Дисциплина.

Единоначалие.

Подчиненность личных интересов общим.

Вознаграждение персонала.

Централизация.

Скалярная цепь.

Порядок.

Справедливость.

Стабильность рабочего места для персонала.

Инициатива.

Корпоративный дух.

Следует отметить, что важнейший вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он впервые рассмотрел управление, как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Школа человеческих отношений. Основные представители: Мери Фолет, Элтон Мэйо и Абрахам Маслоу. Они обнаружили, что рост производительности труда работников не всегда напрямую связан с хорошей зарплатой и четко разработанными операции. Представители этой школы считали, что мотивами поступков людей служат, в основном, различные потребности, а не экономические факторы, При этом потребности могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Они рекомендовали: проявлять большую заботу о своих работниках, использовать приемы управления человеческими отношениями, проводить консультации с работниками, предоставлять им возможность более широкого общения на работе и т.п. Что как считали представители данной школы, приведет, в конечном счете, к росту уровня удовлетворенности работников и как следствие к повышению производительности их труда.

Развитие поведенческого подхода, как части школы человеческих отношений связано с развитием психологии, социологии, совершенствованием методов исследования поведения человека. Среди наиболее крупных фигур поведенческого управления Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак Грегора и Фредерика Герцберга. Они и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой деятельности. Школа поведенческих наук сосредоточилась, в первую очередь, на налаживании межличностных отношений. Новый подход стремился оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Это может быть достигнуто за счет усовершенствования социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, изменения содержания трудовой деятельности.

Школа науки управления или количественный подход. В основе выделения этой школы лежит применение количественных математических методов в управлении. Среди количественных методов в управлении наиболее распространены исследование операций и математическое моделирование. Значимость этих методов с появлением компьютеров резко возросла. По своей сути исследование операций и математическое моделирование – это применения методов исследования операционных проблем, когда после постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации, как формы представления реальности. Модель упрощает реальность и представляет ее абстрактно. После создания модели, переменным задают количественные значения. Анализируя поведения модели в той или иной ситуации, ищутся возможные решения ситуационной проблемы.

Процессный поход. (1920-настоящее время) Этот поход рассматривает управление как процесс, т.е. непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Системный поход. (1960-настоящее время) При этом подходе управление рассматривается как сложная социально-экономическая система, состоящая из комплекса взаимосвязанных элементов, соединенных для достижения определенной цели при заданных принуждающих связях.

Ситуационный поход. (1970-настоящее время). Основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией в производстве. Поскольку не существует единого “лучшего “ способа управлять в силу того, что на организацию воздействует множество как внутренних, так и внешних факторов, постольку в зависимости от конкретной ситуации управление следует осуществлять тем или иным методом.

Вклад различных школ в науку об управлении

Школа научного управления:

-использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

-отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;

-обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

-систематическое и правильное использование стимулирования для повышения производительности;

-отделение планирования и обдумывание от самой работы.

Классическая школа управления:

- развитие принципов управления;

-описание функций управления;

-систематизированный подход к управлению организаций.

 Школы человеческих отношений и поведенческих наук:

-применение принципов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности;

-применение поведенческих наук и формированию организации таким образом, чтобы использовать весь потенциал работников.

Школа науки управления:

-применение моделирования при решении сложных проблем;

-развитие количественных методов при принятии решений руководителям.

2. Управление, направленное на успех

Мы уже знаем, что организации создаются и существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается успешной.  Основными составляющими успеха организации являются:

-выживание;

-результативность и эффективность;

-производительность;

-практическая реализация решений.

Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения намеченных целей. Однако возможность существовать как можно дольше, т.е. выживание, является первейшей задачей большинства организаций. Для того чтобы существовать как можно дольше, организации приходится менять свои цели, адаптируя их под изменяющиеся потребности внешней среды.

Чтобы достичь своих целей, чтобы выжить и быть успешной, организация должна быть эффективной и результативной. Результативность предполагает необходимость организовать работу так, чтобы производимая продукция и выполняемые работы организацией имели своего потребителя. Эффективность предусматривает превышение результатов производства над затратами на производство продукции. Высоко прибыльные предприятия, накапливая финансовые ресурсы, имеют больше возможностей по внедрению нововведений и новейших научно-технических достижений, что позволяет им положительно решать вопрос выживания.

Основной составляющей результативности и эффективности производства есть его производительность. Производительность организации можно характеризовать отношением количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Чем выше производительность организации, тем выше ее эффективность. Поэтому задача менеджеров решить, какими должны быть цели в области производительности, какие методы получения продукции должны быть использованы, какие формы стимулирования будут применяться для создания заинтересованности в повышении производительности.

Одним из важных моментов в управлении есть практическая реализация решений. Управленческие решения, как бы они не были хороши, представляют собой лишь идеи и мысли. А цель управления – это выполнение реальной работы. Успешным является такое решение, которое реализуется практически, превращаясь в действие, результативно и эффективно.

Успех организацией может быть достигнут путем применения нескольких подходов в управлении. Среди них наиболее важными являются:

- обобщение,

- процессный подход,

- системный подход,

- ситуационный подход,

- интеграционный подход.

Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом и осознать взаимодействие компонентов этой работы. Установление общих, присущих всем, характеристик помогает сократить и уменьшить трудности чрезвычайно сложной задачи управления большой организацией, сведя ее до масштаба, который постижим восприятием. Поскольку все организации имеют много общих характеристик, постольку мы можем разработать модели факторов, влияющих на успех организации.

Процессный подход предусматривает изучение управления как процесса, который может быть разбит на ряд последовательных непрерывных и взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе представляет процесс, называются функциями управления. Обзор современной экономической литературы позволяет выявить следующие функции управления: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, учет, анализ, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и заключение сделок.  Практически каждый автор предлагает список управленческих функций, который будет немного отличаться от других подобных списков. Применив подход объединения функций в небольшое число категорий, мы будем полагать, что процесс управления состоит из функций планирования, организации взаимодействий, мотивации, контроля (учета и анализа) и принятия и формирования решений, которые очень важны для успеха организации.

Системный подход, предполагает рассмотрение управления как сложной социально-производственной системы. При этом нужно понимать, что:

  1.  Система представляет собой целенаправленную совокупность органически взаимосвязанных компонентов и их свойств. Её жизнедеятельность определяется внутренним единством.
  2.  Система образуется и существует для достижения определенной цели или группы целей. Цель системы определяется внутренней природой системы и характеризует ее назначение. Она обуславливает цели частей системы и в то же время подчинена цели системы высшего порядка.
  3.  Система может быть расчленена на части (подсистемы, компоненты и др.) со своими свойствами и связями. Одновременно сама она является элементом системы высшего порядка.
  4.  Описание частей (компонентов) системы проводится с учетом их места в системе. Среди компонентов, их свойств и связей выделяются главные, составляющие основу системы.
  5.  Свойства системы порождаются свойствами ее частей. В свою очередь система изменяет, преобразует свойства частей соответственно своей природе.
  6.  Система имеет внутреннюю организацию, структуру, т.е. характеризуется внутренней формой взаимосвязью компонентов.
  7.  Система образует особое единство с окружающей средой. Поэтому исследование системы неотделимо от изучения условий ее существования.
  8.  Система имеет исторический характер. Поэтому ее изучение необходимо проводить с учетом развития системы.

Следовательно, при системном подходе, управление необходимо рассматривать как целенаправленную совокупность взаимосвязанных компонентов, которые имеют определенную связь с окружающей средой.

При ситуационном подходе учитываются различия в организациях, изменения внутри них и в окружающей среде. Различия в организациях обычно характеризуются состоянием ситуационных переменных, которые распадаются на внутренние и внешние переменные. Внутренние переменные включают в себя цели, ресурсы, размер организации, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей. Эти переменные в различной степени контролируемы. Решения, принимаемые в отношении внутренних переменных, определяют степень результативности, эффективности и производительности организации. Внешние переменные находятся вне контроля организации, поэтому организация должна стремиться к своевременному реагированию на факторы влияния и изменения внешней среды.

Другими словами ситуационный подход основывается на том, что применение различных методов управления зависит от сложившейся конкретной ситуации, т.е. должно быть максимально адаптировано к ней.

Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Необходимость ознакомления со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность, т.е. понимания процесса управления, поведения работников, системного анализа, методов планирования, контроля и принятия решений.

2. Выработка умения предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения различных управленческих концепций и методик к конкретной ситуации.

3. Выработка умения правильно интерпретировать ситуацию, т.е. определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект повлечет за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.  Выработка умения увязать конкретные приемы, которые вызывают наименьший отрицательный эффект и имеют меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями.

Наконец, интегрированный подход предполагает взаимосвязанное применение принципов различных подходов к управлению. Это рассмотрение управления, как с позиций теории систем, так и управления как процесса с обязательным учетом конкретных ситуаций.

3. Принципы управления

Рассмотренные выше подходы к управлению, направленному на успех, позволяют сформулировать основные принципы управления, а именно:

1. Научность во взаимосвязи с искусством. Научность управления, во-первых, заключается в том, что координация производственной деятельности должна производиться с учетом действия экономических законов, характерных для той или иной экономической формации. А, во-вторых, научность управления предполагает наличие системы знаний о природе управленческой деятельности, которая формулирует объективные законы и выявляет специфические закономерности управленческого труда, а также изучает факторы и условия эффективного управления предприятием. Управление как искусство предполагает высокую степень умения и мастерства в ходе управленческой деятельности, основанную на глубоких знаниях экономики, технологии и организации производства, принципов и методов управления, врожденной интуиции и таланте основной категории управленческого персонала – руководителей (или менеджеров).  

2. Целенаправленность управления определяется местом и ролью управления предприятием в производственной системе. Управление предприятием, являясь важной функцией деятельности,  служит интегрирующим звеном производственной системы и обеспечивает создание условий для успешного взаимодействия всех подсистем производственной системы путем координации их деятельности, т.е. управление, в конечном счете, направленно на выполнение основной миссии (цели) предприятия – производство продукции и выполнение услуг для последующей реализации их на рынке.

3. Последовательность и непрерывность процесса управления. Этот принцип обусловлен рассмотрением управления как процесса деятельности. Управление как процесс деятельности представляет собой систему непрерывно повторяющихся последовательных взаимосвязанных частей этой деятельности или функций управления, а именно: планирования, организации взаимодействий, мотивации, контроля (учета и анализа) и координации (принятия решений и формирование воздействий).

4. Оптимальное объединение централизации и саморегулирования. Этот принцип обусловлен вертикальным и горизонтальным разделением труда в управлении и тесно связан с принципом соответствия прав, обязанностей, полномочий и ответственности. Для современных крупных промышленных предприятий, чтобы обеспечить эффективность системы управления, необходимо найти оптимальное сочетание единоначалия и относительной самостоятельности уровней управления.

5. Соответствие прав, обязанностей, полномочий и ответственности. Делегирование уровням управления или подразделениям обязанностей и ответственности должно подкрепляться предоставлением им, во-первых, полномочий в решении производственных вопросов в пределах их обязанностей и ответственности, а во-вторых, ограниченного права распоряжаться ресурсами для обеспечения выполнения этих решений.

6. Учет личных качеств и общественной психологии. Этот принцип способствует полному раскрытию потенциала отдельного работника, позволяет определить место работника в производственной системе, создает благоприятные психологические условия деятельности и улучшает социальный климат на производстве.

7. Обеспечение совместной заинтересованности в достижении цели создает условия коллективной ответственности за результаты деятельности, позволяет наладить систему взаимопомощи на производстве, обеспечивает взаимозаменяемость и формирует дух коллективизма на предприятии.

8. Обеспечение состязательности между участниками процесса управления позволяет внести в деятельность работников элементы здоровой конкуренции, что создает условия для отбора наиболее способных работников, обеспечивает их карьерный рост и, в конечном итоге, способствует повышению производительности труда работников на предприятии.

 

4. Методы управления

Методы управления - это способы непосредственного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему (органа управления на объект управления).

Среди них различают:

1. Организационные распорядительные методы

2. Административно-правовые методы

3. Экономические методы

4. Социально-психологические методы

Организационно-распорядительные методы отражают прямое директивное воздействие на управляемую подсистему. Они основаны на обязательном выполнении положений, инструкций, приказов и распоряжений органа управления.

Различают следующие виды и формы организационно-распорядительного воздействия:

- организационное регламентирование,

- организационное инструктирование,

- оперативное воздействие.

организационное регламентирование, определяет границы управления, фиксирует функции, права, обязанности и ответственность подразделений и остальных лиц. Это Уставы предприятий, положения о филиалах, стандарты предприятия, организационная структура предприятия и т.п.

Организационное инструктирование определяет порядок выполнения функций управления, выступает в виде должностных инструкций, методических указаний, предписаний и т.д.

Оперативное воздействие используется для оперативной корректировки деятельности организации. Оно осуществляется в виде приказа, указания и устного распоряжения. Приказ является основным распорядительным документом и содержит обязательные для выполнения указания. Он состоит из целеполагающей, констатирующей и распорядительной частей. В 1-й части формулируются основные цели и задачи, во 2-й части – состояние объекта и в 3-й части указываются конкретные меры, обеспечивающие цели, сроки и лица, ответственные за выполнение. Указания издаются заместителями руководителей в пределах их прав и полномочий. Устное распоряжение – действенная форма оперативного управления, однако оно не имеет юридической силы и эффективно только при высоком авторитете руководителя.

При высокой эффективности организационно-распорядительные методы практически не учитывают экономические интересы, социальные потребности и психологические особенности подчиненных.

Административно-правовые методы или юридические методы основаны на применении правовых воздействий. Правовые воздействия основываются на законодательных актах, постановлениях и других документах, исходящих от государства, а также положениях и инструкциях, издаваемых предприятием и характеризующих внутрихозяйственные отношения.

Экономические методы основаны на использовании экономических законов, учете интересов подразделений и работников и предназначены для создания экономической заинтересованности и мотивации объекта управления для достижения поставленной цели. К экономическим методам относятся: системы экономических норм и нормативов, системы организации оплаты труда, системы материального поощрения, применение товарно-денежных отношений между подразделениями, цены, тарифы, кредит и т.п.

Социально-психологические методы представляют собой методы, использующие моральное стимулирование и мотивирование человеческого поведения. Они направлены на использование внутренней заинтересованности работников предприятий в эффективной трудовой деятельности. Мотивирование, при этом, может достигаться следующими путями:

- созданием благоприятных условий труда;

-формированием положительного морально-психологического климата в организации;

- выявлением и развитием индивидуальных способностей каждого работника.

Таким образом, чтобы организация была успешной, необходимо уяснить научные подходы к управлению, построить систему управления в соответствии с основными принципами ее построения и разумно сочетать методы управления.

Пять причин неудач в карьере руководителей

(на основании изучения Сьюзан Доннелл опыта 2500 руководителей в течение 5 лет) 

1. Стремление продвижения по служебной лестнице для получения более высокой зарплаты. Их целью является не достижения их подразделений, а высокая зарплата и личный комфорт.

2. Слишком большая забота о символах их положения. Стремление за счет атрибутов и символов в кабинете, на рабочем столе, в машине подчеркнуть своей статус руководителя - дурной знак.

3. Волнение в первую очередь за собственную персону. Плохой руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях, об их нуждах.

4. Самоизолирование. Занятие своей персоной, предпочтение одиночеству, потеря общения с окружающими и подчиненными – обычно плохой знак.

5. Чрезмерное скрытие от окружающих своих мыслей и чувств. Старание скрыть свои эмоции, гнев и опасения один из самых верных способов отвернуть от себя людей, которые хотят знать, что думает и чувствует их руководитель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24084. Декарбоксилирование аминокислот 57 KB
  Серотонин обладает сосудосуживающим действием участвует в регуляции артериального давления t тела дыхания медиатор нервных процессов. Он образуется в области воспаления участвует в развитии аллергических реакций.
24085. Пути обезвреживания аммиака 64 KB
  Уровень аммиака в норме в крови не превышает 60 мкМоль литр. Для кроликов концентрация аммиака 3 мМоль литр является летальной. В организме существует 4 пути обезвреживания аммиака.
24086. Биосинтез мочевины 108.5 KB
  Биосинтез мочевины. С мочой за сутки выводится 2530 г мочевины. Синтез мочевины идет в печени. Цикл мочевины открыли Ганс Кребс и Курт Хенселайт 1932г.
24087. Обмен глицина и серина 203 KB
  Глутатион Сер Тканевые белки Глюкоза Муравьиная кислота Гли Липиды Гиппуровая кислота Гем Креатин Тре Пурины ДНК РНК Желчные кислоты Глицин участвует в образовании гема: СООН СН2NH2 HSKoA COOH B6 СН2 COOH CH2 CO2 аминолевули СН2 натсинтаза CH2 COSKoA C=O CH2NH2 аминолевулиновая кислота В качестве кофермента аминолевулинансинтаза содержит витамин В6. В почках образуются гуанидинуксусная кислота: NH2...
24088. Обмен цистеина и метионина 173.5 KB
  Обмен цистеина и метионина. В молекулах белка обнаружены 3 серосодержащие аминокислоты: метионин цистеин цистин. Цистеин в организме синтезируется из метионина. Функции цистеина: Цистеин участвует в образовании цистина: При образовании цистина возникает дисульфидная связь SS между двумя полипептидными цепями что способствует стабилизации третичной структуры белка.
24089. Обмен фенилаланина и тирозина 80 KB
  Обмен фенилаланина и тирозина. Тирозин может синтезироваться из фенилаланина.
24090. Синтез катехоламинов (адреналина, норадреналина) 59.5 KB
  Синтез катехоламинов адреналина норадреналина Синтез тироксина .
24091. Обмен дикарбоновых аминокислот 164 KB
  Глутаминовая кислота – моноаминодикарбоновая заменимая глюкогенная. Аргинин – диаминомонокарбоновая кислота заменимая гликогенная. Аспарагиновая кислота – моноаминодикарбоновая кислота заменимая гликогенная. Триптофан – незаменимая кислота.
24092. Структура и свойства нуклеопротеидов 195 KB
  Виды нуклеиновых кислот Признаки ДНК РНК I. Функция Хранитель информации Передача информации Виды РНК: информационная матричная Рибосомальная Транспортная Функции: ИРНК – передача информации РРНК – основа рибосом. Способствует передвижению иРНК по рибосоме. ТРНК – перенос аминокислот.