73545

Сорняки. Биологические особенности сорняков

Лекция

Биология и генетика

Паразитные сорняки это растения утратившие способность к фотосинтезу и питающиеся за счет растенияхозяина. Стеблевые паразитные сорняки присасываются к стеблю растенияхозяина. Корневые паразитные сорняки присасываются к корням растенияхозяина это заразихи подсолнечниковая конопляная капустная.

Русский

2014-12-17

46 KB

4 чел.

Лекция № 28

Тема: 24 Сорняки

1 Классификация сорняков

2 Биологические особенности сорняков

Цель: рассмотреть классификацию сорняков, ознакомиться с профилактическими и истребительными мерами в борьбе с сорняками, ознакомиться с гербицидами и составлением баковых смесей.

Объяснение: Существуют несколько типов сорняков. Паразитные сорняки - это растения, утратившие   способность к фотосинтезу и питающиеся за счет растения-хозяина. Стеблевые паразитные сорняки присасываются к стеблю растения-хозяина. К ним относятся повилики:клеверная, льняная, полевая. Корневые паразитные сорняки присасываются к корням растения-хозяина - это заразихи  подсолнечниковая, конопляная, капустная.

Полупаразиты - это сорняки, не утратившие способности к фотосинтезу, но питающиеся за счет растения-хозяина. К ним относятся погремок большой, иван-да-марья, зубчатка, мытник болотный и др.

Все непаразитные сорняки делят на малолетние и многолетние. 

Классификация сорных растений (А. И. Мальцев, 1926)

Малолетние сорняки

Эфемеры. Растения с очень коротким периодом вегетации (45 - 60 дней), способные давать за сезон несколько поколений. Наиболее распространенным видом является мокрица, или звездчатка средняя (Stellaria media) из семейства Гвоздичные, произрастающая в сырых местах. Это злостный сорняк овощных и даже яровых зерновых культур. Одно растение образует 15—25 тыс. семян. Семена мелкие, сохраняют жизнеспособность в почве в течение нескольких лет, но с большой глубины не прорастают. Осенние всходы перезимовывают.

Яровые сорняки. Бывают ранние и поздние. Первые всходят весной и заканчивают вегетацию до созревания культурных растений, вторые развиваются и созревают в послеуборочный период. Яровые сорняки дают одно поколение в год. Всходы, появившиеся осенью, гибнут при зимовке. Наиболее опасный яровой сорняк-овсюг обыкновенный (Avena fatua)  Засоряет зерновые культуры. Семена его легко осыпаются, но плохо отделяются, особенно от семян ячменя, овса. Кроме него, в посевах распространены: торица полевая (Spergula arvensis),горец развесистый (Polygonum lapathifolium),редька полевая (Raphanus raphanistrum),марь белая (Chenopodium album).

Из поздних яровых широко встречаются: щирица обыкновенная (Amaranthus retroflexus),щетинник (мышей) зеленый (Seta-па viridis),курай (Salsola rutenica),куриное просо (Echinochloa crusgalli).

Зимующие сорняки. Это малолетние сорняки, заканчивающие вегетацию при ранних весенних всходах в том же году, а при поздних всходах способные зимовать в любой фазе роста. Встречаются в посевах озимых и яровых культур. Наиболее широко распространены из них пастушья сумка (Capsella bursa pastoris), ярутка полевая (Thiaspi arvense),вйсилек синий (Centaurea су an us) и др.

Озимые сорняки. Растения, нуждающиеся для своего развития в пониженных температурах зимнего сезона независимо от срока прорастания. Они всходят осенью, зимуют в виде розетки дают семена только на следующий год. К этим сорным растениям относятся: костер ржаной (Bromus secalinus),костер полевой (В. arvensis),метла полевая (Арега Spica Venti).

Двулетние сорняки. Растения, для развития которых требуется два полных вегетационных периода. К ним относятся: донник желтый (Melilotus officinalis),донник белый (М. albus),белена черная (Hyoscyamus niger),чертополох поникший (Carduus nutans), резак обыкновенный (Fulcaria vulgaris).

Донник как сорное растение распространен на Севере Казахстана. Поедаемый животными в большом количестве, он может вызвать болезненные явления. Белена – засоритель  мака.

Многолетние сорняки

Многолетние сорняки - это растения, произрастающие несколько лет и неоднократно плодоносящие за свой жизненный цикл, размножающиеся семенами и вегетативными органами. Одни размножаются преимущественно семенами, другие - в основном вегетативно.

Стержнекорневые сорняки. Эти сорняки развивают мощный стержневой корень, проникающий в почву до 1,5 - 2 м, который,, расщепляясь, .может давать новые растения. Размножаются семенами. К ним относятся: полынь горькая (Artemisia absinthium), одуванчик обыкновенный (Taraxacum vulgare),щавель конский (Rumex acetosa),короставник (Knautia arvensis),свербига восточная (Bunias orientalis).

Наиболее опасна полынь горькая, при поедании ее скотом молоко и молочные продукты приобретают горький вкус.

Мочковатокорневые сорняки также размножаются семенами. Представители:, лютик едкий (Ranunculus acer) и  подорожник большой (Plan      tago major). Они засоряют  посевы многолетних трав, сады, придорожные   полосы.

Среди многолетних сорняков преимущественно вегетативного   размножения различают несколько типов: дерновые, образующие плотный куст (белоус, щучка дернистая), луковичные (лук полевой), клубневые (чистец болотный), ползучие (лапчатка гусиная), корневищные, корнеотпрысковые. Последние две группы объединяют  наибольшее  количество злостных сорняков.

Корневищные сорняки.  Эти сорняки размножаются преимущественно с помощью Наиболее известные среди  них следующие. Пырей ползучий (Agropyrum repens) встречается повсеместно, Корневища его размещаются в почве на глубине 6-12 см, достигают 100 см длины. Молодые корневища появляются в начале лета, живут 12—16 месяцев. Почки прорастают в течение теплого периода весной и осенью. Будучи злостным сорняком на полях, пырей на природных сенокосах представляет собой высокоценное кормовое растение. В посевах многолетних трав пырей ползучий вытесняет другие злаки. Хвощ полевой (Eguisteum arvense) встречается повсюду в Нечерноземной и отчасти в Черноземной зоне. Корневища проникают в почву на глубину нескольких метров. Побеги могут отрастать с глубины 30 - 50 см.

Корнеотпрысковые сорняки. Эта группа сорняков размножается преимущественно вегетативно. Их корни в глубине почвы дают несколько ярусов отпрысков, из которых образуются подземные побеги и корневая система. Корнеотпрысковые сорняки произрастают в посевах всех полевых культур и на чистых парах. Чаще всего растут очагами. К наиболее злостным корнеотпрысковым сорнякам принадлежат: вьюнок полевой (Convolvulus arvensis) и осот полевой, или желтый (Sonchus arvensis), а также бодяк полевой (Cirsium arvense),сурепка обыкновенная (Barbarea vulgaris),молочай лозный (Euphorbia virgata),горчак розовый, или ползучий (Acrop-tilon repens),щавелек (Rumex acetosella),молокан (Mulgedium tataricum). Вьюнок полевой - трудно пскоренимый сорняк. Он распространен повсеместно. Размножается и семенами. Корни проникают в глубь почвы на 1,5 м. Повсюду произрастает и осот полевой. С вьюнком и осотом необходимо вести постоянную борьбу. В СКО наибольший вред приносят осот, бодяк, вьюнок, молокан, горчак. Меры борьбы с сорными растениями разделяют обычно на агротехнические, химические и биологические.

Литература:

  1.  Бегляров Г.А., Смирнова А.А., Баталова Т.С.  Химическая и биологическая защита растений. – М.: Колос, 2002. – 235с.
  2.  2.  Веремейчик Л. А., Гуз А. Ф. Основы земледелия, агрохимии и защиты растений. - Мн.: Ураджай, 2000.- 223с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68575. Найбільш типові помилки у роботі вчителів та шляхи їх подолання 536.5 KB
  Недосконалість сформованої етичної компетентності фахівця призводить до того що майбутній учитель не може правильно обрати тактику своєї поведінки. Учитель дуже тихо говорить окремі слова вимовляє нечітко учням важко стежити за ходом розповіді. Готуючись до уроку кілька разів запишіть пояснення...
68576. Інтерактивні технології — шлях до формування творчої особистості учнів 132 KB
  Мета: сприяти усвідомленню необхідності прийомів інтерактивного навчання на уроках, підвищуючи мотивацію учнів до навчання; спільно працювати над формуванням навичок співпраці, обговоренням спільного вирішення проблем. Обладнання: фліп-чат, стікери, кошик із шкільними речами, ноутбук, слайди.
68577. Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог 87 KB
  Ведучий 1. Шановні колеги! Вітаємо вас на нашому аукціоні, який складатиметься з двох частин: презентаційної та практичної. Сьогодні він присвячений актуальній темі «Обдарована дитина – обдарований учитель: суб’єкт-суб’єктний діалог». Ведучий 2. Щоб отримати квиток на участь у купівлі цінних паперів...
68579. ВПРОВАДЖЕНЯ ЕЛЕМЕНТІВ ЕТНОПЕДАГОГІКИ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНИЙ ПРОЦЕС ЛНВК ІМ. В. СТУСА 125 KB
  Обов’язковим пунктом у планах перебування іноземних учнівських делегацій є відвідання майстеркласів з українського мистецтва. Досвід проведення майстеркласів з іноземними учнями послужив поштовхом до створення фолькпроекту Духовна скарбниця.
68580. Учитель – це не професія, це – життєве кредо 526 KB
  Робота школи як експериментального навчального закладу за темою Формування інформаційного ландшафту та траєкторії навчальнопізнавальної діяльності учнів початкової школи у процесі вивчення інформаційних технологій англійською мовою в умовах сільської школи у контексті всеукраїнського експерименту...
68582. Управління персоналом у навчальному закладі 190.5 KB
  Зміна парадигм освіти та впровадження інноваційних технологій управління персоналом навчальними закладами впливає не тільки на зміст критеріїв оцінки педагогічної праці але й на управління нею.
68583. ДОПОМІЖНІ МАТЕРІАЛИ ПРИ ЗДІЙСНЕННІ КОНТРОЛЮ ЗА СТАНОМ ВИКЛАДАННЯ ПРЕДМЕТІВ 299 KB
  Педагогічний аналіз - засіб виховання педагогічного та учнівського колективів. Ніщо так не виховує людей, як справедлива оцінка їх діяльності та поведінки. Вона допомагає побачити свої слабкі сторони і визначити шляхи підвищення професійної майстерності.