73550

Сущность информационного рынка как социально-экономического явления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и определение понятия информационный рынок. Сущность и определение понятия информационный рынок Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие информационный рынок. Прежде чем перейти непосредственно к понятию информационный рынок необходимо обратиться к содержанию понятия рынок: Существует множество определений...

Русский

2014-12-17

106 KB

3 чел.

PAGE  4

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 1

Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления

Вопросы, рассматриваемые в лекции:

1. Сущность и определение понятия "информационный рынок".

2. Цели и задачи информационного рынка

3. Области и сектора информационного рынка

1. Сущность и определение понятия "информационный рынок"

Одним из основных понятий современной рыночной экономики является  понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка оказывает существенное влияние на развитие, прежде всего, производства и предпринимательства.

Прежде чем перейти непосредственно к понятию "информационный рынок", необходимо обратиться к содержанию понятия "рынок":

Существует множество определений:

Например, по мнению

Ф. Котлера,

рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: Прогресс, 1990.)

по определению

К.Р. Макконнелла и С Л. Брю, 

рынок – это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги  (Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс – принципы, проблемы, политика. - М: Прогресс, 1994.)

Мы становимся на следующем понятии:

Рынок – совокупность экономических отношений по поводу обмена жизненными благами,  или совокупность экономических отношений обмена.

При этом в основе совокупности экономических отношений обмена лежат экономические потребности людей (вызванные их естественными потребностями – в еде, комфорте,  и т.д.).

А что касается "обмена", то имеется в виду не всякий обмен, а лишь обмен товарами, т.е. возмездный обмен на базе стоимости товаров.

На "информационном рынке" предметом обмена является специфический товар – информация, точнее информационные продукты и услуги.

В настоящее время существует много определений понятия информационный рынок.

Так, например,  отдельные авторы понимают  информационный рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в  отдельном регионе,  государстве,  предлагающих различный информационный продукт  для сегментированной по интересам и потребностям аудитории это узкое понятие.

 

По мнению российского специалиста Петровой Е.А. (автора монографии "Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития", 2004 г.) –

"Информационным рынком", или рынком информации, являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями}, по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. 1) в приемлемой для потребителя форме и 2) в ограниченные сроки. 

Наиболее полно на наш взгляд содержательная сторона понятия информационный рынок представлена в следующем определении (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С.): 

Информационный рынок  система экономических, правовых и социально-психологических отношений, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции и возникающих в процессах обмена информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в связи с удовлетворением информационных потребностей. 

По определению российского учено В. Л. Тамбовцева, Информационный рынокэто пятый сектор,  в структуре современного рыночного хозяйства (после  

– (1) рынка потребительских благ        (иначе говоря рынка товаров),

– (2) рынка средств производства,

– (3) рынка труда,

– (4) рынков денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков.

Необходимо отметить, что информационный рынок следует рассматривать ИМЕННО как отдельный рынок.

Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (рынка труда, ценных бумаг, рынка средств производства и т. д.)..

Сходство Информационного рынка с рынками материальных товаров – структурное, формальное:

– есть субъекты и объект отношений;

– существует свой механизм ценообразования;

– так же как на рынках физических товаров от имени продавцов и покупателей могут выступать их представители, посредники;

– важны и сроки производства-поставки товара.

Вот и все общие черты, далее идут особенности.

Рынок информационных продуктов и услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерны для рынков обычных физических товаров и услуг.

Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рынок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему, особенности развития.

Объектом купли-продажи здесь является информации, знания о чем-либо или о ком-либо. Как любой другой товар, информация обладает полезностью. 

Но, как правило, потребитель не может заранее объективно оценить полезность информации. Сначала оценивается ее потенциальная полезность, тогда как peaльную полезность и затем потребительную стоимость он может оценить лишь в процессе ее потребления, использования, переработки.

Качество товара «информация» далеко не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно. Следует заметить, именно содержательные характеристики информации являются определяющими при принятии решений о ее покупке.

ОСОБЕННОСТЬЮ информационного рынка является, прежде всего, то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей товаром? Основатель кибернетики (это наука, разрабатывающая общие принципы автоматизации умственного труда) Н. Винер утверждал, например, что информация не сохраняется и непригодна для того, чтобы быть товаром.

На практике легко убедиться, что на большую часть циркулирующей в обществе информации вряд ли удастся найти покупателя. Взять, например, сообщения на бытовые темы.

В тоже время, значительную часть информации, в принципе пригодной для торговли, общество заинтересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений.

Это касается, прежде всего, информации, которую готовят и передают, например, службы погоды, службы охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. – Затраты на подготовку и распространение такой информации государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков.

2. Цели и задачи информационного рынка

Основные цели информационного рынка:

 – удовлетворить спрос на информацию, потребность в ней;

 – полностью реализовать информационный потенциал страны;

– наладить взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными информационными системами.

Информационный рынок – это не только возможность выгодно купить и продать информацию. Его создание должно способствовать решению таких задач, как:

– введение в оборот всех информационных ресурсов страны;

– повышение качества информации и услуг;

– пробуждение интереса к информации, повышение культуры ее потребления;

– создание информационных предпосылок для успешного развития рыночных отношений во всех сферах экономики и социальной жизни;

– объединение усилий органов научно-технической информации для укрепления экономики отдельных регионов и для экономической интеграции страны в целом;

– создание материальной базы для технического оснащения научно-информационной деятельности, обеспечение надежной социальной защиты всех категорий информационных работников, обеспечение защиты права собственности на информационную продукцию ее производителей;

– и др.

3. Области и сектора информационного рынка

Современный информационный рынок оформился к началу 90-х гг. Его можно разделить на три взаимодействующих области:

область рынка информационных услуг и продуктов (здесь представлены базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде и др.);

–  область электронных сделок (электронная торговля, биржевые и финансовые операции – e-commerce широко);

–  область глобальной электронной коммуникации (организация работы сети).

Рынок информации и информационных услуг и продуктов

На мировом рынке информации и информационных услуг и продуктов можно выделить следующие основные сектора, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для Беларуси и России, и не зависят от каналов передачи информации (т.е. распространяются и на Интернет):

1. Сектор деловой информации охватывает:

– биржевую и финансовую информацию – информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

экономическую и социальную статистическую информацию – это числовая экономическая, демографическая, социальная информация предоставляемая в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, подготавливаемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями,  разработками и консалтингом в области рынков спроса;

коммерческую информацию – это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

– деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

2.   Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывает:

– профессиональную информацию – это специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.;

– научно-техническую информацию – это документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук;

– услуги организации доступа к первоисточникам (к копиям документов) – эти услуги реализуются через библиотеки и специализированные службы.

3.  Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

– новости и литературу – информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

– потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование – местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену,   покупкам   и   продажам,   справочники  отелей   и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. Эта информация распространяется как в виде традиционных изданий, так и по каналам служб телевидения (телетекст, видеотекс), радиовещания, а в последние годы через компьютерные сети и, прежде всего, – Интернет.

4. Сектор социально-политической информации, направленный на обслуживание государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Следует отметить, что различия между выделенными секторами достаточно условны. Но, подобное разделение необходимо, так как позволяет определенным образом структурировать рынок, прежде всего, исходя из круга пользователей в сочетании с задачами, решаемыми ими.

Рынок электронных сделок

На мировом рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, системы заказа товаров и услуг, а также системы биржевых, банковских и расчетных операций.

Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен.

Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя. Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действительно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли.

Рынок электронных сделок в странах СНГ формируется с начала 80-х гг. и представлен, прежде всего:

– системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте;

– системами электронных банковских операций;

– электронными биржами;

– системами электронной торговли (ЭТ).

Рынок электронных коммуникаций

Большая часть услуг электронной коммуникации оказывается в рамках Интернет.

На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения:

– коммерческие и публичные сети передачи данных,

– системы электронной почты,

– коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК,

– телеконференции,

– электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т. п.

Эта область выделились из рынка услуг связи и в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется передаче информации вне зависимости от ее содержания, оказываемые услуги рынка электронных коммуникаций имеют более сильную связь с содержанием, которое выступает важным компонентом формирования спроса на них, и часто неотрывны от него, а также более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7904. Конституційні права та свободи людини і громадянина 139 KB
  Тема: Конституційні права та свободи людини і громадянина Мета: ознайомити учнів з конституційними правами та свободами людина і громадянина, їх класифікацією, пояснити значення прав та свобод людини і громадянина та їх захист в Україні формувати в...
7905. Право власності. Урок 52.5 KB
  Тема уроку: Право власності Мета уроку: сформувати уявлення про зміст спадкового права, порядок спадкування за заповітом та за законом навчити аналізувати правові ситуації, що регулюються нормами спадкового права розвивати ...
7906. Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі 25.48 KB
  Всесвітня історія: Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі. Невська битва та Льодове побоїще. Початок збирання руських земель навколо Москви. Мета: створити умови для всебічного розуміння учнями всіх політичн...
7907. Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини 41 KB
  Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини Загальноприйнятим і простим є твердження, що людина не може жити без віри. Насамперед віру тлумачать якупевненість людини в існуванні якого-небудь явища, визнання його реальності. Віра...
7908. Загальні засади організації системи органів влади України 40 KB
  Загальні засади організації системи органів влади України У розділі І Конституції Загальні засади є низка важливих положень, які стосуються характеру і статусу організації державної влади. В ч. 1 ст. 5 Конституції встановлено: «Народ здійснює влад...
7909. Причини, характер, періодизація Другої світової війни 29.2 KB
  Причини, характер, періодизація Другої світової війни Більше, ніж півстоліття минуло з дня закінчення Другої світової війни, яка принесла людству чисельні жертви і руйнування. У цій війні брали участь понад 60 держав, на території яких проживало...
7910. Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм 26.28 KB
  Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм. Мета: розвивати готовність і потребу учнів до самопізнання і самореалізації своєї особистості визначити сутність понять стереотипи, толерантність формувати ...
7911. Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті 28.66 KB
  Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті Мета: дати знання про сутність понять інформація, ЗМІ, Інформаційна революція визначити основні види і функції ЗМІ розкрити роль ЗМІ у сучасному суспільному житті продовжити формування вмін...
7912. Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет 25.19 KB
  Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет Освіта в другій половині XIX ст.Чому освіту називають світлом життя? МЕТА:формувати вміння аналізув...