73550

Сущность информационного рынка как социально-экономического явления

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Сущность и определение понятия информационный рынок. Сущность и определение понятия информационный рынок Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие информационный рынок. Прежде чем перейти непосредственно к понятию информационный рынок необходимо обратиться к содержанию понятия рынок: Существует множество определений...

Русский

2014-12-17

106 KB

5 чел.

PAGE  4

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 1

Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления

Вопросы, рассматриваемые в лекции:

1. Сущность и определение понятия "информационный рынок".

2. Цели и задачи информационного рынка

3. Области и сектора информационного рынка

1. Сущность и определение понятия "информационный рынок"

Одним из основных понятий современной рыночной экономики является  понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка оказывает существенное влияние на развитие, прежде всего, производства и предпринимательства.

Прежде чем перейти непосредственно к понятию "информационный рынок", необходимо обратиться к содержанию понятия "рынок":

Существует множество определений:

Например, по мнению

Ф. Котлера,

рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: Прогресс, 1990.)

по определению

К.Р. Макконнелла и С Л. Брю, 

рынок – это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги  (Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс – принципы, проблемы, политика. - М: Прогресс, 1994.)

Мы становимся на следующем понятии:

Рынок – совокупность экономических отношений по поводу обмена жизненными благами,  или совокупность экономических отношений обмена.

При этом в основе совокупности экономических отношений обмена лежат экономические потребности людей (вызванные их естественными потребностями – в еде, комфорте,  и т.д.).

А что касается "обмена", то имеется в виду не всякий обмен, а лишь обмен товарами, т.е. возмездный обмен на базе стоимости товаров.

На "информационном рынке" предметом обмена является специфический товар – информация, точнее информационные продукты и услуги.

В настоящее время существует много определений понятия информационный рынок.

Так, например,  отдельные авторы понимают  информационный рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в  отдельном регионе,  государстве,  предлагающих различный информационный продукт  для сегментированной по интересам и потребностям аудитории это узкое понятие.

 

По мнению российского специалиста Петровой Е.А. (автора монографии "Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития", 2004 г.) –

"Информационным рынком", или рынком информации, являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями}, по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. 1) в приемлемой для потребителя форме и 2) в ограниченные сроки. 

Наиболее полно на наш взгляд содержательная сторона понятия информационный рынок представлена в следующем определении (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С.): 

Информационный рынок  система экономических, правовых и социально-психологических отношений, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции и возникающих в процессах обмена информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в связи с удовлетворением информационных потребностей. 

По определению российского учено В. Л. Тамбовцева, Информационный рынокэто пятый сектор,  в структуре современного рыночного хозяйства (после  

– (1) рынка потребительских благ        (иначе говоря рынка товаров),

– (2) рынка средств производства,

– (3) рынка труда,

– (4) рынков денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков.

Необходимо отметить, что информационный рынок следует рассматривать ИМЕННО как отдельный рынок.

Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (рынка труда, ценных бумаг, рынка средств производства и т. д.)..

Сходство Информационного рынка с рынками материальных товаров – структурное, формальное:

– есть субъекты и объект отношений;

– существует свой механизм ценообразования;

– так же как на рынках физических товаров от имени продавцов и покупателей могут выступать их представители, посредники;

– важны и сроки производства-поставки товара.

Вот и все общие черты, далее идут особенности.

Рынок информационных продуктов и услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерны для рынков обычных физических товаров и услуг.

Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рынок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему, особенности развития.

Объектом купли-продажи здесь является информации, знания о чем-либо или о ком-либо. Как любой другой товар, информация обладает полезностью. 

Но, как правило, потребитель не может заранее объективно оценить полезность информации. Сначала оценивается ее потенциальная полезность, тогда как peaльную полезность и затем потребительную стоимость он может оценить лишь в процессе ее потребления, использования, переработки.

Качество товара «информация» далеко не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно. Следует заметить, именно содержательные характеристики информации являются определяющими при принятии решений о ее покупке.

ОСОБЕННОСТЬЮ информационного рынка является, прежде всего, то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей товаром? Основатель кибернетики (это наука, разрабатывающая общие принципы автоматизации умственного труда) Н. Винер утверждал, например, что информация не сохраняется и непригодна для того, чтобы быть товаром.

На практике легко убедиться, что на большую часть циркулирующей в обществе информации вряд ли удастся найти покупателя. Взять, например, сообщения на бытовые темы.

В тоже время, значительную часть информации, в принципе пригодной для торговли, общество заинтересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений.

Это касается, прежде всего, информации, которую готовят и передают, например, службы погоды, службы охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. – Затраты на подготовку и распространение такой информации государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков.

2. Цели и задачи информационного рынка

Основные цели информационного рынка:

 – удовлетворить спрос на информацию, потребность в ней;

 – полностью реализовать информационный потенциал страны;

– наладить взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными информационными системами.

Информационный рынок – это не только возможность выгодно купить и продать информацию. Его создание должно способствовать решению таких задач, как:

– введение в оборот всех информационных ресурсов страны;

– повышение качества информации и услуг;

– пробуждение интереса к информации, повышение культуры ее потребления;

– создание информационных предпосылок для успешного развития рыночных отношений во всех сферах экономики и социальной жизни;

– объединение усилий органов научно-технической информации для укрепления экономики отдельных регионов и для экономической интеграции страны в целом;

– создание материальной базы для технического оснащения научно-информационной деятельности, обеспечение надежной социальной защиты всех категорий информационных работников, обеспечение защиты права собственности на информационную продукцию ее производителей;

– и др.

3. Области и сектора информационного рынка

Современный информационный рынок оформился к началу 90-х гг. Его можно разделить на три взаимодействующих области:

область рынка информационных услуг и продуктов (здесь представлены базы данных, доступные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде и др.);

–  область электронных сделок (электронная торговля, биржевые и финансовые операции – e-commerce широко);

–  область глобальной электронной коммуникации (организация работы сети).

Рынок информации и информационных услуг и продуктов

На мировом рынке информации и информационных услуг и продуктов можно выделить следующие основные сектора, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для Беларуси и России, и не зависят от каналов передачи информации (т.е. распространяются и на Интернет):

1. Сектор деловой информации охватывает:

– биржевую и финансовую информацию – информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

экономическую и социальную статистическую информацию – это числовая экономическая, демографическая, социальная информация предоставляемая в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, подготавливаемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями,  разработками и консалтингом в области рынков спроса;

коммерческую информацию – это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

– деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными службами.

2.   Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывает:

– профессиональную информацию – это специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.;

– научно-техническую информацию – это документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук;

– услуги организации доступа к первоисточникам (к копиям документов) – эти услуги реализуются через библиотеки и специализированные службы.

3.  Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

– новости и литературу – информацию служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

– потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использование – местные новости, погоду, расписания движения транспорта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену,   покупкам   и   продажам,   справочники  отелей   и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. Эта информация распространяется как в виде традиционных изданий, так и по каналам служб телевидения (телетекст, видеотекс), радиовещания, а в последние годы через компьютерные сети и, прежде всего, – Интернет.

4. Сектор социально-политической информации, направленный на обслуживание государственной власти и управления статистической, социальной, архивной и специальной информацией.

Следует отметить, что различия между выделенными секторами достаточно условны. Но, подобное разделение необходимо, так как позволяет определенным образом структурировать рынок, прежде всего, исходя из круга пользователей в сочетании с задачами, решаемыми ими.

Рынок электронных сделок

На мировом рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, системы заказа товаров и услуг, а также системы биржевых, банковских и расчетных операций.

Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен.

Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя. Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действительно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли.

Рынок электронных сделок в странах СНГ формируется с начала 80-х гг. и представлен, прежде всего:

– системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте;

– системами электронных банковских операций;

– электронными биржами;

– системами электронной торговли (ЭТ).

Рынок электронных коммуникаций

Большая часть услуг электронной коммуникации оказывается в рамках Интернет.

На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения:

– коммерческие и публичные сети передачи данных,

– системы электронной почты,

– коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК,

– телеконференции,

– электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т. п.

Эта область выделились из рынка услуг связи и в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется передаче информации вне зависимости от ее содержания, оказываемые услуги рынка электронных коммуникаций имеют более сильную связь с содержанием, которое выступает важным компонентом формирования спроса на них, и часто неотрывны от него, а также более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24426. Язык манипулирования данными, концепции и возможности языка SQL. Функции администратора баз данных 181.5 KB
  Перечисленные устройства передают кадры с одного своего порта на другой анализируя адрес назначения помещенный в этих кадрах. По адресу источника кадра коммутатор делает вывод о принадлежности узлаисточника тому или иному сегменту сети. Одновременно с передачей кадра на все порты коммутатор изучает адрес источника кадра и делает запись о его принадлежности к тому или иному сегменту в своей адресной таблице. При каждом поступлении кадра на порт коммутатора он прежде всего пытается найти адрес назначения кадра в адресной таблице.
24427. Адреса и сети Интернет. Архитектура и методы использования баз данных на Web 52 KB
  102–77 Стадии разработки: постановка задачи стадия Техническое задание; анализ требований и разработка спецификаций стадия Эскизный проект; проектирование стадия Технический проект; реализация стадия Технический проект. Проектирование. Процесс проектирование сложного ПО обычно включает: проектирование общей структуры – определение основных частей компонентов и их взаимосвязей по управлению и данным; декомпозицию компонентов и построение структурных иерархий в соответствии с рекомендациями блочноиерархического подхода;...
24428. Классификации сайтов. Сервисы Интернет 40.5 KB
  Сервисы Интернет. Классификация сайтов Все многообразие информации в интернете обозначаемой одним емким словом сайт можно условно разделить по: задачам сайта цели его создания и фунционирования коммерческий некоммерческий информационный рекламный поисковая система. объемности хоумпейдж сайтывизитки интернетпредставительства вебпорталы и т. Интернет сервисы: Пользователь работающий в Интернет имеет дело с несколькими различными видами услуг.
24429. Концепция и возможности XML-технологий 67 KB
  Концепция и возможности XMLтехнологий. XML Extensible Markup Language[1] это язык разметки описывающий объектов данных называемых XML документами. сам по себе XML не содержит никаких тэгов предназначенных для разметки он просто определяет порядок их создания. Таким образом если например мы считаем что для обозначения элемента rose в документе необходимо использовать тэг flower ; то XML позволяет свободно использовать определяемый нами тэг и мы можем включать в документ фрагменты подобные следующему: flower rose flower Набор...
24430. Архитектура стека TCP/IP. Протокол IP. Заголовок IP-пакета. IP-адресация 238.5 KB
  Заголовок IPпакета. В его задачу входит продвижение пакета между сетями от одного маршрутизатора до другого до тех пор пока пакет не попадет в сеть назначения. Заголовок IPпакета IPпакет состоит из заголовка и поля данных. Значение длины заголовка IPпакета также занимает 4 бита и измеряется в 32 битовых словах.
24431. Протокол ARP. Протокол ICMP. Протокол UDP 124 KB
  Протокол ARP. Протокол ARP: Для определения локального адреса MAC по IPадресу используется протокол разрешения адресов Address Resolution Protocol ARP. Существует два варианта работы APR: локальная сеть с поддержкой широковещания глобальная сеть без широковещения Рассмотрим работу протокола ARP в локальных сетях с широковещанием. Для решения этой задачи протокол IP обращается к протоколу ARP.
24432. Протокол TCP. Формат заголовка TCP 135.5 KB
  Протокол TCP. Формат заголовка TCP. TCP Transmission Control Protocol гарантированный протокол транспортного уровня с предварительным установлением соединения предоставляющий приложению надёжный поток данных дающий уверенность в безошибочности получаемых данных перезапрашивающий данные в случае потери и устраняющий дублирование данных. Протокол TCP взаимодействует через межуровневые интерфейсы с ниже лежащим протоколом IP и с выше лежащими протоколами прикладного уровня или приложениями.
24433. Принципы одноадресной маршрутизации. Структура и типы записей таблицы маршрутизации. Протоколы маршрутизации 72 KB
  Принципы одноадресной маршрутизации. Структура и типы записей таблицы маршрутизации. Протоколы маршрутизации. Полученная в результате анализа информация о маршрутах дальнейшего следования пакетов помещается в таблицу маршрутизации.
24434. Функционирование NAT. Функционирование Proxy 999 KB
  Диаграммы рисуют для визуализации системы с разных точек зрения. Теоретически диаграммы могут содержать любые комбинации сущностей и отношений. Всего UML предлагает девять дополняющих друг друга диаграмм входящих в различные модели: диаграммы вариантов использования; диаграммы классов; диаграммы пакетов: диаграммы последовательностей действий; диаграммы кооперации: диаграммы деятельностей: диаграммы состояний объектов: диаграммы компонентов: диаграммы размещения. Диаграммы вариантов использования.