73597

Современные технологии разработки программного обеспечения

Другое

Информатика, кибернетика и программирование

Приближение первое. MSF – методология разработки программного обеспечения от компании Microsoft, опирающаяся на практический опыт компании и описывающая управление людьми и управление процессами в ходе разработки решения. Взглянув на список программ, которые установлены на типовом персональном компьютере, нетрудно прийти к мысли, что практики, которые использовала Microsoft

Русский

2014-12-18

287 KB

14 чел.

УЧЕБНЫЙ КУРС

«Современные технологии разработки программного обеспечения»


Содержание

  1.  
    Вспоминая предыдущую лекцию

Наша предыдущая лекция была посвящена визуальному моделированию в процессе анализа и проектирования и основам языка UML.

При этом сначала в качестве введения мы кратко повторили:

  •  типовую схему решения задач с использованием вычислительной техники;
  •  основные положения алгоритмической и объектной декомпозиции;
  •  принципы объектного подхода к анализу и проектированию.

Далее мы обсудили, чем вызвана необходимость в визуальном моделировании программных систем и рассмотрели историю языка UML.

Затем была рассмотрена структура и основные понятия UML, представлена постановка учебной задачи, на которой далее будет иллюстрироваться изучаемый материал на протяжении всего курса (“Система бронирования билетов для авиакомпании”).

Наконец, мы подробно осветили средства UML для:

  •  визуального описания функциональной модели: актеры, варианты использования, диаграммы вариантов использования, диаграммы действия;
  •  описания структуры системы: классы, объекты и интерфейсы; пакеты, подсистемы и компоненты;
  •  описания отношений между элементами модели: зависимость, ассоциация, обобщение, реализация.
  1.  Введение в методологию MSF и историческая справка
    1.  Что такое методология?

“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова определяет понятие “Методология” как “Принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке” [12].

Применительно к разработке программного обеспечения это определение можно переформулировать так: “Методология есть принципы и способы организации деятельности проектной группы для создания программного продукта”.

Разберем формулировку на элементы, начиная с конца.

Во-первых, “программный продукт”. С этим понятием мы познакомились еще на первой лекции. Именно продукт является конечной целью в любой методологии. Отметим также, что в последнее время вместо термина “программный продукт” все чаще используют термин “решение” (“solution”), а компании-разработчики вместо фразы “мы поставляем программные продукты” все чаще говорят “мы поставляем (готовые) решения”.

Во-вторых, “проектная группа”. Синонимами, которые и мы нередко будем использовать, являются “команда разработчиков” или просто “команда”. В любом случае за этим скрывается коллектив людей, непосредственно занятых созданием “готового решения”. Именно люди являются точкой приложения любой методологии, поскольку, как уже сказано, в организации деятельности людей и состоит основное назначение методологий.

Таким образом, в оставшейся части курса речь пойдет о “святой троице”: проектная группа, программный продукт, методология.

  1.  Основные концепции методологии MSF

Теперь перейдем непосредственно к Microsoft Solutions Framework (MSF)1.

Приближение первое. MSF – методология разработки программного обеспечения от компании Microsoft, опирающаяся на практический опыт компании и описывающая управление людьми и управление процессами в ходе разработки решения. Взглянув на список программ, которые установлены на типовом персональном компьютере, нетрудно прийти к мысли, что практики, которые использовала Microsoft в своей работе, имеют под собой довольно весомые основания в виде множества выпущенных продуктов самой различной сложности, начиная от редактора Notepad и заканчивая операционными системами семейства Windows. В силу сказанного MSF не есть чисто теоретический взгляд на процесс разработки, напротив, методология предлагает не только концепции и модели, но и сугубо практические приемы и советы.

Приближение второе. MSF состоит из двух моделей и трех дисциплин. Они подробно описаны в пяти документах, так называемых “белых книгах” (“whitepapers”), каждый из которых охватывает определенную дисциплину или модель MSF:

  •  Модель процессов MSF
  •  Модель проектной группы MSF
  •  Дисциплина управления проектами MSF
  •  Дисциплина управления рисками MSF
  •  Дисциплина управления подготовкой MSF

Модель проектной группы мы подробно обсудим далее в этой лекции, модели процессов посвятим половину следующей. Что касается дисциплин, то мы потратим некоторое время на знакомство с управлением рисками и весьма детально изучим управление проектами. Управление подготовкой останется за рамками нашего курса (интересующихся отсылаем к соответствующей белой книге, доступной, например, на http://www.microsoft.com/rus/msdn/msf/default.mspx).

Приближение третье. MSF предлагает несколько оригинальных идей, с которыми мы подробно будем знакомиться далее, а пока просто перечислим их:

  •  Единое видение проекта
  •  Треугольник и матрица компромиссов
  •  “Проектная группа – команда равных”
  •  Управление рисками
  •  

В качестве комментария. Конечно, MSF не единственная методология разработки программных продуктов. Широко известна, например, технология Rational Unified Process (RUP) (см., например, http://ru.wikipedia.org/wiki/RUP), имеющая инструментальную поддержку в виде различных программных систем, наиболее известная из которых – Rational Rose (http://www-306.ibm.com/software/rational/) и предлагающая весьма сильно формализованный подход к процессу разработки. До версии 3.0 включительно MSF существенно отличалась от RUP – во-первых, намного меньшей формализованностью, во-вторых, не просто отсутствием инструментов, а скорее отсутствием необходимости в таких инструментах. Идеология MSF предполагала, что концепции, которые MSF предлагает разработчикам, могут и должны быть адаптированы к требованиям конкретного проекта. В последней версии (4.0) идеология MSF претерпела некоторые изменения, но об этом дальше.

  1.  Историческая справка2

В 1993 году, стремясь достичь максимальной отдачи от IT-проектов, компания Microsoft выпустила в свет пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению решений, построенных на основе своих технологий. Эти знания базировались на опыте, полученном Microsoft при работе над большими проектами по разработке и сопровождению программного обеспечения, опыте консультантов Microsoft и лучшем из того, что накопила на тот момент IT индустрия.

Вторая версия методологии датируется 1998 годом. Версия MSF 3.0 была представлена в 2001 году, а последняя – MSF 4.0 в 2005.

  1.  Источники информации

Источники, в которых можно почерпнуть информацию о методологии MSF, можно разделить на три типа:

  •  Основным источником, безусловно, являются белые книги (в настоящий момент доступные для версии MSF 3.0).
  •  Немало сведений можно найти на сайте компании Microsoft, включая разделы портала TechNet (http://www.microsoft.com/rus/technet/default.mspx).
  •  Кроме того, желающие могут прослушать курсы, связанные с MSF (например,
    [4, 5]).

Наконец, информация по последней версии MSF 4.0 может быть получена на http://msdn.microsoft.com/vstudio/teamsystem/msf.

  1.  Нововведения версии MSF 4.03

MSF 4.0 представляет собой эволюционное развитие предыдущей версии методологии. Тем не менее, изменений внесено довольно много. В этом разделе мы обсудим основные.

Прежде всего, в новой редакции методологии делается упор на то, что MSF – это не просто набор рекомендаций, MSF – это образ мыслей (mindsets)!

Рис. 5.1.  “Образ мыслей” MSF 4.0.
Источник
: MSF for Agile Software Development Process Guidance [15]

MSF предлагает стремиться к созданию культуры, которая бы помогала разработчикам успешно выполнять проекты. При этом под образом мыслей понимается набор ценностей, которые определяют, как мы интерпретируем ситуации и реагируем на них. Образ мыслей помогает членам команды принимать решения, приоритезировать работу, представлять свои роли в команде и взаимодействовать с другими участниками проекта.

  1.  Два направления в MSF 4.0

Важное нововведение состоит в том, что в MSF 4.0 произошло разделение методологии на два направления: MSF for Agile Software Development и MSF for CMMI Process Improvement.

Все оставшееся время в течение курса мы будем работать в рамках первого направления. Что касается второго, то он предлагает в существенной степени формализованный подход к процессу разработки, чем-то сближающийся с RUP. В частности, помогает организациям работать на третьем уровне модели CMMI (Capability Maturity Model Integration4). Если говорить кратко, MSF for CMMI Process Improvement – это строгий, документированный процесс, рассчитанный на большие команды и длительный процесс разработки, что предполагает больше верификации, больше планирования, процедуры утверждения, отслеживание потраченных ресурсов и т.д.

  1.  Основные положения MSF for Agile Software Development

MSF for Agile Software Development в определенной степени отражает тенденции последнего времени, связанные с появлением методологий, предлагающих максимально облегченный и гибкий подход к процессу разработки. Одним из примеров подобных методологий является Extreme Programming (XP5).

Agile направление в MSF ориентируется на небольшие команды (5-6 человек), предполагает, что информация о разрабатываемом продукте не просто выясняется в процесе разработки, а может и будет изменяться по ходу. Таким образом, первая рабочая версия системы должна быть создана как можно раньше, а сам продукт фактически проявляется из прототипов путем повторения итераций в цикле разработки.

Методология MSF содержит весьма много элементов, в частности:

  •  рекомендованные процессы создания IT-проектов;
  •  структуру итераций;
  •  роли членов команды;
  •  шаблоны документов (Excel, Word);
  •  шаблоны Microsoft Project;
  •  отчеты;
  •  портал проекта (шаблон сайта SharePoint).

MSF for Agile Software Development ориентирован на использование итеративной и эволюционной модели процесса разработки и основан на сценариях использования.

  1.  Инструментальная поддержка MSF 4.0

У MSF 4.0 в отличие от предыдущих редакций появилась инструментальная поддержка в среде разработки Microsoft Visual Studio 2005 Team System. Фактически среда Visual Studio 2005 может выступать теперь в качестве интегрирующего средства, из которого можно работать со всеми инструментами, обеспечивающими стадии процесса разработки от создания планов проекта до проведения различных видов тестирования, включая создание и выполнение тестовых сценариев.

  1.  Источники информации

К сожалению, с источниками информации по MSF 4.0 дела обстоят несколько хуже, чем по третьей версии. Наиболее полную информацию на данный момент можно получить на http://www.microsoft.com/msf.

  1.  Формирование команды. Модель проектной группы MSF for Agile Software Development6

В этом разделе мы рассмотрим, наверное, самую главную из отличительных черт MSF в сравнении с другими методологиями – модель проектной группы и принципы, положенные в основу построения команды.

  1.  Основные принципы построения команды

Методология MSF считает, что успешная работа команды над проектом существенным образом зависит от ее структуры и распределения зон ответственности ролевых групп (более подробно о составе проектной группы далее) внутри команды. Построение команды в MSF соответствует ряду ключевых концепций (key concepts), часть которых кажутся самоочевидными, другие чем-то сродни “ноу-хау”.

К самоочевидным можно отнести:

  •  Концентрация на нуждах заказчика (customer-focused mindset) – главный приоритет любой хорошо работающей проектной группы. Означает обязательное понимание бизнес-задач заказчика и стремление к их решению со стороны команды. Не менее важным является активное участие заказчика в проектировании решения и получение его отзывов в ходе процесса разработки.
  •  Нацеленность на конечный результат (product mindset) – каждый участник проектной группы должен рассматривать собственную работу в качестве самостоятельного проекта или же вклада в какой-либо больший проект. Установка на конечный продукт означает, что получению конечного результата проекта уделяется больше внимания, чем процессу его достижения. Из этого не следует, что сам процесс может быть плох или непродуман – просто он существует для получения конечной цели, а не ради себя самого.
  •  Установка на отсутствие дефектов (zero-defect mindset) – это стремление к высочайшему уровню качества. Она означает, что цель команды – выполнение своей работы с максимально возможным качеством, в идеале таким образом, что если от команды потребуют поставить результат завтра, она будет способна поставить что-то работающее. В успешной команде каждый сотрудник чувствует ответственность за качество продукта. Она не может быть делегирована одним членом команды другому или же от одной ролевой группы другой.

Концепции, которые в определенном смысле можно отнести к “ноу-хау” методологии MSF:

  •  “Проектная группа – команда равных” (teem of peers). Концепция означает равноправное положение каждой из ролей в команде. Чтобы достичь успеха в рамках команды равных, каждый из ее членов, независимо от роли, должен нести ответственность за качество продукта, понимать интересы заказчика и сущность решаемой бизнес-задачи. В то же время, принятие решения методом консенсуса между ролями не тождественно принятию решения методом консенсуса между сотрудниками. Каждая ролевая группа требует определенной организационной иерархии для распределения работы и управления ее ресурсами.
  •  Стремление к самосовершенствованию (willingness to learn) – это приверженность идее неустанного саморазвития посредством накопления опыта и обмена знаниями. Оно позволяет членам проектной группы извлекать пользу из отрицательного опыта сделанных ошибок, равно как и воспроизводить успехи, используя проверенные методы работы других людей. По окончанию основных фаз проекта и по завершению проекта в целом предполагается проведение открытых обсуждений его состояния и доброжелательный, но объективный анализ.

К концепции команды равных в MSF тесно примыкает идея о том, что каждая ролевая группа имеет зону ответственности и защищает интересы заинтересованных лиц из этой зоны (более подробно об этом далее).

Модель проектной группы в MSF может масштабироваться в зависимости от числа участников.

  1.  Ролевые группы и роли

Методология MSF основана на постулате о качественных целях, достижение которых определяет успешность проекта. Эти цели обуславливают модель проектной группы. В то время как за успех проекта ответственна вся команда, каждая из ее ролевых групп, определяемых моделью, ассоциирована с одной из целей и работает над ее достижением.

MSF for Agile Software Development выделяет 7 ролевых групп:

  •  Управление программой (program management)
  •  Архитектура продукта (architecture)
  •  Разработка (development)
  •  Тестирование (test)
  •  Управление выпуском (release operations)
  •  Удовлетворение потребителя (user experience)
  •  Управление продуктом (product management)

Рис. 5.2.  Модель команды в MSF 4.0 – ролевые группы.
Источник
: MSF for Agile Software Development Process Guidance [15]

и 6 ролей:

  •  менеджер проекта (project manager) – ролевая группа Управление программой
  •  архитектор (archrect) – ролевая группа Архитектура
  •  разработчик (developer) – ролевая группа Разработка
  •  тестер (tester) – ролевая группа Тестирование
  •  релиз-менеджер (release manager) – ролевая группа Управление выпуском
  •  бизнес-аналитик (business analyst) – ролевые группы Управление продуктом и Удовлетворение потребителя

Рис. 5.3.  Модель команды в MSF 4.0 – роли.
Источник
: MSF for Agile Software Development Process Guidance [15]

  1.  Зоны ответственности ролевых групп

Каждая ролевая группа в команде имеет зону ответственности (advocacy), в которой роль из этой группы имеет решающий голос.

  •  Управление программой – отвечает за управление проектом, за то, что ожидания заинтересованных сторон будут верно поняты и проведены через проект.
  •  Архитектура продукта – отвечает за систему в целом, вырабатывает архитектуру решения, включая сервисы, технологии и стандарты, которые будут использованы в ходе работы над решением.
  •  Разработка – отвечает за проектирование и осуществление реализации.
  •  Тестирование – отвечает за качество решения с точки зрения заказчика и будущих пользователей.
  •  Управление выпуском – отвечает за гладкое внедрение решения в инфраструктуру заказчика.
  •  Удовлетворение потребителя – отвечает за понимание потребностей пользователей и их надлежащую реализацию в решении.
  •  Управление продуктом – отвечает за понимание того как, и успешное получение бизнес-отдачи от внедрения разрабатываемого решения, которое в результате сможет получить заказчик.
    1.  Задачи ролевых групп и взаимодействие с заинтересованными лицами

Для каждой ролевой группы, помимо зоны ответственности, определены заинтересованные стороны, как внутри, так и вне команды, с которыми группа должна взаимодействовать и чьи интересы представлять/отстаивать при принятии решений.

Управление программой

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  управляет процессом разработки с целью получения готового продукта в отведенные сроки;
  •  регулирует взаимоотношения и коммуникацию внутри проектной группы;
  •  следит за временным графиком проекта и готовит отчетность о его состоянии;
  •  разрабатывает, поддерживает и исполняет сводный план и календарный график проекта;
  •  организует управление рисками.

Архитектура продукта

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  формулирует спецификацию решения и разрабатывает его архитектуру;
  •  определяет структуру развертывания (внедрения) решения.

Разработка

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  определяет детали физического дизайна;
  •  оценивает необходимые время и ресурсы на реализацию каждого элемента дизайна;
  •  разрабатывает или контролирует разработку элементов;
  •  подготавливает продукт к внедрению;
  •  консультирует команду по технологическим вопросам.

Тестирование

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  обеспечивает обнаружение всех дефектов;
  •  разрабатывает стратегию и планы тестирования;
  •  осуществляет тестирование.

Управление выпуском

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  представляет интересы отделов поставки и обслуживания продукта;
  •  организует снабжение проектной группы;
  •  организует внедрение продукта;
  •  вырабатывает компромиссы в управляемости и удобстве сопровождения продукта;
  •  организует сопровождение и инфраструктуру поставки.

Удовлетворение потребителя

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  представляет интересы потребителя в команде;
  •  организует работу с требованиями пользователя;
  •  определяет компромиссы, относящиеся к удобству использования и потребительским качествам продукта;
  •  определяет требования к системе помощи и её содержание;
  •  разрабатывает учебные материалы и осуществляет обучение пользователей.

Управление продуктом

Ролевая группа выполняет следующие задачи:

  •  выступает в роли представителя заказчика;
  •  организует работу с требованиями заказчика;
  •  формирует ожидания заказчика;
  •  формирует общее видение и рамки проекта;
  •  определяет компромиссы между параметрами “возможности продукта / время / ресурсы”;
  •  организует маркетинг;
  •  разрабатывает, поддерживает и исполняет план коммуникаций.
    1.  Рекомендации по возможному объединению ролей

Модель проектной группы в MSF может масштабироваться в зависимости от числа участников. Масштабирование модели проектной группы MSF for Agile Software Development на случай больших команд выходит за рамки нашего курса. Мы рассмотрим ситуацию, когда один человек может выполнять в проектной группе несколько ролей (небольшая команда, относительно несложный проект).


В этом случае MSF предлагает рекомендации по возможному объединению ролей. Рассмотрим их в виде таблицы.

Архитектура продукта

Управление продуктом

Управление программой

Разработка

Тестирование

Удовлетворение потребителя

Управление выпуском

Архитектура продукта

Нет

Да

Да

Не желательно

Не желательно

Не желательно

Управление продуктом

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Не желательно

Управление программой

Да

Нет

Нет

Не желательно

Не желательно

Да

Разработка

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Тестирование

Не желательно

Да

Не желательно

Нет

Да

Да

Удовлетворение потребителя

Не желательно

Да

Не желательно

Нет

Да

Не желательно

Управление выпуском

Не желательно

Не желательно

Да

Нет

Да

Не желательно

  1.  Учебный пример. Формирование команды

Применим полученные знания к сформулированному на предыдущей лекции учебному примеру “Система бронирования билетов для авиакомпании”.

Пусть проектная группа состоит из 6 человек. Представим возможное распределение ролей, позволяющее выполнить поставленную в учебном примере задачу.

Несмотря на то, что модель проектной группы MSF выделяет ровно 6 ролей, идею о том, чтобы каждому участнику нашей команды выдать по одной роли и на этом успокоиться, следует оставить, как в корне неверную. При таком подходе, мы должны будем взвалить тяжесть разработки системы на одного человека, что, конечно же, не приведет к успеху. Отсюда очевидно, что разработчиков должно быть больше одного, а остальные роли придется совмещать. Как именно, сейчас обсудим.

Во-первых, следуя рекомендациям MSF по объединению ролей, дадим одному из разработчиков еще и роль архитектора.

Во-вторых, отбросим в сторону другую крайность – разработчиками не могут быть все. Отдельный участник команды должен заниматься тестированием. Ему же можно выдать “в нагрузку” роль бизнес-аналитика.

Незадействованными остались ролевые группы “Управление программой” и “Управление выпуском”. Соответственно роли менеджер проекта и релиз-менеджер достаются еще одному участнику.

В итоге получаем следующее (возможное) распределение:

  •  Участник 1 – менеджер проекта и релиз-менеджер
  •  Участник 2 – архитектор и разработчик
  •  Участник 3 – бизнес-аналитик и тестер
  •  Участник 4 – разработчик
  •  Участник 5 – разработчик
  •  Участник 6 – разработчик
  1.  Что дальше?

Тема следующей лекции – Управление рисками и модель процессов в MSF.

  1.  Литература
  2.  Модель процессов MSF. Белая книга, 2003, перевод eLine Software.
  3.  Дисциплина управления рисками MSF. Белая книга, 2003, перевод eLine Software.
  4.  Модель проектной группы MSF. Белая книга, 2003, перевод eLine Software.
  5.  1846A: Microsoft Solutions Framework Essentials. Microsoft Official Course, 2002
  6.  2710B: Analyzing Requirements and Defining Microsoft .NET Solutions Architecture. Microsoft Official Course, 2003
  7.  С. Якимчук. MSF – философия создания IT-решений или голые амбиции лидера, 2004: [http://www.citforum.ru/SE/project/msf/].
  8.  Алистер Кокбёрн. Каждому проекту своя методология:
    [
    http://software-testing.ru/lib/cockburn/methodology-per-project.htm]
    (перевод статьи
    Alistair Cockburn. Methodology per project: [http://alistair.cockburn.us/index.php/Methodology_per_project]).
  9.  MSF Process Model. White paper, 2002 Microsoft Corporation.
  10.  MSF Risk Management Discipline. White paper, 2002 Microsoft Corporation.
  11.  MSF Team Model. White paper, 2002 Microsoft Corporation.
  12.  http://www.microsoft.com/msf
  13.  С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Изд-во “Азъ”, 1992
  14.  www.wikipedia.org
  15.  А. Терехов, А. Ложечкин. Microsoft Solutions Framework 4.0 – опыт Microsoft по организации командной разработки. Презентация с Microsoft Платформа 2006
  16.  MSF for Agile Software Development Process Guidance: [http://go.microsoft.com/fwlink/?linkid=63524]

1 По материалам www.wikipedia.org и статьи [6]

2 Источники: “Microsoft Solutions Framework” – материал из Википедии (www.wikipedia.org), презентация [14]

3 Раздел подготовлен с использованием материалов презентации [14].

4 Дополнительная информация может быть получена на http://www.sei.cmu.edu/cmmi/

5 http://www.extremeprogramming.org/

6 Основными источниками материалов раздела являются белая книга [3] и руководство [15].

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5098. Методы проектирования вихревых горелок различного назначения 980 KB
  Характеристики закрученных потоков Сильное влияние закрутки на инертные и реагирующие течения хорошо известно и изучается на протяжении многих лет. Когда эффект закрутки оказывается полезным, конструктор старается создать закрутку, наиболее подхо...
5099. Шифрование методом Поросячья латынь 239.16 KB
  Шифрование методом Поросячья латынь Введение Шифрование — это способ сокрытия исходного смысла сообщения или другого документа, обеспечивающей искажение его первоначального содержимого. Преобразование обычного, понятного содержимого в код...
5100. Создание консольных приложений в среде Visual C++ 52.5 KB
  Цель работы: закрепление основных теоретических положений, изложенных в лекциях по курсу Программирование на языках высокого уровня, отработка навыков практического программирования в среде VisualC++ при создании консольных программ, в...
5101. Системное программирование. Конспект лекций 1.79 MB
  Конспект лекций Системное программирование Лекция. Об ассемблере Интересно проследить, начиная со времени появления первых компьютеров и заканчивая сегодняшним днем, за трансформациями представлений о языке ассемблера у программистов. Когд...
5102. Історія України курс лекцій. Україна в 20–30-ті роки ХХ ст. 60.17 KB
  Історія України курс лекцій Україна в 20-ті роки ХХ ст. Політичне і соціально-економічне становище України після завершення революції та громадянської війни Після завершення революції і громадянської війни політичне і соціально – ...
5103. Галицько-Волинське князівство 72 KB
  Галицько-Волинське князівство. Галицько-Волинське князівство – загальна характеристика. Перші князі. Данило Галицький. Боротьба за князівство. Боротьба з татарськими людьми. Спадкоємці Данила Галицького Під ударам...
5104. Методика преподавания математики в средней школе 41.86 KB
  Методика преподавания математики в средней школе. Основные требования к уроку математики. Анализ структуры урока показывает, что ведущую роль в ней играет цель урока: именно цель урока определяет его структуру, задает отношение между этапами урока, ...
5105. Генетика бактерий. Рекомбинации у бактерий и их особенности 52 KB
  Генетика бактерий Особенности организации ядерного аппарата бактерий: морфологические биохимические. Состав бактериального генома: хромосома, плазмиды подвижные генетические элементы (IS-элементы, транспозоны, и...
5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...