73628

Статистика результатов экономической деятельности

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Понятие промышленной продукции и ее видов по степени готовности. Стоимостные показатели объема производства продукции. Факторный анализ изменения объема производства продукции. Анализ динамики производства продукции индексным методом.

Русский

2014-12-18

101.5 KB

2 чел.

PAGE  3

Тема 5. Статистика результатов экономической деятельности

[0.1] 5.1. Система показателей результатов экономической деятельности

[0.2] 5.2. Понятие промышленной продукции и ее видов по степени готовности

[0.3] 5.3. Стоимостные показатели объема производства продукции

[0.4] 5.4. Факторный анализ изменения объема производства продукции

[0.5] 5.5. Анализ динамики производства продукции индексным методом

[0.6] 5.6. Анализ степени выполнения производственной программы

5.1. Система показателей результатов экономической деятельности 

В условиях рыночных отношений как исторически сложившейся формы организации общества сфера производства представляется деятельностью, в результате которой образуется экономическое благо. В соответствии с международными стандартами с 1993 г. в границы общественного производства включается открытая (официальная) и теневая экономика.

Экономическое благо принимает форму продукта (товара) или услуги. Продукт – результат общественно полезного труда, выраженный в материально-вещественной форме. Услуга – это экономическое благо, не имеющее натурально-вещественной формы, процесс производства которого совпадает с процессом его потребления. Не включаются в сферу производства владение активами (даже если это приносит доход) и результаты естественного роста растений и животных, происходящего без участия человека.

В отечественной статистике результаты экономической (производственной) деятельности принято делить на:

  •  товары (продукты, принимающие форму товара или не принимающие форму товара);
  •  услуги материального характера (или материальные услуги);
  •  услуги нематериального характера (или нематериальные услуги).

Современная система стоимостных показателей продукции универсальна и носит сквозной характер. Для микро- и мезоуровня – это, прежде всего, выпуск (валовой выпуск), валовая добавленная стоимость, чистая добавленная стоимость, а для экономики в целом – валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт.

Выпуск (валовой выпуск) – это стоимость товаров и услуг, являющихся результатом экономической (производственной) деятельности хозяйствующих субъектов-резидентов за рассматриваемый период. Различают два типа выпуска: рыночный и нерыночный.

Рыночный выпуск включает товары и услуги:

  •  реализуемые по экономически значимым ценам;
  •  обмениваемые по бартеру на другие товары (услуги) или на активы;
  •  предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
  •  поставляемые другим структурным подразделениям того же предприятия (находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельными учетными единицами).

Кроме того, в рыночный выпуск входит готовая продукция и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителей и предназначенные для рыночного использования.

Нерыночный выпуск включает товары и услуги:

  •  производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные и использованные фермерами, личными подсобными хозяйствами; строительство хозяйственным способом);
  •  предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим единицам (бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления и др.).

В нерыночный выпуск входят также готовая продукция и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.

Рыночный выпуск рекомендуется оценивать в основных ценах. Основная цена – цена, по которой производитель реализует товары и услуги, исключая любые подлежащие уплате налоги на продукты и включая субсидии на продукты. Товары и услуги, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги.

Нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.

Валовая добавленная стоимость рассчитывается как разность между выпуском и промежуточным потреблением.

Промежуточное потребление – это стоимость товаров (за исключением инвестиционных) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает:

  •  затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.;
  •  оплату работ и услуг, представленных другими единицами и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, рекламные расходы, услуги банков, страхования, юристов, консультантов и др.);
  •  расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц.

Чистая добавленная стоимость равняется валовой добавленной стоимости за вычетом потребления основного капитала (основных фондов).

На макроуровне система показателей продукции завершается показателем валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующим конечный результат экономической деятельности в стране.

В статистической практике различают три метода исчисления ВВП: производственный метод, метод формирования ВВП по источникам доходов и метод конечного использования.

1 Производственный метод исчисления ВВП предполагает определение ВВП в основных (ВВПо) и в рыночных ценах (ВВПр). ВВП в основных ценах:

ВВПо = ΣВДС

Здесь ВДС – валовая добавленная стоимость по секторам или отраслям экономики, рассчитываемая как разница между валовым выпуском (ВВ) и промежуточным потреблением (ПП):

ВДС = ВВ – ПП

Термин «валовая» означает, что при исчислении показателя добавленной стоимости из выпуска не вычитается потребление основного капитала, которое, так же как и стоимость других потребленных в производстве товаров и услуг, является результатом производственной деятельности предшествующих периодов.

Поскольку выпуск измеряется в основных ценах, валовая добавленная стоимость также оценивается в основных ценах.

Для определения ВВП в рыночных ценах сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики корректируется на величину чистых налогов на продукты и импорт (ЧН):

ВВПр = ВДС + ЧН,

где ЧН – чистые налоги на продукты и импорт, рассчитываемые как разница между налогами на продукты и импорт и соответствующими субсидиями.

2. Распределительный метод исчисления ВВП отражает стадию формирования доходов. Согласно этому методу ВВП может быть исчислен как сумма первичных доходов, подлежащих распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы являются компонентами добавленной стоимости текущего периода, созданной в процессе производства. К ним относятся следующие доходы от производства:

  •  оплата труда наемных работников (ОТ), определяемая как вознаграждение в денежной и натуральной форме, выплачиваемое наемным работникам за работу, выполненную в течение текущего периода.
  •  чистые налоги на производство и импорт (ЧНПИ), являющиеся доходами государства. В этом элементе учитываются не только налоги и субсидии на продукты, но и другие налоги на производство, которыми облагаются производственные единицы как участники процесса производства (исключая налоги на прибыль и другие доходы);
  •  валовая прибыль и валовые смешанные доходы (ВП), полученные экономическими единицами в результате их участия в производстве до выплаты дивидендов по акциям, процентов по вкладам, ренты за пользование землей и т.п.

ВВП = ОТ + ВП + ЧНПИ

Данный метод расчета ВВП используется для анализа его стоимостной структуры.

3. Исчисление ВВП методом конечного использования. Согласно этому методу ВВП представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта (сальдо Экспорт – Импорт):

ВВП = КП +ВН + (Э – И)

Под конечным потреблением понимается использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом.

Валовое накопление складывается из валового накопления основного капитала и изменения запасов материальных оборотных средств.

Валовое накопление основного капиталаэто вложение средств институциональными единицами-резидентами в объекты основного капитала с целью получения экономической выгоды от использования их в производстве в последующих периодах. Оно выражается в увеличении стоимости основного капитала институциональных единиц за счет приобретения (за вычетом выбытия) новых и существующих основных фондов.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.

Чистый экспорт представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

На макроуровне сводным показателем доходов является валовой национальный доход (ВНД):

ВНД =ВВП + ∆ПД,

где ПД – сальдо первичных доходов (поступающих из-за границы и переданных за рубеж).

Первичные доходы представляют собой доходы, поступающие хозяйствующим субъектам как компенсация за факторы производства. Прежде всего, это – оплата труда, прибыль, смешанный доход, доходы от собственности.

Теоретически более адекватной характеристикой результатов экономической деятельности является чистый внутренний продукт (ЧВП):

ЧВП = ВВП – ПОК,

где ПОК – потребление основного капитала (в российской экономической практике рассчитывается как сумма годовых амортизационных отчислений и недоамортизированной стоимости выбывших основных фондов).

Определение величины потребления основного капитала требует достаточно сложных расчетов на основе детальной информации о вложениях в основной капитал, сроках службы и износе основных фондов за длительное время, что пока доступно не всем странам. Кроме того, даже те страны, которые производят такие расчеты, используют неодинаковые методические приемы расчетов. Поэтому данные по ВВП (а не по ЧВП) более доступны и сравнимы между странами (и между территориями внутри страны). Поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем ЧВП.

ВВП рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны и широко используется для определения уровня, пропорций, темпов развития экономики, оценки успешности или недоработок в экономической политике правительства, проведения международных сравнений уровней экономического развития стран и регионов.

Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам.

5.2. Понятие промышленной продукции и ее видов по степени готовности

Продукцией промышленности называют продукты и услуги, произведенные на промышленных предприятиях и предназначенные для реализации их за пределы этих предприятий. При этом различают понятия валовой и товарной продукции. Товарная продукция в общем виде включает все виды товаров, вышедшие в данном периоде за границы производства предприятия, а валовая – помимо этого учитывает также потенциал производства продукции, созданный в данном периоде.

Различия между указанными видами продукции прежде всего связаны с разной степенью ее готовности. Выделяют три стадии готовности продукции.

1) Готовая продукция – это изделия, полностью прошедшие все стадии обработки в рамках данного производства, имеют товарную форму, подлежат хранению в течение нормативного срока.

2) Полуфабрикаты – продукция, прошедшая основные стадии обработки в рамках данного производства, предназначенная, в основном, для использования на данном предприятии, но ее можно реализовать за пределы данного предприятия, так как она имеет черты товарности: подлежит некоторому хранению, может иметь сбыт.

3) Незавершенное производство – продукция, находящаяся в стадии обработки, черт товарности не имеет, не может быть реализована за пределы предприятия.

[Пример: продукция хлебозавода:

готовая продукция – хлебобулочные изделия;

полуфабрикат – тесто;

незавершенное производство – замешиваемое тесто, изделия в процессе выпечки]

Таким образом, товарная продукция в общем виде включает готовую продукцию и реализованные на сторону полуфабрикаты, а валовая – готовую продукцию, реализованные на сторону полуфабрикаты, а также разницу остатков полуфабрикатов и незавершенного производства.

Измерение объёма продукции в натуральных и условно-натуральных единицах.

5.3. Стоимостные показатели объема производства продукции

Основными стоимостными показателями продукции промышленности являются следующие:

1.Валовой оборот – это объём продукции, произведённой за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия независимо от того, потреблена эта продукция в других его промышленно-производственных цехах или отпущена за пределы предприятия.

Валовой оборот не является показателем собственно объема продукции, он отражает размеры производства и служит основой исчисления показателей продукции при использовании для этой цели заводского метода.

2. Валовая продукция (валовой выпуск) – это объём конечного результата промышленно- производственной деятельности за изучаемый период. Объём валовой продукции (валового выпуска) можно исчислить на основе валового оборота (валовой оборот минус внутризаводской оборот).

Под внутренним оборотом понимают часть изделий и полуфабрикатов своего изготовления, использованных на промышленно-производственные нужды в своём предприятии.

На предприятиях стоимость валовой продукции (валового выпуска) заводским методом исчисляют также путём суммирования следующих элементов.

  •  Готовые изделия, выработанные в отчётном периоде основными и побочными цехами предприятия, как из своего материала, так и из материала заказчика.
  •  Полуфабрикаты своего производства, отпущенные в отчётном периоде на сторону.
  •  Продукция, изготовленная в подсобных и вспомогательных цехах, отпущенная в отчётном периоде на сторону.
  •  Работы промышленного характера, выполненные в отчётном периоде по заказам на сторону.
  •  Изменение за отчётный период остатков полуфабрикатов своего производства.
  •  Изменение за отчётный период остатков продукции, изготовленной в подсобных и вспомогательных цехах.
  •  Изменение за отчётный период остатков незавершенного производства в тех отраслях, где оно включается в валовую продукцию.
  •  Внутризаводской оборот в тех особых случаях, когда он включается в валовую продукцию.

3. Товарная продукция – это произведённая в отчётном периоде продукция, отпущенная или предназначенная к отпуску за пределы предприятия. В неё не включают изменение стоимости остатков спец-инструментов, полуфабрикатов и незавершенного производства.

4. Реализованная продукция может измеряться двумя способами:

  •  реализация по оплате – это объём той продукции, которая оплачена покупателем независимо от того, передана ли ему фактически или нет;
  •  реализация по отгрузке – это объём той продукции, которая отпущена покупателю, независимо от того, оплачена она или нет.

5. Чистая продукция (чистая добавленная стоимость) – это валовая продукция за вычетом стоимости материальных затрат на производство.

6. Условно-чистая продукция (конечная продукция или валовая добавленная стоимость) – это чистая продукция плюс амортизационные отчисления.

5.4. Факторный анализ изменения объема производства продукции

Важной задачей статистики является определение прироста продукции по факторам. Расчёт факторных приростов производится следующим образом:

Абсолютный прирост продукции (общий)

=

Стоимость продукции, произведенной в отчетном  периоде

Стоимость продукции, произведенной в базисном периоде

в том числе:

Прирост продукции за счет увеличения численности работников

=

Численность работников в отчетном периоде

Численность работников в базисном периоде

×

Выработка продукции на 1 рабочего или за один человеко-день, (человеко-час) в базисном периоде

Прирост продукции за счет увеличения производительности труда

=

Выработка продукции на 1 рабочего в отчетном периоде

Выработка продукции на 1 рабочего в базисном периоде

×

Численность работников (отработанное время) в отчетном периоде

5.5. Анализ динамики производства продукции индексным методом

Одной из важнейших задач статистики является изучение динамики производства продукции. Динамика изучается с помощью системы индексов. Главное место в этой системе занимают индексы физического объёма, характеризующие изменение объёма выпуска продукции во времени. Индексы бывают индивидуальные и общие. Индивидуальный индекс физического объёма характеризует изменение объёма производства одного продукта.

Индивидуальный индекс =

где  q1 и q0 – объём в натуральном выражении отчетного и базисного периодов.

Общий индекс физического объёма характеризует изменение нескольких видов продукции. В статистической практике применяются следующие формулы индексов.

Индекс физического объёма в сопоставимых ценах. =

Индекс стоимости продукции в текущих ценах =   

Среднеарифметический индекс физического объёма продукции =  

Символика трёх индексов означает следующее :

 q1 и  q 0 – количество продукции в отчётном и базисном периодах ;

 p1   и  p 0 – цена единицы продукции в отчётном и базисном периодах ;

 iq   - индивидуальный индекс количества, представляющий относительную величину  по каждому виду продукции.  

5.6. Анализ степени выполнения производственной программы

Выполнение плана по объему исчисляется путем деления стоимости фактически произведенной продукции на стоимость продукции, предусмотренной плановым заданием.

Показатель выполнения плана по объему

=

Стоимость фактического выпуска продукции

× 100

Стоимость выпуска продукции по плану

Однако оценивать работу промышленных предприятий только по объему продукции было бы неправильным. Предприятия обязаны выполнять план производства не только по объему, но и по ассортименту. Процент выполнения плана по ассортименту исчисляется следующим образом:

Показатель выполнения плана по ассортименту

=

Стоимость фактического выпуска продукции (взятого не выше плана)

× 100

Стоимость выпуска продукции по плану

Таким образом, процент выполнения плана по ассортименту не может быть больше 100. Этот показатель отражает степень выполнения договорных отношений.

Расчет показателей выполнения плана по объему и ассортименту рассмотрим на следующем примере (ден.ед.).

Изделия, №

Стоимость выпуска продукции по плану

Стоимость фактического выпуска продукции

Стоимость фактического выпуска продукции в пределах плана

1

200

400

200

2

400

200

200

3

600

600

600

Всего

1200

1200

1000

Отсюда:

1. Показатель выполнения плана по объему: 1200 : 1200 × 100 = 100,0 %

2. Показатель выполнения плана по ассортименту: 1000 : 1200 × 100 = 83,3 %

Таким образом, при выполнении планового задания по объему в размере 100,0 %, имеет место недовыполнение плана по ассортименту в размере 16,7 %. Следовательно, предприятие нарушило договорные отношения.

Выполнение плана по объему и ассортименту дополняются показателем выполнения плана по комплектности выпуска продукции. Этот показатель исчисляется по следующей формуле.

Показатель выполнения плана по комплектности

=

Количество комплектов, сборка которых обеспечивается всеми выпущенными деталями

× 100

Количество комплектов по плану

Следовательно, этот показатель представляет собой наименьший, процент выполнения плана по определенной детали, входящей в собираемый узел (агрегат).

Чтобы успешно выполнялся план производства продукции по объему, ассортименту и комплектности важна ритмичная работа предприятия. При анализе ритмичности или неритмичности на предприятиях строят динамические ряды выпуска продукции и их данные отображают графически.

В зависимости от типа производства применяют часовые, сменные, суточные, пятидневные и декадные графики. Ритмичность и аритмичность выпуска продукции выражается и определяется с помощью коэффициентов, которые вычисляется по следующим формулам:

Коэффициент ритмичности:

КРИТМ =

где аi – фактический выпуск продукции за i-тый отрезок времени, взятый в пределах не выше планового задания;

Аi – запланированный выпуск продукции за тот же отрезок времени;

n – число отрезков времени в анализируемом периоде.

Если коэффициент ритмичности меньше единицы, имеет место неритмичная работа предприятия. В этих случаях статистика рассчитывает коэффициент аритмичности, который имеет следующий вид:

КАРИТМ = 1 – КРИТМ

При неритмичной работе образуется объем недоданной, согласно планового задания, продукции. Он рассчитывается следующим образом:

QНЕД = QПЛ × КАРИТМ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39156. Ассортимент и контроль качества персональных компьютеров и их комплектующих в магазине Северного филиала компании R-Style в г.Нижневартовск Ханты-Мансийского АО 949.46 KB
  Процесс взаимодействия человека с ЭВМ насчитывает уже более 40лет. До недавнего времени в этом процессе могли участвовать только специалисты-инженеры, математики - программисты, операторы. В последние годы произошли кардинальные изменения в области вычислительной техники. Благодаря разработке и внедрению микропроцессоров в структуру ЭВМ появились малогабаритные
39157. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры компьютерного рынка в г. Петропавловске-Камчатском 299.75 KB
  Даже десять лет назад мало кто мог себе представать что практически у половины работающего населения будут в домашнем пользовании персональные компьютеры. Причем этот процесс лавинно продолжается и очень велика вероятность того что современные вычислительные системы скоро появятся в каждом доме. 3 Анализ ассортиментного ряда Для того чтобы полностью понять и правильно охарактеризовать рынок компьютерных продаж необходимо проанализировать все разнообразие компьютеров и компьютерных комплектующих которые продают фирмы. Служат для тех...
39158. Классификация компьютеров и их систем 1.44 MB
  Компьютер (англ. computer — «вычислитель»), электронная вычислительная машина (ЭВМ) — вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации.
39159. Основные этапы развития компьютерной техники. Сравнительные характеристики компьютеров разных поколений 184.61 KB
  Сравнительные характеристики компьютеров разных поколений. Возникновение и развитие персональных компьютеров. Новые виды ПК Возникновение и развитие персональных компьютеров. Для того чтобы лучше представить чем же всетаки персональные компьютеры отличаются от других электронновычислительных машин начнем рассматривать историю возникновения ПК с момента появления первых ЭВМ не забывая при этом более ранние достижения в истории вычислительной техники благодаря которым...
39160. Дослідження механізму управління кредитною діяльністю в комерційному банку «Кредитпромбанк» 1.07 MB
  Теоретичні засади управління кредитною діяльностю банку 1.1 Сутність та причини кредитної діяльності банку 1.2 Особливості формування кредитного портфелю банку 1.3 Система управління кредитним портфелем банку Розділ 2.
39161. Технические характеристики компьютера 82.74 KB
  рРхарактеристика компьютера измеряется в битах; она показывает сколько двоичных разрядов битов информации обрабатывается или передается за один такт работы микропроцессора а также сколько двоичных разрядов может быть использовано для адресации оперативной памяти; компьютеры могут быть соответственно 8ю 16 32 и 64разрядными; . емкость оперативной памяти измеряется в Мбайтах и поставляется в виде модулей имеющих 2 4 8 16 32 64 128 256 и более Мбайт разрабатываются модули емкостью 1Гбайт; . емкость...
39162. Организация коммерческой деятельности предприятия розничной торговли на региональном рынке компьютеров и комплектующих на примере ООО «Фор-Т» 14.77 MB
  4 Разработка ассортиментного перечня предприятия Заключение Список литературы Приложения Введение Актуальность темы ВКР объясняется тем что рынок компьютерного оборудования и комплектующих –это стремительно развивающийся рынок в России и во всем мире. Отсюда можно представить что коммерция не ограничена заранее заданными пределами и постоянно расширяет свои возможности и поле деятельности в торговле. Технический прогресс обуславливает частую замену запасных частей компьютера что свидетельствует о востребованности компьютерных...
39163. Принцип действия бытовой электроники 4.32 MB
  Малые габариты и масса обусловленные как меньшим выделением тепла на регулирующем элементе так и меньшими габаритами трансформатора благодаря тому что последний работает на более высокой частоте. Максимум что могла поддерживать PC1 без использования плат расширения 64К памяти. Обычно хотят поставить более быстрый процессор что и ведет к замене материнской платы. Управляющая логика возбуждает специальные стробирующие сигналы чтобы указать получателю когда ему следует принимать данные.
39164. Мобильные персональные компьютеры: виды, варианты исполнения, их сравнение 246.74 KB
  Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов. Desktop Replcement 14 –16 дюймов –массовые ноутбуки специального названия для данной категории ноутбуков не предусмотрено 11 –133 дюйма –субноутбуки 7 –121 дюйма –нетбуки. Классификация на основе назначения ноутбука и технических характеристик устройства: Бюджетные ноутбуки Ноутбуки среднего класса Бизнесноутбуки Мультимедийные ноутбуки Игровые ноутбуки Мобильная рабочая станция...