73645

Интерфейс ведения журнала кардиологических операций

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Компьютеризация медицины идет по самым разным направлениям. На данный момент налицо все технические предпосылки для этого - наличие надежных сетей, серверов, компьютеризированного медицинского инструментария и пр. Большое число медицинских работников активно использует в своей работе самые разнообразные возможности вычислительной техники.

Русский

2015-01-19

969 KB

0 чел.

Интерфейс ведения журнала кардиологических операций


Введение

Работа посвящена реализации интерфейса ведения операционного журнала по имплантации кардиостимуляторов. Журнал позволяет представлять информацию графически и в текстовой форме для ускорения работы врачей и улучшения восприятия визуализируемой информации.

Данный интерфейс создан на базе деятельностного подхода, основанного на теории деятельности, разработанной отечественными психологами в середине прошлого столетия.

В нашей работе при описании деятельностного подхода и инструментальных интерфейсов используются материалы из работы [1].

В настоящее время происходит интенсивная компьютеризация медицины. В значительной мере это происходит за счет перевода ведения документации в электронной форме. Непродуманность целого ряда решений при проектировании компьютерных систем (в первую очередь, решений, связанных с человеко-компьютерным взаимодействием), часто приводит к всё большей нагрузке врачей, мало связанной с реальной медицинской деятельностью, что негативно сказывается на лечении больных.

Компьютеризация медицины идет по самым разным направлениям. На данный момент налицо все технические предпосылки для этого - наличие надежных сетей, серверов, компьютеризированного медицинского инструментария и пр. Большое число медицинских работников активно использует в своей работе самые разнообразные возможности вычислительной техники.

Отметим, однако, что в каких-то случаях компьютеризация медицины дает весьма сильные результаты, а в каких-то нет. Неудовлетворительными кажутся попытки  компьютеризации элементов медицинского документооборота. Медики часто жалуются, что их пытаются превратить в каких-то операторов ПЭВМ, непрерывно вводящих огромные массивы плохо структурированных текстов. В связи с разработкой в последние годы веб-сервисов и интерфейсов массовой, медицинской направленности (уже внедрены варианты таких сервисов как на официальных порталах городских муниципалитетов, так в сетях частных поликлиник) можно заметить, что функциональность многих систем зачастую ограничивается только организацией электронной очереди.

Итак, почему же был выбран деятельностный подход?

Пользователи профессиональных интерфейсов по возможности должны быть освобождены от дополнительных нагрузок по неявному программированию неопределенных виртуальных машин. (Использование интерфейсов вообще не должно приводить к дополнительным нагрузкам и стрессам!) При проектировании необходим серьезный анализ аспектов деятельности будущих пользователей интерфейсов. На этапе “сопровождения” и доработки системы необходимо уяснить, как изменилась деятельность пользователей после компьютеризации их работы.

Рассмотрим теперь некоторые положения теории деятельности и ряда теорий физиологического цикла, полезных для нашего изложения. При этом используются работы классиков отечественной науки С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина.

Деятельность всегда сознательна и целенаправленна. При анализе деятельности, предшествующем  проектированию инструментального интерфейса, необходимы  выявление целей деятельности, способов достижения той или иной цели, установление уровня понимания этой цели работником, определение его мотивов.

В ходе деятельности действие осознаётся, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестаёт осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель. Действие, направленное на мелкие цели, выключается из сознания, переходит в подсознательное.

Таким образом, устанавливается иерархическая структура: деятельность – осознанные действия – операции. То есть деятельность распадается на набор осознаваемых и мотивированных действий, которые, в свою очередь, реализуются набором операций.

Деятельность человека (коллектива) может быть структурирована также за счет выявления:  цели; мотивации; условий; личностных особенностей.

Всю деятельность можно представить целиком в терминах результата. Принятие решения всегда ориентировано именно на тот результат, который соответствует доминирующей в данный момент мотивации.

Деятельность может быть полностью выражена в вопросах:

1) какой результат должен быть получен?

2) когда именно должен быть получен результат?

3) какими механизмами должен быть получен результат?

4) как можно убедиться в достаточности полученного результата?

При проектировании деятельности пользователей инструментальных интерфейсов важно обеспечить как устойчивость внимания и сосредоточенность, так и возможность переключения между видами работы.

Задача проектировщика состоит в том, чтобы минимизировать сложность деятельности в рамках интерфейса, обеспечить системность интерфейса за счет того, что решение сходных задач должно реализовываться подобными действиями за счет одинаковых (или подобных) операций. Нельзя допускать ситуаций, когда достижение каждой цели в рамках того или иного интерфейса достигается за счет сложный действий, превращаясь в самостоятельную деятельность.

Деятельностный подход к проектированию человеко-компьютерного взаимодействия для конкретной проблемы предполагает глубокое изучение работы будущих пользователей  в “докомпьютерном” варианте, анализ всех возникающих задач и описание деятельности по их решению. Важно выявление основных целей и мотивов данной деятельности, описание отдельных этапов деятельности и  выявление всех сущностей, с которыми работники имеют дело. Также необходим “деятельностный” анализ новой ситуации, возникающий после компьютеризации работы.

В связи с деятельностным подходом мы будем рассматривать инструментальные интерфейсы, оставляя в стороне как интерфейсы, служащие для развлечения или общения, так и интерфейсы профессионалов в области информационных технологий.

Под инструментальными профессиональными интерфейсами будем понимать интерфейсы для специалистов в таких областях, где существенной частью деятельности является профессиональная работа с людьми, и использующих эти интерфейсы как средство для осуществления своей профессиональной деятельности.

В случае профессиональных интерфейсов цель деятельности пользователя предопределена заранее. Постановка задачи в целом диктует требования к интерфейсу. “Профессионал” также не может отказаться от использования интерфейса, так как его деятельность строго регламентирована.

Проектировщик интерфейса должен изучить цели и особенности данной деятельности с тем, чтобы не исказить ее и не вносить в нее дополнительные сложности. В “профессиональные” интерфейсы по нашему мнению не следует включать сложные настройки, и вообще всего того, что может в каком-либо смысле рассматриваться как программирование, так как программирование является самостоятельной деятельностью, дополнительной к основным обязанностям “профессионала”.

Как уже говорилось выше, в рамках своей деятельности профессионал имеет дело с некоторым набором сущностей. Компьютеризация добавляет новый тип деятельности и порождает новую сущность – взаимодействие с программой. Можно наблюдать примеры интерфейсов, которые непрерывно переключают внимание работника, мешают ему взаимодействовать с посетителями, перегружая его дополнительными задачами. Необходим анализ деятельности, порождаемой инструментальными интерфейсами, с позиций как возможной “избыточности”, так и “недостаточности” уровня компьютеризации. В общем случае количество сущностей, с которыми имеет дело профессионал, необходимо сокращать, а не увеличивать, поэтому спроектированный интерфейс должен полностью брать на себя функции работы с той или иной сущностью. Тогда интерфейс не станет новой, дополнительной и осложняющей сущностью в деятельности профессионала.

Для инструментальных профессиональных интерфейсов критерий качества может быть оценен через количество людей, удовлетворенных работой учреждения в течение заданного отрезка времени. То есть мы рассматриваем количество клиентов, покупателей, пациентов и пр., получивших удовлетворяющий их результат и не получивших серьезного стресса. Измерить стресс можно как прямыми методами у пользователей профессиональных интерфейсов, так прямыми и косвенными методами у пользователей массовых интерфейсов и посетителей учреждений. Можно предполагать также, что уровень стресса у профессионала, использующего данный интерфейс, влияет на уровень стресса посетителя – из-за возможных задержек, сбоев в работе и общего раздражения.

  1.  Постановка задачи 

Документирование хода лечения является задачей, важной и в профессиональном, и в юридическом смысле. Естественным представляется перевод медицинского документирования в электронный вид.

Одним из видов медицинского документа является журнал операции.

Возникает проблема того, в каком виде реализовать интерфейс журнала. Первая идея заключается в создании электронного аналога традиционного “бумажного” журнала. Это приводит к утомительному заполнению различных полей электронного документа. Возможен более легкий вариант простого ввода текста. В этом случае требуется большое количество переключений регистров и контроль правильного написания большого числа аббревиатур и недавно появившихся в русском языке профессиональных понятий.

Все это только лишь утомляет врача, мешает ему заниматься основной деятельностью.

Существует более интересное решение – разработка специализированного инструментального интерфейса на базе использования методики непосредственного действия. В рамках этой методики создается интерфейс, в котором пользователь, решая свои задачи, прямо манипулирует визуальными представлениями объектов, над которыми осуществляются действия. Концепция непосредственного действия разработана еще в начале восьмидесятых годов прошлого века известным специалистом в области вычислительных наук Б. Шнейдерманом (B. Shneiderman). С этой популярной концепцией сталкивались все пользователи иконических интерфейсов Windows. Однако в инструментальных интерфейсах о ней как-то забывают и зачастую используют методики почти буквального перевода “бумажного” документирования в электронный вариант.

Были поставлены следующие задачи:

  1.  Создание интерфейса для ввода данных о пациенте, которому должна быть проведена операция.
  2.  Создание графического интерфейса журнала с управлением с помощью мыши и дистанционно бесконтактно
  3.  Создание базы данных по хранению как вводимой информации по пациенту, так и мест расположения элементов графического интерфейса
  4.  Создание справочников для конфигурации программы
  5.  Создание модуля импорта графической информации отображенной в интерфейсе в стандартизованную текстовую форму и наоборот
  6.  Создание макросов действия на графическом интерфейсе
  7.  Создание генератора отчетов о кардиохирургических операциях
  8.  Создание модуля импорта внешних графических и др. файлов в программу

Сведения из прикладной области

Сведения о прикладной области взяты из работ [3], и [4].

Мерцательная аритмия и фибрилляция предсердий – это одно и то же заболевание. Термин «мерцательная аритмия» используется только в странах СНГ, и именно этот термин некоторые авторы считают более удачным, так как он отображает суть болезни, а не только электрокардиографический феномен.

Фибрилляция предсердий – это один из видов нарушения сердечного ритма, при котором определенные отделы сердца (предсердия) перестают сокращаться координировано. Каждое из тысячи мышечных волокон сокращается без какой-либо последовательности, что в результате приводит к снижению насосной функции не только предсердий, но и всего сердца. При этой аритмии сердце сокращается не ритмично, и это часто отмечают сами пациенты. Это одна из самых распространенных из значимых для здоровья аритмий у кардиологических пациентов. Мерцательная аритмия сама по себе не всегда приводит к серьезным состояниям, чего не скажешь о ее осложнениях и в первую очередь – инсульте.

                        

Рис.1

Катетерная абляция атриовентрикулярного соединения – это операция, при которой разрушается электрическое сообщение между предсердиями и желудочками, таким образом, происходит деструкция атриовентрикулярного соединения.

После этой деструкции предсердия, даже если там существует фибрилляция, не могут «командовать желудочками» и не могут влиять на частоту сокращений. При разрушении коммуникации в желудочках начинает работать свой водитель ритма, но он не может дать более 30 сокращений в минуту, и долго прожить с таким пульсом человек не сможет.

Поэтому в желудочки имплантируется электрод кардиостимулятора, который генерирует заданное число импульсов. Тем самым предсердия работают в своем ритме, а желудочки в ритме кардиостимулятора и тогда нет надобности принимать медикаменты для контроля частоты сокращений, так как для предсердий это не имеет значения, а желудочки работают в заданном ритме, на который ничто повлиять не может.

Нужно сказать, что не всегда источник аритмии находится в устье легочных вен, поэтому абляция может производиться в различных участках сердца.

Самый большой недостаток такого лечения – это его дороговизна, и кроме того, пациент становится зависим от стимулятора и если он выйдет из строя, то частота сердечных сокращений снизится до критических цифр и понадобится срочная замена кардиостимулятора. Такое, конечно, бывает крайне редко. Высокая стоимость прибора обусловлена в первую очередь усилиями, затраченными на обеспечение надежной работы кардиостимулятора, а не стоимостью материалов.

   

                       

Рис.2

 Кардиостимулятор или электрокардиостимулятор или ЭКС – это прибор размерами, приблизительно, как два спичечных коробка. Состоит он из электрической схемы и батареи, последняя занимает большую часть устройства.

Основной задачей ЭКС является стимуляция сердечной мышцы. Потребность в нем возникает в различных ситуациях, для лечения мерцательной аритмии он используется реже чем при синдроме слабости синусового узла (СССУ) или атриовентрикулярных блокадах (АВ блокада). При этих состояниях частота работы сердца резко снижается и грозит фатальным исходом, и только кардиостимулятор может спасти жизнь.

Сам прибор устанавливается под кожу в подключичной области передней грудной стенки. При этом рассекают только кожу, ребра остаются не тронутыми, таким образом травматизация минимальна. К электрокардиостимулятору присоединяют электрод (провод), который проводится в полость сердца через подключичную вену, для этого тоже не требуется открытой операции.

Нужно сказать, что видов стимуляции бывает огромное количество, электродов может быть несколько и устанавливаться они могут в любой участок сердца. Чтобы электрод хорошо контактировал с сердцем, на его конце находится приспособление, похожее на зонтик, которое, раскрывшись в стенке сердца, не дает электроду никуда сдвинуться.

Как видно процедура вполне простая, но только в опытных руках. Конечно, существует ряд осложнений, но ведь кардиостимулятор тоже не ради забавы имплантируют – это вынужденная мера, когда все остальные исчерпаны.

                              

Рис.3

  1.  Описание интерфейса

  1.  Описание программы

Проект создан на языке высокого уровня C# с использованием системы для построения клиентских приложений Windows Presentation Foundation (WPF). Среда программирования -  Microsoft Visual Studio 2012.

namespace OperJournal

{

   /// <summary>

   /// Interaction logic for UserControl1.xaml

   /// </summary>

   public partial class UserControl1 : UserControl

   {

       public UserControl1()

       {

           InitializeComponent();

       }

       //навигация

       private void NavigationCommand_Executed(object sender, ExecutedRoutedEventArgs e)

       {

           NavigationService service = NavigationService.GetNavigationService(this);

           service.Navigate(new Uri(e.Parameter.ToString(), UriKind.Relative));

       }

       private void Button_Click(object sender, RoutedEventArgs e)

       {

           App.Current.Shutdown();

       }

   }

}

<UserControl x:Class="OperJournal.UserControl1"

            xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"

            xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"

            xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006" 

            xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008" 

            Height="520.578" Width="901.534" Background="Aquamarine">

   <UserControl.Resources>

       <!-- Команда для обработки нажатий клавиш -->

       <RoutedCommand x:Key="NavigationCommand" />

   </UserControl.Resources>

   <UserControl.CommandBindings>

       <!-- Биндинг методов к команде -->

       <CommandBinding Command="{StaticResource NavigationCommand}" Executed="NavigationCommand_Executed" />

   </UserControl.CommandBindings>

   <Grid>

       <Button Foreground="Green" Content="Открыть журнал" FontSize="20" FontWeight="Bold" HorizontalAlignment="Left" Height="71" 

               VerticalAlignment="Top" Width="202" Margin="362,225,0,0"   CommandParameter="Page1.xaml" Command="{StaticResource NavigationCommand}"/>

       <Button Foreground="Red" Content="ВЫХОД" FontSize="20" FontWeight="Bold" HorizontalAlignment="Left" Margin="10,429,0,0"

               VerticalAlignment="Top" Width="170" Click="Button_Click" Height="82"/>

       <TextBlock HorizontalAlignment="Left" Margin="10,32,0,0" TextWrapping="Wrap" Text="ГРАФИЧЕСКИЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ ИНВАЗИВНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ" 

                  TextAlignment="Center" FontSize="20" VerticalAlignment="Top" Height="47" Width="882"/>

       <Button Content="Новый пациент" FontSize="16" HorizontalAlignment="Left" Margin="394,429,0,0" VerticalAlignment="Top" Width="136" Height="71"/>

       <Button Content="Справочник" FontSize="16" HorizontalAlignment="Left" Margin="571,429,0,0" VerticalAlignment="Top" Width="138" Height="71"/>

       <Button Content="Редактор макросов" FontSize="16" HorizontalAlignment="Left" Margin="734,429,0,0" VerticalAlignment="Top" Width="158" Height="71"/>

   </Grid> </UserControl>

private void DragImage(object sender, MouseButtonEventArgs e)

       {

           Image image = e.Source as Image;

           DataObject data = new DataObject(typeof(ImageSource), image.Source);

           DragDrop.DoDragDrop(image, data, DragDropEffects.Copy);

       }

private void DropImage1(object sender, DragEventArgs e)

       {

           ImageSource image = e.Data.GetData(typeof(ImageSource)) as ImageSource;

           Image imageControl = new Image() { Width = 70, Height = 50, Source = image };

           Canvas.SetLeft(imageControl, e.GetPosition(this.Canvas).X - 35);

           Canvas.SetTop(imageControl, e.GetPosition(this.Canvas).Y - 25);

           this.Canvas.Children.Add(imageControl);

           Place1 = 1;

       }

//навигация

       private void NavigationCommand_Executed(object sender, ExecutedRoutedEventArgs e)

       {

           NavigationService service = NavigationService.GetNavigationService(this);

           service.Navigate(new Uri(e.Parameter.ToString(), UriKind.Relative));

       }

<Page x:Class="OperJournal.Page1"

     xmlns="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml/presentation"

     xmlns:x="http://schemas.microsoft.com/winfx/2006/xaml"

     xmlns:mc="http://schemas.openxmlformats.org/markup-compatibility/2006" 

     xmlns:d="http://schemas.microsoft.com/expression/blend/2008" 

     Height="520.578" Width="901.534"

Title="Графический операционный журнал инвазивных вмешательств" Background="Aquamarine">

   <Page.Resources>

       <!-- Команда для обработки нажатий клавиш -->

       <RoutedCommand x:Key="NavigationCommand" />

   </Page.Resources>

   <Page.CommandBindings>

       <!-- Биндинг методов к команде -->

       <CommandBinding Command="{StaticResource NavigationCommand}" Executed="NavigationCommand_Executed" />

   </Page.CommandBindings>

   <Grid>

       <Image Margin="154,68,123,59">

           <Image.Source>

               heart.png

           </Image.Source>

       </Image>

       <Button Content="Вернуться на главную"  Margin="10,329,745,114" CommandParameter="UserControl1.xaml" Command="{StaticResource NavigationCommand}"/>

       <Image Margin="0,68,740,298" >

           <Image.Source>

               stim.png

           </Image.Source>

           <Image.Resources>

               <Style TargetType="{x:Type Image}">

                   <EventSetter Event="MouseLeftButtonDown" Handler="DragImage"/>

               </Style>

           </Image.Resources>

       </Image>

       <Canvas x:Name="Canvas_Copy" AllowDrop="True" Background="Black" Drop="DropImage1" Margin="369,115,505,378" RenderTransformOrigin="0.469,0.459"/>

       <Canvas x:Name="Canvas_Copy1" AllowDrop="True" Background="Black" Drop="DropImage2" Margin="541,115,333,378" RenderTransformOrigin="0.469,0.459"/>

       <Canvas x:Name="Canvas_Copy2" AllowDrop="True" Background="Black" Drop="DropImage3" Margin="369,404,505,89" RenderTransformOrigin="0.469,0.459"/>

       <Canvas x:Name="Canvas" AllowDrop="True" Background="Black" Drop="DropImage4" Margin="541,404,333,89" RenderTransformOrigin="0.469,0.459"/>

       <ComboBox Height="23" HorizontalAlignment="Left" Margin="239,0,0,0" Name="comboBox1" VerticalAlignment="Top" Width="432" SelectionChanged="comboBox1_SelectionChanged_1" Background="#FFDDDDDD" IsTextSearchEnabled="False">

           <ComboBoxItem IsSelected="True"/>

           <ComboBoxItem Content="Иван Иванович Иванов" />

           <ComboBoxItem Content="Неймышев Станислав Владимирович"/>

       </ComboBox>

       <TextBlock HorizontalAlignment="Left" Margin="187,0,0,0" TextWrapping="Wrap" Text="Ф.И.О." FontSize="16" VerticalAlignment="Top" Height="23" Width="52"/>

       <ComboBox Height="23" HorizontalAlignment="Left" Margin="5,223,0,0" Name="comboBox2" VerticalAlignment="Top" Width="149" SelectionChanged="comboBox2_SelectionChanged_1" Background="#FFDDDDDD" IsTextSearchEnabled="False">

           <ComboBoxItem IsSelected="True"/>

           <ComboBoxItem Content="Biotronic" />

           <ComboBoxItem Content="Medtronic"/>

       </ComboBox>

       <Button Content="Готово!" Background="GreenYellow" HorizontalAlignment="Left" Margin="749,329,0,0" VerticalAlignment="Top" Width="143" Height="78"  Click="button21_Click"/>

   </Grid>

</Page>

Заключение

В настоящее время разработка программного комплекса почти завершена. Очередь за клиническими испытаниями, которые будут произведены в ближайшее время. Аналогичные интерфейсы непосредственного действия могут разрабатываться не только для журналов подобных операций, но и для компьютеризации деятельности медиков других специальностей.

Литература

1. В.Л. Авербух, Н.В. Авербух, А.В. Наймушина, Д.В. Семенищев, Д.Ю. Тоболин Деятельностный подход при проектировании человеко-компьютерного взаимодействия // Москва, URSS. 2013. (в печати)

2. Averbukh V.L., Bakhterev M.O., Baydalin A.Yu., Gorbashevskiy D. Yu., Ismagilov D.R., Kazantsev A.Yu., Nebogatikova P.V., Popova A.V., Vasev P.A., Searching and Analysis of Interface and Visualization Metaphors // Human-Computer Interaction, New Developments / Chapter 3, Vienna, In-teh. 2008.  Pp. 49-84.

3. Сумин С.А. Неотложные состояния. — Медицинское информационное агентство, 2006. — 800 с. — 4000 экз.

4. http://www.libemed.ru/kardiologiya/mercatelnaya-aritmiya/

5. Matthew MacDonald Pro WPF 4.5 in C#. Windows Presentation Foundation in .NET 4.5 // Apress, The Experts Voice in .NET, 2012.   1095с.

6. Нейгел К., Ивьен Б., Глинн Д., Уотсон К. C#4.0 и платформа .NET 4 для профессионалов. : Пер. с англ. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2011. – 1400 с. : ил. – Парал. тит. англ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.
54331. Застосування методу проектів на уроках світової літератури 797.5 KB
  У сучасній школі можна виділити чотири основні напрями при яких ефективно застосовувати методи проектів: 1 проект як метод навчання на уроці; 2 проектні технології дистанційного навчання; 3 для формування дослідницьких навичок школярів у позаурочній роботі;4 як метод організації дослідницької діяльності вчителів. Метод проектів знаходить все більше поширення у системі освіти різних країн світу. Із історії виникнення методу проектів Метод проектів не є принципово новим у світовій педагогіці. Метод проектів ефективна технологія навчання...
54332. Використання прийомів і методів розвивального навчання в традиційній початковій школі 246 KB
  Створення ситуації розриву СР пропонується завдання зовні схоже на попереднє але в корені ні. Аналіз умов аналіз того що було в попередньому способі що дозволяло нам виконувати завдання а зараз ні. І по тому які завдання учень вибрав для самостійної роботи можна встановити на якому етапі осмислення поняття він знаходиться. Це завдання які уже виконані кимось а дитині потрібно їх оцінити.
54334. Формування логічного мовлення школярів у період навчання грамоти засобами словниково-логічних вправ 192 KB
  Важливе місце у цьому процесі належить збагаченню словника дитини словаминазвами предметів їхніми якостями діями. Як свідчить практика головна увага вчителя у цей час спрямована на вивчення звукового комплексу слова тим часом його лексичне значення нерідко залишається поза увагою. Досвід підказує що шестирічна дитина здатна розрізняти і фонетичну і семантичну сторони слова усвідомлювати його як мовну одиницю. В основі методики формування лексичних понять необхідна робота над лексичним значенням слова.
54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...
54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.