73650

Организация надзора за метрологическим обеспечением единства измерений

Лекция

Политология и государственное регулирование

Организация надзора за метрологическим обеспечением единства измерений Студент должен иметь представление: о целях и задачах государственного метрологического надзора; о сферах применения государственного и ведомственного надзора; о видах государственного надзора; знать: порядок проведения и оформления государственного надзора. Государственный надзор за состоянием и применением средств измерений эталонами аттестованными методиками выполнения измерений и соблюдением метрологических правил. Права государственных...

Русский

2014-12-19

64.5 KB

5 чел.

Тема 3.1 Организация надзора за метрологическим обеспечением единства измерений

Студент должен

иметь представление:

-    о целях и задачах государственного метрологического надзора;

-    о сферах применения государственного и ведомственного надзора;

-    о видах государственного надзора;

знать:

-    порядок проведения и оформления государственного надзора.

Виды государственного метрологического контроля и надзора (ГМКиН). Основные задачи ГМКиН. Сферы распространения ГМКиН. Государственный надзор за состоянием и применением средств измерений, эталонами, аттестованными методиками выполнения измерений и соблюдением метрологических правил. Права государственных инспекторов при выявлении нарушений положений Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и нарушений метрологических норм и правил.

Объекты и формы метрологического надзора. Организация и порядок проведения метрологического контроля и надзора. Содержание надзора. Нормативное обеспечение метрологического надзора. Оформление и реализация результатов метрологического надзора.

Невозможно представить сферу экономики, в которой не встречались бы термины «контроль» и «надзор» либо в своем первозданном виде, либо с различными прилагательными: государственный, инспекционный, инструментальный и пр. Не является исключением и сфера метрологии. В Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» используются термины: метрологический контроль, метрологический надзор, государственный метрологический контроль и государственный метрологический надзор. В законе не даются отдельно их определения, но к каждому термину приписываются вполне определенные действия, характеризуемые этим термином.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. Контроль - - сравнение фактических (текущих) значений характеристик контролируемого объекта с их заданными значениями. Метрологический контроль —- сравнение фактических (текущих) значений метрологических характеристик контролируемого объекта с их заданными значениями. Надзор — наблюдение за исполнением субъектом обязательных требований (предписаний). Метрологический надзор — наблюдение за исполнением субъектом обязательных метрологических требований (предписаний).

Осуществляют государственный метрологический контроль и надзор субъекты метрологии, к которым относятся: Государственная метрологическая служба Российской Федерации; метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; международные метрологические организации.

Общие сведения

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в Законе Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

Существуют различные пути осуществления метрологического контроля и надзора метрологическими службами юридических лиц, например такие, как:

• калибровка средств измерений

• надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

• выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

• проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Установленные законом «Об обеспечении единства измерений» проверки проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Основными задачами проверок являются:

• определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

• определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

• определение правильности использования аттестованных МВИ;

• контроль соблюдения метрологических правил и норм.

Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:

• здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

• торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

• государственные учетные операции;

• обеспечение обороны государства;

• геодезические и гидрометеорологические работы

• банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

• производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям национальных стандартов Российской Федерации;

• измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

• регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Анализируя указанный перечень, следует отметить что: перечень возглавляется непроизводственными сферами, недостоверность измерений в этих сферах может иметь очень серьезные последствия — угрозу безопасности (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение обороны государства, испытания и контроль при обязательной сертификации продукции), а также большие финансовые потери (торговые, банковские операции) для населения и страны в целом. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Виды государственного метрологического контроля и надзора и сферы его распространения

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.

Государственный метрологический контроль и надзор включает в себя работы по созданию и эффективной эксплуатации технических средств измерений и соблюдению метрологических правил и норм, распространяющихся на многие виды экономической деятельности. В рамках государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа 

2. Основные принципы и правила обеспечения метрологического контроля устанавливаются международным документом Международной организации законодательной метрологии (МД №16 МОЗМ «Принципы обеспечения метрологического контроля»). В соответствии же со ст. 12 закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» государственный метрологический контроль включает:

• утверждение типа средств измерений;

• поверку средств измерений, в том числе эталонов;

• лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Выбор стратегии в организации и проведении метрологического контроля и надзора осуществляется должностными лицами метрологических служб, которые имеют возможность при ограниченных метрологических ресурсах использовать политику ограниченного вмешательства в процессы изготовления и эксплуатации. При этом законодательная метрология, обеспечивая единство измерений, должна основное внимание уделять вопросам «соблюдения регламентов», а не «предоставлению услуг».

В конечном итоге объем метрологического контроля в каждом конкретном случае соизмеряется с требованиями действующего законодательства Российской Федерации при постоянно сохраняющейся угрозе применения юридических санкций должностными лицами, осуществляющими метрологический надзор.

3. Государственный метрологический надзор осуществляется:

• за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм;

• за количеством товаров, отчуждаемых при совершении различных торговых операций; данный вид метрологического надзора выполняется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров; порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Федеральным агентством по техническому регули рованию и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Надзор осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений,

аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм

Такой вид метрологического надзора проводится в соответствии с правилами ПР 50.2.002-94 ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм. Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил

Согласно порядку, установленному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений включает следующие операции:

• проверку соблюдения основных правовых и юридических требований при выпуске средств измерений, например, наличие аттестатов аккредитации на право проведения поверок, наличие утвержденной в установленном порядке конструкторской и технологической документации и т. п.;

• проверку соответствия выпускаемых средств утвержденному типу;

• проверку соблюдения метрологических требований к техническим средствам, используемым при выпуске средств измерений • проверку соблюдения метрологических требований к процедурам испытаний средств измерений, в том числе выполнение требований документов, регламентирующих порядок испытаний средств измерений и их поверку;

• проверку наличия эталонов, необходимых для первичной поверки: средств измерений, требований к процедуре поверки эталонов и т. д.

Государственный .метрологический надзор за аттестованными .методиками выполнения измерений производят для обеспечения точно сти результатов измерений и достоверности результатов контроля и испытаний (сведение к рациональному минимуму вероятности ошибочных решений по результатам измерений, контроля и испытаний).

Рассматриваемый метрологический надзор включает:

• контроль полноты сведений об МВИ;

• проверку выполнения требования об обязательной аттестации;

• проверку соблюдения установленного порядка и процедур аттестации МВИ.

К основным задачам государственного метрологического контроля и надзора за соблюдением метрологических правил и норм относят:

• определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

• определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

• определение правильности использования аттестованных методик выполнения измерений;

• контроль соблюдения метрологических правил и норм.

Аккредитация метрологических служб юридических лиц направо аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов осуществляется на основании правил ПР 50.2.013-97 ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов допускается при следующих условиях:

- наличие аттестованных метрологической службой методик выполнения измерений, отчетов исследовательских работ;

- наличие экспертных заключений по документам категорий, указанных в заявленной области аккредитации;

- внедрение в практику метрологической экспертизы основных по ложений   методических документов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

• наличие оборудования, необходимого для проведения работ по аттестации методик выполнения измерений в заявленной области;

• наличие стандартов и других нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений, других нормативных документов в области деятельности аккредитуемой организации и др.

При выполнении государственного метрологического контроля и надзора за соблюдением метрологических правил и норм часто совершаются ошибки. Типичные ошибки в аккредитованных испытательных лабораториях — применение неаттестованного испытательного оборудования; проведение измерений по неаттестованным методикам выполнения с неизвестной точностью результатов измерений; отсутствие или недостаточное использование системы внут-рилабораторного и межлабораторного контроля точности результатов измерений; несоблюдение метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы по обеспечению единства измерений

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее — государственные инспекторы). Непосредственно государственный контроль и надзор осуществляют более 700 государственных инспекторов по надзору за национальными стандартами и обеспечением единства измерений.

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за национальными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения :

• посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

• проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению;

• поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений;

• проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

• проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

• отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;

• использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

• запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

• гасить поБсрителъныс клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений даст неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

• представлять предложения по аннулированию лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

• при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

• давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм. Составленные протоколы о нарушениях метрологических правил и норм направля ются в компетентные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган ГМС, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Юридические и физические лица обязаны содействовать государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81387. Технология проведения качественных исследований. На примерах глубинного интервью и фокус-группового исследования 40.77 KB
  На примерах глубинного интервью и фокусгруппового исследования. Проведение интервью в группе из 812 человек с определенными параметрами в зависимости от целей исследования. В групповой дискуссии интервьюируемый оказывается в ситуации общения с себе подобными что помогает снимать защитные психологические барьеры и облегчает выражение эмоциональных реакций. Подготовка Фокусированное интервью как и любое другое социологическое исследование предполагает: написание программы где формулируется и обосновывается проблема определяются цель...
81388. Мониторинг как повторное социологическое исследование социальной работы: методология и методика 36.5 KB
  Мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за процессом состоянием объекта развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей индикаторов которые достаточно полно его определяют. Социологический мониторинг это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований цель которых состоит в научноинформационной помощи заинтересованным...
81389. Применение метода контент-анализа в изучении социальной работы. Методика и методология проведения 39.59 KB
  Контентанализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации текстовой аудиовизуальной цифровой с последующей статистической ее обработкой. Этапы контентанализа: Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев Формирование выборочной совокупности сообщений. Однако иногда контентанализ должен опираться на ограниченную выборку взятую из большего массива информации.
81390. Понятие социальной работы. Цели и задачи социальной работы 34.11 KB
  Цели и задачи социальной работы. Задачи: социальное обслуживание попечительство и наставничество социальная адаптация и реабилитация надзор профилактика и предупреждение возникновения кризисных ситуаций в социальной сфере диагностика социальных проблем и коррекция процессов социализации проектирование и реализация социальных проектов Цель социальной работы обеспечение достойных условий жизни человека которые являются необходимым фактором гармонизации отношений в обществе позволяющей ему раскрыть свои способности по деятельной...
81391. Социальная работа как социальный институт. Основные функции социальной работы 35.7 KB
  Социальную работу можно отнести к социальному институту т. ролей и статусов Возникла исторически В качестве функций социальной работы можно назвать: социальную диагностику это процесс исследования социального объекта явления путем распознавания и изучения причинноследственных связей отношений характеризующих его состояние и тенденции развития. социальную профилактику деятельность по предупреждению социальной проблемы социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации...
81392. Социальная помощь в России в доинституциональный период социальной работы 38.2 KB
  Что касается феодальной Древней Руси то законодательная база социальной защиты в этом обществе развивалась довольно медленно. При чем в эту эпоху уже имеет место дифференцированный адресный подход к клиентам социальной помощи: прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни а здравые питаться по дворам. и последующие реформы обозначили новые подходы в социальной политике самодержавного государства.
81393. Основные этапы институциализации социальной работы 37.22 KB
  На начальном этапе институты социальной работы решали лишь конкретные задачи текущего момента. Затем появляется необходимость передачи накопленного опыта решения конкретных задач и образуется потребность в оформлении первичных теоретических представлений на сложившуюся практику социальной работы. Таким образом сформировалось специфическое образовательное пространство и были заложены основы теоретических обобщений практики социальной работы.
81394. Принципы и методы социальной работы 34.07 KB
  Принципы и методы социальной работы как социального института можно обозначить как сложившиеся правовые и моральные обычаи традиции нормы взаимоотношений между объектами и субъектами социальной работы получившими отражение законодательное и практическое в управлении этим институтом общества. К числу принципов социальной работы относят: гуманизм альтруизма эмпатия сочувствие доверие дифференцированный подход посредничество соблюдение конфиденциальности в работе адресность Система методов социальной работы сложна и многообразна....
81395. Теоретико-категориальный аппарат социальной работы. Понятия «социальная помощь», «социальная защита», «социальная реабилитация», «социальные гарантии» 33.49 KB
  Теоретикокатегориальный аппарат социальной работы. Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Социальная помощь система социальных мер в виде содействия поддержки и услуг оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей поддержания их социального статуса и...