73663

Управление финансовой деятельностью предприятия

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Управление финансовой деятельностью предприятия Тема включает два раздела: Сущность управления финансовой деятельностью предприятия. Сущность управления финансовой деятельностью предприятия Цели задачи и функции финансового менеджмента. Финансовый механизм и основные инструменты управления финансовой деятельностью предприятия. Финансовая политика предприятия.

Русский

2014-12-19

79.5 KB

8 чел.

Тема 7. Управление финансовой деятельностью

предприятия

 

Тема включает два раздела:

  •  Сущность управления финансовой деятельностью предприятия.
  •  Информационное обеспечение управления финансовой деятельностью.

7.1 Сущность управления финансовой деятельностью предприятия

  1.  Цели, задачи и функции финансового менеджмента.
  2.  Финансовый  механизм и основные инструменты управления финансовой деятельностью предприятия.
  3.  Управленческие решения по финансовым вопросам.
  4.  Финансовая политика предприятия.

7.1.1 Цели, задачи и функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет сложный процесс управления денежным оборотом, фондами денежных средств и финансовыми ресурсами предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

 

Финансовый менеджмент можно рассматривать двояко: как форму самостоятельной предпринимательской деятельности и как механизм управления финансовой деятельностью предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере материального производства. Сферой приложения финансового менеджмента служит финансовый рынок, характеризующийся экономическими отношениями между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей.

В качестве объекта управления выступают:

  1.  Совокупность условий осуществления денежного оборота.
  2.  Кругооборот капитала (стоимости).
  3.  Движение финансовых ресурсов.
  4.  Финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в процессе хозяйственной деятельности.

Субъектом управления является специальная группа людей (финансовая дирекция ), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

В рамках курса «Менеджмент предприятия» основные цели, задачи, функции и основные элементы механизма финансового менеджмента рассматриваются применительно к управлению финансовой деятельностью промышленного предприятия (корпорации). Финансовый менеджмент как самостоятельная форма предпринимательства изучается в рамках отдельной дисциплины.

Финансовая система, действующая на предприятии (в корпорации), включает  две подсистемы:

а) управляющую подсистему, представленную финансовой дирекцией и финансовым менеджером;

б) управляемую подсистему, включающую денежный оборот, кругооборот капитала (стоимости), финансовые ресурсы и источники, финансовые отношения.

Функциональная модель системы управления финансовой деятельностью промышленного предприятия приведена на рис. 7.1.

 Цели финансового менеджмента:

  1.  Повышение благосостояния владельцев предприятия или прирост капитала, вложенного владельцами (акционерами).
  2.  Выработка и применение методов, средств и инструментов финансового обеспечения достижения целей предприятия в целом и его отдельных производственнохозяйственных звеньев.

Задачи финансового менеджмента:

  1.  Нахождение оптимального соотношения между долгосрочными и краткосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в долгосрочном и краткосрочном финансовом управлении.
  2.  Принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования.
  3.  Определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
  4.  Финансовый анализ и планирование финансового обеспечения (по комплексам задач) хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:
  •  активы предприятия, источники их финансирования;
  •  величина (объем) и состав ресурсов предприятия, необходимых для поддержания, сохранения и расширения его деятельности;
  •  источники дополнительного финансирования;
  •  система контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
  1.  Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств), в том числе:
  •  объем требуемых ресурсов (финансовых средств);
  •  форма их кредитования;
  •  степень доступности источников и форма предоставления ресурсов;
  •  стоимость приобретения финансовых ресурсов;
  •  риски, связанные с источниками финансовых средств.
  1.  Распределение финансовых ресурсов, в том числе:
  •  инвестиционная политика и управление активами;
  •  анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений;
  •  оптимизация трансформации финансовых средств в другие виды ресурсов;
  •  целесообразность и эффективность инвестиций в основные фонды, их состав и структура;
  •  оптимизация оборотных средств;
  •  оценка и обеспечение эффективности финансовых решений.

Управления финансовой деятельностью предприятия направлено на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями между хозяйствующими субъектами. Оно представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового менеджмента.

 

 Функции финансового менеджмента:

  1.  Финансовый анализ и планирование (по показателям финансовой отчетности), сбор и обработка данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и формирования внешних показателей.
  2.  Принятие долгосрочных инвестиционных решений, определение наиболее оптимальной структуры активов, принятие решений об их замене и т.п., управление портфелем ценных бумаг.
  3.  Принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формирования структуры капитала предприятия, разработка политики привлечения капитала на наиболее выгодных для предприятия условиях в наиболее эффективной комбинации собственных и заемных средств, дивидендная политика.
  4.  Управление оборотными активами предприятия ( денежные средства, дебиторы, материальнопроизводственные запасы ).
  5.  Ряд других функций, связанных с защитой активов (страхованием), налогообложением, калькулированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.
  6.  Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств: объем требуемых средств, форма их представления, степень доступности и время представления, стоимость приоритетных видов ресурсов, риски, связанные с источниками финансовых средств).
  7.  Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами, анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений, оптимальность трансформации финансовых средств в другие виды ресурсов, целенаправленность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура, оптимальность оборотных средств, эффективность финансовых вложений).

Приведенная совокупность задач и функций реализуется финансовым менеджментом в рамках трех внутрифирменных функций обеспечения эффективной деятельности предприятия:

1) Воспроизводственная (накопительная) функция.

    Обеспечивает сбалансированность движения материальных и финансовых ресурсов.

2) Распределительная функция. 

    Обеспечивает  эффективное распределение выручки и привлекаемых внешних

    финансовых средств.

3) Контрольная функция. 

    Обеспечивает контроль реального оборота финансовых (денежных) средств.

 Первая функция проявляется в работе финансового менеджера (финансовой дирекции) через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в виде денежных средств (фонды денежных средств), необходимых для обеспечения материального производства.

 Вторая функция проявляется через распределение и перераспределение всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции. Все временно свободные собственные средства и привлеченные (кредитные) средства необходимо направлять, авансировать в приобретение или наиболее эффективные вложения.

 Третья функция проявляется через анализ финансовых показателей по конкретным комплексам финансовых задач и показателям эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, а также как управляющие финансовые решения (меры финансового воздействия) для обеспечения достижения целей предприятия.

 

7.1.2 Финансовый  механизм и основные инструменты

управления финансовой деятельностью предприятия

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Финансы выступают инструментом воздействия на процесс  производственно-сбытовой деятельности промышленного предприятия. Это воздействие реализуется через финансовый механизм.

Финансовый механизм это система действий финансовых рычагов, которые выражаются в организации, планировании и стимулировании финансовых ресурсов.

Структура финансового механизма приведена на рис.7.2.

 Основные элементы финансового механизма:

  1.  финансовые методы;
  2.  финансовые рычаги;
  3.  правовое обеспечение;
  4.  нормативное обеспечение;
  5.  информационное обеспечение.

Совокупность (комплекс) финансовых методов составляют:

  •  планирование и прогнозирование;
  •  кредитование и самокредитование;
  •  системы расчетов;
  •  страхование и залоговые операции;
  •  трансферные операции;
  •  трастовые операции;
  •  лизинговые операции;
  •  факторинг;
  •  взаимоотношения с учредителями, другими хозяйствующими субъектами, органами государственного управления и др.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить: риск и выгодность конкретного способа вложения денег;  эффективность работы предприятия; скорость оборачиваемости капитала и его производительность (рентабельность).

 Финансовые рычаги включают:

  •  прибыль от хозяйственной деятельности предприятия;
  •  амортизационные отчисления;
  •  финансовые санкции;
  •  цены на продукцию (услуги);
  •  дисконтированные целевые фонды, паевые взносы, вклады;
  •  прямые, портфельные и др. инвестиции;
  •  другие поступления и выплаты.

Основными инструментами финансового менеджмента выступают:

  1.  Финансовая отчетность (включая формы и принципы ее ведения).
  2.  Финансовые показатели, рассчитываемые по данным финансовой отчетности.
  3.  Финансовый анализ.
  4.  Финансовое планирование.
  5.  Финансовый контроль.

С учетом финансового механизма и инструментов финансового менеджмента содержание управления финансовой деятельностью фирмы включает:

  1.  Разработку и реализацию финансовой политики предприятия с использованием различных финансовых инструментов.
  2.  Принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации.
  3.  Информационное обеспечение эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия путем составления и анализа финансовой отчетности.
  4.  Оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, в том числе оценку затрат на капитал, финансовое планирование и контроль.
  5.  Организацию аппарата и обеспечение управления финансовохозяйственной деятельностью предприятия.

7.2.3 Управленческие решения по финансовым вопросам

Управленческие решения в рамках финансового менеджмента включают широкий круг вопросов и направлены на решение следующих групп проблем:

  1.  Определение источников финансирования  краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, распределение прибыли (использование прибыли как источника финансирования), определение целесообразности привлечения заемных средств и использование собственных средств и т.д.
  2.  Определение капитальных вложений и оценку их эффективности  доходность капитала, текущая и перспективная цена компании, оценка финансового риска, финансовое обеспечение капитальных вложений (инвестиций) и т.д.
  3.  Управление оборотным капиталом  оптимальный размер оборотного капитала, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, структура оборотного капитала.
  4.  Финансовое планирование  содержание, порядок разработки и значение финансового проекта и бюджета, прогнозирование финансовой отчетности.
  5.  Обеспечение анализа финансовой деятельности и финансовый контроль  анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности, внутренний анализ прибыли, анализ использования капитала, принятие соответствующих решений на основе проведенного анализа и т.д.

Важнейшие решения в области финансового менеджмента относятся к вопросам инвестирования и выбору источников их финансирования.

К этим вопросам относятся:

  •  оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;
  •  разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации;
  •  определение потребностей в финансовых средствах для реализации инвестиционной политики (инвестиционной программы);
  •  планирование инвестиций и обеспечение их финансирования по предприятию в целом;
  •  оценка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в производственных отделениях;
  •  управление портфелем ценных бумаг.

Инвестиционные решения предполагают выделение в финансовом менеджменте двух видов финансового управления, имеющих свою специфику:

  1.  долгосрочного (стратегического);
  2.  краткосрочного (текущего).

 Долгосрочные инвестиционные решения (стратегические решения) направлены на обеспечение успешного функционирования предприятия в будущем. Стратегические решения ориентированы на поиск путей накопления и роста капитала на основе перераспределения финансовых ресурсов в наиболее перспективные сферы бизнеса и (или) в расширение масштабов деятельности предприятия. Эффективность финансового менеджмента определяется стратегическими конкурентными преимуществами на финансовом рынке и, прежде всего, величиной финансовых средств (капитала), вложенных в воспроизводственные процессы предприятия.

 Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала предприятия на текущий период, который отражается в его балансе. Текущий финансовый менеджмент ориентирован прежде всего на внутренние источники финансирования, обеспечивающие самоокупаемость. В этом случае важное значение приобретает эффективность использования имеющихся у предприятия финансовых (денежных) средств в конкретный период времени. Поэтому в рамках текущих решений большое место занимает стимулирование коммерческой инициативы, повышение производительности труда, снижение издержек на проданную продукцию.

7.1.4 Финансовая политика предприятия

Единая финансовая политика разрабатывается на высшем уровне управления и определяет источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках предприятия.

Конкретные предприятия используют различные методы и подходы при формировании финансовой политики. В то же время имеются и общие принципы и инструменты финансовой политики, важнейшими из которых являются:

  •  распределение и перераспределение прибылей;
  •  финансирование и кредитование деятельности подразделений;
  •  определение структуры и характера внутрифирменных операций и расчетов по ним.

Главная особенность финансовой политики предприятия в современных условиях состоит в комплексном использовании инструментов, при этом значение и роль конкретных инструментов зависят от конкретных условий функционирования предприятия.

К числу внешних факторов, оказывающих влияние на финансовую политику предприятия, следует отнести:

  1.  особенности денежного рынка стран (регионов), на котором предприятие осуществляет свою деятельность;
  2.  налоговое законодательство и валютное регулирование в стране;
  3.  валютнофинансовое положение и динамика валютного курса;
  4.  связь предприятия с банками или его принадлежность к определенной финансовой группе;
  5.  масштабы внешнеэкономической деятельности предприятия.

Важную роль при выработке финансовой политики играет регулирование внутренних финансовых потоков с целью достижения конечных результатов деятельности предприятия, централизованное осуществление многочисленных финансовых расчетов.

 Методы распределения и перераспределения прибылей

Преобладают два подхода, определяемые принципами использования прибыли предприятия (корпорации):

а)  консолидация всех прибылей в материнской компании

б)  рассредоточение прибылей по дочерним компаниям и предоставление им  относительной самостоятельности в распоряжении получаемыми прибылями.

 Принцип консолидации прибылей предусматривает регулярный перевод прибылей материнской компании в виде дивидендов. Суммы переводимых прибылей исчисляются различными методами:

  •  в виде определенного процента от получаемых доходов;
  •  в виде сумм, оставшихся после уплаты налогов и обеспечения собственных потребностей дочерней компании в оборотном капитале и других нуждах.

 В рамках предприятия (корпорации) всегда применяется один (единый для всех) метод. Уровень переводимых прибылей устанавливается по разному:

  •  размер переводимой прибыли соответствует размеру выплачиваемых дивидендов материнской компанией;
  •  регулярный перевод до 8090% прибылей в виде дивидендов.

Консолидация прибыли предусматривает ее сосредоточение в едином фонде, при этом материнская компания берет на себя централизованное распределение этих средств, определяя конкретные капиталовложения по каждой дочерней компании.

Принцип рассредоточения прибылей обеспечивает, в целом, лучшую адаптацию финансовой политики предприятия к условиям конкретных рынков. В этом случае корпорация (предприятие) не устанавливает единых правил по переводу прибылей для всех дочерних компаний и не требует перевода всех прибылей.

Дочерним компаниям предоставляется относительная самостоятельность в использовании прибылей для достижения их целей. Использование этого конкретного механизма реализации принципа связано с соответствующим уровнем децентрализации управления предприятие (корпорацией).

При разработке политики перевода прибылей в материнскую компанию  учитываются многие факторы, в том числе:

  •  потребность в средствах каждой дочерней компании;
  •  возможность получения средств на местном рынке в виде займов и кредитов;
  •  возможность перевода средств между родственными компаниями;
  •  наличие валютных и других ограничений;
  •  специфические финансовые риски в различных странах.

В этом случае важное значение имеет разработка модели выплаты дивидендов акционерам, которой должны следовать дочерние компании, а также выработка структуры капитала для предприятия (корпорации) в целом и его отдельных подразделений (в том числе соотношение собственных и заемных средств).

Гибкость политики перевода прибылей проявляется в регулировании потока прибылей в материнскую компанию с учетом возникающих рисков девальвации и других неблагоприятных условий. Гибкий перевод прибылей в материнскую компанию позволяет лучше использовать ресурсы и повышать приток средств в материнскую компанию в различной форме (дивиденды, роялти, плата за различные услуги). Обычно, гибкая политика притока прибылей в материнскую компанию проводится в сочетании с другими финансовыми инструментами в целях повышения конкурентоспособности и прибыльности в целом. В странах с благоприятным инвестиционным климатом дочерние компании, как правило, проводят активную инвестиционную политику.

 Финансирование и кредитование деятельности подразделений

Источники финансовых ресурсов:

  1.  внутрифирменные средства (собственные средства предприятия);
  2.  средства внешних источников финансирования.

 Внутрифирменные источники финансовых средств (в материнской и дочерних компаниях):

  •  амортизационные отчисления;
  •  нераспределенная прибыль;
  •  займы и кредиты от других родственных компаний.

Внешние источники финансовых средств:

  •  займы и кредиты коммерческих банков и специальных финансовых организаций;
  •  займы и кредиты международных финансовых организаций;
  •  государственные и полу государственные организации, оказывающие содействие в финансировании конкретных объектов (проектов) и предоставляющие гарантии по кредитам;
  •  продажа акций дочерних компаний и формирование их акционерного капитала.

Принципы финансирования:

1) максимальное использование внутренних источников финансирования  (самофинансирование) за счет ускоренной амортизации, консолидации большей части прибылей в материнской кампании, увеличение доли нераспределенной прибыли;

2) ограничение средств, получаемых в стране базирования и стремление к увеличению финансовых ресурсов в принимающих странах (в основном, в  форме займов).

3) максимальное использование разнообразных источников финансирования в своей и принимающих странах за счет заемных средств от международных банков, специальных международных и региональных инвестиционных организаций, банковских консорциумов; использование международных рынков финансовых средств.

На практике предприятия обычно используют одновременно различные принципы, обеспечивая гибкость финансовой политики и ее глобальную направленность на развитие предприятия.

В некоторых случаях предприятие (корпорация) в целом и дочерние компании могут получать специальную финансовую помощь (в том числе безвозмездно) в виде субсидий, займов по низким процентам и освобождение от налогов при реализации конкретных проектов и программ, входящих в национальную программу (план) развития соответствующей страны или региона.

Выбор конкретных принципов или их сочетания определяется с учетом организационной структуры управления предприятия, степени централизации и децентрализации этого управления, характера стратегических и текущих целей и задач, а так же с учетом позиции предприятия на рынке.

 Определение структуры и характера внутрифирменного финансирования  Важнейшие инструменты:

  1.  определение в централизованном порядке соотношения между собственными и заемными средствами в рамках предприятия в целом и в его дочерних компаниях;
  2.  определение характера финансирования (займы или кредиты), его источников и условий.

 Внутрифирменные займы, как правило, выполняют роль передаточного инструмента (материнская или родственная дочерняя компания получает средства на местном рынке капитала и затем передает его нуждающейся дочерней компании в форме внутрикорпорационного займа). Этот механизм построен на использовании разного уровня процентных ставок на рынках разных стран.

 Внутрифирменные кредиты предоставляются дочерним компаниям как в открытой, так и в скрытой форме кредитования.

Открытая форма кредитования предприятие требует от дочерних компаний перевода всех или большей части прибыли. В этом случае кредит служит средством распределения инвестиционного капитала.

 Скрытая форма кредитования осуществляется путем предоставления дочерней компании отсрочки платежей по товарным поставкам или путем ускоренной оплаты отфактуренной продукции (дочерняя компания получает на определенный срок возможность пользоваться средствами материнской или родственной дочерней компании, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита).

 Определение уровня платежей по предоставляемым внутрифирменным кредитам и займам, платежам по лицензиям, техническим и другим услугам. Завышая или занижая ставки по внутрифирменным финансовым операциям, предприятия могут использовать этот механизм для перераспределения прибыли и гибкой адаптации к условиям отдельных рынков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28207. Константность восприятия и ее приспособительное значение 32.5 KB
  Константность восприятия и ее приспособительное значение. Константность это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.
28208. Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое 42.5 KB
  Целостность восприятия и законы Гештальта: влияние целого на элементы и факторы объединения отдельного в целое. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ свойство восприятия состоящее в том что всякий объект воспринимается как целое даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы например тыльная часть вещи. Каждая часть входящая в образ восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
28209. Культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) 50 KB
  Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается в использовании человеком орудий труда для преобразования мира и сохранении этих орудий. Центральный момент возникновение символической деятельности овладение словесным знаком. Процесс формирования высшей психической функции отнюдь не мгновенен он растянут на десятилетие зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности. Общение со взрослым овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают...
28210. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) 46 KB
  По мнению Маслоу психоанализ обедняет представление о человеке сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. А где же собственно человеческое в человеке Именно это и призывал изучать Маслоу. Абрахам Маслоу 1908 – 1970 американский психолог один из основателей гуманистич. Согласно Маслоу эти особенности существуя в виде врожденных потенций актуализируются под влиянием социальных условий.
28211. Екологія. Основи екології 1.36 MB
  Вирішення екологічних проблем людства залишається основним завданням сучасного розвитку. Екологізація економіки передбачає формування нового екологічно орієнтованого мислення. Екологічна освіта стає базовим знанням
28212. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву) 39.5 KB
  Так тактильные вибрационные мышечные вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел в том числе и тела человека. Интерорецепция вкусовые болевые температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности биологической формой движения материи. Биологические формы движения интероцептивные болевые вкусовые температурные ощущения В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей определяемых общностью...
28213. Психологичсское значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов 42 KB
  1 базальные ощущения тактилънокинестетическое осязание 2 ведущие зрение слух от них идет максимальная информация 3 сквозные ощущения кинестетические движение. Дистанционные ощущения в процессе эволюции развились позже контактных: вибро и хеморецепция обоняние слух зрение как повышение адаптивных возможностей организма ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА функция парных анализаторов напр. Бинокулярное зрение. При раздражении несоответствующих диспарантных точек бинокулярное зрение или диссоциируется раздваевается или...
28214. Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мыслительных операций 45.5 KB
  Операциональная природа мышления как процесса отражения связей и отношений. Виды мышления =стадии развития: 1Нагляднодейственное элементарная форма практического мышления направленного на разрешение элементарных практических задач. Виды мышления: А. Типологические классификации мышления: При построении типологий виды мышления обычно различаются попарно как противостоящие друг другу по тем или иным конкретным характеристикам.
28215. Развитие мышления в онтогенезе: сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления 43.5 KB
  Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка речи. В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы.Допонятийное мышление нагляднодейственное через практическое действие с объектом нагляднообразное с помощью образных представлений 2.Понятийное мышление словеснологическое с помощью логических понятий и знаков Допонятийное мышление – мышление при...