73690

Дипломатический прокол как основа делового протокола

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Многовековой опыт развития международных отношений позволил выработать важнейшие основные правила общения между представителями различных стран.

Русский

2014-12-19

1.88 MB

3 чел.

Темы 11-13:

Дипломатический прокол как основа делового протокола»

План:

  1.  Соотношение понятий «Дипломатический протокол» и «Деловой протокол»
  2.  Принципы дипломатического протокола

3. Нормы и правила дипломатического протокола

4. Протокольные вопросы приема зарубежных делегаций

  1.  СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ» И «ДЕЛОВОЙ ПРОТОКОЛ»

Анекдот:

Два дипломата после официального приема садятся в машину. Едут. Оба мрачны. Один другому говорит:

— Вы знаете, сэр, меня, должно быть, завтра уволят. Я на сегодняшнем обеде хлеб вилкой взял. Другой сочувственно покивал, вздохнул, ответил:

— Меня, сэр, тем более уволят. Я на сегодняшнем обеде коньяк в рюмку для мадеры налил. Шофер оборачивается и говорит:

— Извините, джентльмены, это ничего, что я к вам сижу спиной?

Анекдот всегда понятен, доступен, остроумен и комментарию не подлежит. Я только позволю себе обратить внимание на одну тонкость, а именно, на обращение: сэр и джентльмены. Обращение чисто «западное», ибо изысканная утонченность манер, этикета, культуры поведения более присуща Европе и в менее значительной степени России.

Многовековой опыт развития международных отношений позволил выработать важнейшие основные правила общения между представителями различных стран. Эти правила в наиболее концентрированном виде представлены в дипломатическом протоколе, который, в свою очередь, стал основой важнейших общепризнанных норм делового протокола и этикета.

(К2 – номер слайда в презентации) Если пользоваться театральной лексикой, то протокол — это пьеса, а церемониал — это спектакль. И этот спектакль играется десятилетиями, а то и веками, не меняя в нем действия. Он узаконен и не терпит вольностей и изменений. Знание и соблюдение его неукоснительно для всех.

Забавный случай произошел в Англии с одним нашим известным поэтом. Он был польщен тем, что проезжающая мимо королева увидела его в толпе и несколько секунд, не отрываясь, смотрела только на него. Видимо узнала. Когда на следующий день поэт попал на прием и был представлен королеве, то не преминул выразить ей свою благодарность за то, что она его увидела в толпе и узнала. На что Их Величество ответила:

— Да, я вас действительно узнаю. Вы были вчера единственный, кто не снял шляпу.

Время от времени всем нам приходится бывать на траурных церемониях — отпеваниях и похоронах. И каждый раз поражает, что подавляющее большинство женщин, входят в храм на отпевание с непокрытыми головами, в брюках (на похоронах Б.Н.Ельцина госпожа Путина). То ли забыли, то ли не сообразили, что это религиозная акция. Мужчины, в ожидании церемонии курят у храма, чуть ли не на паперти. А далее, по варварско-языческому обычаю пьют водку «на помин души» прямо на могиле усопшего, в то время, когда для этого есть дом покойного или другие, приличествующие этому исконно русскому обычаю места.

Церковь, долгое время, будучи отлучена от государства, тоже пошла навстречу массовому увеличению притока прихожан, в том числе и чиновников из высших эшелонов власти, допустив ряд послаблений. Проявляя лояльность в соблюдении многовековых церковных традиций, наше высшее духовенство вместо целования креста и руки позволяет высокопоставленным государственным вельможам ограничиться рукопожатием.

Но оставим в покое сильных мира сего, памятуя заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете». Поговорим о нас самих. Истинный христианин и даже атеист, уважительно относящийся к религии, никогда не позволит себе войти в храм в кроссовках и шортах или «навеселе», а христианка — в брюках и с непокрытой головой. Однако толпы людей, и даже считающих себя православными, забывают об этой элементарной вежливости.

Ведь зачастую мы даже не задумываемся над тем, что невольно попираем веками сложившиеся традиции, кстати, гласно или негласно, но узаконенные международными нормами правовых отношений.

(К3) Вольно или невольно, но в начале мы затронули тему церкви и религии. И это не случайно. Наверное, это потому, что когда-то церковь явилась первым, как модно теперь говорить, «институтом» морально-этических норм отношений. В дальнейшем, с развитием и совершенствованием государственности, эти нормы узаконились и перешли в разряд государственно-правовых.

А сейчас время как бы повернулось вспять, и уже церковь нуждается в защите от аморального поведения некоторых т.н. «прихожан».

Однако, философ ли ты, поэт, ученый, рабочий, крестьянин, теперь еще и банкир, бизнесмен, предприниматель, депутат  — всё едино, если в основе нашего существования лежит библейская заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». Уважай в нем то, что от Матери-Природы заложено в тебе. Но, главное — уважай, помни и соблюдай вековые традиции государств, наций, этноса, сложившиеся в процессе исторического развития общества. Это не просто этическая категория. Это — наука, которая называется дипломатией.

Прежде всего, остановимся кратко на самом понятии дипломатического протокола.

Древние любили говорить, что «протокол — это фимиам дружбы». 

(К4) Само слово «дипломатия» происходит от греческого слова «diploma». В Древней Греции важные послания и документы для сохранности текста складывали вощеными сторонами дощечек внутрь. «Диплома» — сложенный вдвое.

В древности дипломатом считался человек, доставлявший и вручавший ту или иную депешу, грамоту, ноту. Но в историческом развитии общества деятельность дипломатов много расширилась. В ней произошли огромные качественные перемены. Дипломат перестает быть простым посыльным или визитером. Дипломатия становится наукой и профессией.

(К5)  Этимологически слово «протокол» означало в византийской дипломатии первую часть составленного в торжественных выражениях документа, в котором перечислялся состав участников.

В современной дипломатической практике:

Протокол означает совокупность правил, в соответствии с которыми в каждой стране официальные представители регулируют порядок различных дипломатических церемоний.

   

   Протокольные правила применяются при разработке многочисленных деталей, как чрезвычайных церемоний, так и церемоний, связанных с работой представительств.

(К6) Дипломатический протокол — это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, дипломатическими работниками и другими официальными лицами в международном общении.

В настоящее время проблемы мировой политики перестали быть прерогативой дипломатов. Сегодня в процессе своей деятельности все большее число руководителей всех рангов участвуют в различных мероприятиях, связанных со встречами и общением с представителями иностранных государств. И не вызывает сомнения, что знание дипломатического церемониала и протокола имеет сегодня немаловажное значение. 

Церемониал — свод правил и обычаев, которые обеспечивают официальным лицам прерогативы, привилегии и иммунитеты, необходимые им для успешного выполнения своих обязанностей.

Существует давнее и очень точное театральное определение: «Когда создается образ — мелочей нет». О постоянстве церемониала коронования императорских особ говорит уже то, что они продолжались еще 300 лет и были неизменны. Вспомним хотя бы «Венчание на царство» Иоанна IV, восседавшего на троне со скипетром и державой в руках, в шапке Мономаха, осыпаемого золотыми монетами. Патетика и театрализованность этого действа блестяще показана в фильме С.Эйзенштейна «Иван Грозный». Разве только что со времен Екатерины II головы российских монархов стали венчаться не «Шапкой Мономаха», а «Короной Российской империи». Однако сам обряд по-прежнему проходил в Москве, несмотря на то, что возникла новая столица — Санкт-Петербург с резиденцией всех российских императоров — Зимним дворцом. Непременными атрибутами символа царской власти остаются скипетр, держава, корона, на европейский манер усыпанная бриллиантами, да в костюме обязательной становится горностаевая мантия.

Что же такое деловой протокол?

(К7) В своей основе — это те же самые правила, которые регламентируют порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки  с отечественными и зарубежными партнёрами. Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными.

Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой.

2 ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА

(К8) Нормальное общение между государствами и их представи-телями было бы невозможно, если бы они не придерживались общих основополагающих принципов взаимоотношений:

уважение суверенитета (выражается в таких нормах, как оказание почести государственному флагу, исполнение гимна и т.д.);

равенства независимо от системы, размера территории и населения страны, политического влияния, экономической мощи (выражается в очередности представления дипломатов высокому лицу в стране пребывания, в рассадке делегаций на международных конференциях, дипломатов на дипломатических приемах  др.);

территориальной целостности;

невмешательства во внутренние дела друг друга.

Каким способом, в какой форме государства должны общаться с представителями иностранных государств не в ущерб своему престижу и национальному достоинству?

Каким образом продемонстрировать свое уважение к другому государству?

Ответы на эти вопросы есть в нормах и правилах дипломатического протокола.

3 НОРМЫ И ПРАВИЛА ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОТОКОЛА

(К9) Дипломатический протокол по своему назначению — категория международная. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Однако дипломатический протокол каждой страны может иметь некоторые национальные черты.

В настоящее время обязательно строгое соблюдение норм дипломатического протокола в следующих ситуациях:

при признании новых государств,

при установлении дипломатических отношений,

при назначении глав дипломатических представительств,

при вручении верительных грамот,

при осуществлении дипломатических визитов,

при проведении бесед и переговоров,

при дипломатической и личной переписке,

при подписании договоров и соглашений,

при организации дипломатических приемов,

организации встреч и проводов официальных делегаций,

при созыве международных совещаний и конференций,

при отмечании разного рода праздничных и траурных событий.

В наш век непредсказуемо развивающихся деловых и коммерческих отношений, в век компьютерной техники и космической связи некоторые нормы протокола могут на первый взгляд показаться архаичными. Но сколь не возрастала бы роль технических средств в жизни человека, они остаются лишь помощниками дипломатии и политики.

В международной государственной дипломатии церемониал и протокол соблюдаются четко и неукоснительно.

 

  •  Дипломатическое лицо, усаженное на приеме не на соответствующее его рангу место,
  •  не по форме одетые дипломаты на официальном приеме,
  •  уполномоченные, прибывшие на переговоры с опозданием,
  •  неправильно выставленный флаг,
  •  не так поданный автомобиль…

каждая из этих и многих других, казалось бы, мелочей способна тормозить, охлаждать и ухудшать деловые контакты и переговоры, а иногда и быть воспринятыми как демонстративное проявление своего пренебрежения или превосходства.

В некоторых государствах согласно протоколу перевернутый флаг символизирует состояние войны. Так произошло в России, когда в 1877 году  при объявлении войны Турции император Александр II перевернул черно-желто-белый российский флаг белой полосой вверх. 

Но даже сегодня лидеры различных толков, не зная и не задумываясь над этим, зачастую шествуют и собираются на свои митинги под перевернутыми флагами.

В XV веке Россия, сбросив с себя наконец-то 300-летнее татаро-монгольское иго, стала выходить на международную политическую арену. Русский посол Афанасий Нагой был направлен с дипломатической миссией в Крым, ему строго-настрого было приказано, чтобы он ни в коем случае не допустил, чтобы крымский хан приложил к грамоте так называемый «алый нишан» («красная печать»). Лучше возвратится в Москву без договора, чем с «алым нишаном». В те времена красный цвет печати свидетельствовал о признании зависимости одной стороны от другой.

К сожалению, сегодня некоторые руководители, соорудившие себе эффектные красные печати, не знают этой исторически сложившейся протокольной тонкости.

Необходимо помнить, что любое отступление от сложившейся традиции, норм неизбежно будет замечено и соответствующим образом истолковано и зачастую не в пользу нарушителя.

Вместе с тем, правила дипломатического протокола на уровне делового общения стали менее консервативными, более гибкими и свободными. Однако это вовсе не исключает строгого применения правил дипломатического протокола и в деловом общении, в случае необходимости, и не является ошибкой.

(К10) Необходимо, чтобы нормы протокола и этикета стали наконец известны и соблюдаемы банкирами, бизнесменами, предпринимателями, чтобы любой гражданин нашей родины знал элементарные правила международного этикета:

  •  как встречать иностранного гостя,
  •  как следовать в машинах,
  •  как готовить официальный и неофициальный приемы,
  •  как одеваться по тому или иному случаю,
  •  как производить рассадку за столом на официальных приемах,
  •  как пользоваться визитными карточками,
  •  как строить речь и вести деловую переписку и др.

При этом совершенно необязательно перенимать чуждые нам традиции, манеры, словечки, а тем более делать их своими. Никак нельзя согласиться и следовать советам американских специалистов по этикету, настоятельно рекомендующих, например, все время улыбаться. «Улыбайтесь, — пишет в своей книге «Бизнес-этикет» американка Энн Мэри Сабат, — ваше энергичное поведение демонстрирует вашу уверенность в себе». Вряд ли можно с этим согласиться. Улыбка выражает, как правило, либо удовлетворение, либо сарказм. В исключительных случаях, извините, просто глупость. Не трудно догадаться, что может подумать собеседник о человеке, который постоянно улыбается.

Мы как-то привыкли к тому, что в Америке — все лучше.      Да, многое: техника, предпринимательство, фермерство, армия, социальное обеспечение, отдых.

Но то, что касается этических норм, эстетических категорий — в этих вопросах вряд ли стоит равняться на американцев. Ведь культура Штатов по сравнению с русской и европейской очень молода, а, следовательно, и не так велика. Свой скромный вклад в сокровищницу мировой культуры Соединенные Штаты стали вносить только с начала XX века.

То же самое происходит сегодня в сфере норм моральных и этических, к которым относится этикет. Поэтому американцы, в значительной степени меньше впитавшие в себя как многовековую художественную культуру и практику дипломатии, выработали свой упрощенный стиль протокольного и церемониального существования. Так, современному бизнесмену  в Америке позволительно:

  •  быть без пиджака и в подтяжках;
  •  принято первому протягивать руку даме;
  •  можно, что не всегда кстати, прицепить к лацкану пиджака бирку со своим именем; 
  •  для удобства держать вилку в правой руке;
  •  в минуту отдыха закидывать ноги на стол.

Возможно, это протест делового человека, — дескать, мне так удобнее. Только эстетичнее ли? Да и удобнее ли?

Но не будем осуждать и обсуждать наших заокеанских друзей и партнеров. Тем более мы уже договорились: уважать, помнить и соблюдать вековые традиции разных народов.

Значит ли это, что, попав в Штаты, сразу следует купить подтяжки, взять вилку в правую руку и задрать ноги на стол? Вариантов два. И да, и нет. Если вы решили следовать американскому этикету, то это нужно сделать сразу же по началу приема или переговоров. В этом случае у ваших собеседников создается впечатление, что вы знаете традиции и обычаи его страны и следуете им.

(К11) Но никогда не следует подстраиваться под стиль хозяев, спустя некоторое время, а уж тем более под конец визита. Существует хорошее правило: если вы не знаете, как себя вести в том или ином окружении, — выбирайте тот стиль поведения, который более строг.

4 ПРОТОКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЕМА ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕЛЕГАЦИЙ

(К12) Форма приема делегации зависит от цели приезда делегации и ранга ее главы. Целью визита представителей иностранных фирм может быть:

  •  выяснение возможностей установления контактов;
  •  проведение переговоров;
  •  подписание документов;
  •  организация семинаров, ярмарок, выставок и т.д.

4.1 Подготовка программ пребывания

(К13) До приезда иностранной делегации принимающая сторона должна разработать 2 программы ее пребывания в стране:

4.1.1 Общая программа, предназначенная для гостей:

  •  встреча делегации;
    •  деловая часть программы (переговоры, встречи, беседы);
    •  приемы (завтраки, обеды и т.д.);
    •  культурная программа;
    •  поездки по стране;
    •  проводы делегации.

  1.  Программа, включающая технические детали, необходимые для принимающей стороны, во избежание срывов и накладок:

(К14)

  •  персональный состав встречающих;
  •  участие представителей СМИ (в случае необходимости);
  •  преподнесение цветов;
  •  приветственные речи;
  •  обеспечение транспортом;
  •  размещение в гостинице и т.д.

В случае если глава делегации прибывает с супругой, то принимающая сторона должна предусмотреть специальную программу и для неё.

Делегации, прибывающие с краткосрочным визитом на 2—3 дня, лучше принимать в течение рабочей недели, не занимая суббот и воскресений, в противном случае необходимо предусмотреть программу и на выходные дни.

Вечерние прогулки по западным столицам обычно приятны, что не всегда скажешь о прогулках вечером по нашим городам. Поэтому, приглашая иностранцев в свой город, желательно продумать, чем их занять по вечерам.

Вместе с тем, при составлении программы внимание принимающей организации должно быть, конечно, сосредоточено на основной цели визита делегации (переговоры, встречи, беседы и т.д.). Самое главное в программе — это ее сбалансированность. С одной стороны, она должна удовлетворять профессиональным интересам членов делегации, а с другой — носить и общеобразовательный характер.

4.2 Порядок встречи делегации

(К15) Итак, программа составлена, пора ехать встречать зарубежную делегацию. Здесь также следует иметь в виду необходимость соблюдения некоторых протокольных правил.

Ранг и должность встречающего главы делегации должны соответствовать рангу и должности приезжающего главы делегации. Другими словами, если приезжает глава иностранной фирмы, то его должен также встретить глава фирмы принимающей.

Для встречи обычно прибывает глава принимающей делегации в сопровождении 2—3-х человек. Если гость приезжает вместе с супругой, то его встречает глава нашей делегации также с супругой.

4.3 Приветствия и представления

(К16)       4.3.1 Приветствия при встрече делегации

1. Первым представляется глава принимающей делегации, и если с ним приехала его супруга встречать супругу гостя, то он представляет и ее.

  1.  Вторым представляется гостьглава иностранной фирмы и представляет свою супругу.

3. Затем глава принимающей делегации представляет своих сотрудников — членов делегации, которые приехали встречать гостей, по рангам (по нисходящей). Если среди встречающих есть женщины, то их представляют в первую очередь. Если женщин несколько, то их представляют по рангам, а затем мужчин — также по рангам.

4. После этого глава приехавшей делегации таким же образом представляет и членов своей делегации.

5. Встречая делегацию в аэропорту или на вокзале, глава принимающей стороны должен вручить цветы всем дамам, входящим в состав делегации или прибывшим вместе с членами делегации. Причем при встрече и проводах в аэропорту или на вокзале уместно преподносить цветы, завернутые в целлофан (мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилеев).

Очевидно, что теплая встреча и прощание — важный элемент во взаимоотношениях между людьми, который способствует созданию дружеской атмосферы в процессе работы. Поэтому зарубежных гостей, приезжающих на фирму по приглашению или для ознакомления с ее деятельностью, глава фирмы должен встретить, проводить и приветствовать на торжественном приеме. Остальное время гостями могут заниматься другие сотрудники фирмы.

4.3.2 Приветствия в ходе визита

(К17) Формы приветствия в мире чрезвычайно разнообразны. Так, проживающие в Новой Зеландии племена Маори, приветствуя друг друга, прикасаются носами, а у жителей Тибета существует обычай: здороваясь, они снимают правой рукой свой головной убор, а левую — закладывают за ухо, при этом высовывают язык. В Японии в качестве приветствия применяются три вида поклонов — самый низкий, средний поклон под углом 30° и легкий поклон под углом 15°. Европейцы обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон. Это не касается таких головных уборов, как берет, вязаная и меховая шапка.

Однако как бы не были различны национальные обычаи, международный этикет приветствий, по существу, одинаков и основывается на следующих правилах:

  •  мужчина приветствует женщину первый, хотя в Англии эта привилегия принадлежит женщинам (женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет, проходит мимо стоящей или сидящей группы людей, или присоединяется к ней);
  •  младший по возрасту первый приветствует старшего. Младшая по возрасту женщина — старшую, а также мужчину, который намного старше ее;
  •  младший по должности сотрудник — старшего.
  •  Член делегациируководителя делегации своей и зарубежной.
  •  Не ждите, пока вас будут приветствовать, лучше следовать правилу, которое содержится в Уставах некоторых армий зарубежных стран: из двух офицеров, имеющих одинаковое звание, первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан.

4.3.3 Правила представления

(К18) Что же касается самого процесса представления, т.е. знакомства, то здесь тоже существуют определенные правила.

  •  Во время представления людей старшего возраста обычно называют их титулы и звания. Это имеет место и на официальном мероприятии при представлении присутствующих.
  •  Во время представления не благодарят, а лишь приветствуют друг друга и обмениваются рукопожатиями (смысл обычая - подавать правую руку для приветствия - идет из древности, является символом доброжелательности и проявлением уважения, поскольку наглядно демонстрирует партнеру, что она свободна и в ней нет оружия). Мужчинам рекомендуется это делать всегда, а женщинам — по обоюдному согласию.

  •  Когда мужчину представляют женщине, то руку первой подает женщина. Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям. Старшая по возрасту женщина подает руку младшей, руководитель — подчиненному и т. п.
  •  Если встречаются супружеские пары, то сначала женщины здороваются друг с другом, затем мужчины приветствуют женщин и только после этого мужчины приветствуют друг друга. Женщина представляется супружеской паре первой.
  •  Если приветствие сопровождается рукопожатием, то мужчина, здороваясь, во всех случаях должен снять перчатку с правой руки, а женщина это делает, только если на руке вязаная варежка или толстая меховая перчатка. Если при встрече одна из двух женщин обнажила руку для рукопожатия, то другая должна последовать ее примеру;
  •  Что же касается обычая целовать руку женщинам, то во многих странах в настоящее время он практически не употребляется. Сохранился этот обычай, в частности, у поляков, которые считают, что поцелуй руки является знаком особого уважения к женщине и придает сам по себе торжественный характер встрече. В Австрии женщинам целуют руку также лишь в особо торжественных случаях.
  •  В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принято целовать руку лишь замужним женщинам и только в торжественной обстановке. При этом следует учитывать, что этот жест уместен лишь в закрытых помещениях. Если вы решились прибегнуть к такой форме приветствия, то, слегка наклонившись вперед, подносите руку дамы к своим губам и запечатлеваете на ее тыльной стороне быстрый поцелуй, порой даже не дотрагиваясь до нее губами. Конечно, в момент поцелуя вы должны смотреть на женщину.

4.3.4 Формы обращения

(К19) Дипломатический протокол и этикет четко определяют правила, согласно которым следует обращаться к главам государств, министрам, послам.

Имя и фамилия высоких особ при обращении не упоминаются:

  •  Ваше Величество (Your Majesty),
  •  Ваше Королевское Высочество,
  •  Ваше Высочество (Your Highness).
  •  К Чрезвычайному и полномочному послу обращаются Ваше превосходительство (Your Excellency),
  •  В западноевропейских странах при обращении друг к другу принято присоединять к имени звание или должность: профессор Мориарти, доктор Ватсон и т.д. Причем в отличие от нашей страны такие звания, как «доктор» или «профессор» могут означать лишь принадлежность данного лица к творческой профессии. Совсем необязательным является действительное наличие у него такого звания.
  •  В Австрии обращение «господин доктор» применяется по отношению к медикам, докторам наук, актерам, музыкантам.
  •  В США и Англии любого преподавателя могут назвать профессором.
  •  В большинстве стран можно обращаться к людям без упоминания их фамилии: господин мэр, господин доктор.
  •  Исключением является Германия, где даже в подобном случае все-таки присоединяется фамилия: герр доктор Шульц.
  •  Женщин могут назвать по званию мужа. В Австрии выражение «фрау профессор» может означать, что муж этой женщины преподаватель университета.

4.4 Рассадка по автомобилям

Итак, после взаимных представлений и приветствий хозяева и гости рассаживаются по автомобилям и отправляются к месту проживания прибывшей делегации.

(К20) В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля.

Места в экипажах

Рис.1. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.

(К21)

Рис. 2. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым

(К22)

Рис. 3. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе. При посадке в автомашину двух персон, места занимаются на заднем сидений, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) занимает правое место по ходу движения.

Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукоснительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах. Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик.

Ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: «Кто имеет право сидеть к царю спиною?» Ответ: «Кучер». Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые «кэбами», где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями.

Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XXI веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину.

(К23)  Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.

Рис. 4. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — дама

(К24) В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади.

Схематически это выглядит так:

Рис. 5. 1 — гость; 2 — хозяин; 3 — сопровождающее лицо

Рассмотрим   другие   примеры   рассадки   в автомобилях:

(К25)                          Рис.6.

  1.  — первое лицо, т.е. Вы;
  2.  — первое лицо, Вас принимающее;
  3.  — второе лицо, сопровождающее Вас;
    4— второе лицо, принимающее Вас.

В случае же следования в экипажах, управляемых      профессиональным водителем (такие автомашины называются   персональными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено.

(К26) К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем (Рис. 7).

Рис. 7

Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся  кортежем, допускается и численностью до четырех человек.

(К27) Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В любом случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы — левое (Рис. 8). Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.

Рис. 8

(К28) Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами (Рис. 9).

Рис. 9

Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным (Рис.10).

Рис. 10

Некоторые неписаные правила

Правильная посадка в автомобилях — это еще не все. Это — протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы.

2. Не пользоваться ремнями безопасности равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправ- ными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: «Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией»

3. Перед тем, как ваши гости сядут в автомобиль или захотят выйти из него, необходимо открыть им дверцу, а затем закрыть ее за ними. Эта обязанность лежит на членах встречающей делегации и в зависимости от рассадки по автомобилям может лежать и на водителе, и на переводчике, и на одном из сопровождающих лиц.

4. Если условия не позволяют подать автомашину правой стороной к тротуару, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу и остальные также через левую дверцу. По прибытии автомобиль паркуется таким образом, чтобы выход был с правой стороны.

Итак, мы подъехали к гостинице, где будут жить наши гости во время их визита. Заказывая места в гостинице для гостей, надо заранее поинтересоваться, сколько ожидается мужчин, сколько женщин и есть ли среди них супружеские пары. Необходимо также заблаговременно решить вопрос о том, кто будет платить за номер — приглашающая сторона или сами гости.

4.5 Процессии и президиумы

Официальное представительство протоколом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, стоящей на высшей ступени «иерархической лестницы». Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведении всех церемоний.

Как правило, число лиц в первом ряду процессии, в президиуме или на трибуне не должно превышать пяти.

(К29) Если число лиц в первом ряду нечетное, почетным местом является место в центре, а порядок старшинства следующий:

5-3-1-2-4

Если число лиц в первом ряду будет четным, то почетным местом является место справа, то есть 4-3-2-1

В обоих случаях первым лицом (1) бывает прибывающий глава представительства. Вторым (2)глава представительства, встречающий делегацию.

Далее места распределяются в субординационном порядке. При построении, прохождении и рассадке в машинах на схемах, как правило, нечетными номерами обозначаются гости, четными — хозяева. 

Для того, чтобы согласиться с подобным построением официальных лиц, нужно немного быть знакомым с теорией композиции. Тогда не возникнет сомнений в правильности нашей схемы.

Композиция с нечетным количеством персонажей считается симметричной, ибо ось симметрии проходит через почетного гостя, который и является центром композиции, сосредоточивающим на себе внимание зрителей.

Неизв. Нидерландский мастер, нач. XVI в. «Рождество»

 


(К30)
По закону природы восприятие симметричного объекта начинается с центра. Вспомним, как мы осматриваем, к примеру, памятник классической архитектуры. Сначала наш глаз непроизвольно останавливается на портике с колоннами или на центральной арке здания, затем от центра круг обзора начинает расширяться, причем влево — вправо в номерной последовательности, идущей от второстепенного к более значимому, как и показано на нашей цифровой схеме, пока взгляд не охватит всю композицию и в довершение вновь не возвратится в центр.

(К31-33) Почему же тогда разительно меняется построение при четном количестве персон, когда почетный гость оказывается с краю?

Шпалера «Аллегория надежды», 1530 г. (Музей им. А.С.Пушкина)

Да потому, что ось симметрии, хотя она и существует, но проходит не через человека (или портик, как в примере с архитектурой), а через пустое место, через промежуток между двумя людьми. Центр композиции как таковой отсутствует, наш глаз дергается влево, вправо, испытывая некий дискомфорт и независимо уже от нашего желания и сознания по законам все той же природы фиксирует объект в поступательном движении слева направо.

Основа его берет начало в заложенном в нас движении солнца по небосводу, с востока на запад, слева направо.

Брейгель «Несение креста», 1564 г. (Вена, Музей истории искусств)

Иллюстрацией тому служит славянская и латинская письменность. «А как же, — возразите вы мне, — письменность арабская, которая наоборот?» Да, никак. Бог с ней, или, точнее, Аллах с ней, с их письменностью. Все равно мусульмане так же, как и христиане молятся на восток.

Босх «Брак в Кане Галилейской», ок. 1480 г.

(Роттердам, Музей Бойманс-ван-Бейнинген)

Так вот и получается, что при отсутствии центра композиции восприятие идет слева направо и точкой окончания обзора, естественно, является правая оконечность композиции. Причем на нашей схеме восприятие идет еще и от второстепенных персонажей к главному, завершающему композицию.

(К34) Поскольку речь у нас зашла о композиционном построении, хочу обратить внимание читателя еще на одну его особенность. Когда композиция строится слева направо, наш взгляд облегчает ее, как будто подгоняет.

(К35) При обратном построении — наоборот, препятствует.

Пётр Вильямс «Автомобильное ралли», 1930 г.

(Третьяковская галерея)

Проведите небольшой эксперимент. Возьмите иллюстрацию известной картины И.Е.Репина «Бурлаки». Оборванные, выбивающиеся из последних сил мужики тянут баржу. Помимо того, что им физически тяжело, мы даем им дополнительное сопротивление своим взглядом. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на картину в зеркальном отражении. Абсолютно меняется не только пластика движения персонажей, но и смысл картины. Создается впечатление, что им еще не невесть сколько тянуть свою лямку, а наоборот, тяжкий труд уже закончен и через мгновение они рухнут отдыхать на песчаный берег.

Василий Перов «Тройка», 1866 г. (Третьяковская галерея)


Этот эксперимент вы можете провести и с иллюстрациями других картин. Уверяю, эффект будет совершенно неожиданным. Как неожиданным и противоестественным показалось бы нам движение войск в парадном прохождении по Красной площади не со стороны Александровского сада, а, наоборот, от храма Василия Блаженного.

Этот момент всегда нужно учитывать, когда вы проходите мимо телевизионной камеры, на которую вас снимают. Старайтесь следовать так, чтобы оператор всегда оказывался по ходу движения справа от вас. Правда, есть и еще одна тонкость в организации движения перед объективом.

Когда гость прибывает, при его прохождении рекомендуется объектив оставлять справа по движению. Тогда на экране движение будет восприниматься слева направо и по закону композиции, о котором мы говорили выше, взгляд зрителя будет «подгонять» движение и способствовать ускорению прибытия гостя. При отъезде же правильнее будет строить движение наоборот, справа налево. Тогда взгляд будет препятствовать движению, непроизвольно задерживая момент отъезда.

Казалось бы, пустяк, но тонкие дипломаты и политики успешно манипулируют этим приемом визуального восприятия. Прибывая на вынужденную и нежелательную встречу, они специально двигаются перед камерами в обратных ракурсах, выказывая таким образом свою неприязнь к акции, на которую прибывают.


4.6 Официальные и неофициальные приёмы

4.6.1 Международные конференции и заседания

(К36) Вне зависимости от темы и предмета конференции или заседания международным протоколом строго регламентируется порядок рассадки их участников.

При участии только двух делегаций они размещаются лицом друг к другу по обе стороны стола. Руководители сидят в центре, им ставятся стулья с высокими спинками. Секретари располагаются в торце стола.

Рис.11

(К37) Порядок рассадки нескольких делегаций зависит от планировки зала. Во всех случаях делегации располагаются в алфавитном порядке от А до Z.

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

(К38)

Рис.16 Рассадка на официальном приеме или заседании:

1—11 —участники, в порядке официального старшинства

Рис.17 Пример рассадки участников заседания ректората высшего учебного заведения

Соблюдение формы и старшинства имеет важное значение при проведении официальных и неофициальных приемов. Любая ошибка в протоколе может нарушить гармонию встречи, от успешного проведения которой участники всегда ожидают определенных результатов.

4.6.2 Приемы

(К39) Прием считается официальным, если приглашаемыми являются исключительно официальные должностные лица. Мужчины присутствуют без жен, а приглашенные женщины в силу занимаемого ими официального положения — без мужей.

Завтрак, на который мужчины приглашаются с женами, считается неофициальным независимо от числа приглашенных.

Обеды, на которые приглашаются жены глав представительств, могут рассматриваться как официальные, так как жены разделяют со своими супругами официальное положение.

На официальных приемах внимание присутствующих должно быть обращено на следующее:

  •  всем официальным должностным лицам должно быть оказано соответствующее внимание в соответствии с официальным старшинством;
  •  некоторым знатным особам, не относящихся к числу официальных представителей, должно быть также оказано особое внимание или традиционное уважение (представители церкви, местных властей).

(К40) Гостям направляются приглашения в обращении от третьего лица. В тексте приглашения употребляется форма «имеет честь пригласить».Каждое представительство имеет свою форму приглашения. Гости отвечают на приглашение в соответствии с тем, как указывается в приглашении. Ответ должен быть направлен обязательно. Такая просьба об ответе на приглашение часто сокращенно обозначается инициалами: R.S.V.P. 

Пример:

«Российский творческий союз работников культуры по случаю годовщины образования Союза дает обед, на который приглашает в качестве почетного гостя г-на Иванова с супругой. Обед проводится в Екатерининском зале Таврического дворца 1декабря. Начало в 7 часов вечера. Форма одежды — парадная. «R.S.V.P.». 

Ответ: «Официальный представитель фирмы (такой-то) А.А.Иванов с супругой с благодарностью принимают приглашение господина генерального директора на «фуршет» 10декабря и уведомляют о своем прибытии в указанное время».

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и приемы без рассадки.

К дневным приемам относятся «бокал шампанского», «завтраки»

(К41)                     Бокал шампанского

«Бокал шампанского», как правило, начинается в 12 часов, длится около часа. Поводом для такого приема может послужить приезд или отъезд делегации, подписание договора, открытие фестиваля или выставки. Причем проводится оно в том же здании, где проходило торжественное мероприятие в специально оборудованной для этого комнате или фойе.

Гостям помимо шампанского предлагаются еще и вина, соки, минеральная вода. Напитки и легкие закуски разносятся официантами. Легкими закусками считаются конфеты, фрукты, бутерброды-канапе и другие, не требующие столовых приборов и сервировки стола.

Бокал вина

Малочисленным приемом является и «Бокал вина», с той лишь разницей, что подчеркивается его особый характер и несколько расширяется ассортимент вин и количество закусок. Крепкие напитки — коньяк, водка, виски, джин — на дневных приемах не подаются.

Гости присутствуют стоя. Как исключение присесть на некоторое время допускается только пожилым женщинам. Сидеть мужчинам независимо от возраста и молодым и средних лет женщинам недопустимо. Рассредоточение гостей в зале хаотично и официальное старшинство не соблюдается.

Приемы эти относятся к разряду официальных, и присутствуют на них только должностные лица без супругов.

(К42)                            Завтрак

«Завтрак» удобнее всего проводить во временном промежутке от 12 до 15 часов. В меню входят обычно две холодные закуски, одно горячее блюдо — мясное или рыбное и десерт. Это при раннем начале завтрака. Поскольку продолжительность завтрака составляет 1—1,5 часа, то при более позднем начале, скажем в 14 часов, на стол может подаваться еще и первое блюдо. Перед началом завтрака «до стола» гостям предлагаются соки и другие безалкогольные напитки, за столом подаются вина, соответствующие закускам, преимущественно сухие. В заключение перед кофе и чаем с небольшим количеством сладостей может быть подано шампанское.

Присутствие на завтраке разрешается в повседневной одежде, но это не должны быть свитера, джинсы, кожаные или замшевые куртки (ибо они, как правило, являются уличной одеждой), а женщинам следует избегать брючных костюмов. Это обуславливается тем, что в протокольной практике дневные приемы принято считать менее торжественными, чем вечерние. Поскольку завтраки, как правило, считаются официальными приемами, то приглашаются только должностные лица. Завтрак предполагает рассадку за столом в соответствии с протоколом. Оптимальное количество гостей — 12 человек. Может быть и больше, но желательно не превышать 16 человек. Это позволит усадить гостей за один стол прямоугольной формы. Даже если на завтраке присутствует более полусотни приглашенных, все равно не следует выстраивать столы «П или Т-образной» конфигурации. Лучше будет поставить параллельно два или три стола. Рассадка в этом случае производится двумя группами по двенадцать человеквысшее и среднее руководящее звено. Следует помнить, что число двенадцать (дюжина) считается застольным числом.

(К43)      Вечерние приемы бывают нескольких видов

Коктейль

«Коктейль» начинается от 17 или 18 часов. По форме проведения он напоминает «Бокал вина». То же свободное размещение гостей. Такое же обслуживание официантами, разносящими напитки и закуски. Отличие же, соответственно, во времени начала, ассортименте и продолжительности. Продолжительность «Коктейля» может доходить до двух часов. Значительно расширяется ассортимент крепких напитков. Кроме коктейля, напитка как такового, разносятся еще и водка, вина, шампанское. Предлагаются холодные закуски — бутерброды-канапе, тарталетки, фрукты, шоколад. Если прием длится более часа, целесообразно предусмотреть и подачу горячих блюд, но таких, которые можно есть только вилкой без помощи ножа. В левой руке гостю приходится держать тарелку, поскольку обеденные столы не предусматриваются.

Повод для проведения такого приема (это относится и к «Бокалу вина») может быть самый разнообразный, от государственного праздника до дня рождения хозяина или почетного гостя, пожелавшего пригласить всех сотрудников.

(К44)                        А-ля фуршет

Прием проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако напитки и закуски на «фуршете» официантами не разносятся, а накрываются столы. Гости сами набирают закуски и выбирают напитки. Зачастую многие из них совершают ошибку. Взяв в руки тарелку и бокал, они продолжают стоять у фуршетного стола, мешая тем самым подойти другим гостям. Чтобы исключить подобное скопления массы людей у общего стола, следует предусмотреть установку еще нескольких свободных столиков по сторонам.

На эти же столики выставить чистые приборы. Надо отметить, что это ошибка не столько гостей, сколько организаторов приема, выставляющих приборы на один стол с напитками и закусками.

Официальное старшинство, как и в дневных приемах, строго не соблюдается, так как эти приемы проводятся стоя. Однако присутствующим необходимо соблюдать элементарные правила этикета, позволяющие подойти к столу первыми почетным гостям и другим лицам, выше стоящим в субординационном отношении.

Особая торжественность приемов «коктейль» и «А-ля фуршет» может быть подчеркнута подачей шампанского, мороженого и кофе. На все вечерние приемы рассылаются приглашения, в которых особая торжественность подчеркивается указанием парадной формы одежды.

(К45)                             Обед

«Обед» — наиболее почетный и торжественный вид приема. Начало обеда практикуется не раньше 20 часов. Продолжительность его доходит до трех часов и более. Непременным условием проведения обеда является протокольная рассадка за столом. В рассылаемых приглашениях должна обязательно фигурировать формулировка «обед с рассадкой». Гриф «форма одежды парадная» можно и не писать, поскольку рассадка уже предусматривает прибытие мужчин в смокингах, а женщин — в вечерних платьях.

На приглашение такого рода обязательно нужно ответить согласием или отклонить предложение, дабы устроители могли заблаговременно скорректировать план рассадки. Принять приглашение и не явиться, равно как и отказаться, а потом прибыть, категорически не допустимо.

Меню обеда составляется в соответствии с национальными традициями своей страны и с учетом национальных особенностей представителей иностранного государства. Обед состоит из двух-четырех холодных закусок, первого блюда, горячего рыбного, горячего мясного и десерта. Через полтора-два часа после начала первая часть обеда заканчивается. Гости приглашаются в гостиную. Туда подаются кофе, чай, ликер,       коньяк. Можно курить. Еще через полчаса все возвращаются в обеденный зал, где за это время произошла смена стола, и приступают к десерту.

(К46)                             Ужин

«Ужин» начинается в 21 час и позднее. От обеда он отличается только временем начала и тем, что на ужине, как правило, не подают первое горячее блюдо. Продолжаться ужин может от трех часов и более. За ужином очень много пьют шампанского, Оно подается в течение всего вечера. Имеет место концертная программа, развлекательная, танцы.

(К47)                       Обед-буфет

«Обед — буфет» — это скорее дневной прием, нежели вечерний. Время начала его колеблется от 16 до 20 часов. Продолжительность не более двух. Рассадка свободная, но с соблюдением этических норм и дипломатического такта. Все рассаживаются за столики по четыре-шесть человек. Так же, как и на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. «Обед — буфет» менее официален, и вечерний костюм не обязателен.

(К48)                             Чай

К вечерним приемам относится еще и «чай», обычай старорусский, устраиваемый в период между 16 и 18 часами, как  правило, для женщин. Супруга главы представительства приглашает «на чай» супруг прибывших представительств и других женщин. Такая форма приема используется при нанесении прощальных визитов супругами глав представительств.

Для «чая» накрывается один или несколько столов с учетом количества приглашенных. Подаются конфеты, печенье, фрукты, десертное вино. Не исключаются небольшие бутерброды (канапе).

(К49)                        Рассадка гостей

На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. На официальном приеме, где приглашенные присутствуют без жен или мужей, главному гостю предлагается место за столом напротив хозяина (Рис.15).

                                           Рис.15

(К50)

                                           Рис.16

На официальном приеме с хозяйкой самое почетное место справа от хозяйки (Рис.16). Далее идут места слева от хозяина и по мере удаления менее почетные.

(К51)

Рис.17. На неофициальном приёме с супругами

(К52)             Техника обозначения за столом

Небольшие прямоугольные карточки с именем гостя раскладываются около приборов. В зале, где собираются гости и подаются напитки, на небольшом столике выставляется план рассадки.

(К53)

  •  Хозяин и хозяйка встречают гостей в холле перед обеденным залом.
  •  Один из распорядителей приема называет имя входящего гостя.
  •  Гость следует через холл (зал) и здоровается с хозяйкой и хозяином.
  •  Прибытие гостей должно быть субординировано. Первыми прибывают гости менее значимые по старшинству. До прибытия почетных гостей они развлекаются беседой, знакомством и аперитивом.
  •  Как только метрдотель объявит о приглашении к столу, хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в столовую.
  •  Почетный гость предлагает руку хозяйке, и они входят последними.
  •  Метрдотель ожидает хозяйку и почетного гостя у входа в столовую, затем следует за ними к столу и пододвигает им кресла.
  •  Гости занимают свои места после того, как сядет хозяйка.
  •  По окончании приема за столом хозяйка первой встает и выходит из-за стола

(К54)             Рассадка за свадебным столом

Рис.18

37

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52003. Групи слів за значенням: омоніми, синоніми, антоніми (загальне ознайомлення). 57.5 KB
  Групи слів за значенням: омоніми синоніми антоніми загальне ознайомлення. Мета уроку: поглибити знання учнів про групи слів за значенням; ознайомити їх з омонімами синонімами антонімами навчити школярів правильно застосовувати їх у текстах знаходити у реченнях доречно використовувати у мовленні; виховувати інтерес до усної народної творчості. Групи слів за значенням Групи слів Звукова форма Значення Приклади Омоніми Однакова зовсім різні Ласка тварина ласка матері Синоніми різна однакові або хуртовина близькі заметіль Антоніми...
52005. Буквы о - а в корне –гор- -гар- 53.5 KB
  Тип урока: изучение нового материала Ход урока 1. Мобилизирующий этап Цель: вспомнить правило с чередующими гласнымилаг лож раст рос кас кос; умение самостоятельно делать выводы сформулировать тему урока назвать цель урока обучение русскому языку средствами субъективизации Предпол.Формулирование темы и цели урока Назовите слова выделенные из каждого ряда.