73698

Цели и задачи дисциплины «Экономика ресурсосбережения». Значение ресурсосбережения в современных условиях. Причины современного состояния в сфере ресурсосбережения

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономика ресурсосбережения наука отражающая формы производственных отношений в процессе рационального использования воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды. На протяжении всей своей жизни человечество сталкивалось с ограниченностью ресурсов. С 1996 года в России действуют 2 структуры – Комитет по охране окружающей среды Министерство природных ресурсов. Исследование шло по пяти глобальным направлениям мировой динамики – ускорение индустриализации быстрый рост населения нарастание голода истощение невозобновляемых...

Русский

2014-12-19

55 KB

3 чел.

Лекция №1. Цели и задачи дисциплины «Экономика ресурсосбережения». Значение ресурсосбережения в современных условиях. Причины современного состояния в сфере ресурсосбережения.

Экономика ресурсосбережения - наука, отражающая формы производственных отношений в процессе рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Целью ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий являются повышение уровня жизни людей, создание максимальной комфортности среды обитания с учетом потенциальных возможностей страны, мировых достижений, форм территориальной организации производств, уровня социальной, производственной, рыночной инфраструктур и т.д.

На протяжении всей своей жизни человечество сталкивалось с ограниченностью ресурсов. Решая тем или иным способом эти проблемы, люди не осознавали антропогенного воздействия на природу, поэтому в конечном итоге в большинстве стран мира сложился техногенный тип производства.

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни А.С, ни Д.Рикардо, ни К.Маркс, Д.Кейнс, А.Маршалл не придавали должного значения экологическим ограничениям. До недавнего времни основное внимание уделялось 2 факторам экономического роста – труд + капитал.

Целевая функция данного типа экономики определяется словами И.Мичурина – «Нельзя ждать милостей от природы – наша задача, взять их у нее». На современном этапе человечество должно вести себя с учетом многочисленных ограничений – как в космическом корабле «Земля». Поэтому появилась Концепция охраны окружающей среды. В России в 1988 году был создан Комитет по охране окружающей среды. С 1996 года в России действуют 2 структуры – Комитет по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов. Концепция охраны окружающей среды, как и концепция фронтальной экономики, базируется на антропоцентрическом подходе. На сегодня выделяют следующие глобальные проблемы: опустынивание, обезлесение, дефицит сырья, парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и др. Однако эти концепции не всегда дают возможность решить все эти экологические проблемы.

Возникают концепции мирового развития в связи с экологическими ограничениями. Большое значение сыграли доклады Римского клуба. Эта организация была создана в 1970 году. Наиболее известный доклад –работа Д.Медоуза –«Пределы роста» (1972г.), Автор построил мировую модель с петлями обратных связей. Исследование шло по пяти глобальным направлениям мировой динамики – ускорение индустриализации, быстрый рост населения, нарастание голода, истощение невозобновляемых ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды. Анализ мировых тенденций проходил на основе экспоненциального роста. Различные варианты модели показывали, что к середине 21 века должен разразиться мировой кризис. От катастрофы спасал только нулевой рост. В 1992 году Д.Медоуз выпускает работу по названием «За пределами роста» - основной постулат которой – есть пределы роста но нет пределов развития.

Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением является следствием циклических процессов, в которых каждый сектор способствует росту других секторов и обеспечивает свое развитие за их счет. Рост наталкивается на пределы, налагаемые природой. Население, капитальные вложения, загрязнение окружающей среды, потребление пищи возрастают по экспоненте. Экспоненциальный рост обладает характерным свойством, называемым временем усвоения. Это интервал времени, за который происходит удвоение значения соответствующей величины системы. Предположим, мы начинали с численности населения в 1 млн. чело. И численность удваивается каждые 50 лет. Если рост населения до 1 млрд. продолжался 600 лет, то в 20 веке произошло удвоение через 43-45 лет и численность превысила 6 млрд. чел. (Вспомни про зарастание озера за 20 лет).

Рост потребления энергоресурсов в 20 веке происходил с интервалом удвоения в 28-32 года. В этом проявляется свойство природных систем, что дремлющие до поры в мировой системе силы на протяжении одного поколения могут проявиться и начать регулирование процесса.

ПР – Использование природных ресурсов – Загрязнение и отходы.

Появляются теории экотопии – в связи с неспособностью добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой. Это в чистом виде теория всяческого ограничения экономического развития. Основные направления подобных теорий – возврат к природе, биологическое и культурное разнообразие, простые технологии, отказ от НТП и т.д. много внимания уделяется нравственному совершенствованию, социальным, религиозным и духовным аспектам совершенствования человека. (Вспомни про запрет на добычу полезных ископаемых в Монголии).

Концепции устойчивого развития – традиционные модели экономического роста исчерпали себя и они не могут быть предложены для других стран в качестве образца. Единственная модель – устойчивое развитие- развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под сомнение способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. В самом общем виде устойчивое развитие во времни с учетом основных параметров можно представить в виде:

Ft (L, K, N, I) <= Ft+1 (L, K, N, I), где

Ft (L, K, N, I) – функция устойчивого развития, L – трудовые ресурсы, K – искусственно созданный капитал, средства производства, Т – природные факторы, I – институциональные факторы.

Существует 4 критерия устойчивого развития.

-Для возобновляемых природных ресурсов- обеспечение по крайней мере режима простого воспроизводства.

-Для невозобновляемых природных ресурсов – максимально возможное замедление темпов исчерпания  с перспективой замены их в будущем на другие нелимитированные виды ресурсов.

-Для отходов- минимизация их количества на основе внедрения ресурсосберегающих технологий.

Загрязнение окружающей среды в перспективе не должно превышать его современного значения.

Природные факторы (природные ресурсы и природные условия)  - одно из ключевых понятий природопользования. Природные ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. ПР, с одной стороны, входят в состав природной сферы в качестве ее компонентов, с другой – они часть социально-экономической жизни общества. Их природа двойственная, они являются связующим звеном между ними, определяя их тесное взаимодействие, производимое в процессе природопользования. В основе пирамиды Маслоу лежит безопасность, которая не в последнюю очередь обеспечивается за счет использования огня для обогрева, а огонь требует дров, угля, нефти и т.д. – энергоресурсы. (Народы Севера испытывают огромные проблемы с развитием  в связи с недостатком огня)

Целевая задача будущего –«устойчивое развитие общества» - природные факторы в совокупности – ПР и окружающая среда как управляемая система. Целевая функция – минимизация потребления ПР с поиском альтернативных источников возобновления сырья и энергии, сохранение условий воспроизводства природной среды.

Мировая система – человек, его социальная система, технологии и естественное окружение. Их взаимодействие определяет рост, изменение и напряжение системы. Явное выражение- рост населения, возрастание потребления ПР, загрязнения окружающей среды, деградация природных биосистем, различие в уровнях жизни. В настоящее время осознается, что факторы, направленные на подавление противоречий в элементах мировой системы, приводят к подавлению только симптомов, не затрагивая основных причин.

Современные социально-экономические системы сохраняют единство в главном – остаются факторы потребления, истощения и загрязнения биосферы и формирующие технократического человека (Упомянуть про 17 век).

Добиваясь ближних целей, человек затем испытывает влияние последствий, которых не ожидал. (Вспомни про борьбу китайцев с воробьями).

Природные ресурсы – пространственно-временная категория – их объем различен в разных районах Земли и разных стадиях развития общества. Классификация природных ресурсов происходит на природные компоненты и природно-территориальные комплексы. Природные компоненты – минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира.

Ресурсы природно-территориальных комплексов - сельскохозяйственные, водохозяйственные, лесохозяйственные, селитебные, рекреационные и т.д.

Среди всех видов ресурсов особое значение имеют энергетические ресурсы, так их назначение – вырабатывать энергию для обработки других видов ресурсов. Даже чертям в аду требуются энергоресурсы для растопки котлов. Энергоресурсы – движущая сила любого производства и экономики страны в целом.

Топливно-энергетические ресурсы – нефть, каменный и бурые угли, горючий газ, уран, битуминозные сланцы. Сравнение различных видов топлива происходит при помощи тонн условных единиц в угольном или нефтяном эквиваленте. 1 т у.т. = 1тонна антрацита. Оценка современных запасов ТЭР производится на мировых энергетических конференциях (МИРЭК), учрежденных в 1924 году. (Вспомни, что создание международных организаций в других сферах народного хозяйства относится к 1945-48 годов.) 

Перечисленные виды топлив создают представление о реальных энергетических ресурсах планеты, доступных для использования. Кроме этого, топливно-энергетический потенциал включает в себя запасы урана для реакторов на быстрых нейтронах. Потенциал урана почти равен энергетическому потенциалу горючих полезных ископаемых.

Характерной особенностью энергетических ресурсов является их крайне неравномерное распределение  по территории Земли. Сев. Америка +Евразия –87%, Материки Южного полушария –13%.

В структуре запасов доля нефти и газа занимает 30%. При этом до 60—годов уголь был главным видом топлива в мировой экономике, однако переориентация энергетики на жидкое и газообразное топливо сократили эту долю до 28% в начале 80-х годов. На это оказало влияние развитие научно-технического прогресса, положившее конец электрическим двигателям, газовым двигателям и спиртовым машинам. Опять видно влияние природных ресурсов на развитие экономики.

Литература по данной дисциплине:

Основная литература:

  1.  Экология и экономика природопользования: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Э.В.Гирусова.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.- 455 с.
  2.  Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии: Учебник.- СПб: Специальная литература, 1997.- 304 с.
  3.  Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для ВУЗов.- М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.- 413 с.
  4.  Природопользование (экономика природопользования). Ч.II,III: Учебное пособие / Под ред Е.А.Силкина.- Казань: Изд-во КФЭИ, 1999.- 268 с.
  5.  Газеев Н.Х. Экология Татарстана: современная ситуация, пути к устойчивому развитию.- Казань: Изд-во “Экоцентр”, 1996.- 195 с.
  6.  Мингалеев Г.Ф. Управление потенциалом энергосбережения / Под ред. проф. Ш.М.Валитова.- Казань: Изд-во КФЭИ, 1999.- 136 с.
  7.  Мингалеев Г.Ф. Экономические методы и модели управления процессом энергосбережения в регионе.- Казань: Изд-во КГТУ им.А.Н.Туполева, 1998.- 160 с.
  8.  Экономика природопользования: Аналитические и нормативно-методические материалы.- М.: Изд-во Минприроды, 1994.- 420 с.

3.2. Дополнительная литература

Хайруллов Д.С. Государственное регулирование процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан.- Казань: Фэн, 1997.- 236 с.

Башмаков И.А. Финансовый и экономический анализ проектов по повышению эффективности использования энергии / Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ).- М., 1993.- 100 с.

Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.- 232 с.

Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учеб. пособие для студентов вузов и учителей.- М.: Агар, 1997.- 87 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10350. Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету 55.5 KB
  Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу
10351. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения 75.5 KB
  Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...
10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...
10353. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним 71 KB
  Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...
10354. Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий 69.5 KB
  Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин
10355. Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения 36 KB
  Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ
10356. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания 37.5 KB
  Индивидуальная групповая фронтальная формы организации обучения предмету условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках. Индивидуальная ФОО предполагает чт
10357. Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе 36.5 KB
  Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...
10358. Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды 39.5 KB
  Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова