73742

Актуальные проблемы истории философии

Лекция

Логика и философия

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Совершенства и классических форм она достигла позднее, в Древней Греции и Риме.

Русский

2014-12-20

185 KB

1 чел.

53

Тема №2. Актуальные проблемы истории философии.

Тема № 2.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

1. Возникновение философии. Типология философских систем.

2. Философия Древнего мира.

3. Философия эпохи Средневековья.

4. Философия Нового времени (XVI - XVIII вв.).

5. Европейская философия XIX века.

... Теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей  философии.

                               Ф. Энгельс

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ.

Философия зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Совершенства и классических форм она достигла позднее, в Древней Греции и Риме.

Впервые философом себя назвал древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки одним из первых философию выделил Платон.

Вследствие неразвитости наук вначале философия представлялась как всё совокупное знание, однако позднее из нерасчлененного знания выделились математика, астрономия, медицина и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему наиболее общих знаний о мире, о природе, обществе и человеке.

Одной из важнейших проблем истории философии является проблема периодизации философского процесса и типологии философских систем. Выделение основных типов философских систем возможно по двум направлениям.

Первоеисторическое направление, в рамках которого выделяются исторические типы философии в соответствии с периодизацией мирового исторического процесса. Здесь каждый тип философии, по Гегелю, есть “эпоха, схваченная в мысли”.

Второе направление типологии — проблемно-ментальное, которое рассматривает многообразные философские системы не по исторической “вертикали”, а по философской “горизонтали”, т.е. по преимущественному способу философствования и характеру разрешения философских проблем. Оно позволяет различить типы философствования на каждом историческом этапе и тем самым обогащает решение проблемы типологии философских систем.

Исторические типы философских систем будут рассмотрены в дальнейшем.

ПРОБЛЕМНО-МЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной мере носят исторически сквозной характер и поэтому нуждаются в исходном рассмотрении.

1. По субстанциональному основанию (субстанция – то, что лежит в основе мироздания) философские системы различаются на

материалистические,

идеалистические, 

дуалистические.

Материалистические концепции кладут в основу мироздания материально-вещественные элементы,

Идеалистическиеобъективные или субъективные духовные начала. 

Дуалистическиеодновременно и то, и другое.

Все они, особенно материализм и идеализм, представлены великими творцами и многочисленными философскими школами.

Материалистическая философия нашла выражение в системах Демокрита, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Дидро, Л. Фейербаха, К. Маркса, В.И.Ленина и др.

Философия идеализма представлена Сократом и Платоном, Августином и Ф. Аквинским, Д. Беркли и И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем.

Философия дуализма наиболее ярко выражена была Р. Декартом.

2. По гносеологическому основанию выделяются:

философские системы агностицизма, позиция которых состоит в утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант),

и философия познавательного оптимизма, утверждающая принципиальную возможность и способность познания мира человеком. Гносеологический оптимизм характерен для многих материалистических и идеалистических философских систем.

3. По методологическому основанию:

каким исходно рассматривать мир — развивающимся, находящимся в движении, взаимосвязи и обусловленности, или воспринимать его в неподвижности, односторонне, локализовано, упрощенно?

Метафизическая философия (такое понимание утвердилось со времен Гегеля) давала однозначное, завершенное изображение мира в неизменных понятиях, поскольку сущность вещей считала вечной и неизменной.

Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий, поскольку в мире все течет, изменяется в силу действия внутренних источников движения.

4. По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы:

сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств,

рационализма (главная роль отводится разуму)

и иррационализма, когда приоритет в познании отдается подсознательным, неосознаваемым механизмам — магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.

5. В соответствии с решением и пониманием проблемы человека, как основной проблемы философии, философские системы могут быть:

 космоцентрическими - человек как часть космоса, мира;

теоцентрическими - человек божественный, верующий;

 антропоцентрическими - человек как средоточие мироздания;

 социоцентрическими - человек как совокупность общественных отношений;

 техноцентрическими - человек как подобие машины, техники;

 эгоцентрическими - человек как неповторимая индивидуальность;

биоцентрическими - человек как представитель биологической природной реальности.

На различных исторических этапах имело место преобладающее рассмотрение тех или иных сторон проблемы человека.

Существуют и иные критерии проблемной типологизации философских учений. Так, философские системы могут быть:

атеистическими или религиозно-идеалистическими по отношению к религии,

сциентистскими или антисциентистскими по отношению к науке,

оптимистическими или пессимистическими по отношению к смыслу и перспективам жизни человека,

созерцательно-умозрительными или социально-преобразующими по отношению к практической деятельности людей.

Принято выделять также классические философские системы, в которых представлено системно содержание всех философских проблем — онтологических, гносеологических, логических и социальных,

и неклассические школы, в которых такой системности нет.

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

История философии исследует и конкретные исторические этапы развития философской мысли, которые в целом совпадают с общепринятой периодизацией мирового процесса.

В данном аспекте принято выделять такие исторические типы философии, как

философия Древнего мира,

философия эпохи Средневековья,

философия эпохи Возрождения и Нового времени,

философия XIX века,

а также философия XX века.

В рамках каждого исторического типа существовали и развивались философские системы различных очагов цивилизации. Например, философия Древнего мира включает в себя философские системы Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима.

Особого рассмотрения заслуживает отечественная философия, которая развивалась под влиянием преимущественно западной философии, хотя и сохранила свое лицо на фоне мирового философского процесса.

II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Древняя философия представляет собой совокупность учений и школ, охватывающих исторический период примерно с VI в. до н.э. по V в. н.э.   

Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует как разнообразие философии в древних Индии, Китае, Египте, Месопотамии, Греции и Риме. 

Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уделить пристальное внимание характеристике философии Древней Греции и Рима (Античной философии).

Характерные черты:

1. Космоцентризм - созерцательное изучение и рассмотрение человека в органическом единстве с природой, обществом и богами.

Причинами тому служили крайне низкий уровень развития научного знания и преобладание мифологических представлений, эмпирических взглядов на окружающий мир.

Так, природа для древних греков выступает главным абсолютом и носителем всех свойств мира. Боги составляют часть природной стихии, а человек живет по законам природы, полиса (государства), веры в богов и собственному разумению.

Уже у ранних мудрецов Древней Греции — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Парменида на первый план выдвигается проблема космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни.

2. Одной из черт древнегреческой и римской философии является поиск первоосновы окружающего мира.  

У Фалеса это была вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Пифагора - число, у Анаксимандра - апейрон (нечто бесконечное, беспредельное).

Позднее формируются атомистические представления Демокрита, Левкиппа, Эпикура,

а также идеалистические взгляды Платона 

и учение о единстве косной материи и активной формы Аристотеля.  

В итоге уже в философии древности были выдвинуты основания для различения материалистических и идеалистических философских систем.

3. Отличительной чертой античной философии выступает и формирование особого способа духовного самовыражения, который уже у первых древнегреческих мудрецов приобрел строгую логическую форму.

Этот классический способ освоения мира характеризуется рациональным постижением истины, что существенно отличает его от восточной мудрости.

Особую роль здесь играет категория причины, впервые введенная Демокритом. О высокой роли знания причин свидетельствует фраза Демокрита о том, что за одно причинное объяснение он отдал бы персидский престол. Высокой оценки заслуживает и гениальная догадка Демокрита об атомистическом строении мира, о заполнении мирового пространства атомами и пустотой.

4. Древнегреческие философы широко развернули антропологические аспекты философии, обсуждая такие вопросы, как роль человека, богов, государства и мудрецов в полисе.

Протагору принадлежит фраза о человеке как мере всех вещей.

Но слава основоположника человеческой проблематики принадлежит Сократу (469-399 до н.э.). Храбрый воин, прошедший три кампании Пелопонесской войны, Сократ в числе добродетелей выделял мужество, сдержанность и справедливость.

Сократ утверждал, что человек  взял на себя право принимать решения, независимые от богов. Именно за эту идею афинский суд на 70-м году жизни Сократа приговорил его к смерти, и престарелый философ выпил яд цикуты.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) в своих диалогах, постоянным персонажем которых является Сократ, отстаивал объективность, общеобязательность этических норм, необходимость познания человека в единстве с космическим порядком вещей.

Реальным существованием, по Платону, обладает мир идей. Материальный мир – это мир небытия. Чувственно воспринимаемые вещи — это лишь тень, подобие, в которых отражаются образцы-идеи. На вершине идей находится идея блага, которая объявляется конечной причиной бытия, его демиургом.

Так формируется концепция объективного идеализма: 

душа человека запечатлевает идеи вещей,

а познание — это припоминание души о ее пребывании в мире идей, где она существовала до ее соединения с телом новорожденного и куда она вернется после смерти человека.

5. Древнегреческая и римская философия дала первые образцы диалектического и метафизического философствования.

Так, Гераклит Эфесский (ок. 520 - 460 до н.э.) представлял мир живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим. Все в мире движется, изменяется по закону-Логосу по причине наличия и сочетания противоположностей.  Нельзя войти дважды в одну и ту же реку — такова стихийная, донаучная диалектика Гераклита.

В противоположность ему Парменид (540 – 470 до н.э.) говорил, что ничто не изменяется, бытие неподвижно, и таким его мыслит человек. Истина доступна только разуму, хотя человек воспринимает мир чувствами.

А Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.) - считал существующим лишь то, что можно логически доказать. Он же выдвинул ряд апорий (антиномий, противоречий) против существования движения, которые сыграли большую роль для развития диалектического мышления и логического доказательства.

Так, апория “Стрела” показывает: летящая стрела в каждый, сколь угодно малый отрезок времени занимает неизменное положение, следовательно, покоится. Движение стрелы  представляет собой сумму таких моментов покоя. Следовательно, в течение всего полета стрела неподвижна.

Один из великих представителей античной философии Аристотель (384-322 до н.э.) оставил миру многочисленные труды по философии, физике, политике, этике, астрономии и логике-риторике.

Он развил философию во всех ее основных областях — в учении о бытии, в теории познания, в формальной логике, социальной философии и философской антропологии. Будучи лучшим учеником Академии Платона (просуществовала с 385 г. до н.э. вплоть до 529 г. н.э.), потом ее преподавателем, Аристотель подверг критике объективный идеализм своего учителя.

Критикуя концепцию идей Платона, Аристотель утверждал, что реален природный мир, который ничем не определен. Вещи состоят из пассивной и косной материи, реальность вещам придает форма.

Внешне мир познается органами чувств, но внутренняя суть вещей доступна лишь рациональному познанию.

В труде “Политика” он развивает учение о государстве и человеке как политическом существе. В “Никомаховой этике” Аристотель рассматривает этические проблемы, выступая основоположником этики как отдельной дисциплины. Наконец, он разработал основы формальной логики, обосновал три ее закона — тождества,    противоречия    и исключенного третьего.

Период античной философии завершается эпохой эллинизма —

слиянием греческой и римской культур,

кризисом греческой демократии

и распадом Римской империи в конце IV в. до н.э.

Основными философскими течениями этой эпохи были эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм.

Философия больше склоняется к этической и социально-политической проблематике и обосновывает “правила жизни”, личное спасение и невозмутимость души.

Атомистика Демокрита получила развитие у Эпикура (341-270 до н.э.). В основе его этического учения – эпикуреизма - лежит понятие “удовольствие” и его получение для душевного равновесия.

Скептик Пиррон (360-280 до н.э.) полагал, что человек должен быть спокойным, невозмутимым, и это есть высшая ступень блаженства.

Стоики: Зенон из Китиона (490-430 до н.э.), римский император М. Аврелий (121-180 н.э.) — полагали, что счастье человека в слиянии с природой и получении минимальных благ жизни.

В добродетели они выделяли благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Стоики учили человека спокойно сносить все удары судьбы, в том числе и смерть. Концепции эпикурейцев, стоиков и неоплатоников составили основу для возникновения и развития философии Средневековья.

III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоха Средневековья охватывает период примерно с V по XIV век. Для нее характерно господство аграрной цивилизации, феодальной раздробленности, натурального хозяйства и религиозного единобожия.

Средневековая философия, в отличие от античной, более однородна. Ее общей чертой выступает теоцентризм - признание и обоснование Бога как реальности, определяющей все сущее.

В философии бытия этого периода господствовал принцип божественного творения (креационизма), а в теории познания - принцип откровения.

Поэтому, если древнегреческая философия носила натуралистический характер,

то средневековая — религиозный.

Главными направлениями развития средневековой философии были:

религиозная схоластикашкольно-учительский тип философствования, основанный на соединении религиозной догматики и рационалистического обоснования с приоритетом формально-логической проблематики. 

религиозная патристиканазидательно-навязчивое приобщение к “школе” и теологическим учениям отцов христианской церкви. 

Отсюда — формализм и безличный характер философии средневековья, когда личностное, человеческое отступает перед абстрактно-общим. Отсюда — большое внимание развитию формально-логической стороны философского знания.

Одним из видных теоретиков средневековой философии был Блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.). Его идеи изложены в произведениях “Об истинной религии”, “О свободной воле”, “Исповедь” и “О граде божьем”, им разработано учение о Боге как первичной реальности, творящей весь окружающий мир.

Реальный мир — природа, общество, человек, выступают вторичной реальностью, сотворенной Богом. Бог - истинное бытие, вечное и неизменное, никому неподвластное. Все, что ни делает человек, предопределено Богом. Своим решением Бог избрал одних для спасения, других — для осуждения на муки в аду.

Отсюда — истинная философия та, которая проповедует божественную мудрость и мыслит не сообразно стихиям мира, а сообразно Богу, сотворившему этот мир.

Августин немало внимания уделял психологии человеческой души. Ее постижение необходимо для спасения души, очищения ее от греха. По этой причине большое значение имеет исповедь, покаяние человека в своих грехах.

Одним из главных вопросов, которыми занималась средневековая схоластика, был вопрос об отношении знания к вере.

Конечно, утверждался приоритет веры над разумом, наукой. В философском плане эта проблема приобрела форму спора об универсалиях, или о природе общих понятий.

Здесь выявились две позиции: реализм и номинализм.

Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально, независимо от человеческого сознания.

Номиналисты отрицали реальное и независимое от человека существование универсалий.

Против крайностей номинализма и реализма в споре об универсалиях выступил крупный французский философ Пьер Абеляр (1079 - 1142 гг.).

Он, с одной стороны, признавал многообразие единичных вещей, на сходстве которых и основаны универсалии,

а с другой - признавал и реальность общих понятий, идей в уме Бога, по которым творятся вещи.

Романтическая переписка Абеляра с Элоизой (племянницей парижского каноника, которую Абеляр похитил и с которой был разлучен при трагических обстоятельствах) опубликована  и считается сокровищем мировой литературы.

Самым видным религиозным философом западного средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.), монах доминиканского ордена, который впоследствии был канонизирован римско-католической церковью.

В своем главном труде “Сумма теологии” он обосновал основные принципы христианской теологии с помощью логики Аристотеля, а также переработки его учения.

Фома решительно выступил против учения о “двойственной истине”, с помощью которого в условиях засилья религии пыталась утвердить себя наука. Высшая истина — это сам Бог. Божественная истина недоступна человеческому разуму, а доступна лишь вере, божественному откровению, и потому вера выше разума, ей доступны истины как божественные, так и мирские, научные.

Ф. Аквинский предложил пять доказательств существования Бога:

— как первопричины движения,

— как первопричины вещей,

— как первородно необходимой сущности вещей,

— как первичной причины блага и совершенства

— как высшей разумной целесообразности в мире.

Социальные проблемы решались Фомой также в духе католического вероучения:

— власть - от Бога,

— форма правления — предпочтительно монархия,

— главную роль в обществе должна играть церковь,

— власть государя должна быть подчинена высшей, духовной власти.

Всем правит на небе - Христос, а на земле - римский папа.

IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI - XVIII ВВ.)

Длительное господство религии в эпоху Средневековья утрачивается в эпоху Нового времени. Уже в XV веке Европа начинает переживать ряд существенных изменений в экономической, социально-политической и духовной жизни. Зарождаются капиталистические производственные отношения - эпоха индустриальной цивилизации, Промышленное производство и вольнонаемный труд обусловливают начало постепенной замены авторитарных политических режимов демократическими.

В духовной жизни эпохи Нового времени особенно важными являются две черты:

падение авторитета церкви 

и рост авторитета науки.

Философия Возрождения. 

Одной из характерных черт эпохи Нового времени явилось возрождение античной культуры, поэтому начальный период данной эпохи получил название Возрождения (Ренессанса).

Отличительной чертой периода Возрождения становится ориентация не на религию, а на человека. В центр философской мысли выдвигается человек, и в этом смысле философия становится антропоцентричной. В тесной связи с искусством философия начинает культивировать человека в единстве его души и тела, закладывая традиции гуманизма, человеколюбия.

В философии Возрождения природа толкуется пантеистически, как божественная, т.е. Христианский бог утрачивает  самостоятельную сущность и растворяется в природе, сливается с ней. 

Представителями пантеистического мировоззрения были Н. Кузанский (1400-1464 гг.) и Джордано Бруно (1548-1600 гг.).

Пантеизм был одной из форм перехода от религиозного мировоззрения к научному пониманию природы, а потому преследовался церковью как ересь. За это Дж. Бруно, как известно, был сожжен на костре.

Философия эпохи Просвещения.

Следующий период в развитии философии Нового времени — XVII век, для которого характерна 

опора на науку, прежде всего на экспериментально-математическое естествознание.

В центр философии выдвигаются вопросы познания, разработки методов познания, а также проблемы единой и множественной субстанции.

С одной стороны, опора на опытно-экспериментальную науку, на человеческий разум способствовала укреплению традиций классической, рационалистической философии.

С другой стороны, развитие науки и техники, промышленная революция, господство механики Ньютона обусловили преобладание механистической картины мира и технократических представлений в мировоззрении эпохи Нового времени.

XVIII век в Европе называют периодом Просвещения. 

Главной предпосылкой западноевропейского Просвещения явилось развитие науки и падение авторитета церкви.

Сначала Т. Мор и Т. Кампанелла, Кондорсе и Вико, затем Вольтер и Руссо, социалисты-утописты Ш. Фурье, Сен-Симон, Р. Оуэн и, наконец, французские философы-материалисты К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. Ламетри и П. Гольбах заложили величайшие традиции просвещения, критического отношения к религиозному мировоззрению и стремления людей к лучшей жизни — к свободе, равенству, справедливости, счастью. В это время сложился взгляд, что миром правят великие идеи лучших умов человечества.

Родоначальником эмпирической науки и философии Нового времени считается англичанин Френсис Бэкон (1561-1626). В труде “Великое восстановление наук” он предстает как яркий сторонник практического применения научных исследований. Ему принадлежит известное изречение “Знание - сила”, смысл которого состоит в том, что знание имеет практическую значимость.

Наука, считал Бэкон, должна помочь человеку в овладении силами природы. Высоко ценя роль науки и разума в жизни людей, Бэкон в то же время не отрицал и роль веры, если разум бессилен.

Ему принадлежит заслуга в разработке индуктивного метода познания (переход от единичных фактов к общему положению), хотя он неправомерно утверждал его преимущества перед дедукцией. Большую роль в познании Бэкон отводил эксперименту. Он и умер как ученый: от простуды, схваченной во время опытов по консервированию кур путем замораживания их в снегу.

Основателем современной европейской философии обычно считают великого математика, астронома, естествоиспытателя и философа Рене Декарта (1596-1650).

Декарт – не только математик и философ, но и отважный офицер, участник 30-летней войны. В своих работах “Рассуждение о методе” и “Метафизические размышления” он пытался заново построить философскую систему, возродить и систематизировать философское знание. Для этого он выдвинул тезис: “Подвергай все сомнению”. С ним тесно связан другой тезис Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”.    

Первоосновой мира он считал две самостоятельные субстанции:

материю, обладающую свойством протяжения,

и дух, обладающий свойством мышления (именно поэтому Декарта считают крупнейшим представителем философской позиции дуализма).

Истинным в процессе познания он считал все то, что разум воспринимает ясно, отчетливо (рационализм).

Декарту принадлежит заслуга в разработке дедуктивного метода (логическое умозаключение из ряда умозаключений) как наиболее универсального метода познания.

Декарт полагал, что все в природе подчинено механическим законам и может быть исследовано математикой и механикой.

На дуалистической философии Декарта основывались два учения: материалистическая физика и идеалистическая психология. Связующим звеном между ними был Бог, который внес в природу движение.

В одной из поездок к шведской королеве Христине, которой давал уроки философии, Декарт схватил воспаление легких в опасной форме. На попытку немецкого лекаря Вуллена пустить ему кровь  Декарт заявил: “Нет уж, избавьте! Французскую кровь надо беречь!

Философия Декарта оказала большое влияние на учение голландского мыслителя Б. Спинозы (1632-1677).

Однако Спиноза не принял дуализма Декарта и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом, или природой.

Спиноза признавал Бога, но растворил его в природе (пантеизм). Природа сама себе субстанция, активная и животворящая сила. Хотите видеть Бога — смотрите на природу! Здесь Бог уже лишается самостоятельной и творящей сущности.

Спиноза логически доказал тезис о том, что свобода есть осознанная необходимость. Все в мире совершается по необходимости, и человек может лишь познать ход мирового процесса, чтобы действовать в соответствии с ним.

Отношение Спинозы к судьбе, необходимости, смерти похоже на отношение стоиков к этим проблемам: свободный человек меньше всего думает о смерти. Д. Дидро сказал о Спинозе: “Его сердце не было запятнано ни одним из пороков, которые обесчещивают”.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) противопоставил учению Спинозы концепцию множественности субстанций — духовных сущностей, которых он назвал монадами.

Бесчисленное множество монад не связано между собой причиной и следствием, но находится в гармонии, синхронном взаимодействии. Причина такой гармонии - Бог.

Лейбниц вывел четыре доказательства бытия бога:

онтологическое,

космологическое,

доказательство от вечной истины

и от предустановленной гармонии.

К трем законам логики Аристотеля он добавил и обосновал четвертый — закон достаточного основания.

Если в XVII веке в философии Нового времени критиковалась религиозная схоластика, то просветители XVIII века уже критиковали предшествующую им философию. Начало критике умозрительных концепций метафизики положил английский просветитель Д. Локк (1632-1704).

В работе “Опыт о человеческом разуме” Локк подверг критике концепцию врожденных идей Декарта и выдвинул теорию чувственно-эмпирического познания, разделив опыт на внешний и внутренний.

В качествах вещей он выделял первичные (существующие “сами по себе”: давление, протяжение, вес и т.п.)

и вторичные (восприятие первичных качеств с помощью органов чувств человека: вкус, цвет, запах, температура и т.п.). На основе чувственного опыта у человека возникают простые и сложные идеи.

Концепцию Локка жестко критиковал английский философ Д. Беркли (1635-1753).

Все вещи, полагал он, суть устойчивые комплексы человеческих ощущений. За человеческими ощущениями ничего не существует, – нет никаких “первичных качеств”, нет и объективного существования вещей помимо ощущений.

Существовать — значит быть воспринимаемым, поскольку в интеллекте нет ничего, чего не было бы в ощущениях. Невоспринимаемое одним человеком воспринимается другими людьми.

Такая позиция позволяет считать Беркли одним из основоположников субъективного идеализма. Конечным творцом восприятия вещей у Беркли выступает Бог.

Другой английский философ – Д. Юм (1711-1776) - показал, что теория познания Локка ведет  к агностицизму. Человек не может выйти  за пределы собственного опыта, коль мир существует в его ощущениях. Причины ощущений, по Юму, нам неизвестны. Юм выступает как наиболее последовательный  субъективный идеалист.

Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751), признавая единство материи, отрицал принципиальную разницу между неорганическим и животным царством, пытался с позиций законов механики описать поведение и деятельность человека.

Наиболее систематическим пропагандистом идей материализма стал Поль Гольбах (1723 – 1789). Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771) главное внимание уделял философской разработке проблем этики.

Самым выдающимся представителем французского материализма по праву считается Дени Дидро (1713 - 1784), органически сочетавший глубину теоретических философских разработок с изяществом литературной формы.

Согласно учению французских материалистов, природа есть причина всего, она существует сама по себе. Все материальных тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть то, что каким-либо образом воздействует на его органы чувств.

Религию великие французские философы рассматривали как опору тирании и считали, что путь к освобождению людей от религии и тирании лежит через просвещение.

В работах Д. Дидро развивались элементы диалектики. Движение он считал неотъемлемым атрибутом материи, без движения нельзя себе представить природы. Им высказана мысль о развитии организмов, о связи растений и животных с условиями их существования.

Дени Дидро выступил основателем и редактором “Энциклопедии наук, искусств и ремесел”, которая  своим обобщением достижений естествознания повлияла на развитие всех областей науки. Энциклопедия смело критиковала идеализм и религию, феодальные формы общественного и государственного устройства, в ней был обоснован новый тип гуманизма. По сути дела это означало идеологическую подготовку Великой французской революции (1789-1794). Дени Дидро писал по поводу создаваемой Энциклопедии: “Наши притязания основываются на этой книге. Пусть потомство вынесет свой приговор”.1 Ныне в Пантеоне Франции стоит памятник и Энциклопедии, и ее главному редактору Дени Дидро. Потомство вынесло им свой приговор. Они бессмертны.

Агностицизм Д. Юма разбудил  от “догматической спячки” одного из самых великих умов Европы - И. Канта (1724-1804).

Он выдвинул свою философию прежде всего как теорию познания и впервые стал анализировать не познаваемую реальность, а познающего субъекта.

В книге “Критика чистого разума” он,

с одной стороны, признает объективное существование вещей и познание их внешних свойств,

а с другой, утверждает непознаваемость внутренней сущности вещей — “вещей в себе”.

Идеи пространства и времени субъективны,  даны человеку с рождения, а не познаются им из опыта. Попытки человека проникнуть в суть вещей наталкиваются на непреодолимые противоречия, антиномии рассудка. Поэтому сущность вещей, их природа непознаваемы. Познать можно лишь явления, чувственные образы.

В работе “Критика практического разума” Кант выдвинул свое этическое учение, суть которого выражается в “категорическом императиве”: “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”. Действовать надо так, чтобы каждый человек рассматривался сам по себе как цель.

Кант сформулировал также принцип примата морали над политикой.

Работа “Критика способности суждения” посвящена проблемам эстетики, в ней исследуется природа прекрасного.

В трактате “О вечном мире” Кант обосновал идею федерации свободных государств на основе договора, запрещающего войну. Разум лишь осуждает войну, а предотвратить ее может международное правительство, действующее по республиканской конституции.

V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

XIX век – это время утверждения и развития буржуазных социально-экономических отношений, формирования двух противоположных классов – буржуазии и пролетариата, развития борьбы между ними.

Это время, когда Европа бурлила войнами, кризисами и революциями.

Это время формирования и развития западной классической культуры и формирования культуры модернистской, неклассической.

Аналогичные процессы характерны и для философии.

Европейская философия в XIX веке в целом характеризуется наличием и взаимодействием двух противоположных тенденций:

рационалистической, классической

и иррационалистической, неклассической.

Первая тенденция органически выросла из учений прошлого века и получила свое высшее завершение в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах), а также  в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Вторая тенденцияиррационалистическое направление в философии, возникло как реакция на рационализм и просветительство XVIII века, в частности, на их ограниченность и неспособность в познании сущности мира и достижении благоприятных социальных перемен. Наиболее ярко она выразилась в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

XIX век по праву называют “веком классики”. И философия в этот период достигает наиболее зрелых классических форм.

Рационалистическое направление

Немецкая классическая философия.

Первая половина XIX века в Европе прошла под влиянием высших достижений немецкой классической философии, в частности, творчества классиков немецкого идеализма – И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля.   

Немецкая классическая философия предстает прежде всего как единство диалектики и идеализма.

В частности, философия И.Г. Фихте (1762-1814) выступает как своеобразная интерпретация субъективного идеализма, как философия практической активности человека. Центральным ее понятием  и важнейшей проблемой философии Фихте, которая названа им “наукоучение”, является соотношение “Я” и “не-Я”. Мир есть не что иное, как результат деятельности “Я”, деятельности человеческого сознания. 

Заслугой Фихте является развитие учения о диалектическом мышлении, которое он называет антитетическим.

Философия Ф.В. Шеллинга (1775-1854) – диалектический гимн природе и человеческой активности.

Он создал философию абсолютного тождества бытия и мышления – “натурфилософию”, считал, что противоположности субъекта и объекта, природы и духа, снимаются в некоем абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального.

Натурфилософия Шеллинга – одна из первых в истории философии попыток систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа. Шеллинг стремился к диалектическому объяснению таких явлений, как жизнь, организм и т.д.

Один из великих  представителей немецкой классической философии -  Г. В. Ф. Гегель (1770-1831).

Важнейшие философские работы Гегеля – “Наука логики”, “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”. Гегель впервые обосновал тождество, единство бытия и мышления на диалектической основе. Составные элементы его философской системы могут быть кратко сведены к следующим.

  1.  Теория “мирового духа”, вечного разума, который представляет собой первооснову мира. Таким образом, философия Гегеля выступает как величественная система объективного идеализма.
  2.  Теория диалектики, как обстоятельно разработанная  философская теория развития.
  3.  Философия истории, которая выступает как диалектика общественного развития.

Как же Гегель представлял себе окружающую действительность?

В ее основе лежит “мировой разум”, “абсолютная идея”, или “мировой дух”. Деятельность этой абсолютной идеи заключается в мышлении, а цель — в самосознании.

В теории познания Гегель выступает гносеологическим оптимистом. Однако сам процесс познания у Гегеля выступает как самопознание абсолютной идеи. В процессе самопознания абсолютная идея, или вечный дух, или разум мира (все эти три понятия у Гегеля выступают практически как синонимы) проходит три этапа:

а) Пребывание самопознающей идеи в самой себе, в стихии так называемого чистого мышления; это - логика, в которой идея раскрывает и развивает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

б) Идея “превращает” себя в природу, развитие идеи происходит в форме ее “инобытия” (“другого” бытия) в виде явлений природы. Это - философия природы; однако развивается не сама природа, развиваются категории;

природа у Гегеля не развивается, а лишь многообразия в пространстве.

в) Идея проходит еще ряд “превращений” и развивается в человеческом мышлении и в истории человечества; это - философия духа. На этом последнем этапе абсолютная идея как бы возвращается к самой себе и завершает собственное самопознание с помощью и форме человеческого сознания и самосознания.

Существеннейшим моментом философии Гегеля является то, что она насквозь пронизана идеей развития, методом гегелевской философии выступает диалектика.   

Само развитие Гегель понимает как сложный процесс,  как поступательный переход от низших форм к высшим, в процессе которого происходит взаимопереход количественных и качественных изменений. 

Источником любого развития у Гегеля выступают диалектические противоречия. Таким образом, в философии Гегеля мир предстает как процесс. Истина тоже выступает как процесс познания.

История общества в свою очередь выступает как диалектический процесс развития абсолютного духа в человеческом обществе. Важным понятием философии Гегеля выступает категория “отчуждение”. Природа и история, по Гегелю, есть результат отчуждения, или объективации абсолютного духа.

К середине XIX в. философия Гегеля подвергается философской критике. “Слева” его критикуют Л. Фейербах и К. Маркс. “Справа” гегелевская философия критикуется представителями иррационалистической философии – А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, Ф. Ницше.

Людвиг Фейербах (1804-1872) был охарактеризован Энгельсом как последний представитель немецкой классической философии.

В 1841 году выходит его знаменитая работа “Сущность христианства” (за которую он был навсегда лишен права преподавать в германских университетах). Его работы “Лекции о сущности религии”, “Основные понятия философии будущего”  характеризуют Фейербаха как создателя особой формы материализма – антропологического материализма.

Характерную черту его материализма составляет понимание человека как высшего продукта природы.

Главная тема его размышлений – критика христианства и идеализма гегелевской философии.

Человек в его философии выступает как природное родовое существо. В человеке едины дух и природа. Дух, мышление вне и помимо человека не существуют, мышление – это человеческий процесс.

Нельзя противопоставлять дух и природу, которые в человеке находят свое единство. Поэтому философия должна изучать человека, быть философской антропологией. Опираясь на достижения естествознания, философия должна отринуть  все идеалистические, мистические построения.

Фейербах вскрыл связь идеализма и религии, показав их общность: отрыв мышления от реального бытия и превращение идей в самостоятельные сущности.

Философия марксизма. 

Особое место в истории мировой философии последних полутора столетий занимает философия марксизма.

Маркс менее чем на 20 лет пережил Л. Фейербаха. Однако никто не предлагает “выбросить” философию Фейербаха из курсов истории философии, не ищет в ней причины нынешних социальных неурядиц. Почему же отношение к философии Маркса подобно отношению к идеям нашего современника, которые требуют либо немедленной защиты, либо немедленно отпора? Очевидно, потому, что в ХХ веке его идеи оказали более важное влияние на формирование политической и культурной картины мира, чем идеи любого другого мыслителя.

Долгое время в отечественной философии существовала традиция выделять марксизм как особое и единственно верное направление в философии. В последние годы формируется мнение (на мой взгляд очень верное) о том, что К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895) завершили этап немецкой классической философии.

В числе важнейших работ, раскрывающих философскую концепцию марксизма, следует отметить прежде всего работы К. Маркса “Капитал” и “Нищета философии”,

Ф. Энгельса “Диалектика природы”, “Анти-Дюринг”, “Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии”, “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, а также их совместные работы: “Немецкая идеология”, “Святое семейство”, и др. Чем отмечена специфика философии марксизма?

К. Маркс и Ф. Энгельс продолжили рационалистическую тенденцию в развитии философской мысли.

Для философии марксизма характерна переработка материализма на диалектической основе. Критикуя Гегеля, они стремились противопоставить его идеалистической системе последовательную концепцию материализма.

Вместе с тем они не остановились на тех аргументах, которые в критике Гегеля использовал Фейербах. Самого Фейербаха они критиковали за то, что тот  не увидел плодотворности философского метода Гегеля – диалектического метода. Результатом такого критического анализа явился диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. 

Распространение материализма на историю позволило сформировать теорию исторического материализма, то есть материалистическую точку зрения на исторические процессы.

Они  показали, что основой общественных отношений являются экономические отношения, что именно способ производства материальных благ является той основой, которая отличает один тип человеческого общества от другого. Этим типам общества они дали название “общественно-экономические формации”.

Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру каждой конкретной общественно-экономической формации, тот

реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”2.

Структура общества как определенной системы, приведенная здесь, фактически используется в настоящее время всеми политологами, социологами, историками, независимо от идейных, философских и теоретических предпочтений.

Общим местом стало в современном обществоведении  деление на экономическую, социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни.

Но у Маркса это деление  рассматривается в контексте понимания движущих сил развития общества. Противоречия между производительными  силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой рассматриваются как важнейшие источники общественного развития.

Западные исследователи уже давно пишут о двух Марксах:

один был философом-гуманистом,  тонким аналитиком сознания,

другой — революционером-практиком, разработавшим учение о насильственном свержении существующего капиталистического строя. Но оба они совмещались в одном человеке.

В ранних работах (“Экономически-философские рукописи” 1844 г и др.) Маркс развивает гегелевское учение об отчуждении.

Совершенно справедливо Маркс писал, что рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя как человека, отчужден от природы и культуры. Чем больше и продуктивнее он работает, тем более могуществен  отчужденный от него и подавляющий его порядок.

Вывод: преодолеть отчуждение можно лишь  уничтожением частной собственности. Будучи современником социальных потрясений и революций Маркс приходит к выводу,

что революция и есть единственный путь преодоления отчуждения.

В качестве основного источника общественного развития Маркс и Энгельс стали рассматривать классовую борьбу. Классовая борьба, по их мнению, неизбежно должна была привести к социалистической революции, результатом которой неизбежно становится диктатура пролетариата.

В конечном итоге ими был сделан вывод о неизбежности наступления бесклассового общества, основанного на общественной собственности на средства производства, отличающегося очень развитой системой производительных сил, что позволяет обеспечить все основные потребности людей, коммунизма.

Маркс и Энгельс остро  поставили вопрос о партийности философии не только в том смысле, что философ может принадлежать к партии идеалистов или материалистов, но в том смысле, что философия должна служить передовому классу эпохи.

Философия марксизма, по мысли ее основоположников,  становилась не просто абстрактной созерцательной теорией, но и инструментом преобразования мира, орудием классовой борьбы.

На основе такого подхода Маркс и Энгельс по-новому определили задачи философии.

Философия, с точки зрения марксизма, составляет основу теоретического цельного мировоззрения, она не стоит над науками, а обобщает их достижения. Ее задача — выявить всеобщие законы бытия, которые не являются предметом изучения ни одной частной науки.

Философские  знания представляют собой относительную истину, процесс познания которой бесконечен. Поэтому философ никогда не может остановиться в своем исследовании и сказать, что достиг завершения познавательного процесса. Считалось (по крайней мере, в теории) что всякая найденная истина полезна пролетариату.

Философия марксизма подвергла обстоятельному анализу войну и армию. Войну она рассматривает в неразрывной связи с экономическими и классовыми отношениями общества, а ее возникновение связывает с возникновением классов, политики и государства.

Армия, с этой точки зрения, — это специальный инструмент войны. Исторический период возникновения армии — переход от родового к классовому, рабовладельческому строю. Философия марксизма акцентирует внимание на тесной связи военного дела и экономических отношений общества, его технического базиса.

Исторические судьбы философии марксизма. 

История развития марксистской философии после смерти Маркса и Энгельса сложна и многообразна. Называющие себя марксистами стали по-разному  трактовать принципы этой философии, особенно учения об обществе, по-разному преломлять их в политической деятельности. Постепенно сформировался спектр направлений, считающих себя продолжателями марксистской теории. Чем обусловлено их различие?

 Во-первых, известной противоречивостью марксизма.

Марксизм — это совокупность взглядов Маркса и Энгельса, формировавшихся на протяжении всей их творческой жизни. А   эти взгляды развивались, менялись вместе с углублением их теоретических исследований. Поэтому взгляды молодого Маркса и зрелого основоположника марксизма имеют немалые различия.

 Во-вторых, разной глубиной и степенью обоснования конкретных проблем в марксизме.

1. К примеру, выступая против “казарменного коммунизма”, Маркс и Энгельс предлагали осуществление таких мероприятий, которые как раз и приводят именно к казарменному социализму:

всеобщее огосударствление, централизованное управление экономикой и т.д.

2. Не была в должной мере развита присущая раннему Марксу концепция гуманизма, что в конечном итоге привело к недооценке человека как индивида, а не как представителя класса либо партии.

В конечном итоге марксизм переоценил 

роль классового фактора и социального насилия при анализе движущих сил общественного развития,

и роль экономического фактора при анализе взаимосвязи сфер общественной жизни.

3. В оценке характера общественного развития марксизм  вместе с абсолютизацией революционных изменений недооценивал роль эволюционного развития, социальных реформ. Философия Маркса не смогла выявить способность капитализма к саморазвитию.

4. На практике марксизм характеризовался отступлением от провозглашенного им принципа гуманизма и принципа единства партийности и объективности.

Провозглашая открытость философской теории, марксизм фактически исходил из универсального значения именно марксистской философии. На деле марксисты (особенно в большевистской трактовке) прямо соотносили партии в философии с партиями в политике и фактически делали философию служанкой одного-единственного класса — пролетариата.

 В-третьих, начало ХХ века было связанно с глубокими изменениями в жизни человечества. В капиталистическом мире достаточно четко проявились две тенденции.

Первая — к стабилизации и мирному прогрессу на основе улучшения положения рабочего класса и появления новых путей  обогащения средних слоев (к примеру, через акционерную форму капитала).

Вторая — усиление революционных настроений при усилении разрыва в положении трудящихся масс и богатеющей верхушки общества, как это случилось в России.

Сложились и другие социальные явления, которых не было при жизни Маркса и Энгельса.

Таким образом, и внутренняя противоречивость марксистского анализа,

и изменившиеся социальные условия оставляли возможности разного толкования философии марксизма, что и было по-разному осуществлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, официальным советским марксизмом-ленинизмом, западной социал-демократией, современным постмарксизмом.

Развитие марксизма как теории на рубеже XIX - XX вв. связано прежде всего с именами Франца Меринга (1846-1919), Поля Лафарга (1848-1911), Антонио Лабриолы (1843-1904), Дмитрия Благоева (1856-1924), и др.

Споры о будущем марксизма не утихают. Видимо, правы те, кто считает, что в марксизме наряду с устаревшими положениями сохраняют свою актуальность многие идеи, обращенные к будущему:

о социальной справедливости,

о необходимости преодоления отчуждения человека,

коллективной солидарности,

ведущей роли отношений собственности, экономической сферы для всей жизни  общества.

Эти идеи были по-своему восприняты и развиты в ряде философских учений ХХ столетия. Показательно, что в рамках ХХ Всемирного философского конгресса (август 1998 г., Бостон, США) прошло заседание Общества философских исследований марксизма.

Иррационализм в европейской философии. 

Вторая тенденция в развитии европейской философии XIX века, связанная с критикой философии Гегеля, — тенденция иррационализма.

Общая идея этой философии – “Мир неразумен, им управляют воля, страсти, инстинкты, подсознание”. Таким образом, здесь отвергается одна из основных идей Гегеля – вера в логику и разум, в возможность разумного, рационального познания мира.

Основная философская работа А. Шопенгауэра (1788-1860) – “Мир как воля и представление”.

В ней утверждается идея о том, что в основе мирового процесса лежит слепая, бессознательная сила, воля к жизни. Вместе с тем жизнь тоже бессмысленна, в особенности человеческая жизнь.

Каждый обречен на смерть, старость, болезни, страдания. Мир враждебен человеку. Жизненные человеческие наслаждения - это тот “вексель”, по которому человек платит всю жизнь.

Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдать себе в этом отчет; Следовательно, пессимизм — единственная реалистическая, а не мифологическая философия. Что бы человек ни предпринимал, он все равно обречен на поражение.

Что же тогда заставляет людей жить, а не прекращать это бессмысленное, к тому же доставляющее столько страданий существование?

Воля, отвечает Шопенгауэр. Воля — это первая реальность, первый несомненный факт, который знает человек. Все реальное — смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она — подлинная реальность. Все в мире ею объясняется. Каков же выход из бессмысленности жизни? – Погасить волю к жизни, уйти в мир небытия.  

Это философия жизненного пессимизма. Но при всей парадоксальности этой философии  ее логика и аргументы могут использоваться, в частности, для объяснения фактов суицида – самовольного ухода из жизни.

С. Кьеркегор (1813-1855) – датский ученый и философ, который выступил как предтеча современного экзистенциализма. 

Экзистенциализм (лат. экзистенция — существование) исходит из того, что для каждого человека самое главное не абстрактные идеи, а конкретные проблемы его жизни, его реального существования.  

Главная тема философии Кьеркегорасмерть и страдания человека. Тема не нова, но он придал ей выразительность и значимость.

Кьеркегор исследовал человека в состоянии умирания. Его книги “Страх и трепет”, “Понятие страха” утверждали идею, что все вокруг, в том числе и Бог – не предмет мысли, а предмет переживания.

Рациональное мышление, с точки зрения Кьеркегора, исследует лишь общее, абстрагированное. Но каждый человек ценен именно своей индивидуальностью, поэтому подход к нему с точки зрения общих закономерностей принципиально неверен, ибо при этом теряется главное в человеке - его экзистенция, его конкретный способ жизни.  Лишь с точки зрения переживаний можно исследовать человека.

Ф. Ницше (1844-1900), которого некоторые исследователи считают одним из самых загадочных философов,  в работах “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла” выступил под знаменитым лозунгом “переоценки всех ценностей”.

Ницше выступает против слабости, эгоизма современного ему человека, против привычки подчиняться — и против злобы, растущей из этого подчинения.  

Он выдвигает идею о том, что людьми движет воля к власти. Сильные благодаря этому утверждаются в жизни, а слабые – гибнут. Противиться этому бессмысленно.

Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру белокурых бестий, жизненные порывы к наслаждениям.

В жизни нет справедливости, считает Ницше, поэтому она не нужна человеку.

В мире лучшие места – для сильных, лучших, избранных, иными словами – для сверхчеловеков.

Считая мораль и демократию проявлениями рабского сознания, Ницше выступает против них.

Парадоксальная философия Ницше впоследствии была использована как одно из теоретических обоснований фашизма, концепции превосходства арийской расы. Однако среди почитателей Ницше был Максим Горький, писатель-антифашист Томас Манн, многие другие деятели науки и культуры.

Противостояние рационализма и иррационализма не завершилось в XIX столетии. В видоизмененных формах оно продолжается до настоящего времени. Его содержанию посвящена следующая лекция.

Основные вопросы для самоконтроля:

  1.  По каким основаниям могут быть выделены основные типы философского знания?
  2.  В чем состоят особенности классификации философских систем по субстанциональному основанию? Покажите их сходство и различие.
  3.  Как различаются философские системы, если в основание их классификации положена проблема человека?
  4.  Покажите основные идеи античной философии.
  5.  В чем заключается сущность античного материализма?
  6.  Обоснуйте справедливость тезиса применительно к средневековой философии: “Философия – служанка богословия”.
  7.  Какие особенно Возрождения и эпохи Просвещения оказали влияние на развитие философии?
  8.  Покажите единство и различие философских идей Ф. Бэкона и Р. Декарта.
  9.  Какие философские идеи отстаивали Д. Беркли и Д. Юм?
  10.  Охарактеризуйте спектр проблем немецкой классической философии.
  11.  Покажите, почему философию Гегеля и Фейербаха можно считать теоретическим источником марксизма.
  12.  Какова сущность и исторические судьбы философии марксизма?
  13.  Покажите основания противоположности рационалистической философии и философии иррационализма.

Тематика докладов, рефератов, научных сообщений:

  1.  Взаимосвязь материализма и идеализма в античной философии.
  2.  Развитие античного атомизма.
  3.  Проблемы человека и общества в античной философии.
  4.  Религия и философия в эпоху Средневековья.
  5.  Бэкон, Декарт и наука Нового времени.
  6.  Основные идеи немецкой классической философии.
  7.  Исторические судьбы философии марксизма.
  8.  Проблемы войны и мира в истории философской мысли.

1 Осадная башня штурмующих небо. – М., 1980. – С. 52.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.13. С.6-7.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79245. Организация планирования на предприятии. Планирование как инструмент принятия управленческих решений 21.2 KB
  Организация планирования на предприятии. Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности выбора наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов объемов и сроков выпуска товаров выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства распределения и потребления которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов...
79246. Стратегическое планирование развития предприятия, цели и особенности стратегического планирования 13.45 KB
  Цель функционирования компании фирмы предприятия это четко и однозначно сформулированные намерения представленные в виде перечня подлежащих достижению главных показателей имеющих количественную оценку. Цели представляют собой ориентиры развития фирмы а стратегия это план их достижения. Цель можно определить и как конечные экономические и финансовые результаты деятельности фирмы которые она планирует получить к заранее установленному сроку. Цель возникает как результирующая компонента потребностей покупателей определяемых миссией...
79247. Особенности бизнес планирования 18.56 KB
  Бюджетное управление это технология управления компанией комплекс организационных мер операций и приемов направленных на разработку и внедрение системы бюджетного управления Бюджет предприятия – план составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах необходимых для получения запланированных доходов. Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего...
79249. Расчет баланса рабочего времени оборудования 35.16 KB
  Годовое время работы агрегата или так называемый годовой фонд рабочего времени есть время в течении которого может выпускаться продукция. Оно рассчитывается как разница между годовым календарным временем и временем на остановки агрегата и в ряде производств называется эффективным годовым фондом времени. Фактическое время работы ФВ определяется по формуле: ФВ = [KB ВД ПД ТР КР] ЧС ДС 100 ТП 100 Где KB число календарных суток; KB = 365 суток; ВД ПД число выходных и праздничных дней; при непрерывном графике работы...
79251. Классификация и структура кадров на предприятии 13 KB
  Все работники предприятия делятся на две группы: промышленно-производственный персонал занятый производством и его обслуживанием; непромышленный персонал занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия. Рабочие это работники непосредственно занятые производством продукции услуг ремонтом перемещением грузов и т. Руководители работники занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений функциональных служб а также их заместители. Специалисты работники выполняющие...
79252. Расчет баланса рабочего времени. Правила планирования рабочего времени и построения графиков выходов 14.56 KB
  В настоящее время эффективность работы организации во многом определяется эффективностью повседневной работы персонала управления. Рациональные графики работы При разработке графиков требуется чтобы рабочее время работающих соответствовало месячной и годовой норме рабочего времени. На предприятиях применяются различные графики работы: При работе в одну смену испся однобригадный прерывный график работы; В цехах работающих в 2 смены с прерывной 7дневной неделей и 8часовым рабочим днем применяется 2хбригадный прерывный график работы....
79253. Методы расчета численности рабочих 14.34 KB
  Плановая численность рабочих по трудоемкости работ определяется на основе следующих исходных данных: объема и номенклатуры производственной программы трудоемкости изготовления продукции по каждой номенклатурной позиции коэффициента выполнения норм времени планового полезного эффективного фонда рабочего времени. При первом способе трудоемкость производственной программы определяется умножением количества продукции по каждому наименованию на плановые затраты рабочего времени необходимые на изготовление единицы продукции. Рассчитываются...