73743

Западная философия ХХ века: диалог о человеке и человечестве

Лекция

Логика и философия

Если классическая философия Запада характеризовалась общностью понимания целей и задач философии, то в современной философии, на первый план выходят различия, зачастую анализ отдельных философских проблем оформляется в самостоятельные направления.

Русский

2014-12-20

136 KB

2 чел.

30

Тема №3. Западная философия ХХ века

Тема №3.

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА:

ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

1. Сциентистские направления в западной философии

2. Антисциентизм в современной западной философии

3. Коммунологические тенденции в современной западной философии

Глубокие изменения в мире на исходе ХХ века потребовали взвешенного подхода к анализу современных западных философских взглядов, отказа от ряда прежних устаревших представлений.

Если классическая философия Запада характеризовалась общностью понимания целей и задач философии, то в современной философии, на первый план выходят различия, зачастую анализ отдельных философских проблем оформляется в самостоятельные направления.

Резко увеличивается количество философских концепций и даже простое их перечисление весьма затруднено, поэтому в отечественной литературе ныне существует большое количество подходов к классификации и изложению современной западной философии.

Так, многие авторы выделяют

традиционные направления западной философии и

новейшие философские концепции, характерные для конца 20 столетия.

В нашей лекции мы будем исходить из того, что на развитие философии XX в. существенное влияние оказывает резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом. Наука буквально врывается на все уровни общественного бытия, заставляя каждого человека вырабатывать свое собственное отношение к ней.  

В результате формируются две ориентации по отношению к науке:

сциентизм

и антисциентизм.

Сциентизм как мировоззренческая установка исходит из того, что научное знание есть наивысшая культурная ценность.

Идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. По их образцу сциентизм пытается формировать и объяснять не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.

Этой позиции противостоит антисциентизм, рассматривающий науку как "джинна, выпущенного из бутылки", и угрожающего самому существованию человеческой цивилизации.

В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные, иррациональные способы постижения бытия.

Фактически сциентизм и антисциентизм являются своеобразными противоположными, но неразрывными сторонами современной культуры, пронизывающими все ее уровни.

Это позволяет нам рассмотреть основные направления современной философии сквозь призму взаимосвязи и противостояния сциентизма и антисциентизма.

  1.  Сциентистские направления в западной философии

Сциентизм выступает как реакция на абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного направления, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистые мыслительные конструкции конкретного философа.

В рамках сциентизма зародилось ряд направлений, одним из ярчайших из них, безусловно является

неопозитивизм, или новый позитивизм.

Позитивизм как одно из наиболее ярких проявлений сциентизма — это такое философское направление, которое считает, что право на существование имеет лишь конкретно-научное (преимущественно естественнонаучное) знание. Кроме него никакого иного знания, в том числе философского, быть не может.

В своем развитии философия позитивизма прошла три этапа.

1 этап. Собственно позитивизм (его еще называют первый позитивизм) опирался на идеи его основоположника О. Конта (1798 - 1857) о том, что

научная (“позитивная” или “положительная”) философия может быть только констатацией наиболее общих законов, открываемых конкретными науками: физикой, химией, биологией и т.д. Поскольку эти науки изучают реальные явления, а не разного рода непознаваемые “сущности”, то наука и философия могут иметь дело только с этими явлениями.

В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, не случайно ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он обозначает эту науку как "социальная физика".

Это четко выражает сущность позитивистского подхода. Как для описания и предсказания в природе существует наука, опирающаяся на физические представления о мире, так и по отношению к обществу должна существовать своя собственная "физика", наука, исследующая закономерности общества.

Эта философия еще пыталась строить картину мира, основанную на результатах современного ей естествознания. Однако кризис в физике на рубеже XIX - XX вв. привел к решительному пересмотру научных представлений о мире, и позитивисты отказались от попыток построения универсальной картины мира.

 

2 этап. “Второй позитивизм”, или эмпириокритицизм, у истоков которого стояли швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896) и австрийский физик и философ Э. Мах (1838 - 1916), которые философию по сути дела свел к теории познания.

Они практически «очистили философию от собственно философских категорий и считали, что человек не может иметь дело ни с чем, кроме собственных ощущений, совокупность которых и формирует человеческий опыт.

Практически одновременно со “вторым позитивизмом” формируется прагматизм, представленный Ч.  Пирсом (1839-1914), Дж. Дьюи (1859-1952), У. Джемсом (1842-1910), —

философское направление, исходящее из критики классической философии за ее абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в конкретных жизненных ситуациях.

Прагматизм нередко называют философией дела, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность.

Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Прагматизм часто отождествляют с полезностью. Но это одна сторона проблемы.

Другая сторона связана с новым пониманием познающего субъекта.

Прагматизм объявляет стимулом познания потребность в успешном действии. При этом истина перестает быть абсолютной целью и превращается в средство. Прагматисты отметили любопытный факт:

для успеха дела не всегда нужно истинное знание. 

 

3 этап. Третья форма позитивизма — неопозитивизм — сформировалась в начале XX в. в связи с успехами математической логики. Возникновение неопозитивизма обычно связывают с деятельностью Венского кружка, который возник в конце 20-х годов на базе кафедры философии Венского университета. Его главой был М. Шлик (1882 - 1936), а наиболее активными деятелями - Р. Карнап (1891 - 1970), О. Нейрат (1882 - 1945). В числе других активных деятелей неопозитивизма - К. Айдукевич (1890-1963), Я. Лукасевич (1878 - 1956), А. Тарский (1902 - 1988), Б. Рассел (1872 - 1970).

Основная идея неопозитивизма достаточно ясна:

поскольку любая наука – это, прежде всего, научная теория, представляющая собой некоторую языковую систему, то проблема отличения науки от ненауки, может быть решена на лингвистическом уровне.

Поэтому задача философии, по мнению неопозитивистов, должна заключаться только в исследовании языка науки, что помогло бы выбросить предложения, которые грамматически правильны, но логически абсурдны.

Таким образом, предметом неопозитивизма являлись не философско- мировоззренческие проблемы, а истолкование знаний и логики конкретных наук.

Поэтому нередко неопозитивизм определяют как логический позитивизм.  Восторжествовал лозунг: “Всякая наука — сама себе философия”.

Важнейшим достижением этой философии является постановка проблемы (и формулировка принципа) верификации (проверяемости).

Неопозитивизм столкнулся с проблемой критерия, на основе которого определяются ложные предложения. Что же это за критерий?

По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным (первичным) предложениям.

В языке науки как имеющие смысл были выведены лишь две таких группы предложений:

- синтетические (фактические, эмпирические) высказывания;

- аналитические (логико-математические или тавтологические) предложения, которые с помощью ряда логических операций могли быть сведены к синтетическим высказываниям.

Все остальные предложения объявлялись бессмысленными.

Таким образом, принцип верификации утверждал:

только то предложение имеет смысл, которое допускает прямое или косвенное соотнесение с непосредственным чувственным опытом индивида или протокольными записями ученого. 

К примеру, высказывания “2 х 2 = 4” или “Все холостяки не женаты” являются тавтологиями, или аналитическими предложениями. Высказывание “На улице идет дождь” относится к эмпирическим, или синтетическим, поскольку его легко проверить, посмотрев в окно.

Однако такая точка зрения не может быть признана бесспорной.

 Во-первых, философские  высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, с точки зрения неопозитивизма, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, бессмысленных предложений.

 Во-вторых, последовательное проведение данного принципа ставит под сомнение научный статус не только истории или психологии, но и естественных наук, которые очень часто базируются на утверждениях, которые не могут быть проверены непосредственно.

Предложенная модель оказывается очень узкой, так как заставляет отказаться от общих предложений науки — ее законов, которые нельзя обосновать с помощью верификации, отказаться от высказываний о прошлом и будущем.  “Мухомор ядовит”, “Тела расширяются при нагревании”, “Коня Александра Македонского звали Буцефал” - ни одно из этих предложений сейчас непосредственно проверить нельзя. Значит, их надо изгнать из науки?

 В-третьих, сам принцип верификации оказался предложением, не сводимым ни к эмпирическим, ни к тавтологическим высказываниям, и, по идее, должен бы быть отброшен как бессмысленный.

Все это привело к тому, что неопозитивизм сам стал отказываться от жесткого проведения принципа верификации, "ослаблять" его.

В частности, по итогам исследований Р. Карнапа было предложено считать предложение верифицируемым, если существует логическая возможность его проверки: “эмпирическое предложение - такое, которое в принципе может быть проверено опытом”.

В итоге ведущим принципом неопозитивизма стал принцип конвенционализма (от “конвенция” - согласие). Согласно этому принципу “истинными” следует считать

такие научные знания, которые систематизированы на основе определенных правил языка, а сами эти правила являются результатом конвенции (соглашения) научного сообщества.

Начиная с 50-х годов, понятие неопозитивизма во все большей степени заменяется понятием “аналитическая философия”, частью которой стала лингвистическая философия.

Предметом анализа стали

значения слов и знаков вообще,

логические, лингвистические проблемы, которые имеют важное теоретическое и практическое значение,  в частности для разработки машинных языков, совершенствования компьютерной техники.

На формирование философии лингвистического анализа значительное влияние оказало позднее творчество Людвига Витгенштейна, прежде всего его работа “Философские исследования”, где затронуты  многие проблемы значения и понимания, логики и оснований математики, но главные здесь — логические проблемы языка.

Употребление языка в нашей жизни Витгенштейн называет языковыми играми и выделяет способы функционирования языка в обществе.

Он подмечает факт, что слова и выражения, внешне кажущиеся одинаковыми, зачастую не совпадают в своих значениях. Поэтому важно разрешить проблему значения — сделать правильный выбор между тем или иным способом употребления слова в определенном значении.

Целью лингвистической философии становится не открытие, а прояснение, не истина, а значение.

Таким образом, неопозитивизм эволюционировал от анализа языка науки к анализу обыденного языка и от отрицания философии к использованию аналитического метода для исследования собственно философских проблем, в частности к разработке методов моделирования, системно-структурного анализа и целого ряда других.

Значение неопозитивизма:

1. Неопозитивизм выявил многие трудности, возникающие в научном исследовании, и на определенном историческом этапе способствовал их решению.

2. Он привлек внимание теоретиков к философским функциям языка и его огромный роли в познании и человеческой практике, ориентировал их на повышение требовательности к точности, четкости и определенности мышления, претендующего быть философским.

3. Неопозитивизм  первым поставил ряд вопросов, имеющих существенное познавательное значение:

о значении понятия “значение”,

о философской функции знаков,

о формально-логической структуре науки ХХ в.

Это философское направление продолжает удерживать свои позиции, хотя в существенно преобразованном виде.

Совокупность “постпозитивистских” течений нередко объединяют под названием “философия науки”.

 Философия науки.

Потребность в осмыслении результатов естествознания породила немало философских концепций, образовавших самостоятельный раздел философии. В него вошли “философия математики”, “философия физики”, “философия биологии” и т. п.

В советской философии активно разрабатывались философские вопросы естествознания. Одна из причин появления этого направления связана также с необходимостью осмысления результатов исследования науки в рамках неопозитивизма.

Многие выдающиеся естествоиспытатели — Н. Бор, М. Планк, В. Гейзенберг и другие — наряду с разработкой естественнонаучных проблем специальное внимание уделяли философии.

Однако стремительные темпы развития науки, эволюция ее методов выдвинули немало таких проблем, решение которых не могло быть получено без исследований профессиональных философов.

Видным выразителем философии науки является английский философ Карл Поппер (1902-1988). В труде “Логика и рост научного знания” в качестве центральной философской проблемы Поппер рассматривает задачу поиска критерия различий между наукой и псевдонаукой.

Он предложил взамен принципа верификации ввести принцип фальсифицируемости, т.е. принципиальной опровергаемости любого знания, претендующего на научность.

Он утверждает, что путь к истине в науке есть постоянное отбрасывание ложных, неистинных теорий и концепций.

Таким образом, научность теории определяется ее опровергаемостью опытом, и если она принципиально недостижима, то такая теория вряд ли имеет отношение к науке. 

Философия, по Попперу, не может быть наукой, так как ее высказывания нельзя опровергнуть с помощью опыта.

Однако Поппер считает, что философия стимулирует научный прогресс, а ее идеи указывают направления и тенденции развития науки, а также способствуют вере ученого в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории.

Широкую известность получила книга американского философа Т. Куна (род. 1922 г.)  “Структура научных революций”, в которой он пытается выявить и проследить закономерности развития науки, как смены ее эволюционных и революционных периодов.

Именно Куну принадлежит анализ природы и характера научных революций, а также раскрытие механизма трансформации и смены доминирующих представлений в науке.

Важное место при этом отводится понятию парадигмы, в котором отражен способ проявления ведущего стиля мышления, своего рода образца решения научных задач, который присущ данной эпохе. Ныне понятие парадигмы широко используется научным сообществом.

В отличие от позитивистов, которые рассекли науку на части и изучали ее отдельные элементы (в частности, “атомарные предложения”), Кун считает необходимым исследовать науку как единое целое.

В итоге в рамках философии науки конкретизировано и углублено понимание того, каким образом строится научная теория, как используется математический аппарат, в чем своеобразие применения научных методов в специальных дисциплинах. 

В настоящее время этот круг проблем получает новое звучание, благодаря, прежде всего, информатизации и компьютеризации не только области научных исследований, но и практически всех других сфер жизни общества.

Структурализм.

Еще одно философское направление, для которого характерно сциентистское мировоззрение,  — структурализм.

В качестве самостоятельной философской школы структурализм получил распространение в 60-х гг. во Франции. Его теоретической предпосылкой были успешные структурные исследования в некоторых частных науках (в лингвистике, семиотике, психофизиологии и т.д.).

Структурализм был воспринят как строго научное учение, соответствующее быстрому развитию научно-технической революции.

Наиболее видными представителями структурализма являются: ученый-этнолог К. Леви-Строс (р. 1908), историк культуры М. Фуко  (1926-1984), психоаналитик Ж. Лакан (1901-1981).

Цель философии, с их точки зрения, заключается в

поисках общего основания для естественных и гуманитарных наук.

В наибольшей степени их сближает использование языковых структур. Окружающий нас мир с этой точки зрения представляет собой как бы совокупность зашифрованных истин.

Таким образом, задача философии 

— это нахождение в культуре скрытых базовых структур, которые являются основой тех или иных явлений в мире. Но поскольку эти базовые структуры доходят до нас в виде особых знаковых систем, то их смыслы можно "расчистить" лингвистическими методами.

Как метод познания структурализм включает:

выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений,

признание преобладающей роли отношений над элементами в системе.

Структурализм рассмотрел и соотношение философии и науки. 

Философия, если она хочет быть наукой, должна заниматься лингвистическим анализом.

К науке могут приближаться лишь некоторые философские концепции, заполняя те области, в которых наука пока не развита. На развитой стадии наук философия не нужна, поскольку  конкретно-научные объяснения лишают смысла попытку любых философских построений.

Таким образом, степень научности философии зависит не от нее самой, а от того, насколько она используется в науках. Поэтому научная философия, с точки зрения структурализма,  возможна только как прикладная дисциплина, а не как самостоятельная наука. 

Неотомизм. 

Своеобразной разновидностью современной рационалистической философии является неотомизм — официальная философская доктрина  католической церкви, которая основана на учении средневекового философа Фомы Аквинского (1225-1274). Она широко распространена ныне в странах католического вероисповедания, особенно во Франции и в Бельгии.

Это учение обычному человеку может импонировать по целому ряду оснований.

Формально оно:

провозглашает права разума и науки,

выступает против иррационализма, мистики, субъективизма;

признаёт существование окружающего мира не зависимым от человека,

объявляет своей задачей формирование философии как мировоззрения.

 Неотомизм признан “единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам”, с 1879  года, когда была опубликована соответствующая энциклика (послание) папы Льва XII.

Международным центром неотомизма является Высший институт философии при Лувенском католическом университете (Бельгия). Виднейшие представители неотомизма - Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1804-1978), Й. Бохеньский (р. 1902), Г. Марсель  (1889-1973), П. Тейяр де Шарден (1881-1955).

Задачей философии, с точки зрения неотомистов, является рациональное (теоретическое) обоснование догматов богословия.

Системообразующим принципом неотомизма является унаследованный от Фомы Аквинского принцип гармонии веры и разума. Аквинский считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры.

Современные неотомисты развивают эти идеи.

Так, Э. Жильсон рассматривал философскую систему Фомы Аквинского как “вечную философию”, объясняющую все  проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение.

С помощью томизма он считал возможным достичь гармонии между философией и верой и полагал философские и богословские истины равнозначными.

Вождь неотомизма Ж. Маритен современную философию рассматривал как цепь заблуждений, и предлагал  путь назад - через Декарта и Руссо к Ф. Аквинскому.

Неотомизм исходит из того, что религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют. Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. При этом и у веры, и у разума своя “мера ответственности”.

Неотомисты не сомневаются в существовании объективного мира. 

При этом они выделяют,

во-первых, “мир естественный”, или сотворенный. Именно этот мир и признана познавать наука, давая рациональное знание, основанное на внешнем опыте человека.

Во-вторых, выделяется “мир сверхъестественный”, или мир творящий, мир Бога. Сокровенная тайна этого мира науке недоступна, она находится в руках религии, открывается лишь в процессе божественного откровения.

Таким образом, разум и вера дают истину об одном и том же, но на разных уровнях.

Источник рационального познаниячеловеческий разум.

При всем несовершенстве разума  нет оснований пренебрегать им и не отвергать его. В самом деле, ведь не зря Бог “внедрил свет разума в человеческое мышление”. Но не все доступно человеческому разуму, предоставленному самому себе, и не всегда на него можно положиться.

Существуют истины, которых ум человеческий не способен достигнуть, и откровение открывает тайны бытия, не доступные разуму.

Пытаясь примирить религию и науку, неотомизм подчеркивает, что

христианство не может находиться вне научной лаборатории нашего времени, что будущее томизма существенным образом зависит от того, смогут ли его представители компетентно участвовать в спорах по математике, физике, биологии, психологии, социологии и другим дисциплинам.

Так, канадский  неотомист Б. Лонерган (1904-1984) утверждает, что именно благодаря готовности ученых принимать на веру результаты, полученные их коллегами в прошлом и настоящем, возможно развитие науки и разделение труда между группами специалистов. Наука, говорит он, часто противопоставляется вере, но фактически вера играет такую же значительную роль в науке, как и других областях человеческой деятельности.

Доказательства бытия Бога, представленные Фомой Аквинским, неотомизм стремится дополнить  выводами из современного естествознания.

Специфической разновидностью неотомизма является учение П. Тейяра де Шардена, разностороннего ученого и исследователя.

На основе предложенного им “закона сложности сознания” философ выводит увеличение психического в космосе и появление все более высокоорганизованных форм:

“преджизни” (литосфера),

“жизни” (биосфера),

“мысли” (ноосфера) и

“сверхжизни” (точка Омега).

Из этой точки регулируется вся эволюция: “Космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием”1.

Значение  неотомизма состоит, прежде всего,

1. В постановке проблемы о взаимосвязи веры и разума, религии и науки.

2. В стремлении сформировать целостное мировоззрение для ответов на вечные проблемы бытия.

3. Широта проблем, рассматриваемых в неотомизме:

это и учение о действии и потенции;

о субординации сущего в соответствии с его наполненностью бытием;

учение о познании, прежде всего и взаимосвязи чувственного и рационального познания; совокупность этических проблем.

Вместе с тем неотомистская философия во всех ее разделах - в онтологии, гносеологии, антропологии, этике, эстетике — теоцентрична, направлена на утверждение и оправдание религии в ее определенном, римско-католическом исповедании. Богословие, учение о Боге  является осью, вокруг которой вращается вся ее проблематика и аргументация.

2. Антисциентизм в современной западной философии

Если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-теоретической стороны философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер, нерациональная и даже иррациональная сторона мировоззрения.

Представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936)  обращают внимание на то, что познание - это особый феномен, который нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому методы и принципы науки не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познания.

Более важны, с их точки зрения, существующие системы ценностей, на которых основаны в том числе и познавательные отношения человека с миром. Поэтому основная цель философииисследование всех систем ценностей, которые существуют в человеческой культуре.

Такая установка в известном смысле дала импульс для анализа философии, прежде всего, как формы вненаучного, а позже и внерационального сознания.

Иррационалистическая традиция характерна для психоаналитической философии, идеи которой развивали З. Фрейд (1856 - 1939), К. Юнг (1875 - 1961), А. Адлер (1870 - 1937), Э. Фромм (1900 - 1980).

Общая идея этой философииисследование роли бессознательного и подсознательного в структуре личности и  деятельности человека. При этом основоположник психоанализа З. Фрейд бессознательное считал центральным, важнейшим компонентом человеческой психики.

По К. Юнгу, в бессознательном берут начало “архетипы”, или формальные образцы поведения человека. 

Э. Фромм стремился установить взаимосвязи между бессознательным и социальной средой личности.

Экзистенциализм. 

Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм. Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование), или “философия существования” возник в Германии после первой мировой войны, когда духовная атмосфера характеризовалась унижением и унынием, связанным с военным поражением кайзеровского милитаризма.

Новая волна экзистенциализма стала подниматься во Франции в период оккупации и особенно после второй мировой войны. Позор поражения и национального унижения, ужасы фашистского террора, а также страх французского обывателя перед возможной коммунистической революцией — таковы социально-психологические мотивы французского экзистенциализма.

Различают религиозное направление экзистенциализма: Г. Марсель (1889-1973), К. Ясперс (1883-1969), Н.А. Бердяев (1774-1948), Л. Шестов (1866-1938);

атеистическое направление: Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960);

особняком стоит философия М. Хайдеггера (1889-1976), в явном виде не примыкающая ни к тому, ни к другому направлению.

Экзистенциализм — своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Она использует причудливые категории, с трудом переводимые на устоявшийся язык традиционной философии.

Ее специфичность обусловлена особым интересом к смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают:

проблемы человеческого существования,

судьбы личности в современном мире,

понимание смысла жизни,

осмысление вины и ответственности, решения и выбора,

отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти.

Согласно экзистенциализму философия не должна заниматься проблемами науки, ее главная задача - исследование вопросов человеческого бытия (существования).

Предметом философии эти мыслители объявляют бытие.

Однако это понятие столь широко, что его познание, с их точки зрения, практически невозможно.

Однако есть один вид бытия, достаточно хорошо человеку известный: это наше собственное бытие. Человек отличается тем, что, даже не зная, что значит быть, он может сказать: “Я есть”. Поэтому к бытию, по мнению экзистенциалистов, можно “проникнуть” через наше “существование” (экзистенцию).

Но познать его рационально (в научных понятиях) невозможно, ибо человек никогда не сможет посмотреть на себя со стороны, стать для самого объектом познания. Поэтому “существование” можно только пережить и описать его так, как оно открывается внутреннему чувству в непосредственном переживании. Таким образом, ведущая посылка экзистенциализма состоит в том, что именно эмоции и должны стать первостепенным объектом исследования.

Главный интерес экзистенциалистов сконцентрирован на исследовании тех состояний человека, которые проявляются в его переживаниях и эмоциях. Эти философы считают,

что  людям свойственны чувства постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, и они лишь потому остаются человеческими существами, что способны философствовать.

По словам немецкого философа А. Хюбшера, “эта философия дала самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности и безнадежности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего”2.

Ключевыми для экзистенциализма являются категориичеловеческое бытие, экзистенция, страх, ничто.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, дается непосредственно, в виде собственного существования индивида, или экзистенции. 

В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово “Dasein”, которое буквально переводится как “тут-бытие”, как нахождение человека “здесь и теперь”. Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого “здесь и теперь” в конкретном проявлении его переживаний.

Экзистенция — это средоточие человеческой личности, это судьба-призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться, это боязнь не исполнить предназначения, ради которого человек готов жертвовать не только благами, но и жизнью. 

Для экзистенциализма интересен прежде всего индивидуальный, сам в себе замкнутый человек. Общество зачастую  изображается как абсолютно враждебная человеку сила, отнимающая у него индивидуальность. Для Хайдеггера такое общество  — это “безличное оно” (das Man).

Человеческое существование экзистенциалисты разделяют на

подлинное”, которое соответствует сущности человека,

и “неподлинное”.

В обществе, которое в любом варианте ограничивает человеческую свободу, человек обречен на “неподлинное существование”.

В то же время и подлинное существование носит в экзистенциализме трагический окрас.

Чтобы познать смысл подлинного существования, человек должен осознать свою “смертность”, “бренность”. Иначе говоря, лишь перед лицом смерти можно глубоко познать мир. Таким образом, “подлинное бытие” - это “бытие-к-смерти” (или в религиозном варианте - “бытие-к-Богу”).

Когда же сущность бытия открывается человеку наиболее полно?

Экзистенциалисты утверждают, что это условия “пограничных ситуаций”, т.е. таких жизненных обстоятельств, при которых особенно наглядно обнаруживается жестокость и враждебность мира:

страдания, вина, борьба.

Именно в этих ситуациях с помощью интуиции и познается мир.

Наиболее показательный пример “пограничной ситуации” — это бытие перед лицом смерти, а наиболее типичный — страх, как “прапереживание” (первоначальное переживание), лежащее в основе всего существования. Познавательное значение страха состоит в том, что он сопоставляет существование с его противоположностью, или “ничто”. Поэтому для многих экзистенциалистов человек есть его страх.

Этап преодоления "пограничных ситуаций" наиболее важен для самосознания человека.

Осознание их является, по К. Ясперсу, главным источником философии. В обыденной жизни человек "забывает", например, что он смертен и что его жизнь конечна. Лишь в пограничной ситуации, когда вопрос его существования ставится в наиболее радикальной форме, человек становится самим собой, вынужден прямо выбирать между добром и злом, жизнью и смертью, верой и разумом и т.д.

Наука же - это своеобразная попытка людей обезопасить себя перед необходимостью отвечать на подобного рода вопросы за счет освоения предметного мира, овладения им.

Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, которая понимается как выбор человеком самого себя:

человек таков, каким он сам себя свободно выбирает.

 Понятие свободы состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, которая формируется под влиянием естественной или общественной необходимости, а самостоятельно осуществлял свой выбор.

“Экзистенция” (существование) выражает уникальность судьбы каждой личности. Вопрос о том, “быть или не быть самим собой”, решается каждым развитым человеком. 

В таком понимании свободы выразился протест экзистенциализма против приспособленчества и конформизма, характерных для рядового обывателя, поставленного в положение винтика огромной бюрократической машины, в которой он не способен что-либо изменить.

 Экзистенциализм - чрезвычайно сложное и противоречивое явление, его однозначная оценка в любом случае была бы упрощенной. Так, принцип индивидуализма в этой философии отнюдь не означает полного отстранения от общественной жизни и даже борьбы. Так, Сартр и Камю были участниками движения Сопротивления во Франции. Однако все социальные проблемы ими рассматриваются исключительно как индивидуальные, а вовлеченность в решение этих проблем — исключительно как добровольное и личное дело каждого человека.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив экзистенциальной философии — протест против порабощения человека внешними общественными силами.

Дидактика философии. 

Один из постоянных тезисов антисциентизма связан с утверждением о том, что философия — это не теория, а особый мыслительный процесс. Современный немецкий философ И. Шмуккер-Гартман на основе этого тезиса строит своеобразную философскую концепцию —  "дидактику философии".

Его тезисы:

философия и наука — это антиподы;

наука — это теория, а философия — акт мышления. Поэтому наука усваивается через запоминание. В философии все обстоит по-другому. Способность к философии присутствует в каждом человеке, и обучение философии поэтому есть умение раскрыть эту способность в конкретной личности.

Шмуккер-Гартман отмечает в качестве недостатка обучения философии то, что чаще всего при этом какая-то одна концепция признается в качестве эталонной. 

Нередко обучение философии подменяется кратким изложением истории развития ее концепций. В итоге такого обучения человек относительно полно усваивает какую-то одну концепцию или же получает поверхностное представление о многих из них.

При понимании философии именно как "дидактики философии", на первый план выступает сам процесс обучения и самообучения особой культуре мышления.

Человека необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что ориентация на уровне обыденного сознания является во многом лишь случайной, она связана с осознанием бытия на самых его примитивных уровнях.

Философское же мышление приводит к познанию наиболее сложных структур бытия.

Наука, основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия, по Шмуккеру-Гартману,  ведет к надрационалъному постижению бытия, она объединяет познание, сознание и веру в единую гармонию.

3. Коммунологические тенденции в современной западной философии

Понятие “коммунологические тенденции" активно используют в отечественной философии Ю.К. Мельвиль и В.В. Миронов, подчеркивая этим понимание философии как феномена, обусловленного всей социокультурной действительностью.

Тенденция коммуникации (общения) внутри философского диалога действительно выступает важнейшим признаком современной философии.

Ясперс пишет о "философской коммуникации", Гадамер говорит о необходимости вести философский диалог,

Ю. Лотман и Д. С. Лихачев развивают в отечественной философии и языкознании идею "диалога культур", которая стала сегодня методическим принципом философии культуры. Эта тенденция является достаточно плодотворной попыткой преодоления противоположности  сциентизма и антисциентизма.

Уже К. Поппер ставит проблему социокультурного обоснования науки и отмечает, что истину нельзя определить, исходя только из самой науки.

С другой стороны, оказывается, что антисциентистская позиция экзистенциализма также недостаточна, так как сводит все проблемы лишь к внутреннему миру человека, а этот мир является еще и частью бытия.

Своеобразным синтезом этих идей становится современная герменевтика, которая признала единственно доступным и единственно ценным миром мир человеческого общения.

По В.В. Миронову, понятие "коммунологические тенденции” характеризует тот способ философствования, когда при решении многообразных проблем философы вступают в диалог, а не отворачиваются друг от друга в силу разности принципов, методов и подходов. 

Отметим некоторые аспекты такого диалога на примере проблемы научной рациональности и рациональности в целом.

В этом плане весьма интересным представляется рассмотрение взглядов П. Фейерабенда (р. 1924) - одного из основоположников критического рационализма.

Фейерабенд критикует науку "изнутри", показывая относительность ее претензий выступать единственной формой познания.

Опираясь на обширный материал по истории науки, он показывает, что в основе принятых научных стандартов и норм часто лежат нерациональные компоненты.

Фундамент науки, отмечает он, весьма непрочен, и построенное на его основе здание шатается. В результате философы занимаются апологетикой узкого стандарта рациональности как якобы наиболее истинного подхода к миру.

На самом деле, как показывает реальная история науки, продолжает Фейерабенд, чисто рационального отношения к миру в ней никогда не было и быть не может.

Это вытекает хотя бы из природы научного открытия, направленного всегда на постижение нового, неизвестного. Ученый выдвигает гипотезы, ломая старые научные принципы и стереотипы, и не всегда может следовать модели жесткой рациональности.

Таким образом, принимаемые научным сообществом критерии рациональности (научности) “срабатывают” лишь задним числом, когда достигнут результат. Это не рациональный путь достижения истины, а его рациональная интерпретация.

Весьма спорен аргумент о большей точности и логичности научных теорий по сравнению с другими формами отражения мира. Эта строгость и точность, так же, как и критерии рациональности в целом, появляются лишь задним числом, когда открытия совершены и теория создана. Но даже в этом случае реальные научные теории мало согласуются со строгими предписаниями логики или чистой математики.

Вывод П. Фейерабенда: и наука, и философия несут в себе столь же много элементов нерационального, как, например,  миф или религия.

 Герменевтика. Герменевтика, будучи достаточно молодой по времени возникновения, тем не менее, имеет долгую предысторию.

Ее название происходит от имени бога Гермеса — в древнегреческой мифологии посланника богов и толкователя их воли, изобретателя языка и письменности.

Наиболее крупными представителями герменевтики являются Г. Гадамер (р. 1900), Э. Бетти (1890-1970), П. Рикер (р. 1913). Основную проблему философии они усматривают в проблеме языка, главное внимание уделяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего в письменной.

Предшественники современной герменевтики Ф. Шлейермахер (1768-1834) и В. Дильтей (1833-1911) утверждали, что для понимания любых исторических текстов необходимо войти в ту культурно-историческую атмосферу, в которой творил их создатель, постараться возможно точнее воспроизвести ее в переживании исследователя. Они ставили задачу “вживаться” в текст.

Герменевтика нашего времени сформировалась после выхода в свет работы Г. Гадамера “Истина и метод” (1950).

Гадамер исследует проблему “понимания”, превратив ее в самую суть философии. У него герменевтика превратилась в самостоятельную дисциплину, философия была отождествлена с герменевтическим истолкованием и пониманием.

Любое понимание базируется на особом состоянии сознания исследователя, которое обозначается как "предпонимание". Оно основано на совокупности культурных традиций, внутри которых развивается личность.

Человек сначала воспитывается в рамках традиций, не подвергая их критическому анализу, и лишь уже позже, на зрелом уровне, может возникнуть проблема их анализа, критики и даже разрушения.

Таким образом, традиции — это базис культуры, ее консервативная часть, связывающая историю и современность, выступающая как форма внеличностного авторитета.

Формой выражения традиции выступает язык, текст, которые и должны стать объектом герменевтических изысканий.

Язык, по Гадамеру, есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни мышление, ни чувства, ни история, ни общество. Язык есть способ бытия человека, его сущностное свойство.  

Поэтому Гадамер считает понимание не столько моментом познания, сколько моментом человеческой жизни в целом.

Герменевтика утверждает, что философ должен заниматься только тем бытием, которое “ухвачено” языком. 

Поэтому задача философа - сделать бытие выразительным и заставить его говорить. 

Отсюда, по мнению герменевтиков, основной вопрос философии звучит так: что такое “понимание языка” и как его достигнуть? Как обеспечить понимание автора (т.е. другого “я”) интерпретатором и как определить то, что связывает в отношении “понимания” двух субъектов?

По Гадамеру, в центре герменевтического подхода находится диалог, так как любое понимание является продуктом взаимопонимания.

Предметом философии, с точки зрения герменевтики, является мир человека, понимаемый как область человеческого общения и понимания. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создается культурные и научные ценности и т.д.

В современном обществе, как западном, так и в российском, проблема взаимного понимания людей действительно выдвигается на первый план. Таким образом, исследования герменевтики оказываются весьма актуальными. Они, в частности, находят применение в процессе  развития современной информатики.

Очень сходные идеи развивают Лотман, Лихачев, Кнабе и др., исследуя проблему "диалога культур".

Во второй половине XX в. в Западной Европе возникает мощное философское движение, обозначаемое как "постструктуралистско-постмодернистский комплекс".

Его теоретические предпосылки  разработаны французским философом и литератором  Жаком Дерридой (р. 1930), основные идеи развиваются в работах М. Фуко (1926 -1984), Р. Барта (1915 - 1980), и др.

Каковы ее особенности?

Во-первых, в этой традиции философы отходят от такого понимания предмета философии, который связывался с онтологией, гносеологией, аксиологией и т.д. Во главу угла ставится междисциплинарный подход. 

Поэтому объектом философии может выступить все что угодно, что может быть проинтерпретировано с целью поиска новых смыслов. Текст здесь понимается как любая система знаков, несущая некую информацию и содержащая в себе скрытые смыслы. В связи с этим происходит отказ от традиционных способов и приемов философского исследования,  предпочтение отдается общим гуманитарным методикам, почерпнутым из истории, филологии, и даже политологии.

Во-вторых, основой исследования текста является принцип деконструкции — выявления внутренней противоречивости текста,  обнаружения не замечаемых не только неискушенным читателем, но ускользающих и от самого автора "остаточных смыслов", доставшихся в наследие от речевых практик прошлого, от закрепленных в языке неосознаваемых мыслительных стереотипов.

Таким образом, смысл во многом является проявлением специфики языка как такового, текста как совокупности языковых выражений.

Если цель герменевтиков - понять текст и дать способы его понимания, то для деконструктивизма фактор понимания вообще становится малозначимым. Законы риторики, метафоры и пр. определяют любой текст, как художественный, так и научный. На этой основе строится концепция "нарратива" ("повествования"), согласно которой мир может быть познан только в форме "литературного" повествования: даже представители естественных наук, например физики, "рассказывают истории" о ядерных частицах".

В-третьих, характерной является критика рационалистических схем объяснения.

Постструктурализм отказывается от любых "навязываемых" человеком схем объяснения, так как они заставляют нас реальное положение дел подгонять под выдуманную кем-то систему. Вместо этого предлагается свободный полет мысли и интерпретации. Поэтому истина трактуется не как соответствие реальности, подтверждаемое фактами, а как сам факт ее создания на основе свободной интерпретации.

В-четвертых, для этих концепций характерным является резкое изменение трактовки соотношения между обыденным сознанием и философским или литературным мышлением. 

Для классической философии обыденное сознание выступало полем просветительской деятельности. Ныне обыденное сознание становится не только равноправным объектом и источником философских изысканий, но даже занимает более важное место.

Можно выделить две важные стороны этого широкого литературно-философского течения, которое в силу некоторых специфических черт (связь с обыденным сознанием и средствами информации, художественный стиль изложения) стало своеобразной визитной карточкой современной западной культуры и развивается как новомодное течение также и в нашей стране.

Его центральным смысловым стержнем выступает негативное отношение к научному мышлению и к рациональной традиции в целом.

Эта критика основана на трактовке рациональности как парадигмы, "навязанной" человечеству в период господства классической традиции в философии. При этом разрушается классическое представление о философии как о системе, имеющей достаточно строгий концептуальный каркас. Этому противопоставляется идея о том, что философия вообще не должна иметь концептуального каркаса.

Еще одна общекультурная особенность рассматриваемого комплекса — это то, что он выражает собой тенденцию разрушения "старой" культуры как системы отдельных локальных культур и процесс возникновения некой иной культуры, которая базируется на ином коммуникационном пространстве, связанном прежде всего с процессами информатизации и компьютеризации. 

В нем отражено умонастроение эпохи, когда человек устал читать толстые тексты или объективно не имеет для этого времени. Поэтому человек предпочитает  скорее строить собственное объяснение тех или иных фактов, чем использовать предлагаемые готовые объяснительные схемы, которые нужно еще усвоить, понять и принять.

Краткие выводы.

Философия ХХ века представляет собой   пеструю картину различных направлений идей, подходов, точек зрения, проблем, методов.

В конце столетия есть последователи почти у каждого крупного философа прошлого и классиков ХХ века. В развитии современной философии можно выделить две тенденции: сциентистскую и антисциентистскую. Определенным компромиссом между ними выступают коммунологические тенденции.

В вопросе о смысле философии ныне побеждает антипозитивистская тенденция — философия должна сосредоточиться на осмысливании актуальных проблем современного человечества: судьбы человеческой цивилизации, многообразие и единство культур, сущность человека и его призвание в современном мире, проблема выживания человечества, предотвращение мировой войны и устранение локальных войн.

Важное место в современной социальной философии занимает осмысление новых ценностей, анализ вызовов будущего исторического развития человеческой цивилизации.

Основные вопросы для самоконтроля

  1.  Покажите особенности сциентистской и антисциентистской тенденций в развитии философии.
  2.  Охарактеризуйте основные принципы неопозитивизма. В чем сущность процесса верификации?
  3.  Почему философия: экзистенциализма может быть определена как иррационалистическая философия?
  4.  Покажите сходные черты философии неопозитивизма и экзистенциализма.
  5.  Каков смысл понятия “экзистенция”?
  6.  Охарактеризуйте онтологические представления неотомизма.
  7.  Покажите актуальность для современной науки тех проблем, которые выдвигают философские концепции критического рационализма, структурализма, герменевтики.
  8.  Охарактеризуйте особенности поструктуралистско-постмодернистского комплекса.

Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

  1.  Эволюция неопозитивизма.
  2.  Экзистенциализм А. Камю и Ж.-П. Сартра.
  3.  Н.А. Бердяев как родоначальник экзистенциализма.
  4.  Социальная проблематика экзистенциализма.
  5.  Фома Аквинский и современный неотомизм.
  6.  Герменевтика и проблемы понимания в современной науке.
  7.  Структурно-системный метод современной науки и структурализм.
  8.  Критический рационализм и проблемы современной науки.
  9.  Постмодернизм в современной философии.

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 212.

2 Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). - М., 1962. - С. 43 - 44.

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63666. Aggregate demand and Keynesian multiplier 417 KB
  In the model AD-AS the interest rate is an exogenous variable. The main purpose of the IS-LM model is to integrate money market and goods market into the single system. Thus, interest rate turns into endogenous variable. IS-LM – a model of money-goods equilibrium which helps to define factors influencing AD.
63668. Норма права 202.28 KB
  Общеобязательность. Норма права предписывает правильный и обязательный образ действий. Носит общий характер, выступает в качестве равного одинакового правила для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
63670. АНТИКРИЗОВЕ ФІНАНСОВЕ УПРАВЛІННЯ ПІДПРИЄМСТВОМ 658.98 KB
  Сутність та основні елементи антикризового фінансового управління Необхідність оволодіння основами антикризового фінансового управління зумовлена тим що в умовах ринкової економіки підприємства здійснюють свою фінансовогосподарську діяльність перебуваючи...
63671. Мировая экономика: история и современность 1 MB
  Сегодня страны и регионы мира тесно связаны между собой не только широкомасштабными товарными и финансовыми потоками но и международным производством и бизнесом информационными технологиями потоками научных знаний тесными культурными и иными контактами. Лекция на двух языках.
63672. Природа человека и смысл его существования 225.5 KB
  Она продиктована научно–технической революцией развитием человечества как мирового сообщества обострением глобальных проблем и негативными последствиями человеческих издержек прогресса современной эпохи.
63673. Измерение скоростей деления в реакторах, определение нуклидного состава отработанного топлива 5.54 MB
  Непосредственно измерялось распределение интенсивности линии 1596 кэВ gизлучения данного осколка деления с помощью сцинтилляционного на основе NJ детектора. Пик с энергией 1596 кэВ соответствует 140L.