73761

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Лекция

Международные отношения

Для пореформенной России характерна также сегментированность социальнотрудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социальнотрудовых отношений как законодательные так и коллективнодоговорные недостаточно эффективны. В целом регулирование социальнотрудовых отношений развивается в рамках советской парадигмы экономического развития которую принято называть экстенсивной...

Русский

2014-12-20

45.5 KB

0 чел.

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Сложившиеся в стране социально-трудовые отношения можно отнести к отношениям индустриального типа с элементами патернализма, но без характерных для развитых стран индустриального периода систем «эффективного коллективного торга» об условиях найма между основными субъектами рынка труда. Для пореформенной России характерна также сегментированность социально-трудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики, чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социально-трудовых отношений (как законодательные, так и коллективно-договорные) недостаточно эффективны. Институциональные рамки такого регулирования носят достаточно формальный и несистемный характер и жестко ориентированы исключительно на сохранение стабильности занятости.

В целом, регулирование социально-трудовых отношений развивается в рамках советской «парадигмы» экономического развития, которую принято называть экстенсивной со всеми вытекающими негативными последствиями – низким качеством предлагаемых экономикой рабочих мест, низким уровнем оплаты труда в народном хозяйстве, наличием дефицита рабочей силы. В итоге мы наблюдаем прогрессирующую потерю конкурентоспособности нашей экономики. Для описания сегодняшней ситуации, сложившейся в социально-трудовой сфере России, подходит введенное академиком В.М. Полтеровичем понятие, «институциональные ловушки». Те институты рынка труда, которые в начале непростых реформ позволили избежать некоторых нежелательных социальных последствий (высокая безработица), стали в последствие тормозом для повышения эффективности экономики.

Весьма «гибкая» заработная плата, как с точки зрения возможностей ее снижения, так и с точки зрения невыплат, задержек и т.п. на фоне серьезных законодательных препон для сокращения «лишних» работников лишает работодателей стимулов внедрять трудосберегающие технологии, проводить какую бы то ни было модернизацию. Неэффективная экономика, в свою очередь, формирует соответствующий спрос на качество рабочей силы, тормозя преобразования в системе образования, в первую очередь, профессионального, затрудняя повышение конкурентоспособности рабочей силы.

При этом следует обозначить еще одну важную проблему – пока не только нет прогноза последствий реализации любого сценария модернизации для социально- трудовой сферы, а также социально-политических последствий такой модернизации, но не сформулированы даже самые общие методологические подходы к такого рода прогнозированию. В условиях надвигающихся тектонических сдвигов в экономике (в случае реализации модернизационного сценария) экстраполяция основных тенденций ни в теории, ни в практике невозможна. Важно правильно сформулировать стратегические цели, а также тщательно подобрать механизм их реализации и выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности/неэффективности проводимой политики.

Революционные преобразования в политической и экономической жизни российского общества в начале 90-х годов ХХ века, стремительная приватизация и появление класса наемных работников и работодателей, глобальное изменение социальной структуры общества не могли не отразиться на социально-трудовой сфере. Главным итогом этих преобразований было то, что все негативные особенности (неэффективность, технико-технологическая отсталость производства, тяжелые и опасные условия труда на многих производствах, реальная бесправность работников в определении перспектив социально-экономического развития, как отдельного предприятия, так и страны) не только не исчезли, но и усилились, положительные же моменты сохранить не удалось.

С началом реформ многие миллионы наемных работников узнали, что такое нестабильная социально незащищенная занятость, они впервые столкнулись с отсутствием заработной платы, задержками ее выплаты, крайне низким ее уровнем. Именно в начале 90-х годов российский рынок труда быстро сегментировался. В частном секторе широко распространились так называемые «неформальные» трудовые отношения – без каких-либо контрактов, даже индивидуальных, с серыми схемами выплат заработной платы и отсутствием профсоюзов. В государственном секторе и на «старых» промышленных предприятиях трудовые отношения носили более правовой характер при крайне низком уровне оплаты труда. Сохранившиеся здесь профсоюзы далеко не всегда справлялись с задачей коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Да и сами профсоюзы в большинстве случаев с трудом ориентировались в изменяющихся условиях, не всегда осознавая свои задачи в новых условиях. Повсеместное распространение получила практика нарушения работодателями трудового законодательства.

В итоге произошло реальное ухудшение материального положения работников. Громадным стало расслоение населения по уровню доходов, трудовые отношения стали крайне незащищенными при низком уровне государственных социальных гарантий. К 2000-му году децильный коэффициент в России составил 20 раз. Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году лишь незначительно снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году219. Еще более удивительным представляется огромное расслоение между «бедными» и «богатыми» работающими.

Виды коллективных соглашений в РФ


Уровень системы социального партнерства

Субъекты ССП

Орган ССП

Вид соглашения

Федеральный (уровень РФ в целом)

Общероссийские объединения профсоюзов;

Общероссийские объединения работодателей;

Правительство РФ

РТК по регулированию СТО (постоянно действующий орган, действует на основании закона об РТК: по 30 человек от каждой стороны)

Генеральное трехстороннее соглашение

Межрегиональный

Межрегиональное трехсторонне соглашение

Региональный

Трехсторонние комиссии субъектов РФ по регулированию СТО

Региональное трехсторонне соглашение

Отраслевой

Отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию СТО

Отраслевое (межотраслевое) трехсторонне соглашение

Террито-риальный

Трехсторонние комиссии по регулированию СТО, регулируемые органами местного самоуправления

Территориальное трехсторонне соглашение

Локальный

Комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2341. Російська панславістська, польська федеративна й українська слов’янофільська теорії. 19.65 KB
  Мета: Проаналізувати суть російського панславізму, польського федералізму, українського слов’янофільства; визначити складові ідеї соборності українських земель, вивчити релігійно-конфесійні проблеми в національному питанні.
2342. Українські землі у складі Російської імперії. 48.5 KB
  Мета: охарактеризувати стан українських земель наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., вивчити адміністративно-територіальний устрій та регіональний поділ українських земель у складі Російської імперії; висвітлити процес включення українських земель до складу Російської імперії.
2343. Включення західноукраїнських земель до складу Австрійської імперії 45.5 KB
  Мета: вивчити адміністративно-територіальний устрій, соціальний та національний склад західноукраїнських земель, довести колоніальний характер політики австрійського уряду щодо українців; визначити роль реформ Марії-Терезії та Йосипа II у розвитку економічного й суспільного життя Галичини та Буковини.
2344. Вплив міжнародних відносин на розвиток українських земель у першій третині XIX ст 38 KB
  Мета: проаналізувати місце України в системі міжнародних відносин на початку XIX ст., висвітлити процес колонізації Російською імперією відвойованих у Туреччини українських земель, довести, що Україні відводилося у планах Наполеона I Бонапарта місце колонії, дослідити внесок українців у розгром наполеонівських військ, довести, що доля Азовського козацького війська була закономірним наслідком колонізаторської політики російського царизму щодо українства.
2345. Початок національного відродження 54 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст. та внеском її видатних представників у цей процес, ознайомити учнів із діяльністю українського дворянства щодо відновлення автономних прав України наприкінці XVIII ст.
2346. Поширення ідей Просвітництва в Західній Україні. 19.27 KB
  Мета: з’ясувати характер суспільно-політичного життя та витоки національного відродження на західноукраїнських землях наприкінці XVIII – на початку XIX ст., довести, що діяльність Руської трійці була виявом галицько-українського відродження; з’ясувати, чому альманах Русалка Дністрова називають “політичним маніфестом українства”.
2347. Російський визвольний та польський національно-визвольний рухи на українських землях у 20-30-ті роки XIX ст. 20.71 KB
  Мета: розкрити причини поширення західноєвропейських революційних ідей в Україні та створення масонських лож в Україні, проаналізувати діяльність декабристів в Україні та історичне значення декабристського руху для України, довести, що Польське повстання 1830-1831 рр. мало антиколоніальний і антифеодальний характер.
2348. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст 37.5 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань як кінцевий етап оцінювання знань з тем Вступ. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст., Українські землі у складі Російської та Австрійської імперій наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., оцінити рівень навчальних досягнень учнів та перевірити уміння застосовувати нубуті знання.
2349. Історія України у визначеннях, таблицях і схемах 7-9 класи 44.9 MB
  Київська Русь та Галицько-Волинська держава. Національно-визвольна війна та відродження Української держави. Наддніпрянська Україна в другій половині ХІХ століття. Культура України другої половині ХІХ століття.