73761

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Лекция

Международные отношения

Для пореформенной России характерна также сегментированность социальнотрудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социальнотрудовых отношений как законодательные так и коллективнодоговорные недостаточно эффективны. В целом регулирование социальнотрудовых отношений развивается в рамках советской парадигмы экономического развития которую принято называть экстенсивной...

Русский

2014-12-20

45.5 KB

0 чел.

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Сложившиеся в стране социально-трудовые отношения можно отнести к отношениям индустриального типа с элементами патернализма, но без характерных для развитых стран индустриального периода систем «эффективного коллективного торга» об условиях найма между основными субъектами рынка труда. Для пореформенной России характерна также сегментированность социально-трудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики, чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социально-трудовых отношений (как законодательные, так и коллективно-договорные) недостаточно эффективны. Институциональные рамки такого регулирования носят достаточно формальный и несистемный характер и жестко ориентированы исключительно на сохранение стабильности занятости.

В целом, регулирование социально-трудовых отношений развивается в рамках советской «парадигмы» экономического развития, которую принято называть экстенсивной со всеми вытекающими негативными последствиями – низким качеством предлагаемых экономикой рабочих мест, низким уровнем оплаты труда в народном хозяйстве, наличием дефицита рабочей силы. В итоге мы наблюдаем прогрессирующую потерю конкурентоспособности нашей экономики. Для описания сегодняшней ситуации, сложившейся в социально-трудовой сфере России, подходит введенное академиком В.М. Полтеровичем понятие, «институциональные ловушки». Те институты рынка труда, которые в начале непростых реформ позволили избежать некоторых нежелательных социальных последствий (высокая безработица), стали в последствие тормозом для повышения эффективности экономики.

Весьма «гибкая» заработная плата, как с точки зрения возможностей ее снижения, так и с точки зрения невыплат, задержек и т.п. на фоне серьезных законодательных препон для сокращения «лишних» работников лишает работодателей стимулов внедрять трудосберегающие технологии, проводить какую бы то ни было модернизацию. Неэффективная экономика, в свою очередь, формирует соответствующий спрос на качество рабочей силы, тормозя преобразования в системе образования, в первую очередь, профессионального, затрудняя повышение конкурентоспособности рабочей силы.

При этом следует обозначить еще одну важную проблему – пока не только нет прогноза последствий реализации любого сценария модернизации для социально- трудовой сферы, а также социально-политических последствий такой модернизации, но не сформулированы даже самые общие методологические подходы к такого рода прогнозированию. В условиях надвигающихся тектонических сдвигов в экономике (в случае реализации модернизационного сценария) экстраполяция основных тенденций ни в теории, ни в практике невозможна. Важно правильно сформулировать стратегические цели, а также тщательно подобрать механизм их реализации и выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности/неэффективности проводимой политики.

Революционные преобразования в политической и экономической жизни российского общества в начале 90-х годов ХХ века, стремительная приватизация и появление класса наемных работников и работодателей, глобальное изменение социальной структуры общества не могли не отразиться на социально-трудовой сфере. Главным итогом этих преобразований было то, что все негативные особенности (неэффективность, технико-технологическая отсталость производства, тяжелые и опасные условия труда на многих производствах, реальная бесправность работников в определении перспектив социально-экономического развития, как отдельного предприятия, так и страны) не только не исчезли, но и усилились, положительные же моменты сохранить не удалось.

С началом реформ многие миллионы наемных работников узнали, что такое нестабильная социально незащищенная занятость, они впервые столкнулись с отсутствием заработной платы, задержками ее выплаты, крайне низким ее уровнем. Именно в начале 90-х годов российский рынок труда быстро сегментировался. В частном секторе широко распространились так называемые «неформальные» трудовые отношения – без каких-либо контрактов, даже индивидуальных, с серыми схемами выплат заработной платы и отсутствием профсоюзов. В государственном секторе и на «старых» промышленных предприятиях трудовые отношения носили более правовой характер при крайне низком уровне оплаты труда. Сохранившиеся здесь профсоюзы далеко не всегда справлялись с задачей коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Да и сами профсоюзы в большинстве случаев с трудом ориентировались в изменяющихся условиях, не всегда осознавая свои задачи в новых условиях. Повсеместное распространение получила практика нарушения работодателями трудового законодательства.

В итоге произошло реальное ухудшение материального положения работников. Громадным стало расслоение населения по уровню доходов, трудовые отношения стали крайне незащищенными при низком уровне государственных социальных гарантий. К 2000-му году децильный коэффициент в России составил 20 раз. Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году лишь незначительно снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году219. Еще более удивительным представляется огромное расслоение между «бедными» и «богатыми» работающими.

Виды коллективных соглашений в РФ


Уровень системы социального партнерства

Субъекты ССП

Орган ССП

Вид соглашения

Федеральный (уровень РФ в целом)

Общероссийские объединения профсоюзов;

Общероссийские объединения работодателей;

Правительство РФ

РТК по регулированию СТО (постоянно действующий орган, действует на основании закона об РТК: по 30 человек от каждой стороны)

Генеральное трехстороннее соглашение

Межрегиональный

Межрегиональное трехсторонне соглашение

Региональный

Трехсторонние комиссии субъектов РФ по регулированию СТО

Региональное трехсторонне соглашение

Отраслевой

Отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию СТО

Отраслевое (межотраслевое) трехсторонне соглашение

Террито-риальный

Трехсторонние комиссии по регулированию СТО, регулируемые органами местного самоуправления

Территориальное трехсторонне соглашение

Локальный

Комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71928. Архитектура Древнего Египта 188.5 KB
  Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине строившимся там куда доходили воды нильских разливов.
71929. Николай I 148 KB
  В период царствования Николая I Россия участвовала в войнах: Кавказской войне 1817-1864 гг. Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом особенно тем что касалось его внешней парадной стороны.
71931. Основные неисправности жестких дисков и способы их устранения 121.5 KB
  Жесткий диск (винчестер) относится к группе устройств, предназначенных для хранения данных. Эта группа достаточно многочисленна, однако жесткий диск по праву занимает в ней первое место по объему информации, которую он способен хранить, и по необходимости присутствия.
71932. Обычаи делового оборота и иные обычаи, их роль в регулировании предпринимательских отношений 36.5 KB
  Следует особо обратить внимание на то что ГК включил новое для кодексов понятие обычаи делового оборота. Несомненно что ниша в правовом регулировании оставленная для обычаев делового оборота является признанием роли децентрализованных мер правового регулирования рынка в целом...
71933. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ 314 KB
  К ним относятся: перечни защищаемых сведений составляющих государственную по тематике государственного заказа если он выполняется организацией и коммерческую тайну; требуемые уровни безопасности информации обеспечение которых не приведет к превышению ущерба...