73761

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Лекция

Международные отношения

Для пореформенной России характерна также сегментированность социальнотрудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социальнотрудовых отношений как законодательные так и коллективнодоговорные недостаточно эффективны. В целом регулирование социальнотрудовых отношений развивается в рамках советской парадигмы экономического развития которую принято называть экстенсивной...

Русский

2014-12-20

45.5 KB

0 чел.

Основные черты социального партнерства в Российской Федерации

Сложившиеся в стране социально-трудовые отношения можно отнести к отношениям индустриального типа с элементами патернализма, но без характерных для развитых стран индустриального периода систем «эффективного коллективного торга» об условиях найма между основными субъектами рынка труда. Для пореформенной России характерна также сегментированность социально-трудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики, чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социально-трудовых отношений (как законодательные, так и коллективно-договорные) недостаточно эффективны. Институциональные рамки такого регулирования носят достаточно формальный и несистемный характер и жестко ориентированы исключительно на сохранение стабильности занятости.

В целом, регулирование социально-трудовых отношений развивается в рамках советской «парадигмы» экономического развития, которую принято называть экстенсивной со всеми вытекающими негативными последствиями – низким качеством предлагаемых экономикой рабочих мест, низким уровнем оплаты труда в народном хозяйстве, наличием дефицита рабочей силы. В итоге мы наблюдаем прогрессирующую потерю конкурентоспособности нашей экономики. Для описания сегодняшней ситуации, сложившейся в социально-трудовой сфере России, подходит введенное академиком В.М. Полтеровичем понятие, «институциональные ловушки». Те институты рынка труда, которые в начале непростых реформ позволили избежать некоторых нежелательных социальных последствий (высокая безработица), стали в последствие тормозом для повышения эффективности экономики.

Весьма «гибкая» заработная плата, как с точки зрения возможностей ее снижения, так и с точки зрения невыплат, задержек и т.п. на фоне серьезных законодательных препон для сокращения «лишних» работников лишает работодателей стимулов внедрять трудосберегающие технологии, проводить какую бы то ни было модернизацию. Неэффективная экономика, в свою очередь, формирует соответствующий спрос на качество рабочей силы, тормозя преобразования в системе образования, в первую очередь, профессионального, затрудняя повышение конкурентоспособности рабочей силы.

При этом следует обозначить еще одну важную проблему – пока не только нет прогноза последствий реализации любого сценария модернизации для социально- трудовой сферы, а также социально-политических последствий такой модернизации, но не сформулированы даже самые общие методологические подходы к такого рода прогнозированию. В условиях надвигающихся тектонических сдвигов в экономике (в случае реализации модернизационного сценария) экстраполяция основных тенденций ни в теории, ни в практике невозможна. Важно правильно сформулировать стратегические цели, а также тщательно подобрать механизм их реализации и выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности/неэффективности проводимой политики.

Революционные преобразования в политической и экономической жизни российского общества в начале 90-х годов ХХ века, стремительная приватизация и появление класса наемных работников и работодателей, глобальное изменение социальной структуры общества не могли не отразиться на социально-трудовой сфере. Главным итогом этих преобразований было то, что все негативные особенности (неэффективность, технико-технологическая отсталость производства, тяжелые и опасные условия труда на многих производствах, реальная бесправность работников в определении перспектив социально-экономического развития, как отдельного предприятия, так и страны) не только не исчезли, но и усилились, положительные же моменты сохранить не удалось.

С началом реформ многие миллионы наемных работников узнали, что такое нестабильная социально незащищенная занятость, они впервые столкнулись с отсутствием заработной платы, задержками ее выплаты, крайне низким ее уровнем. Именно в начале 90-х годов российский рынок труда быстро сегментировался. В частном секторе широко распространились так называемые «неформальные» трудовые отношения – без каких-либо контрактов, даже индивидуальных, с серыми схемами выплат заработной платы и отсутствием профсоюзов. В государственном секторе и на «старых» промышленных предприятиях трудовые отношения носили более правовой характер при крайне низком уровне оплаты труда. Сохранившиеся здесь профсоюзы далеко не всегда справлялись с задачей коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Да и сами профсоюзы в большинстве случаев с трудом ориентировались в изменяющихся условиях, не всегда осознавая свои задачи в новых условиях. Повсеместное распространение получила практика нарушения работодателями трудового законодательства.

В итоге произошло реальное ухудшение материального положения работников. Громадным стало расслоение населения по уровню доходов, трудовые отношения стали крайне незащищенными при низком уровне государственных социальных гарантий. К 2000-му году децильный коэффициент в России составил 20 раз. Дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году лишь незначительно снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году219. Еще более удивительным представляется огромное расслоение между «бедными» и «богатыми» работающими.

Виды коллективных соглашений в РФ


Уровень системы социального партнерства

Субъекты ССП

Орган ССП

Вид соглашения

Федеральный (уровень РФ в целом)

Общероссийские объединения профсоюзов;

Общероссийские объединения работодателей;

Правительство РФ

РТК по регулированию СТО (постоянно действующий орган, действует на основании закона об РТК: по 30 человек от каждой стороны)

Генеральное трехстороннее соглашение

Межрегиональный

Межрегиональное трехсторонне соглашение

Региональный

Трехсторонние комиссии субъектов РФ по регулированию СТО

Региональное трехсторонне соглашение

Отраслевой

Отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию СТО

Отраслевое (межотраслевое) трехсторонне соглашение

Террито-риальный

Трехсторонние комиссии по регулированию СТО, регулируемые органами местного самоуправления

Территориальное трехсторонне соглашение

Локальный

Комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78354. Химические свойства элементов 157.55 KB
  При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов с галогенами серой азотом фосфором углеродом и кремнием с образованием соответственно галогенидов сульфидов нитридов фосфидов карбидов и силицидов: При нагревании щелочные металлы способны реагировать с другими металлами образуя интерметаллиды. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов...
78355. Органические соединения. Простые и кратные связи в органических соединениях. Предельные и непредельные углеводороды 70.48 KB
  Изомерия органических соединений. Классификация органических соединений. Берцелиусу определить органическую химию как химию соединений углерода 1806 г. Именно это свойство позволяет углероду образовывать миллионы соединений изучению которых посвящена целая область органическая химия.
78356. Макроэкономическое регулирование национальной экономики 33.31 KB
  Государственная социальная политика. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной экономики обеспечение экономического роста занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Фискальная политика может как благотворно так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность...
78357. Экономический рост национальной экономики 63.55 KB
  Факторы экономического роста.Основы методологии расчетов темпов экономического роста. Показатели параметры экономического роста. Как известно темпы экономического роста определяют важнейшие характеристики хозяйствования такие как: динамика объемов производства в системе в целом отдельных ее отраслях и регионах; прогрессивные отраслевые сдвиги; скорость и степень совершенствования структуры национальной экономики; изменение величины и структуры потребления и накопления в стране; динамика уровня жизни населения страны в целом и...
78358. Конкурентоспособность национальной экономики 51.67 KB
  Понятие конкурентоспособности экономической деятельности.Оценка конкурентоспособности национальной экономики. Предпосылки конкурентоспособности национальной экономики ее отраслей и отдельных экономических агентов. Понятие конкурентоспособности экономической деятельности Что же понимать под конкурентоспособностью любого экономического агента.
78359. Региональные процессы в национальной экономике 31.27 KB
  Вместе с тем государство должно обеспечивать системные условия для устойчивого экономического развития страны благоприятной жизнедеятельности населения и рационального использования имеющегося ресурсного потенциала. Реализация вышеуказанных задач должна учитывать геоэкономические и геополитические факторы развития страны. Глобализация и усиление международной конкуренции требуют выработки эффективной стратегии позиционирования страны на мировых рынках. Настоящая Стратегия определяет стратегические направления территориального...
78360. Национальная экономическая деятельность и международные экономические отношения 39.82 KB
  Факторы влияющие на международные экономические позиции страны. Факторы влияющие на международные экономические позиции страны На международные экономические позиции нации оказывают влияние такие факторы как уровень развития национальной экономики структура национальной экономики ее экономическое могущество. Развитые и индустриальные страны занимают первое место в мировом импорте и экспорте. В то время как развитые страны импортируют главным образом сырьевые материалы и продукты питания а экспортируют в основном готовую продукцию...
78361. Регулирования внешнеэкономической деятельности 79.03 KB
  Основные направления регулирования внешнеэкономической деятельности. Механизмы и инструменты регулирования внешней торговли. Организационно-правовое обеспечение регулирования внешнеэкономической деятельности. Основные направления формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
78362. Теневой оборот в национальной экономике 157.69 KB
  Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.