73780

Эффективность труда психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем что основной результат его работы существует сокрыт во внутреннем мире других людей. Центральные вопросы связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога состоят в следующем: кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку По всей видимости официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации где психолог работает профессиональное сообщество клиенты сам...

Русский

2014-12-20

20.5 KB

4 чел.

№ 17 Эффективность труда психолога

Выражение эффективность труда прижилось в русском языке примерно в том же значении, что и производительность труда.

Но последнее употребляется в основном в области таких производств, где относительно легко подсчитать количество продукции за единицу времени. Однако не во всех профессиях такой подсчет возможен, а иногда он и неуместен. Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем, что основной результат его работы существует (сокрыт) во внутреннем мире других людей. И он далеко не столь явен для внешнего наблюдателя в роли контролера, а подчас и для того, кому оказываются психологические услуги.

Любая профессиональная деятельность должна быть оценена с точки зрения ее эффективности, т. е. наличия ожидаемого положительного, социально востребованного результата. Такая оценка может осуществляться как извне (другими лицами), так и самим профессионалом. И она служит чрезвычайно важной характеристикой профессиональной деятельности, поскольку отсутствие или неудовлетворительность планируемых результатов является одним из главных показателей низкой профессиональной подготовленности специалиста.

Центральные вопросы, связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога, состоят в следующем:

кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку? По всей видимости, официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации, где психолог работает, профессиональное сообщество, клиенты, сам психолог.

В этом случае значимыми рассматриваемыми реальностями становятся:

• теоретическая и методологическая основа деятельности психолога; • умение устанавливать и осуществлять логически обоснованную цепь действий: запрос клиента — постановка профессиональной задачи — грамотная реализация профессиональной задачи— выполнение запроса клиента — самооценка специалиста по всем составляющим обозначенной цепи действий.

Сам психолог, безусловно, также занимается оценкой результатов собственной деятельности. Он анализирует такие аспекты, как:

• удовлетворенность проделанной работой;

• субъективная трудность решаемых задач;

• методические, поведенческие, методологические просчеты (или достижения, находки);

• причины низких или высоких оценок его работы со стороны администрации, клиентов, коллег.

Кроме этого, труд  психолога неизбежно оценивается и четвертой группой лиц — его клиентами. Здесь имеются в виду отдельные люди или организации, которые обратились к его услугам с запросом на выполнение определенных профессиональных действий. Именно в области оценки со стороны клиентов часто возникают суждения о неудовлетворительной эффективности его деятельности. Успешная работа психолога может быть построена только при наличии ясной стратегической направленности его деятельности, согласующейся с целями учреждения и запросами клиентов и воплощенной в конкретной программе действий. При этом большое значение приобретают теоретическое и методологическое обоснования, системность и согласованность всех этапов работы. Наконец, эффективность труда психолога во многом зависит от навыков индивидуального подхода к клиенту, начиная с учета его реальных возможностей, зоны ближайшего развития, готовности ко взаимодействию и заканчивая предоставлением информации на языке заказчика.

Для того чтобы практическая деятельность психолога была успешной, необходимо учитывать и выполнять ряд условий:

• обсуждать запрос клиента до тех пор, пока не будет найдена и принята общая формулировка психологической проблемы, планируемых действий психолога и ожидаемого результата;

• отказываться от работы, выходящей за рамки собственной профессиональной компетенции;

• информировать клиента о том, что проведение работы возможно только с его согласия и при его желании сотрудничать с психологом;

• предупреждать клиента о том, что эффект психологического вмешательства зачастую бывает отсрочен и в определенных случаях достигается только при модификации условий жизни клиента.

Суммируя сказанное, к основным причинам низкой эффективности

профессиональной деятельности психолога мы относим:

1 Существует определенное различие между уровнем актуального и потенциального развития субъекта. В нашем случае к зоне ближайшего развития относятся задачи, которые на настоящий момент не могут быть решены клиентом самостоятельно, а требуют помощи психолога.

неадекватную интерпретацию психологом запроса клиента.

В таком случае усилия психолога оказываются направленными на решение неправильно понятой задачи. Вариантами такой ситуации может быть сужение запроса, т.е. работа с узко понимаемой проблемой, попытки воздействия на отдельный симптом вместо решения проблемы клиента, и расширение  запроса — вторжение в те психологические сферы, которые не связаны с задачей;

завышение уровня собственной компетенции. Это возможно, когда психолог берется за работу с психологическими проблемами клиента, для решения которых он не обладает достаточными профессиональными умениями, в итоге чего либо бывает вынужден, не закончив, отказаться от ее продолжения, либо подменяет результат, ожидаемый клиентом, другим;

навязывание клиенту своего понимания ситуации. В силу различия ценностно-мотивационных и нравственных установок психолог может пытаться доказать клиенту свою, как ему кажется, правильную точку зрения на ситуацию;

непонимание клиентом сути эффективности профессиональной

деятельности психолога. Это происходит, когда на психолога возлагаются завышенные и неадекватные ожидания или ответственность за действия других лиц либо за изменение ситуации. Кроме того, для каждой сферы профессиональной деятельности психолога можно выделить специфические фа торы,обусловливающие снижение эффективности.

В диагностической работе это: использование неадекватных методик, отсутствие комплексности обследования, неадекватная атмосфера при проведении диагностических мероприятий (гипо- или гипермотивация, атмосфера тревоги, конкуренции, агрессии, негативизма среди обследуемых; недостаток времени; присутствие посторонних).

В развивающей и коррекционной работе к таким факторам относятся:

недостаточность теоретического и методологического обоснования работы; неясность цели, конкретных задач, программы работы; несоответствие совершаемых психологических воздействий принципу актуализации зоны ближайшего развития; несистематичность проводимой работы, несогласованность ее этапов; отсутствие изменений в системе социальных отношений клиента; невозможность создания условий для включения формируемых способностей в реальную деятельность клиента.

В преподавании и психологическом просвещении факторами, которые могут снизить эффективность работы психолога, являются: несоответствие его действий запросам клиентов, уровню их знаний, социальной зрелости, возрасту; недостаточная квалификация самого психолога, препятствующая обретению новых знаний и формированию мотивации на их применение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49003. ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ 974 KB
  Искусственные нейронные сети Выбор объема сети Выбор архитектуры сети География исследовательских групп применяющих нейросети для разработки медицинских приложений очень широка.
49004. РАЗРАБОТКА СМК ДЛЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОННОГО ДЕПО 1.02 MB
  Список используемой литературы Приложение Структура управления пассажирского вагонного депо. Приложение Реестр процессов пассажирского вагонного депо Приложение Политика депо в области качества.
49005. Методика викладання хімії 118.32 KB
  Діяльність вчителя, яка представляє собою передачу знань, умінь та навичок учням, організація їх самостійної роботи по набуттю знань и навичок, формування наукового світогляду та поведінки, керівництво й управління процесом підготовки учнів до життя в суспільстві
49006. Саздание программы на языке программирования Паскаль 254 KB
  Результаты расчетов должны выводиться на экран и в файл. Оформление графиков и таблиц выполнять средствами математических пакетов (Maple, MathCad). Демонстрационный вариант программы подготовить в среде визуального программирования Delphi.
49007. Логистическая система предприятия ООО «Евроторг» 1.35 MB
  ООО «Евроторг» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (его составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе организации), самостоятельный баланс
49008. АУДИТОРЛЫҚ ҚЫЗМЕТТIҢ АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ 26.85 KB
  Аудиторлық қызметтiң компьютерлік ақпараттық жүйесiнiң (КАЖ) атқарымдық есептерi. Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологиялар (ААТ). Аудиторлық қызметтегі автоматтандырылған ақпараттық технологияларды (ААТ) программалық қамтамасыз ету
49009. Философия. Философские взгляды 80.54 KB
  История философии, во-первых, есть история единой попытки людей философствовать и посредством философии узнавать о себе и о мире то, чего без философии узнать нельзя. Во-вторых, история философии - многогранное единство человеческого опыта.
49010. Проектування установки для наплавлення 829 KB
  Виходячи з масогабаритних показників деталі а також обраного матеріалу для наплавлення обирається тип основного та допоміжного обладнання. Потім проводиться розрахунки механізму подачі матеріалу що наплавляється механізму пересування апарату а також розрахунок механізму підйому інструменту для наплавлення. На підставі цих розрахунків обирається стандартне обладнання проектується необхідна установка для наплавлення.
49011. Технология изготовления ходовых винтов 941 KB
  В металлорежущих станках, прессах и других машинах, где винтовые механизмы служат для преобразования вращательного движения в поступательное, применяют ходовые винты. Различают ходовые винты скольжения с прямоугольной, трапецеидальной и треугольной резьбой и ходовые винты качения полукруглой или арочной формы.