73782

Работа психолога в производственных организациях

Доклад

Психология и эзотерика

Эта цель достигается посредством решения следующих задач: Планирование и маркетинг персонала: Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала...

Русский

2014-12-20

21.12 KB

11 чел.

№ 19 Работа психолога в производственных организациях

Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба является важным звеном аппарата управления крупных предприятий. Чаще всего психологическая служба предприятия включается в кадровую службу. На небольших предприятиях психолог чаще всего выполняет все функции менеджера по персоналу. Для этого ему необходимо помимо психологических знаний владеть и некоторыми экономическими и правовыми знаниями.

Основная цель службы управления персоналом (кадровой службы) – приобретение, удержание и использование необходимой квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы. Эта цель достигается посредством решения следующих задач: 

- Планирование и маркетинг персонала:  Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя, поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала.

- Найм и учет персонала: организация отборочных процедур; учет найма, перемещений, поощрений и увольнения персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление его занятостью.

- Управление трудовыми отношениями: Анализ и регулирование отношений с руководством; управление организационными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений; управление партнерским взаимодействием с профсоюзами; управление культурой организации, обеспечение дисциплины труда.

- Условия труда: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; организация труда и рабочего места, обеспечение оптимального распорядка работы.

-Развитие персонала: Обучение персонала; переподготовка и повышение его квалификации; введение в должность и адаптация новых работников; текущая периодическая оценка результатов труда и трудового потенциала, аттестация; организация рационализаторской и изобретательской деятельности; планирование деловой карьеры; организация работы с кадровым резервом.

- Мотивация и стимулирование персонала: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм морального стимулирования персонала; организация нормативно- методического обеспечения системы управления персоналом.

-Социальное развитие персонала: Организация благоприятных условий труда и отдыха, быта персонала, методическое и психологическое обеспечение социальных программ.

- Развития организационной структуры управления: Анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование и формирование новой оргструктуры ; разработка штатного расписания; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства; разработка регламентирующей документации

В зависимости от размеров организаций состав задач и соответствующих функций будет меняться. Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее сосредоточенные по другим подразделениям. Но в то же время они разделяют функции прежде всего с линейными руководителями и с другими службами. Кроме того, многие функции сейчас могут выполняться внешними организациями.

Служба персонала может выполнять эти функции следующим образом:

- консультировать линейных менеджеров

- разрабатывать и реализовывать совместно с линейными руководителями решения и кадровые мероприятия,

- иметь собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий.

Численность сотрудников службы персонала составляет примерно 1-1.2% от общей численности коллектива.

Положение службы персонала в структуре организации зависит от степени развития и особенностей организации.

  1.  Служба может быть структурно подчинена руководителю по администрированию. Выполняет роль штабного подразделения.
  2.  В качестве штабного подразделения подчинена общему руководству организации.
  3.  В качестве штабного органа подчинена высшему руководству. Является более высоким уровнем управления, чем другие директора.
  4.  Организационно включена в руководство организацией

В любом случае, психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе.

Часто психологи труда и организационные психологи выполняют исследовательские проекты, заказываемые «со стороны», например, для получения ответов на вопросы: «Насколько привлекательная работа на данном предприятии?» или «Каковы причины текучести кадров в данной организации?»

Одна из типичных психологических задач на производстве – выявление структуры определенной профессиональной деятельности, требований разных профессий к личным качествам человека (его восприятию, памяти, мышлению, воображению, темпераменту, характеру, способностям и т.п.) По результатам такого исследования составляется профессиограмма.

Профессиограмма – сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.

Профессиограмма, в свою очередь, включает в себя психограмму – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение.

Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени  выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Далее психолог с помощью специально отобранных методик выявляет наличие и выраженность этих качеств у претендентов на вакантные должности или уже работающих сотрудников.

Основной вопрос, с которым сейчас обращаются руководители организаций к психологам, касается лояльности персонала. Хотя опытные консультанты утверждают, что лояльность определяется в основном корпоративной культурой компании. Поэтому они большое значение придают выявлению степени сходства ценностей претендента на должность и компании.

В обязанности психолога также входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78781. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ 371 KB
  При удачном выборе профессии вера в своё призвание может избавить молодого человека от ненужных колебаний и сомнений. Можно констатировать, что перед личностью возникают проблемы, требующие от неё определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных...
78782. Усовершенствование надзорных функций Национального банка Республики Беларусь 1.01 MB
  Банки необходимый финансовый институт на данном этапе развития. При постоянном наличии средств на корсчете а также при имеющейся возможности привлекать их со стороны в случае необходимости никаких проблем с платежеспособностью у банка не будет.
78783. Робота з базами даних в MS Excel 2010 1.88 MB
  Excel вміє складати, віднімати, множити, ділити і виконувати безліч інших операцій. Excel дає можливість попередньо проаналізувати наслідки прийняття тих чи інших рішень при конкретних обставинах. Excel дозволяє автоматизувати не тільки розрахунки як такі...
78784. ФАКТОРЫ РИСКА ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В НЕОРГАНИЗОВАННОЙ ПОПУЛЯЦИИ МУЖЧИН ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА 2.48 MB
  В процессе диспансеризации неорганизованной популяции мужчин трудоспособного возраста изучить особенности структуры и распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, их динамику в условиях пятилетнего проспективного наблюдения...
78785. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2.02 MB
  Исходя из этого для обеспечения конкурентоспособности авиакомпаниям требуется проводить постоянный поиск новых или совершенствование известных форм методов моделей рекламной деятельности в системе маркетинговых коммуникаций на предприятиях авиационной отрасли позволяющих...
78786. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ БАЗИСНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В ТЕКСТЕ: ПОЗИЦИОННЫЙ АСПЕКТ 3.64 MB
  Данная диссертационная работа посвящена экспериментальному исследованию восприятия базисных частей речи в позиционной структуре текста и выполнена в русле общей теории текста с учетом знаний, накопленных в области теории языка, психолингвистики и лингвосинергетики.
78787. Формирование траектории устойчивого развития региональной социально-экономической системы 861 KB
  Социально-экономическое развитие общества в XX веке, ориентированное в основном на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. По существу развитие отождествлялось с экстенсивным вовлечением природных ресурсов в экономику, индустриализацией промышленности...
78788. Сім’я буде щасливої коли… 156 KB
  Завдання для груп: І група Відшукати словничок свого роду. ІІ група Що робити щоб були злагода щастя і радість Знайти відповіді з народних джерел. ІІІ група Скласти кросворд ребус про сімю родину. Самостійна пошукова робота учнів: Група 1 Віками складається й передається...
78789. Голос рідної природи серцем слухати навчись (інтегрований урок) 371.5 KB
  Мета: вдосконалювати навички виразного читання, навички чітко і повно відповідати на запитання, збагачувати словниковий запас образними висловами, розвивати усне мовлення учнів; розширювати уявлення про поняття птахи, ознайомити учнів із зимуючими птахами своєї місцевості...