73785

Специфика подготовки практических психологов

Доклад

Психология и эзотерика

Психологическая структура учебной деятельности. Для того чтобы студенты могли более эффективно организовывать свою учебу им полезно уже с первых дней обучения познакомиться с основными положениями психологической теории учебной деятельности. Оно является процессом и результатом активной познавательной прежде всего мыслительной деятельности самого учащегося по поиску добыванию и умственной переработке научных знаний а также по применению этих знаний в жизни. При преобладании деловой мотивации мотивы учебной деятельности совершенно не...

Русский

2014-12-20

56.21 KB

4 чел.

№ 22 Специфика подготовки практических психологов

2.2. Психологическая структура учебной деятельности.

Для того чтобы студенты могли более эффективно организовывать свою учебу, им полезно уже с первых дней обучения познакомиться с основными положениями психологической теории учебной деятельности.

Обучение не следует сводить только к хорошему запоминанию научных положений, сообщаемых преподавателем. Оно является процессом и результатом активной познавательной, прежде всего, мыслительной, деятельности самого учащегося по поиску, добыванию и умственной переработке научных знаний, а также по применению этих знаний в жизни.

Учебная деятельность, как и всякая другая, имеет соответствующую психологическую структуру: мотивы, цели, средства и конечный результат.

От мотивации зависит отношение студента к  учебе, степень его активности. Учебная деятельность может иметь несколько мотивов. Социологический опрос абитуриентов трех московских вузов показал, что мотивов поступления в вуз в общей сложности насчитывается более десятка. Среди наиболее часто встречающихся: «Поддержать семейную традицию – в семье все имеют высшее образование», «Чтобы не призвали в армию», «Учиться легче, чем работать» и т.п. К подлинно учебным мотивам можно отнести: «Хочу приобрести престижную специальность», «Интересует научная работа», «Нравится та специальность, которую дают здесь». Естественно, во время учебы мотивы могут изменяться, преобразовываться.

Все мотивы можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние. П.Я.Гальперин выделял три типа мотивации: деловую, соревновательную (внешние) и собственно познавательную (внутренняя).

При преобладании деловой мотивации мотивы учебной деятельности совершенно не связаны с процессом обучения, являются внешними по отношению к нему. То есть, человека интересует не что-либо непосредственно вытекающее из обучения (знания, навыки, ориентировка в научной информации и т.п.), а формальные права, которые дает образование («нужно получить корочки») или какие-то определенные знания. Такие люди могут соблюдать учебную дисциплину, бороться за высокие оценки на экзаменах, но вряд ли будут стремиться к глубокому овладению изучаемыми предметами.

Соревновательная мотивация является промежуточной между деловой и собственно познавательной. Она наблюдается там, где придается очень большое значение оценкам. Этот тип мотивации хотя и активизирует учебную деятельность, не является внутренне связанным с ее содержанием. Студент может добиваться высокой оценки любой ценой – списыванием, уговорами и т.п. Глубокое усвоение содержания материала при такой мотивации возможно только при такой организации учебного процесса, когда высокие оценки ставятся за подлинно познавательные достижения – доказательно излагаемые теоретические знания, аналитический характер рассуждений, самостоятельность и творчество.

Собственно познавательная мотивация внутренне связана с содержанием обучения. Человеку интересен сам процесс учения, получения новых знаний, поиска ответов на интересующие вопросы. Познавательный интерес по сути своей ненасыщаем. Деловая или состязательная мотивация могут в процессе обучения смениться на познавательную, то есть студенту может стать интересно учиться, познавать новое и полезное.

В соответствии с действующими мотивами студент ставит сам перед собой цель обучения. По сути своей цель – идеально представленный будущий конечный результат. Она формулируется до начала деятельности, иногда четко и ясно, а иногда аморфно и неопределенно. Обычно говорят, что учиться нужно для того, чтобы иметь знания. Но знания нужны не сами по себе, а для того, чтобы их использовать в жизни. Использование научных знаний в практической деятельности выражается в умении научно мыслить при решении повседневно возникающих задач. То есть, студент учится действовать «со знанием дела», подходить к решению проблем с научных позиций, а не только на основе житейской сметки, личного опыта и чужих советов. Соответственно – целью обучения психологии является приобретение навыков психологического мышления.

Следующий компонент психологической структуры учебной деятельности – средства, с помощью которых достигается ее цель. К числу средств учебной деятельности студентов относятся самые разнообразные способы и приемы усвоения знаний: от банальной зубрежки до глубокого мыслительного анализа теоретических положений и их сопоставления с жизненными реалиями. Выбор средств определяется целями, условиями обучения и индивидуальными особенностями учащегося. У каждого студента формируется свой индивидуальный стиль, который может быть более или менее эффективным. Важно выработать наиболее оптимальный индивидуальный стиль учебной деятельности, т.е. из всего набора средств выбрать те, которые вам наиболее подходят.

В широком смысле индивидуальный стиль деятельности (ИСД) понимается как индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности. В контексте отечественных психологических исследований ИСД определяется как целостная система действий, операций, приемов, способов и умений, которая приобретает определенную устойчивость и существенно сказывается на деятельности человека.

Успех в жизни и деятельности (в том числе и в учебной и в профессиональной) во многом зависит от способности человека раскрыть собственную индивидуальность, использовать ее неповторимые особенности для решения реальных задач.

В формировании ИСД принимают участие не только типологические свойства нервной системы, но и умения, навыки, привычки, некоторые особенности личности и характера человека.

Факты показывают, что ИСД вырабатывается всегда, при всех условиях, и не только сознательно, но и стихийно.

В ИСД наблюдаются неповторимые и типические проявления, он формируется под влиянием двух противоположных факторов: уникальности индивидуальности и своеобразия жизненных ситуаций конкретного субъекта, с одной стороны, и сходства природных особенностей различных человеческих общностей и условий, в которых они живут и действуют, - с другой.

В ИСД различают природное и приобретенное. Одним из существенных компонентов ИСД является темперамент, который служит природной основой, т.е. то, с чем человек рождается и что сравнительно мало меняется в течение всей жизни. Другим важным компонентом ИСД психологи считают такие свойства человеческой индивидуальности, как экстравертированность и интровертированность. К числу компонентов, приобретенных человеком в течение жизни, относятся знания, умения, навыки, способы действий, которые формируются в процессе его социализации, в том числе и профессионализации как части этого процесса.

И, наконец, четвертый составной элемент психологической структуры учебной деятельности – конечный результат учения. При правильно организованном процессе этот результат будет приближаться к заранее поставленной цели. Полного соответствия результата цели не может быть, потому что процесс достижения цели всегда сопровождается какими-то потерями. По какой причине и каким образом происходят эти потери?

Во-первых, что-то из услышанного или прочитанного остается непонятым. Даже если человек запомнил что-то не понимая, такое знание бесполезно.

Во-вторых, что-то из понятого тут же забывается, так как ни с чем из ранее известного не ассоциируется, то есть фактически не происходит запоминания.

В-третьих, какая-то часть запомненного со временем забывается, потому что не находит применения.

В-четвертых, знания запоминаются, но студент может лишь воспроизвести их, но не может применить на практике.

Студенту нужно постоянно помнить, зачем он учится, ради чего, что понять и запомнить – мало, нужно обязательно соотносить теоретические знания с практикой, уметь применять их в реальных жизненных ситуациях.

2.3. Обучение в вузе как профессионализация

Для большинства студентов именно с вузовского обучения начинается профессионализация, т.е. процесс вхождения в профессию, становления личности специалиста. Этот процесс включает в себя выбор человеком профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие своей личности средствами профессии.  

Этапы профессионализации в вузе (при 5-летнем  обучении)

  1.  1 курс (этап первичной адаптации)

         Представления студентов о будущем (планы о достижении высокого уровня благосостояния, профессионального мастерства) ограничены ближайшей временной перспективой (до 5 лет). Представления идеализированы, «утопичны», характеризуются «упрощенным» видением будущего и содержат небольшое количество ожидаемых событий.

  1.  3 курс  (этап  погружения в учебно-профессиональную деятельность)

      В представлениях студентов о профессиональном будущем присутствуют установки на профессиональные достижения, однако, они неопределенны и во многом нереалистичны. Уже в ближайшем будущем студенты видят себя состоявшимися профессионалами, но не указывают, какими путями они этого достигнут. У них сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. В планах на будущее преобладает средняя перспектива (до 10 лет).

  1.  5 курс (этап готовности к самостоятельной профессиональной деятельности)

      Профессиональные планы начинают увязываться с дальнейшим обучением, студенты ориентируются на достижение профессионального мастерства, карьера рассматривается ими как повышение профессиональной компетентности и продвижение по служебной лестнице. Начало профессиональной деятельности студенты связывают с поиском работы, но содержание работы не конкретизируется и не указывается сфера профессиональной деятельности, наблюдается неадекватность жизненных целей. В представлениях о будущем преобладает средняя и отдаленная перспектива (5 – 15 лет).

  1.   В общем на протяжении обучения в вузе у студентов происходят изменения в профессиональных представлениях: возрастает их объем, уровень сформированности, яркость-четкость, идет процесс переориентации самопредставлений студентов с социальных категорий на индивидуальные, самооценка профессиональных качеств постепенно повышается. Наблюдается профессионализация Я-образа, в его состав все в большей степени начинают входить компоненты, связанные с выбранной специальностью.
  2.  В  целом профессиональные представления студентов находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Они по своему содержанию выше житейских представлений, но не достигают оптимального, научно-теоретического уровня.  Без специальных психолого-педагогических воздействий процесс становления представлений идет замедленно, стихийно.  

Одним из наиболее важных аспектов профессионализации является развитие профессионально важных качеств (ПВК). Это совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии.

Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени  выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Стадии формирования ПВК у студентов

  1.  Первая стадия характеризуется процессом понятийного усвоения профессионально значимых качеств, знаний. Позитивный процесс первой стадии сопряжен с развитием мотивов учения.
  2.  Вторая стадия это активное усвоение знаний, формирование профессионально значимых качеств, профессиональных умений. Удовлетворительная динамика их развития в свою очередь активно развивает мотивы учения до третьего уровня.
  3.  Третья стадия это развитие профессионально значимых качеств.

1-3 курс. Формируются представления о ПВК, к концу периода они становятся более адекватными. Постепенно снижается напряженность, самоконтроль, повышается стрессоустойчивость, степень собственной ответственности за  достижения, творческий потенциал, формируется более адекватный образ «Я».

4 курс. «Экзистенциальный кризис» - смена идентификации, неустойчивость ролевого диапазона, переосмысление ценностей.

5 курс.   В образе «Я» и представлениях о будущей профессии происходит переориентация с личностных представлений на деятельностные. «Моральная» подготовка к будущей профессиональной деятельности, рост тревожности, напряженности.

Таким образом, студенты третьего курса оказываются наиболее адаптированными к включению в реальные профессиональные роли. Стихийно формирование профессионально-важных качеств к окончанию обучения в вузе не происходит. У студентов 5 курса уровень готовности к скорейшей адаптации на рабочем месте является недостаточным, что приводит к трудностям процесса профадаптации и может приводить к конфликтности в производственных отношениях. Социально-психологическая обстановка в трудовых коллективах структурно отличается от ожиданий выпускников.

2.4. Формы учебных занятий, используемых при подготовке психологов.

Учебная деятельность студента осуществляется в следующих видах: слушание и запись лекций, подготовка и участи в семинарских и практических занятиях, тренингах, выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа с книгами и конспектами, консультации, написание контрольных и курсовых работ, сдача зачетов и экзаменов, педагогическая и производственная практики. Познакомимся подробнее с основными из них.

Лекция

Одним из основных методов передачи знаний от преподавателя к студентам является лекция. Некоторые студенты сомневаются, нужно ли ходить на лекции или лучше ограничиться только тем материалом, который есть в учебнике, следует ли их конспектировать.

Учебник никогда не сможет заменить лекцию, также как лекция не повторяет материал учебника. В учебниках изложен наиболее общий, устоявшийся, фундаментальный материал учебной программы, в то время как в лекции сообщаются более оперативные, современные сведения. Лекция – это не пересказ учебника, а скорее путеводитель по тому материалу, который должен изучить студент. Лектор излагает не весь материал, предусмотренный программой, а только узловые темы, наиболее острые проблемы. На лекциях обязательно ставятся вопросы, требующие решения не только в ходе самой лекции, но и в процессе самостоятельной работы студента с литературой. Лекция ориентирует студента в имеющейся по обсуждаемым вопросам литературе.

Кроме того, на лекциях есть возможность задавать вопросы, уточнять непонятные моменты и т.п. Само возникновение вопроса на лекции свидетельствует о самостоятельном мышлении, об активном, творческом отношении к учебному процессу.

Опыт показывает, что конспект лекции нужно писать обязательно. Во-первых, он помогает организовать познавательную деятельность, научиться одновременно делать несколько дел: слушать, размышлять, писать. Во-вторых, в процессе записи лекции информация поступает сразу по нескольким каналам: студент слушает, смотрит, записывает, эмоционально реагирует на живой рассказ, что способствует лучшему запоминанию.

Скорость чтения лекции составляет примерно 120 слов в минуту, а скорость записи – 30-40 слов в минуту (у иностранных студентов 15-20). Поэтому естественно, что бесполезно пытаться записывать лекцию дословно. Это нужно делать в переработанном, обобщенном виде. Нужно записывать только суть лекции, ее структуру, ход рассуждения и выводы. Запись лекции представляет собой своего рода «редактирование» речи преподавателя, освобождение ее от лишних слов, лирических отступления, замену пространных выражений более лаконичными и т.п.

У каждого вырабатывается свой способ ведения записей. Но существуют некоторые наиболее употребительные и целесообразные способы ведения конспектов.

  1.  запись лекции в виде тезисов. Основное внимание нужно уделять последовательности вопросов, выделению главного. Студент старается каждое тезисное положение записать почти дословно, пропуская обоснования, доказательства, примеры и т.п. Опираясь на этот план, студент сможет вспомнить весь материал.
  2.  Запись в более развернутом (обобщенном) виде. В этом случае записывают не только основные положения, но и приводимые доказательства, примеры. Но запись ведется не дословно, а в обобщенном виде.
  3.  Более сложный способ записи лекции – фиксация основных излагаемых положений и собственных мыслей, вопросов. Этот способ наиболее продуктивен, но доступен не всем.

Слабо подготовленные студенты стараются записывать по ходу лекции все, что успеют, не делая попыток качественного отбора материала. Такой конспект содержит минимум полезной информации, не имеет четкой структуры. Но все же это лучше, чем полное отсутствие собственного конспекта.

Некоторые студенты, помня школьные требования красиво оформлять тетради, пытаются делать то же самое и с конспектами лекций, тратя время на подчеркивания под линейку, выделение разными цветами, затирание ошибок штрихом и т.п. Конечно, красиво оформленный конспект лучше воспринимается, но не стоит этого делать в ущерб объему зафиксированной информации. Лучше оставлять большие поля или писать только на одной стороне листа с тем, чтобы дома сделать необходимые выделения, дополнить конспект новым материалом, собранным из учебников и другой литературы.

Для более эффективной записи лекций необходимо выработать рациональную систему сокращений. Например, принятыми сокращениями общеупотребительных слов являются и т.д., т.п., пр., т.к.- так как, т.е. – то есть, т.о. – таким образом, т.н. – так называемый, м.б. – может быть, к-л – какой-либо и другие. Можно записывать начало и конец слова (нт-ть – деятельность), только согласные буквы (тмпт – темперамент). Часто используются аббревиатуры терминов, состоящих из нескольких слов. Обычно первый раз они записываются полностью и в скобках указывается сокращенный вариант, а далее используется уже только сокращенный вариант, например – высшие психические функции (ВПФ). Целесообразно заимствовать сокращения из иностранных языков (min – минимум), пользоваться математическими знаками (больше, меньше), можно придумывать свои символы.

Семинарские и практические занятия

Основная цель практических и семинарских занятий – дать студентам навыки самостоятельной работы, познакомить их с методикой научного исследования, показать способы применения знаний на практике.

Стандартных правил проведения семинарских занятий не существует. Чаще всего проводятся семинары – дискуссии, которые посвящаются обсуждению теоретических и практических вопросов. Они проводятся либо в форме докладов и сообщений студентов с последующим их обсуждением, либо в форме общей беседы, ответов на вопросы преподавателя и студентов. Вторая распространенная форма – семинары – практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, знакомятся с методиками психологических исследований и т.п.

В ходе семинарских занятий и подготовки к ним у студентов воспитываются элементарные навыки научно-исследовательской работы, умение готовить доклады и сообщения и выступать с ними перед аудиторией, способность работать одновременно с несколькими литературными источниками, критически осмысливать материал, обобщать его, вырабатывать свою точку зрения.

Подготовка к семинару тесно связана с другими формами учебы и складывается из следующих этапов: прослушивание лекции по теме семинара, ознакомление с планом семинара и подбор литературы, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы, составление текста (тезисов, плана) доклада (сообщения), непосредственное активное участие в семинаре.

Каждое выступление на семинаре – это своеобразный отчет студента о том, как и над чем он работал, как он умеет излагать те знания, которые получил на лекции или при самостоятельном изучении литературы. Поэтому, готовясь к выступлению, необходимо продумывать не только содержание, но и форму изложения. Следует избегать непонятных выражений или выяснять их значение по словарям и справочникам. Нужно продумывать, какие могут возникнуть вопросы у слушателей, и готовить ответы на эти вопросы.

При подготовке психологов также используется такая специфическая форма учебных занятий, как тренинги. Они напоминают метод деловой игры.  На тренингах студенты не только обучаются практическому применению теории, но и самой теории. В тренинге моделируются ситуации, иллюстрирующие теоретические положения. На тренингах студенты отрабатывают навыки использования различных психологических техник, на себе и своей группе изучают влияние этих техник, действие внутриличностных и межличностных психологических механизмов, явления групповой динамики, занимаются самопознанием и саморазвитием. Поскольку личность психолога является основным инструментом его деятельности, эта форма занятий очень важна для будущих психологов.

Лабораторные работы

Основное предназначение лабораторных занятий – обучение исследовательскому подходу к изучению психологии. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литературе, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом и поэтому лучше усваиваются. Кроме того, студент учится планировать, проводить психологическое исследование, грамотно описывать и интерпретировать его результаты. Часто во время лабораторных работ студенты опробуют психологические тесты на себе и друг на друге, и таким образом занимаются еще и самопознанием.

Консультации

На консультациях преподаватели непосредственно помогают студентам в решении трудных вопросов. На консультацию следует приходить после самостоятельного изучения темы, чтобы выяснить то, в чем не удалось разобраться самостоятельно. Когда студент уже приступил к выполнению задания, у него формулируются более конкретные вопросы, появляется своя точка зрения. В таком случае консультация принесет гораздо больше пользы, чем в том случае, когда студент приходит неподготовленным.

Зачеты и экзамены

Большинство студентов готовятся к зачетам и экзаменам непосредственно перед сессией или во время ее, а вся предшествующая работа оказывается как бы не имеющей прямого отношения к этой подготовке. Это происходит потому, что студенту бывает трудно связать воедино экзаменационные вопросы с вопросами, которые он изучает по литературе. Чтобы преодолеть эту трудность, полезно иметь список экзаменационных вопросов заранее, вначале семестра. И эти вопросы должны служить ориентиром при самостоятельной работе. Тогда работа в течение семестра становится подготовкой к экзамену, а экзамен – формой проверки качества не недельного штудирования, а всего процесса учебной деятельности.

2.5. Самоорганизация учебной деятельности.

В вузах обычно на аудиторные занятия отводится только 1/3 времени, положенного на освоение той или иной дисциплины и всей программы в целом. Так, по учебному плану направления «Психология» на освоение всех дисциплин за все время обучения (4 года) отводится 8150 часов, из них на самостоятельную работу студентов – 3431, на лекции – 2174, на практические занятия – 2545. Это значит, что при обучении в вузе большая часть успеха зависит от правильной организации студентом своей самостоятельной работы в межсессионный период. Разорванное во времени и пространстве изучение отдельных вопросов и достижение каких-то частных и, порой, довольно формальных, целей (например, вовремя сдать самостоятельную работу) не позволяет усвоить все содержание науки как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Отрывочные знания, даже если они довольно прочные, не могут служить научным ориентиром в практической деятельности. Важно соблюдать комплексный подход к усвоению науки, тогда и частные учебные задачи будут решаться с меньшими усилиями и более грамотно.

Всю систему самостоятельной работы студента можно условно разложить на составляющие ее структурные элементы: чтение конспекта лекции, изучение и конспектирование учебной и научной литературы, выполнение контрольных и самостоятельных работ, подготовка к зачетам и экзаменам.

Чтение конспекта лекции нужно для того, чтобы, во-первых, освежить ее содержание в памяти, во-вторых, дополнить конспект материалами из других источников, своими мыслями и примерами из жизни. В лекциях многие вопросы только намечаются, подробнее же в них нужно разбираться самостоятельно, читая литературу.

Чтение учебника. В учебнике отобраны в соответствии с учебной программой основные категории науки, наиболее известные подходы к той или иной проблеме, он очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство. Содержание учебника необходимо изучить, но читать следует не все подряд, а ориентироваться на план изучения темы, данный преподавателем, искать ответы на определенные вопросы. Многие студенты считают эту форму самостоятельной работы единственно нужной, что является заблуждением. Для студента, специализирующегося в какой-то области, чтения учебника по данной дисциплине совершенно недостаточно. Учебник углубляет и уточняет знания, полученные на лекции, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомендованной научной литературе.

Чтение рекомендованной литературы обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент будущей профессиональной деятельности. Эффективность обучения студента, качество его знаний, общеобразовательный и культурный уровень в значительной степени определяются умением работать с книгой.

Психологические книги могут иметь разного адресата и в зависимости от этого бывают разных жанров.

Первый тип публикаций – это научные книги, предназначенные для коллег – профессиональных психологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение научных данных по какой-либо научной проблеме. Студенты и широкие круги читателей непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии. Тем не менее, порой психологи пишут книги с расчетом на интерес и понимание как профессионалов – психологов, так и на специалистов из других областей.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они также пишутся научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания.

Третий тип публикаций – это научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, пишутся научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются или заменяются более простыми понятиями. Задача автора такой книги – популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя.

Порой можно встретить книги, в которых сочетаются эти три типа жанров. Системно и ясно написанные научные труды могут использоваться в качестве учебников, а также могут быть полезны для широкого круга читателей. Научно-популярные книги, несмотря на легкость литературного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, иногда также могут представлять научную ценность.

В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография – книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.

Студент должен выработать определенную культуру чтения. В это понятие входит умение разбираться в прочитанном, находить главное, уметь пользоваться необходимой справочной литературой, подбирать книги по нужной теме в зависимости от цели и задач.

Предполагается, что студент должен читать основную учебную литературу со скоростью 8-12 страниц в час, а дополнительную – 30-40 страниц в час.

Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения студент сопоставляет различные точки зрения, проявляет самостоятельность в оценке разных положений. Он совершенствует свое умение подбирать достаточно веские, серьезные и научно обоснованные аргументы, правильно и логично мыслить. Важно расшифровывать все непонятные слова и выражения. Для этого можно использовать словари, справочники. В книгах встречаются также специфические выражения, заимствованные из исторической, художественной литературы, народного творчества. Поэтому важно знание основных общегуманитарных дисциплин. Необходимо рассматривать, расшифровывать все рисунки, таблицы, схемы, встречающиеся в книге, так как в них обычно представляется самая содержательная часть материала.

Выделяют несколько наиболее общих приемов работы с книгой.

Предварительное знакомство с книгой. Мы всегда читаем книгу с определенной целью. В учебной деятельности это может быть тщательное ее изучение, использование материала для расширение знаний, полученных из других источников, поиск материала, подтверждающего или опровергающего какую-то концепцию и т.п. Для того чтобы определить, подходит ли нам в данном случае та или иная книга, нужно предварительно с ней ознакомиться. Нужно определить ее тематику, кем и когда она написана, ее характер (учебник, монография, сборник статей и т.п.), для какой категории читателей она предназначается. Всю эту информацию можно получить, изучив титульные листы и аннотацию. Полезно ознакомиться с предисловием или введением, в которых обычно излагается целевое назначение книги и дается ее краткая характеристика. Если изучив все это, вы решили, что книга подходит для ваших целей, можно приступать к ее чтению и анализу текста.

Анализ текста. Читать нужно, осмысливая каждую фразу, стараясь сразу вникнуть в суть каждого положения, следить за мыслью автора, за ходом рассуждений, возвращаться к прочитанному в трудных для понимания местах. Первоначальная установка должна быть на осмысление, а уж затем на запоминание материала. Постоянно нужно «примерять» изучаемый материал к жизни, своей специальности. По мере чтения полезно составлять для себя вопросы и искать в тексте на них ответы. Неплохо записывать то и другое. Важно составлять резюме прочитанного. Это резюме должно охватывать все основные положения и идеи, которые вас интересуют. Если книга или статья принадлежит вам, можно делать пометки в тексте, оставлять закладки с надписями. При чтении и составлении резюме прочитанного не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно стоит обдумывать найденную информацию, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Делая выписки из читаемых книг, важно следить за их оформлением с тем, чтобы в дальнейшем ими было легко пользоваться. Лучше писать на одной стороне листа, оставляя большие поля. Обязательно помечать источник с номером страницы.

Конспектирование книги. Самый легкий путь составления конспекта – выписать последовательно из каждого абзаца основную мысль. Но это не всегда рационально. Лучше прочитать весь раздел целиком, уяснить его содержание и после этого набросать план прочитанного. По такому плану уже нетрудно будет определить объем и содержание записи. Обычно конспект, составленный по плану, бывает меньше по объему и полнее по содержанию, в нем нет повторений, лишних деталей. Кроме того, такой метод способствует более глубокому осмыслению и более прочному запоминанию материала.

При конспектировании у студентов часто возникает вопрос, как записывать – своими словами или формулировками автора? Опыт показывает, что это не имеет принципиального значения, главное, чтобы то, что записано, было предварительно обдумано, понято автором.

При работе с несколькими источниками наиболее целесообразно работать следующим образом. Если из нескольких источников один, например учебник, является ведущим, то его берут в основу конспектирования, а материалами из других источников дополняют основную запись. Если же источники примерно равнозначны, следует прочитать каждый из них, сделать пометки, выписки, составить план конспекта и только после этого приступать к составлению конспекта.

Полезно также при составлении конспекта проставлять номера страниц источника, чтобы можно было на них позже ссылаться в своих работах.

Кроме конспекта используются и другие формы записи содержания книги. Можно составлять при чтении подробный план книги, писать на основе прочитанного тезисы, т.е. кратко формулировать основные мысли или положения книги. Можно также вести запись в форме цитат или кратких выписок. Очень удобно вести картотеку прочитанных книг.

Поиск литературных источников

Каждый студент должен научиться подбирать нужную литературу. Обычно в учебниках, учебных и методических пособиях приводятся списки рекомендуемой литературы по темам. Студент может опираться на эти списки при поиске книг для подготовки докладов, написания рефератов, курсовых работ и т.п.

Нужно также уметь пользоваться библиотечными каталогами. Для подбора книг по определенной теме служат систематические или предметные каталоги. В предметных каталогах карточки располагаются в алфавитном порядке в соответствии с содержанием книг. В систематических каталогах карточки располагаются по отраслям знаний. Нужно найти соответствующий раздел, например, «Психология» и в нем нужный подраздел, например, «Психология познавательных процессов», просмотреть карточки, находящиеся в этом подразделе, попытаться определить по названию и краткой аннотации, какие книги вам подходят, а какие нет.

Читая одни книги, по интересующей вас теме, следует обращать внимание на цитируемые там источники, библиографические ссылки, списки литературы и отбирать из них подходящие вам источники.

В научных библиотеках есть также картотеки журнальных и газетных статей, авторефератов диссертаций.

Специально для помощи в поиске литературы публикуются библиографические издания, бюллетени, которые содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний того, что издано по определенным отраслям науки.

Можно также обратиться за помощью в библиографический отдел библиотеки, где по указанной вами теме подберут список литературы.

Хранить информацию о литературных источниках полезно в виде картотеки. Это позволяет легко рассортировывать карточки в зависимости от решаемых задач, составлять список литературы по разным темам. На карточках указываются все выходные данные книги и краткая аннотация. Выписки из прочитанных источников также следует хорошо систематизировать, желательно в соответствии с вашей картотекой.

Хотя при правильно организованной самостоятельной работе любые формы контроля скорей всего не застанут студента врасплох, все же полезно ознакомиться заранее с планом учебного процесса на семестр и на год, чтобы более рационально распределять свое время. Обычно на первой лекции или семинаре по каждому предмету обсуждаются и организационные вопросы. Преподаватель сообщает о том, сколько будет длиться данный курс, в каких формах будут проводиться занятия, какие будут использоваться формы текущего и итогового контроля, какие требования предъявляются к студентам и т.п. Всю информацию такого рода стоит записывать и потом ориентироваться на нее при планировании своей самостоятельной работы. При распределении времени нужно учитывать и то, что, помимо заданий по изучаемым дисциплинам, каждый год студент пишет курсовую работу по одной из дисциплин по выбору.

Помимо обязательной самостоятельной работы учебными планами предусмотрена дополнительная самостоятельная работа, которая проводится, исходя из личных интересов и склонностей студентов. К этому виду относятся учебная исследовательская деятельность студентов, выполнение лабораторных и практических работ, участие в экспериментах и т.п. по особым программам.

2.6. Групповое и индивидуальное обучение.

Все обсуждавшиеся в предыдущем разделе формы учебных занятий можно разделить на индивидуальные и групповые. К групповым занятиям относятся семинарские и практические занятия, тренинги, некоторые лабораторные работы. Лекции, работа с литературой, индивидуальные консультации, научно-исследовательская работа являются индивидуальными формами. При индивидуальных формах занятий происходит взаимодействие студента только с преподавателем. Здесь многое зависит от активности и организованности студента.

В групповых формах работы эффективность определяется активностью всех студентов группы. Групповые занятия воспринимаются студентами как наиболее продуктивные. В хорошо организованной дискуссии во время занятий от студентов обязательно требуется высказывание плодов собственных размышлений, а не формальный отчет о прочитанном. Обсуждение вопросов группой расширяет кругозор студентов, т.к. они слышат новую информацию, другие точки зрения и т.п. Студенты учатся последовательно, логично излагать свои мысли. В дискуссию часто включаются и неактивные студенты, она побуждает их возразить кому-то или поддержать близкое ему суждение или, если он не готов к семинару, вызывает интерес к вопросам, которые так бурно обсуждают товарищи, желание почитать об этом.

В групповых формах работы сильней проявляется соревновательский дух. Возникает чувство ответственности не только за себя, но и за всю группу. Студенты стремятся лучше подготовиться к занятиям. Они также перенимают друг у друга наиболее эффективные способы подготовки к занятиям, узнают о ранее неизвестных им источниках.

Некоторые студенты предпочитают и к зачетам и экзаменам готовиться группой. Они обсуждают каждый вопрос, проверяя друг друга, корректируя, дополняя. Рекомендуется даже специально подбирать себе «нтернет-партнера», с которым можно самостоятельно готовиться к занятиям и экзаменам.

2.7. Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов.

В ходе обучения в вузе будущий психолог должен получить не только знания, но и практические навыки. Общаясь с преподавателями, студент легче всего овладевает навыками преподавания психологии, работая над курсовыми работами под руководством научного руководителя, он приобретает некоторые навыки проведения научных исследований. На производственной практике осваиваются приемы работы практического психолога. Но имеется явный перевес первого вида работы по сравнению с двумя другими. Будущему профессионалу важно видеть работу разных специалистов и в области науки, и в области практики. Важно еще в период обучения включаться в жизнь профессионального сообщества, быть в курсе наиболее важных событий, тенденций, проблем. Это поможет студенту определиться, в какой сфере психологических услуг он хотел бы работать, на кого из известных специалистов он хотел бы ориентироваться, какому стилю практической работы следовать и т.п. Участие в жизни профессионального сообщества со студенческих лет значительно облегчает переход от обучения к работе и делает сам процесс обучения более целенаправленным.

Каким образом студент может участвовать в жизни профессионального сообщества? Во-первых, он может следить за событиями, читая психологические периодические издания. Во-вторых, может участвовать в научных и научно-практических конференциях. Причем он может участвовать не только в роли слушателя, но и в роли докладчика на специальных конференциях молодых ученых. В-третьих, помимо ограниченной по времени производственной практики, студенты могут начинать работать по специальности в качестве помощников опытных профессионалов. Познакомиться с психологическими исследованиями других психологов можно и выступая в них в качестве испытуемых. Для практических психологов также очень важен личный клиентский опыт. Во-первых, будущему психологу важно хорошо ориентироваться в собственном внутреннем мире, разрешить какие-то острые внутриличностные конфликты, с тем чтобы они не мешали его работе с клиентами. Считается, что человек, не верящий в то, что психология может быть полезна для него лично, вряд ли сможет оказывать эффективную помощь другим. Во-вторых, такой опыт позволит прочувствовать на себе, как работают психологические техники, познакомиться с процессом оказания психологической помощи изнутри. 

3.2. Специфика профессионального психологического образования в России.

Рассмотрим подробнее систему психологического образования в нашей стране. Долгое время психологическое образование осуществлялось в рамках философских факультетов. В 1966 г. были открыты два первых в Советском Союзе факультета психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем открылся факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 г. в России уже было три факультета и несколько отделений психологии. 11 факультетов было также в республиках СССР. С начала 90-х гг. в связи с резко возросшей потребностью в специалистах психологах повсеместно стали открываться краткосрочные годичные курсы. На этих курсах осуществлялась переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, для работы психологом. Во многих вузах стали открываться психологические факультеты. Особенно этот процесс ускорился с 1993 г. В 1997 г. в России было уже 90 факультетов.

В настоящее время в России существует два основных направления подготовки профессиональных психологов: в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования. В обоих случаях студенты обучаются по специальности 020400 или направлению 521000 – «Психология». Однако, в первом случае им присваивается квалификация «Психолог», во втором – «Педагог-психолог». С 1998 г. введена новая отдельная специальность 022700 - «Клиническая психология»

В первом случае после общего психологического образования на младших курсах в дальнейшем могут специализироваться в одной из следующих сфер психологии:

  1.  общая психология
  2.  психология личности
  3.  социальная психология
  4.  политическая психология
  5.  психология менеджмента
  6.  организационная психология
  7.  юридическая психология
  8.  психология труда и организационная психология
  9.  клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью)
  10.  психофизиология
  11.  специальная психология
  12.  психология развития и возрастная психология
  13.  педагогическая психология
  14.  психологическое консультирование
  15.  психология социальной работы
  16.  спортивная психология

В рамках каждой из специализаций организуется предметная профессиональная подготовка.

Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста, которая соответствует третьему уровню профессионального образования. С 1990 г. начала вводится двухступенчатая система. После четырехлетнего обучения присваивается степень бакалавра. Степень бакалавра относится ко второму уровню высшего профессионального образования. Бакалавр может поступать в магистратуру и после еще 2 лет обучения и защиты магистерской диссертации присваивается степень магистра. Эта система образования не получила достаточного признания в области подготовки психологов и многие вузы возвращаются к непрерывной пятилетней системе. Очень небольшое число вузов проводит подготовку магистров.

Для поступления в вуз по специальности «психология» абитуриенты чаще всего сдают следующие экзамены: русский язык и литература –обязательно во всех вузах (обычно сочинение), математика (письменно), биология (устно или письменно) или история (устно или письменно). Вопрос о выборе этих или других экзаменов решается учебным заведением.

Форма получения образования может быть очной, очно-заочной (вечерней), заочной, также допускается форма самообразования или экстерната. До недавнего времени психологическое образование допускалось только в очной форме. Сейчас некоторые вузы (имеющие для этого специальную методическую базу) имеют право проводить обучение психологов по заочной форме. Лицам, не завершившим обучение по основной образовательной программе, но успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения) выдается диплом о неполном высшем профессиональном образовании.

За время обучения студент на младших курсах преимущественно изучает общие гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины.

На старших курсах основное время отводится на изучение общепрофессиональных дисциплин. На четвертом курсе бакалавриата и в магистратуре изучаются дисциплины специализации. Также студенты занимаются научными исследованиями: выполняют курсовые работы, участвуют в работе научных кружков, в конференциях молодых ученых и т.п. Практическая подготовка студентов осуществляется в основном во время различного рода практик. По окончании вуза студент обязан сдать государственные экзамены и защитить выпускную квалификационную работу (диплом или  магистерскую диссертацию).

  1.  Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов.

Мы уже говорили о том, что в вузе студент приобретает не только знания, но и профессиональные умения и навыки. Для закрепления этих умений и навыков, расширения их арсенала полезно уже во время обучения заниматься практической работой. Самый простой способ – участие в научных кружках, помощь преподавателям и аспирантам в выполнении какой-то конкретной работы. Студентов старших курсов уже охотно приглашают на работу (временную или постоянную) некоторые организации, частнопрактикующие психологи ищут среди них себе помощников.

Получая базовое психологическое образование, студент приобретает  соответственно и базовые, самые общие знания и навыки. Как известно, психология очень разветвленная наука и сфера практической деятельности, и понятно, что за 4-6 лет невозможно изучить все, что наработано в разных отраслях психологии, познакомиться со всеми направлениями. Даже в рамках специализации, которая проводится на старших курсах, существует множество разных направлений. Базовое образование действительно закладывает базу для дальнейшего профессионального становления и дает некоторые ориентиры. Дальше выпускнику предстоит выбирать, в какой отрасли психологии он будет работать, каких теоретических концепций придерживаться. Например, приобрести специальность психоаналитика сейчас можно, только получив второе высшее образование. Некоторые другие «узкие специализации» можно освоить, пройдя специальную программу специализации. Такие программы могут быть рассчитаны на разный срок от нескольких месяцев до 2-3 лет. Можно посещать обучающие семинары по интересующей вас специальности и во время обучения в университете.

Дипломированные специалисты или магистры могут продолжить обучение в аспирантуре либо сразу после окончания вуза, либо после приобретения некоторого опыта работы по специальности. Аспирантура по разным специальностям существует во многих университетах. При поступлении в аспирантуру по одной из психологических специальностей обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре – 3 года при очной форме и 4 – при заочной. За время обучения в аспирантуре изучаются философия, иностранный язык, некоторые специальные дисциплины, сдаются кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Основная задача – проведение под руководством научного руководителя психологического исследования и изложение его сути в диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Диссертация защищается в диссертационном совете, после чего автору присваивается искомая ученая степень. Подготовка диссертации возможна и в виде соискательства. Соискатель не сдает вступительных экзаменов в аспирантуру, не посещает занятия, он готовится к кандидатским экзаменам самостоятельно и занимается научным исследованием. Для сдачи экзаменов и подготовки диссертации он прикрепляется к учебному или научному заведению на срок не более 3 лет.

Высшей профессиональной психологической квалификацией в России является ученая степень доктора психологических наук. Для написания докторской диссертации можно поступать в докторантуру. Подготовка докторантов проводится в очной форме. Срок ее не превышает трех лет. Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. Соискатель может также самостоятельно подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора наук по соответствующей специальности.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует система ученых званий. Психологам, работающим в научных и высших учебных заведениях могут быть присвоены звания доцента и профессора.

В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 3 квалификационные категории (вторая, первая и высшая), которые присваиваются экспертными комиссиями в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Существует два основных типа таких программ. Во-первых, это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3 – 3.5 года очно-заочного обучения. За этот период студенты изучают все предметы, предусмотренные учебным планом, за исключением тех, которые они уже изучили при получении первого образования.

Существуют также более короткие программы профессиональной переподготовки (1-2 года), во время которых студенты изучают те профессиональные дисциплины, которые необходимы им для работы по избранной специальности.

Важным фактором повышения профессиональной квалификации практических психологов является супервизия. Она представляет собой практическую работу под контролем более опытного специалиста. Иногда этот специалист непосредственно наблюдает за работой, иногда просто обсуждает случай, представляющий затруднение для психолога. Иногда работают супервизорские группы, где коллеги обсуждают друг с другом сложные для себя случаи. Это помогает психологам справиться с затруднениями, избежать субъективности в своей работе, взглянуть на случай по-другому.

Еще один путь повышения квалификации это участие в разного рода семинарах и конференциях, где психологи узнают о том, над чем работают их коллеги, каких успехов они достигли, с какими трудностями сталкиваются; обмениваются опытом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77304. ACTIVITY THEORY IN PRACTICE OF DESIGN AND DEVELOPMENT OF HUMAN-COMPUTER INTERFACES 431 KB
  The paper is devoted to the design and development of “mass” and “professional” interfaces. The approach based on Activity Theory is considered. The example of the system with the interface based on Activity Theory approach is described.
77305. Анализ подходов к отладке параллельных вычислений 19 KB
  Фактически единственным способом является поочередное подсвечивание строчек создающее иллюзию выполнения программы перед глазами пользователя. Выполнение программы отождествляется с ее исходным текстом вообще говоря статическим. Попытки же напрямую исследовать динамику выявляют огромную сложность рассмотрения реальной программы и в основном ограничиваются небольшими фрагментами кода. Кроме того выполнение программы как последовательность операторов довольно плохо поддается визуализации.
77307. ФЕНОМЕН «ПРИСУТСТВИЯ» В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 32.5 KB
  В статье рассматриваются вопросы применения технологии виртуальной реальности в образовании. Приводится определяющее термин виртуальная реальность понятие «присутствия» и показывается его влияние на интеллектуальную деятельность, что представляет большое значение для образовательного процесса с использованием сред виртуальной реальности.
77308. Psychological Aspects of Virtual Environment Use 33.5 KB
  Phenomen of presence nd immersion in to virtul environments re subject of psychology studies t the sme time they re extremely importnt from positions of computer visuliztion. Keywords: Presence virtul relity visuliztion. INTRODUCTION The presence phenomenon ws described s perceptionl illusion of immedicy or otherwise ldquo;sense of being thererdquo; ignoring the computer s intermediry between person nd the world it intercts with. The sme wy one cn describe involvement phenomenon tht s well s immersion is defined s component of...
77309. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗРАБОТКЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ 33 KB
  Схема функционирования разрабатываемых в последние годы систем отладки примерно следующая в ходе вычислений собираются данные о работе процессов которые являются входными при построении того или иного вида отображения например графов вызовов или графов потоков данных. Однако все эти приемы скорее носят характер паллиативов изза возникающих проблем с реализацией как самого процесса вывода данных так и с интерфейсом удобным для программиста. В этой связи можно рассмотреть методику и среду распределенного и параллельного...
77310. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СРЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 29.5 KB
  В этой связи можно рассмотреть историю развития средств интерактивной машинной графики предназначенных для обеспечения интерпретации данных и отметить увеличение ldquo;плотностиrdquo; при передаче информации от порядка тысячи элементарных векторов на экране до генерации в реальном времени практически полноценных фотореалистичных фильмов. Это состояние характеризуется как ощущение пребывания в ldquo;другом миреrdquo; в отличие от обычного для компьютерной графики...
77311. Психологические феномены виртуальной реальности 29 KB
  Ниже даются определения основных состояний переживаемых в виртуальной реальности показана их связь и взаимодействие что представляется важным как для дальнейших исследований так и для разработки систем компьютерной визуализации использующих среды виртуальной реальности. Среды виртуальной реальности являются развитием симуляторов и тренажеров созданных еще в 60ые и 70ые годы XX столетия для летчиков и космонавтов. Одновременно с феноменом присутствия описывается феномен погружения как явление когда органы чувств пользователя...
77312. MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF VISUALIZATION TOOLS FOR PARALLEL COMPUTING SOFTWARE 25 KB
  Urosov s fr s one cn see it is nturlly to use visuliztion tools both for needs of prllel progrmming nd presenttion of redymde prllel softwre. In the mid 90s of the 20th century mny systems for softwre visuliztion of prllel computing hve been developed. Judging by our observtions lst yers the intensity of development in the field of Softwre Visuliztion declined considerbly.