73789

Социальный заказ на профессию психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человекчеловек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.

Русский

2014-12-20

17.72 KB

3 чел.

№ 2 Социальный заказ на профессию психолога

Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека.

В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии.

Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.

Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности.

Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых  представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

Все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76667. Функциональные особенности организма детей раннего и первого детства и их учет при организации двигательной активности 45.53 KB
  Определение содержания занятий с физического, умственного, нравственного, естетичного и трудового воспитания детей, конкретных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на разных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо в них воспитывать;
76668. Главные схемы ТЭЦ 43.62 KB
  Таким образом первой особенностью главной схемы ТЭЦ является наличие во многих случаях сборных шин генераторного напряжения к которым присоединяются генераторы ТЭЦ и кабельные линии 6 10 кВ питающие местный район электрической нагрузки.
76669. Станочный парк турбиностроительного предприятия 579.5 KB
  Производство турбин как область технологии машиностроения весьма специфична. Технология турбостроения, обладая признаками отраслевой технологической дисциплины, существенно отличается от технологии общего машиностроения и технологии изготовления тяжелых машин иного назначения.
76670. Выходные дни 32.61 KB
  Одним из главных способов достижения реализации является труд как неоплачиваемый так и оплачиваемый. Выбрав тему реферата Выходные дни мы более подробно познакомимся с особенностями и правилами регулирования отдыха работников.
76671. Уголовная ответственность за экологические преступления 74 KB
  Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов...
76672. Соціально-політичне і економічне становище українських земель у XIV – першій половині XVII століття 47 KB
  Невтомною працею селян підвищувалась урожайність землі її продуктивність. У них пан примушував навколишніх селян молоти зерно беручи за помел побори. Працею сотень селян у яких пан забирав землю в фільварках будували млини комори хліви спиртогорілчані підприємства заводи пивоварні...
76673. Б. А. ТАРАШКЕВІЧ – АЎТАР ПЕРШАЙ “БЕЛАРУСКАЙ ГРАМАТЫКІ” 93 KB
  Мова – гэта не толькі сродак зносін людзей, але і важнейшы элемент нацыянальнай культуры кожнага народа. Гэта і выклікае цікавасць носьбітаў мовы да самой мовы, да яе гісторыі, да вытокаў яе фарміравання і гістарычных умоў функцыянавання...
76674. Тождество исков 48.21 KB
  Внешнее тождество исков подразумевает под собой сравнение двух и более исков на предмет того чтобы не допустить рассмотрение одного и того же иска повторно. Вопрос о тождественности исков в литературе обычно рассматривают в контексте вопроса об элементах иска так как именно...
76675. Гломерулонефриты. ХПН. Стоматологический статус. Тактика стоматолога 76 KB
  Диспепсические нарушения проявляются потерей аппетита отвращением к еде жаждой сухостью в полости рта тошнотой рвотой. Изменения слизистой оболочки полости рта являются следствием вторичных нарушений обменного характера нередко изменения обусловлены явлениями диспепсии.