73789

Социальный заказ на профессию психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человекчеловек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.

Русский

2014-12-20

17.72 KB

1 чел.

№ 2 Социальный заказ на профессию психолога

Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека.

В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии.

Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.

Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности.

Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых  представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

Все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43815. Деловая коммуникация как феномен культуры на примере института «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ» 607 KB
  Коммуникация в процессе общения предусматривает, что студент в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается.
43816. Разработка рыночной стратегии ООО «Империя» на мебельном рынке г. Барнаула 620.59 KB
  Стратегическое планирование – это система «разумной бюрократии», позволяющая определить и связать воедино ключевые направления деятельности предприятия, разбить их на отдельные задачи, распределить ответственность и контролировать выполнение.
43817. Современные молодежные субкультуры деструктивного характера как объект миссионерско-реабилитационной деятельности Русской Православной Церкви 4.14 MB
  Сравнительные социально-психологические характеристики тоталитарных секты и молодежных деструктивных групп на примере субкультур готики и эмо. Процесс образования малых групп включает в себя психологические механизмы которые делают группу группой а именно групповое давление на индивида используется в сектах групповая сплоченность характерно для готов и эмо и разного толка движений лидерство развито в сектах и готической субкультуре принятие групповых решений присуще эмо субкультуре. Для координации деятельности в группе в...
43818. Создание 3D модели технологической оснастки в программ Solid Works 9.32 MB
  Так же существуют несколько САПР систем, используемых на производстве. Наш выбор пал на Систему автоматизированного проектирования- CATIA, французской фирмы Dassault Systèmes. Данная программа является лидером на рынке в сегменте САПР систем, и используется во многих крупных компаниях, таких как: Boeing, Airbus, BMW, Mercedes, Renault
43820. Физико-химические свойства никелевых покрытий, полученных из электролитов с наноуглеродными добавками 486.37 KB
  В работе было проведено исследование влияния добавок УДАТАН и АСМ на кинетику процесса никелирования на микротвердость и износостойкость покрытия. Анализ полученных результатов показал эффективность применения наноуглеродных добавок для повышения твердости и износостойкости никелевого покрытия.
43821. Проект реконструкции участка по улице Октябрьской Советского района г.Орла 3.78 MB
  Орёл расположен в центральной части Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон. Климат умеренно - континентальный. Средняя температура января - минус 8 - 10 градусов. Ноябрь, декабрь и январь являются самыми пасмурными месяцами.
43822. Оцінка і узагальнення інформації щодо використання методів прогнозування в процесі прийняття управлінських рішень 774.66 KB
  У давнину люди приймали рішення покладаючись на інтуїтивні почуття прогнози астрологів. Для здійснення функцій регулювання економічними процесами необхідно знати майбутнє багатьох економічних явищ з тим щоб прийняти правильне рішення у теперішньому. У ході оцінки альтернатив і прийнятті рішення менеджер повинен прогнозувати можливі результати в різних обставинах. Менеджерська діяльність базується на підготовці та здійсненні необхідного управлінського рішення на основі його економічного обґрунтування і подальшій послідовній систематизації...
43823. Расчет схемы лазерной охранной системы 135.77 KB
  Но в любом случае охранное устройство на какой бы элементной базе не было построено состоит из двух модулей: приемник и передатчик. Схемное построения этих модулей могут быть различны, я в качестве темы для разработки взял схему охранной сигнализации которая обеспечивает контроль окружающего пространства с помощью лазерного луча.