73789

Социальный заказ на профессию психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человек–человек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.

Русский

2014-12-20

17.72 KB

1 чел.

№ 2 Социальный заказ на профессию психолога

Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека.

В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии.

Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.

Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности.

Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых  представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

Все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17299. Засоби захисту від спаму 155 KB
  Лекція 9. Засоби захисту від спаму Загальні відомості Спам давно вже перестав бути просто нав'язливою рекламою. Технології які використовують спамери для розсилки пошти небезпечні для корпоративних інформаційних систем. Вони використовують шкідливий мобільний код
17300. Шпигунське програмне забезпечення. Шпигунські війни: spyware і боротьба з ним 64 KB
  Лекція 10. Шпигунське програмне забезпечення Шпигунські війни: spyware і боротьба з ним По даним Earthlink програми що відносяться до категорії spyware сьогодні встановлені майже на 90 комп'ютерів підключених до Мережі є й більш вражаючі цифри. Причому мова йде не про один п...
17301. Шпигунські програми й методи захисту від них 135.5 KB
  Лекція 11. Шпигунські програми й методи захисту від них Програмне забезпечення й апаратні пристрої призначені для прихованого спостереження за діяльністю користувачів персональних комп'ютерів одержали останнім часом саме широке поширення. У світовій мережі Інтернет
17302. Технологія адаптивного управління інформаційною безпекою 632.5 KB
  Лекція 12. Технологія адаптивного управління інформаційною безпекою Рішення проблем безпеки корпоративних інформаційних систем вимагає застосування адаптивного механізму що працює в режимі реального часу і володіє високою чутливістю до змін в інформаційній інфраст...
17303. Засоби адаптивного управління інформаційною безпекою. Система виявлення уразливостей захисту 119.5 KB
  Лекція 13. Засоби адаптивного управління інформаційною безпекою. Система виявлення уразливостей захисту Основні рішення В умовах обмежених ресурсів використання засобів SAFEsuite є проблематичним ізза їх високої ціни. Основною задачею є пошук безкоштовних засобів адап...
17304. Технологія захисту інформації на базі захищених віртуальних приватних мереж 336 KB
  Лекція 15. Технологія захисту інформації на базі захищених віртуальних приватних мереж Концепція побудови захищених віртуальних приватних мереж – VPN У основі концепції побудови захищених віртуальних приватних мереж – VPN лежить достатньо проста ідея: якщо в глобальній ...
17305. Класифікація і рішення для побудови віртуальних приватних мереж VPN 216 KB
  Лекція 16. Класифікація і рішення для побудови віртуальних приватних мереж VPN Класифікація VPN Різні автори порізному проводять класифікацію VPN. Найчастіше використовуються три наступні ознаки класифікації: робочий рівень моделі OSI; конфігурація структурного ...
17306. Основи захисту периметру корпоративних мереж Засоби захисту периметру 530 KB
  Лекція 23. Основи захисту периметру корпоративних мереж Засоби захисту периметру Периметр це укріплена границя корпоративної мережі що може включати: маршрутизатори routers; брандмауери firewalls; проксісервери; proxyservers систему виявлення вторгнень IDS; ...
17307. Захист Windows Server. Механізми зміцнення безпеки Windows Server 123 KB
  Лекція 18. Захист Windows Server Механізми зміцнення безпеки Windows Server Операційна система Windows Server містить майстер настройки безпеки засіб заснований на використанні ролей що дозволяє забезпечити додаткову безпеку серверів. При використанні спільно з об'єктами групової п...