73789

Социальный заказ на профессию психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе или точнее в некоторой его части осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога практической представители профессий типа человекчеловек по типологии Е. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны его профессиональные возможности нередко преувеличиваются.

Русский

2014-12-20

17.72 KB

1 чел.

№ 2 Социальный заказ на профессию психолога

Чтобы возникла и развивалась какая-то профессия, на нее должен появиться социальный заказ. Процесс формирования психологической профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие эта профессия получила в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, России. Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — практической — представители профессий типа «человек–человек» (по типологии Е. А. Климова), прежде всего, учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.

В обществе постепенно формируется более или менее адекватное представление о том, чем занимаются психологи, чем они могут быть полезны, каким образом оказываются психологические услуги и т.д. О необходимости практических психологических знаний говорят представители многих профессий: педагоги, медики, юристы, бизнесмены, политики. Эти знания нужны им для того, чтобы помочь в решении одной из главных задач своей профессии – целенаправленном воздействии на человека.

В настоящее время в нашей стране уже накоплен определенный опыт практической психологии, появились и новые проблемы. Нельзя сказать, что в настоящее время в нашем обществе имеется адекватное представление о психологической профессии.

Для людей, непосредственно не связанных с психологией, она чаще всего выглядит очень привлекательной и кажется чрезвычайно полезной и даже необходимой. В то же время следует иметь в виду, что представления окружающих о реальных знаниях, которыми располагает психологическая наука, часто не соответствуют реальности. Они далеко не всегда интересны и привлекательны. От психологии часто ждут большего, чем она может дать. Многие данные психологии далеки от непосредственного практического применения, требуют значительной интеллектуальной работы и творческого подхода в приложении к практике. Представления окружающих о содержании работы психолога неконкретны, его профессиональные возможности нередко преувеличиваются. В обыденном сознании людей часто бытует мнение, что психолог видит человека «насквозь». Порой ожидается, что психолог найдет или поможет «найти ту кнопку», которая позволит успешно разрешить проблему.

Когда же эти завышенные требования к психологии и психологам не оправдываются, начинается разочарование. Возникает сверхкритическое отношение к процессу и результатам работы. Поэтому для успешной деятельности психологу важно различать социальный заказ на профессию и свои реальные профессиональные возможности.

Социальный запрос связан также и с качеством услуг, предоставляемых  представителями данной профессии. И здесь мода на психологию оказывает профессионалам в нашей стране «медвежью услугу». Появилось много вузов, готовящих психологов, но далеко не все из них имеют возможность делать это достаточно качественно. Еще больше существует различных краткосрочных курсов, выпускники которых также позиционируют себя как профессиональных психологов, не имея для этого достаточных оснований. Нередки также случаи, когда психологами называют себя и те, кто вообще не имеет никакого психологического образования. Любой человек, который некачественно оказывает психологические услуги, создает антирекламу профессии.

Все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.

Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:

Клиент — человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик — человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).

Пользователь — человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.

Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73313. Основные задачи развития в период первой зрелости (молодости) 269 KB
  Основные задачи развития в период первой зрелости молодости. Обзор теорий развития психики отечественных и зарубежных психологов. Главной целью работы является выделить основные задачи развития как психологического так и социального.
73314. Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка 287.5 KB
  Исследование личности подростка в возрастной психологии Возрастная психология как область психологического знания. Новообразования и особенности развития личности подростка. Чувство взрослости как центральное новообразование в структуре личности подростка...
73315. Особенности агрессивных проявлений в раннем возрасте 410.5 KB
  Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии. Типология агрессивного поведения у детей. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте.
73316. ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ (ТВ - РОЛИКОВ) ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 247 KB
  Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память.
73317. Биопленки, Методы изучения 324.5 KB
  Дальнейшее изучение механизмов формирования биопленки и ее функций открывает новые возможности для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Для того чтобы доказать присутствие именно биопленки а не других бактериальных структур используют разнообразные методические подходы направленные на обнаружение: элементов биопленочного внеклеточного матрикса...
73318. Застосування прогресивних технологій у сфері торгівлі 310 KB
  Інновації в оптовій торгівлі в основному обумовлені тенденціями розвитку оптового ринку такими як: глобалізація міжнародного бізнесу і ресурсні обмеження; висока швидкість матеріальних фінансових і інформаційних потоків; великі обсяги операцій; асортимент товарів що розширюється; складна територіально розгалужена структура філій складів і керуючих центрів; скорочення життєвих циклів товарів; прагнення роздрібну до зниження обсягів Тому в умовах модернізації економіки особливу значимість набувають прогресивні технології які повинні...
73319. Новообразования в подростковом возрасте 166 KB
  Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство
73320. Проблемы омонимии японского языка и пути её решения 136.5 KB
  Проблема омонимии при устном общении является весьма существенной для японского языка, так как омонимы – серьезное препятствие при передаче информации. Основной целью работы является рассмотрение основных проблем омонимии в японском языке и методах их решений.