73791

Профессиональный психолог как ученый – исследователь, прикладник и практик

Доклад

Психология и эзотерика

Психологи работающие в области научной психологии проводят научные исследования психических явлений закономерностей психических процессов состояний свойств. Психологи работающие в сфере научной психологии проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах в психологических лабораториях университетов и институтов в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Еще одной сферой...

Русский

2014-12-20

18.26 KB

4 чел.

№ 4 Профессиональный психолог как  ученый – исследователь, прикладник и практик.

Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.

Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Психолог-теоретик/исследователь. Занимается изучением, исследованием и выявлением закономерностей, психологических механизмов, разработкой теорий.

Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии. С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

Выделяют еще один слой в психологии – прикладная психология. Объектом ее не является собственно носитель психики. Прикладной психолог лишь транслирует из теоретической психологии знания и строит предписания, основанные на теоретических знаниях, для соорганизации чужой профессиональной деятельности. Это может быть деятельность врача, педагога, менеджера. В данном случае психология обслуживает профессию.

Исходя из этого, психолог–прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность работников. Таким образом, он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника производственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет эффективно работать). Именно поэтому психологов все чаще приглашают на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации. Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оперативные задачи.

Заметим, что в серьезных организациях обычно работает не один, а несколько психологов. Кроме того, при решении сложных проблем (связанных, например, с реорганизацией фирмы) к работе обычно подключаются как собственные психологи (внутренние консультанты), так и приглашенные (внешние консультанты). Все это позволяет сообща (вместе с достаточно опытным руководством) грамотно ставить задачи и решать их. Тем не менее остается проблема «грамотного заказчика», поскольку и у опытных руководителей встречается иногда и некоторая предубежденность, и некоторое недоверие к психологам. Поэтому реально психологу–прикладнику иногда приходится брать на себя несколько большую ответственность и самому заявлять о стратегических проблемах и целях своей работы, одновременно формируя и психологическую культуру у своих начальников — производственников и заказчиков.

Практическая психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Она ориентирована не на исследование психики, а на работу с психикой; на способы воздействия психолога на сознание и поведение другого человека. Научные знания дополняются и конкретизируются опытом практической работы. Психологи – практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. В результате формируется концепция, в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа, и, исходя из этого понимания, обосновываются способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-то концепцию (в зависимости от принадлежности к той или иной школе) и применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. В практической психологии не пригодны те методы, которые используются в академической и прикладной психологии, здесь создаются свои методы работы с психикой. Основными из них являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и т.д. Арсенал методов, методик, техник практической психологии очень велик. Некоторые из них используются только представителями какого-то одного направления, некоторые – во многих направлениях. Особенностями знаний в практической психологии являются целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опора на опыт работы специалистов. В отличие от ученых, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний.

Таким образом, виды психологических знаний довольно многообразны. Каждый из них характеризуется своими особенностями, и они взаимодополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60814. Зимние праздники 45.5 KB
  Цель урока: Формирование у учащихся более полного представления о народной праздничной культуре русского народа. Задачи: 1. Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.
60815. Музыка осени 161 KB
  Уметь: Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени осмысленно владеть способами певческой деятельности...
60816. Великий Кобзар. Д. Красицький «Тарас Шевченко». Урок з читання 98 KB
  Мета: розширити знання учнів про життя і творчість Т. Г. Шевченка; удосконалювати навички правильного, виразного, швидкого читання; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати мовлення, критичне мислення, творчі здібності дітей; сприяти національному вихованню учнів.
60817. Моя мережа: Інтернет очима дітей 6.56 MB
  Задачі проекту навчальні розвиваючі виховні Поглибити знання учнів про можливості обєднання різнотипної інформації в одному електронному документі за допомогою засобів мультимедіа. Мотивація діяльності учнів.
60819. Навчання читання на уроках англійської мови в початковій школі 236 KB
  Необхідно приділяти особливу увагу навчанню молодших школярів таких видів мовленнєвої діяльності як читання аудіювання говоріння. Читання іноземною мовою як вид мовленнєвої діяльності...