73791

Профессиональный психолог как ученый – исследователь, прикладник и практик

Доклад

Психология и эзотерика

Психологи работающие в области научной психологии проводят научные исследования психических явлений закономерностей психических процессов состояний свойств. Психологи работающие в сфере научной психологии проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах в психологических лабораториях университетов и институтов в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Еще одной сферой...

Русский

2014-12-20

18.26 KB

7 чел.

№ 4 Профессиональный психолог как  ученый – исследователь, прикладник и практик.

Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств.

Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Психолог-теоретик/исследователь. Занимается изучением, исследованием и выявлением закономерностей, психологических механизмов, разработкой теорий.

Основные задачи их исследовательской деятельности: Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

Еще одной сферой профессиональной деятельности психолога является преподавание психологии. С начала XX века научная и педагогическая деятельность в области психологии были неразрывно связаны. Профессия ученого и преподавателя в психологии стали неотделимы друг от друга. Большинство известных российских психологов работало в качестве преподавателей в университетах.

В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям.

Выделяют еще один слой в психологии – прикладная психология. Объектом ее не является собственно носитель психики. Прикладной психолог лишь транслирует из теоретической психологии знания и строит предписания, основанные на теоретических знаниях, для соорганизации чужой профессиональной деятельности. Это может быть деятельность врача, педагога, менеджера. В данном случае психология обслуживает профессию.

Исходя из этого, психолог–прикладник со временем вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность работников. Таким образом, он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника производственного процесса и становится реальным членом данного трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет эффективно работать). Именно поэтому психологов все чаще приглашают на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации. Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет, как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует тактические и оперативные задачи.

Заметим, что в серьезных организациях обычно работает не один, а несколько психологов. Кроме того, при решении сложных проблем (связанных, например, с реорганизацией фирмы) к работе обычно подключаются как собственные психологи (внутренние консультанты), так и приглашенные (внешние консультанты). Все это позволяет сообща (вместе с достаточно опытным руководством) грамотно ставить задачи и решать их. Тем не менее остается проблема «грамотного заказчика», поскольку и у опытных руководителей встречается иногда и некоторая предубежденность, и некоторое недоверие к психологам. Поэтому реально психологу–прикладнику иногда приходится брать на себя несколько большую ответственность и самому заявлять о стратегических проблемах и целях своей работы, одновременно формируя и психологическую культуру у своих начальников — производственников и заказчиков.

Практическая психология не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг. Она ориентирована не на исследование психики, а на работу с психикой; на способы воздействия психолога на сознание и поведение другого человека. Научные знания дополняются и конкретизируются опытом практической работы. Психологи – практики стремятся на основе известных общих психологических закономерностей прийти к пониманию индивидуальных особенностей конкретного человека или группы. В результате формируется концепция, в которой отражаются представления психологов о наиболее существенных особенностях людей определенного типа, и, исходя из этого понимания, обосновываются способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-то концепцию (в зависимости от принадлежности к той или иной школе) и применяет ее с учетом конкретной ситуации данного человека. В практической психологии не пригодны те методы, которые используются в академической и прикладной психологии, здесь создаются свои методы работы с психикой. Основными из них являются психотерапия, психологическое консультирование, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов и т.д. Арсенал методов, методик, техник практической психологии очень велик. Некоторые из них используются только представителями какого-то одного направления, некоторые – во многих направлениях. Особенностями знаний в практической психологии являются целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опора на опыт работы специалистов. В отличие от ученых, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний.

Таким образом, виды психологических знаний довольно многообразны. Каждый из них характеризуется своими особенностями, и они взаимодополняют друг друга.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19893. Застосування примусових заходів медичного характеру 28.32 KB
  ТЕМА 19: Застосування примусових заходів медичного характеру План 1. Поняття примусових заходів медичного характеру та їх види 2. Процесуальний порядок провадження досудового слідства в справах про діяння неосудних або обмежено осудних осіб 3. Особливості судового
19894. Протокольна форма досудової підготовки матеріалів 27.85 KB
  ТЕМА 20: Протокольна форма досудової підготовки матеріалів План 1. Сутність протокольної форми досудової підготовки матеріалів. 2. Порядок оформлення протокольної форми досудової підготовки матеріалів органами внутрішніх справ. 3. Процесуальний порядок провадження...
19895. Провадження у справах про злочини неповнолітніх 41.7 KB
  ТЕМА 21: Провадження у справах про злочини неповнолітніх План 1. Особливості провадження у кримінальних справах про злочини неповнолітніх. 2. Предмет доказування у справах про злочини неповнолітніх. 3. Особливості провадження досудового і судового слідства у справах ...
19896. Поняття і система інвестиційного права 78 KB
  Лекція № 1. Тема : Поняття і система інвестиційного права. Мета: Ознайомлення студентів з поняттям функціями та системою інвестиційного права місцем інвестиційного права в системі права України. План 1. Місце інвестиційного права в системі права України. 2. По...
19897. Поняття інвестиційної діяльності 104.5 KB
  Лекція № 2. Тема 2: Поняття інвестиційної діяльності Мета: ознайомлення студентів з основами інвестиційної діяльності структурою інвестиційної діяльності поняттям інвестиційного клімату держави План 1. Поняття та класифікація інвестицій. Поняття інвестицій
19898. Правове регулювання фінансових інвестицій 97 KB
  Лекція № 3. Тема : Правове регулювання фінансових інвестицій. Мета: ознайомлення студентів з поняттям фінансові інвестиції основними цінними паперами основами управління інвестиційним портфелем План 1. Загальна характеристика фондового ринку в Україні. 2. Пра
19899. Субєкти інвестиційної діяльності 99 KB
  Лекція № 4. Тема 4: Суб'єкти інвестиційної діяльності. Мета: вивчення кола субєктів інвестиційної діяльності форми діяльності суб'єктів інвестиційної діяльності. План 1. Держава як суб'єкт інвестиційної діяльності. 2. Інвестиційний фонд компанія та довірчі то
19900. Інноваційна форма інвестицій 73 KB
  Лекція № 5. Тема 5: Інноваційна форма інвестицій. Мета: ознайомлення з поняттям інноваційної діяльності венчурного підприємства стадіями інноваційної діяльності. План 1. Поняття й зміст інновацій. Інноваційна діяльність. 2. Венчурне підприємство. Стадії іннов...
19901. Організаційно-правові форми регулювання взаємодії суб'єктів інвестиційної діяльності 61 KB
  Лекція № 6. Тема 6 : Організаційноправові форми регулювання взаємодії суб'єктів інвестиційної діяльності. Мета: ознайомлення студентів з поняттям та формами регулювання взаємодії субєктів інвестиційної діяльності визначити поняття фінансового лізингу та інвести...