73793

Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...

Русский

2014-12-20

16.31 KB

5 чел.

№ 6 Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания, торговли, рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны как основа саморазвития, саморегуляции своей личности, для улучшения своих межличностных отношений (например, для школьников, пенсионеров, родителей).

Психологическое просвещение обеспечивает повышение психологической компетенции людей, тем самым выполняя функции психопрофилактики, помогая людям квалифицированно использовать рекомендаций психологов, грамотно формулировать запросы на психологические услуги. Благодаря просветительским мероприятиям создается положительная мотивация на работу с психологом, формируются жизненно важные навыки: взаимодействия с другими людьми, общения, эмпатии, решения конфликтных ситуаций и др.

Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы. Но, к сожалению, в настоящее время ей не уделяется должного внимания ни в практической работе, ни в исследовательской и методической работе. Этот пробел обязательно нужно восполнять. Поскольку интерес к психологическим вопросам у людей был всегда и в настоящее время он только усиливается. И если информационное поле не будет обсуживаться профессионалами, образовавшийся вакуум обязательно заполнят шарлатаны, либо позиционирующие себя как высококвалифицированных психологов, либо занимающиеся разными оккультными практиками.

Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.

Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки.  Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным. Психологическая культура в нашем обществе находится на довольно низком уровне. А многие российские культурные стереотипы скорее противоречат нормам психогигиены. Также психологическая информация может выполнять функцию, так называемого, нормирования. Такая информация снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, решиться попросить помощи или совета у окружающих. Иногда знания психологических законов, наоборот, помогает человеку осознать свою ответственность за то, что с ним происходит. И естественно, психологическая информация позволяет людям более точно понимать себя и окружающих, процессы, происходящие в их деятельности и общении.

Идеальным результатом  психологического просвещения является  способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации. Внедрение психологических знаний в повседневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой. Неудивительно, что многие (в том  числе и профессиональные психологи) предпочитают игнорировать эти знания. Именно поэтому формирование мотивации к использованию психологических знаний выделяется как отдельная важная задача психологического просвещения, без решения которой все остальные усилия по пропаганде психологических знаний вряд ли достигнут цели

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения и практическая ориентированность.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14189. Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства Володарский район 585.5 KB
  Дипломная работа на тему: Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном районе на примере Володарского муниципального района РЕФЕРАТ Дипломная работа Совершенствование организации поддержки и развития малог
14190. Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных объединений 269 KB
  Реферат Дипломная работа содержит 74 с. 50 источников 2 таблицы 4 приложения Молодежь социальная работа с молодежью молодежные общественные организации деятельность молодежных общественных организаций проблемы молодежных общественных организаций волонтеры гр
14191. Социальная реклама благотворительных фондов и органов опеки и попечительства Воронежской области 1.55 MB
  СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 2006-2009 гг. Дипломная работа ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ 1.1 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций...
14192. Стратегический анализ внутренней и внешней среды. ОАО Ростех - оргтехника 681.5 KB
  Ремонтируя и обслуживая оргтехнику и электротехнику, гарантируем качество выполняемых нами услуг. При работе используем только качественные материалы и запасные части
14194. Управление банковскими рисками в АКБ ОАО «Банк Москвы» 302 KB
  Оглавление [1] Список используемых источников Введение Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями. Концепция риска как его сосуществование стара как мир. Риск всепроникаю
14195. Управление конфликтами в трудовом коллективе (на примере частного охранного предприятия «Полад») 896 KB
  Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе
14196. Управление конфликтами и стрессами на предприятии 437.5 KB
  Дипломный проект На тему Управление конфликтами и стрессами на предприятии Содержание: Введение. Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии. Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возни
14197. Управление конфликтами на предприятии 401 KB
  Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов социальных групп во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека семьи...