73793

Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...

Русский

2014-12-20

16.31 KB

6 чел.

№ 6 Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания, торговли, рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны как основа саморазвития, саморегуляции своей личности, для улучшения своих межличностных отношений (например, для школьников, пенсионеров, родителей).

Психологическое просвещение обеспечивает повышение психологической компетенции людей, тем самым выполняя функции психопрофилактики, помогая людям квалифицированно использовать рекомендаций психологов, грамотно формулировать запросы на психологические услуги. Благодаря просветительским мероприятиям создается положительная мотивация на работу с психологом, формируются жизненно важные навыки: взаимодействия с другими людьми, общения, эмпатии, решения конфликтных ситуаций и др.

Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы. Но, к сожалению, в настоящее время ей не уделяется должного внимания ни в практической работе, ни в исследовательской и методической работе. Этот пробел обязательно нужно восполнять. Поскольку интерес к психологическим вопросам у людей был всегда и в настоящее время он только усиливается. И если информационное поле не будет обсуживаться профессионалами, образовавшийся вакуум обязательно заполнят шарлатаны, либо позиционирующие себя как высококвалифицированных психологов, либо занимающиеся разными оккультными практиками.

Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.

Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки.  Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным. Психологическая культура в нашем обществе находится на довольно низком уровне. А многие российские культурные стереотипы скорее противоречат нормам психогигиены. Также психологическая информация может выполнять функцию, так называемого, нормирования. Такая информация снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, решиться попросить помощи или совета у окружающих. Иногда знания психологических законов, наоборот, помогает человеку осознать свою ответственность за то, что с ним происходит. И естественно, психологическая информация позволяет людям более точно понимать себя и окружающих, процессы, происходящие в их деятельности и общении.

Идеальным результатом  психологического просвещения является  способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации. Внедрение психологических знаний в повседневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой. Неудивительно, что многие (в том  числе и профессиональные психологи) предпочитают игнорировать эти знания. Именно поэтому формирование мотивации к использованию психологических знаний выделяется как отдельная важная задача психологического просвещения, без решения которой все остальные усилия по пропаганде психологических знаний вряд ли достигнут цели

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения и практическая ориентированность.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66258. Конспект урока литературного чтения 19.83 KB
  Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с непарным мягким согласным звуком й и буквами Й й означающими этот звук на письме; способствовать формированию навыков написания буквы и. Планируемые результаты: Предметные: обся научатся определять на слух наличие в словах звука й характеризовать...
66259. Телевізійний новорічний вогник 126 KB
  Відкривається сцена. Стоять столики із стільчиками Вибігає заклопотана Пеппі-Довга панчоха. Все перевіряє, поправляє іграшки на ялинці. Пеппі. - Світло! (засвітилася ялинка) Убрать! (тухне) Здається все нормально.
66260. Крок до цивілізованого спілкування 55.5 KB
  Виховання культури мобільного спілкування. Презентації Виховання культури мобільного спілкування та Заповіді мобілемана відеоролик Правда про мобільний телефон Епіграфи: Зробимо крок до цивілізованого спілкування. Мігель Сервантес Єдина справжня розкіш...
66262. Біологія комплексна наука про живу природу 75 KB
  Знати поняття про те що біологія комплексна наука про живу природу; повторити і систематизувати знання студентів про рівні організації живого. План Біологія комплексна наука про живу природу. Біологія − комплексна наука про живу природу.
66263. Подорож по країні, якої немає на мапі (Свято Миколая : виховний захід для учнів 1-5кл.) 81.5 KB
  Шевчук тихо звучить повільна звучить мелодія Ведучий1: Світ дивовижний вас вітає Всіх тих хто вдумливо читає І тих хто любить мандрувати Та прагне більше пізнавати Кмітливих добрих та відважних А ще звичайно і уважних Звеселить він і причарує Окрилить тим що подарує Казок чудовий хоровод.
66264. Моя рідна школа 51 KB
  Мета. Дати першокласникам уявлення про школу, формувати в них інтерес до знань, прагнення їх здобувати; розвивати пам’ять, мислення, бажання працювати творчо; збагачувати словниковий запас; сприяти вихованню любові до школи, як до рідної домівки.
66265. Посвята в читачі 62.5 KB
  Мета: виховувати любов до книги, шанобливе ставлення до неї. Розвивати пізнавальний інтерес, навички виразного читання віршованих творів, зв’язне мовлення. Обладнання: плакат «Книжкове царство – мудре государство», куток «Книжкова лікарня», телевізор, відеозапис мультфільму, магнітофон, грам запис пісень.