73793

Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Важнейшая задача психологического просвещения расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...

Русский

2014-12-20

16.31 KB

7 чел.

№ 6 Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания, торговли, рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны как основа саморазвития, саморегуляции своей личности, для улучшения своих межличностных отношений (например, для школьников, пенсионеров, родителей).

Психологическое просвещение обеспечивает повышение психологической компетенции людей, тем самым выполняя функции психопрофилактики, помогая людям квалифицированно использовать рекомендаций психологов, грамотно формулировать запросы на психологические услуги. Благодаря просветительским мероприятиям создается положительная мотивация на работу с психологом, формируются жизненно важные навыки: взаимодействия с другими людьми, общения, эмпатии, решения конфликтных ситуаций и др.

Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы. Но, к сожалению, в настоящее время ей не уделяется должного внимания ни в практической работе, ни в исследовательской и методической работе. Этот пробел обязательно нужно восполнять. Поскольку интерес к психологическим вопросам у людей был всегда и в настоящее время он только усиливается. И если информационное поле не будет обсуживаться профессионалами, образовавшийся вакуум обязательно заполнят шарлатаны, либо позиционирующие себя как высококвалифицированных психологов, либо занимающиеся разными оккультными практиками.

Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.

Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки.  Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным. Психологическая культура в нашем обществе находится на довольно низком уровне. А многие российские культурные стереотипы скорее противоречат нормам психогигиены. Также психологическая информация может выполнять функцию, так называемого, нормирования. Такая информация снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, решиться попросить помощи или совета у окружающих. Иногда знания психологических законов, наоборот, помогает человеку осознать свою ответственность за то, что с ним происходит. И естественно, психологическая информация позволяет людям более точно понимать себя и окружающих, процессы, происходящие в их деятельности и общении.

Идеальным результатом  психологического просвещения является  способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации. Внедрение психологических знаний в повседневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой. Неудивительно, что многие (в том  числе и профессиональные психологи) предпочитают игнорировать эти знания. Именно поэтому формирование мотивации к использованию психологических знаний выделяется как отдельная важная задача психологического просвещения, без решения которой все остальные усилия по пропаганде психологических знаний вряд ли достигнут цели

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения и практическая ориентированность.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40300. Показания к недобровольной госпитализации 32.5 KB
  Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке: Лицо страдающее психическим расстройством может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи если его обследование или лечение возможны только в стационарны условиях а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а его непосредственную опасность для себя или окружающих или б его беспомощность то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные...
40301. Показания к помещению и выписке 29 KB
  Основания для госпитализации: 1 Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у лица психического расстройства и решение врача психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи. 3 Помещение лица в психиатрический стационар за исключением случаев предусмотренных статьей 29 настоящего Закона осуществляется добровольно по его просьбе или с его согласия. 4 Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается в психиатрический стационар по просьбе или с...
40302. ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ 30.5 KB
  дезориентировка аллопсихическая амнестическая аутопсихическая бредовая ложные представления об окружающем соматопсихическая двойная ориентировка амнезия на период нарушенного сознания тотальная или частичная симптомы расстройства сознания: анозогнозия неузнавание или отрицание собственной болезни невозможность правильно оценить собственный дефект. СИНДРОМЫ ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ Оглушение характеризуется повышением порога ко всем раздражителям и обеднением психической деятельности. ДЕЛИРИЙ это иллюзорногаллюцинаторное...
40303. Прогрессивный паралич 34 KB
  Неврологические симптомы: синдром Аргайла Робертсона отсутствие прямой и содружественной реакции зрачков на свет при сохранении реакции на конвергенцию и аккомодацию; сужение миоз реже расширение мидриаз зрачков их неравномерность анизокория и деформация. Формы: экспансивная маниакальная форма; эйфорическая форма; простая дементная; депрессивная форма; циркулярная форма. Стационарный паралич форма с особенно медленным течением.
40304. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ 25 KB
  Снижение интеллекта снижение уровня суждений. Снижение дисфория злобная раздражительность эйфорический апатический.
40305. РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА 27 KB
  Ускорение мышления ускоренное течение ассоциативных процессов мысли очень быстро сменяют друг друга их много больной не успевает их высказывать. Замедление мышления бедность ассоциаций замедленное течение мысли. Патологическая обстоятельность мышления чрезвычайная вязкость тугоподвижность мыслительных процессов трудность переключения невозможность отделить главное от второстепенного. Персеверация мышления патологическое застревание задержка на одних и тех же представлениях что выражается в повторениях.
40306. РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА 25 KB
  Тотальное слабоумие. Частичное слабоумие характеризуется выраженными нарушениями памяти. Шизофреническое слабоумие апатическое или атактическое характеризуется интеллектуальной бездеятельностью безынициативностью в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
40307. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ 25.5 KB
  Фиксационная амнезия потеря способности запоминать фиксировать текущие события. Прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным ослаблением памяти причем в первую очередь ослабляется память на текущие события на то что было недавно на события последних лет. Человек может вспоминать действительно имевшие место события но относить их к совсем иному времени псевдореминесценции 2.
40308. Самоповреждение 27.5 KB
  Различают: cознательные самоповреждения с целью получения выгоды симуляция cознательные самоповреждения в ответ на бредовые убеждения cамоповреждения в результате навязчивых действий таких как сковыривание царапанье натирание cознательные или бессознательные самоповреждения для подавления психологических проблем неосознаваемых пациентом бессознательные повреждения произведенные другому лицу с целью удовлетворения психологической необходимости преступника. и тенденцией к самоповреждениям для инсценировки его симптомов.