73793

Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Важнейшая задача психологического просвещения расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Первая задача психологического просвещения направлена на то чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того чем им может помочь психология готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Вторая задача информирование по вопросам психологических знаний. Иногда знания...

Русский

2014-12-20

16.31 KB

8 чел.

№ 6 Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Важнейшая задача психологического просвещения – расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особо необходимы специалистам, работающим с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания, торговли, рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны как основа саморазвития, саморегуляции своей личности, для улучшения своих межличностных отношений (например, для школьников, пенсионеров, родителей).

Психологическое просвещение обеспечивает повышение психологической компетенции людей, тем самым выполняя функции психопрофилактики, помогая людям квалифицированно использовать рекомендаций психологов, грамотно формулировать запросы на психологические услуги. Благодаря просветительским мероприятиям создается положительная мотивация на работу с психологом, формируются жизненно важные навыки: взаимодействия с другими людьми, общения, эмпатии, решения конфликтных ситуаций и др.

Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы. Но, к сожалению, в настоящее время ей не уделяется должного внимания ни в практической работе, ни в исследовательской и методической работе. Этот пробел обязательно нужно восполнять. Поскольку интерес к психологическим вопросам у людей был всегда и в настоящее время он только усиливается. И если информационное поле не будет обсуживаться профессионалами, образовавшийся вакуум обязательно заполнят шарлатаны, либо позиционирующие себя как высококвалифицированных психологов, либо занимающиеся разными оккультными практиками.

Первая задача психологического просвещения направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность пользоваться психологическими знаниями и технологиями: сформировать у них соответствующие желания и понимание того, чем им может помочь психология, готовность работать над собой и своим поведением с помощью психологических методик и техник. Фактически, это задача формирования адекватного спроса на психологические услуги.

Вторая задача – информирование по вопросам психологических знаний. Решение второй задачи неразрывно связано с первой. Ведь при современной информационной перегруженности немногие люди будут вдумываться в информацию, на восприятие которой у них нет серьезной установки.  Поверхностное же знакомство с психологическими знаниями вряд ли будет полезным. Психологическая культура в нашем обществе находится на довольно низком уровне. А многие российские культурные стереотипы скорее противоречат нормам психогигиены. Также психологическая информация может выполнять функцию, так называемого, нормирования. Такая информация снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, решиться попросить помощи или совета у окружающих. Иногда знания психологических законов, наоборот, помогает человеку осознать свою ответственность за то, что с ним происходит. И естественно, психологическая информация позволяет людям более точно понимать себя и окружающих, процессы, происходящие в их деятельности и общении.

Идеальным результатом  психологического просвещения является  способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации. Внедрение психологических знаний в повседневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой. Неудивительно, что многие (в том  числе и профессиональные психологи) предпочитают игнорировать эти знания. Именно поэтому формирование мотивации к использованию психологических знаний выделяется как отдельная важная задача психологического просвещения, без решения которой все остальные усилия по пропаганде психологических знаний вряд ли достигнут цели

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения и практическая ориентированность.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа героев, публикации в СМИ. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения формирования умений более полезными оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8677. Арабомовна середньовічна філософія 94 KB
  Арабомовна середньовічна філософія. Філософська концепція мутазилітів. Школа ашарітів. Східні перипатетики. Аль-Кінді, аль-Фарабі. Філософські погляди Ібн-Сіни. Ідеї суфізму. Ібн-Рушд та авероїсти. Вивчення даної ...
8678. Філософія середньовіччя та ренесансу 150 KB
  Філософія середньовіччя та ренесансу. Патристика раннього християнства. Середньовічна схоластика. Філософська думка пізнього Середньовіччя. Новий погляд на людину у філософії Ренесансу. Патристика. Загальна характеристика пат...
8679. Філософія нового часу. Емпіризм та раціоналізм. 114.5 KB
  Філософія нового часу. Емпіризм та раціоналізм. Філософія Просвітництва. Марксистська філософія. Новим часом називають епоху, яка розпочалася буржуазними революціями в Західній Європі (наприкінці XVI- на початку XVII...
8680. Німецька класична філософія 153 KB
  Іммануїл Кант народився в 1724 р. у сімї ремісника в Кенігсберзі. Тут Кант вчився, вчителював, став професором, ректором університету. У Кенігсберзі він написав усі свої твори, тут він і помер у 1804...
8682. Сучасна світова філософія: школи і напрямки 96.5 KB
  Сучасна світова філософія: школи і напрямки. Філософія науки: позитивізм і неопозитивізм діалектичний матеріалізм фрейдизм і неофрейдизм. Філософія ірраціоналізму: світський екзистенціалізм релігійний...
8683. Філософська думка України 116 KB
  Філософська думка України. Філософська думка у давніх словян і в Київській Русі. Середньовічна українська філософія. Києво-Могилянська філософська школа. Українські просвітники. Філософія - явище загальнолюдське. Вона д...
8684. Філософська думка України. Українська філософія діаспори 207.5 KB
  Філософська думка України Філософія київського кола. Філософська думка під час культурно-історичного підйому 20-х років. Філософське обґрунтування національного радикалізму. Філософія українських шестидесятників...
8685. Філософське розуміння світу. Проблема буття 93 KB
  Філософське розуміння світу. Проблема буття. Філософський зміст проблеми буття. Особливості розуміння проблеми буття. Форми буття. Буття. Субстанція і матерія. Дух. З самого початку західно-європейського мислення і до сьогоднішньог...