73794

Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...

Русский

2014-12-20

17.3 KB

1 чел.

№ 7 Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Основная задача этого вида психологической помощи заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития. Психолог несет ответственность за достоверность информации и форму сообщения ее клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и принимает решение об ее использовании.

В научной литературе понятие психодиагностики было введено в 1924 г. Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических качеств человека.

Необходимым ориентиром в своей работке психолог-диагност имеет определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Они являются главным основанием для диагноза.

Психодиагностика осуществляется на основе:

- объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

- субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самом человеком)

Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих моделей, а также оценивает, насколько они соответствуют накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тесты-опросники, проективные тесты и тесты-испытания. В опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологи не слишком доверяют результатам таких тестов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Неопределенность для испытуемого цели исследования не позволяет ему намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты – задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

Психодиагностика на практике представляет собой применение в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, коими являются психодиагностические методы и методики. Как и всякая работа со сложными приборами, эта работа требует в первую очередь знания «правил эксплуатации этих приборов». Психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, осознавать ее влияние на получаемые результаты. Здесь важен индивидуальный опыт, интуиция, определенный стиль мышления.

Испытуемый строит свое взаимодействие с психологом диагностом в зависимости от того, какой для него представляется ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психологической помощи. Естественно, что в ситуации экспертизы, особенно если человек оказался в ней не по своей воле, испытуемый стремится действовать «правильно», давать социально-желательные реакции. Психолог-диагност должен уметь управлять мотивацией испытуемого, снижая вероятность симуляции или социальной желательности ответов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44739. Основы психологии и педагогики 615 KB
  Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии.
44740. Горная выработка. Проведение горных выработок 446.5 KB
  Горнодобывающая промышленность является одной из отраслей экономики России, на основе которой развиваются металлургия, химическая промышленность, машиностроение, электродобывающая и другие отрасли.
44741. Минимизация и факторизация булевой функции 896.5 KB
  При переходе от кубической записи булевой функции к функциональной схеме переменные одного куба объединяются знаком конъюнкции, т.е. являются входами одной схемы И, все кубы объединяются друг с другом знаком дизъюнкции
44742. Экранирование магнитного поля 119 KB
  Конструкторно-технологические мероприятия по локализации возможности образования условий возникновения каналов утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок в технических средствах обработки и передачи информации сводятся к рациональным конструкторно-технологическим решениям
44743. Cинус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 1.24 MB
  Цели урока: Образовательные: Проверить знания умения и навыки учащихся по темам Применение теории подобия треугольников при решении задач и Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
44744. Cинус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника 10.57 MB
  Тип урока: подготовка к контрольной работе. Вид урока: традиционный Цели урока: Образовательные: Совершенствование навыков решения задач на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника; подготовить учащихся к контрольной работе.
44745. Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов 3.18 MB
  Тип урока: комбинированный изучение нового материала закрепление изученного Вид урока: традиционный Цели урока: Образовательные: Научить учащихся вычислять значения синуса косинуса и тангенса углов 300 450 и 600; формировать навыки решения прямоугольных треугольников используя синус косинус и тангенс острого угла. Оборудование урока: доска с меловыми записями рабочие тетради учебник Геометрия 79 кл.
44746. Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов. Часть 2 9.42 MB
  Формировать мировоззрение (правильные представления), связанное с ролью математики в науке, исследовании закономерностей реального мира, общностью математических абстракций, общностью отражения материального мира в математических понятиях
44747. Умножение десятичных дробей 36 KB
  Формировать умения умножать десятичные дроби, выполнять умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001; продолжить работу формированием навыка выполнять умножение десятичных дроби