73794

Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...

Русский

2014-12-20

17.3 KB

1 чел.

№ 7 Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Основная задача этого вида психологической помощи заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития. Психолог несет ответственность за достоверность информации и форму сообщения ее клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и принимает решение об ее использовании.

В научной литературе понятие психодиагностики было введено в 1924 г. Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических качеств человека.

Необходимым ориентиром в своей работке психолог-диагност имеет определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Они являются главным основанием для диагноза.

Психодиагностика осуществляется на основе:

- объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

- субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самом человеком)

Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих моделей, а также оценивает, насколько они соответствуют накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тесты-опросники, проективные тесты и тесты-испытания. В опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологи не слишком доверяют результатам таких тестов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Неопределенность для испытуемого цели исследования не позволяет ему намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты – задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

Психодиагностика на практике представляет собой применение в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, коими являются психодиагностические методы и методики. Как и всякая работа со сложными приборами, эта работа требует в первую очередь знания «правил эксплуатации этих приборов». Психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, осознавать ее влияние на получаемые результаты. Здесь важен индивидуальный опыт, интуиция, определенный стиль мышления.

Испытуемый строит свое взаимодействие с психологом диагностом в зависимости от того, какой для него представляется ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психологической помощи. Естественно, что в ситуации экспертизы, особенно если человек оказался в ней не по своей воле, испытуемый стремится действовать «правильно», давать социально-желательные реакции. Психолог-диагност должен уметь управлять мотивацией испытуемого, снижая вероятность симуляции или социальной желательности ответов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

776. Гельминтозы у детей 154.5 KB
  Заболевания, вызываемые гельминтами (аскариды, острицы, карликовый цепень, власоглав, бычий цепень, широкий лентец и др.) Личинка пробуравливает стенку тонкого кишечника и попадает в кровь.
777. Заболевания ЖКТ (острый гастрит, гастродуоденит,панкреатит, лямблиоз) 179.5 KB
  Острое воспаление слизистой оболочки желудка, вызванное кратковременным действием сильных раздражителей. Хроническое рецидивирующее, склонное к прогрессированию воспалительно–дистрофическое поражение слизистой оболочки.
778. Особенности протекания кори и краснухи 46.5 KB
  Острое вирусное высокозаразное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом и сопровождающееся лихорадкой, сыпью, воспалением слизистых оболочек. Острое инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом, сопровождающееся появлением сыпи и увеличением затылочных лимфатических узлов.
779. Проект производственных подразделений АТП с детальной разработкой поста по ТР коробки передач автомобиля ГАЗ-3302 319.5 KB
  Определение количества рабочих на объекте проектирования. График межсменного времени и времени работы подвижного состава на линии с графиком работы основных подразделений АТП. Подбор технологического оборудования, организационной и технологической оснастки. Распределение трудоемкости работ ТО и ТР.
780. Підприємництво, його сутність та основні форми 257.5 KB
  Сутність підприємництва, його роль у ринковій економіці. Проблеми розвитку підприємництва в Україні: господарський та податковий кодекс. Особливий вид економічної активності (під якою ми розуміємо доцільну діяльність, направлену на отримання прибутку).
781. Бухгалтерский баланс: техника составления и анализ основных показателей 1.35 MB
  Теоретические основы бухгалтерского баланса, техники его составления и анализа основных показателей. Производственно-экономическая характеристика и организация учетного процесса и внутреннего контроля ОАО Курский завод Маяк. Анализ структуры и динамики имущества и источников финансирования. Методика проведения анализа бухгалтерского баланса.
782. Проблемы правоведения 234.5 KB
  Индивид как субъект права (в частном и публичном праве). Сущность юридического лица (общетеоретический аспект). Право и корпоративные нормы. Корпоративное право. Понятие правовой автономии. Различные аспекты понимания правотворчества. Принципы правотворчества. Правоотношения: различные аспекты понимания. Правоотношения и правовая связь.
783. Модернизация, предпосылки, условия и тенденции развития государственного управления современной России 256.5 KB
  Попытки реорганизации системы государственного управления в период «перестройки». Кризис власти и распад СССР. Конституция РФ 1993 г. становление новой системы органов государственной власти. Реорганизация системы местного управления. Формирование современного федерализма.
784. Формирование психофизиологических характеристик хоккейного вратаря в возрасте 12-14 лет 270.5 KB
  Особенности психологической характеристики вратарей в возрасте 12-14 лет. Методика специфической игровой деятельности и психологической характеристики юных вратарей-хоккеистов. Программа особенностей игровой деятельности и психологическая характеристика хоккейного вратаря 12-14 лет в годичном цикле подготовки.