73794

Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...

Русский

2014-12-20

17.3 KB

2 чел.

№ 7 Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога.

Основная задача этого вида психологической помощи заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития. Психолог несет ответственность за достоверность информации и форму сообщения ее клиенту. Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и принимает решение об ее использовании.

В научной литературе понятие психодиагностики было введено в 1924 г. Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических качеств человека.

Необходимым ориентиром в своей работке психолог-диагност имеет определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Они являются главным основанием для диагноза.

Психодиагностика осуществляется на основе:

- объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

- субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самом человеком)

Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих моделей, а также оценивает, насколько они соответствуют накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тесты-опросники, проективные тесты и тесты-испытания. В опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету в предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологи не слишком доверяют результатам таких тестов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность обеспечивают проективные тесты. При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Неопределенность для испытуемого цели исследования не позволяет ему намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты – задания практического характера, в которых по тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

Психодиагностика на практике представляет собой применение в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, коими являются психодиагностические методы и методики. Как и всякая работа со сложными приборами, эта работа требует в первую очередь знания «правил эксплуатации этих приборов». Психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, осознавать ее влияние на получаемые результаты. Здесь важен индивидуальный опыт, интуиция, определенный стиль мышления.

Испытуемый строит свое взаимодействие с психологом диагностом в зависимости от того, какой для него представляется ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психологической помощи. Естественно, что в ситуации экспертизы, особенно если человек оказался в ней не по своей воле, испытуемый стремится действовать «правильно», давать социально-желательные реакции. Психолог-диагност должен уметь управлять мотивацией испытуемого, снижая вероятность симуляции или социальной желательности ответов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19781. Ієрархія класів. Базові класи VCL 16.43 KB
  Иерархия. Управлять большим количеством разрозненных классов довольно сложно. С этой проблемой можно справиться путем упорядочивания и ранжирования классов то есть объединяя общие для нескольких классов свойства в одном классе и используя его в качестве базового. Эту в...
19782. Графіка та графічні примітиви 28 KB
  2.Графіка та графічні примітиви Графіка спеціальна область інформатики що вивчає методи і засоби створення та обробки зображень за допомогою програмноапаратних комплексів. Графіка поділяється на: Растрову зображення будується по крапках. Комп'ютер зберігає
19783. Діалогові вікна. Компоненти OpenDialog, SaveDialog, FontDialog, ColorDialog 17.3 KB
  Діало́гове вікно́ особливий тип вікна яке задає запитання і дозволяє вибрати варіанти виконання дії або ж інформує користувача. Діалогові вікна зазвичай відображаються тоді коли програмі або операційній системі для подальшої роботи потрібна відповідь. На відмін
19784. Компоненти Splitter, Timer, Image, ScrollBar, тощо 17.86 KB
  Splitter Используется для создания в приложении панелей с изменяемыми пользователем размерами. Timer позволяет задавать в приложении интервалы времени. Таймер находит многочисленные применения: синхронизация мультипликации закрытие какихто окон с которыми пользователь...
19785. Компоненти StringGrid, RichEdit 17.38 KB
  StringGrid являє собою таблицю що містить рядки. Дані таблиці можуть бути тільки для читання або редагуються. Таблиця може мати смуги прокручування причому задане число перших рядків і стовпців може бути фіксованим і не прокручуватися. Таким чином можна задати заголовки ст
19786. Компоненти керування – Button, RadioButtonGroup, CheckBox, etc 28 KB
  Компоненти керування Button RadioButton/Group CheckBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчасті
19787. Компоненти списків ListBox, ComboBox 22 KB
  Компоненти списків ListBox ComboBox. Компоненти керування стандартні для Windows інтерфейсні елементи такі як головне і спливаюче меню кнопка однорядковий і багаторядковий редактори перемикачі мітки списки і деякі інші компоненти що застосовуються найчастіше. Компонент...
19788. Робота з текстом. Клас TStrings 16.16 KB
  При роботі з інформацією текстом потрібно виконувати її відображення введення і редагування. Підкреслимо що ми розглядаємо поняття текстав широкому сенсі припускаючи що до складу тексту можуть входити літери іціфри. При роботі з текстовими даними вони можуть об'єдну
19789. Розподіл оперативної пам’яті. Вказівники види, об’явлення, операції 34.5 KB
  4.Розподіл оперативної памяті. Вказівники: види обявлення операції. Вказівником називається змінна яка містить в собі певниу адресу мається на увазі адресу в оперативній пам'яті. Як правило вказівники містять адресу деякої іншої змінної або виділеної д