73795

Психологическое консультирование, как одно из направлений деятельности практического психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Оно включает в себя и профконсультирование и педагогическое и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое. Групповое консультирование может проводиться с семьей производственной группой или группой людей не связанных друг с другом в повседневной жизни но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

Русский

2014-12-20

17.88 KB

1 чел.

№ 8 Психологическое консультирование, как одно из направлений деятельности практического психолога

Консультирование используется практически в любой сфере, в которой используются психологические знания. Оно включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое.

Основным средством консультирования является беседа, построенная определенным образом. В процессе консультации психолог оказывает психологическую помощь посредством изменения или расширения точки зрения клиента на трудности, с которыми тот столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования – помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить способность самостоятельно решать проблемы и принимать решения. За психологической помощью обращаются также и для решения проблем в межличностных отношениях, в частности, супружеских, сексуальных, в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться также по поводу производственных проблем, взаимоотношений людей в общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями, группами.

Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. В последнем случае психолог выступает посредником в переговорах конфликтующих сторон.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультации по телефону доверия обеспечивают оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Так порой клиенту легче обсуждать очень личные проблемы.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психотерапией. Возникшее в отечественной литературе различие этих терминов связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование или образование по специальности «клиническая психология». Это ограничение является во многом искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин «психотерапия» является международным и в большинстве стран  мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами.

Основные различия между консультированием и психотерапией

Этот вопрос обсуждается начиная с 60-х годов, и до сих пор на него не существует единого общепринятого ответа. Психотерапия и консультирование, в первую очередь, различаются по характеру воздействия. Консультирование в основе своей опирается на психологическое просвещение клиента. Например, обеспокоенная мама обращается к консультанту с проблемой поведения ребенка. Задача консультанта - объяснить ей возможные причины нарушений поведения, способы преодоления этих нарушений.  У психотерапевта, в принципе, задачи другие. Психотерапевт не дает советов и не работает с чужими запросами. Он работает с человеком, который к нему пришел, и перед собой в данном случае он видит обеспокоенную женщину, у которой есть определенные проблемы. Это не означает, что психотерапевт не может временами повести себя как консультант. Если он считает, что от этого будет польза, он может поделиться своим мнением и своим опытом.

Можно сказать, что консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психотерапия – в основном на решение глубинных личностных проблем человека. Психотерапия направлена на личностные изменения и личностный рост (в большей или меньшей степени в зависимости от вида терапии). Ее целью является такая перестройка взглядов и ценностей, при которой проблемная ситуация перестает восприниматься как неразрешимая и переосмысливается клиентом. Однако на деле это часто приводит к тому, что проблемы разворачиваются одна за одной, и облегчение наступает очень нескоро.

С этим связано и третье различие консультирования и психотерапии - сроки проведения. Психотерапия может продолжаться месяцами и годами. Вам может понадобиться три сессии, а может тридцать три, и заранее предсказать это невозможно. Консультирование не предполагает таких масштабных действий. Оно в среднем занимает 5-6 встреч, но часто бывает достаточно и одной.

Также различия заключаются в перевесе роли рациональных факторов над эмоциональными в консультировании. Консультант работает с информацией, убеждениями. Психотерапевт в большей степени исследует и влияет на эмоции, также он троит с клиентом особого типа отношения – психотерапевтические, сильно эмоционально заряженные.

Также считается, что консультация нужна в проблемной ситуации, а терапия – в критической. Последняя в психологической литературе обычно определяется как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей. Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Консультанты меньше учатся и требования по их сертификации значительно ниже. Психотерапевты проходят длительную подготовку, часто в рамках какой-то определенной психологической школы, прежде чем начинают заниматься практикой.  Для консультанта достаточно общей психологической подготовки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45479. CASE-ТЕХНОЛОГИИ 53.5 KB
  Объектноориентированный подход основан на объектной декомпозиции с описанием поведения системы в терминах взаимодействия объектов. В силу этих причин в настоящее время наибольшее распространение получил объектноориентированный подход. Под CSEтехнологией будем понимать комплекс программных средств поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения включая анализ и формулировку требований проектирование генерацию кода тестирование документирование обеспечение качества конфигурационное управление и управление...
45480. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 139.5 KB
  Особенность данного класса систем состоит в децентрализации архитектуры автономных вычислительных систем и их объединении в глобальные компьютерные сети.13 представлена типовая архитектура клиент сервер однако различают несколько моделей отличающихся распределением компонентов программного обеспечения между компьютерами сети. На основе распределения перечисленных компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют следующие модели архитектуры клиент сервер: модель доступа к удаленным данным; модель сервера управления...
45481. Аспекты информатизации образования 43 KB
  Компьютерные программы и обучающие системы представляющие собой: компьютерные учебники предназначенные для формирования новых знаний и навыков; диагностические или тестовые системы предназначенные для диагностирования оценивания и проверки знаний способностей и умений; тренажеры и имитационные программы представляющие тот или иной аспект реальности отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков; лабораторные комплексы в основе которых...
45482. ИТ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 132 KB
  Наиболее полно возможности САПРпродукта на уровне универсального графического пакета можно проследить на примере utoCD 2000 новой версии самого популярного в России чертежного пакета.; наличие средств моделирования позволяющих редактировать твердотельные объекты на уровне ребер и граней; возможность обращения к свойствам объектов; возможность выбора группировки и фильтрации объектов по типам и свойствам; наличие технологии создания и редактирования блоков; возможность вставки в чертеж гиперссылок; включение...
45484. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 4.08 MB
  Таким образом для современного состояния информационных технологий необходим переход от информационного описания предметной области к представлению на уровне данных осуществляемый на основе декомпозиции абстракции агрегирования. При анализе предметной области принято выделять три этапа: анализ требований и информационных потребностей; определение информационных объектов и связей между ними; конструирование концептуальной модели предметной области. Этап анализа требований и информационных потребностей включает следующие задачи:...
45485. Объектно-ориентированная технология проектирования ИС 52 KB
  В основу объектноориентированной технологии проектирования ИС положены разработка анализ и спецификация концептуальной объектноориентированной модели предметной области. Концептуальная объектноориентированная модель предметной области является основой проекта и реализации системы и обеспечивает: необходимый уровень формализации описания проектных решений; высокий уровень абстрагирования типизации и параметризации проектных решений; компактность описания; удобство сопровождения готовой системы. Отличительными...
45486. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 75 KB
  В настоящее время наибольшее распространение получила иерархическая модель взаимосвязи компонент качества ИС. В начале определяются характеристики качества в числе которых. Каждому показателю качества ставится в соотвествие группа критериев.
45487. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 76.5 KB
  Базовые программные средства относятся к инструментальной страте информационных технологий и включают в себя: операционные системы ОС; языки программирования; программные среды; системы управления базами данных СУБД. Большинство алгоритмических языков программирования Си Паскаль созданы на рубеже 60х и 70х годов за исключением Jv. За прошедший период времени периодически появлялись новые языки программирования однако на практике они не получили широкого и продолжительного распространения. Другим направлением в эволюции...