73807

Учение о бытии (онтология)

Лекция

Логика и философия

Исторические корни возникновения понятия бытия. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции что исторически совпало со становлением философского знания переходом от образномифологического к теоретикологическому мышлению. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов кроме одного быть существующими. Исторические корни возникновения понятия бытия Бытие производное от слов быть есть весьма распространенных во многих языках мира имеет свое...

Русский

2014-12-20

84.5 KB

0 чел.

PAGE  2

Тема 9.

Учение о бытии (онтология)

1. Исторические корни возникновения понятия бытия.

2. Бытие – структура, формы и способы существования.

Бытие - предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникает радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них - Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного - быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) - важный раздел философского знания.

1. Исторические корни возникновения понятия бытия

«Бытие» - производное от слов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Понятие бытия возникло не в результате «игры разума» или свободного развертывания мысли, а явилось следствием жизненных потребностей людей на определенном историческом рубеже. Философское мировоззрение пришло на смену прежним мифологическим объяснениям природных и социальных явлений. Вера в прежних богов Олимпа потерпела крах, мифология исчерпала себя как определяющий ориентир деятельности – понадобились новые «опорные точки» жизнедеятельности. Ортега-и-Гассет (выдающийся испанский философ XX века) сравнивал переодические духовные кризисы, переживаемые человечеством, с «кораблекрушениями», для преодоления последствий которых требовалось крайнее напряжение всех сил (с.436).

Возникновение первого определения понятия бытия связано с именем представителя элейской школы – Парменида, который впервые поставил и ответил на вопрос о том, что же является основой приходящего, изменчивого мира. Эта проблема была сформулирована в знаменитом тезисе элеата: «Бытие есть, а небытия нет». Последователи по-разному комментировали это положение, но совершенно очевидно – автор бескомпромиссно утверждает, что изменчивыми являются лишь вещи, предметы; в каждом из них таится исчерпанность, предел существования, т.е. несуществование. Бытие же – основа всего изменяющегося – постоянно равно себе, неподвижно и в силу этого не может быть иным, т.е. небытием. Эти положения в развернутом виде сформулированы в поэме «О природе»:

  1.  Одно и то же есть мысль и бытие.
  2.  Слово и мысль бытием должны быть.
  3.  Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
  4.  Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
  5.  Мысли тебе не найти.
  6.  Не возникает оно (бытие), и не подчиняется смерти.
  7.  Цельное все, без конца, не движется и однородно.
  8.  Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
  9.  Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?
  10.  Как и откуда расти?
  11.  Есть же последний предел, и все бытие отовсюду
  12.  Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара
  13.  С правильным центром внутри.

Парменид придает понятию бытия статус гаранта существующего, что внушало людям уверенность в определенном постоянстве и устойчивости мира, закономерности его изменения.

Сократ в качестве бытия рассматривал общие понятия: добро, справедливость, красота, доблесть и другие. Эти и подобные им всеобщие понятия, по мнению философа, не относящиеся ни к природе, ни к человеку, и составляют третью реальность – бытие. Последнее постижимо не прямо и непосредственно как у Парменида, а с помощью разума, рефлексии, через метод диалога. «Этический рационализм» Сократа направлен на постоянное преодоление границ существующего, размышлении о бытии как безграничном потенциальном знании, по сравнению с которым все, что познано – исчезающе малая величина. Отсюда – «Я знаю, только то, что ничего не знаю». Знание о своем незнании – это высокий предел соприкосновения мысли с бесконечностью мира.

Платон создает грандиозную систему мира идей (эйдосов) и его смутного, несовершенного отражения – мира вещей. Идеи, уверен он, составляют подлинное бытие.

Аристотель стремится преодолеть двойственность платоновой системы, утверждая, что идеи (эйдосы) воплощены в форме предметов и неотделимы от них. Высшая творческая сила в развитии бытия принадлежит форме мира в целом. Ее Аристотель назвал демиургом, богом, основанием всего сущего. В целом древнегреческая философия рассматривала бытие как структурно-организованный космос. Космоцентрический принцип являлся своеобразной моделью постановки в решении различных философских проблем. Подчеркивая значимость понятия бытия для развития философского знания, Аристотель прозорливо заметил, что люди всегда будут спорить о нем. И действительно эта проблема не обойдена ни одним значительным философом. Можно назвать имена: Августина Блаженного, Б.Спинозы, Дж.Беркли, П.А.Гольбаха, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, В.С.Соловьева, М.Хайдеггера и других. Содержание бытия определялось типом философии, к которому принадлежал тот или иной мыслитель. Рассмотрим некоторые из них.

Августин Блаженный, представитель средневековой патристики, исходил из теоцентрического объяснения мира: в качестве истинного бытия выступал Бог как трансцендентная личность, из ничего сотворившая мир и человека. Средневековая концепция миропонимания отличалась ясностью понятий, строгой систематичностью. Возникают категории действительного и возможного бытия, сущности и существования, смысла и символа. Понятие бытия становится смыслообразующим принципом философских учений.

Философия эпохи Нового времени характеризуется формированием своеобразного культа природы, которая рассматривается как противостоящая человеку косная, инертная сила. Бытие определяется через субстанциональный подход: фиксируется «субстанция» (неизменный субстрат) и его проявления – акциденции. Эти концепции отличались натуралистически-объективистскими чертами, исключали сознание из понятия бытия. Но в это же время возникает и другое направление, осмысливающее мир в целом через анализ сознания и самосознания. Видным представителем этого направления является Р.Декарт с исходным принципом своей философии: «Мыслю, следовательно, существую».

В немецкой классической философии эта рационалистическая концепция нашла завершение и высшее развитие. По Канту бытие не заключено в вещах. Бытие – это априорный (общезначимый) способ связи наших суждений и понятий. Различие между природным бытием и нравственно-свободным (человеческим) заключено в различии форм законополагания - причинности и цели. Гегель под бытием понимал непосредственную, первую ступень в восхождении духа к самому себе, рассматривал историзм (принцип развития) как основу объективности бытия, его категорий и понятий.

Совершенно оригинально раскрывает суть Всеобщего выдающийся русский философ В.С.Соловьев, основатель теории всеединства. В своей лекции «Исторические дела философии», произнесенной в Санкт-Петербургском университете, он разъясняет всемирно-историческую роль понятия бытия на примере духовной жизни Древней Индии.

«В Индии... человеческая личность была поглощена внешней средой, это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали... Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами... от которых зависела его материальная жизнь.

И вот в этой стране рабства... несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.

Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение...» /Соловьев В.С. Исторические дела философии// Вопросы философии. 1988. №8. С.119/.

Нельзя не заметить, что в рассматриваемом определении понятие бытия сопряжено с высоким ценностно-нравственным статусом человеческой свободы и равенства. В духе традиций русской философии В.С.Соловьев высшее проявление бытия видит в возникновении всеединства, т.е. абсолютной бытийственной полноте. Сведение же (редукция) человеческой реальности к каким-либо частным определениям (биологическим, национальным, конфессиональным, экономическим, социологическим и т.д.) означает, напротив, отчуждение человека и порабощение его «абстрактными принципами». Введение «человеческого начала» в бесконечный контекст бытия – выдающееся достижение отечественной философии, безусловно оказавшего влияние на формирование и развитие антропного принципа – фундаментального положения науки и философии XX века, исходящего из признания человека важнейшим элементом сложной самоорганизующей системы – Вселенной. Это делает возможным все более глубокое и всестороннее понимание бытия как бесконечно многообразного единства мира природы и мира человека.

М.Хайдеггер, один из выдающихся мыслителей XX века, рассматривает бытие как понятие, определяющее становление и развитие не только философии, но и современной западной культуры вообще. В вопросах, поставленных в поэме Парменида (тождество бытия, необходимости, разума) он усматривает возникновение возможности современной научно-технической цивилизации. Ответ на вопрос: «Что такое философия?» состоит в нашем соответствии тому, к чему философия держит путь. Этой основополагающей целью является достижение, понимание бытия сущего. Соответствие проявляется в некотором настроении, которое и определяет познавательную установку, поведение познающего. Так, например, для Платона и Аристотеля в качестве главного «настроя», в котором проявлялось соответствие бытию сущего, выступало чувство удивления; последнее утверждалось в качестве начального пункта философствования. Новое время в лице Р.Декарта породило новый «настрой» на познание достоверно сущего – сомнение. Философия существует, утверждает М.Хайдеггер, «в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего». Различные концепции бытия представленные в истории философии не что иное, как различные ответы на один и тот же вопрос-посыл, заключенный в самом общем определении – «бытие есть». Именно в нем бытие постоянно раскрывается мышлению «со всей эпохальной полнотой своих изменений» /См. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. С.80-100). Истинное бытие понимается М.Хайдеггером как человеческое бытие, содержащее в себе постоянную «тайну», стремление к которой сопряжено с постоянным следованием зову Бытия. Философия, раскрывающая этот зов, есть поступок человека, возвращающегося к своему существу «понимающего в мире», хранителя истины мира. «Мир как целое (бытие) присущ человеку, мирообразующему существу, в более изначальном смысле, чем природное окружение" /Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопросы философии, 1989. №9/. Занять свое подлинное место в мире бытия – глобальная задача человека.

В философии 19-20 вв. бытие рассматривается как неделимая целостность осознаваемого мира с сознанием во всем многообразии его форм. Именно с таких позиций рассматривается бытие в «философии жизни» В.Дильтея, в феноменологии Э.Гуссерля, «человеческом существовании» М.Хайдеггера, экзистенциализме Ж.П.Сартра и др. В этих и других философских системах рассмотрены различные аспекты и слои бытия, взаимоотношения между ними, которые существенно обогатили понимание бытия как сложного, многогранного, целостного объективно-субъективно-идеально-материального образования. Развитие общественно-исторической практики, культуры, необходимости человеческого жизнестроительства в глобально-космическом масштабе настоятельно требуют нового переосмысления совокупного интеллектуального опыта - искусства, мифологии, религии, науки, философии.

Несмотря на различия в концептуально-теоретических подходах к понятию бытия, есть и нечто сходное, что позволяет говорить и об общем смысловом поле рассмотренных взглядов и теорий. Всем им присущ один и тот же «канон», определяющий самую общую направленность развертывания философского дискурса: признание собранности, целостности, единства мира не в смысле завершенности (хотя Парменид и не преодолел в полной мере границ сущего), а в смысле всеохватности. «Мыслительным конструктом» же всех философских построений, несмотря на различные средства описания и содержательные структуры, выступает соотношение чувственного и разумного, многого и единого, и в целом - бытия и сущего.

Поскольку человеческая соотнесенность с миром в целом (бытие) – это бесконечный горизонт рациональных (понятийных) значений, продуктивно-творческих проекций, образных представлений и символов, глубоких чувственных переживаний, интуитивных и мистико-медитационных постижений, экстатических состояний и т.д., постольку философия как особый орган человеческой жизнедеятельности по духовной ориентации человека в мире в целом (бытие) использует всю совокупность познавательных средств, что и определяет многообразие, плюрализм ее концепции и теорий.

2. Бытие – структура, формы и способы существования

В своей повседневной жизни люди опираются на простые, не подлежащие сомнению, представления об окружающей действительности. Эти представления возникают как обобщенные результаты непосредственного опыта, практики, ориентируют человека в его целенаправленной деятельности.

Но человек постоянно убеждается и в ограниченности, относительности своего эмпирического опыта, его неполноте, односторонности. Это обстоятельство порождает в сознании людей мысль о неустойчивости их бытия, жизненной непредвиденности, постоянной угрозе их существованию в целом. Отсюда стремление выйти за пределы чувственного опыта собственного «Я», преодолеть его неполноту, представить мир в целом и человека как часть его, обрести большую уверенность в своем существовании.

Преодоление (трансцендирование) границы собственного мира,                   соотнесение личного бытия с вечностью – наиболее глубокая основа духовности.

Подтверждением сказанному является возникновение и развитие таких понятий, как Космос, Логос, Бог, материя, Бытие, Воля, Мировой Разум, бесконечность и другие.      Как нетрудно заметить, эти представления выходят за границы возможного опыта, что и придает им непререкаемость: практика бессильна вынести свой окончательный вердикт. Они могут быть только «вытеснены» другими равностатусными образованиями. Сложный и многосторонний процесс возникновения, развития, вытеснения «опорных» понятий неразрывно связан с интуитивной стороной деятельности сознания.

Именно интуиция (в интеллектуальной, эмоциональной или мистической форме) способна в «целом» охватить, постигнуть мир. На основе этого целостного представления и происходит осмысление субъектно-объектной системы «мир – человек». Об этом убедительно свидетельствует история развития человеческого сознания, самосознания, духа, человеческой духовной деятельности. Конечно, интуиция опирается на определенные предпосылки в виде предшествующей практики, но главное ее предназначение и роль – в преодолении ограниченности этих предпосылок, неполноты знания, относительности практики как критерия истины.

Все изложенное характеризует процесс возникновения и формирования понятия бытия – сложного интегрального духовного образования, содержащего в себе как рефлексию результатов практического опыта, так и интуитивные представления принимающих самые различные формы (от мифологических и мистико-религиозных прорицаний до научно-теоретических гипотез – парадигм).

В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире состовляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.

Понятие бытия позволяет объединить различные части эмпирически воспринимаемого мира: природу, общество, человека, сознание, идеи и т.д. Существующее начинает восприниматься не как разрозненная данность предметов и явлений, а как целостная действительность, состоящая из различных сфер, т.е. мир не просто един, а составляет целостность всех своих частей. Это делает возможным содержательное осмысление бытия как соотношения его различных частей и сторон. В процессе рационального объяснения мира интуиция отходит на второй план и присутствует как «снятое», непосредственно данное в качестве убежденности, уверенности, веры.

И, наконец, бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. В Древней Греции это качество бытия характеризовалось как Логос (закон), в средневековой философии это свойство олицетворялось Богом. Упорядочивающую силу Мирового разума постулировал Гегель.

На пути осмысления мира возникает вопрос о формах существования бытия. Этот вопрос имеет важное теоретическое значение, ибо рассматривая бытие как целостность сущего, необходимо ясно представлять составляющие его части. В первом приближении единое бытие подразделяется на два реальных мира: природы и сознания. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, к ним в равной степени применимо понятие бытия, но тем не менее они различаются по форме своего существования. Физический, природный мир (вещи, процессы, состояния) существует объективно, т.е. совершенно независимо от воли, желаний и сознания людей. В этом и заключается коренное отличие природы как особой формы бытия. Мир человеческого сознания, напротив, существует субъективно, так как зависит от воли и желаний людей, индивидов. Понятие сознание обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа.

Рассмотрение единства природы и сознания, физического и духовного мира является одной из основных проблем философского знания. Анализ различных сторон взаимодействия основных форм бытия позволяет выявить и их разновидности.

Физический мир делится на бытие природы как целого и бытие вещей, произведенных человеком. Продукты человеческой деятельности, относящиеся к материальной культуре, являются веществом природы, принадлежат к объективному физическому миру, но в своем происхождении, существовании, функционировании опосредствованы сознанием, несут особый человеческий смысл, и в этом бытие «второй природы» отличается от способа существования самой природы.

Можно говорить об особенностях бытия самого человека, который одновременно существует в двух мирах: природном – как его неотторжимая органическая телесная часть и сознательном, психическом, что отличает его от других живых существ. Благодаря сознанию и особенно его высшим формам (искусство, религия, философия) человек не просто существует, бытийствует, но осознает смысл своего существования, рассуждает о бытии сущего, характеризуется (что отмечалось философами различных времен и направлений) диалектическим единством души и тела, природного и духовного, объективно-предметного и субъективного.

Духовный мир человека также можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это индивидуальное существование духовного, психический внутренний мир конкретной личности со всеми уровнями существования от бессознательного до самосознания собственного «Я». Духовная жизнь индивида, во всем своем многообразии,- одно из необходимых условий, предпосылок и результатов человеческого бытия. Но в тоже время индивидуальное сознание не существует обособлено от духовной культуры общества, образования которой носят интерсубьективный объективированный характер. Объективно духовным является, например, человеческий язык, наука, религия, мораль, искусство и т.д. Так, язык в своих знаках и символах аккумулирует духовную деятельность многих индивидуальных сознаний, делает ее достоянием всего общества, т.е. объективирует ее, создает условия для духовного прогресса общества. Тоже самое можно отнести и к развитию научного знания. Философская теория глубоко сформулированная конкретным индивидом, становится достоянием общества, отражает дух целой эпохи. Между субъективным и объективным духом существует глубокая диалектическая взаимозависимость: психический мир человека достигает уровня сознания, только лишь осваивая объективно существующую духовную культуру человечества, а сам объективированный мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока производится и воспроизводится индивидуальными сознаниями, т.е. субъективным духом.

Своеобразие человеческого существования проявляется также и в форме социального бытия, которое можно подразделить на индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества в целом. В связях и отношениях, образующих социальный мир индивида и общества проявляется бесконечное многообразие диалектического взаимодействия между материальным и идеальным, первой и второй природой, субъективным и объективным духом.

Таким образом, можно выделить следующие основные формы бытия:

  •  бытие вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
  •  бытие человека, подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
  •  бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
  •  социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Проблема форм бытия имеет важное методологическое значение для философии. Определенное понимание и трактовка взаимоотношений и взаимодействий между ними лежит в основе различных философских воззрений. Особенно это относится к решению вопроса о том, какие формы бытия являются первичными или производными. Так, материализм в качестве основной формы считает природное бытие, а остальные производными, зависимыми, хотя и воздействующими на него. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.

 Литература

  1.  Гегель Г.В.Ф. Наука логики Книга 1. Учение о бытии.- СПБ.: Наука, 2008.
  2.  Николай Кузанский. О возможности-бытии. 1460. Сочинения в 2-х т. Т.2: - М. :Мысль, 1980. - 471 с. - С.135-181.
  3.  Хайдеггер М. Время и бытие: Пер. с нем. М.: Республика,  1993.
  4.  См. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  5.  Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.1. С.294-296.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61850. Разработка стратегии расширения сети стейк хаусов GOODMAN в интересах полного и опережающего охвата Московского рынка 4.74 MB
  Основные усилия сетевых проектов буду направлены на удержание доли рынка в виде постоянных гостей с попытками увеличить частоту посещений за счёт постоянных спецпредложений и использования современных средств коммуникации. Возможно, средний чек сегмента casual dining начнёт стремиться вниз...
61851. Океани Землі 34 KB
  Океани Землі. Де проходить межа між Європою та Азією Показати найбільший острів на Землі. Картка 2 Показати найбільший материк Землі. Більшу територію Землі займає вода.
61852. Орієнтація на вулиці. Treasure Hunt 60 KB
  Dear children, today we’ll go to the treasure. Our task is to find the treasure. You can see a large box on the chair. We have to do a lot of exercises for finding the treasure. After each exercises the way to the treasure well be shorter.
61853. Подорож довжиною у тисячоліття 636 KB
  Розвивати вміння самостійно шукати потрібну інформацію в Інтернеті вибирати основне удосконалювати навики роботи в програмі Power Point. Готуючтсь до уроку на компютері зберігаю в соціальних закладках Бобродобр соціальних сервісів...
61855. Тарас Шевченко – великий Кобзар. Урок позакласного читання 791.5 KB
  Мета: Продовжити ознайомлення учнів з красоюнеповторністю чарівністю Шевченкового слова його бібліографічними даними значенням творчості Т. Шевченко великий український поет. Тоді темної ночі перед світанком у селі Моринцях на Звенигородщині у хаті Григорія Шевченка...
61856. Виборча система України 63.5 KB
  Якщо учні не зможуть надати відповідь учитель повинен пояснити що певна частина виборців ігнорує вибори не бере в них участі а дехто голосує проти всіх кандидатів не підтримує жодного кандидата.
61857. Урок-практикум в текстовом процессе Word 2003. Создание документа с помощью шаблона Мастер календарей и его стилевое форматирование 40 KB
  Цели урока: Развитие навыков работы с текстовым редактором по созданию и применению стилей форматирования умений работать по заданному алгоритму развитие творческого мышления формирование учебно-познавательных действий по работе с дополнительными источниками.
61858. Про працелюбних і лінивих 58.5 KB
  Освітня мета. Створити образ цілісного знання про працелюбність та лінь, ознайомити зі способами роботи з інформацією. Розвивальна мета. Розвивати творчі здібності, вміння визначати власну позицію, планувати свою роботу...