73807

Учение о бытии (онтология)

Лекция

Логика и философия

Исторические корни возникновения понятия бытия. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции что исторически совпало со становлением философского знания переходом от образномифологического к теоретикологическому мышлению. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов кроме одного быть существующими. Исторические корни возникновения понятия бытия Бытие производное от слов быть есть весьма распространенных во многих языках мира имеет свое...

Русский

2014-12-20

84.5 KB

0 чел.

PAGE  2

Тема 9.

Учение о бытии (онтология)

1. Исторические корни возникновения понятия бытия.

2. Бытие – структура, формы и способы существования.

Бытие - предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникает радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них - Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного - быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) - важный раздел философского знания.

1. Исторические корни возникновения понятия бытия

«Бытие» - производное от слов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Понятие бытия возникло не в результате «игры разума» или свободного развертывания мысли, а явилось следствием жизненных потребностей людей на определенном историческом рубеже. Философское мировоззрение пришло на смену прежним мифологическим объяснениям природных и социальных явлений. Вера в прежних богов Олимпа потерпела крах, мифология исчерпала себя как определяющий ориентир деятельности – понадобились новые «опорные точки» жизнедеятельности. Ортега-и-Гассет (выдающийся испанский философ XX века) сравнивал переодические духовные кризисы, переживаемые человечеством, с «кораблекрушениями», для преодоления последствий которых требовалось крайнее напряжение всех сил (с.436).

Возникновение первого определения понятия бытия связано с именем представителя элейской школы – Парменида, который впервые поставил и ответил на вопрос о том, что же является основой приходящего, изменчивого мира. Эта проблема была сформулирована в знаменитом тезисе элеата: «Бытие есть, а небытия нет». Последователи по-разному комментировали это положение, но совершенно очевидно – автор бескомпромиссно утверждает, что изменчивыми являются лишь вещи, предметы; в каждом из них таится исчерпанность, предел существования, т.е. несуществование. Бытие же – основа всего изменяющегося – постоянно равно себе, неподвижно и в силу этого не может быть иным, т.е. небытием. Эти положения в развернутом виде сформулированы в поэме «О природе»:

  1.  Одно и то же есть мысль и бытие.
  2.  Слово и мысль бытием должны быть.
  3.  Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
  4.  Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
  5.  Мысли тебе не найти.
  6.  Не возникает оно (бытие), и не подчиняется смерти.
  7.  Цельное все, без конца, не движется и однородно.
  8.  Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
  9.  Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?
  10.  Как и откуда расти?
  11.  Есть же последний предел, и все бытие отовсюду
  12.  Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара
  13.  С правильным центром внутри.

Парменид придает понятию бытия статус гаранта существующего, что внушало людям уверенность в определенном постоянстве и устойчивости мира, закономерности его изменения.

Сократ в качестве бытия рассматривал общие понятия: добро, справедливость, красота, доблесть и другие. Эти и подобные им всеобщие понятия, по мнению философа, не относящиеся ни к природе, ни к человеку, и составляют третью реальность – бытие. Последнее постижимо не прямо и непосредственно как у Парменида, а с помощью разума, рефлексии, через метод диалога. «Этический рационализм» Сократа направлен на постоянное преодоление границ существующего, размышлении о бытии как безграничном потенциальном знании, по сравнению с которым все, что познано – исчезающе малая величина. Отсюда – «Я знаю, только то, что ничего не знаю». Знание о своем незнании – это высокий предел соприкосновения мысли с бесконечностью мира.

Платон создает грандиозную систему мира идей (эйдосов) и его смутного, несовершенного отражения – мира вещей. Идеи, уверен он, составляют подлинное бытие.

Аристотель стремится преодолеть двойственность платоновой системы, утверждая, что идеи (эйдосы) воплощены в форме предметов и неотделимы от них. Высшая творческая сила в развитии бытия принадлежит форме мира в целом. Ее Аристотель назвал демиургом, богом, основанием всего сущего. В целом древнегреческая философия рассматривала бытие как структурно-организованный космос. Космоцентрический принцип являлся своеобразной моделью постановки в решении различных философских проблем. Подчеркивая значимость понятия бытия для развития философского знания, Аристотель прозорливо заметил, что люди всегда будут спорить о нем. И действительно эта проблема не обойдена ни одним значительным философом. Можно назвать имена: Августина Блаженного, Б.Спинозы, Дж.Беркли, П.А.Гольбаха, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, В.С.Соловьева, М.Хайдеггера и других. Содержание бытия определялось типом философии, к которому принадлежал тот или иной мыслитель. Рассмотрим некоторые из них.

Августин Блаженный, представитель средневековой патристики, исходил из теоцентрического объяснения мира: в качестве истинного бытия выступал Бог как трансцендентная личность, из ничего сотворившая мир и человека. Средневековая концепция миропонимания отличалась ясностью понятий, строгой систематичностью. Возникают категории действительного и возможного бытия, сущности и существования, смысла и символа. Понятие бытия становится смыслообразующим принципом философских учений.

Философия эпохи Нового времени характеризуется формированием своеобразного культа природы, которая рассматривается как противостоящая человеку косная, инертная сила. Бытие определяется через субстанциональный подход: фиксируется «субстанция» (неизменный субстрат) и его проявления – акциденции. Эти концепции отличались натуралистически-объективистскими чертами, исключали сознание из понятия бытия. Но в это же время возникает и другое направление, осмысливающее мир в целом через анализ сознания и самосознания. Видным представителем этого направления является Р.Декарт с исходным принципом своей философии: «Мыслю, следовательно, существую».

В немецкой классической философии эта рационалистическая концепция нашла завершение и высшее развитие. По Канту бытие не заключено в вещах. Бытие – это априорный (общезначимый) способ связи наших суждений и понятий. Различие между природным бытием и нравственно-свободным (человеческим) заключено в различии форм законополагания - причинности и цели. Гегель под бытием понимал непосредственную, первую ступень в восхождении духа к самому себе, рассматривал историзм (принцип развития) как основу объективности бытия, его категорий и понятий.

Совершенно оригинально раскрывает суть Всеобщего выдающийся русский философ В.С.Соловьев, основатель теории всеединства. В своей лекции «Исторические дела философии», произнесенной в Санкт-Петербургском университете, он разъясняет всемирно-историческую роль понятия бытия на примере духовной жизни Древней Индии.

«В Индии... человеческая личность была поглощена внешней средой, это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали... Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами... от которых зависела его материальная жизнь.

И вот в этой стране рабства... несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.

Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение...» /Соловьев В.С. Исторические дела философии// Вопросы философии. 1988. №8. С.119/.

Нельзя не заметить, что в рассматриваемом определении понятие бытия сопряжено с высоким ценностно-нравственным статусом человеческой свободы и равенства. В духе традиций русской философии В.С.Соловьев высшее проявление бытия видит в возникновении всеединства, т.е. абсолютной бытийственной полноте. Сведение же (редукция) человеческой реальности к каким-либо частным определениям (биологическим, национальным, конфессиональным, экономическим, социологическим и т.д.) означает, напротив, отчуждение человека и порабощение его «абстрактными принципами». Введение «человеческого начала» в бесконечный контекст бытия – выдающееся достижение отечественной философии, безусловно оказавшего влияние на формирование и развитие антропного принципа – фундаментального положения науки и философии XX века, исходящего из признания человека важнейшим элементом сложной самоорганизующей системы – Вселенной. Это делает возможным все более глубокое и всестороннее понимание бытия как бесконечно многообразного единства мира природы и мира человека.

М.Хайдеггер, один из выдающихся мыслителей XX века, рассматривает бытие как понятие, определяющее становление и развитие не только философии, но и современной западной культуры вообще. В вопросах, поставленных в поэме Парменида (тождество бытия, необходимости, разума) он усматривает возникновение возможности современной научно-технической цивилизации. Ответ на вопрос: «Что такое философия?» состоит в нашем соответствии тому, к чему философия держит путь. Этой основополагающей целью является достижение, понимание бытия сущего. Соответствие проявляется в некотором настроении, которое и определяет познавательную установку, поведение познающего. Так, например, для Платона и Аристотеля в качестве главного «настроя», в котором проявлялось соответствие бытию сущего, выступало чувство удивления; последнее утверждалось в качестве начального пункта философствования. Новое время в лице Р.Декарта породило новый «настрой» на познание достоверно сущего – сомнение. Философия существует, утверждает М.Хайдеггер, «в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего». Различные концепции бытия представленные в истории философии не что иное, как различные ответы на один и тот же вопрос-посыл, заключенный в самом общем определении – «бытие есть». Именно в нем бытие постоянно раскрывается мышлению «со всей эпохальной полнотой своих изменений» /См. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. С.80-100). Истинное бытие понимается М.Хайдеггером как человеческое бытие, содержащее в себе постоянную «тайну», стремление к которой сопряжено с постоянным следованием зову Бытия. Философия, раскрывающая этот зов, есть поступок человека, возвращающегося к своему существу «понимающего в мире», хранителя истины мира. «Мир как целое (бытие) присущ человеку, мирообразующему существу, в более изначальном смысле, чем природное окружение" /Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопросы философии, 1989. №9/. Занять свое подлинное место в мире бытия – глобальная задача человека.

В философии 19-20 вв. бытие рассматривается как неделимая целостность осознаваемого мира с сознанием во всем многообразии его форм. Именно с таких позиций рассматривается бытие в «философии жизни» В.Дильтея, в феноменологии Э.Гуссерля, «человеческом существовании» М.Хайдеггера, экзистенциализме Ж.П.Сартра и др. В этих и других философских системах рассмотрены различные аспекты и слои бытия, взаимоотношения между ними, которые существенно обогатили понимание бытия как сложного, многогранного, целостного объективно-субъективно-идеально-материального образования. Развитие общественно-исторической практики, культуры, необходимости человеческого жизнестроительства в глобально-космическом масштабе настоятельно требуют нового переосмысления совокупного интеллектуального опыта - искусства, мифологии, религии, науки, философии.

Несмотря на различия в концептуально-теоретических подходах к понятию бытия, есть и нечто сходное, что позволяет говорить и об общем смысловом поле рассмотренных взглядов и теорий. Всем им присущ один и тот же «канон», определяющий самую общую направленность развертывания философского дискурса: признание собранности, целостности, единства мира не в смысле завершенности (хотя Парменид и не преодолел в полной мере границ сущего), а в смысле всеохватности. «Мыслительным конструктом» же всех философских построений, несмотря на различные средства описания и содержательные структуры, выступает соотношение чувственного и разумного, многого и единого, и в целом - бытия и сущего.

Поскольку человеческая соотнесенность с миром в целом (бытие) – это бесконечный горизонт рациональных (понятийных) значений, продуктивно-творческих проекций, образных представлений и символов, глубоких чувственных переживаний, интуитивных и мистико-медитационных постижений, экстатических состояний и т.д., постольку философия как особый орган человеческой жизнедеятельности по духовной ориентации человека в мире в целом (бытие) использует всю совокупность познавательных средств, что и определяет многообразие, плюрализм ее концепции и теорий.

2. Бытие – структура, формы и способы существования

В своей повседневной жизни люди опираются на простые, не подлежащие сомнению, представления об окружающей действительности. Эти представления возникают как обобщенные результаты непосредственного опыта, практики, ориентируют человека в его целенаправленной деятельности.

Но человек постоянно убеждается и в ограниченности, относительности своего эмпирического опыта, его неполноте, односторонности. Это обстоятельство порождает в сознании людей мысль о неустойчивости их бытия, жизненной непредвиденности, постоянной угрозе их существованию в целом. Отсюда стремление выйти за пределы чувственного опыта собственного «Я», преодолеть его неполноту, представить мир в целом и человека как часть его, обрести большую уверенность в своем существовании.

Преодоление (трансцендирование) границы собственного мира,                   соотнесение личного бытия с вечностью – наиболее глубокая основа духовности.

Подтверждением сказанному является возникновение и развитие таких понятий, как Космос, Логос, Бог, материя, Бытие, Воля, Мировой Разум, бесконечность и другие.      Как нетрудно заметить, эти представления выходят за границы возможного опыта, что и придает им непререкаемость: практика бессильна вынести свой окончательный вердикт. Они могут быть только «вытеснены» другими равностатусными образованиями. Сложный и многосторонний процесс возникновения, развития, вытеснения «опорных» понятий неразрывно связан с интуитивной стороной деятельности сознания.

Именно интуиция (в интеллектуальной, эмоциональной или мистической форме) способна в «целом» охватить, постигнуть мир. На основе этого целостного представления и происходит осмысление субъектно-объектной системы «мир – человек». Об этом убедительно свидетельствует история развития человеческого сознания, самосознания, духа, человеческой духовной деятельности. Конечно, интуиция опирается на определенные предпосылки в виде предшествующей практики, но главное ее предназначение и роль – в преодолении ограниченности этих предпосылок, неполноты знания, относительности практики как критерия истины.

Все изложенное характеризует процесс возникновения и формирования понятия бытия – сложного интегрального духовного образования, содержащего в себе как рефлексию результатов практического опыта, так и интуитивные представления принимающих самые различные формы (от мифологических и мистико-религиозных прорицаний до научно-теоретических гипотез – парадигм).

В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире состовляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.

Понятие бытия позволяет объединить различные части эмпирически воспринимаемого мира: природу, общество, человека, сознание, идеи и т.д. Существующее начинает восприниматься не как разрозненная данность предметов и явлений, а как целостная действительность, состоящая из различных сфер, т.е. мир не просто един, а составляет целостность всех своих частей. Это делает возможным содержательное осмысление бытия как соотношения его различных частей и сторон. В процессе рационального объяснения мира интуиция отходит на второй план и присутствует как «снятое», непосредственно данное в качестве убежденности, уверенности, веры.

И, наконец, бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. В Древней Греции это качество бытия характеризовалось как Логос (закон), в средневековой философии это свойство олицетворялось Богом. Упорядочивающую силу Мирового разума постулировал Гегель.

На пути осмысления мира возникает вопрос о формах существования бытия. Этот вопрос имеет важное теоретическое значение, ибо рассматривая бытие как целостность сущего, необходимо ясно представлять составляющие его части. В первом приближении единое бытие подразделяется на два реальных мира: природы и сознания. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, к ним в равной степени применимо понятие бытия, но тем не менее они различаются по форме своего существования. Физический, природный мир (вещи, процессы, состояния) существует объективно, т.е. совершенно независимо от воли, желаний и сознания людей. В этом и заключается коренное отличие природы как особой формы бытия. Мир человеческого сознания, напротив, существует субъективно, так как зависит от воли и желаний людей, индивидов. Понятие сознание обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа.

Рассмотрение единства природы и сознания, физического и духовного мира является одной из основных проблем философского знания. Анализ различных сторон взаимодействия основных форм бытия позволяет выявить и их разновидности.

Физический мир делится на бытие природы как целого и бытие вещей, произведенных человеком. Продукты человеческой деятельности, относящиеся к материальной культуре, являются веществом природы, принадлежат к объективному физическому миру, но в своем происхождении, существовании, функционировании опосредствованы сознанием, несут особый человеческий смысл, и в этом бытие «второй природы» отличается от способа существования самой природы.

Можно говорить об особенностях бытия самого человека, который одновременно существует в двух мирах: природном – как его неотторжимая органическая телесная часть и сознательном, психическом, что отличает его от других живых существ. Благодаря сознанию и особенно его высшим формам (искусство, религия, философия) человек не просто существует, бытийствует, но осознает смысл своего существования, рассуждает о бытии сущего, характеризуется (что отмечалось философами различных времен и направлений) диалектическим единством души и тела, природного и духовного, объективно-предметного и субъективного.

Духовный мир человека также можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это индивидуальное существование духовного, психический внутренний мир конкретной личности со всеми уровнями существования от бессознательного до самосознания собственного «Я». Духовная жизнь индивида, во всем своем многообразии,- одно из необходимых условий, предпосылок и результатов человеческого бытия. Но в тоже время индивидуальное сознание не существует обособлено от духовной культуры общества, образования которой носят интерсубьективный объективированный характер. Объективно духовным является, например, человеческий язык, наука, религия, мораль, искусство и т.д. Так, язык в своих знаках и символах аккумулирует духовную деятельность многих индивидуальных сознаний, делает ее достоянием всего общества, т.е. объективирует ее, создает условия для духовного прогресса общества. Тоже самое можно отнести и к развитию научного знания. Философская теория глубоко сформулированная конкретным индивидом, становится достоянием общества, отражает дух целой эпохи. Между субъективным и объективным духом существует глубокая диалектическая взаимозависимость: психический мир человека достигает уровня сознания, только лишь осваивая объективно существующую духовную культуру человечества, а сам объективированный мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока производится и воспроизводится индивидуальными сознаниями, т.е. субъективным духом.

Своеобразие человеческого существования проявляется также и в форме социального бытия, которое можно подразделить на индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества в целом. В связях и отношениях, образующих социальный мир индивида и общества проявляется бесконечное многообразие диалектического взаимодействия между материальным и идеальным, первой и второй природой, субъективным и объективным духом.

Таким образом, можно выделить следующие основные формы бытия:

  •  бытие вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
  •  бытие человека, подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
  •  бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
  •  социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Проблема форм бытия имеет важное методологическое значение для философии. Определенное понимание и трактовка взаимоотношений и взаимодействий между ними лежит в основе различных философских воззрений. Особенно это относится к решению вопроса о том, какие формы бытия являются первичными или производными. Так, материализм в качестве основной формы считает природное бытие, а остальные производными, зависимыми, хотя и воздействующими на него. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.

 Литература

  1.  Гегель Г.В.Ф. Наука логики Книга 1. Учение о бытии.- СПБ.: Наука, 2008.
  2.  Николай Кузанский. О возможности-бытии. 1460. Сочинения в 2-х т. Т.2: - М. :Мысль, 1980. - 471 с. - С.135-181.
  3.  Хайдеггер М. Время и бытие: Пер. с нем. М.: Республика,  1993.
  4.  См. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  5.  Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.1. С.294-296.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82390. Обзор зарубежных публикаций по проблематике социальной поддержки 359 KB
  В реферативном обзоре рассматриваются различные теоретические подходы к определению и измерению социальной поддержки. Однако основой различных определений социальной поддержки являются три категории: ресурсы социальной сети оказание социальной поддержки и оценка принятой социальной поддержки.
82391. От значения слова – к правильному написанию 2.35 MB
  Место урока в системе урока 10 урок в главе И снова о главном работнике в языке - слове Форма и тип урока Урок зачёт Образовательная цель и задачи Цель: вспомнить способ подбора проверочных однокоренных слов для имён существительных имён прилагательных глаголов: от значения слова - к правильному...
82392. Типичная русская еда 49.5 KB
  Задачи направленные на достижение метапредметных результатов: регулятивные УУД формирование умения принимать и сохранять учебные задачи; формирование умения планировать контролировать и оценивать свою деятельность деятельность группы; познавательные УУД формирование умения использовать различные...
82393. Односоставные предложения 87.5 KB
  Обобщить изученный материал об односоставных предложениях. В чём же преимущество увиденной рекламы Чем она больше всего запоминается Простотой изложения лаконичностью легкостью ненавязчивостью Какие предложения использованы в этом рекламном ролике Односоставные В этой рекламе прозвучали стихи...
82394. Н.В.Гоголь «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав 38.91 KB
  Цели: помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя; создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы; воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным...
82395. Неравенства. Конспект урока математики в 8 классе 684 KB
  Цель урока: развивать умение обобщать правильно отбирать способы решения неравенств; расширять общий кругозор. Задачи урока: Образовательные: Расширить обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах; Повторить понятие неравенства алгоритм решения неравенства с одной переменной...
82396. Герб. Флаг. Гимн 32.05 KB
  Цель: формирование представлений о происхождении и истории символики государства России; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету. Оборудование: компьютер физическая карта России мультимедиапроектор энциклопедия книги о символике.
82397. Волны в океане 57.5 KB
  Цели и задачи: объяснить образование ветровых волн цунами приливов; Описание строения ветровых волн; Практическое использование приливной волны; Совершенствовать умение работы с картами атласа. Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности реки моря Что вы можете о них вспомнить?
82398. А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 44.55 KB
  Так о каком же животном пойдёт речь сегодня Какие породы собак вам известны И тема нашего урока А. На свете множество собак И на цепи и просто так: Собак служебных пограничных Дворовых шариков обычных И молодых пугливых шавок Что тявкать любят из подлавок И тех изнеженных болонок Чей нос курнос...