73809

Сознание. Современные представления о сознательной деятельности

Лекция

Логика и философия

Историческое развитие понятия сознания. Проблема сознания во все века привлекала внимание философов ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные иногда диаметрально противоположные точки зрения объясняющие сущность сознания его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности направленной на отражение и преобразование действительности.

Русский

2014-12-20

95 KB

1 чел.

Тема 11.

Сознание.

  1.  Историческое развитие понятия сознания.
  2.  Современные представления о сознательной деятельности.
  3.  Проблема идеального.
  4.  Индивидуальное и общественное сознание.

Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности. Возникновение сознания – результата длительного социального развития – тесно связано с формированием высокоорганизованной материи – мозга, функционально осуществляющего высшую форму отражения действительности, являющегося органом человеческой мысли. Современная психология и философия уделяют большое внимание таким вопросам, как сущность идеального, источники и структура сознательной деятельности, соотношение сознательного и бессознательного.

1. Историческое развитие понятия сознания

Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождест-влялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей» – единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск» всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственной субстанции, противостоящей внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга или со всеобщим свойством материи («И камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся, по Гегелю, исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленности внешними факторами, прежде всего - экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

2. Современные представления о сознательной деятельности

Одна из наиболее распространенных и научно обоснованных гипотез о возникновении сознания исходит из признания всеобщего свойства материи – отражения. Предполагается, что каждому уровню материи (неорганический, органический, социальный) присуща специфическая форма отражения. Генетически исходной формой на органическом уровне (живая природа) является раздражимость – способность организма к реакциям на определенные раздражители. Затем возникает чувствительность – способность к ощущениям. Первая способность присуща и растениям, вторая – специфична для животного мира. Ощущения опосредствуют фактор внешней Среды и ориентируют организм на ответные действия, адекватные потребностям. В результате противоречивой совместной эволюции внешнего воздействия и внутренней активности возникает развитая психика, психическое отражение. Появление сознания (социальная форма отражения) связано с материальной производственной деятельностью и характеризуется идеальным отражением действительности через знаковую систему языка.

Трудность определения сознания заключается в том, что человек не в состоянии охватить весь состав мыслительной деятельности. Так, субъект не воспринимает непосредственно физиологические элементы сознания и у него создается впечатление, будто он имеет дело с процессом абсолютно свободным от какой-либо материальной основы. Далее. Мысль всегда сопутствует человеческой деятельности, направленной на объекты материальной или духовной деятельности, вплетена в различные проявления жизнедеятельности субъекта и поэтому выявление границ сознания связано с известными трудностями. Анализ представлений о духовной жизни человека при всем их различии выявляет и нечто общее, что может быть исходным пунктом согласия между рассмотренными взглядами на сознание от мистико-религиозных до естественнонаучных. Это общее заключается в том, что сознание признается оппосредствующим звеном между всеобщим, в какой бы форме оно не выступало (Космос, Бог, Идея и т.д.) и индивидом; отдельное человеческое сознание всегда наделено свойством отражать всеобщее, соизмерять себя с Абсолютом, т.е. истинным бытием. Принцип отражения обязательно присутствует в различных интерпретациях сознания как его главнейшее и существенное свойство. Универсальность сознания предопределило внимание к нему со стороны различных наук: психологии, социологии, психиатрии, биофизики, юриспруденции, информатики. Проблемы сознательной деятельности, духовности человека нашли свое отражение в культурных традициях, религиозной и общественной ориентации.

В современной философской литературе нашей страны одной из самых распространенных концепций сознания принадлежит А.Г. Спиркину. Под сознанием А.Г.Спиркин понимает идеальное (психическое) отражение действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Воспроизведение объективной реальности сопровождается мысленной подготовкой к преобразующей практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание как высшая форма отражения осуществляется в речевой (символической) форме активного отражения и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей среды и противопоставления себя ей как субъекта объекту. Возникновение сознания непосредственно связано с возникновением языка, членораздельной речи. Основными элементами речи является слово и предложение. Материальная сторона слова (написание, звучание) обозначает предмет и является чувственным или умственным образом. Предложение как материальная форма – носитель законченной мысли, суждения. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает мысли.

В процессе сознательной деятельности осуществляется эмоциональная оценка действительности, обеспечивается целеполагающая деятельность, мысленное построение разумных действий, осознание их последствий, способность личности к адекватной оценке происходящего как во внешнем материальном, так и внутреннем духовном мире. Исходя из изложенного, А.Г.Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Таким образом, сознание – это идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование действительности.

Другая, современная концепция сознания представлена А.В.Ивановым /Сознание и мышление. М., 1993/. Главное внимание здесь обращено на рассмотрение функциональной структуры психической деятельности. Содержательное «поле» сознания символически представлено в виде круга, разделенного крестообразно на четыре сектора, соответствующих различным функциям мышления. Подобный подход позволяет наглядно представить сложное взаимодействие различных функций мозга, асимметричность его структуры, несмотря, как подчеркивает автор, на известную условность предложенной схемы (см. схему 1).

Сектор (I) связан с такими способностями, как ощущения, восприятия, конкретные представления, которые обеспечивают человека первичной информацией о внешнем мире, собственном теле и его взаимоотношении с другими телами. Главной целью и регулятивом этого сектора является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

СВЕРХСОЗНАНИЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Схема 1

С сектором (II) связаны логико-понятийные компоненты сознания. Главной целью и регулятивом здесь является – истина. I и II сектор образуют «левую половинку» нашего сознания и образуют внешне-предметную составляющую нашего сознания. Личностные, ценностные и смысловые компоненты психического мира находятся как бы в латентном состоянии.

«Правая половинка» также состоит из двух секторов. Сектор (III) – эмоциональная составляющая сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу событий прошлого, настоящего или будущего. Сюда относятся, например, предчувствия, галлюцинации, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, отвращение и т.д. Главным регулятором этого сектора является «принцип удовольствия».

Сектор (IV) представляет ценностно-смысловую компоненту единого «пространства» нашего сознания. Здесь сосредоточены духовные идеалы личности, высшие мотивы ее деятельности. Их формирование осуществляется через продуктивное воображение, фантазию, интуицию различных видов. Целью и регулятивом здесь выступают правда, добро (справедливость), красота. Здесь предметная действительность согласуется с нашими высшими представлениями о цели и смысле жизни. III и IV сектора образуют гуманитарную составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступает собственно «Я» и другие «Я», а также продукты их творческой самореализации в виде символических образований (искусство, религия, философия). Внешнепознавательная составляющая сознания подчинена «правой половинке».

А.В.Иванов отмечает, что при желании предложенную схему сознания можно соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого «языкового» полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания - интуитивная деятельность правого полушария.

Асимметрия мозга – кульминационное проявление действия закона нарушения симметрии «правого» и «левого» в природе – важнейшее условие становления социального человека (См. Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина. Принцип симметрии – асимметрии в изучении сознания человека // Вопросы философии. 1986. №7.).

Конкретизируя предложенную схему сознания (круг), можно выделить два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное и верхний – сверхсознание. Надсознательные способности создают возможность приобщения к информационно-смысловой реальности. В ряде религиозно – мистических доктрин утверждается, что высшее знание раскрывается в актах надсознательного озарения, «слияния» с космическим или божественным разумом. Отсюда идея божественного творческого экстаза, т.е. выход индивида за собственные телесные и духовные пределы. Восходя по горной вертикали сознания наша духовность, рождаясь из «тьмы и молчания бессознательного» (К.Г.Юнг), способна достигать уровня Мирового Разума.

Историческое развитие сознательной деятельности ведет к формированию ее высшей формы – самосознания, которое связано с процессом выделения самого себя из окружающего мира. Познавательная деятельность с необходимостью предполагает познание себя как субъекта познания. Осознание человеком себя в качестве деятельной личности и составляет основное содержание самосознания. В своем развитии самосознание проходит несколько этапов:

  •  самочувствие – элементарное осознание человеком своей вписанности в мир вещей и в мир людей (пространственно-временные характеристики). Личность живет, находится в сложной совокупности пространственно-временных структур, взаимодействующими друг с другом. В каждую эпоху вырабатывается вектор, определяющий свое время – пространство (метрическое, биологическое, социальное, историческое и др.);
  •  осознание своей принадлежности к определенным социальным группам (коллектив, нация, религия, гражданство и т.д.);
  •  возникновение осознания «Я», т.е. признание «Я» других людей, похожих на мое «Я», но тем не менее осознание своего «Я» как уникального и неповторимого. Осознание этой уникальности позволяет личности совершать абсолютно свободные (т.е. не зависящие от другого) поступки и нести за них ответственность. Чем ответственнее человек, тем более свободными являются его действия. Свобода выбора – необходимое условие нравственного поступка, который невозможен без самооценки, осознания «Я».

Психическая жизнь человека содержит наряду с сознанием и сферу бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Примером этому являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д.   К сфере бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в фокус сознания.

Так называемые автоматизмы могут возникнуть сознательно, но затем погрузиться в сферу бессознательного. Так, например, игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, занятия спортом на первоначальном этапе контролируются сознанием, а затем приобретают характер автоматизма. Здесь хорошо видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма автоматизма уменьшается нагрузка на сознание, увеличиваются творческие потенции человека.

Бессознательное и сознательное являются относительно самостоятельными частями единой психической реальности. Они противоречивы и между ними часты конфликты. Но они и взаимосвязаны, взаимодействуя между собой, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности развития творческих возможностей субъекта. И хотя социальное поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов и остается место и для бессознательного. Сознание в значительной мере формирует бессознательное, способно в целом его контролировать.

3. Проблема идеального

Важнейшим свойством сознания, как индивидуального, так и общественного, является идеальность, обусловленная социальной природой человека. Сложность понимания идеального, его проявлений и функций обусловило наличие различных взглядов на его происхождение и сущность. В рамках всей философии в самом широком плане эти концептуальные различия выступают как противоположность материализма и идеализма.

В отечественной философии существуют несколько точек зрения на проблему идеального. Одна из них принадлежит Э.В.Ильенкову /См. Идеальное// Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960-1970. Т.2 С.219-227; Философия и культура. М., 1991/, который рассматривает процесс возникновения и развития идеального через парную категорию «распредмечивания – опредмечивания». Сущность концепции заключается в следующем.

Процесс мышления – это прежде всего процесс распредмечивания мира. Что это такое? Мысль – это существование предмета, но совершенно в ином качестве. Мысль разрушает предмет, разлагает его, лишает его природной целостности. Мысль как бы воспаряет над предметами, потому что она нечто большее, нежели предметы, она знает о них больше того, чем они представляются взгляду. Мысль разрушает мир по своей природе и эту сущностную мощь мышления впервые понял Платон, усмотревший мир идей, бесконечно совершенного и могущественного по отношению к природному миру, миру вещей. М.Хайдеггера поразила разрушающая сила разума у Парменида. «В его поэме разорвалась атомная бомба». Но это бескровное разрушение. Оно заметно только титанам мысли, которые уже поняли будущее противостояние человека и природы не только в мысли, но и в материи.

Распредмечивание – это только одна сторона процесса мысли. Мысль, воплотившаяся в языковые формы через деятельность человека, воплощается в предметы. Круг замкнут? Нет. Разрушительная миссия мысли не прошла бесследно. Появившийся предмет – это уже мысль, воплощенная в другом, в материи, в веществе. Поэтому все предметы, созданные человеческой мыслью, в отличие от природных, содержат в себе смысл. Смысл – материализованная мысль, т.е. мысль опредмеченная. Но опредмеченная мысль несет с собой противостояние бессмысленной природе. Человеческий мир идей и мир вещей может быть создан только разумом. Это противостояние мысли предмету начинает проявляться в том, что «вторая природа» развивается по маловероятному сценарию развития самой материи.

Таким образом, идеальное образуется и существует в поле действия двух взаимосвязанных и разнонаправленных процессов (опредмечивания – распредмечивания):

  1.  ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО;
    1.  СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ.

В общем виде можно выразить как

ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ.

В процессе реализации идеального сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли и идеи не теряют своеобразия. С помощью речи чувства, представления, мысли из личного достояния становятся достоянием других людей, всего общества, являются средством межиндивиндуальной связи. Благодаря речи сознание формируется как общественное явление, как продукт культуры, как основа связи между поколениями и эпохами. Вне человека и помимо человека никакого «идеального» принципиально существовать не может. Причем, человек понимается не как изолированный индивид с его мозгом, а как личность, т.е. «совокупность всех общественных отношений» по поводу процесса общественного производства его жизни. Идеальное существует «внутри» человека, понимаемого таким образом.

Существуют и другие точки зрения на проблему идеального. Так, Д.И.Дубровский считает неверным положение о том, что идеальное есть принципиально внеиндивидуальное и надындивидуальное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной реальности. По его мнению идеальное не существует само по себе, а связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное выступает как способность человека иметь информацию в «чистом» виде.

В настоящее время проблема идеального широко обсуждается с точки зрения ее космической, вселенской значимости. Еще Тейяр де Шарден, французский философ и теолог, развивал идеи о неразрывной связи человеческого разума с природой. В своем труде «Феномен человека» он обосновывал вывод о том, что начиная с определенного момента разум становится определяющей силой как в развитии Человека, так и Природы. К этому же выводу пришел и наш великий соотечественник – В.И.Вернадский. Оба они используют понятие «ноосфера» (греч. ноос – разум), но подходы разные. Первый исходит из эволюционного процесса, который постепенно сглаживает противоречия между людьми, между природой и обществом. В конечном счете возникает некая финальная ситуация – сверхжизнь. Все эволюционные процессы завершаются и человечество «сливается» в единое целое с природой и Богом.

У В.И.Вернадского же ноосфера означает распространение сознательной деятельности людей на взаимодействие с природой, биосферой. Основанием этих отношений должен стать разумный подход как главнейшее условие выживания человека. Сохранить сферу своего бытия – дело разумной, целенаправленной человеческой деятельности, результатом которой должен стать переход биосферы в новое качество – ноосферу.

Традиционные идеи философов прошлого активно используются для более глубокого понимания функций и возможностей Разума (как индивидуального, так и коллективного) в универсальном развитии Вселенной, в противоречивой коэволюции Человека и Природы.

4. Индивидуальное и общественное сознание

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недефференцированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим кратко отдельные формы общественного сознания:

  •  политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
  •  правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
  •  мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
  •  искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;
  •  религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.

 Литература

  1.  Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1993.
  2.  Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,2005.
  3.  Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  4.  Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. №10.
  5.  Цвейг С. Врачевание и психоанализ. М., 2007


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44833. UN fordert besseren Schutz vor Gefahren aus dem All 25.5 KB
  Аuch die Bevölkerung müss besser informiert werden. Dies ist die grobe Grenze b der mn im Flle eines Einschlgs mit weltweiten Konsequenzen rechnen muss. Die Wissenschftler wollen nun ein llgemeines Netzwerk und verschiedene interntionle Expertengruppen etblieren die im Flle verschiedener Szenrios ktiv werden können. Wenn es dnn eine Bedrohung gibt muss mn nur die Schublde öffnen und ht die richtige Mission prt sgte der Vorsitzende des UNktionstems für kosmische Objekte Sergio Cmcho.
44834. Виды строительной продукции и их характеристики 25.13 KB
  Строительная продукция – вводимые в действие и принятые в установленном порядке новые реконструированные или капитальноотремонтированные здания и сооружения с завершенными в них работами по монтажу и испытанию оборудованию.Предупредительный текущий ремонт – систематически проводимые работы по предупреждению износа и устранение мелких неисправностей. В их состав включаются затраты на строительномонтажные работы приобретение оборудования инвентаря прочие капитальные работы и затраты. Капитальные вложения состоят из следующих основных...
44835. Растворы 25.67 KB
  Определение концентрации кислоты методом титрования Перед началом титрования бюретку сполосните раствором щелочи выданным для работы. Для этого в пипетку с помощью груши наберите 10мл приготовленного раствора кислоты. Каждый раз перед титрованием новой пробы кислоты подливайте щелочь в бюретку до нулевой отметки или до того уровня с которого начали титровать в первом опыте. Результаты опыта занесите в таблицу 1 Рассчитайте нормальную концентрацию раствора кислоты используя закон эквивалентов: вещества взаимодействуют друг с другом в...
44836. История культурного развития средневековой Западной Европы 16.91 KB
  После сдачи экзамена ученик становился подмастерьем после того как находились деньги на открытие своей школы он получал статус мастера. Лишь к концу XV века церковь осознала это принялась открывать духовные семинарии и школыи т. Монастырские школы были начальными средними и высшими осуществляли воспитание феодалов....
44837. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами 26 KB
  Отходы производства и потребления далее отходы остатки сырья материалов полуфабрикатов иных изделий или продуктов которые образовались в процессе производства или потребления а также товары продукция утратившие свои потребительские свойства. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями установленными федеральным органом исполнительной власти осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов...
44838. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный экологический контроль 36.5 KB
  Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности находящиеся в ведении Российской Федерации: а объекты относящиеся к федеральным энергетическим системам ядерной энергетике федеральным транспорту путям сообщения информации и связи; б объекты связанные с обеспечением обороны и безопасности относящиеся к оборонному производству производству ядовитых веществ и наркотических средств; в объекты расположенные на землях находящихся в федеральной собственности в том числе землях лесного фонда Российской...
44839. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности 28.5 KB
  Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении проектировании строительстве реконструкции вводе в эксплуатацию эксплуатации консервации и ликвидации зданий строений сооружений и иных объектов содержатся в ст. 34 Федерального закона Об охране окружающей среды . Размещение проектирование строительство реконструкция ввод в эксплуатацию эксплуатация консервация и ликвидация зданий строений сооружений и иных объектов оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду осуществляются в...
44840. Техногенные аварии и катастрофы 24.58 KB
  Техногенные системы и их воздействие на природу и человека Техногенные аварии и катастрофы Аварийные и катастрофические ситуации в техногенной сфере на потенциально опасных объектах можно объединить по следующим типам: режимные возникают при штатном функционировании потенциально опасных объектов последствия от них предсказуемые защищённость от них высокая; проектные возникают при выходе за пределы штатных режимов с предсказуемыми и приемлемыми последствиями защищённость от них достаточная; запроектные возникают при...
44841. Принципы обеспечения экологической безопасности 40 KB
  В Указе Президента РФ О концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается что к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды минимизация...