73814

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

В схемах постоянного тока в которых ток обычно имеет фиксированное значение определяемое сопротивлениями и напряжениями катушки индуктивности обычно имеют лишь незначительный эффект или вообще не имеют никакого эффекта как в нашем случае с использованием идеальной катушки.

Русский

2014-12-20

4.68 MB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Факультет компьютерных технологий и систем

Кафедра ЭВМ

 

 

 

ПАНАРАД СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ВМИС

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ

Отчёт по лабораторной работе №1

(вариант 15)

студента 3 курса 221902 группы

 

Преподаватель

  

Золоторевич Людмила Андреевна,                          

 

доцент кафедры ЭВМ,

кандидат технических наук

Минск 2014

1 ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

               Таблица 1 – Определение варианта работы

№ варианта

работы

№ варианта

задания 2.1

№ варианта

задания 2.2

№ варианта

заданий 3

№ варианта

заданий 4.1

15

12

15

31

15

     Таблица 2 – Вариант задания 2.1

№ варианта

E1

C1

L1

R1

12

120 В

22 нФ

200 мГн

400 Ом

12 В

35 пФ

300 мГн

1 МОм

Таблица 3 – Вариант задания 2.2

варианта

U1

f

C1

R1

15

45 В

20 Гц

25 пФ, 2500 пФ, 0.025 мкФ, 25 мкФ

10 кОм

5 Гц, 50 Гц, 50 кГц, 0.5 МГц

1 мкФ

Таблица 4 – Вариант заданий 3


варианта

Источник переменного напряжения

Емкость

C1

Индуктивность

L1

Источник постоянного напряжения

U2

Нагрузочное сопротивление

R1

U1

f

31

3 В

100 Гц, 100 кГц, 100 МГц

300 пФ

50 мкГн

6 В

1 кОм

                      

                       Таблица 5 – Вариант задания 4.1

варианта

Uвх

fвх

R1

R2

15

0.5 В

2400 МГц

200 Ом

200 Ом

2 ЗАДАНИЕ 2.1. ЁМКОСТЬ И ИНДУКТИВНОСТЬ В ЦЕПЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА.1 Конденсатор в цепи постоянного напряжения

Рисунок 1 – Схема с конденсатором в цепи постоянного напряжения, опыт 1

Рисунок 2 – Схема с конденсатором в цепи постоянного напряжения, опыт 2

n/n

E1 источник питания

C1 ёмкость

R1 резистор

I

ток

U

Падение напряжения

1

120 В

22 нФ

400 кОм

0.00 А

0.00 В

2

12 В

35 пФ

1 МОм

0.00 А

0.00 В

Таблица 6 – Серия опытов с ёмкостью в цепях постоянного напряжения

Ток в цепи определяется по формуле:

 

Т.к. опыт с ёмкостью проводился в цепях постоянного тока (f=0) из формулы следует, что I=0, цепь будет разорвана и ток через конденсатор не пойдёт.

В схемах постоянного тока, в которых ток обычно имеет фиксированное значение, определяемое сопротивлениями и напряжениями, катушки индуктивности обычно имеют лишь незначительный эффект или вообще не имеют никакого эффекта, как в нашем случае с использованием идеальной катушки.

2.2 Катушка индуктивности в цепи постоянного тока

Рисунок 3 – Схема с катушкой индуктивности в цепи постоянного тока, опыт 1

Рисунок 4 – Схема с катушкой индуктивности в цепи постоянного тока, опыт 2

n/n

E1 источник питания

L1 индуктивность

R1 резистор

I

ток

U

Падение напряжения

1

120 В

200 мГн

400 Ом

300.1 мА

120.00 В

2

12 В

300 мГн

1 МОм

24.00 мкА

12.000 В

Таблица 7 – Серия опытов с индуктивностью в цепях постоянного тока

Катушка индуктивности в цепи постоянного тока имеет нулевое сопротивление при моделировании. Показатели тока в цепи не совпадают с вычисленными значениями по закону Ома , так как в данной цепи свой вклад вносит внутреннее сопротивление вольтметра . При этом внутренним сопротивлением амперметра  фактически можно пренебречь, то есть , падение напряжения на резисторе фактически равно ЭДС источника питания.

Во всех опытах при моделировании цепи источник имел нулевое внутреннее сопротивление.

3 ЗАДАНИЕ 2.2. ЁМКОСТЬ В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Рисунок 5 – Схема с ёмкостью в цепи переменного тока

n/n

Параметры

Осциллограммы

Серия №1.  Частота переменного тока фиксирована, меняется емкость конденсатора

Опыт №1

U1

45 В

f

20 Гц

C1

25 пФ

R1

10 кОм

IR1

0.1432 мкА

1-2

1.6035

Опыт №2

U1

45 В

f

20 Гц

C1

2500 пФ

R1

10 кОм

IR1

14.33 мкА

1-2

1.53807

Опыт №3

U1

45 В

f

20 Гц

C1

0.025  мкФ

R1

10 кОм

IR1

143.2 мкА

1-2

1.289

Опыт №4

U1

45 В

f

20 Гц

C1

25 мкФ

R1

10 кОм

IR1

4.4986 мА

1-2

0

Серия №2.  Емкость конденсатора фиксирована, меняется частота переменного тока

Опыт №1

U1

45 В

f

5 Гц

C1

1 мкФ

R1

10 кОм

IR1

1.3652 мА

1-2

1.2959

n/n

Параметры

Осциллограммы

Опыт №2

U1

45 В

f

50 Гц

C1

1 мкФ

R1

10 кОм

IR1

4.2941 мА

1-2

0.3534

Опыт №3

U1

45 В

f

50 кГц

C1

1 мкФ

R1

10 кОм

IR1

4.50 мА

1-2

0

Опыт №4

U1

45 В

f

0.5 МГц

C1

1 мкФ

R1

10 кОм

IR1

4.5017 мА

1-2

0

Таблица 8 – Серия опытов с ёмкостью в цепях переменного тока

Конденсатор в цепи переменного тока имеет реактивное сопротивление , где  – частота,  – ёмкость конденсатора. При протекании переменного тока через конденсатор напряжение на конденсаторе отстаёт от тока на 90°, т. е. вектор напряжения направлен вниз под углом 90° к вектору тока. Однако с ростом ёмкости или частоты источника сопротивление конденсатора уменьшается, следовательно, уменьшается общее сопротивление цепи. Однако на определённом этапе (опыт 3 первой серии опытов) ток возрастать прекращает, так как дальнейшее увеличение ёмкости не приводит к существенному уменьшению сопротивления цепи. При этом разность фаз между векторами входного и выходного напряжений приближается к нулю. Внутренним сопротивлением мультиметра в режиме измерения тока – 1 нОм – можно пренебречь.

4 ЗАДАНИЕ 3. СВОЙСТВА ЁМКОСТЕЙ И ИНДУКТИВНОСТЕЙ В ЦЕПЯХ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ С ПОСТОЯННОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Рисунок 6 – Схема с переключаемыми ёмкостью и индуктивностью в цепи с постоянной и переменной составляющей

n

Параметры

Осциллограммы

Испытание №1. Частота переменного тока 100 Гц

Ёмкость (конденсатор С1)

E1

V1

3 В

f1

100 Гц

E2

V2

6 В

С1

300 пФ

R1

1 кОм

V3

571.8 мкВ

V4

-0.733 мкВ

Индуктивность (катушка индуктивности L1)

E1

V1

3 В

f1

100 Гц

E2

V2

6 В

L1

50 мкГн

R1

1 кОм

V3

3 В

V4

5.995 В

Испытание №2. Частота переменного тока 100 кГц

Ёмкость (конденсатор С1)

E1

V1

3 В

f1

100 кГц

E2

V2

6 В

С1

300 пФ

R1

1 кОм

V3

581.6 мВ

V4

-1.037 мВ

Индуктивность (катушка индуктивности L1)

E1

V1

3 В

f1

100 кГц

E2

V2

6 В

L1

50 мкГн

R1

1 кОм

V3

2.999 В

V4

6.005 В

n

Параметры

Осциллограммы

Испытание №3. Частота переменного тока 100 МГц

Ёмкость (конденсатор С1)

E1

V1

3 В

f1

100 МГц

E2

V2

6 В

С1

300 пФ

R1

1 кОм

V3

3 В

V4

4.724 мВ

Индуктивность (катушка индуктивности L1)

E1

V1

3 В

f1

100 МГц

E2

V2

6 В

L1

50 мкГн

R1

1 кОм

V3

94.04 мВ

V4

6 В

Таблица 9 – Серия опытов с ёмкостью и индуктивностью в цепях с постоянной и переменной составляющей

При моделировании считалось, что внутреннее сопротивление катушки индуктивности L1 является нулевым, поэтому постоянную составляющую тока она пропускает без потерь. То есть показания вольтметра V4 равны напряжению источника E2 при любой частоте. Также считается, что конденсатор C1 не имеет утечек, поэтому он полностью не пропускает постоянную составляющую тока. Показания цифрового вольтметра V4 могут изменяться во времени, принимая в том числе и отрицательные значения  (особенно на сверхнизких частотах, вроде 1 Гц), однако на самом деле постоянное напряжение на резисторе R1 при любой частоте отсутствует.

Реактивное сопротивление катушки индуктивности  на частоте  равно , оно прямо пропорционально частоте. Ёмкостное сопротивление конденсатора  равно . Оно обратно пропорционально частоте. Как видно из осциллограмм, на очень низких частотах ёмкостное сопротивление конденсатора значительно превышает сопротивление R1, поэтому падение напряжения на R1 по закону Ома очень мало. На средних частотах реактивные сопротивления катушки и конденсатора сопоставимы, падение напряжения на них очень мало. На высоких частотах ёмкостное сопротивление значительно меньше R1, индуктивное сопротивление значительно превосходит R1. Соответственно, падение напряжения на конденсаторе очень мало, на катушке – почти равно напряжению источника E1.

Внутренним сопротивлением вольтметров можно пренебречь.

5 ЗАДАНИЕ 4.1 Исследование схемы делителя напряжения

Рисунок 7 Схема делителя напряжения

п/п

Параметры

Осциллограммы

1

Uвх , В

0.5

fвх, МГц

240

R1, Ом

200

R2, Ом

200

Uвых, мВ

176.8

Вывод:

Из осциллограммы получим, что  = 490,86 мВ,  = 245,41 мВ

Из мультиметра получим, что  = 176,8 мВ

Из вольтметра получим, что  = 353,6 мВ

Между действующими и амплитудными значениями существуют следующие соотношения:

Полученные опытным путём данные соответствуют теоретическим.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53645. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 69.08 KB
  Тема урока. Триединая цель урока: воспитание уважения к русским традициям через знакомство с символикой древних славян в ДПИ и применение знаний в практической работе Древо жизни Задачи. Формировать умение работать с бумагой технике вытынанки Тип урока: комбинированный урок Формы организации работы: Общеклассная и индивидуальная.
53646. В музеях хранятся картины. Натюрморт 37.5 KB
  Натюрморт. Сегодня мы как раз поговорим про натюрморт и выполним первые работы для вашего классного музея. Кто запомнил что такое натюрморт Это предметы объединённые одной темой. Если натюрморт чайный какие предметы будут входить в натюрморт Какие бывают натюрморты кто знает Слайд.
53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...
53650. Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян 110.5 KB
  Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...
53651. Знакомство с отрывком из рассказа И.С.Соколова-Микитова «Русский лес» 31.5 KB
  Сегодня не покидая нашего класса мы отправляемся в весенний лес. – А что можно услышать ранним утром войдя в весенний лес шум ручья пение птиц как ветер гуляет в юной листве Представьте раннее утро По лесу идет Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Учитель читает отрывок из произведения Русский лес Соколова-Микитова.
53652. Лицемерие в комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф» 57 KB
  Кого сегодня нет учитель отмечает в журнале отсутствующих. Учитель: Запишите пожалуйста тему урока. Учитель: Запишите пожалуйста эпиграф полное имя и годы жизни драматурга. Учитель: До Мольера комедии считались низким жанром.
53653. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Финансовые бюджеты 27 KB
  Планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов