7383

Эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Введение. Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пр...

Русский

2015-01-09

204.08 KB

173 чел.

Введение.

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

В данной курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей, сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического применения теории эластичности.

Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. 
Понятия эластичности спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги. 
Степень эластичности спроса на товар (или услугу), то есть степень чувствительности покупателей товаров (или услуг) к изменению цен весьма важна для производителя, так как помогает правильно выбрать маркетинговую и ценовую политику фирмы. Оценки эластичности спроса на отдельные товары устанавливаются чисто эмпирическим методом.

Для совершения акта купли-продажи наличие одного только желания приобрести товар и денег для его покупки недостаточно. Необходимо, чтобы товары и услуги в нужном количестве и ассортименте были произведены и доставлены на рынок. Процесс товарообмена необходимо рассматривать не только с позиции покупателей, но и с позиции продавцов. Продавец всегда будет выбирать такое количество товара для предложения на рынке, которое обеспечит ему наибольшую прибыль. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает  реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.

Анализ использованных источников показывает, что от того, эластичны спрос и предложение или нет, зависят многие факторы современной рыночной экономики.

Объектом исследования является эластичность спроса и предложения и факторы влияющие на нее..

Предмет – практическое применение теории эластичности.

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих, изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:

- характеристика эластичности спроса и её измерения;

- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;

- рассмотрение перекрестной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу;

- характеристика эластичности предложения;

- рассмотрение факторов, влияющих на эластичность предложения.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – "Эластичность спроса и предложения"; второй раздел – "Варианты практического применения теории эластичности"), заключение и список использованных источников.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. С этим и связано понятие эластичности. 

Спросэто платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре(услуге), а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Величина спроса на данный товар, услугу зависит от ряда факторов: цена товара, потребность в данном товаре, уровень цен на товары заменители данного товара. Одновременное действие факторов спроса определяет количество реализуемого товара, при этом цена и количество при прочих равных условиях связаны обратной зависимостью. По более высоким ценам реализуется меньшее количество данного товара, эта закономерность называется законом спроса.

Предложение — это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу? Предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Величина предложения зависит от тех же факторов что и величина спроса. Одновременно действия факторов предложения определяет количество реализуемого товара при этом цена и количества при прочих равных условиях связаны прямой зависимостью: по более высоким ценам продавцы предлагают большее количество данного товара, данная закономерность и называется законом предложения.

Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).

Эластичность— одна из важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. 

Эластичность спроса

Рассмотрим сначала эластичность спроса. 

Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.

Эластичный спрос - спрос, при котором: 
- процентное сокращение в цене вызывает такое процентное увеличение в количестве спрашиваемых товаров и услуг, что общий доход от продажи всей продукции на рынке увеличится, или 
- процентное увеличение в цене вызывает такое процентное сокращение в количестве спрашиваемых товаров, при котором общий доход всех продавцов на рынке сократится.

Эластичный спрос - упрощенно - спрос, имеющий тенденцию меняться в зависимости от незначительных колебаний цен на товары и услуги.

В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса выделяют следующие виды эластичности спроса: прямая эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрёстная эластичность спроса.

Эластичность спроса по цене .

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.


Эластичность спроса по цене показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

         , где: 

E ( p )- эластичность спроса по цене; 

d Qd (%)- процентное изменение спроса; 

d P (%) - процентное изменение цены. 

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (30010) до 6000 руб. (20030),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с  3000 (30010) до 2400 руб. (20012). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов [Л8, с. 89].

Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности. 

  1.  Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается. (на товары роскоши); 
  2.  Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается. (на предметы первой необходимости); 
  3.  Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений. (зависит от индивидуального выбора); 
  4.  E = 0 - совершенно неэластичный спрос - означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (товары первой необходимости:соль, спички, медикаменты);
  5.  E = ∞. Совершенно эластичный спрос - означающий абсолютную чувствительность объема спроса к малейшему изменению цены незначительный рост цены приводит к падению объема спроса  до нуля, а незначительное снижение цены – к увеличению объема спроса  до бесконечности (товары роскоши: в условиях совершенного рынка). 

На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом: 

Схема Эластичность спроса 

 

 
Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом.

 Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

  1.  наличие заменителей данного товара (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
  2.  удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);
  3.  размер дохода, которую составляет цена данного товара;
  4.  качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);
  5.  степень срочности, необходимости товара, универсальность товара;
  6.  размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);
  7.  Значимость, привычность товара для потребителя, психология покупателя.
  8.  Длительность периода времени втечение которого продавец изменит цены.

Эластичность спроса по доходу

Реакция величины спроса на изменение в цене—наиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку).

Эластичность спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены товара в этот конкретный момент не меняются. Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна, она тесно связано с понятием нормальных (качественных) товаров и товаров низшего качества. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

  1.  положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
  2.  отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для товаров низшего качества, выступающих в виде некачественных благ;
  3.  нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Среди нормальных товаров выделяют три группы товаров. Товары первой необходимости (мыло, соль, спички). Имеют предел насыщения, спрос на них растёт медленнее доходов. Предметы роскоши. Товары второй необходимости – это товары спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов, наример одежда, бытовая химия, по мере того как изменяются доходы один и тот же товар может оказаться в разных группах.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                      

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса (относительное изменение спроса) ; 

      ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода ( относительное изменение дохода).

На рис. 3, а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

Рис. 3. Эластичность спроса по доходу   

Виды эластичности по доходу.

  1.  EPI = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2.  EPI < 0. Товары низкого качества;
  3.  0 < EPI < 1. Товары неэластичные по доходу. Продукты питания, топливо, сырье;
  4.  EPI = 1. Единичная эластичность. Товары второй необходимости. Унитарный спрос. Снижение цены не приводит к коммерческому эффекту;
  5.  EPI > 0. Товары высокого качества (нормальные, стандартные товары);
  6.  EPI > 1. Товары эластичны по доходу. Качественные товары. Престижные товары;
  7.  EPI = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EPI > 1, ждет расширение, а отрасли с EPI < 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу

  1.  значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше он эластичен);
  2.  является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
  3.  консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

Перекрестная эластичность спроса

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А(Q)  к процентному изменению цены товара Б(P):

где “с” в индексе означает перекрестную эластичность.

Ес- перекрестная эластичность; 
d Q (%) - процентное изменение спроса на один товар; 
d P (%) - процентное изменение цены на другой товар. 

Виды товаров по эластичности.

  1.  Eс = 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2.  Eс < 1. Взаимодополняющие товары (кофе - сливки, шашлык - соус);
  3.  Eс = 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  4.  Eс > 1. Взаимозаменяющие товары (товары конкурентов);
  5.  Eс = ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию. Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики: доказательством того, что какая-то фирма не является монополистом того или иного товара служит тот факт, что производимый этой фирмой товар имеет положительную перекрестную эластичность спроса с товаром другой фирмы.

Рис. Кривые спроса на взаимозаменяемые(D1) и взаимодополняемые(D2) товары

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

  1.  положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
  2.  отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  3.  нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

4. Общая характеристика эластичности предложения

Эластичность предложения по цене, показывает как изменяется количество товаров предлагаемых к продаже в ответ на изменение цены этих товаров. Т.е. ценовая эластичность спроса это реакция покупателей на изменение цены, а ценовая эластичность предложения это реакция на изменение цен со стороны продавца.

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: 

Эластичность предложения (ES) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%, т.е. эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:

, или ES = ((Q1-Q0)/Q0): ((P1-P0)/P0)

где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; "s" в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. В этом случае предложение является неэластичным. Когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0).

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Рис. Предложение в трех периодах:

а) короткий период б) среднесрочный период в)долгосрочный период

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).

P

0

Q

B

A

C

B

A

C

Рис. 4. Варианты эластичности предложения: кривая А — единичная эластичность; кривая В — эластичное предложение; кривая С — неэластичное предложение.

Виды предложения по эластичности.

  1.  ESP = 0. Абсолютно неэластичное предложение - характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна (сырьевые товары: нефть, газ, руда);
  2.  ESP = 1. Единичная эластичность. При изменении цены на 1% предложение изменяется тоже на 1%;
  3.  ESP > 1. Эластичный предложение. При изменении цены на 1% предложение изменяется более, чем на 1%. Нормальные товары, характерна для долгого периода;
  4.  ESP = ∞. Совершенно эластичный предложение - присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна (факторы производства: труд, капитал);
  5.  ESP < 1. неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода

Факторы, влияющие на эластичность предложения

  1.  способности к длительному хранению и стоимости хранения (для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой);
  2.  особенности производственного процесса, возможности (гибкость) технологического процесса (если производитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой продукции при понижении его цены, то предложение этого товара является эластичным;
  3.  временного фактора (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д.);
  4.  мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей.

Практическое значение теории эластичности.

Анализ данных об эластичности необходим при принятии решений об изменении цен на уровне фирмы и целого государства. Основные области практического использования понятия эластичности следующие. 1) Анализ реакции потребителя на изменение цены. 2) Определение ценовой политики фирм. 3) Разработка структуры налогообложения. 4). Проведение различных операций на внешнем рынке и на валютном рынке 5). Выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения.6). Определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль. 7). Прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию  (эластичность предложения принимается постоянной).

На рис. 6 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

График спроса D на рис. 6, а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 6, б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

Рис. 6. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1, — предложение до и после введения налога.

Когда государство ввело налог кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1. Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога, установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 6, а  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 6. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 7 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога.

    

Рис. 7. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос; So, S1, — предложение до и после  введения налога

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Теория эластичности спроса так же применяется и в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что спрос на большую часть сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен. В силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку (доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным. Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к технологической безработице. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

Заключение

Рассмотрев тему по данной контрольной работе, можно сделать следующий вывод, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.

Список использованной литературы

  1.  Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
  2.  Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.
  3.  Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.: ил.
  4.  Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.
  5.  Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с. с ил.
  6.  Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.  [с. 113-116]
  7.  Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400
  8.  Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.
  9.  Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т I. M., 1993. С.767. 
  10.  Хейне П. Экономический образ мышления. - М.:Дело, 1992. 
  11.  Нуриев Р.М. Основы экономической теории.-М.: Высшая школа, 2002г. 
  12.  Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 2002. 
  13.  Курс экономической теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 2002г.
  14.  Экономика. Учебник/ Под ред. А.И.Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К.Большакова. – М.: "Проспект", 1998. – 792 с.
  15.  Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических ВУЗов. - М.: Гардарика, 2003.
  16.  Экономическя теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 448 с.
  17.  Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004 г. – 656 с.
  18.  Гальперин В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев. – М.: Изд – во СПб: эконом школа, 1999. – 280 с.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1970. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАРЛА ЯСПЕРСА КАК МЫСЛИТЕЛЯ СВОЕЙ ЭПОХИ 1.17 MB
  Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса. Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса. Ясперс о будущем человечества и смысле истории. Роль современных науки и техники в истории человечества.
1971. Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова 1.17 MB
  Теоретические взгляды В.В. Розанова на литературу. Теория пола и семейный вопрос. Основные черты современности в понимании В.В. Розанова. Место литературы в системе ценностей В.В. Розанова. Писательская саморефлексия. Пушкин в сопоставлении с другими авторами. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.
1972. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.17 MB
  Актуальные аспекты современного развития органов местного самоуправления в Российской Федерации. Оценка управленческой эффективности в мировой практике. Критерии, характеризующие состояние местных финансов (бюджет). Расчет и ретроспективный анализ управленческого состояния м/о г. Артем.
1973. МІЖНАРОДНІ КРЕДИТНО-РОЗРАХУНКОВІ ТА ВАЛЮТНІ ОПЕРАЦІЇ 1.17 MB
  Застосування кредитних методів підтримки зовнішньоекономічної діяльності підприємницьких структур, здійснення розрахунків по експортно-імпортних операціях, проведення валютних операцій, хеджування валютних ризиків за допомогою комерційних банків України тощо.
1974. ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ 1.17 MB
  Конституционально-биологические основы развития личности. Определение границ психической и психологической нормы и патологии. Анализ философских концепций нравственности. Изучение проблемы нравственности в отечественной психологии. Факторный анализ результатов мужской выборки испытуемых.
1975. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг. 1.16 MB
  Электоральные процессы в Псковской области на фоне ослабления центральной власти в Российской Федерации. Избирательные процессы в псковском регионе в период усиления центральной российской власти.
1976. Антропология советскости: философский анализ 1.16 MB
  Макросоциальная идентичность: сущность, содержание, типология. Содержание и механизмы социокультурной динамики советскости. Советская идентичность в современной социокультурной ситуации.
1977. ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКАЯ И ЗООГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК- ТЕРИСТИКА МУХ-ЖУРЧАЛОК (DIPTERA, SYRPHIDAE) КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ 1.16 MB
  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУХ-ЖУРЧАЛОК РОССИИ И КАВКАЗА. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ЛАНДШАФТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ. ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКАЯ И ЗООГЕОГРАФИ-ЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУХ-ЖУРЧАЛОК КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ.
1978. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ЕГО ОСВОЕНИЯ 1.16 MB
  Теоретические основы педагогического проектирования в образовании. Технология проектирования дисциплинарного образовавательного пространства в вузе и методики его освоения.