73842

Технико-экономические показатели разрабатываемых ТП

Лекция

Производство и промышленные технологии

На завершающим этапе разработки ТП проводят полную оценку вариантов путем сравнения себестоимости обработки заготовок отражающей затраты живого и овеществленного труда. Существует два основных метода определения себестоимости: бухгалтерский и метод прямого калькулирования поэлементный. Цеховые расходы при калькулировании себестоимости определяют в процентах от заработной платы основных рабочих цеха: тогда себестоимость текущие затраты можно выразить так: где ц процент цеховых накладных расходов. Его можно использовать при приближенном...

Русский

2014-12-21

72 KB

7 чел.

М  Лекция №12  Страница 4 

Лекция №12

5.12 Технико-экономические показатели разрабатываемых ТП

ТП изготовления каждой детали можно разработать в нескольких вариантах, обеспечивающих выполнение заданных технических условий. Наиболее приемлемый вариант выбирают, сопоставляя технико-экономические показатели, характеризующие сравниваемые варианты. Выбор показателей по степени их полноты и значимости зависит от того, на каком этапе сопоставляют варианты ТП. На первых этапах проводят предварительную оценку вариантов, которая позволяет по внешним признакам эффективности (снижение материалоемкости, трудоемкости, обработки и т.п.) отобрать наиболее приемлемый.

На этапе выбора заготовки в качестве показателей предварительной оценки используют:

  1.  коэффициент использования материала

,

где  - масса детали и заготовки.

При технически равнозначных методах выбирают тот, где значение коэффициента использования материала выше. Для повышения  необходимо приближать форму заготовки к конфигурации готовой детали, повышать точность ее изготовления и улучшать качество поверхностного слоя.

  1.  снижение материалоемкости

,

где  - соответственно масса заготовки при базовом и новом варианте;

В – объем выпуска деталей (шт).

Значимость показателя m возрастает при значительном увеличении объема выпуска деталей при разработке нового ТП.

На этапе разработки технологической операции используют следующие показатели:

  1.  Коэффициент основного времени

Чем выше значение , тем производительнее используется станок. Коэффициент может быть применен и для оценки всего процесса в комплексе. Тогда будет представлять собой отношение суммарного основного времени  по всем операциям обработки к сумме штучных времен по всем операциям.

  1.  Трудоемкость механической обработки детали

где n – число операций в данном ТП.

В серийном производстве определяют трудоемкость изготовления партии деталей

где tп.з. – подготовительно-заключительное время;

 - число деталей в партии.

Для различных заготовок или изделий, существенно отличающихся по массе, имеется определенная взаимосвязь между трудоемкость и массой:

  1.  Сокращение нормы времени на операцию

Перечисленные выше показатели используют на первых этапах разработки ТП. Самостоятельного значения для оценки технологических вариантов они не несут.

На завершающим этапе разработки ТП проводят полную оценку вариантов путем сравнения себестоимости обработки заготовок, отражающей затраты живого и овеществленного труда.

Существует два основных метода определения себестоимости: бухгалтерский и метод прямого калькулирования (поэлементный).

При бухгалтерском методе себестоимость изготовления детали определяют по формуле:

где М0 – стоимость основных материалов или исходной заготовки за вычетом стоимости реализуемых отходов;

З0 – заработная плата основных производственных рабочих;

Ц – цеховые расходы, связанные с амортизацией и ремонтом оборудования, а также с затратами на силовую электроэнергию, режущий, измерительный, вспомогательный инструмент и приспособления, на заработную плату вспомогательных рабочих цеха, ИТР, управленческого и обслуживающего персонала цеха и т.д.

Цеховые расходы при калькулировании себестоимости определяют в процентах от заработной платы основных рабочих цеха: тогда себестоимость (текущие затраты) можно выразить так:

где ц – процент цеховых (накладных) расходов.

Процент накладных расходов зависит от типа, степени автоматизации и организационной структуры производства и изменяется в широких пределах.

Изложенный метод прост, но мало пригоден для сравнения вариантов, т.к. не позволяет выделить составляющие цеховых расходов. Его можно использовать при приближенном определении себестоимости однородной продукции цеха, изготавливаемой на оборудовании и оснастке, одинаковых по степени сложности и размерам.

Наиболее точным является метод прямого расчета всех составляющих себестоимости. В этом случае полную себестоимость продукции определяют по формуле:

,

где Зв – заработная плата вспомогательных рабочих;

А0 – амортизационные отчисления от стоимости оборудования;

И – затраты на инструмент и малоценные приспособления;

Л – затраты на энергию для технологических целей;

Р0 – затраты на ремонт оборудования;

П – затраты на амортизацию и содержание производственных площадей;

Р – затраты на ремонт и обслуживание управляющих устройств и программ (для станков с ЧПУ).

Метод прямого расчета себестоимости трудоемок. При сопоставлении разрабатываемых вариантов допустимы приближенные расчеты. Так, при составлении вариантов можно ограничиться учетом изменений первых пяти статей расходов, составляющих наибольшую долю в себестоимости продукции. Остальные затраты учитывают тогда, когда применение разрабатываемого нового варианта приведет к значительному их изменению. Далее себестоимость обработки детали рассчитывают по тем статьям затрат, которые изменяются в сравниваемых вариантах, т.е. по технологической себестоимости. Сократить трудоемкость расчета себестоимости можно также, применив так называемый нормативный метод расчета.

При этом методе расчета используют таблицы, в которых указаны периодически корректируемые расходы по всем элементам себестоимости приведенные к одному часу или минуте работы станка. Расчет себестоимости сводится к выбору из этих таблиц расходов по каждому элементу, суммированию их и  умножению полученной суммы на штучное время проектируемой операции.

Сравнение вариантов на основе минимума себестоимости проводят в том случае, если сравниваемые варианты не требуют для своего выполнения дополнительных капиталовложений. В этом случае экономию определяют по формуле:

,

где Сб, Сн – себестоимости изготовления одной детали по базовой и новой технологии;

Вн – объем выпуска деталей по новой технологии, шт.

Если новый ТП требует дополнительных капиталовложений оценку вариантов следует вести путем сопоставления суммарных затрат

где К – капиталовложения по данному ТП.

Суммарные затраты П определяют для каждого сравниваемого варианта. Лучшим признается вариант с минимальными затратами Пi min.

Годовой экономический эффект от внедрения лучшего варианта по сравнению с другими определяются разностью суммарных затрат этих вариантов

При существенных различиях сравниваемые варианты приводят в сопоставимый вид по объему выпуска и качеству продукции, а также по срокам осуществления варианта. Например, если по новой технологии объем выпуска деталей возрос по сравнению с базовым, то себестоимость продукции и капитальные вложения по базовому варианту нужно пересчитать на объем выпуска  по новой технологии

,

где С – себестоимость,

К – капиталовложения,

В – объем выпуска.

В дополнение к годовому экономическому эффекту целесообразно определять срок окупаемости дополнительных капиталовложений на оборудование СТО по новому варианту:

Срок окупаемости сравнивают с тем сроком, на какой предприятие, государство, банк или какие либо другие организации могут выделить необходимые средства для совершенствования старого или разработки нового ТП


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54630. ДОДАВАННЯ ТА ВІДНІМАННЯ НАТУРАЛЬНИХ ЧИСЕЛ 81.5 KB
  Наступний пункт регати – бухта Геометрична. Уважно подивіться на нашу карту. Чий це прапор? Це ж пирати! Допоможемо врятувати від них мешканців бухти. Для цього необхідно виконати пиратські вимоги: розв’язати геометричні завдання. Командам необхідно назвати зображені фігури і показати, скільки їх всього зображено.
54631. Узагальнення теоретичних знаньз теми «Океани» 156 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати та визначити рівень знань, вмінь, навичок учнів з даної теми; виховувати зацікавленість до уроків географії, уміння працювати в колективі.
54632. МАНДРІВКА ОКЕАНОМ КОМП’ЮТЕРНИХ ЗНАНЬ 40.5 KB
  Мета: повторити матеріал вивчений у першому семестрі коригувати знання учнів розвивати пізнавальну активність сприяти розвитку уваги виховувати інтерес до інформатики. Сьогодні я вас запрошую у подорож але не просту а казкову подорож океаном компютерних знань на чудовому кораблі. Що таке інформація Що вивчає наука інформатика Для чого призначений компютер Для чого призначена клавіатура компютера Для чого призначена клавіша...
54633. Мандрівка океанами 45.5 KB
  Вступне слово вчителя 3 хвилини Ви вже звикли до вигляду нашої планети де материки й океа ни розташовані в певному порядку На карті ви бачите дві Америки Північну і Південну що простягли одна одній руки і перегородили Світовий океан; Африку плічопліч із Євра зією самотній пятикутник Австралії відокремлену білу Антарктидуоточену океанічним кільцем. 250 млн років тому на нашій планеті існував один гігантський материк Пангея що омивався єдиним океаном. Між ними...
54634. Урок – гра «Географічний чемпіонат» 75 KB
  Мета: узагальнити і перевірити знання з теми “Океани”, повторити географічну номенклатуру; розвивати допитливість, увагу, спостережливість, кмітливість, образне мислення учнів; прищеплювати любов до природи, виховувати екологічну свідомість.
54635. Окупаційний режим і розгортання руху Опору в Україні 124.5 KB
  Мета. Визначити суть окупаційного режиму в Україні, наслідки, до яких привела політика «нового порядку». Показати трагедію українського народу в ході війни, проаналізувати розгортання руху Опору в Україні. Виховувати почуття патріотизму, поваги та шани до ветеранів та учасників Великої Вітчизняної війни, почуття неприязні до поневолення, рабства, ідей фашизму та нацизму.
54636. Історія в літературі рідного краю. (Зустріч із письменницею Ольгою Хало) 70 KB
  Мета: через призму ліри О.Хало познайомити учнів з історією рідного краю; виховувати почуття патріотизму, поваги до історичної минувшини лубенської землі. Обладнання: виставка творів О.Хало, ілюстрації до її творів, проектор, магнітофон.
54637. Олимпийские игры 41.5 KB
  Если у названного животного длинный хвост игроки поднимают правую руку и машут ею если же хвоста нет или он короткий игроки хлопают. Лошадь длинный коза короткий корова длинный лиса длинный заяц короткий овца короткий тигр длинный медведь короткий свинья короткий осёл длинный белка длинный.
54638. Урок – путешествие на Олимп 43 KB
  Трагедия с греческого переводиться как Афинский район Керамик дал название Пантикапей это современная Эгейское море назвали в честь царя Во время Марафонской битвы греки сражались с Правление Перикла называют золотым Сколько подвигов совершил Геракл Кого не допускали на Афинское собрание...