73851

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. РАННИЙ ФЕОДАЛИЗМ. ГЕНЕЗИС ФЕОДАЛИЗМА В ЕВРОПЕ

Лекция

История и СИД

Поэтому Европу принято делить на несколько регионов: ЮЗ – Италия Испания Южная Галлия Византия Франкское государство Германия Центральная Европа – Польша Чехия Венгрия Славяно-Балканский регион СЗ Скандинавия Британские острова. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. Происхождение славян. Первые известия о славянах.

Русский

2014-12-21

116.5 KB

0 чел.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ. РАННИЙ ФЕОДАЛИЗМ. ГЕНЕЗИС ФЕОДАЛИЗМА В ЕВРОПЕ.

Понятие Средние века, Феодализм.

Происхождение термина. Термин «средние века», medium aevum появился в XV в. Историк Флавио Бьондо в Истории Рима так обозначил время, отделяющее его время от истории Римской империи.

Рубеж Средних веков. Как политическое событие начало Средних веков, таким образом, - падение Римской империи. В социальной истории Средние века отождествляются с понятием феодализм.

Феодализм. Феод/лен – земельное имущество, переданное за службу вассалу его сеньором. Первоочередным является вопрос о природе собственности на средства и орудия производства. Основное средство производства – земля. При феодализме земля находится в монопольном распоряжении феодалов. Земельная собственность реализовывалась посредством мелких производителей – крестьян, которым феодал передавал землю в держание. Зависимость выражалась в форме ренты, либо натуральной, либо денежной.

В отличие от раба крестьянин имел в собственности орудия труда. Одновременно существовало внеэкономическое принуждение: сила, прикрепление к земле.

Собственность соединялась с властью. Вся власть была в руках феодалов. Господствующей формой было мелкое хозяйство, лишь на излете феодализма появляется мануфактура.

Эволюция земельной собственности. В течение истории феодальная собственность претерпела ряд изменений:

аллод – безусловная наследуемая собственность

бенефиций – условная собственность, получаемая за военную службу

феод/лен – наследственная условная земельная собственность, связанная с несением службы вассалом в пользу сеньоров.

Важным был принцип вассал моего вассала – не мой вассал.

Сословная структура. Феодальное общество было сословным. Переход из одного сословия в другое был сначала крайне затруднен, потом невозможен. Основными сословиями были феодалы и крестьяне. Затем в конце Раннего Средневековья появляется сословие горожан, крупные купцы. Избавившись от власти феодалов верхушка городского сословия пыталась сравняться в правах с феодалами, но у них так это в эпоху Средневековья так и не получилось.

Периодизация истории Средних веков. В основании истории Средних веков встреча двух миров: Античности и варварских королевств. Сложнее определить рубеж Средних веков и Нового времени. В Западной историографии чаще всего называют начало Великих географических открытий, в советской историографии указывали конец XVIII в.

Периодизация. Историю самих Средних веков принято делить на три периода:

Раннее средневековье. Общепринятая дата – 476 г. – упразднение Западной римской империи. Верхней планкой называют начало Крестовых походов. Раннее Средневековье также можно разделить на два подпериода: VVIII вв. – время варварских королевств и IXXI вв. – империи Карла Великого и Оттона. Раннее Средневековье – период развития Европы от варварских королевств к раннефеодальному обществу. В первый подпериод происходит упадок культуры, дезурбанизация, затем – Каролингское и Оттоновское культурное возрождение. В VIIIX вв. начинается развитие городов.

Расцвет феодальных отношений. Середина XI – конец XV в. – расцвет феодальных отношений, развитой феодализм. Происходит массовый рост городов. Также это период феодальной раздробленности. В конце XV в. происходит рождение сословных национальных монархий. Начало Великий географических открытий принято датировать 1492 г.

Поздний феодализм, Раннее Новое время. Период с конца XV по XVII в. часто называют ранним Новым временем. В этот период происходит разложение феодальных отношений и зарождение капитализма.

Верхней планкой периода принято считать Английскую буржуазную революцию 1642 – 1649 гг.

Раннее Средневековье. Генезис феодализма в Западной Европе.

Регионы Европы. На рубеже Античности и Средневековья разные регионы Европы находились на разных стадиях развития. Поэтому Европу принято делить на несколько регионов:

  1.  ЮЗ – Италия, Испания, Южная Галлия
  2.  Византия
  3.  Франкское государство
  4.  Германия
  5.  Центральная Европа – Польша, Чехия, Венгрия
  6.  Славяно-Балканский регион
  7.  СЗ – Скандинавия, Британские острова.

Рождение Средневекового мира. После падения Западной Римской империи в Европе рождается Средневековый мир. Рождение шло в постоянных войнах.

Варварские королевства были крайне неустойчивыми, между ними шли постоянные войны. В VIII в. Европа столкнулась с арабской экспансией, с конца столетия, а особенно в IX в. – норманны, в X в. Европа страдала от набегов венгров. Статус короля не был еще определен. В первое время король был еще только военным вождем, частным лицом. Только затем появляется идея о священном характере его власти.

Время установления феодализма. Происходит зарождение феодальных отношений. Ядро процесса – появление феодальной собственности на землю, появление феодалов и крестьян. Процесс феодализации происходил неравномерно. В континентальной Европе – к X в., в Византии, Англии, зарейнской Германии – в XIXII вв., в Восточной Европе - XIIIXIV вв.

Генезис феодализма. Свободные крестьяне превращаются в зависимых от разорения, либо передавались королям как зависимые. Ополчение общинников уходит в прошлое, возрастает роль тяжеловооруженного войска феодалов. Собственники земли, феодалы были заинтересованы в прикреплении крестьян к земле. Крестьяне превращаются в прекаристов (по просьбе) за оброк они «по просьбе» держат землю, превращаясь в ее держателей, а не собственников.

Ситуация в Каролингском государстве. В Каролингском государстве в IX в. происходит разорение крестьян, происходит массовый захват крестьянских земель. В связи с завоевательной политикой крестьяне отрываются от сельского хозяйства, на них начинают давить налоги – десятина, штрафы.

Земледельцы были представлены несколькими категориями: сервы (бывшие рабы), колоны, свободные (литы) постепенно грань между ними стираются. В IX в. крестьяне поднимают восстания: 848 г., 866 гг., наиболее крупное – 841 – 842 гг.

В XXI вв. большая часть крестьян была закрепощена. Феодальная собственность на землю становится господствующей. Эксплуатация крестьян происходи за счет феодальной ренты.

Феодальная собственность на землю. Феодалы получают на свои земли «иммунитентные права», от них зависят суд, налоги на их территории. Как правило, феодалы захватывали такие права, а короли их санкционировали.

В 877 г. Карл Лысый, отправляясь в Итальянский поход, издал Кьерсийский капитулярий, в котором провозглашалось сохранение должностей и бенефециев тех вассалов, которые не вернутся из похода. Это был один из первых шагов признания бенефиция наследственным владением. Затем бенефиций превращается в феод/лен, уже наследственное владение.

Феодальная лестница. Отношения феодалов начинают строиться по принципу феодальной иерархии, лестницы. Короли были верховными сеньорами всех феодалов, ниже были герцоги, графы. Они могли чеканить в своих землях монету, хотя были формально зависимыми. Вассалами герцогов и графов были бароны, ниже них находились рыцари (ritter) – miles. Основой обеспечения феодальных отношений был феод/лен. Передача феода – инвеститура, которой сопутствовала торжественная клятва оммаж (от французского l’homme – человек). Война становится делом феодалов, крестьяне были отстранены от военных обязанностей.

Излет эпохи Раннего средневековья. К концу эпохи Раннего феодализма происходит массовый рост городов, формируются основные классы феодального общества.

Раннефеодальные государства внешне централизованные, на самом деле аморфные, все они развалились: империя Карла Великого, Священная Римская империя Оттона, Северная империя Кнута Великого. Все государства Западной Европы, в которых феодальные отношения установились, к концу Раннего Средневековья погружаются в феодальную раздробленность.

Велика была роль христианства, к концу периода его всеобщее распространение. Становление западной церкви происходит в IX в. Карл Великий поставил задачу унифицировать церковь на основе римских обычаев. В результате реформ Карла Великого и Бонифация были заложены основы Западной церкви.

В эпоху Каролингов епископы и аббаты назначались королем и были его духовными вассалами. В обоснование власти над церковью – акт Помазания – сакральность королевской/императорской власти.

Города в раннее средневековье. Ранее средневековье – господство натурального хозяйства, когда еще были объединены с/х и ремесло. Ремесленники в городах были, но они обеспечивали своими изделиями только жителей города, крестьяне же пользовались плодами своего труда. Происходила дезурбанизация, старые римские города приходили в упадок, превращаясь в деревни, городские площади – в пастбища. Города сохранились в Византии, Италии, Испании, но и там наблюдался упадок. Хотя раннее средневековье нельзя назвать безгородским периодом, но это было время зарождения городской жизни.

Теории возникновения городов. В XXIII вв. происходит рост средневековых городов, уже как центров ремесла и торговли. Существует несколько теорий возникновения:

1) ремесленническая – продолжение римских городов

2) вотчинная – из феодальной вотчины

3) марковая – из сельской общины-марки

4) бурговая – от бург – крепость.

Урбанизация. В XXI вв. утверждается феодальный способ производства. Усовершенствуются орудия труда, техника ремесла. Теперь ремесло не может сочетаться с с/х, происходит отделение их друг от друга. Ремесленники жили в городах. В город также бежали и крестьяне. К тому же феодалы видели в городах опору своей власти. Ранее всего города возникают в Италии – VIIIIX вв. здесь наибольшая урбанизация. Расстояние между городами иногда не превышало 15 – 20 км. Этим же характеризуется также Испания, Южная Галлия, Византия. В X в. города возникают на юге Франции, в XXI – на севере Франции, также в Англии и Германии. Позднее XIIXIII вв. – в Зарейнской Германии, в Скандинавии, Ирландии.

Характеристика городов. Эти города возникали либо на месте римских городов (как правило, бывших административных центров), либо на пересечении торговых путей – торговые вики/порты, как Хедебю, также в варварских столицах.

Города были небольшими – 1 – 5 тыс. жителей. Только наиболее крупные имели население до 80 – 100 тыс. – Париж, Константинополь, Милан, Флоренция. Улицы городов были узкие, на ширину длины копья. Отсутствовало освещение, канализация. Все это было питательной средой для различных эпидемий, пожаров. Население еще не до конца порвало с с/х. Горда были окружены стенами, сами горожане несли сторожевую службу, служили в ополчении. Вскоре стены – бург/сите не могли вместить все постройки, возникают предместья, слободы, которые затем также окружали стенами.

Управление городом. В нижнем городе располагались рыночная площадь, городской собор, ратуша, где было самоуправление. Административно-политическим центром был верхний город – бург/сите. В городах, где уже было самоуправление, оно осуществлялось сенатом, или консулатом, мэром, или бургомистром, которые вырабатывали городское право. Так было в городах-республиках – Любек, Росток и др. Те города, которые не смогли получить самостоятельность, управлялись чиновниками короля.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА..

Происхождение славян. Расселение в Восточной Европе.

Первые известия о славянах. Самое древнее название славян, засвидетельствованное источниками – венеды, так их упоминает Плиний Старший (23 – 79 гг.) и Тацит (ок. 55 – 120 гг.).

Проблема с венедами. Именно под именем венеды славяне известны финским племенам, немцы называли этнонимом Wenden лужицких славян.

Этноним венеды некоторые исследователи возводят к древнеиндоевропейской общности, из которой также выделились венеты Северной Адриатики и венеты кельтские.

Вместе с этим существует и другое мнение. Этноним венеды восходит к древней традиции еще времен Гомера, поэтому в нем видят собирательный этноним, такой как киммерийцы и скифы. Отмечается, что сами славяне себя венетами не называли, а в фольклоре Веньдицкая земля означает чужую далекую землю. Тот факт, что германцы и финны называли славян вендами объясняется такими исследователями влиянием античной традиции

Римские сведения о венедах. Гай Плиний Старший помещает венедов рядом с германцами скирами и сарматами. Они исследователями локализуются в районе Вислы.

Географ Клавдий Птолемей (сер. II в.) указывает, что венеды живут в Сарматии вдоль Венедского залива.

Публий Корнелий Тацит в сочинении «Германия», написанном в 98 г. также упоминает венедов, но затрудняется сказать, к кому они были ближе – к германцам, или сарматам.

Славяне и Византия. К середине VI в. известия о славянах становятся подробнее. К этому времени славяне расселились по обширным территориям. С ними столкнулась Византия.

К этому времени славяне стали именоваться известным ныне именем. Прокопий Кесарийский пишет, что прежде славяне именовались спорами/сполами, в которых видят иранские корни.

Письменные источники не могут нам дать представления об истории славян до I тыс н. э.

Индоевропейцы. Лингвистика свидетельствует, что славяне входят в индоевропейскую языковую семью. Существование праиндоевропейской общности относят к VIV тыс. до н. э. Ее распад занял длительное время. Сначала образовались армянский, греческий, фракийские языки, а затем отделились языки Центральной Европы: италийский, кельтский, германский, славянский и балтский. Эту общность принято именовать Древнеевропейской.

Вопрос с появлением славян. Так, согласно одной из версий именно из Древнеевропейской общности выделились германцы, славяне и балты, которые составляли некое единство – северных европейцев, из которых сначала в начале I тыс. до н.э. выделились германцы, а в середине тысячелетия – славяне.

Вместе с тем существует и другая концепция, согласно которой этой общности не существовало, и славянский язык выделился сразу из индоевропейской общности в бронзовом веке.

Наконец, есть версия и о совсем позднем формировании славян – только в эпоху противостояния с Византией с VVI в., именно тогда они получают свое имя, в то время как балты, оставшиеся на периферии Европы, так своего общего имени и не получили – «балты» название «кабинетное».

Археологические данные. Все эти концепции пытаются опираться на археологические данные, однако, построения эти всегда вызывают большое недоверие.

Наиболее распространенная версия, предложенная Седовым – от культуры курганных могил до Пшеворской культуры, которая признается уже славянской. Рыбаков видит более раннее появление славян – уже в Лужицкой культуре. Сторонники третьей концепции опираются на тот факт, что археологически славяне достоверно прослеживаются  только в VVI вв.

Древнеевропейская общность. Существование древнеевропейской общности принято датировать II тыс. до н. э. Эту общность прослеживают также и археологически. Ее связывают с культурой курганных могил, а затем сменившей ее культурой полей погребальных урн. Культуру курганных могил принято датировать 1500 – 1200 гг. до н.э., она характеризуется захоронением умерших в курганах, окруженных цепью камней. Она не была единой, в ней выделяют несколько региональных отличий.

В XIII в. до н.э. сменяется обрядность, исчезают курганы, а остатки кремации начинают хоронить в урнах на бескурганных могильниках – полях погребений. Если в предшествующий период скотоводство и земледелие сосуществовали, то теперь земледелие начинает доминировать. Культуру полей погребений датируют XIIIVIII вв. до н.э.

Лужицкая культура. Истоки славян пытаются искать в бронзовом веке. Так, с 1450 г. до н. э. в западной Польше существовала предлужицкая культура, тшинецкая культура занимала восточную Польшу. Около 1200 г. до н.э. они объединились, дав начало Лужицкой культуре, она некогда была региональной формой культуры полей погребальных урн.

Культура подклешевых погребений. Седов видит дальнейшую эволюцию в культуре подклешевых погребений. В середине VI в. до н.э. на территорию Лужицкой культуры в Висло-Одерском междуречье переселяются племена поморской культуры. В результате их слияния появилась культура подклешевых погребений. Здесь остатки погребения закрывались колоколовидным сосудом – клешем (от польского klosz).

Существование этой культуры датируют 400 – 100 гг. до н.э. И в этой культуре Седов видит славян.

В III в. до н.э. здесь появляются кельты, которые оставили след в культуре славянских племен.

Пшеворская культура. Под влиянием кельтов культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую. Она сначала начала формироваться там, где было влияние кельтов. Затем оно вытеснила полностью подклешевые погребения и вышла за ее границы. Начало ее формирования – конец II в. до н.э.

Часто пшеворскую культуру называют германской, хотя в ней заметны и другие элементы, что говорит о ее полиэтничности. Завершение пшеворской культуры – начало эпохи великого переселения народов IVV вв.

Зарубинецкая культура. Одновременно с Пшеворской традиции Лужицкой культуры сохраняли и представители Зарубинецкой культуры. Ее относят к II в. до н.э. – II в. н. э. Зарубинецкая культура дожила до прихода готов. Многие исследователи не согласны с славянством зарубинцев, считая их балтами. Вместе с тем «змиевы валы» на границе леса и степи иногда приписываются именно зарубинецкой культуре.

Славяне в Черняховской культуре. В IIIII вв. в Северном Причерноморье формируется Черняховская культура, в составе которой также развивались племена пшеворской и зарубинецкой культур. Таким образом, на Черняховской культуре сходятся все построения.

Формирование славянского языка. О времени формирования праславянского языка исследователи спорят, но согласны, что это произошло в I тыс. до н.э.

Исследователи приводят разные принципы периодизации истории славянского языка. Первый этап можно назвать протославянским, до конца I тыс. до н.э., это начальная стадия становления основ славянской языковой системы. Второй период – средний, до IV в. н.э. Наконец, третий период, до VIIVIII вв. совпадает с расселением, что привело к распаду единого славянского языка на диалекты.

Вопрос с прародиной славян. Серьезную проблему историографии представляет вопрос с прародиной славян. Долгое время считалось, что областью их первоначального обитания должны быть территории с чисто славянскими гидронимами. Затем выяснилось, что это характерно для осваиваемых территорий. Выяснение древности этих гидронимов может помочь в реконструкции расселения.

Нестор считал прародиной Дунай. Современные исследователи отказались от Дунайской теории. Вместо нее появились Висло-Одерская, Среднеднепровская, Висло-Одерская. Висло-Одерская теория наиболее доказуемая на основе разных наук, но противоречит Нестору.

Начало расселения. Гуннское нашествие расчистило для славян территорию для расселения, поредело иранское население, были вынуждены мигрировать германцы. В V в. славяне начинают движение на Запад к Эльбе и на Балканы, то же происходит на Украине и Великороссии.

Группы славян. В VI в. источники знают три группы славян: склавины/словене, анты и венеды. Иногда в этих группах видят предков южных, восточных и западных славян. Хотя это не так, как показал Седов, и эта схема разделяется большинством исследователей, в формировании будущих южных, восточных и западных славян участвовали все три вышеуказанные праславянские группы. Заселение Восточной Европы в VIX вв. шло в разное время разными группами славян, носителями разных археологических культур.

Пеньковская культура. Эту общность принято назвать антами. Здесь формируется Пеньковская культура. Анты известны источникам в VI в. Согласно Иордану анты жили в области между Днестром и Днепром, эти сведения Иордан взял от предшественников, и в этой локализации отразился первичный ареал формирования антов. Прокопий Кесарийский повествует о более широком их расселении. Согласно Прокопию, анты проживали от Дуная до Приазовья.

Начало антского союза. У Иордана анты упоминаются в связи с событиями IV в., времени гуннского нашествия.

Анты враждовали с готами и потерпели поражение в битве с Винитарием, который приказал казнить антского князя Боза (Boz), которого также называют Божем, или Бусом.

Первоначально в антской общности преобладали иранцы. От них и достался этноним, который уверенно идентифицируют с иранским antas – край. К этому же времени относятся и другие иранизмы: хорваты, от иранского хърvatъ – страж скота, сербы, Русь и др.

Политическое объединение антов, как свидетельствует сюжет с Божем, не было уничтожено Германарихом, а лишь подчинилось готам.

После разгрома готов гуннами анты обрели независимость. У них к этому времени было уже свое политическое объединение. Так, с Божем были казнены 70 старейшин. От антского времени в языке восточных и южных славян остались такие термины, как князь, боярин, голота, дань, господа.

Заселение Дуная. Нижнее Подунавье анты, носители пеньковской культуры, сформировавшейся на основе Черняховской, начинают проникать в VVI вв. также эти земли пополнялись населением корчакской культуры. Здесь они известны и Иордану и Прокопию Кесарийскому, они жили от Дуная до Азовского моря, до земель болгар-утригуров. Здесь анты сосуществовали со склавинами, время от времени ведя с ними войны, так, согласно Прокопию Кесарийскому, война таковая имела место в 530ые гг.

К этому времени, как считается, существовало несколько объединений антов.

Анты и авары. Первое столкновение антов с аварами произошло в 559 г. анты не смогли сдержать натиск авар, которые проникли в Византию. Затем авары накинулись и на самих антов, которые пытались договориться миром, но посол Мезамир был убит, после чего авары стали планомерно разорять антские земли. Подчинив антов, авары двинулись дальше в Европу, основав Аварский каганат.

В 602 г. по сообщению Феофилакта Симокатты аварский каган направил на антов военачальника Апсиха с целью их уничтожить. Феофилакт не говорит, осуществил ли это Апсих. Этот поход был совершен не на Днепровских антов, а, как считается, на Дунайских.

Исчезновение антов. После 602 г. упоминание об антах исчезает со страниц источников. Считается, что они действительно были уничтожены. Хотя археологи говорят о том, что Пеньковская культура продолжала существование в течение всего VII в. Также археологи не находят следов разрушений. Поэтому считается, что антский союз сам прекратил существование. Территория антов, по мнению некоторых исследователей попала в зависимость от булгар, а затем хазар. Потомками антов по Седову являлись тиверцы, уличи, хорваты, а также северяне и вятичи.

Кроме того, этноним анты не был самоназванием. Поэтому, когда анты расселились на обширные территории, при отсутствии единого центра, их название было забыто, заменившись на собственные славянские имена.

Наследники антов. Пеньковскую культуру завершают VII в., хотя, как отмечают археологи, она не прекратилась, а трансформировалась в сахновскую культуру VIIIX вв. ПВЛ локализует на месте антов уличей, тиверцев и хорватов.

Эти хорваты часть большого праславянского племени. Часть их поселилась в Далмации, другая – в Чехии. Хорваты ПВЛ именуются белыми. Этноним тиверцы иногда возводят к названию Днестра – Тирас, что означает жители Днестра. Этноним уличи, по другим написаниям угличи возводят к славянскому угол.

Земли уличей и тиверцев во второй половине X в. оказались занятыми тюркскими кочевниками. И им пришлось уходить на север.

Склавинская группа. Склавины/славены представлены Пражско-Корчакской культурой VVII вв. Территорией корчакской группы становится Северокарпатский регион, по Седову это южный ареал пшеворской культуры. Их земля так же, как и Пеньковская подверглась нападению гуннов. В VVI вв. население начинает миграцию. На Среднем Дунае склавины перемешались с антами, и Корчакская культура не имела здесь развития.

Дулебы. На территории Правобережной Украины в VIIVIII вв. корчакская культура дает начало Лука-райковецкой культуре, которую Седов ассоциирует с дулебами, которых упоминает ПВЛ.

Этноним дулебы/дудлебы связывают с германским *daudlaiba – дар умершего. Дулебы, также как и хорваты в результате миграции были рассеяны по нескольким регионам – дулебы известны на Волыни, в Чехии.

В дулебах, упомянутых в ПВЛ, видят государственное объединение Валинана, в районе Прикарпатья, о котором сообщают арабские источники. У них также есть также информация и о неком князе Маджаке. Существование Валинаны относят к VIVII вв.

Распад дулебского союза. В VIIIIX вв. на основе луки-райковецкой культуры формируются четыре региональные группы, в которых Седов видит древлян, полян, волынян и дреговичей. Близость этих групп славян отмечалась археологами с конца XIX в. Они составляли юго-западную ветвь восточных славян. Все эти племена назвались по местам, в которых поселились. Древляне от деревьев, поляне – от поля, дреговичи от дрягва – болото. Волыняне сначала именовались бужанами.

Волынцевская культура и Русь. В последние десятилетия VII в. по гипотезе Седова антское население лесостепной земли Днепровского левобережья подвергается ассимиляции пришлого родственного им населения, эта миграция затронула и полян Киевского Поднепровья. Формируется Волынцевская культура.

Пришельцы, как считает Седов, были носителями Именьковской культуры в Среднем Поволжье. С ними Седов связывает этноним Русь, первоначально неславянский. В период гуннского нашествия носители этого этнонима мигрировали на Среднюю Волгу, где создали Именьковскую культуру, а затем в VII в. переселились в Левобережноднепровско-Донской регион, где создали волынцевскую культуру.

Именно территория Волынцевской культуры по Седову стала ядром для расширения этнонима Русь. По показаниям Баварского географа IX в. Русь обитала рядом с Хазарией.

Северяне. К ветвям Волынцевской культуры, Руси, Седов относит северян, одну из мелких групп Русов. Их этноним производят от иранского *sew – черный. К северянам относят роменскую культуру.

Вятичи. Другой ветвью волынцевской культуры стали племена, расселившиеся в Верхнем Поочье. В VIIIIX вв. на основе этой верхнеокской группировки формируются вятичи. Археологические данные говорят, что вятичи сформировались на Верхней Оке, поэтому фразу ПВЛ о приходе вятичей от ляхов многие воспринимают как легендарную.

Некоторые археологи связывают с вятичами боршевскую археологическую культуру, по версии Седова это некое племя, название которого не сохранилось в летописи.

Радимичи. Родственными вятичам были радимичи показания ПВЛ о польском происхождении обоих племен: вятичей и радимичей можно трактовать, как приход двух династов – Радима и Вятка. Также в культуре вятичей и радимичей прослеживаются западные черты.

Венедская группа. Венедская группа представлена северным вариантом пшеворской культуры. С территории Северного Повисленья, как считает Седов, шло заселение севернорусских областей.

Культура псковских длинных курганов. Области бассейнов озера Ильмень и Псковского до середины I тыс. населяли финские народы. Затем их сменяют славяне – культура длинных псковских курганов. Археологи датируют ее начало временем не позднее V в.

Распад кривичской общности. Часть населения на рубеже VIIVIII вв. переселяется в южные земли, где формируется особая культура полоцко-смоленских длинных курганов. А оставшееся население формирует особую культуру курганов, которая характеризует Псковских кривичей.

Так, кривичи уже на ранних стадиях разделились на две этнографические группы: псковскую и смоленско-полоцкую.

Ильменские словене. В конце VII – начале VIII вв. в восточном ареале культуры псковских длинных курганов получает распространение культура сопок. Предки ильменских словен проникли в Поильменье в составе большого потока переселенцев из Средней Европы. Сначала они жили на территории культуры псковских длинных курганов, сохраняя свои культурные особенности. А затем основным ее регионом становится озеро Ильмень.

Язык северной группировки восточных славян. Диалект славян, которые расселились в Псковско-Ильменском регионе принято именовать древненовгородским. Есть мнение, что он является одним из диалектов праславянского языка. В этом языке отсутствуют элементы второй палатализации. Словене и кривичи не являются наследниками Корчакской склавинской культуры.

Славяне в земле мери и муромы. Миграция славян затронула также и междуречье Волги и Оки. Здесь жили балты и финны. Здесь функционировала Дьяковская культура, ее начало датируют V в. до н.э., а в VVI вв. она прекращает функционировать. Памятников дьяковской культуры VII в. найти не удалось.

Появление восточнославянской общности. Племенные союзы восточных славян. VIIIX вв.

Распад славянской общности. Расселение славян на широкие пространства Европы привело к отдалению их друг от друга, началось самостоятельное этническое и языковое различие.

Появление восточнославянской общности. Славяне, расселившиеся на Восточно-европейской равнине, принадлежали нескольким группам славян позднепраславянского периода. Всех их принято именовать восточными славянами.

Определяющим для консолидации восточных славян стала славянская миграция с Дуная. Здесь они доминировали в VIVII вв., здесь они находились под гнетом Аварского каганата. Но в конце VIII в. он был разгромлен Карлом Великим, славяне также были вынуждены мигрировать. Отсюда их вытеснило романское население, которое, по общему мнению историков, отразилось в летописных волохах.

Картина расселение славян по ПВЛ. Таким образом, согласно Повести временных лет восточнославянские племена к IX в. расселились на следующих территориях:

Поляне жили по Днепру – центр Русской земли, их городами были Киев и Переяславль

Север жили по Десне, Сейму, Суле. Их центр Чернигов, позднее север будут именоваться северянами.

Именно территория северян и полян и была Русской землей в узком смысле этого слова

Радимичи жили по реке Сожа

Вятичи – по Оке

Кривичей принято делились на:

  •  восточных: Смоленск и Псков
  •  западных они же полочане – Полоцк

Словене – Новгород

Дреговичи (от дрягва – болото) жили на территории Белоруссии, Турово-Пинская земля.

Древляне обитали к западу от полян, наиболее известный из их городов – Искоростень.

Волыняне, они же бужане, жили на территории дулебов, которых считают предками волынян. Позднее волынян будут называть лучанами.

Белые хорваты жили в восточной Галиции

Тиверци и уличи жили по Днестру. Они исчезли около середины X в. считается, что были уничтожены печенегами, либо ассимилированы полянами.

Появление племенных княжений. В VIIIIX вв. у славян появляются племенные княжения. Об именах этих князей мы можем судить только по косвенным данным. Так, предание говорит о Вячке – эпониме Вятичей, Радиме, эпониме радимичей, Туре, основателе Турова, наконец, о Кие, Щеке и Хориве, Криве, эпониме кривичей.

У каждого восточнославянского племени возникает свой центр: у кривичей Смоленск и Псков, у западных кривичей, прозвавшихся полочанами – Полоцк, у ильменских словен – Новгород, у древлян – Искоростень, в землях дреговичей возникает Туров. В земле северян вскоре возникнет Чернигов, у волынян Червенские города.

Легенда основания Киева. Основным для Киевского летописца был основатель Киева Кий. Быша 3 братья: единому имя Кии, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Седяше Кии на горе, где же ныне увоз Боричев, а Щек седяше на горе, где же ныне зовется Щековица, а Хорив на третьеи горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша град во имя брата своего стареишаго, и нарекоша имя ему Киев.

Далее летописец опровергает досужее мнение о незнатности Кия: Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кии есть перевозник был, у Киева бо бяше перевоз тогда с оноя стороны Днепра, тем глаголаху: на перевоз на Киев. Аще бо бы перевозник Кии, то не бы ходил Царюгороду; но се Кии княжаше в роде своем, приходившю ему ко царю, якоже сказают, яко велику честь приял от царя, при котором приходив цари. Идущю же ему вспять, приде к Дунаеви, и възлюби место, и сруби градок мал, и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близ живущии; еже и доныне наречют дунаици городище Киевец. Киеви же пришедшю в свои град Киев, ту животъ свои сконча; и брат его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту скончашася.

Неизвестно, откуда летописец знает подробности внешнеполитической деятельности Кия. Это может быть его выдумка, а может рассказ о реальных событиях. Однако летописец не может назвать императора Византии, в годы правления которого действовал князь Кий.

Личность князя Кия. Армянский историк Зенобий Глакк сообщает похожие подробности о трех братьях Куар, Ментей и Хореан, которые основали город Куары в области Палуна. Очевидно, речь идет о Киеве. У Глакка события относят к VII в. Киев, возможно, первоначально не был славянским городомом. Константин Багрянородный называет другое название Киева – Самбат.

Кем бы ни был Кий в летописном рассказе он представлен как правитель крупного племенного союза, поскольку после его смерти появляются и другие племенные княжения: И по сих братьи держати почаша род их княженье в полях, а в деревлях свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане.

Киевский каганат и Новгород. Образование Древнерусского государства. Нач. IX в. – 882 г.

Центры объединения племен. В IX в видим два крупных центра объединения славянских племен: Киев и Новгород. Позднее в X в прослеживаются и другие центры, которые были способны противостоять Киеву: Полоцк (полочане) и Древляне.

Арабы называют три центра Руси: Куябу, Славию и Арсу. Куябу идентифицируют с Киевом, Славию чаще всего с Новгородом, хотя по Рыбакову возможен вариант Переяславля, Арсу/Арту – с Тмутараканью, либо согласно Рыбакову – это Родня.

Под 859 г. в ПВЛ передана политическая ситуация начала IX века: имаху варязи из заморья на чуди и на словенех… А козари имаху на полянех и на северех и на вятичех. Здесь летописец указывает на различную ориентацию восточнославянских племен. На юге ориентировались на Хазарию, на севере – на варягов-викингов.

Киевский каганат. Образование Киевского каганата относят к началу IX в. Южным центром объединения восточнославянских племен была земля полян, которая стала называться Русской землей. Главным городом полян был Киев, основанный по преданию Кием, Щеком и Хоривом. Киев, скорее всего, был основан иранским населением, которое затем было ассимилировано полянами. Это государственное образование также именуют Русским каганатом.

Локализация Русского каганата. О нем существуют ряд сведений в восточных и западных источниках. Ибн Русте говорит, что у руссов правитель именуется хаканом. О русском каганате сообщают также и другие источники. Так, Бертинские анналы говорят о кагане Руси под 839 г. Некоторые исследователи локализуют этот каганат на севере Руси, утверждая, что главенствующую роль в нем играли варяги-русь.

В последнее время все чаще соглашаются с южным расположением Русского каганата. Здесь интересно наблюдение Назаренко по германским источникам. Так, на основе германских таможенных уставов, делается вывод, что Русы здесь были известны в первой половине IX в., по показаниям Баварского географа IX в. Русь обитала рядом с Хазарией.

Хазарская дань. В конце VIII – начале IX вв. южные восточнославянские племена подпали под власть хазар. Артамонов указывал, что это произошло, когда славяне расселились на территориях, подконтрольных хазарам и были вынуждены признать их власть. По версии Седова дань была наложена только после 860ых гг.

Согласно ПВЛ это происходит после смерти Кия: По сих же летех, по смерти братье сея быша обидимы древлями и инеми околними. И наидоша я козаре, седящая на горах сихъ в лесехъ, и реша козари: «Платите нам дань». Съдумавше же поляне и вдаша от дыма мечь, и несоша козари ко князю своему и к стареишиным своим и реша им: «Се, налезохомъ дань нову». Они же реша им: «Откуду?» - Они же реша: «В лесе на горах над рекою Днепрьскою». Они же реша: «Что суть въдали?». Они же показаша мечь. И реша старци козарьстии: «Не добра дань, княже! Мы ся доискахом оружьем одиною стороною, рекше саблями, а сих оружье обоюду остро, рекше мечь. Си имуть имати дань на нас и на инех странах».

Кроме полян хазарам платили дань радимичи, вятичи, северяне. Интересно, что ничего не сообщается о дани древлян, которые обидели полян, не исключено, что древляне выступали союзниками хазар в ослаблении полян после смерти Кия, который, вероятно, был властителем какого-то племенного союза.

Свержение власти хазар. В начале IX в. с ослаблением Хазарского каганата поляне смогли освободиться от власти хазар, тогда как племена южнее их платили дань до времени Святослава. В летописи это историческое событие отразилось в легенде о хазарской дани.

Киев становится мощным центром объединения, правитель Киева принимает титул кагана, дабы приравнять себя к правителю Хазарии. Упоминание о Киевском каганате видим уже в 839 г., когда послы кагана Руси прибыли в Ингельгейм, ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Они заявили, что были отправлены с посольством к императору Византии Феофилу от кагана народа Рос, но вынуждены были возвращаться через всю Европу. Такой окружной путь объясняют либо северной локализацией Руси, либо постройкой Саркела, который мешал послам нормально вернуться в Киев.

Постройка Саркела 837/838 г., в которой участвовали и византийцы, очевидно, была связана с растущей угрозой со стороны Киевского каганата, претендовавшего на власть над восточнославянскими племенами, подвластными хазарам, но подчинить их киевским властителям I половины IX в., очевидно, так и не удалось. Это дело будет завершено в конце столетия князем Олегом.

Киевский каганат и венгры. В степях в эпоху существования Киевского каганата доминировали союзные Хазарии венгры. Они часто совершали нападения на восточнославянские земли. Существует также версия, что венгры/мадьяры которые некоторое время, жили на территории Киева, где существовали Угорская гора, Ольмин двор, в имени Олма видят венгерские корни.

Венгры двинулись из Южноуральских степей и в середине IX проникли в Восточную Европу. ПВЛ под 898 г. сообщает «Идоша угри мимо Киев горою, еже ся зовет ныне Угорьское, и пришедъше к Днепру сташа вежами; беша бо ходяще аки се половци. Пришедше от въстока и устремишася черес горы великия яже прозвашася горы Угоръскиа, и почаша воевати на живущая ту волохи и словени.

В 880ых гг. в войне Олега с Хазарией мадьяры были союзниками хазар, потерпели поражение и вынуждены были уйти на запад под давлением печенегов. В деяниях венгров, написанных в XII в. сообщается, что правитель венгров Альмуш осаждал Киев, вожди русов узнали, что Альмуш из рода Аттилы и заключили с ним мир. Несмотря на явные модернизации – в IX в. Киев не был обнесен стеной – показывает о столкновении с мадьярами, князем, очевидно был либо Аскольд, заключивший с мадьярами мир, либо Олег, пропустивший мадьяр на Запад

Внешняя политика Киевского каганата. Киевское государство ориентировалось на союз с Византией. В июне 860 г. был совершен поход на Константинополь, где впервые появляется имя русов. Византийцы не называют имен вождей русов, но в историографии прочно закрепилось мнение, что это был Аскольд. В ПВЛ есть упоминание об этом походе, правда под 866 г. «иде Аскольд и Дир на греки».

Ок. 867 г. происходит «Фотиево крещение». Неизвестны его масштабы, но скорее всего после этого начинается распространение христианства на Руси. В начале X в в Киеве уже были христианские храмы, есть версии, что княгиня Ольга была христианкой задолго до 955 г.

Правители каганата. О правителях каганата ничего неизвестно. В 882 г. согласно датировке ПВЛ киевскими князьями были Аскольд и Дир, которые согласно некоторым летописям были воеводами Рюрика. Эта версия была придумана для принижения их роли и оправдания их убийства и захвата днепровской столицы. Показания летописей противоречивы. Никоновская летопись считает Аскольда и Дира полноправными князьями, указывая факт гибели от болгар сына Аскольда. Очень может быть, что Аскольд и Дир не были современниками, Дир мог править и раньше – арабам был известен некий ал-Дир. Седов считает Аскольда и Дира князьями полян.

Судьба Киевского каганата. По общепризнанной версии Киевский, или Русский каганат дожил до 882 г., когда его завоевал северный князь Олег. По версии Седова Русский каганат прекратил существование после 860ых гг., после чего поляне, освободившиеся от власти русов, получили своими князьями Аскольда и Дира.

Новгород. На севере ориентировались на скандинавских наемников. Северная Русь была в орбите интересов викингов, где у них уже с VIII в был свой форпост – Старая Ладога. По словам ПВЛ отношения славян и варягов развивались не всегда мирно, под 862 г. сообщается: изгнаша варяги за море и не даша им дани. Известие это помещено под 862 г., но такая датировка не должна смущать – хронология начальных дат русской истории неточна.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2252. Мероприятие: В стране невыученных уроков 19.84 KB
  Внеклассное мероприятие посвященное ко дню учителя, отображающее учеников которые не хотят учить уроки.
2253. Экономическая теория прав собственности 16.42 KB
  Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.
2254. Экономическое право 17.74 KB
  Право собственности на природные ресурсы. Право природного пользования. Правовые формы использования природных ресурсов.
2255. Строительная механика. Специальный курс. Применение метода граничных элементов 6.82 MB
  В учебном пособии изложен новый метод расчета статически определимых и статически неопределимых стержневых и пластинчатых систем на статические и динамические нагрузки, а также на устойчивость. Приведено большое количество характерных типовых задач и примеров с краткими указаниями к их решению. Значительное место уделено математической постановке задач и их решению с помощью персональных компьютеров.
2256. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков 18.21 KB
  Цели: познакомить учащихся с понятием слог, научить детей делить слова на слоги, развивать речь, внимание, память, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
2257. День делового человека 19.55 KB
  Tasks: совершенствование навыков поискового чтения, активизация лексических навыков, развитие навыков постановки вопросов.
2258. Господарське право та господарське законодавство 17.96 KB
  Метою вивчення теми є розуміння студентами місця господарського права серед галузей права України, а також розуміння ними системи та специфіки господарського законодавства України.
2259. Повторяем грамматику. Местоимение 21.26 KB
  TASKS: повторение грамматического материала, контроль орфографических и лексических навыков, контроль навыков диалогической и монологической речи.
2260. Анализ современных дидактических концепций 18.35 KB
  Цель: способствовать формированию представления у студентов о современных дидактических концепциях.