73855

Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Выбор вер

Лекция

История и СИД

Перун – бог громовержец, его Владимир сделал главным богом, перед ним постоянно горел огонь. Хорс и Дажьбог – ипостаси солнечного божества, Стрибог – родоначальник ветров, ветры – стрибожьи внуки, Симаргл/Семаргл – спорно – либо божество

Русский

2014-12-21

161.5 KB

0 чел.

Лекция 5

Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Выбор вер. 980 – 987 гг.

Начало правления. Владимир, утвердился в Киеве в 980 г., или 11 июня 978. Сразу же перед ним встала проблема, как избавиться от варягов, помогавших ему, которые заявили князю: «Се град наш, мы прияхом и, да хочем имати окуп на них, по 2 гривне от человека», и рече им Володимер: «Пождете, даже вы куны сберуть, за месяць». И ждаша за месяць, и не дасть им, и реша варязи: «Сольстил еси нами, да покажи ны путь в Греки». Он же рече им: «Идете». Очевидно, Владимиру удалось прельстить варягов службой в Византии. В этом летописном рассказе отразились два события: предание об избавлении от варяжской дани и отправка варяжского войска в Византию в 986/987 гг.

Владимир язычник. Владимир следовал языческой партии. Возможно, был нелюбим Ольгой, как сын ее рабыни, и Ольгой был воспитан Ярополком.

Владимир явился гонителем христиан. Так, в 983 г. 12 июля были убиты два варяга, христианина, которых хотели принести в жертву. При археологическом исследовании капищ были обнаружены остатки плинфы – возможно были разрушены христианские храмы – то, что не успел сделать Святослав.

Языческая реформа. Сразу же после утверждения на киевском столе Владимир преступил к «языческой реформе».

Киевский пантеон. Перун – бог громовержец, его Владимир сделал главным богом, перед ним постоянно горел огонь. Хорс и Дажьбог – ипостаси солнечного божества, Стрибог – родоначальник ветров, ветры – стрибожьи внуки, Симаргл/Семаргл – спорно – либо божество, объединяющее всех богов пантеона (от *Sedmoro-golvъ – семиглав), либо иранский Симург – зооморфное существо – крылатый пес, либо вещая птица. Мокошь – во-первых, единственное женское божество данного пантеона, впоследствие продолжением ее культа станет Параскева Пятница – она либо богиня прядения, либо плодородия – Мать сыра земля, жена Перуна.

Пантеон богов, предложенный Владимиром, вызывает большое количество вопросов. Непонятен принцип выбора, в пантеон не вошли такие боги, как Велес, Сварог, Род, Ладо, те, которые были выставлены, были малопочитаемы. Хорс и Симаргл – иранские божества.

Неудача языческой реформы. Смысл реформы – консолидация восточнославянских племен под властью Киева. Государство IXX вв – непрочное, рыхлое, каждому новому князю приходилось заново подчинять племена. Язычество – религия рода, племени. Своей реформой Владимир попытался приблизить славян к княжеской власти. Однако, язычество не приемлет упорядочения. Единого языческого бога быть не могло – свой, главный бог был в каждом очаге.

Поэтому перед Владимиром уже вскоре встала задача поиска новой религии. Считается, что мученическая смерть двух варягов в 983 г. сыграла не последнюю роль.

Славянское Язычество. Славянские языческие тексты до нашего времени не сохранились, если вообще когда-либо существовали. Как источник по славянскому язычеству – христианские тексты, обличающие язычество.

Славянские божества могут быть разделены на несколько уровней по степени их актуальности для человека, по их функциям.

Высшие божества – Перун и Велес – бог скота (денег), бог-покровитель торговли. Это божества, олицетворяющие военную и хозяйственно-природную функции. К высшим божествам, очевидно, относились Сварог – бог огня, Дажьбог, Ярила/Яровит.

К более низкому уровню относились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами: Род, Чур – первопредок, возможно Мокошь.

К низшим божествам относятся разные классы неиндивидуализированной нечисти: домовые, лешии, русалки, водяные, кикиморы.

Этапы развития язычества. Древнейший этап язычества – фетишизм, поклонение вещам: камни, деревья, отсюда священные рощи. Тотемизм – вера в происхождение человека от животных, племя начинает воспринимать какое-то животное своим прародителем. У славян, возможно, это был медведь, имя которого было табуировано и нам неизвестно. Отголосок этого – вера в оборотней.

Полидемонизм – духи обособляются, отделяются от предметов. Демонические верования приближаются к теизму – вере в богов.

Единого пантеона богов у славян не сложилось. Попытка создать такой пантеон, предпринятая Владимиром завершилась неудачей.

Реликты язычества в христианстве. Введение христианства повлекло исчезновение язычества, но оно ушло не бесследно. Многие христианские святые стали ассоциироваться с языческими богами: Велес – св. Власий, Перун – св. Илья, Ярила – св. Георгий. Низшие божества остались. Языческая лексика стала употребляться и в христианстве: языческие слова бог, жертва, молитва, треба, крест.

Государство к началу правления Владимира. В 970-ые гг. территория, подвластная киевскому князю составляла половину территории державы Олега и Игоря. Удел Ярополка – поляне и северяне, у Олега – древляне, у Владимира – Новгород. Ярополку на некоторое время удалось объединить уделы братьев под своей властью, но больше ничего Ярополк сделать не успел.

Объединять восточных славян пришлось его сводному брату Владимиру. Независимыми к 980 г. были вятичи, радимичи, зап. хорваты, уличи, волыняне, был утерян контроль над Тмутараканью.

Завоевание Червенских городов. В 981 г. Иде Володимер к ляхом и зая грады их, Перемышль, Червен и ины грады. Это были Червенские города, однако, Червенские города будут принадлежать Польше только в нач. XI в., даже Краков до 999 г. был под властью Чехии. Потерю их Русью можно связать с гибелью Олега – союзника чешских князей. Таким образом, Червенские города, принадлежали Чехии, хотя могли быть захвачены польским князем Мечиславом в конце 970-ых гг. Возможно, союзником Владимира в войне с Польшей за Червенские города был германский император Оттон II, война которого с Польшей была в 979 г., после того, как Болеслав изгнал из Польши Оду Саксонскую с ее сыновьями. Владимир, очевидно, вмешался, и его война за Червенские города была скоординирована с Германией. Начал складываться русско-саксонский союз (у власти в Германии была Саксонская династия), герцог Саксонии Бернхард женился в это время на некой русской. Таким образом, в 981 г. Владимиру удалось подчинить себе волынян, в земле которых был построен город Владимир Волынский.

Покорение вятичей. Этим же 981 г. ПВЛ датирует подчинение вятичей, однако они уже в следующем, 982 г. восстали, Владимир совершил повторный поход, результатом которого было принуждение вятичей к дани, но окончательно покорить их не удалось – собственные племенные князья у вятичей были до конца XI в.

Покорение радимичей и белых хорватов. В 983 г. были покорены ятвяги – литовское племя. В 984 г. после поражения на реке Пищане – радимичи. Воеводой Владимира согласно летописи был Волчий Хвост: Белые хорваты были покорены только в 992 г.

Борьба за Волжский путь. Затем Владимир начал борьбу за возвращение контроля над путем из Варяг в Греки и Волжского пути, потерянного после переориентации политики Святослава на Дунайскую Болгарию. В 985 г, Волжская Булгария была побеждена, но Владимиру пришлось пойти на заключение мира, На самом деле Владимиру в этом случае пришлось бы воевать и с Хорезмом. Война здесь шла за контроль над финскими территориями: мурома, эрзя, мещера, меря, которые в это время колонизируются славянами.

Этим же 985 г. Иаков Мних датирует поход Владимира на Хазарию. Как видно из дальнейшего поход был удачным – был возвращен контроль над Тмутараканью. Здесь в Крыму снова столкнулись интересы Руси и Византии.

Выбор вер. Приход послов от разных религий. Теперь для консолидации вновь объединенного Русского государства необходим был монотеизм. Язычество сплотить восточнославянские племена под властью Киева не смогло. Необходимо было выбрать религию.

ПВЛ приводит предание о выборе князем вер, которое долгое время считали полным вымыслом летописца:

Под 986 г. в ПВЛ приведен рассказ о послах разных религий, которые приходили к князю Владимиру и рассказывали каждый о своей вере: придоша болъгары веры бохъмиче, глаголюще, яко «Ты князь еси мудр и смыслен, не веси закона; но веруй в закон нашь и поклонися Бохъмиту». И рече Володимеръ: «Како есть вера ваша?». Они же реша: «Веруем Богу, а Бохмит ны учить, глаголя: обрезати уды тайныя, и свинины не ясти, вина не пити, а по смерти же, рече, со женами похоть творити блудную. …и ина многа лесть, ея же не льзе псати срама ради. Володимер же слушаше их, бе бо сам любя жены и блуженье многое, …но се ему бе нелюбо: обрезанье удов и неяденьи мяс свиных, а о питьи отнудь, рька: «Руси есть веселье питье: не можем бес того быти».

Потом же придоша немьци от Рима, глаголюще: «Придохомъ послании от папежа»; и реша ему: «Рекл ти тако папежь: „Земля твоя яко и земля наша, а вера ваша не яко вера наша; вера бо наша свет есть, кланяемся Богу, иже створилъ небо и землю, звезды, месяць и всяко дыханье, а бози ваши древо суть». Володимеръ же рече: «Кака заповедь ваша?». Они же реша: «Пощенье по силе; „аще кто пьеть или ясть, то все въ славу Божью"». Рече же Володимер немцем: «Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть».

Се слышавше жидове козарьстии придоша, рекуще: «Слышахом, яко приходиша болгаре и хрестеяне, учаще тя кождо вере своей. Хрестеяне бо верують, его же мы распяхом, а мы веруем единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю». И рече Володимер: «Что есть закон вашь?». Они же реша: «Обрезатися, свинины не ясти, ни заячины, суботу хранити». Он же рече: «То где есть земля ваша?». Они же реша: «В Ерусалим». Он же рече: «То тамо ли есть?». Они же реша: «Разъгневася Бог на отци наши, и расточи ны по странам грех ради наших, и предана бысть земля наша хрестеяном». Он же рече: «То како вы инех учите, а сами отвержени от Бога и расточени? Аще бы Бог любил вас и закон вашь, то не бысте расточени по чюжим землям. Еда и намъ тоже мыслите прияти?» 

Затем летописец пишет о приходе греческого философа, которые поведал Владимиру суть православного учения, рассказал о различии с католичеством и обличил иудаизм и ислам.

Отправка послов. После всех этих послов Владимир решил отправить послов, которые должны были изведать каждую религию, причем иудаизм даже не брался в расчет. Под 987 г. помещен следующий рассказ: созва Володимер боляры своя и старци градьские, и рече имъ: «Се приходиша ко мне болгаре, рькуще: „Приими законъ наш”. Посемь же приходиша немци, и ти хваляху закон свой. По сих придоша жидове. Се же послеже придоша грьци, хуляще вси законы, свой же хваляще, и много глаголаша, сказающе от начала миру, о бытьи всего мира.

И реша бояре и старци: «Веси, княже, яко своего никто же не хулить, но хвалить, Аще хощеши испытати гораздо, то имаши у собе мужи: послав испытай когождо их службу, и кто како служить Богу». И бысть люба речь князю …избраша мужи добры и смыслены числомъ 10, и реша имъ: «Идете первое в болгары и испытайте веру их».

Они же идоша, и пришедше видеша скверньная дела и кланянье в ропати; придоша в землю свою И рече им Володимер: «Идете паки в немци, съглядайте такоже, и оттуде идете въ греки».

Они же придоша в немци и съглядавше церковную службу их, придоша Царюгороду, и внидоша ко царю. Царь же испыта, коея ради вины придоша. Они же споведаша ему вся бывшая. Се слышав царь рад бывъ, после чего была устроена им торжественная служба в Святой Софии, которую служил сам патриарх, причем император поставил послов на пространьне месте, показающе красоту, церковную.

Когда послы вернулись князь их распросил что они видели. Послы князю ответили: «Ходихом в Болгары, смотрихом, како ся покланяють в храме, …стояще бес пояса; поклонивше сядеть. и глядить семо и онамо, яко бешен, и несть веселья в них, но печаль и смрад велик, несть добр закон их.

И придохом в Немци, и видехом в храмех многи службы творяща, а красоты не видехом никоеяже, и придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли аткого вида ли красоты такоя, и не доумеемъ бо сказати; токмо то вемы, яко онъде Бог с человеки пребываеть, и есть служба их паче всех стран. …Отвещавше же боляре рекоша: «Аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек».

Вопрос с исламом. В том, что Владимир выбирал между православием и католичеством сомнения быть не может, а вариант с исламом долгое время подвергался сомнению. Однако, у нас в распоряжении есть сочинения восточных авторов: Тахира Марвази XII в и Мухаммада ал-Ауфи XIII в., в которых повествуется о посольстве царя по имени Буладмир в Хорезм о принятии ислама. Причем царь Руси сначала хотел принять христианство, а затем принял ислам, датированы эти события 912/913 гг. Этот рассказ отличается от летописного указанием на посольство не в Волжскую Булгарию, а в Хорезм – очевидно русское посольство было отправлено булгарами в Хорезм. В Буладмире без труда узнается Владимир даже несмотря на хронологическое несоответствие.

Выбор между католичеством и православием. Более сложным представляется вопрос, почему Владимир выбрал именно греческое православие. Здесь Владимир действовал как язычник – по принципу могущества религии. Иудаизм отпал сразу же – Хазария была разгромлена его отцом, и он также совершил на нее удачный поход. Сложнее обстоит дело с исламом и католичеством. По поводу ислама – скорее всего сыграла роль политическая ситуация в исламском мире – Арабский халифат к этому времени перестал существовать, мощь ислама на время погасла, кроме того Русь все больше и больше отходила от кочевников, от своей роли преемницы Хазарского каганата.

Относительно католичества имеем достаточно ясную оговорку летописца – «отци наши сего не прияли суть». Намек, очевидно, на миссию Адальберта в 961 г. Вопрос только почему его миссия завершилась неудачей, та же самая причина, как видим, сыграла роль и в 986 г. Скорее всего, причиной отказа от католичества была суть западного христианства – подчинение власти римского папы, богослужение на латыни, а для Владимира очень важно было сохранить независимость. Кроме того, в это время римские папы целиком зависели от воли императора Германии, поэтому католичество для Руси означало прямое подчинение Германии.

Предполагают, что византийский источник христианства не был единственным. А. Г. Кузьмин.

Первые христианские общины в Северном Причерноморье датируют VIVII вв. и к XXI вв. на Руси существовали несколько христианских общин с  разными традициями, соперничавшие друг с другом.

Основной стала кирилло-мефодьевская традиция.

Утверждение, что Восточное христианство отделило Русь от Западной Европы.

Однако, это стало проблемой только после XIII вв. Изяслав Ярославич, Владимир Галицкий, Роман Мстиславич без проблем ездили в Европу, получали помощь. Даже Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.

Но на этом все закончилось.

Представить в Западной Европе Александра Невского или Ивана Калиту, или Дмитрия Донского уже невозможно.

Православие и Русь. Православие, восточное христианство было предпочтительнее для язычника Владимира, поскольку в его понятии православный Бог представлялся могущественным – именно греки смогли победить его деда Игоря, а затем отца. Кроме того, именно с греческим православием у русов были наиболее давние и наиболее прочные контакты. В начале X в. была подчинена Тмутаракань, где еще с VIII в существовала епископия. На территорию Руси христианство начинает проникать уже в IX в – знаменитое Фотиево крещение, мы знаем о христианских храмах в Киеве в правление Игоря, также непоследнюю роль сыграла и княгиня Ольга. Возможно по этим причинам окончательный выбор Владимира пал именно на православие.

Поход на Корсунь. Крещение Руси. 988 г.

Противоречия летописи. Вопрос с крещением Русского государства достаточно запутан. Византийские источники вообще такого факта не знают, а летописный рассказ содержит две взаимоисключающие версии этого события.

Под 986 г., где повествуется о приходе к Владимиру послов, помещена пространная речь греческого философа, который кратко излагает князю Священное Писание. По логике Владимир должен был согласиться, но отвечает философу: «Пожду и еще мало», как отмечает летописец, желая испытать другие веры.

В 987 г. после проникновенной речи послов, прибывших из Византии, Владимир практически соглашается принять христианство и спрашивает у старцев градских: «Где крещенье приимем?». Они же рекоша: «Где ти любо».

Поход на Корсунь. Но даже этого Владимиру было недостаточно и был предпринят поход на Корсунь в 988 г.: иде Володимер с вои на Корсунь, град гречьский.

Город был осажден, взять его удалось при помощи некого Анастаса, который напсав сице на стреле: «Кладязи, яже суть за тобою от въстока, ис того вода идеть по трубе, копав переими». Володимер же, се слышавъ, возрев на небо, рече: «Аще се ся сбудеть, и сам ся крещю». Князь так и поступил, город был вынужден сдаться, после чего вниде Володимер в град и дружина его.

После этого посла Володимер ко царема, Василью и Костянтину, глаголя сице: «Се град ваю славный взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще ее не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих. Требование о браке было уловкой, поскольку христианка не могла выйти замуж за язычника. Правда, Владимир решил проверить силу христианской религии. В Корсуне на него напала слепота, а сошла она только тогда, когда он был крещен в церкви святаго Василья, после чего слепота ушла. Таким образом, ПВЛ утверждает, что Владимир крестился в Корсуне. Однако, летописец оговаривается, что это не единственная версия: се же не сведуще право, глаголють, яко крестилься есть в Киеве, инии же реша: в Василеве; друзии же инако скажють. Иаков Мних утверждает, что в Корсунь Владимир ходил уже через 3 года после крещения, противореча таким образом рассказу ПВЛ.

Вопрос с датировкой крещения. Отсюда следующий вопрос – дата крещения. ПВЛ указывает 988 г., Иаков Мних 10-ый год правления Владимира – то есть либо 988, либо 990 г., в Житие Бориса и Глеба указано, что Владимир заболел через 28 лет после крещения, а это 987 г., восточные авторы датируют временем между 987 и 990 гг. Иаков Мних, да и автор ПВЛ ставят другую проблему – действительно ли Владимир крестился до прихода в Корсунь.

Все эти противоречия можно попытаться решить с привлечением византийских и восточных источников.

Первое посольство Византии на Русь. Впервые вопрос о посольстве к русам мог возникнуть в 985 г., когда император Византии Василий потерпел поражение в Болгарии от царя Самуила. Владимир условием предоставления помощи потребовал в жены сестру императоров Анну и крещение, причем первая часть требования была беспрецедентна – Анна была порфирородной. Возможно, именно это посольство отразилось в ПВЛ, как посольство греков. Однако завершилось оно неудачей либо из-за отказа Анны выходить замуж за варвара-Владимира, либо, что, более вероятно, из-за неслыханных условий. Формально Русь с 971 г. являлась союзницей Византии.

Восстание Варды Фоки. Новый повод к просьбе о помощи не замедлил представиться: в августе – сентябре 987 г. в Византии вспыхивает восстание Варды Фоки, который провозглашает себя императором, тогда-то византийцы попросили помощь русов. На сей раз, очевидно, византийская дипломатия пошла на хитрость и Византия получила 6000 воинов (возможно, это те неспокойные варяги, которые помогли Владимиру свергнуть Ярополка, а теперь мешали). Таким образом, можно предположить, что Владимир крестился в Киеве либо летом 987 г., либо в начале 988 г.

Крещение Руси по византийским источникам. Однако без помощи русов в апреле 988 Варда Фока был разгромлен, а к 989 г. восстание подавлено. Анну, очевидно, отдавать не собирались, и поэтому Владимир и совершил поход на Корсунь, который Лев Диакон и сирийский хронист Яхья Антиохийский датируют летом 989 г. Таким образом, из союзника Владимир превратился во врага и причина здесь – нежелание Анны уезжать в далекую Русь. Существует интересный рассказ Яхьи Антиохийского, который повествует о посольстве из Болгарии (возможно путая ее с Русью) с просьбой дать в жены правителю Анну, а вместо Анны была послана какая-то другая женщина, за счет чего было выиграно время. Очень может быть, что Владимиру была послана какая-то женщина и летом 987 г. была получена военная помощь. А спустя некоторое время обман был раскрыт и понадобился поход на Корсунь летом 989 г., как раз на третье лето после крещения – как пишет Иаков Мних. А посланные 6000 воинов уже были подчинены новому сюзерену – императору Византии и очевидно у них не было никакой привязанности к Киеву.

Подытоживая все это, следует отметить, что версия с обманом объясняет многое. По Яхье после обмана Владимир совершил резкий поворот в вере, отказавшись от крещения, для чего и понадобился поход на Корсунь и повторное крещение. Отсюда разные версии места крещения в русских летописях – то ли Киев и Васильев, то ли Корсунь и стыдливое молчание византийских хронистов.

Автор ПВЛ был сторонником Корсунской версии крещения, о других он умолчал, хотя и упомянул о их существовании. Причина этого неясна.

Таким образом, Владимир получил христианского Бога как военный трофей, по-прежнему действуя как язычник.

Из Корсуня Владимир привез мощи Св. Климента, его ученика Фифа, священные сосуды и прочую утварь. Даже Десятинная церковь в Киеве строилась из обломков корсунских храмов.

Низвержение идолов. Придя в Киев, Владимир начал низвергать идолы повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати. Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, 12 мужа пристави тети жезльемь. Се же не яко древу чюющю, но на поруганье бесу, иже прелщаше симь образом человекы, да възмездье прииметь от человек. «Велий еси, Господи, чюдма дела твоя». Вчера чтим от человек, а днесь поругаем. Влекому же ему по Ручаю к Днепру, плакахуся его невернии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья. И привлекше, вринуша и в Днепр. И пристави Володимер, рек: «Аще кде пристанеть, вы отревайте его от берега; дондеже порогы проидеть, то тогда охабитеся его». Они же повеленая створиша. Яко пустиша и проиде сквозе порогы, изверже и ветр на рень, и оттоле прослу Перуня Рень.

Крещение киевлян. После низвержения идолов Владимир приступил к крещению киевлян. По летописи они крещены были в Днепре, но есть версия, что это была Почайна. Князь сказал киевлянам: «Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будеть». Се слышавше людье с радостью идяху, радующеся и глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли». Наутрия же изиде Володимер с попы с царицины и с корсуньскыми на Дънепр, и снидеся бе-щисла людии. Влезоша в воду и стаяху овы до шие, а друзии до персии, младин же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свершении же бродяху, попове же стояще молитвы творяху. И бяше сице видети радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых; а дьявол стеня глаголаше: «Увы мне, яко отсюда прогоним есмь! сде бо мнях жилище имети, яко сде не суть ученья апостольска, ни суть ведуще Бога, но веселяхъся о службе их, еже служаху мне. И се уже побежен есмь от невегласа, а не от апостол ни от мученик, не имам уже царствовати въ странах сих». Крестившим же ся людем, идоша кождо в домы своя. И повеле Владимир рубити церкви и поставляти по местомъ, иде же стояху кумири.

Строительство церквей. И постави церковь святаго Василья на холме, иде же стояше кумир Перун и прочии, иде же творяху потребы князь и людье. На месте убитых в 983 г. варягов-мучеников была построен храм Богородицы, названный Десятинной церковью, начал храм строиться в 989, а закончен был в 996 г. Возможно это Церковь Успения Божьей матери – Успенский Собор. Десятинная церковь при Владимире сделалась средоточием Киева, княжеской усыпальницей – в ней были захоронены византийская царевна Анна, перенесен гроб Ольги.

К 1018 г., по словам германского хрониста Титмара Мерзебургского на территории Киева было уже 400 церквей. Число может быть и преувеличенное, но близкое к истине.

Крещение княжеской семьи. Приняв христианство, Владимир отказался и от гарема. Его женой стала только Анна, а женам предоставил право выбирать себе мужей. Гордая Рогнеда предпочла стать монахиней. По преданию, содержащемся в Тверском сборнике, Ярослав в этот момент встал на ноги.

Вместе с Киевлянами согласно ПВЛ, а возможно и ранее, были крещены и сыновья Владимира. Все они получили христианские имена: Борис – Роман, Глеб – Давыд, Святополк – Петр, Мстислав – Константин и Ярослав – Георгий.

Крещение на Севере. Если киевляне, как гласит летопись, шли на крещение с охотой, то иначе дело обстояло на севере, где византийское влияние было минимальным – Новгород издавна был средоточием языческой партии. Для крещения Новгорода пришлось использовать силу – Добрыня крестил огнем и мечом. Практически ничего неизвестно по поводу других земель, летописец лишь вскользь оговаривается, что и в них тоже было крещение, но явно с большими проблемами.

Языческая реакция. Языческие волхвы бежали, но капища продолжали действовать. Сопротивление населения крещению покажут события 1020-ых гг. Окончательно христианство восторжествует только после монголо-татар. Языческие верования продолжали существовать. Даже летописец хвалит князя за вполне языческий обычай пиров, теперь приуроченный к строительству церкви Преображения в Васильеве по случаю спасения от печенегов в 996 г.

Первые годы РПЦ. Не совсем ясен статус русской церкви при Владимире. Неизвестно имя первого киевского митрополита. Приселков предположил, что первоначально церковь подчинялась не Константинополю, а Охриде.

Летописи называют первыми митрополитами Михаила 988 – 992 гг. и его преемника Леона 992 – 1008 гг. Однако, Михаил был послан на Русь патриархом Фотием в 860-ые гг. и, возможно, был руководителем русской церкви в Киеве Аскольда и Дира. Леона считают главой автокефальной Охридской церкви в Болгарии, якобы никогда не приезжавшим на Русь и руководившим церковью из Болгарии. Митрополитом Киева считали и Иоакима Корсунянина – священника, пришедшего из Корсуня.

Более реальным выглядит фигура Анастаса, которого Владимир сделал настоятелем Десятинной церкви – это ли не показатель его значения. В 1018 г. Анастас изменит русским, как тридцатью годами раньше изменил Византии – он уйдет в Польшу с Болеславом Храбрым после разорения Киева. Поэтому изменник и не был назван летописцем первым руководителем церкви.

Историческим лицом также является митрополит Иоанн, от которого дошла печать. Он, очевидно, был младшим современником князя Владимира. Традиционные даты для Иоанна – 1008 – 1037 гг..

Начало распространения христианства. Таким образом, начало распространяться христианство. Люди восприняли христианского бога как княжеского бога, который был сильнее и могущественней Перуна.

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, позволило Владимиру ликвидировать племенные княжения.

В результате крещения возрос политический вес Руси в Европе. Началось распространение письменности и литературы. Как сообщает летописец под 988 г. Владимир нача поимати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное, то было поколение подвижников первой половины XI века.

Одновременно с этим, по мнению Артамонова, был нарушен союз с степняками. Из кагана Владимир превратился в европейского государя. Сразу же после крещения наблюдается ожесточение набегов печенегов с 988 по 997 гг. Возможно, эта война была инспирирована Хорезмом за отказ Руси от ислама. И в самой Руси Артамонов видит раскол: византийскую партию возглавит Ярослав Мудрый, а степную его брат Мстислав Тмутараканский.

Последние годы правления Владимира 988 – 1015 гг..

Государство на рубеже веков. Время правления Владимира – время консолидации общества, время перемен, ломки давних устоев – от религии до политического строя, появляется много недовольных. Появляются нищие, убогие.

ПВЛ не сообщает о происходившем на Руси с 997 по 1014 гг. Ник летопись содержит ряд уникальных известий: 991 г. – наводнение, 994 г. – сухмень великая, 1000 г. – поводь великая, 1002 г. – дожди мнози. Мор в Европе 1005 г. затронул и Русь. Все это приведет к восстаниям уже после смерти Владимира.

Как государственный деятель Владимир заключает договоры с окольными князьями Чехии, Польши, Венгрии, устанавливая, таким образом, западные границы Руси.

Ликвидация племенных княжений. В старые племенные центры сажает своих сыновей: в Новгороде – Вышеслав, в Турове – Святополк, в Ростове – Ярослав, в Полоцке – Изяслав. ПВЛ датирует это 988 г., однако, ясно, что это происходило не в один год и, вероятно, не без проблем.

После смерти старшего Вышеслава, датировать которую невозможно – она произошла между 995 и 1010 гг. в Новгород переходит Ярослав, в Ростов – Борис, Святополк остается в Турове, Изяслав – в Полоцке. Святослав получает Древлянскую землю, Всеволод – Владимир-Волынский, Мстислав – Тмутаракань.

Поздние летописи добавляют Станислава в Смоленске и Судислава во Пскове. Не совсем понятна судьба еще одного сына – Позвизда. Согласно поздним летописям Позвизд правил на Волыни после смерти Всеволода. Интересно, что согласно Иоакимовской летописи Судислав и Позвизд были сыновьями Олега Древлянского, что не исключено – Владимир, расправившись с Ярополком, усыновил его сына Святополка, то же мог сделать и Ярополк после гибели Олега. В таком случае Судислав и Позвизд должны были быть самыми старшими – они родились не позже 975 г.

Со временем каждый из этих сыновей начал вести самостоятельную даже внешнюю политику. В Новгороде была обнаружена печать Изяслава Полоцкого – свидетельство контактов. Смысл этой реформы Владимира – окончательная ликвидация суверенитета племенных княжений. Теперь братья, а затем родственники, воюя друг с другом, воевали не за отделение от Киева, а за владение Днепровской столицей. Такое положение дел будет сохраняться в течение 150 лет – до второй половины XII в, когда Киев потеряет свое положение столицы Руси.

Начало конфликтов Владимира с сыновьями. По поводу сыновей Владимира при его жизни известно немного. На особом положении находился Изяслав Полоцкий. В Лавр под 1128 приведено «Сказание о князьях полоцких», согласно которому Рогнеда задумала убить Владимира когда он взял себе новых жен, но Владимир проснулся и решил казнить Рогнеду, приказав ей ждать смерти, но за мать заступился Изяслав, поднявший руку на отца, приняв, таким образом, преступление Рогнеды. После этого Изяслав получает Полоцк – вотчину его деда Рогволода. Причем летописец отмечает, что это послужило причиной вражды внуков Рогволода к внукам Ярослава. Датировать это событий сложно – вероятно речь идет о начале 980-ых гг. Карпов датирует 982/983 г.

Непростые отношения были у Владимира с Ярославом, конфликт с которым относится ко времени после крещения, когда Ярослав, приревновав свою мать к новой христианской жене отца, встал на ноги, до чего не мог ходить. Ярослав также был сыном Рогнеды и отсюда мотивировки летописца о вражде Полоцких князей и Киевских не совсем ясны. Впоследствии Ярослав явится непосредственным зачинщиком масштабной смуты 1014 – 1026 гг.

Рано исчез из поля зрения источников Всеволод Владимир-Волынский. Получил он этот город, скорее всего, не в 988 г., а ранее – после 981 г, когда были отвоеваны Червенские города. Согласно исландским сагам русский конунг Виссавальд в 994 – 995 гг. сватался к шведской принцессе Сигрид Гордой, которая Виссавальда вместе с другими женихами напоила и сожгла. Причина появления Всеволода в Швеции неясна. Возможно, Всеволод восстал против отца. После Всеволода во Владимире-Волынском правил согласно «Сказанию о Борисе и Глебе» Борис, которого затем отец перевел в Ростов – очевидно, после смерти Вышеслава и передела княжеств. И после Бориса во Владимире-Волынском появляется согласно поздним сведениям Позвизд.

Возможно, именно в этом периоде скрыты причины непонятной вражды Ярослава с братом Судиславом, который будет посажен в поруб на 40 лет. И в эти годы зрели зерна вражды между семейством Владимира, которая выльется в кровавую десятилетнюю войну, которая начнется еще при жизни Владимира. В результате этой войны из потомства Владимира сохранятся только потомки Изяслава и Ярослава. Все оставшиеся сыновья станут жертвами усобицы.

Основные направления внешней политики. Внешняя политика Владимира после принятия христианства была в основном направлена на ликвидацию печенежской опасности, набеги которых ожесточились после крещения Руси, завершение объединения восточнославянских земель под властью Киева, а также охрана северных земель от набегов варяжских дружин.

Войны с печенегами. Нападения печенегов начались сразу же после вступления Владимира на Киевский престол. Тогда их водил воевода Ярополка Варяжко, но особенно печенежские набеги ожесточились после крещения.

Уже под 988 г. летописец сообщает: бе бо рать от печенег. И бе воюяся с ними и одолая им. В 992 г., как гласит ПВЛ было новое нападение печенегов, которых князь встретил на реке Трубеж и вместо боя состоялся поединок печенежского и русского богатырей, победа осталась за русскими и, как было уговорено, в течение 3 лет печенеги не беспокоили русские земли.

Отношения с Польшей. Интересно, что это нападение произошло после похода Владимира на белых хорватов – Галичина, находившихся в зависимости от Польши. Не исключено, что эти два события взаимосвязаны и польский князь Болеслав Храбрый пошел на союз с печенегами.

Как раз в это время Русь и Польша находились на пороге войны из-за Червенских городов и белых хорватов. Хильдесгеймские анналы сообщают, что император Оттон III собирал войска своих вассалов для войны с полабскими славянами, а Болеслав польский не смог прийти, ему предстояла война. Считается, что это должна быть война именно с Русью. Однако в этот раз войны не случилось.

Ужесточение печенежских набегов. В перерыве между печенежскими набегами Владимир воздвигал оборонительные сооружения против них, эти сооружения в 1008 г видел Бруно Кверфуртский.

Однако эти сооружения не помогли в 996 г, когда печенеги появились под Киевом и Владимир был разгромлен у Василева и едва не попал в плен – князя спасло то, что он спрятался под мостом. Битва состоялась 6 августа – в день Преображения Господня и в честь своего чудесного спасения Владимир воздвиг церковь Преображения. Как представляется, это был небольшой отряд – не сообщается о масштабных разорениях, но это нападение осталось памятным по причине строительства церкви и спасения князя.

В 997 г. печенеги напали на Белгород, когда Владимир находился на севере. Белгород практически был захвачен, и горожане хотели сдаться, но их спасла хитрость некого старца, обманувшего печенегов при помощи киселя и меда – якобы земля людей питает.

Что делал Владимир на севере, в Новгороде летописец не сообщает, а саги говорят, что в 997 г. норвежский ярл Эйрик напал на Ладогу, Владимир, таким образом, отправился на север для отражения нападения норманнов.

Прекращение печенежских набегов. О последующих печенежских нападениях ПВЛ молчит, зато имеет показания Ник летописи, фиксирующей набеги в 1000, 1001 и 1004 гг. и, хотя рассказ содержит полулегендарные детали – деятельность Александра Поповича, присутствие половцев и др. Можно предположить, что набеги продолжались. Однако, Бруно Кверфуртский, посетивший Русь в 1008 г., пишет, что в это время у Владимира с печенегами был мир, для чего в качестве заложника к ним был отправлен один из его сыновей. Считается, что это был Святополк, но он уже к этому времени был взрослым и, вероятнее всего, этим сыном был какой-то из младших.

Война с Польшей. Под 1013 г. у Титмара Мерзебургского содержится известие о русско-польской войне, неизвестное русским летописям. В это время Генрих II Германский заключил с Болеславом мир и даже обещал помочь войсками, а Болеслав заручился поддержкой печенегов. Неизвестно что предпринял Владимир, но у Болеслава ничего не получилось. Был заключен мир, оформивший западные границы Руси и Святополк женился на дочери Болеслава Польского. Вместе с Болеславной прибыл на Русь епископ Колобжегский Рейберн. Хотя существует и другая трактовка – война 1013 г последовала уже после брака Святополка, после того, как он вместе с женой был заключен в темницу Владимиром.

Конфликты Владимира с сыновьями. В конце жизни Владимир стал свидетелем начала разрушения того, что было им создано – единого государства.

Уже при жизни Владимира его сыновья начали противиться отцу. И у нас есть сведения, хотя и дискуссионные, по крайней мере о трех случаях:

Первый из них – по косвенным данным: в 994 г. по непонятным причинам в Швецию уходит Всеволод из Владимира-Волынского.

Второй – по западным источникам – мятеж Святополка ок. 1013 г.

Третий – по русским летописям – мятеж Ярослава в 1014 г.

Опала Святополка. Об опале Святополка сообщает Титмар Мерзебургский, правда, ничего не говоря о причине. В темницу, возможно в Вышгород, были помещены Святополк, его жена, дочь Болеслава Польского и епископ Рейберн. Вполне возможно, что католик Рейберн растолковал Святополку, кто действительно является его отцом, и кто имеет большие права на престол. По европейским понятиям права на престол имел именно Святополк, а Владимир был узурпатором.

В дальнейшем, в пору своего киевского княжения Святополк будет использовать в печатях не трезубец Владимира, а двузубец Ярополка. Владимир, почувствовав неладное, посадил Святополка в темницу. Титмар сообщает, что Болеслав был разгневан этим, но не ясно, что явилось следствием этого гнева – либо война 1013 г., либо нападение печенегов на Киев в 1015 г. незадолго перед смертью Владимира.

Мятеж Ярослава в Новгороде. В 1014 г. согласно ПВЛ против отца выступил Ярослав князь Новгорода, отказавшись выплачивать урок в 2000 гривен. В следующем 1015 г. Владимир стал собирать на сына рать, но в разгар приготовлений заболел. Ярослав тоже готовился к войне – привел варягов из-за моря.

Начало борьбы за власть. Таким образом в конце правления Владимира впервые началась борьба за Киевский престол еще при жизни князя. Год 1015 вполне мог войти в историю как год либо сыно- либо отцеубийства, вместо этого стал началом большой распри в княжеской семье.

Зерна этой вражды были заложены уже давно: Святополк был сыном убитого Владимиром Ярополка и изнасилованной им жены Ярополка, Изяслав и Ярослав были сыновьями поруганной Владимиром в присутствии родителей Рогнеды, приемными сыновьями Владимира, согласно Иоакимовской летописи были Судислав и Позвизд.

Также мятеж старших сыновей связан с желанием Владимира отдать киевский престол младшим сыновьям – известно, что перед смертью Владимир приблизил к себе Бориса, Длугош сообщает, что Владимир хотел отдать Киев Станиславу, Судиславу и Позвизду. В ПВЛ они перечислены после всех сыновей, то есть были младшими и, очевидно, сыновьями царевны Анны. В будущем столкнутся двое сыновей – Святополк и Ярослав. Святополк как сын Ярополка и имеющий права на престол даже согласно древнерусскому счету и Ярослав – к этому времени старший сын Владимира.

Смерть Владимира Святого. В самом начале войны 15 июля 1015 г. в Берестове Владимир Святославич умер, войдя в историю как креститель Русской земли и Красное Солнышко в русских былинах.

Борьба сыновей Владимира. Ярослав и Святополк. 1015 – 1019 гг.

Завязка борьбы за Киев. 15 июля 1015 г. умер Владимир Святой. Незадолго перед смертью начался его конфликт со старшим сыном Ярославом, против которого Владимир начинает собирать войска, но заболевает. В это время на Русь вторглись печенеги – возможно, это были те печенеги, которых послал Болеслав Польский для освобождения своего зятя Святополка. Против печенегов был послан Борис во главе войска. И в это время Владимир умер.

Центральная фигура последующих событий Святополк до смерти киевского князя находился в темнице. Этого факта русские летописи не знают, поэтому невозможно сказать, был ли Святополк к 1015 г. отпущен отцом на свободу. Согласно Титмару Мерзебургскому Святополку удалось бежать из заключения, и во время смерти отца он находился в Польше, а в Русь пришел только после гибели Бориса и Глеба.

Вокняжение в Киеве Святополка. Русские источники разнятся, где находился Святополк во время смерти Владимира. Согласно ПВЛ Святополк находился в Киеве, и смерть отца от него скрыли. Согласно Житию Бориса и Глеба Святополк находился в Берестове, так как отцовскую смерть ото всех скрыл именно он. Эти противоречия разрешить невозможно – везде сталкиваешься лишь с гипотезами.

В любом случае после смерти Владимира Святополк садится княжить в Киеве. Наибольшую опасность для него теперь представляли Ярослав в Новгороде с готовым войском для войны и Борис тоже с войском, отправленный на печенегов, но не обретший их.

Сразу же Святополк отправил послов к Болеславу Польскому с просьбой о помощи, но Болеслав был занят войной с Германией и не мог дать войска, но зато Киев был обезопасен от нападений печенегов.

Убийство Бориса. Святополк, как гласит ПВЛ, только заняв киевский престол, собрал киевлян – устроил вече, надарил киевлянам подарков, но, как говорит летописец, киевляне подарки князя принимали, хотя в душе были с Борисом.

Что касается самого Бориса, то когда во время похода стало известно о вокняжении Святополка, дружина стала требовать от князя, чтобы он шел на Киев и изгнал брата, однако, Борис по непонятным причинам отказался, и встал на Альте около Переяславля, даже не войдя в этот город. Очевидно, не так уж киевляне и хотели его видеть, как утверждает летописец. Борис понимал, что сторонников у него мало, поэтому на Киев он не пошел, а заявил, что Святополк буди в отца место.

Святополк, возможно, узнал о таком ответе Бориса, но, очевидно, не поверил. В Вышгороде был сформирован отряд убийц из вышгородских бояр во главе с Путшей, которые заявили Святополку: «Можем главы своя сложити за тя».

24 июля на Альте ночью Борис был убит – его закололи копьями, а вместе с ним угрина Георгия, причем убийцы хотели снять с его шеи золотую гривну, но смогли это сделать, только отрубив ему голову.

Версии об участии Ярослава в убийстве Бориса. Согласно поздним летописям Бориса убили скандинавы, а вышгородские бояре только доставили в Вышгород тело Бориса. Отсюда родилась версия, что Борис был убит Ярославом. Согласно этой версии после смерти Владимира князем Киева стал Борис, а Святополк в это время находился в Польше.

Как дополнительный аргумент – сага «Прядь об Эймунде», где указывается, что Эймунд убил в шатре конунга Бурицлейва по приказу Ярицлейва. Однако, в саге много искаженной информации и сам Эймунд появился на Руси только летом 1016 г., а в Бурицлейве, очевидно, отразились два исторических лица: Святополк и Болеслав Польский. Поэтому более предпочтительней выглядит летописная версия. Названы убийцы Бориса: Путша, Талец, Елович и Ляшко. Тело Бориса было тайно захоронено в Вышгороде, Карпов считает, что это свидетельствует о непринятии тела Бориса Киевлянами.

Убийство Глеба. После убийства Бориса Святополк приступил к ликвидации Глеба Муромского. К Глебу были отправлены послы «Поиди вборзе, отец тя зовет, не сдравит бо велми». Глеб быстро вскочил на коня и направился к Киеву, но по пути, как говорит ПВЛ потчеся конь в рве, и наломн ему ногу мало. Непонятно кто сломал ногу – конь, или князь. После этого Глеб пришел к Смоленску, а оттуда дошел до Смядыни, когда к нему пришла весть от Ярослава «Не ходи, отец ти умерл, а брат ти убьен от Святополка». Но внезапно подоспели убийцы, посланные Святополком, в то время как отроци Глебови уныша. Посланный Святополком Горясер приказал убить Глеба и его убил повар Торчин. Случилось это 5 сентября.

Гибель Святослава древлянского. Вслед за Глебом в районе Карпат был убит древлянский князь Святослав, который попытался бежать в Венгрию, желая таким образом создать коалицию против Святополка. Венгерский король Стефан I был женат на сестре Генриха II короля Германии, противника Болеслава Польского.

Другие сыновья Владимира. Из сыновей Владимира к осени 1015 г. остались лишь малая часть: Мстислав в далекой Тмутаракани, ему еще предстоит вмешаться в киевские дела; сын Изяслава Брячислав в Полоцке, но его роль в усобице 1015 – 1019 гг. неясна, очевидно, он соблюдал нейтралитет, о чем косвенно свидетельствует сага об Эймунде; другие сыновья были либо устранены, либо опять нельзя определенного сказать об их роли: Позвизд и Станислав после 1015 г. не упоминаются, Судислав появляется на страницах летописи только в 1021 г. Наиболее опасным противником Святополка остался Ярослав в Новгороде.

Ярослав в Новгороде. Ярослав в это время уже знал о происходящем в Киеве – ему об этом сообщила сестра Предслава, причем информация до него дошла после убийства Бориса, когда Глеб уже шел в Киев. Ярослав не сомневался в том, какая его ожидает участь. Летописец передает нам слова Святополка после убийства Бориса: «Избью братью свою, и прииму власть русьскую един».

Однако, Ярослав медлил с выступлением. Причина тому – нападение на Ладогу Олафа Харальдссона норвежского конунга, свергнутого Свейном Хаконарсоном. Кроме того, у Ярослава возник серьезный конфликт с новгородцами. Варяги, приглашенные Ярославом для войны с отцом начали притеснять новгородцев, в ответ на что новгородцы начали избивать варягов. Ярослав пригласил себе на двор наиболее знатных новгородцев и приказал их убить, однако в это время пришла весть о киевских событиях, и Ярославу пришлось мириться с новгородцами. Князь собрал их и обратился к ним как к своей дружине: «О, люба моя дружина, юже вчера избих, а ныне быша надобе». Утерл слез, и рече им на вечи: «Отець мои умерл, а Святополк седит Кыеве, избивая братью свою». И реша новгородци: «Аще, княже, братья наша исечена суть, можем по тобе бороти». Свой поступок Ярослав объяснил безумством.

Поход Ярослава на Киев. Новгородцы согласились помочь Ярославу. Причиной тому было получение Ряда – Русской Правды, которая затем станет общерусской, а также тот факт, что Святополк, став князем Киева, объявил себя наследником Ярополка, а новгородцы помнили о самовластном правлении Ярополка в 977 – 980 гг. Таким образом, Ярослав во главе новгородского войска двинулся на Киев. ПВЛ сообщает о 40 тысячах воинов, НПЛ приводит более правдоподобные цифры: тысяча варягов и 3 тысячи новгородцев.

Битва у Любеча. Святополк, узнав о наступлении Ярослава, собрал Русь и печенегов. Оба войска сошлись у Любеча на берегах Днепра и три месяца стояли друг напротив друга.

Киевский воевода нача укаряти новгородце, глаголя: «Что придосте с хромьцем сим, а вы плотници суще. А приставим вы хоромове рубити наших». Се слышавше новгородци ръша Ярославу, яко «Заутра перевеземъся на ня; аще кто не поидеть с нами, самн потнемъ его». Бе бо уже в замороз. Святополк стояше межи двъма озерома, и всю нощь пил бе с дружиною своею. Ярослав же заутра, исполчив дружину свою, противу свету перевезеся. И выседше на брег, отринуша лодье от берега, и поидоша противу собе, и сступишася на месте. Бысть сеча зла, и не бе лзе озером печенегом помагати, и притиснуша Святополка с дружиною ко озеру, и въступиша на лед, и обломися с ними лед и одалати нача Ярославъ, видев же Святополк и побеже, и одоле Ярослав. Святополк же бежа в ляхы.

Таким образом, битва у Любеча завершилась победой Ярослава. ПВЛ датирует начало похода 6523 г, а битву 6524 г. Учитывая мартовский стиль, получаем начало похода зима – весна 1016, а завершение, вероятно, осень – зима 1016 г.

Первое княжение Ярослава в Киеве. В конце 1016 г. Ярослав вступил на киевский престол. Под 1017 г в ПВЛ содержится неясное свидетельство: Ярослав иде в Киев, и погоре церкви. По Никоновской летописи сгорело 700 церквей, о пожарах сообщает и Титмар Мерзебургский, но вряд ли это связано с Ярославом он вошел в Киев мирно. Возможно, пожар церквей связан с набегом печенегов на Киев в 1017 г., о чем сообщает Тверской сборник, а по Татищеву печенегам удалось занять даже часть Киева.

Это нападение, скорее всего, было инспирировано Святополком и Болеславом, что косвенно подтверждает и Титмар Мерзебургский.

Неудачи первого княжения. Очень скоро видим охлаждение киевлян к Ярославу – ему пришлось расплатиться с наемниками-варягам и новгородцами и все за счет киевлян. Неудачной оказалась и внешняя политика. Лишь только Ярослав укрепился в Киеве он начал искать союзников. Возможно, Болеслав попытался наладить контакты с Ярославом – сватовство к Предславе, причем Болеслав был готов пожертвовать Святополком. Однако, Ярослав отказал, предпочтя союз с Германией – в это время против Польши образовалась коалиция: Генрих II Германский, Олдржих Чешский и Стефан Венгерский. Известие НПЛ 1017 г. о походе Ярослава на Берестье можно связать именно с действиями Ярослава в рамках этой коалиции. Однако эта коалиция вскоре развалилась – Мечислав, сын Болеслава нанес серьезное поражение Чехии, а Болеслав, по Титмару из-за действий киевского князя пошел на мир с Генрихом. В январе 1018 был заключен Будишинский мир между Польшей и Германией. Таким образом, Болеславу удалось разрушить русско-германский союз для возвращения Червенских городов. Поэтому Болеслав охотно участвовал в русских усобицах.

Поход Болеслава Храброго на Киев. Летом 1018 г приде Болеслав с Святополком на Ярослава с ляхы. По Титмару в войске было 300 саксонских воинов (следствие союза с Генрихом Германским), 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, совокупив Русь, и варягы и словене, Устюжская летопись прибавляет псковичей, поиде противу Болеславу и Святополку, и приде Волыню, и сташа оба пол рекы Буга.

Битва на реке Буг. Титмар Мерзебургский называет точную дату битвы – 22 июля. Причем первоначально была попытка со стороны Болеслава начать мирные переговоры, но они сорвались, с этим согласуется и ПВЛ: бе у Ярослава кормилец и воевода именем Буды, нача укаряти Болеслава, глаголя: «Да то ти прободем тръскою черево твое толъстое». Причиной срыва переговоров могли стать оскорбления Буды.

И рече Болеслав к дружине своеи: «Аще вы сего укора не жаль, аз един погыну». Всед на конь, вбреде в реку и по немь вои его. Ярослав же не утягну исполчитися, и победи Болеслав Ярослава. Ярослав же убежа с 4-ми мужи Новугороду. Болеслав же вниде в Кыев с Святополком. Западные источники несколько уточняют слова летописи, говоря о захвате Болеславом городов на Волыни, где и произошла решающая битва. Согласно Титмару в начале августа началась недолгая осада Киева и 14 августа 1018 г. город сдался. Позже у поляков появится легенда об ударе Болеслава мечом по золотым воротам Киева, которых в 1018 г еще не существовало.

Бегство Ярослава в Новгород. Ярослав, бежав в Новгород полностью разгромленный, уже думал о бегстве за море, но посадник Коснятин, сын Добрынь, с новгородьци расекоша лодье Ярославле, рекуще: «Хочем ся и еще бити с Болеславом и с Святополком». Начаша скот събирати от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен. И приведоша варягы, и вдаша им скот, и совокупи Ярослав воя многы. Таким образом, при помощи новгородцев Ярославу вновь удалось собрать внушительное войско.

Киев под властью Болеслава Храброго. В это время Киев попал под властью польского князя Болеслава, который разместил свои гарнизоны по городам Руси. Титмар сообщает об отправке послов в Византию и в Германию – очевидно, Болеслав желал признания своего суверенитета над Киевом, возможно именно к этому времени относится чеканка «русских» кириллических денариев.

Восстание в Киеве. По всему видно, что в планах Болеслава был захват Днепровской столицы. Однако здесь он столкнулся с противодействием Святополка, не желавшего отдавать престол. Святополком было организовано восстание против поляков и Болеславу пришлось бежать из Руси. Титмар Мерзебургский умер в конце 1018 г и дату установить сложно – Галл Аноним сообщает, что поляки были в Киеве 10 месяцев, но это, скорее всего, не так – Болеславу в Киеве зазимовать не удалось. В конце 1018 г. Болеслав, захватив княжескую казну, Предславу, сестру Ярослава, которую он изнасиловал, а также множество народа (800 человек вернутся на Русь в 1030-ые гг.), ушел в Польшу. Вместе с ним ушел и Анастас Корсунянин, в очередной раз совершивший предательство. Кроме всего этого, Болеслав захватил Червенские города, которые будут под Польшей до его смерти.

Изгнание Святополка из Киева. Святополк остался в Киеве, но он уже был лишен польской поддержки, хотя его и поддерживали киевляне, несмотря на жестокое разорение. А Ярослав воспользовался богатым Новгородом. Также согласно Адаму Бременскому в 1018 – 1019 гг. Ярослав заключил союз со шведским конунгом Олафом Шётконунгом, на дочери которого Ингигерд он женился, Ингигерд во владение была отдана Ладога.

В конце 1018 – начале 1019 г (в ПВЛ 6526 г – с марта 1018 по март 1019 гг.) Ярослав двинулся на Киев: поиде Ярослав на Святополка, и бежа Святополк в Печенегы – кратко сообщает летопись.

Битва на Альте. Святополк бежал к своим давним союзникам, при помощи которых он и попытался возвратить себе Киев, но неудачно – на Альте, около места, где был убит Борис, состоялась битва, в которой Святополк и печенеги были разгромлены, и Святополк бежал. Летописец изображает Ярослава мстителем за убийство братьев.

Святополк во время бегства помешался – ему стало казаться, что за ним кто-то гонится, также на него напала внезапная слабость и умер в пустыне межю Ляхы и Чехы, то есть неизвестно где. Хотя можно и доверять словам летописца – Святополк мог попытаться воспользоваться помощью поляков, а не получив ее, двинуться в Чехию и умереть по пути.

Таким образом в 1019 г. завершился первый и главный период борьбы сыновей Владимира. Завершился он торжеством Ярослава, которому удалось закрепиться в Киеве.

Завершение борьбы сыновей Владимира. Брячислав Полоцкий. Мстислав Тмутараканский. 1019 – 1026 гг.

Утверждение Ярослава в Киеве. В 1019 г. Ярослав утвердился в Киеве, но это еще не было завершением войны. Ярославу приходилось одновременно решать и киевские и новгородские дела.

1020 г. Никоновская летопись датирует нападение печенегов. 6528 (1019/1020) г. новгородские летописи датируют опалу посадника Константина Добрынича, причиной этого, скорее всего, было своеволие посадника. Затем Константин был сослан в Ростов, а потом в Муром и там убит. Карпов это событие датирует 1021 г. и, по его мнению, оно, несомненно, связано с нападением на Новгород полоцкого князя Брячислава – либо Константин был каким-либо образом связан с полоцким князем, либо Брячислав воспользовался нестабильностью.

Поход на Новгород Брячислава Полоцкого. Брячислав Изяславич полоцкий во время войны 1015 – 1019 гг., как представляется, соблюдал нейтралитет. Борьба шла между его дядьями, и он даже формальных прав на Киев не имел. Полоцк был хорошо укреплен и у скандинавов считался одним из крупнейших наряду с Киевом и Новгородом. Дружина полоцкого князя также состояла из варягов, а князь вел постоянные войны с литовскими и латгальскими племенами.

Рассказ ПВЛ о нападении Брячислава на Новгород достаточно краткий: поиде Брячислав, сын Изяславль, внук Володимерь, на Новъгород, и зая Новъгород и поим новгородце и именье их, поиде Полотьску опять и пришедшю ему к Судомири реце, и Ярослав ис Кыева в 7 день постиже и ту. И победи Ярослав Брячислава, и новгородце вороти Новугороду, а Брячислав бежа Полотьску. Новгородские летописи добавляют, что согласно мирному договору Брячислав получил два города: Усвят и Витебск.

Непонятна причина его похода на Новгород – либо это был ответ на какие-то действия Ярослава, либо Брячислав решил вмешаться в борьбу, дождавшись завершение схватки между Ярославом и Святополком. Карпов предположил на основании оговорки 7-ой день, что Ярослав уже готовился к войне, поскольку за 7 дней невозможно получить известие о нападении на Новгород, и дойти до него с собранным войском.

Показания Пряди об Эймунде заставляют усомниться в факте сражения у Судомира. В ней рассказывается о том, что была захвачена полоцким князем Ингигерд – жена Ярослава, в результате был заключен мир, по которому Ярослав получил Хольмгард – Новгород, Брячислав – Кэнугард – Киев, а Эймунд – Полоцк. Несмотря на явную путаницу – Брячислав никогда не был князем Киева, а в Полоцке не правили викинги – факт переговоров Ярослава и Брячислава при посредничестве Ингигерд отрицать нельзя. В результате этих переговоров Ярослав и мог отдать племяннику Усвят и Витебск, вряд ли это он сделал в случае разгрома Брячислава.

После этого, как пишут новгородские летописи Брячислав был союзником Ярослава

Поход на Берестье. После этого Ярослав попытался заняться укреплением государства. К 1020 г. был потерян контроль над Червенскими городами, захваченными Польшей, стали независимыми вятичская земля, возможно Псков, где сидел Судислав и юг – Тмутаракань, где княжил Мстислав.

1020 г. ПВЛ датирует поход Ярослава на Берестье, не говоря об исходе похода. В 1020-ые гг могущество Польши начинает идти на спад – в 1022 г. Болеслав потерял Моравию, Козьма Пражский говорит о преследовании христиан в Польше – Ярослав решил воспользоваться нестабильностью, но это нападение завершилось безрезультатно.

Языческий мятеж в Суздальской земле. В годы правления Ярослава произошел и один из первых крупных социальных мятежей, которые в советской историографии считали классовой борьбой и крестьянскими восстаниями против феодалов. 1024 г. ПВЛ датирует волнения и мятежи в Суздальской земле. Эти мятежи сочетались с языческой реакцией. Причиной стал голод – люди продавали в рабство своих родственников, возможно, по Карпову, из Суздальской земли выколачивали дань, а может причиной был неурожай.

Народ обратился к волхвам, были обвинены знатные женщины, которые якобы задерживали урожай. Такое же обвинение старым женщинам будет и в 1070ые гг. во время Новгородского восстания. Суздальские волнения были настолько серьезными, что в дело пришлось вмешаться лично Ярославу, с волхвами была жестокая расправа, а хлеб доставили из Волжской Булгарии в обмен на рабов. Возможно, во время этих событий опальные Константин Добрынич был переведен из Ростова в Муром, а убит там в 1026 г, когда город пришлось сдать Мстиславу Тмутараканскому.

Начало войны с Мстиславом Тмутараканским. Вслед за Брячиславом Полоцким выступил Мстислав Тмутараканский. Ему удалось подчинить себе касогов, убив князя Редедю, также в распоряжении Мстислава была хазарская дружина.

Начало войны ПВЛ датирует 1023 г.: поиде Мьстислав на Ярослава с козары и с касогы. Татищев уточняет, что Мстислав потребовал у Ярослава часть Руси, но Ярослав согласился дать ему только Муром, чем Мстислав остался недоволен, и война продолжилась.

Поход Мстислава на Киев. В 1024 г. Ярославу сущю Новегороде, приде Мьстислав ис Тъмутороканя Кыеву, и не прияша его кыяне. Он же, шед, седе на столе Чернигове, Ярославу сущю Новегороде тогда. Как раз в это время Ярослав был занят подавлением мятежа в Суздальской земле. Мстислав, как видим, будучи изгнан из Киева, стал укрепляться в северской земле, сделав своей столицей Чернигов. Ярослав же, расправившись с волхвами, стал собирать войско: и посла за море по варягы. В это время в 1024 – 1025 гг. Норвегия находилась на пороге войны из-за насильственной христианизации, которую проводил конунг Олаф II Харальдссон, с которым хотя Ярослав и заключил торговое соглашение, но принимал у себя многих недовольных. И приде Якунъ с варягы, и бе Якунъ сьлеп, и луда бе у него золотом истькана. По неясной причине в войско Ярослава не вошли новгородцы – вероятно из-за расправы над Константином.

Битва у Листвена. И иде Ярослав с Якуном на Мьстислава. Мьстиславъ же, слышав, взиде противу има к Листвену. У Листвена произошла ожесточенная битва. В челе войска Мстислав поставил северскую дружину, которая приняла на себя основной удар варягов Ярослава. Во время боя, как пишет летописец, была непогода – дождь и гроза с молнией. Когда варяги изрубили достаточное количество северян, на них набросилась отборная хазарская дружина, которую Мстислав поставил по флангам. Видев же Ярослав, яко побежаем ест, побеже с Якуном, княземь варяжьскым, Ярославъ же приде Новугороду, а Якун иде за море. Битва у Листвена закончилась полным разгромом Ярослава. Мьстислав же, о свет заутра, видев лежачие сечены от своих север и варягы Ярославле, и рече: «Кто сему не рад? Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела». И посла Мьстислав по Ярослава, глаголя: «Сяди в своем Кыеве: ты еси стареишеи брат, а мне буди си сторона».

Мир в Городце. Завершение борьбы. Однако, Ярослав все еще опасался западни и в Киев не пошел, по Лаврентьевской летописи в течение 7 лет Киевом управляли Ярославовы бояре, то есть до 1032 г. Ярослав вновь собрал войско и в 1026 г. и приде Кыеву, и створи мир с братом своим Мьстиславом у Городьця. И разделиста по Днепр Русьскую землю: Ярослав прия сю сторону, а Мьстислав ону.

Мир в Городце 1026 г. завершил войну Владимировичей. Он подтвердил то, что предлагал Мстислав после битвы при Листвене. Впервые младший брат, даже несмотря на победу, признал старшинство старшего брата. И начаста жити мирно и в братолюбьстве, и уста усобица и мятежь, и бысть тишина велика в земли. С этого времени возвышается Чернигов и левобережье Днепра с этого времени начинает тяготеть не к Киеву, а именно к Чернигову.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52733. Створення виховної системи навчального закладу 784.5 KB
  Коменський На першому етапі створення та впровадження виховної системи була проведена робота щодо вивчення стану виховної роботи у школі зроблено аналіз досягнень та недоліків творчою групою опрацьовано літературу з питань педагогіки та психології виховного процесу на педрадах та засіданнях методоб’єднань класних керівників обґрунтовано актуальність та необхідність системного підходу до питань виховання та навчання учнів. Досить неординарним є контингент учнів нашої школи додаток 2: майже 50 учнів належать до соціально незахищених...
52734. Робота з обдарованими дітьми в умовах сільської малокомплектної школи 171.5 KB
  Науково обґрунтований підхід до процесу побудови педагогічної технології виховання інтересу в учнів до занять фізичною культурою та спортом дає змогу вчителям фізичної культури тренерам класним керівникам шкільним психологам батькам всебічно зрозуміти суть і причини явищ і процесів у розвитку масового охоплення школярів оздоровчою і фізкультурноспортивною діяльністю через самостійні заняття відвідування спортивних секцій груп ЗФП участі в спортивних змаганнях. У період навчання у школі в учнів розкриваються творчі здібності та...
52735. ІНТЕГРОВАНІ ЗАНЯТТЯ У КОНТЕКСТІ ПРОЕКТНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ 1.22 MB
  Існують три рівні інтеграції змісту навчального матеріалу: Отже одним із шляхів підвищення якості освіти є впровадження у практику викладання бінарних та інтегрованих занять особливо з дисципліни Іноземна мова за професійним спрямування які є складовою нормативної частини типових навчальних планів підготовки молодших спеціалістів у вищих навчальних закладах І ІІ рівнів акредитації усіх спеціальностей і можлива інтеграція англійської мови із дисциплінами професійноорієнтованого спрямування. Але такий шлях використання міждисциплінарних...
52736. Формування соціальної активності підлітків через використання виховного педагогічного потенціалу спадщини В.Сухомлинського 103.5 KB
  Сухомлинський А яким бути саме мені Ким бути Як жити Як бути корисним людям Які якості треба виховувати в собі сьогодні щоб комфортно почуватися в житті завтра Якою має бути особистість XXI сторіччя Ці питання соціалізації й самореалізації особистості – є найактуальнішими питаннями сьогодення. Соціальну активність особистості ще можна визначити як якість її зв’язків із суспільством. Від соціальної активності особистості залежить як правило і її соціальна мобільність. Під його керівництвом у Павлиській школі було...
52737. Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів 378.5 KB
  Створення ситуації успіху в навчальній діяльності школярів – це проблема до якої все частіше звертається сучасна педагогічна наука. Провівши огляд та аналіз літератури з теми Створення ситуації успіху на уроках стверджую що обрана тема є актуальною для освіти залишається лише допомогти дитині в період формування її особистості ні в якому разі не позбавляти школяра чекання завтрашньої радості віри у свої можливості...
52738. Формування творчої особистості молодшого школяра через використання інтерактивних технологій на уроках читання у початкових класах 69.5 KB
  В теорії і практиці навчання особливо гостро стоїть питання про розвиток творчих здібностей учнів. Під час такого діалогу важливо навчити кожну дитину розмірковувати гнучко підходити до розв’язання проблем знаходити нові оригінальні рішення для того щоб відчути задоволення від навчання. Зацікавленість є ефективним засобом успішного навчання необхідною умовою досягнення позитивних наслідків. Ефективне навчання неможливе без активізації пізнавальної діяльності розвитку творчих здібностей.
52739. Формування комунікативно-мовленнєвих умінь і навичок молодших школярів на уроках читання 165 KB
  Розвиток мовленнєвокомунікативних умінь та навичок учнів на нетрадиційних уроках читання. Формування зв’язного мовлення та навичок міжособистісного спілкування у процесі роботи з художнім текстом Уроки читання має великі можливості для реалізації мети розвитку комунікативної культури дітей. На уроках читання та позакласного читання учні вчаться усвідомлювати фактичний зміст твору переказувати прочитане виділяти основних персонажів обговорювати оповідання та стисло висловлювати своє ставлення до нього.
52740. Компетентностный подход к формированию личности средствами проектных технологий 470.5 KB
  Использование проектного метода делает студента самостоятельным приспособленным к жизни умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях способствует развитию познавательных творческих навыков умений самостоятельно конструировать свои знания умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления навыков информационной деятельности. Концепция компетенции выходит за рамки квалификации и представляет компетенцию как комбинацию знаний умений навыков и отношений соответствующих определенному содержанию...
52741. Диференційоване навчання в початковій школі 89.5 KB
  Працюючи в школі я впевнилась що особистісно–розвивальна спрямованість освіти реалізація якої є головним завданням сучасної школи неможлива без диференційованого навчання. Головне завдання вчителів початкової ланки – не забути жодної дитини дати можливість розкрити все краще закладене природою сім’єю школою. Враховуючи те що рівень готовності учнів до навчальної діяльності різний необхідно конструювати диференційовані завдання для школярів з різними навчальними можливостями. Такі завдання мають поєднувати навчальний процес усього...