73860

Налоговое право как подотрасль финансового права

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Налоговое право как подотрасль финансового права. Понятие подотрасли налогового права и его место в системе финансового права. Налоговое право в качестве подотрасли финансового права начинает формироваться с конца 20 века в связи с законодательным установлением в Российской Федерации системы налогообложения нового типа. Подотрасль налогового права включает всю совокупность юридических норм осуществляющих правовое регулирование в сфере налогообложения.

Русский

2014-12-21

58 KB

11 чел.

PAGE  1

Лекция 1. Налоговое право как подотрасль финансового права.

1.1. Понятие подотрасли налогового права и его место в системе финансового права.

Налоговое право в качестве подотрасли финансового права начинает формироваться с конца 20 века, в связи с законодательным установлением в Российской Федерации системы налогообложения нового типа. В 1991 году был принят и введен в действие с 1 января 1992 года целый ряд законов, установивших основы системы налогообложения, систему налогов в государстве и правовое положение специальных органов государственной власти, осуществляющих исполнительную власть в сфере налогообложения – Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Подотрасль налогового права включает всю совокупность юридических норм, осуществляющих правовое регулирование в сфере налогообложения. В науке налогового права существует мнение о выделении самостоятельной отрасли налогового права. Однако основные признаки налогового права свидетельствуют о том, что оно является составной частью отрасли финансового права. Это обусловлено целым рядом объективных причин.

Во-первых, общественные отношения, урегулированные нормами налогового права складываются в одной из сфер регулирования финансового права. Это отношения, связанные с образованием государственных и местных финансов, то есть с аккумулированием доходов в доходную часть бюджетов – федерального, субъектов федерации и местных бюджетов.

Во-вторых, эти отношения носят публичный характер, так как основным субъектом налогово-правовых отношений всегда является государство.  

Поэтому эти отношения следует рассматривать как разновидность финансовых отношений.

В-третьих, нормам налогового права присущи те же характеристики, что и нормам финансового права. К общим признакам финансово-правовой нормы относятся следующие признаки:

1) норма устанавливается государством, а поэтому ее исполнение обеспечивается его принудительной силой;

2) норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

3) норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

4) норма всегда выражена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственном органом или органом местного самоуправления.

Финансово-правовые нормы это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования денежных фондов государства и муниципальных образований. 

Как и в целом отрасль финансового права, налоговое право выполняет важную социальную, экономическую и политическую роль.

Нормами налогового права устанавливаются и вводятся налоги, определяется структура налогов, порядок уплаты налогов налогоплательщиками, их ответственность за неуплату налогов, а также порядок осуществления налогового контроля, система налоговых органов и их полномочия. Это достаточно широкая сфера правового регулирования круга общественных отношений, выделяющихся особыми, только им присущими характеристиками. В то же время эти общественные отношения составляют часть предмета отрасли финансового права.

При этом социальная роль налогового права выражается в регулировании взимания налогов как основного источника образования бюджетных средств и финансирования социальных расходов государства и муниципалитетов. Экономическая роль налогового права заключается в урегулировании его нормами стабильности развития макро- и микроэкономических процессов путем введения преференций для одних налогоплательщиков и установления более высоких ставок налогов для других. Политическая роль налогового права проявляется через установление его нормами государственной налоговой политики, выражающей интересы господствующей элиты.

Таким образом, налоговое право представляет собой совокупность финансово-правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и введения налогов  (сборов) расчета и внесения налоговых платежей в бюджеты различных уровней, а также контроля за исполнением норм налогового законодательства.

Подотрасль налогового права, являясь составной частью финансового права, формируется и действует на основе общеправовых идей, на которых строится вся финансовая деятельность государства. Наиболее важными принципами налогового права являются следующие:

1. Принцип разделения властей. Заключается в распределении полномочий между представительными, исполнительными и судебными органами власти в налоговой сфере. Представительные органы власти устанавливают правовые основы налоговой системы государства, устанавливают и вводят различные виды налогов. При этом виды федеральных, региональных и местных налогов устанавливаются только Федеральным Собранием РФ. Исполнительные органы власти осуществляют контроль за исчислением и внесением налоговых платежей в бюджет. Эту функцию исполняют налоговые органы, а в отдельных случаях таможенные органы. Арбитражные суды и суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают по существу споры между налогоплательщиками и приравненными к ним лицами и налоговыми органами. Каждая ветвь власти осуществляет свои полномочия независимо от других ветвей власти.

2. Принцип федерализма. Проявляется в сочетании федеральных и региональных интересов в сфере налогообложения. В соответствии со ст.ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ в сфере налогообложения к ведению Российской Федерации относится установление федеральных налогов и сборов, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения, а вне пределов ведения Российской Федерации ее субъекты обладают всей полнотой власти.

3. Единство налоговой политики. Этот принцип вытекает из принципа федерализма. Распределение полномочий в сфере налогообложения между Российской Федерацией и ее субъектами не должно проявляться в их независимой налоговой политике. Это определяется конституционным принципом, закрепленным в ст. 8 Конституции РФ,  установившим единство экономического пространства в государстве и свободное перемещение финансовых средств, каковыми и являются налоговые платежи.

4. Равноправие субъектов Российской Федерации. Этот принцип устанавливает равенство регионов по доле налоговых платежей, направляемых в федеральный бюджет.

5. Налоговый суверенитет. Устанавливается ст.ст. 3 и 12 Налогового кодекса РФ и определяет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся Налоговым кодексом РФ, региональные и местные налоги, соответственно, региональными законами и актами представительных органов местного самоуправления.

Принципы налогового права характеризуют основы формирования как системы налогообложения, так и налоговой системы государства в целом.

1.2. Особенности предмета и метода правового регулирования.

Подотрасль налогового права отличается от иных подотраслей и институтов финансового права рядом особенностей своего предмета регулирования.

1. Предмет регулирования подотрасли налогового права не существует в виде общих общественных отношений. То есть эти отношения возникают не иначе, как только в процессе реализации норм налогового права. Они порождаются лишь по воле государства, обличенной в норму налогового права.

2. Поэтому предмет регулирования  в налоговом праве возникает одновременно с возникновением налогового правоотношения.

3. Одной из сторон в возникшем общественном отношении всегда является государство в лице уполномоченного органа власти, должностного лица органа власти, или иного уполномоченного нормой налогового права лица. В связи с чем, предмет регулирования подотрасли налогового права относится к публичной сфере правового регулирования.

Метод правового регулирования в налоговом праве характеризуется более властным, чем в иных подотраслях и институтах финансового права, воздействием норм права на возникающие общественные отношения. Это обусловлено тем, что они связаны с формированием финансовой основы существования государства – его бюджетом.  Как правило, это императивный, государственно-властный метод правового регулирования общественных отношений. В то же время, в отдельных случаях возможно использование метода согласования между участниками складывающегося правоотношения. Например, это проявляется при заключении договора между налогоплательщиком и соответствующим налоговым органом о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

1.3. Источники налогового права.

Источники налогового права – это различные формы выражения налоговых норм. Это законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления в установленной форме и в пределах их полномочий, установленных государством. Система источников налогового права определяется принципом налогового суверенитета.

1. Основным источником налогового права является Конституция РФ. В ст. 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является основополагающей при формировании норм налогового права. В регионах, соответственно, источниками налогового права являются конституции республик, уставы иных субъектов федерации, уставы муниципальных образований, так как на их основе принимаются законы регионов и решения муниципалитетов о региональных и местных налогах.

2. Вторым по значимости является Налоговый кодекс РФ, в котором размещены в определенном систематизированном порядке почти все нормы налогового права. Первая часть Налогового кодекса РФ принята 31 июля 1998 года и введена в действие с 1 января 1999 года. Она составляет общую часть кодекса и ее нормы применяются при реализации норм, заключенных в каждой главе второй части Налогового кодекса РФ. Вторая часть Налогового кодекса РФ составляет его особенную часть. Она принимается и вводится по главам с 5 августа 2000 года, каждая из которых соответствует конкретному налогу (сбору) или особому правовому режиму. Налоговым кодексом РФ устанавливаются не только основы системы налогообложения, но и всей налоговой системы в целом. Впервые все общие вопросы налогообложения решены в едином нормативном акте.

3. Иные принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральные законы о налогах и сборах, а также законы о внесении изменений и дополнений в отдельные главы и статьи Налогового кодекса РФ.

4. Законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Решения представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

6. Нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ.

7. Нормативно-правовые акты государственных внебюджетных фондов.

8. Постановления и определения Конституционного Суда РФ.

9. Решения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

10. Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения.

11. Международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.

12. Международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения.

13. Решения международных судов о толковании международных соглашений.

14. Решения Европейского Суда по конкретным делам.

1.4. Система налогового права.

Система налогового права представляет собой совокупность взаимосвязанных и расположенных в определенной последовательности норм и правовых институтов.

Система налогового права включает общую и особенную части. В общей части располагаются нормы права, устанавливающие общие положения и принципы, используемые при реализации норм институтов особенной части.

В общей части можно выделить нормы и институты, устанавливающие:

1. общие принципы налогообложения;

2. структуру  юридической конструкции налога;

3. систему налогов: федеральных, региональных и местных;

4. систему и полномочия органов государственной власти, участвующих в налоговых правоотношениях;

5. институт учета налогоплательщиков;

6. институт налогового контроля;

7. институт налоговой ответственности;

8. порядок рассмотрения и обжалования актов налоговых проверок.

В особенной части выделяются институты, нормами которых устанавливаются юридические конструкции конкретных налогов, это:

1. сложный институт федеральных налогов, включающий следующие простые институты регулирующие:

1.1. налог на добавленную стоимость;

1.2. акцизы;

1.3. налог на доходы физических лиц;

1.4. налог на прибыль организаций.

1.5. налог на добычу полезных ископаемых;

1.6. водный налог;

2. сложный институт региональных налогов, включающий простые институты:

2.1. налог на имущество организаций;

2.2. налог на игорный бизнес;

2.3. транспортный налог;

3. сложный институт местных налогов, включающий простые институты:

3.1. земельный налог;

3.2. налог на имущество физических лиц;

4.сложный институт сборов, включающий простые институты:

4.1. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

4.2. государственная пошлина;

4.3. страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

5. сложный институт специальных налоговых режимов, включающий институты:

5.1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

5.2. упрощенная система налогообложения;

5.3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

5.4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6614. Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей 122.22 KB
  Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей Основой эффективной деятельности в современных условиях хозяйствования является сертификация производства, цель которой обеспечение производства и ремонта двигателей заданного качества ...
6617. Язык и речь. Речевая культура 67 KB
  Язык и речь. Речевая культура. План: Педагогическая риторика как наука. Понятие языка в современной лингвистике. Язык и речь. Речевая культура. Педагогическая риторика как наука Возрождение педагогической риторики началось в ...
6618. Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) 105 KB
  Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) План: Понятие о национальном языке Понятие о литературном языке Устная и письменная формы русского литературного языка. Язык создается народом и обслуживает его из...
6619. Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи 87 KB
  Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи План: Орфоэпия как раздел фонетики Становление орфоэпических норм русского литературного языка Особенности произношения отдельных слов русского ...
6620. Русская лексика и культура речи 106.5 KB
  Русская лексика и культура речи План: Точность и богатство речи как её необходимые качества Изобразительные свойства лексических явлений: многозначности, омонимии, синонимии, антонимии. Речевые ошибки, связанные с нарушением лекси...
6621. Литературные нормы в области фразеологии 92.5 KB
  Литературные нормы в области фразеологии План: Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц Вариативность фразеологических единиц Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Не менее важным являет...
6622. Грамматические нормы русского литературного языка 77 KB
  Грамматические нормы русского литературного языка План: Особенности употребления имен существительных Склонение иноязычных фамилий Трудности в употреблении имен числительных. Грамматика - это раздел науки о языке, составными...