73865

Контрольно-налоговое производство

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

Система налогового администрирования и контроля складывается в составе налоговой системы России с марта 1991 года с момента образования налоговых органов. Это: налоговые органы; система норм права на основании которых строится контрольнонадзорная деятельность налоговых органов; правоотношения складывающиеся в процессе деятельности налоговых органов в том числе правоотношения возникающие при осуществлении налогового процесса и налогового производства. Последовательное исследование этих правовых категорий позволяет выявить место и роль...

Русский

2014-12-21

183.5 KB

3 чел.

PAGE  17

Лекция 6. Контрольно-налоговое производство.

1.Органы, осуществляющие налоговый контроль.

Система налогового администрирования и контроля складывается в составе налоговой системы России с марта 1991 года, с момента образования налоговых органов. Являясь подсистемой налоговой системы, она, в свою очередь, включает ряд элементов, способствующих ее функционированию и воздействию на налоговую систему. Это: налоговые органы; система норм права, на основании которых строится контрольно-надзорная деятельность налоговых органов; правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности налоговых органов, в том числе, правоотношения, возникающие при осуществлении налогового процесса и налогового производства. Последние включают широкий спектр правоотношений, возникающих при регистрации налогоплательщиков и постановке их на учет; надзоре и контроле за исчислением налогов, внесением их в бюджеты различных уровней; отношения, возникающие в ходе проведения налоговых проверок и рассмотрения их результатов; взыскания недоимки, пени, а в отдельных случаях применения штрафных санкций. При анализе системы администрирования и контроля можно выделить три основные правовые категории, и одновременно явления объективной действительности, закрепленные действующим законодательством, которые характеризуют ее место и роль в налоговой системе, это: налоговые органы, налоговый контроль и налоговый процесс. Особая роль в этой триаде принадлежит налоговым органам, которые выполняют роль опорной структуры, а налоговый контроль и налоговый процесс являются проявлением основных функций налоговых органов. Последовательное исследование этих правовых категорий позволяет выявить место и роль налогового администрирования и контроля в налоговой системе, его роль в преобразовательных процессах, развертывающихся в налоговой системе.

Представляя собой структурно-функциональный элемент в системе налогового администрирования и контроля, налоговые органы выполняют чрезвычайно важную роль в формировании, функционировании и развитии налоговой системы, характеризуя ее с точки зрения справедливости во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками. Именно налоговые органы, осуществляя контрольно-надзорную функцию за исчислением и внесением налоговых платежей в бюджеты различных уровней, воздействуют на налогоплательщиков, дисциплинируют их деятельность, обращаются с исками к налогоплательщикам в суды. Таким образом, налоговые органы являются правоприменительными органами в сфере налогообложения и всегда действуют от имени государства. Налоговая политика государства, реализованная в налоговом законодательстве, претворяется затем через правоприменительную практику налоговых органов в объективную налоговую действительность. Иными словами, недостаточно создать юридическую конструкцию налога, где в налоговых правоотношениях участвуют государство и налогоплательщик, необходимо осуществить контроль и надзор за участием в возникновении, развитии и завершении этих правоотношений налогоплательщика.

Налоговые органы прошли нелегкий путь развития. Правовой статус налоговой службы с момента ее образования в марте 1991 года претерпел значительные изменения. Образованная первоначально в составе Министерства финансов РСФСР, налоговая служба была преобразована в самостоятельное ведомство – Государственную налоговую службу Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации», а затем в Министерство РФ по налогам и сборам. Существование независимой и самостоятельной налоговой службы отвечало интересам и налоговой политике государства этого периода. Ужесточение налогового режима требовало строгой централизации контрольно-надзорного государственного органа в этой сфере деятельности государства. Опыт деятельности налоговых органов, новые задачи, поставленные государством в развитии налогово-бюджетных отношений, потребовали новых подходов к определению места этих органов в механизме государственного управления. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было упразднено, а в составе Министерства финансов РФ создана Федеральная налоговая служба. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы: управления по субъектам федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В настоящее время, в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ, они представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных платежей.

В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ, налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных законодательством. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации правами и обязанностями налоговых органов наделяются таможенные органы, которые в этом случае взимают налог на добавленную стоимость и акцизы.

Свои функции налоговые органы осуществляют посредством налогового администрирования. Все полномочия налоговой службы можно объединить в группы и на основании этого выделить ее основные функции. Под функциями налоговой службы подразумеваются основные направления ее деятельности, характеризующиеся относительной самостоятельностью. Содержание каждой функции выражается в совокупности полномочий налоговых органов, обеспечивающих реализацию конкретной функции. В качестве функций налоговой службы можно выделить следующие:

1. Регистрационно-учетная функция. Действия по регистрации и учету налогоплательщиков неотделимы, ибо, зарегистрировав организацию, индивидуального предпринимателя, налоговая служба обязана поставить их на налоговый учет. Эта функция реализуется также через ведение различных реестров. Налоговая служба ведет Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков, реестры лицензий, выдаваемых налоговой службой и другие.

2. Надзорно-контрольная функция. Надзорная составляющая функции выражается в отслеживании движения налогоплательщиков, объектов и предметов налогообложения. Контрольная составляющая выражается в осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений, включает проведение налоговых проверок и применение в целях налогового контроля иных его форм, таких как, утверждение форм отдельных документов, способствующих организации контроля (формы налогового уведомления, требования об уплате налога, свидетельства о постановке на налоговый учет и т.д.). Проявлением этой функции является и контроль за соблюдением валютного законодательства.

3. Разрешительная функция заключается в выдаче лицензий и разрешений на специфические виды деятельности, связанные:

с производством, хранением и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производством, розливом, хранением, закупкой и оптовой реализацией алкогольной продукции;

производством, хранением и поставкой спиртосодержащей непищевой продукции;

производством табачных изделий;

учреждением акцизных складов;

осуществлением деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

проведением всероссийских лотерей;

осуществлением деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино);

осуществлением деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

4. Представительская функция заключается в обеспечении представления в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересов государства. Налоговая служба является правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Федеральной налоговой службе запрещено осуществлять нормативно-правовое регулирование при реализации указанных функций, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

2.Виды и формы налогового контроля.

Особого внимания заслуживает контрольно-надзорная функция налоговых органов, ибо именно она олицетворяет особый статус налоговой службы, определяет цель ее создания и деятельности, взаимоотношения с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также с организациями и физическими лицами. Налоговый контроль, как специфическая деятельность налоговой службы, оказывает прямое воздействие на порядок формирования связей и отношений в налоговой системе. При этом, если система налоговых органов выражает структурно-функциональную составляющую этого элемента налоговой системы, то налоговый контроль олицетворяет его организационно-процессуальную составляющую, указывая на постоянное развитие различных правовых процессов, связанных с контролем за выполнением налогоплательщиком налогового обязательства.

Налоговый контроль является основной формой деятельности налоговых органов. Порядок организации и проведения налогового контроля урегулированы нормами раздела пятого Налогового кодекса РФ «Налоговая декларация и налоговый контроль». Нормами главы 14 Налогового кодекса РФ определены формы проведения налогового контроля, а также урегулированы процессуальные стороны осуществления контроля.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Влияние налоговых органов на состояние налоговой системы в значительной степени осуществляется через различные формы налогового контроля. Именно в процессе осуществления налогового контроля выявляется уровень налоговой дисциплины, соблюдаются или нарушаются конституционные права налогоплательщиков, а, следовательно, проявляется или нивелируется со стороны государства принцип справедливости в отношении налогоплательщика. Поэтому важно исследовать природу правоотношений, складывающихся в процессе налогового контроля.

В ходе налогового контроля укрепляется налоговая дисциплина налогоплательщика, являющаяся частью финансовой дисциплины. Под налоговой дисциплиной следует понимать четкое исполнение налогового законодательства всеми субъектами налоговых правоотношений. При этом важно, чтобы юридические конструкции налогов были выражены во второй части Налогового кодекса РФ, законах о налогах четко, доступно для налогоплательщиков, а юридическое содержание налога не противоречило его экономическому содержанию. Иными словами, состояние налоговой дисциплины оказывает прямое воздействие на направление развития налоговой системы и связано с одной стороны, с удобством изложения и доступностью для понимания формирующихся юридических конструкций налогов для налогоплательщиков, с другой стороны, с уровнем профессионализма государственных служащих налоговых органов.

Важны не только формы осуществления налогового контроля, но и соблюдение основных принципов на которых должна строиться контрольная деятельность в правовом демократическом государстве. Это принципы:

законности: все формы и процедуры осуществления налогового контроля должны быть названы в Налоговом кодексе РФ;

соблюдения прав налогоплательщиков: все действия контролирующего органа, его должностного лица, не должны нарушать конституционных прав налогоплательщиков и приравненных к ним лиц, осуществляться открыто;

учета соотношения частных и публичных интересов: действия должностного лица налогового органа при осуществлении контроля не должны нарушать производственного процесса, увеличения материальных затрат в связи с проведением контроля;

оптимальная длительность налогового контроля во времени: если в отношении налоговых проверок этот срок установлен Налоговым кодексом РФ, то в отношении иных форм контроля законодательство его не устанавливает;

гласность и доступность для налогоплательщика рассмотрения материалов проверки.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ, налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. Законодательно закреплены два основных вида налоговых проверок – камеральная и выездная. В том числе выездная налоговая проверка может быть встречной, а повторной могут быть как камеральная, так и выездная налоговые проверки. По методу проведения выделяют налоговые проверки, проводимые сплошным или выборочным методом. При этом, если в ходе выборочной проверки выявляются нарушения налогового законодательства, рекомендуется проводить сплошную проверку. В настоящее время большинство проверок проводится с применением выборочного метода. Это позволяет несколько сократить затраты рабочего времени, но увеличивает риск не обнаружения ошибок налогоплательщика.

По составу участников налоговой проверки можно выделить проверки, проводимые силами налоговой службы и совместные проверки с участием правоохранительных органов, государственных внебюджетных фондов и финансовых органов.

3.Особенности камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы. Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

4. Особенности выездной налоговой проверки.

  

В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ, выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается Федеральной налоговой службой.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом ее является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем Федеральной налоговой службы о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются Федеральной налоговой службой.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, требование о представлении документов и информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы или информацию в установленный срок, требование о представлении документов или информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 Налогового кодекса РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 Налогового кодекса РФ. При наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

5. Налоговый процесс и контрольно-налоговое производство

Налоговый процесс, как самостоятельный институт подотрасли налогового права, окончательно оформился с принятием Налогового кодекса РФ. Несмотря на несовершенство некоторых процессуальных норм, в целом можно констатировать, что при принятии Налогового кодекса РФ законодатель опирался на принципы, свойственные иным известным системе российского права процессуальным отраслям и институтам – отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права и институтам конституционного и административного процессов. Сделана попытка реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс принципы законности, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, доступности, гласности, экономичности, состязательности, охраны интересов государства и личности.

Специфика налогово-правовых отношений позволяет говорить о налоговом процессе в широком смысле слова, понимая под этим все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет, и в узком, понимая под налоговым процессом только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с контрольно-налоговым производством. На это прямо указывает и статья 10 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, для осуществления которого необходимо наличие налогово-правового спора. И здесь уместно говорить о налоговой юрисдикции.

Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную или юрисдикционную.

Правоустановительная функция налогового процесса реализуется через последовательный ряд процедур, заключающихся в осуществлении учета налогоплательщиков, контроля за предоставлением деклараций и иных документов, отражающих деятельность налогоплательщика, предоставление информации налогоплательщику по его запросу, ведение реестра налогоплательщиков и некоторые другие. Назначение этих процедур связано с особенностями правовой категории налога и обязанностью налогоплательщика уплатить налог, с одной стороны, и особым правом государства получить часть причитающегося ему по закону имущества налогоплательщика в виде денежного налогового платежа, с другой стороны. \ Налоговый процесс, в традиционном понимании процесса, включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет как общие черты, так и ряд отличий от административной и уголовной юрисдикции. Различие проявляется в первую очередь по субъекту, уполномоченному ее осуществлять во внесудебном порядке. В налоговой юрисдикции таким субъектом является только один орган государственной исполнительной власти – налоговый (его должностные лица) и в отдельных случаях таможенные органы (их должностные лица), когда они исполняют роль налоговых органов. В административной и уголовной юрисдикции это целая система исполнительных и правоохранительных органов (их должностные лица). Административная юрисдикция, как процессуальная категория, служит в конечном счете, целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления. На общесоциальном уровне уголовный процесс имеет задачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок путем осуществления справедливого правосудия по уголовным делам. Результатом административной и уголовной юрисдикции является соответствующее властное одностороннее воздействие в интересах защиты правопорядка, носящее принудительный карательный характер. Налоговое производство наряду с защитой правопорядка, установленного нормами налогового законодательства и воздействием на нарушителя этого порядка, преследует цель восстановления нарушенного права государства на часть имущества налогоплательщика в форме образовавшейся недоимки по налоговому платежу. Так ст. 122 Налогового кодекса РФ содержит состав налогового правонарушения, связанного с неуплатой или неполной уплатой сумм налога. Штрафные санкции, предусмотренные ее нормами, носят характер наказания и представляют собой правоохранительную составляющую результата налогового производства. А ст. 46 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банке – это восстановительная составляющая результата налогового производства. Таким образом, задачи налогового производства гораздо шире. Это обусловлено так же и двойственной природой санкций налоговых норм, которые соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Следует отметить, что по правовому статусу субъекта налогово-правовых отношений (орган исполнительной власти), природе охраняемых общественных отношений (возникают в сфере управления), отсутствию признаков преступления в деянии виновного, налоговое производство имеет больше общего с административным процессом, хотя включает ряд существенных отличий. Прежде всего, это проявляется при исследовании стадийности налогового производства

Исходя из положений теории процесса и содержания процессуальных норм Налогового кодекса РФ, можно выделить следующие стадии контрольно-налогового производства:

принятие решения о проведении налоговой проверки;

исследование бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика;

возбуждение дела в ходе налоговой проверки;

рассмотрение дела;

вынесения решения по делу;

обжалование и пересмотр принятого решения.

исполнение принятого решения;

Достоинством Налогового кодекса РФ является закрепление всех стадий контрольно-налогового производства. При этом его процессуальные нормы не повторяют дословно положения УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ, хотя используют ту же юридическую терминологию. При всех положительных моментах регламентации контрольно-налогового производства, справедливо будет отметить и некоторую неопределенность, недоговоренность отдельных положений, касающихся процессуальных действий уполномоченных должностных лиц налогового органа.

Отличие контрольно-налогового производства от иных видов юридического производства начинает прослеживаться уже с первой стадии. Она отсутствует в уголовном и административном производстве. Стадии возбуждения дела в ходе налоговой проверки предшествует исследование бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика, в ходе которого возможно обнаружение налогового правонарушения. Стадия возбуждения дела в ходе налоговой проверки включает следующие взаимосвязанные действия:

выявление факта налогового нарушения;

осуществление и процессуальное закрепление действий по сбору фактических обстоятельств;

оформление результатов выездной налоговой проверки;

представление материалов налоговой проверки руководителю налогового органа для рассмотрения.

Назначение выездной налоговой проверки не связано с нарушением налогоплательщиком налогового законодательства, а носит, как правило, плановый характер, за исключением указанных в Налоговом кодексе РФ случаев. В случае отсутствия нарушений, контрольно-налоговое производство, заканчивается после второй стадии, не развиваясь.

Налоговая проверка строится как цепь обязательных действий уполномоченного должностного лица налогового органа связанных с изучением бухгалтерских (финансовых) документов налогоплательщика, помещений, строений и иных сооружений, оборудования и другого имущества, используемых налогоплательщиком для производственного процесса и, соответственно, для формирования налоговой базы. Поэтому отдельные процессуальные действия, указанные в главе 14 Налогового кодекса РФ, производятся не в связи с выявленным налоговым нарушением, а как действия, необходимые для проведения налоговой проверки. К таким действиям относятся: доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91); осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов (ст.ст. 89, 92); инвентаризация (ст. 89); истребование документов (ст. 93); привлечение эксперта, специалиста и переводчика (ст.ст. 95, 96, 97).

Налоговый кодекс РФ не устанавливает процессуального порядка фиксации обнаруженного налогового правонарушения, состав которого изложен в статьях 120, 122 и 123 и возбуждения дела о налоговом правонарушении, предусматривая, в то же время, общепринятый порядок установления фактических обстоятельств и сбора доказательств в присутствии понятых. Таким образом, законодательство разрешает принятие устного решения о возбуждении дела о налоговом правонарушении, если оно касается грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты сумм налога, невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов. Это нарушает установленный Налоговым кодексом РФ принцип презумпции невиновности, ибо для того, что бы доказывать вину налогоплательщика и осуществлять процессуальные действия, следует документально зафиксировать, облечь в юридическую форму, наличие факта налогового нарушения. Отсутствие четкого правового регулирования в процессуальном порядке фиксации налогового правонарушения указывает на пренебрежение правами налогоплательщика со стороны государства, размывает границы дозволенного при учете частного интереса и, следовательно, в негативном плане воздействует на состояние налоговой системы в целом, ибо ее развитие должно быть направлено на справедливое исполнение налоговой обязанности.

Иначе решен вопрос о производстве по иным предусмотренным Налоговым кодексом РФ налоговым правонарушениям. При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт в соответствии со ст. 101.4. Налогового кодекса РФ. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего налоговое правонарушение, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень процессуальных документов, составляемых в ходе налоговой проверки. В настоящее время это:

справка, составляемая по итогам налоговой проверки;

акт налоговой проверки;

акт, составляемый при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса РФ);

акт, составляемый при воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение;

мотивированное постановление (о выемке документов и предметов, назначении экспертизы);

протокол по установленной ст. 99 Налогового кодекса РФ форме (об осмотре, о выемке документов и предметов, о показаниях свидетеля);

договоры гражданско-правового характера (с экспертами, специалистами, переводчиками);

заключение эксперта (специалиста);

письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки налогоплательщика.

Стадия рассмотрения дела осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа единолично. Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ, а дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса РФ.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, предоставленного налогоплательщику для подачи разногласий. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки вправе участвовать представители ответственного участника этой группы, других участников такой группы.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Налоговый орган обязан известить участника консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, если в акте налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков имеется предложение о привлечении этого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.

В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением законодательства. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

\ В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решения налогового органа вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Он производится последовательно в отношении:

- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

- готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения налогового органа;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 Налогового кодекса РФ.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении налогового органаи стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

В случае, если решение вынесено по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, обеспечительные меры могут быть приняты в отношении участников этой группы. При этом в первую очередь обеспечительные меры принимаются в отношении ответственного участника этой группы.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;

2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;

3) поручительство третьего лица.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

При этом течение сроков взыскания приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении этого физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следственные органы, получившие от налоговых органов материалы, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Копии решений налогового органа в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. Если копия решения налогового органа направлена по почте заказным письмом, то датой ее получения считается шестой день с даты отправки.

На стадии обжалования и пересмотра принятого решения реализуется право налогоплательщика и налогового агента обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, установленное статьей 137 Налогового кодекса РФ. При этом не установлено каких-либо ограничений и в отношении дел, по которым санкция была взыскана налоговым органом. Особенности этой стадии контрольно-налогового производства проявляются в самом порядке обжалования, установленном ст. 101.2. Налогового кодека РФ. С 1 января 2007 года введена апелляционная жалоба, которая подается в вышестоящий налоговый орган на решение налогового органа до вступления его в силу. Вступившее в силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть также обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае, по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В срок не позднее одного месяца апелляционная жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, который вправе:

оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

О принятом решении в течение трех дней сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Срок рассмотрения апелляционной жалобы может быть продлен, для получения необходимой информации. Но не более чем на 15 дней.

Система налогового администрирования и контроля не существует изолированно от иных элементов налоговой системы. Наиболее тесным образом она связана с элементом «юридическая конструкция налога» и выполняет в некотором роде служебную роль в отношении правомерной реализации юридических конструкций введенных налогов. Именно во взаимодействии этих двух элементов налоговой системы проверяется верность направления налоговой политики государства, справедливость принятых Парламентом РФ налоговых законов, уровень правовой информированности и правовой культуры налогоплательщиков, профессионализм служащих налоговых органов. Налоговое администрирование направлено на управление налоговой сферой, в которой развертываются юридические конструкции налогов. Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами непосредственно в системе правоотношений, составляющих юридическую конструкцию конкретного налога.

Таким образом, система налогового администрирования и контроля представляет собой сложный элемент налоговой системы, включающий функциональную структуру в виде налоговых органов и налоговый контроль как процессуальную составляющую этой системы. Исследование процессов, происходящих в системе налогового администрирования и контроля, позволяет выделить ее в качестве самостоятельного элемента налоговой системы, отражающего объективированный в практике налогообложения уровень соотношения частного и публичного интереса, закрепленного в действующем налоговом законодательстве.

6.Исполнение решения налогового органа.

В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа осуществляется принудительно за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента), с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента). В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах.

Этот порядок взыскания применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной в применяемой статье Налогового кодекса РФ.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

В необходимых случаях одновременно с подачей заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении требования в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Эти правила применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46416. Надійність машин і устаткування 1.13 MB
  Причини утворення і розвитку несправностей деталей машин Практично будьяка несправність є наслідком зміни механічних властивостей матеріалу конструктивних розмірів деталей і стану їхньої поверхні. У свою чергу зміна механічних властивостей відбувається внаслідок зміни складу і структури матеріалу деталей. До конструктивних факторів відносяться фактори що були враховані на стадії проектування: конструктивне виконання деталей і складальних одиниць форма величина зазорів і натягів у спряженнях шорсткість і твердість поверхонь і т.;...
46417. Відновлення деталей типу вал(вісь) 264 KB
  Для відновлення нерухомих сполучень, широко розповсюджена елекроконтактне приварювання металевої стрічки (дроту). Перевага – незначний нагрів деталей, зменшення витрат наплавних матеріалів, значне підвищення продуктивності і умов праці.
46418. УСТРОЙСТВО ВВОДА АНАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 135.5 KB
  В настоящее время персональные компьютеры используют не только как вычислительные средства, но и как универсальные измерительные приборы. КИС на основе персонального компьютера заменяют стандартные измерительные приборы (вольтметры, осциллографы, анализаторы спектра, генераторы и пр.) системой виртуальных приборов. Причем ряд этих приборов может быть активизирован на одном персональном компьютере одновременно.
46419. СЦЕНАРІЙ КОНКУРСНОЇ ПРОГРАМИ «МІС ГІМНАЗІЙНА ВЕСНА» 55 KB
  Доброго дня дорогі друзі ВЕДУЧА. Вас вітає конкурс краси і грації ВЕДУЧА. ВЕДУЧА. А до речі кажуть що наші дівчата – найкрасивіші дівчата в світі До глядачів Це правда ВЕДУЧА.
46420. Визуализация семантического анализа текстов 3.57 MB
  Технологии анализа естественного языка, моделирования когнитивных процессов понимания, языкового взаимодействия и извлечения информации из текстов объединяются общим термином “Компьютерная лингвистика” (вычислительная лингвистика, computational linguistics)
46421. Розрахунок завантажувального пристрою - бункер лопатний 5.07 MB
  Схематичне зображення положення заготовки в направляючих бункера Принцип дії лопатного бункера заснований на тому що заготовки типу болт штуцер і інші перемішуються в полості бункера за допомогою лопатей п’ять штук. Безпосередньо при перемішуванні заготовки які попадають виступаючою частиною в спеціальні пази між направляючими стійками переміщуються по даним стійкам до направляючого лотка за допомогою лопатей.2 зображена схема розташування заготовки між направляючими пазами пристрою.2 видно що відстань між пазами H має бути...
46422. ОСНОВИ ПРОГРАМУВАННЯ ТА АЛГОРИТМІЧНІ МОВИ 453.93 KB
  Приклад слів у програмі: Progrm Input Output Vr Begin Integer WriteLn End. Приклад рядків програми: vr nme : string; begin write‘Як вас звуть’; redlnnme; writeln‘Здрастуйте шановний ’nme’ ’; end. Операції виведення виконують так само дві процедури: Write і WriteLn. Процедура WriteLn аналогічна процедурі Write але після її виконання курсор переміщаєтьсянав початок нового рядка.
46423. Фінанси. Конспект лекцій 1.25 MB
  Сутність значення та функції бюджету Доходи і видатки державного бюджету Склад і структура доходів та видатків Державного бюджету України. Склад і структура доходів Державного бюджету Ураїни