7390

Прогнозирование и планирование как функция управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Прогнозирование и планирование как функция управления Термин прогноз означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное...

Русский

2013-01-22

17.99 KB

150 чел.

Прогнозирование и планирование как функция управления

Термин «прогноз» означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное число различного вида прогнозов. Прогнозы, составленные по способу описания изучаемого объекта, делятся на два вида:

– трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию динамичного ряда, предварительно выравненного; прогнозные показатели определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций;

– факторный подход в прогнозировании предполагает предварительное выявление влияющих факторов на прогнозируемый показатель, их количественную оценку и построение экономико-математических моделей методом корреляции.

Прогнозы, составленные по способу формирования параметров процесса управления делятся на два вида:

– ресурсный подход, предполагающий определение устойчивых тенденций и перенесение их на будущее;

– нормативный подход, заключающийся в умении специалиста по управлению находить количественные измерители величин, характеризующих поставленные цели: достичь такой-то величины, величины не менее чем, в пределах и т.д.

Прогнозы, определяемые сроками, можно представить в виде трех групп:

– краткосрочные, определяемые на срок до одного года и менее; предметом прогнозирования могут быть показатели, имеющие тенденцию изменяться непрерывно, иногда даже в пределах суток и часа (курс валют);

– среднесрочные прогнозы, составляемые на срок до 3-5 лет; для их составления требуются данные маркетинговых исследований, результаты стратегических расчетов;

– долгосрочные прогнозы, определяемы на срок более пяти лет, касаются глубинных изменений в структуре общества, в экономике и политике государства, региона, города; такие прогнозы складываются медленно, по мере накопления информации и служат основой разработки концепций, например в сфере образования; для данного вида прогнозов нельзя применять линейную экстраполяцию, ибо за десятилетия происходят резкие переломы сложившихся в прошлом тенденций, усиливается хаотичность и неопределенность.

Эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов – без концепции социально-экономического развития.

Объектом прогнозирования могут быть любые виды деятельности, направленные на достижение крупных целей. Особое место занимает прогнозно-аналитическая работа на уровне государства, например в управлении социальной сферой, в управлении ресурсами, демографические прогнозы. Важнейшая задача государства – определение национальных и региональных приоритетов и целей социально-экономического развития, которые определяются через прогнозно-аналитическую работу.

Итак, прогноз – это возможные направления развития объекта: прогноз – стратегический план – тактические шаги работы.

План – это замысел, предусматривающий ход развития чего-либо. Планирование – это проработка замысла чего-либо на определенный период с указанием цели, содержания, объема, сроков, методов, ответственных и исполнителей данной работы.

Планирование как функция управления – это выбор оптимальной альтернативы развития объекта.

Современное планирование должно быть гибким, способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней и внутренней среды. Основная задачапланирования как функции управления в условиях рыночной экономики – обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке.

В зависимости от характера управленческой деятельности различают два типа планирования: административное и индикативное.

Административное планирование действует в пределах организации, опирается на централизованную нормативно-правовую базу и предусматривает жесткий контроль бюджетных средств.

Индикативное планирование направлено на определение количественных параметров границ, в пределах которых система может устойчиво функционироватьи развиваться. Индикатор – это показатель векторного типа, который ограничивает предельные, пороговые значения. Внутри предельных границ образуется коридор, необходимый и достаточный для принятия решений. Особое значение пороговые индикаторы имеют в антикризисном управлении, когда они сигнализируют о приближении критического состояния объекта управления.

Социально-экономические и политические преобразования 90-х годов упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования,называемую административно-плановой.

В России в 1996 году принят ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Прогнозные расчеты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти трех программных документов:

1. Концепции социально-экономического развития России, т.е. системы стратегических целей и приоритетов государства на долгосрочный период.

2. Программы социально-экономического развития России, то есть системы показателей на среднесрочный период, где указываются пути и средства достижения указанных нормативов-ориентиров.

3. Годового индикативного плана социально-экономического развития, т.е. системы показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов.

Новые закономерности в социально-экономическом развитии России выдвигают особую актуальность долгосрочного прогнозирования на федеральном и региональном уровне.

Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России разрабатывается в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию и планом действий Правительство РФ по реализации Послания. Субъекты РФ разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, программы на среднесрочную перспективу, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и с учетом специфики субъектов РФ.

Таким образом, планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего и перспективного развития объектауправления. Современной разновидностью планирования является индикативное, качество которого возможно повысить применением современных информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48920. Проектирование основания и фундамента 13 этажного жилого дома в городе Великий Устюг 6.71 MB
  Глубина заложения подошвы фундамента мелкого заложения равна: d = dв hs hcf hц = 22 03 02 06 = 21 м где dв= 22м размер от чистого пола подвала до пола 1го этажа hs =03м величина заглубления подошвы фундамента от низа пола подвала hcf = 02 высота пола подвала hц = 06 высота цокольной части здания 3. Великий Устюг нормативная глубина сезонного промерзания do= 03м для песка Kn = 06 жилое здание Вывод: Глубина залегания фундамента равна 21м т. Глава IV Определение размеров фундамента мелкого заложения на...
48921. Расчет асинхронного електродвигателя 1.01 MB
  Для проверки прочности рассчитывают пальцы на изгиб, а резину – по напряжениям смятия на поверхности соприкасания втулок с пальцами. При этом полагают, что все пальцы нагружены одинаково, а напряжения смятия распределены равномерно по длине втулки
48923. Перевезення вантажів у змішаному сполученні 2.63 MB
  Транспортна характеристика вантажу. Пакування вантажу. Розміщення і кріплення вантажу в контейнері визначення кількості вантажних місць ксті коробок в контейнері необхідної ксті контейнерів. Маркування вантажних місць. Технічні характеристики транспортних засобів що використовуються під час доставки...