7390

Прогнозирование и планирование как функция управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Прогнозирование и планирование как функция управления Термин прогноз означает предвидение, предсказание. Прогнозирование - это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное...

Русский

2013-01-22

17.99 KB

144 чел.

Прогнозирование и планирование как функция управления

Термин «прогноз» означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Практика и теория прогнозирования накопила значительное число различного вида прогнозов. Прогнозы, составленные по способу описания изучаемого объекта, делятся на два вида:

– трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию динамичного ряда, предварительно выравненного; прогнозные показатели определяются в результате линейной экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций;

– факторный подход в прогнозировании предполагает предварительное выявление влияющих факторов на прогнозируемый показатель, их количественную оценку и построение экономико-математических моделей методом корреляции.

Прогнозы, составленные по способу формирования параметров процесса управления делятся на два вида:

– ресурсный подход, предполагающий определение устойчивых тенденций и перенесение их на будущее;

– нормативный подход, заключающийся в умении специалиста по управлению находить количественные измерители величин, характеризующих поставленные цели: достичь такой-то величины, величины не менее чем, в пределах и т.д.

Прогнозы, определяемые сроками, можно представить в виде трех групп:

– краткосрочные, определяемые на срок до одного года и менее; предметом прогнозирования могут быть показатели, имеющие тенденцию изменяться непрерывно, иногда даже в пределах суток и часа (курс валют);

– среднесрочные прогнозы, составляемые на срок до 3-5 лет; для их составления требуются данные маркетинговых исследований, результаты стратегических расчетов;

– долгосрочные прогнозы, определяемы на срок более пяти лет, касаются глубинных изменений в структуре общества, в экономике и политике государства, региона, города; такие прогнозы складываются медленно, по мере накопления информации и служат основой разработки концепций, например в сфере образования; для данного вида прогнозов нельзя применять линейную экстраполяцию, ибо за десятилетия происходят резкие переломы сложившихся в прошлом тенденций, усиливается хаотичность и неопределенность.

Эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов – без концепции социально-экономического развития.

Объектом прогнозирования могут быть любые виды деятельности, направленные на достижение крупных целей. Особое место занимает прогнозно-аналитическая работа на уровне государства, например в управлении социальной сферой, в управлении ресурсами, демографические прогнозы. Важнейшая задача государства – определение национальных и региональных приоритетов и целей социально-экономического развития, которые определяются через прогнозно-аналитическую работу.

Итак, прогноз – это возможные направления развития объекта: прогноз – стратегический план – тактические шаги работы.

План – это замысел, предусматривающий ход развития чего-либо. Планирование – это проработка замысла чего-либо на определенный период с указанием цели, содержания, объема, сроков, методов, ответственных и исполнителей данной работы.

Планирование как функция управления – это выбор оптимальной альтернативы развития объекта.

Современное планирование должно быть гибким, способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней и внутренней среды. Основная задачапланирования как функции управления в условиях рыночной экономики – обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке.

В зависимости от характера управленческой деятельности различают два типа планирования: административное и индикативное.

Административное планирование действует в пределах организации, опирается на централизованную нормативно-правовую базу и предусматривает жесткий контроль бюджетных средств.

Индикативное планирование направлено на определение количественных параметров границ, в пределах которых система может устойчиво функционироватьи развиваться. Индикатор – это показатель векторного типа, который ограничивает предельные, пороговые значения. Внутри предельных границ образуется коридор, необходимый и достаточный для принятия решений. Особое значение пороговые индикаторы имеют в антикризисном управлении, когда они сигнализируют о приближении критического состояния объекта управления.

Социально-экономические и политические преобразования 90-х годов упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования,называемую административно-плановой.

В России в 1996 году принят ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». Прогнозные расчеты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти трех программных документов:

1. Концепции социально-экономического развития России, т.е. системы стратегических целей и приоритетов государства на долгосрочный период.

2. Программы социально-экономического развития России, то есть системы показателей на среднесрочный период, где указываются пути и средства достижения указанных нормативов-ориентиров.

3. Годового индикативного плана социально-экономического развития, т.е. системы показателей социально-экономического, научно-технического, инновационно-инвестиционного, экологического развития на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов.

Новые закономерности в социально-экономическом развитии России выдвигают особую актуальность долгосрочного прогнозирования на федеральном и региональном уровне.

Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России разрабатывается в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному собранию и планом действий Правительство РФ по реализации Послания. Субъекты РФ разрабатывают долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, концепции социально-экономического развития, программы на среднесрочную перспективу, индикативные планы, целевые региональные программы исходя из соответствующих федеральных документов и с учетом специфики субъектов РФ.

Таким образом, планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего и перспективного развития объектауправления. Современной разновидностью планирования является индикативное, качество которого возможно повысить применением современных информационных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30537. Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности, их взаимодействие 16.49 KB
  Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности их взаимодействие. ОТВЕТ: В жизненном цикле системы информационной безопасности можно выделить следующие этапы: Инициация и разработка системы. После проведения аудита информационной системы проектировщик предоставляет его результаты и рекомендации по построению системы ИБ заказчику который в свою очередь формирует требования к будущей системе безопасности. На основании полученных материалов проектировщик предлагает варианты...
30538. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы 55.85 KB
  Управление ключами: генерация ключей; накопление ключей; распределение ключей. Главное свойство симметричных ключей: для выполнения как прямого так и обратного криптографического преобразования шифрование расшифровывание вычисление MC проверка MC необходимо использовать один и тот же ключ либо же ключ для обратного преобразования легко вычисляется из ключа для прямого преобразования и наоборот. С одной стороны это обеспечивает более высокую конфиденциальность сообщений с другой стороны создаёт проблемы распространения ключей в...
30539. Система управления информационной безопасностью. Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDCA. Цели и задачи, решаемые СУИБ 1.75 MB
  Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC. PDC PlnDoCheckct циклически повторяющийся процесс принятия решения используемый в управлении качеством. Система управления информационной безопасностью ГОСТ Р ИСО МЭК 270012006 определение Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC Цикл PDC Методология PDC представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Применение В практической деятельности цикл PDC применяется многократно с различной...
30540. Стандартизация в области построения СУИБ: сходства и различия стандартов 26.41 KB
  Доска: Стандарты: Ornge Book Red Book ISO IEC 15408 ISO IEC 17799 Стандарт BSI Стандарт США NIST 80030 РД гостехкомиссии России и стандарт ГОСТ Р ИСО МЭК 15408 Выступление: Рассмотрим стандарты информационной безопасности: Здесь выделены такие аспекты политики безопасности как добровольное дискреционное и принудительное мандатное управление доступом безопасность повторного использования объектов. Определяются инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличии от Ornge Book не содержит...
30541. Единые критерии (ГОСТ Р ИСО 15408). Профиль защиты. Задание по безопасности 29.73 KB
  Задание по безопасности.Положение по разработке профилей защиты и заданий по безопасности Гостехкомиссия России 2003 год Выступление: Профиль защиты это нормативный документ предназначенный для изложения проблемы безопасности определенной совокупности продуктов и систем ИТ и формулирования требований безопасности для решении данной проблемы. ПЗ не регламентирует каким образом данные требования будут выполнены обеспечивая таким образом независимое от реализации описание требований безопасности. Профиль защиты разрабатывается для...
30542. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения. Идентификация и аутентификация 43.95 KB
  Под протоколом понимается распределенный алгоритм с двумя и более участниками. Протокол является криптографическим если он решает по крайней мере одну из трех задач криптографии – обеспечение конфиденциальности целостности неотслеживаемости. Компонентами к протокола являются участники протокола каналы связи между участниками а также либо алгоритмы используемые участниками либо постановка той задачи которую протокол призван решать.
30543. Идентификация и аутентификация. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения 19.83 KB
  Криптографические протоколы – основные виды и типы область применения. Ответ: Все эти типы можно условно разделить на две группы: прикладные протоколы и примитивные. Примитивные же протоколы используются как своеобразные строительные блоки при разработке прикладных протоколов. Мы в данном учебном пособии будем рассматривать только примитивные криптографические протоколы которые при некоторой адаптации к реальным системам связи могут использоваться на практике.