73947

Разрывные нарушения. Трещиноватость, кливаж

Лекция

География, геология и геодезия

Понятия о согласном и несогласном залегании осадочных пород. Они выражаются в нарушении сплошности горных пород т.Разрывы со смещением горных пород. Часто сместитель может представлять целую зону раздробленных пород; иметь выпуклую или вогнутую форму быть волнистыми.

Русский

2014-12-23

41.5 KB

3 чел.

Лекция 4

Разрывные нарушения. Трещиноватость, кливаж.

  1.  Общая хар-ка разрывных нарушений.
  2.  Разрывы со смещением, их виды.
  3.  Разрывы без смещения. Кливаж.
  4.  Глубинные разломы.
  5.  Понятия о согласном и несогласном залегании осадочных пород.

Вторую группу дислокационных движений составляют разрывные нарушения (дизъюнктивные дислокации). Лат. «дизъюнкто» - разделяю. Они выражаются в нарушении сплошности горных пород т.е. в разрыве их по какой-либо поверхности (трещине). Когда напряжения, возникающие в З.к. превышаю предел прочности г.п., пластические деформации переходят в хрупкие и образуются разрывные нарушения.

Нарушение сплошности г.п. возникают вследствие как растягивающих, так и сжимающих напряжений.

Масштабы разрывов: от трещин в пределах одного слоя до зон дробления протяженностью в десятки км.

Разрывные нарушения делятся на две группы:

1.Разрывы со смещением горных пород

2.Разрывы без смещения г.п.

2 В разрывах со смещением происходит не только нарушение сплошности г.п., но и последующее перемещением образовавшихся блоков по тектонической трещине – сместителю.

Смещение от 1 мм до неск. Км.

  1.  Сместитель – поверхность разрыва, по которому происходит смещение. Поверхность сместителя условно можно считать плоскостью. Часто сместитель может представлять целую зону раздробленных пород; иметь выпуклую или вогнутую форму, быть волнистыми. По поверхности сбрасывателя породы превращаются в брекчию трения, в глинку трения, образуются зеркала скольжения. Сместители часто обводнены, выполнены жильным материалом. Зоны сбрасывания нередко являются каналами поднятия рудоносных растворов и образования рудоносных жил.

Положение поверхности сместителя хар-ся углом падения и мжет изменятся от горизонтального до вертикального.

  1.  Крылья (блоки, бока) – примыкающие к поверхности сместителя перемещенные блоки пород. При наклонном положении сместителя  блок, расположенный под плоскость сместителя наз-ся лежачим, а над ним – висячим.

Важное значение имеет определение амплитуды смещения. Различают: -наклонную (истинную) амплитуду

- вертикальную

- горизонтальную

-стратиграфическую.

Разрывные нарушения делятся на типы в зависимости от относительного движения крыльев: Сбросы – представляют собой разрывные нарушения, в которых висячее крыло опущено относительно лежачего; сместитель наклонен в сторону опущенного крыла. Наблюдается зияние. Образуется в условиях растяжения, при участии сил тяжести.

 Взбросы - разрывные нарушения, у которых висячее крыло поднято относительно лежачего; сместитель наклонен в сторону поднятого крыла. Наблюдается перекрытие. Образуются в условиях сжатия, преодолевают силу тяжести.

 Сдвиги и раздвиги. Образуются под действием противоположно направленных сил (пары сил). В сдвигах смещение крыльев в горизонтальном направлении параллельно плоскости сместителя; у раздвигов перпендикулярно поверхности сместителя.

 Надвиги - разрывы взбросового характера, которые развиваются одновременно со складчатостью. Угол падения плоскости сместителя…

 Тектонические покровы (шарьяжи) – это крупные надвиги, хар-ся перемещениями крыльев на км и дес. км по пологим, волнистым поверхностям.

Разрывные нарушения, группируясь друг с другом  образуют сложные разрывные нарушения – ступенчатые сбросы, грабены, горсты.

 Ступенчатые сбросы – система сбросов, в которых каждое последующее крыло или блок, опущено относительно предыдущего.

 Грабены- нарушения ограниченные сбросами или взбросами, центральные части которых опущены и сложены на поверхности более молодыми породами. Долина р.Иордан и Мертвое море –узкий грабен , расположена ниже уровня моря на 430 м. Оз. Байкал – самый глубокий грабен в мире.

 Горсты – структуры, ограниченные сбросами или взбросами, центральные части которых приподняты и сложены на поверхности более древними породами, чем породы в из краевых частях.

Выделяют также сложные горсты и грабены.

Особый тип разрывных нарушений представляют собой глубинные разломы. Это долгоживущиее разломы (до периоды и эры) глубокого заложения (до700 км), пересекающие З.к. и проникающие в мантию. Имеют протяженность в сотни и тысячи км. Г.разломы служат граничными структурами между отдельными элементами З.к. и через них осуществляется связь верхней мантии с поверхностью. Они редко наблюдаются как конкретная линия разрыва, как правило это зона субпараллельных разрывных нарушений. Глубинные разломы имеют очень сложное строение. С г.разломами связаны линейные пояса ультраосновных и основных пород, интрузии гранитоидов и вулканических излияний, зоны повышенного метаморфизма и гидротермального изменения пород. К ним приурочены эндогенные месторождения, часто наблюдаются выходы подземных вод.

Разрывы без смещения – к этой группе разрывных нарушений относятся различного рода трещины. Трещинами называются разрывы в горных породах без перемещения или с очень незначительным перемещением расчлененных блоков.

Встречаются во всех породах, кроме сыпучих и легкоразмокаемых, в которых не сохраняются.

Совокупность трещин на каком-либо участке З.к. образует трещиноватость, которая характеризуется густотой, расположением, числом систем трещин и их взаиморасположением.

По происхождению трещины делятся на:

  1.  Нетектонические
  2.  Тектонические.

К нетектоническим относятся:

- петрогенные (первичные) – образующиеся при формировании магматических и осадочных пород при остывании интрузивных тел и лав или при диагенезе осадков,т.е. при превращении осадка в г.п.( потеря воды, уплотнение путем уменьшения влажности и пористости).

- вторичные трещины формируются в поверхностных условиях в результате действия экзогенных процессов и силы тяжести. К ним относятся трещины выветривания, оползней, обвалов ит.д.

Тектонические трещины, образуются в результате действия напряжений, обусловленных тектоническими движениями.  Эти трещины имеют большую протяженность, пересекают напластование осадочных пород, магматические тела, часто к ним приурочена полезная минерализация. В отличие от трещин нетектонических, тектонические более выдержаны как по простиранию, так и по падению и ориентированы по единому плану в различных по составу породах.

Тектонические трещины делятся на :

-трещины с разрывом сплошности пород – возникают при напряжениях превышающих пределы прочности пород (трещины отрыва, трещины скалывания)

-кливаж.

При растягивающих напряжениях возникают трещины отрыва - обычно открытые, с неровной зернистой поверхностью, лишены следов смещения.

При сжатии формируются трещины скалывания – обычно плотно сжаты, с гладкой поверхностью. Хар–на значительная протяженность, прямолинейность.

Кливаж – частые параллельные поверхности скольжения, развивающиеся при пластической деформации г.п. Два основных типа – послойный и секущий. Секущий делится на веерообразный, обратный  веерообразный, параллельный. В общем ходе деформации образование кливажа соответствует последней стадии развития пластической деформации, характеризующейся потерей прочности перед разрывом.

Несогласное залегание

Изучение геологических разрезов показывает, что соотношение между комплексами слоистых толщ горных пород бывает различным.

  1.  Каждый вышележащий слой или комплекс слоев разреза без каких либо следов перерыва в накоплении осадков налегает на предшествующий подстилающий слой. Полностью сохраняется стратиграфическая последовательность при накоплении слоев. Такое залегание называется согласным.
  2.  Возможно, что между вышележащими и подстилающими толщами нарушается стратиграфическая последовательность. Могут отсутствовать отложения тех или иных стратиграфических подразделений – стратиграфическое несогласие. Если при сохранении параллельности границ слоев из разреза выпадают те или иные стратиграфические горизонты говорят о параллельном стратиграфическом несогласии, свидетельствующим о перерыве в осадконакоплении. Поверхность размыва. Если при стратиграфическом несогласии выше и ниже лежащие слои обладают различными условиями залегания – угловое несогласие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61783. Англія – від англосаксонських королівств до Вільгельма Завойовника (V – XI ст.) 20.33 KB
  Король Екберт обєднав під своєю владою всі англосаксонські королівства. Король Альфред Великий Обєднання Англії не врятувало її від вторгнення норманів серед яких переважали датчани. Такими засобами король зміг протистояти завойовникам і навіть отримати над ними ряд перемог.
61787. Твір-оповідання на самостійно обрану тему 14.18 KB
  Мета: формувати текстотворчі вміння з урахуванням специфіки художнього тексту конкретного літературного жанру; формувати вміння здобуті на уроках літератури й мови теоретичні знання застосовувати на практиці...
61788. Твір-опис “Якими фарбами я намалюю щастя” 11.82 KB
  Хто зображений на малюнку що робить як це його характеризує; які предмети речі зображено якими кольорами як вони допомагають розкрити творчий задум; уявіть що ви на місці художника як би ви зобразили цю тему що саме ви хотіли сказати своїм малюнком чи вдалося вам це зробити...
61789. Предмет астрономії. Ії розвиток та значення в житті суспільства. Методи та засоби астрономічних спостережень 304.71 KB
  Світоглядна роль усвідомлення людьми положення Землі у Всесвіті пізнання законів за якими рухаються та розвиваються космічні обєкти. Збагачує важливими даними інші науки фізику хімію проводить дослідження речовин у станах яких неможливо досягти на Землі.
61790. Країни, національності та мови 18.44 KB
  Today we’ll imagine we are going to travel to different countries. Just imagine because in your age you can’t travel without your parents, but on the English lesson we can do it.
61791. Travelling around Кiev (екскурсія по києву) 23.81 KB
  What is your name? How old are you? Where do you live? What street do you live in? How many lessons do you have today? What is your favorite subject? Do you like to go to school? Why?