73954

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

Лекция

География, геология и геодезия

Перенесение на местность проектных расстояний Построение проектного угла Вынесение на местность проектных отметок Построение линии с проектным углом I вопрос. Построение линии проектной длины А С обычной технической точностью когда относительные погрешности...

Русский

2014-12-23

1.29 MB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ 14.

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

  1.  Перенесение на местность проектных расстояний
  2.  Построение проектного угла
  3.  Вынесение на местность проектных отметок
  4.  Построение линии с проектным углом

I вопрос.

Перенесение на местность проектного расстояния.

(Построение линии проектной длины)

А) С обычной (технической) точностью, когда относительные погрешности 1:1000; 1:2000; 1:3000

Исходные данные:  - dпр (проектное);

   - мерный прибор, ленты мерные.

Решаемая задача – отложить на местности расстояние D, горизонтальное проложение d которого равно проектному dпр.

Для обеспечения требуемой точности отложения в проектное расстояние вводят поправки:

- за наклон местности

- температуру измерений

- компарирование мерного прибора

Условия расчёта поправок

Вид поправок

Относительные погрешности измерений

1:1000

1:2000

1:3000

, если:     v более -

                 h/d более -

3

1,5

1

1/50

1/80

1/100

, если (tиз-tком) более

не учитыв.

8

8

, если более

2 мм

2 мм

2 мм


ФОРМУЛЫ РАСЧЁТА ПОПРАВОК

За наклон

,

где

 

Поправка за наклон при отложении линии всегда вводится со знаком «плюс»

За температуру

– коэффициент мин.расширения материала мерного прибора.

tи ,tк – температуры мерного прибора при измерении и компарировании.

За компарирование

lдлина мерного прибора

lkпоправка за компарирование на длину мерного прибора


Схема работы и последовательность её выполнения

А) с обычной (технической точностью)

  •  отложить проектное расстояние d `пр( отрезок МС1)
  •  измерить отложенный отрезок в прямом и обратном направлении и найти его среднее значение dср;
  •  вычислить горизонтальное проложение d1 с учётом поправок:

  •  сравнить значение dгор и dпр и определить поправки к отложенному расстоянию:

  •  отложить поправку  от точки С1 и полученное положение точки С;
  •  отрезок МС будет соответствовать проектному расстоянию.

Б)   С повышенной точностью (1:10000 – 1:15000)

способом редуцирования.

Рекомендуемый порядок выноса (построения) длины линии:

  1.  Отложить длину линии один раз (в прямом направлении, (dпрям), без включения поправок в её длину.
  2.  Подготовить створ отложений линии для детального измерения:
    •  по створу линии разместить с помощью теодолита колышки с ровным верхним срезом и крестообразной насечкой торца колышка

на 2-3 м меньше длины мерного прибора

(17-18м для ленты длиной 20м)

  •  провести нивелирование торцов кольев и определить превышения концов отрезков
  1.  Провести измерения всей линии последовательно по отрезкам с помощью рулетки с мм делениями, натяжение рулетки контролировать по динамометру.
    •  каждый отрезок измеряют дважды со сдвигом полотна рулетки

  •  проводят контроль измерений отрезка

где разность замеров.

где m – С.К.П. измерения линии;

3 – утроение значения С.К.П.

– меньшее значение из .

  1.  Рассчитать значение поправок в измеренные отрезки:

  1.  Рассчитать измеренную длину отложенной линии:

  1.  Вычислить величину редукции:

  1.  Отложить на местности размер редукции отрезка.

Если:   (+) наружу отложнной линии

 (–) внутрь отложенной линии


II
вопрос.

Перенесение на местность горизонтального угла проектной величины.

Исходные данные:  - положение вершины угла;

   - направление одной из сторон;

   - теодолит, веха.

Требуется найти: положение другой стороны угла.

Схема построения проектного угла:

Последовательность работы:

  1.  Подготовить теодолит к работе над точкой А (с центрованием).
  2.  Установить на лимбе нулевой отсчёт.
  3.  Сориентировать теодолит по точке В нулевым отсчётом.
  4.  Закрепить круг и вращая алидаду установить величину проектного угла.
  5.  На полученном направлении визирной линии установить на необходимом расстоянии веху или шпильку (т.С1).
  6.  При другом положении ВК (установить) отложить проектный угол (т.С2)
  7.  Разделить расстояние С1С2 пополам и закрепить среднюю точку С. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.
  8.  Разность  

где t – точность отсчёта устройства.

Для повышения точности перенесения проектного угла

  1.  Отложить проектный угол – при одном положении круга ()
  2.  Измерить отложенный проектный угол при КП и КЛ способом повторений. Число повторений 3-4.
  3.  Рассчитать среднее значение измеренного угла

;   ,

где n – число повторений

  1.  Сравнить  с  и определить поправку .

  1.  По значению угловой поправки и расстоянию d от вершин угла до вехи определить величину линейного смещения СС1 направления по формуле ,

  1.  Величину поправки откладывают по перпендикуляру к направлению АС1 в сторону определяемого знаком

(–) – внутрь угла

   (+) – в противоположную сторону

  1.  Найденную точку С закрепляют на местности. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.


III
вопрос.

Перенесение на местность проектной отметки.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно (репер, марка);

- точка на которую нужно предносить проектную отметку;

- нивелир или теодолит;

Схема перенесения на местность проектной отметки

  1.  Установить нивелир между репером и колом, на который передают отметку.
  2.  Взять отсчёт по чёрной стороне рейки установленной на репере a и вычислить высоту горизонта прибора

  1.  Вычислить отсчёт, который должен быть прочитан по рейке установленной на колышке, чтобы отметка его верхнего среза равнялась Нпр

  1.  Забивают кол в землю добиваясь равенства прочитанного и вычисленного отсчётов (вытаскивать колышки до проектной отметки не разрешается)
  2.  Контроль переноса проводят повторным измерением с изменением высоты установки прибора ()


IV
вопрос.

Перенесение на местность линии с проектным уклоном.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно

   - направление по которому должна проходить линия с проектным уклоном;

   - нивелир (теодолит), мерная лента;

   - проектный уклон i `.

Найти положение линии с проектным уклоном iпр.

Схема построения линии с проектным уклоном.

  1.  Отложить на местности проектное расстояние и отметить колышком
    1.  Вычислить проектную отметку в точке В.

  1.  Установить нивелир между точками А и В.
    1.  Взять отсчёт по рейке в точке А и рассчитать отметку горизонта прибора.

  1.  Вычислить отсчёт по рейке, который должен соответствовать проектному положению торца колышка в точке В.

  1.  Вынести отметку точки В.
    1.  Линия соединяющая торцы колышков и будет линией с заданным уклоном.

При больших длинах линий с заданным уклоном в створе линии разбивают ряд промежуточных точек.


Схема разбивки по линии промежуточных точек.

  1.  Нивелир установить в точке А, чтобы один из подъёмных винтов подставки был расположен по линии АВ.
  2.  Измерить высоту прибора l
  3.  Вращая подъёмный винт установить средний горизонтальный штрих сетки нитей на отсчёт l равный l по рейке в точке В.
  4.  Последовательно перенося рейку на промежуточные точки (1,2) забивают колышки так, чтобы отсчёт по рейке в этих точках равнялся высоте прибора.

При больших уклонах вместо нивелира используют теодолит.

Построение линии со значительным уклоном.

  1.  Подготовить теодолит к работе в точке А, а так же:

- определить МО;

- измерить высоту установки теодолита iт и отметить его на рейке;

- отложить наклонное расстояние D до точки В.

  1.  Установить на ВК теодолите значение ٧пр
  2.  Рейку установить на колышек в т. В.
  3.  Колышек в точке В забивать до тех пор, пока отсчёт по рейке не станет равным высоте теодолита iт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66983. День народження школи 38 KB
  Ніколи біда не ввійде у ваш дім Здоровя і щастя вам зичімо всім Ведуча Дорогі колеги шановні гості сьогодні Ми зібралися у цій залі неспроста. Ведуча Наша школа невелика Але завжди гомінка Метушлива й проворна Завдяки дітлахам що сюди поспішають А сьогодні шановних гостей вітають Номер...
66984. Прийшла любов непрохана й неждана… Сценарій свята до Дня святого Валентина 56.5 KB
  Що таке кохання Це казка вичарована з життя й життя вчароване у казку. Цього дня навіть повітря сповнене коханням. А з чого власне усе розпочиналося Мудрець повідав істину людині: Кохання й миле серце річ одна як душі мудрі з розумом єдині отак і їх ніщо не роз’єдна.
66985. День Вчителя 56.5 KB
  На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
  Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
  Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
  Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.
66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...