73954

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

Лекция

География, геология и геодезия

Перенесение на местность проектных расстояний Построение проектного угла Вынесение на местность проектных отметок Построение линии с проектным углом I вопрос. Построение линии проектной длины А С обычной технической точностью когда относительные погрешности...

Русский

2014-12-23

1.29 MB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ 14.

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

  1.  Перенесение на местность проектных расстояний
  2.  Построение проектного угла
  3.  Вынесение на местность проектных отметок
  4.  Построение линии с проектным углом

I вопрос.

Перенесение на местность проектного расстояния.

(Построение линии проектной длины)

А) С обычной (технической) точностью, когда относительные погрешности 1:1000; 1:2000; 1:3000

Исходные данные:  - dпр (проектное);

   - мерный прибор, ленты мерные.

Решаемая задача – отложить на местности расстояние D, горизонтальное проложение d которого равно проектному dпр.

Для обеспечения требуемой точности отложения в проектное расстояние вводят поправки:

- за наклон местности

- температуру измерений

- компарирование мерного прибора

Условия расчёта поправок

Вид поправок

Относительные погрешности измерений

1:1000

1:2000

1:3000

, если:     v более -

                 h/d более -

3

1,5

1

1/50

1/80

1/100

, если (tиз-tком) более

не учитыв.

8

8

, если более

2 мм

2 мм

2 мм


ФОРМУЛЫ РАСЧЁТА ПОПРАВОК

За наклон

,

где

 

Поправка за наклон при отложении линии всегда вводится со знаком «плюс»

За температуру

– коэффициент мин.расширения материала мерного прибора.

tи ,tк – температуры мерного прибора при измерении и компарировании.

За компарирование

lдлина мерного прибора

lkпоправка за компарирование на длину мерного прибора


Схема работы и последовательность её выполнения

А) с обычной (технической точностью)

  •  отложить проектное расстояние d `пр( отрезок МС1)
  •  измерить отложенный отрезок в прямом и обратном направлении и найти его среднее значение dср;
  •  вычислить горизонтальное проложение d1 с учётом поправок:

  •  сравнить значение dгор и dпр и определить поправки к отложенному расстоянию:

  •  отложить поправку  от точки С1 и полученное положение точки С;
  •  отрезок МС будет соответствовать проектному расстоянию.

Б)   С повышенной точностью (1:10000 – 1:15000)

способом редуцирования.

Рекомендуемый порядок выноса (построения) длины линии:

  1.  Отложить длину линии один раз (в прямом направлении, (dпрям), без включения поправок в её длину.
  2.  Подготовить створ отложений линии для детального измерения:
    •  по створу линии разместить с помощью теодолита колышки с ровным верхним срезом и крестообразной насечкой торца колышка

на 2-3 м меньше длины мерного прибора

(17-18м для ленты длиной 20м)

  •  провести нивелирование торцов кольев и определить превышения концов отрезков
  1.  Провести измерения всей линии последовательно по отрезкам с помощью рулетки с мм делениями, натяжение рулетки контролировать по динамометру.
    •  каждый отрезок измеряют дважды со сдвигом полотна рулетки

  •  проводят контроль измерений отрезка

где разность замеров.

где m – С.К.П. измерения линии;

3 – утроение значения С.К.П.

– меньшее значение из .

  1.  Рассчитать значение поправок в измеренные отрезки:

  1.  Рассчитать измеренную длину отложенной линии:

  1.  Вычислить величину редукции:

  1.  Отложить на местности размер редукции отрезка.

Если:   (+) наружу отложнной линии

 (–) внутрь отложенной линии


II
вопрос.

Перенесение на местность горизонтального угла проектной величины.

Исходные данные:  - положение вершины угла;

   - направление одной из сторон;

   - теодолит, веха.

Требуется найти: положение другой стороны угла.

Схема построения проектного угла:

Последовательность работы:

  1.  Подготовить теодолит к работе над точкой А (с центрованием).
  2.  Установить на лимбе нулевой отсчёт.
  3.  Сориентировать теодолит по точке В нулевым отсчётом.
  4.  Закрепить круг и вращая алидаду установить величину проектного угла.
  5.  На полученном направлении визирной линии установить на необходимом расстоянии веху или шпильку (т.С1).
  6.  При другом положении ВК (установить) отложить проектный угол (т.С2)
  7.  Разделить расстояние С1С2 пополам и закрепить среднюю точку С. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.
  8.  Разность  

где t – точность отсчёта устройства.

Для повышения точности перенесения проектного угла

  1.  Отложить проектный угол – при одном положении круга ()
  2.  Измерить отложенный проектный угол при КП и КЛ способом повторений. Число повторений 3-4.
  3.  Рассчитать среднее значение измеренного угла

;   ,

где n – число повторений

  1.  Сравнить  с  и определить поправку .

  1.  По значению угловой поправки и расстоянию d от вершин угла до вехи определить величину линейного смещения СС1 направления по формуле ,

  1.  Величину поправки откладывают по перпендикуляру к направлению АС1 в сторону определяемого знаком

(–) – внутрь угла

   (+) – в противоположную сторону

  1.  Найденную точку С закрепляют на местности. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.


III
вопрос.

Перенесение на местность проектной отметки.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно (репер, марка);

- точка на которую нужно предносить проектную отметку;

- нивелир или теодолит;

Схема перенесения на местность проектной отметки

  1.  Установить нивелир между репером и колом, на который передают отметку.
  2.  Взять отсчёт по чёрной стороне рейки установленной на репере a и вычислить высоту горизонта прибора

  1.  Вычислить отсчёт, который должен быть прочитан по рейке установленной на колышке, чтобы отметка его верхнего среза равнялась Нпр

  1.  Забивают кол в землю добиваясь равенства прочитанного и вычисленного отсчётов (вытаскивать колышки до проектной отметки не разрешается)
  2.  Контроль переноса проводят повторным измерением с изменением высоты установки прибора ()


IV
вопрос.

Перенесение на местность линии с проектным уклоном.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно

   - направление по которому должна проходить линия с проектным уклоном;

   - нивелир (теодолит), мерная лента;

   - проектный уклон i `.

Найти положение линии с проектным уклоном iпр.

Схема построения линии с проектным уклоном.

  1.  Отложить на местности проектное расстояние и отметить колышком
    1.  Вычислить проектную отметку в точке В.

  1.  Установить нивелир между точками А и В.
    1.  Взять отсчёт по рейке в точке А и рассчитать отметку горизонта прибора.

  1.  Вычислить отсчёт по рейке, который должен соответствовать проектному положению торца колышка в точке В.

  1.  Вынести отметку точки В.
    1.  Линия соединяющая торцы колышков и будет линией с заданным уклоном.

При больших длинах линий с заданным уклоном в створе линии разбивают ряд промежуточных точек.


Схема разбивки по линии промежуточных точек.

  1.  Нивелир установить в точке А, чтобы один из подъёмных винтов подставки был расположен по линии АВ.
  2.  Измерить высоту прибора l
  3.  Вращая подъёмный винт установить средний горизонтальный штрих сетки нитей на отсчёт l равный l по рейке в точке В.
  4.  Последовательно перенося рейку на промежуточные точки (1,2) забивают колышки так, чтобы отсчёт по рейке в этих точках равнялся высоте прибора.

При больших уклонах вместо нивелира используют теодолит.

Построение линии со значительным уклоном.

  1.  Подготовить теодолит к работе в точке А, а так же:

- определить МО;

- измерить высоту установки теодолита iт и отметить его на рейке;

- отложить наклонное расстояние D до точки В.

  1.  Установить на ВК теодолите значение ٧пр
  2.  Рейку установить на колышек в т. В.
  3.  Колышек в точке В забивать до тех пор, пока отсчёт по рейке не станет равным высоте теодолита iт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64509. Бытие науки. Характеристика основных аспектов бытия науки 29 KB
  Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. В отличие от этого наука однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает...
64510. Принцип недискриминации в соглашениях ВТО 15.92 KB
  Основной принцип развития современной мжд. торговой системы – недискриминация. Он реализуется через РНБ – означает, что преимущества предоставленные товару из одной из договаривающихся сторон, должны распространяться на все аналогичные товары всех договаривающихся сторон.
64511. Структура и закономерности развития экономических отношений. Производительные силы структура, закономерности и формы развития 60 KB
  Экономические отношения объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства присвоения обмена и потребления благ в особенности продуктов труда. Экономика наука о рациональном поведении людей в процессе производства распределения потребления благ в мире...
64512. Расчеты испарения с поверхности реки Яны 1.03 MB
  Получить необходимые данные для расчёта испарения с реки Яна; рассмотреть основные методики расчета испарения и выбрать наиболее подходящую формулу для расчёта; произвести расчет испарения на конкретном примере.
64513. Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как среда деятельности, как социальный институт 41 KB
  Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Так весьма противоречивым логически несовместимым является диахронное историческое многообразие форм науки: Древняя восточная преднаука особенностями которой являлись непосредственная...
64514. Социальная психология как наука. Место социальной психологии в системе научного знания: взаимосвязь с философией, социологией, другими гуманитарными науками 33.5 KB
  Социология как система знаний не может развиваться и реализовывать свои функции не взаимодействуя с другими науками. То что социология занимает общее место среди общественных и гуманитарных наук не означает что она является философской наукой.
64515. Становление и развитие социальной психологии 30.5 KB
  Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой умом развит у философов сердце мужество у воинов и живот телесные вожделения у ремесленников.
64516. Основные идеи милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита 38 KB
  Первые в истории мысли научно-теоретического построения. Предсказал полное солнечное затмение в 585 г. до н.э, удачный урожай оливок. Первый понял, что затмение происходит из-за луны. Нилу мешают течь пассаты, дующие с моря.
64517. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПЕДИАТРИЯ 85.5 KB
  Это медицина периода роста формирования и развития человеческого организма который является наиболее ответственным в жизни человека. какие будут конечные результаты детства с какой степенью здоровья физических интеллектуальных возможностей...