73954

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

Лекция

География, геология и геодезия

Перенесение на местность проектных расстояний Построение проектного угла Вынесение на местность проектных отметок Построение линии с проектным углом I вопрос. Построение линии проектной длины А С обычной технической точностью когда относительные погрешности...

Русский

2014-12-23

1.29 MB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ 14.

ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

  1.  Перенесение на местность проектных расстояний
  2.  Построение проектного угла
  3.  Вынесение на местность проектных отметок
  4.  Построение линии с проектным углом

I вопрос.

Перенесение на местность проектного расстояния.

(Построение линии проектной длины)

А) С обычной (технической) точностью, когда относительные погрешности 1:1000; 1:2000; 1:3000

Исходные данные:  - dпр (проектное);

   - мерный прибор, ленты мерные.

Решаемая задача – отложить на местности расстояние D, горизонтальное проложение d которого равно проектному dпр.

Для обеспечения требуемой точности отложения в проектное расстояние вводят поправки:

- за наклон местности

- температуру измерений

- компарирование мерного прибора

Условия расчёта поправок

Вид поправок

Относительные погрешности измерений

1:1000

1:2000

1:3000

, если:     v более -

                 h/d более -

3

1,5

1

1/50

1/80

1/100

, если (tиз-tком) более

не учитыв.

8

8

, если более

2 мм

2 мм

2 мм


ФОРМУЛЫ РАСЧЁТА ПОПРАВОК

За наклон

,

где

 

Поправка за наклон при отложении линии всегда вводится со знаком «плюс»

За температуру

– коэффициент мин.расширения материала мерного прибора.

tи ,tк – температуры мерного прибора при измерении и компарировании.

За компарирование

lдлина мерного прибора

lkпоправка за компарирование на длину мерного прибора


Схема работы и последовательность её выполнения

А) с обычной (технической точностью)

  •  отложить проектное расстояние d `пр( отрезок МС1)
  •  измерить отложенный отрезок в прямом и обратном направлении и найти его среднее значение dср;
  •  вычислить горизонтальное проложение d1 с учётом поправок:

  •  сравнить значение dгор и dпр и определить поправки к отложенному расстоянию:

  •  отложить поправку  от точки С1 и полученное положение точки С;
  •  отрезок МС будет соответствовать проектному расстоянию.

Б)   С повышенной точностью (1:10000 – 1:15000)

способом редуцирования.

Рекомендуемый порядок выноса (построения) длины линии:

  1.  Отложить длину линии один раз (в прямом направлении, (dпрям), без включения поправок в её длину.
  2.  Подготовить створ отложений линии для детального измерения:
    •  по створу линии разместить с помощью теодолита колышки с ровным верхним срезом и крестообразной насечкой торца колышка

на 2-3 м меньше длины мерного прибора

(17-18м для ленты длиной 20м)

  •  провести нивелирование торцов кольев и определить превышения концов отрезков
  1.  Провести измерения всей линии последовательно по отрезкам с помощью рулетки с мм делениями, натяжение рулетки контролировать по динамометру.
    •  каждый отрезок измеряют дважды со сдвигом полотна рулетки

  •  проводят контроль измерений отрезка

где разность замеров.

где m – С.К.П. измерения линии;

3 – утроение значения С.К.П.

– меньшее значение из .

  1.  Рассчитать значение поправок в измеренные отрезки:

  1.  Рассчитать измеренную длину отложенной линии:

  1.  Вычислить величину редукции:

  1.  Отложить на местности размер редукции отрезка.

Если:   (+) наружу отложнной линии

 (–) внутрь отложенной линии


II
вопрос.

Перенесение на местность горизонтального угла проектной величины.

Исходные данные:  - положение вершины угла;

   - направление одной из сторон;

   - теодолит, веха.

Требуется найти: положение другой стороны угла.

Схема построения проектного угла:

Последовательность работы:

  1.  Подготовить теодолит к работе над точкой А (с центрованием).
  2.  Установить на лимбе нулевой отсчёт.
  3.  Сориентировать теодолит по точке В нулевым отсчётом.
  4.  Закрепить круг и вращая алидаду установить величину проектного угла.
  5.  На полученном направлении визирной линии установить на необходимом расстоянии веху или шпильку (т.С1).
  6.  При другом положении ВК (установить) отложить проектный угол (т.С2)
  7.  Разделить расстояние С1С2 пополам и закрепить среднюю точку С. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.
  8.  Разность  

где t – точность отсчёта устройства.

Для повышения точности перенесения проектного угла

  1.  Отложить проектный угол – при одном положении круга ()
  2.  Измерить отложенный проектный угол при КП и КЛ способом повторений. Число повторений 3-4.
  3.  Рассчитать среднее значение измеренного угла

;   ,

где n – число повторений

  1.  Сравнить  с  и определить поправку .

  1.  По значению угловой поправки и расстоянию d от вершин угла до вехи определить величину линейного смещения СС1 направления по формуле ,

  1.  Величину поправки откладывают по перпендикуляру к направлению АС1 в сторону определяемого знаком

(–) – внутрь угла

   (+) – в противоположную сторону

  1.  Найденную точку С закрепляют на местности. Направление АС принимают за искомую сторону проектного угла.


III
вопрос.

Перенесение на местность проектной отметки.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно (репер, марка);

- точка на которую нужно предносить проектную отметку;

- нивелир или теодолит;

Схема перенесения на местность проектной отметки

  1.  Установить нивелир между репером и колом, на который передают отметку.
  2.  Взять отсчёт по чёрной стороне рейки установленной на репере a и вычислить высоту горизонта прибора

  1.  Вычислить отсчёт, который должен быть прочитан по рейке установленной на колышке, чтобы отметка его верхнего среза равнялась Нпр

  1.  Забивают кол в землю добиваясь равенства прочитанного и вычисленного отсчётов (вытаскивать колышки до проектной отметки не разрешается)
  2.  Контроль переноса проводят повторным измерением с изменением высоты установки прибора ()


IV
вопрос.

Перенесение на местность линии с проектным уклоном.

Исходные данные:  - точка высотное положение которой известно

   - направление по которому должна проходить линия с проектным уклоном;

   - нивелир (теодолит), мерная лента;

   - проектный уклон i `.

Найти положение линии с проектным уклоном iпр.

Схема построения линии с проектным уклоном.

  1.  Отложить на местности проектное расстояние и отметить колышком
    1.  Вычислить проектную отметку в точке В.

  1.  Установить нивелир между точками А и В.
    1.  Взять отсчёт по рейке в точке А и рассчитать отметку горизонта прибора.

  1.  Вычислить отсчёт по рейке, который должен соответствовать проектному положению торца колышка в точке В.

  1.  Вынести отметку точки В.
    1.  Линия соединяющая торцы колышков и будет линией с заданным уклоном.

При больших длинах линий с заданным уклоном в створе линии разбивают ряд промежуточных точек.


Схема разбивки по линии промежуточных точек.

  1.  Нивелир установить в точке А, чтобы один из подъёмных винтов подставки был расположен по линии АВ.
  2.  Измерить высоту прибора l
  3.  Вращая подъёмный винт установить средний горизонтальный штрих сетки нитей на отсчёт l равный l по рейке в точке В.
  4.  Последовательно перенося рейку на промежуточные точки (1,2) забивают колышки так, чтобы отсчёт по рейке в этих точках равнялся высоте прибора.

При больших уклонах вместо нивелира используют теодолит.

Построение линии со значительным уклоном.

  1.  Подготовить теодолит к работе в точке А, а так же:

- определить МО;

- измерить высоту установки теодолита iт и отметить его на рейке;

- отложить наклонное расстояние D до точки В.

  1.  Установить на ВК теодолите значение ٧пр
  2.  Рейку установить на колышек в т. В.
  3.  Колышек в точке В забивать до тех пор, пока отсчёт по рейке не станет равным высоте теодолита iт.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11232. THE ETHICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE BIBLE: SINS AND STRUGGLE WITH THEM AS DESCRIBED IN THE BIBLE 24 KB
  THE ETHICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE BIBLE: SINS AND STRUGGLE WITH THEM AS DESCRIBED IN THE BIBLE. To start with I should say that there are some sins called deadly sins because they are especially ruinous for one’s soul. They are pride covetousness lust envy gluttony anger sloth other sins are idle talk filthy language slander bribery sponging murder magic and witchcraft adultery fornication violation incest and cruelty. All of them are originated from the 7 ...
11233. TALK ABOUT THE MAIN IDEAS AND CHARACTERS OF THE BOOK YOU’VE READ AND DISCUSSED IN CLASS 24.5 KB
  TALK ABOUT THE MAIN IDEAS AND CHARACTERS OF THE BOOK YOU’VE READ AND DISCUSSED IN CLASS. Oscar Wilde was an Irish playwright poet and author of numerous stories and one novel. Known for his biting wit he became one of the most successful playwrights of the late Victorian era in London and one of the greatest celebrities of his day. Wilde suffered a dramatic downfall and was imprisoned for two years; after Wilde was released from prison he set sail for Dieppe by the night ferry. He nev...
11234. TALK ABOUT UNFORTUNATE EXPERIENCEOF A HOLIDAY ARRANGED THOUGH A TRAVEL AGENCY 24.5 KB
  TALK ABOUT UNFORTUNATE EXPERIENCEOF A HOLIDAY ARRANGED THOUGH A TRAVEL AGENCY. First of all I’d like to say that traveling is necessary for all of us as it’s a kind of relaxation and a good opportunity to relax your body renew your energy and refresh your spirits. Many people adore visiting beautiful places and look forward to going on holiday just to escape daily grind of work and daytoday pressures and get away from their usual sources of stress. Sometimes you need a change and...
11235. GIVE A COMPARATIVE DESCRIPTION OF SOME ANCIENT ENGLISH TOWNS 26 KB
  GIVE A COMPARATIVE DESCRIPTION OF SOME ANCIENT ENGLISH TOWNS. To start with I should say that Britain is a fabulous country a country of startling beauty and diversity it’s really worth exploring visiting and living in. It’s packed with exiting places to go and interesting place to discover. Everyone who comes to England is fascinated by its magnificent picturesque breathtaking and inviting towns where past and present exist side by side. Some of the ancient towns in England are Sa...
11236. Describe a journey that went wrong for some reason 24 KB
  Describe a journey that went wrong for some reason First of all I’d like to say that travelling is necessary for all of us as it’s a kind of relaxation and a good opportunity to relax your body renew your mind and refresh the spirit. Many people are keen on travelling and they look forward to going on a holiday just to escape a daily grind of work daytoday pressures and get away from usual sources of stress. But journey is not always a fun. Sometimes it can even t...
11237. Talk about a short trip to Edinburgh and what you can see there 24 KB
  Talk about a short trip to Edinburgh and what you can see there. Traveling is necessary for all of us as it is a kind of relaxation and a good opportunity to relax your body broadens our mind as well. Many people like visiting beautiful places and look forward to going on a holiday just to escape from their daily routine even if their trip will be very short. There are many fascinating cities all over the world. And Edinburgh is one of them. A coach tour of this city will ta...
11238. Предприятие - основное звено экономики 77 KB
  1 Предприятие – основное звено экономики 1.1 Предприятие – основное звено экономики. Предприятие в рыночной среде. 1.2 Классификация предприятий. 1.3 Организационноправовые формы предприятий. 1.4 Производственная структура. 1.1 Предприятие – основное звено экономи...
11240. Планирование производства и реализации продукции на предприятиях 72.5 KB
  2. Планирование производства и реализации продукции на предприятиях 2.1 Планирование производства продукции на предприятии 2.2 Обоснование плана производства по расчётам плановой мощности 2.3 Виды производственных мощностей порядок их расчета и пути улучшения испо