73961

Поверки и юстировки теодолита

Лекция

Физика

Каждый теодолит должен отвечать определенным оптико-механическим и геометрическим условиям, вытекающим из схемы измерения горизонтальных и вертикальных углов.

Русский

2014-12-23

1.05 MB

6 чел.

Лекция 6

Поверки и юстировки теодолита:

  1.  Приемочные поверки теодолита;
  2.  Полевые поверки и юстировки теодолита

Каждый теодолит должен отвечать определенным оптико-механическим и геометрическим условиям, вытекающим из схемы измерения горизонтальных и вертикальных углов.

Соблюдение этих условий периодически проверяют в ходе:

-приемочных поверок

-полевых поверок

  1.  Приемочные поверки теодолита

Приемочные поверки производятся при получении прибора.

При приемке прибора необходимо вначале проверить:

  •  комплектность теодолита;
  •  прибор не должен иметь механических повреждений;

кроме того приемочные поверки включают:

  1.  Поверка устойчивости теодолита на штативе;
  2.  Поверка шкалового микроскопа;
  3.  Изображение в поле зрительной трубы должно быть четким;
  4.  Поверка плавности хода.

  1.  Поверка устойчивости теодолита на штативе

  •  Выполнить наводку на точку;
  •  Приложить крутящее усилие в горизонтальной плоскости к головке штатива;
  •  снять усилия и проверить есть ли смещения сетки нитей
  •  при наличии смещений затянуть винты головки и ножек штатива.

  1.  
    Поверка шкалового микроскопа

разность размеров шкалы микроскопа и одного градусного деления круга - рен шкала микроскопа, r≤0,25 деления шкалы.

  1.  Изображение в поле зрительной трубы должно быть четким

  •  очертания геометрических фигур должно быть чётким;
  •  изображение не окрашено в радужные тона

  1.  Ход винтов:
  •  зажимных;
  •  наводящих;
  •  подъемных;
  •  фокусирующих;
  •  исправительных


  1.  Полевые поверки и юстировки теодолита

Поверками называют действия, имеющие целью установить соблюдение предъявляемых к конструкции прибора геометрических условий.

Поверки позволяют удостовериться в правильном расположении осей теодолита.

I-I  – вертикальная ось прибора

II-II  – ось цилиндрического уровня алидады ГК

III-III  – горизонтальная ось вращения зрительной трубы

IV-VI – визирная ось зрительной трубы

Юстировка (регулировка) прибора – обеспечение выполнения нарушенных условий.

Поверки производят в следующей последовательности

ОСНОВНЫЕ

  1.  Поверка цилиндрического уровня
  2.  Поверка сетки нитей
  3.  Поверка положения коллимационной плоскости
  4.  Поверка положения горизонтальной оси теодолита
  5.  Поверка места нуля
  6.  Визирная ось оптического визира должна быть параллельна визирной оси трубы
  7.  Поверка коэффициента дальномера


1-я поверка

Ось цилиндрического уровня при горизонтальном круге должна быть перпендикулярна к оси вращения прибора

Ось цилиндрического уровня – касательная к внутренней поверхности ампулы цилиндрического уровня, когда пузырек уровня на середине.

Ось вращения прибора – отвесная линия проходящая через центр горизонтального круга

Предположим, что ось уровня не перпендикулярна оси вращения прибора

а) И при выведении пузырька уровня на середину ось уровня составит с осью вращения углы 90º - α и 90º+ α

б) после поворота алидады на 180º ось уровня займет наклонное положение  u1  u2

И составят с осью вращения прибора уже углы 90º+ α  и 90º- α

в) Угол u o u1 между вторым и первым положением оси уровня равен: u о u1= (90º+ α)-(90º- α)=2α

г) поэтому чтобы ось уровня была перпендикулярна к оси вращения прибора необходимо наклонить ее на угол равный α или придать ей положение биссектрисы угла u о u1 (пунктиром)

Порядок выполнения поверки:

  1.  Установить теодолит на штатив
  2.  Установить цилиндрический уровень по направлению двух подъемных винтов

  1.  Вывести пузырек уровня на середину
  2.  Повернуть алидаду на 180º и оценить положение уровня

если Уход < 1 дел. уровня, то исправлять на

если Уход > 1 дел. уровня, провести исправление:

½ - исправляется винтом уровня

½ - подъёмными винтами

  1.  Выполнить контрольную поверку уровня

Перед выполнением других поверок вертикальная ось прибора приводят в отвесное положение (горизонтирование) путем поворота алидады на 90º  и выведением уровня на середину третьим подъемным винтом.

  1.  В случае невыполнения условия (п.4) уровень нуждается в замене.

2-я поверка

Вертикальная нить сетки зрительной трубы должна быть перпендикулярна горизонтальной оси вращения прибора

Выполнение поверки:

-на расстоянии 5-7 м от теодолита закрепить отвес

-навести вертикальную нить сетки на отвес

- оценить совпадение нити отвеса и вертикальной нити сетки зрительной трубы. Вертикальная нить должна совпадать с нитью отвеса.

При несовпадении:

- снять окулярный колпачок (свинтить);

- свинтить четыре крепежных винта;

-повернуть сетку до её совпадения с нитью отвеса;

-закрепить винты.

Повторная поверка положения сетки нитей

- завинтить колпачок

3-я поверка

3. Визирная ось трубы должна быть перпендикулярна горизонтальной оси вращения трубы

последовательность работы:

-провести визирование на точку при КЛ и снять отсчет О кл

(Удаление точки не менее 50м на высоте прибора. Наклон визирной оси не более 2 º)

-провести визирование на точку при КП и снять отсчет О кп

При отсутствии коллимационной погрешности

 О кл – О кп = ±180º

При наличии коллимационной погрешности

О кл – О кп =± 180º + 2С

С – коллимационная погрешность.

С= ( Окл - (Окп ± 180 º))/2

допуск С ≤  2mо  ≤  2 ∙0.5´ ≤   ±1´

mо- точность снятия отсчета

пример:

С= (208 º24´ – (28 º18´ + 180º))/2 =0º 03´

Юстировка погрешности

-свинтить защитный колпачок с окулярной части;

-провести визирование на точку при любой ориентировке лимба при КЛ и КП и снять отсчеты О кл, О кп;

-вычислить исправленные отсчеты;

-установить один из вычисленных отсчетов на лимбе ГК; (изображение точки сместиться от вертикальной нити сетки);

- ослабить вертикально расположенные юстировочные винты сетки нитей и вращением боковой юстировкой винтов сместить сетку до совпадения вертикальной нити сетки с точкой;

-закрепить юстировочные винты и навинтить защитный колпачок.


4-я поверка

4. Горизонтальная ось вращения трубы должна быть перпендикулярна вертикальной оси вращения прибора.

Последовательность поверки:

- провести визирование на точку А (т. А на стене здания, угол наклона ۷>30 º в d);

- опустить трубу до горизонтального положения и отметить проекцию точка а1;

- провести аналогичное визирование и проектирование при другом положении  круга (точка а2);

- оценить размер отрезка а12, а12 ≤ ширине биссектора;

Исправление проводят в оптико-механической мастерской


5-я поверка

5. Поверка места нуля

Место нуля МО вертикального круга должно быть равно 0º  либо близким к 0º

последовательность поверки:

- несколько раз определяют МО по нескольким точкам визирования при двух положениях зрительной трубы

, и убеждаемся в его постоянстве

- если МОср ≤ 2t  , то оно не осложняет вычислений угла наклона и его можно не изменять

- если МО ≥  2t то необходимо его привести к нулю либо сделать близким к нулю

Юстировка - определяют МО по выбранной точке

- вычислят свободное от МО значение угла наклона

КЛ испр= ۷ + МО          или      КП испр=  ۷ МО и устанавливают его на ВК, при этом горизонтальный штрих сетки нитей сместиться с визирной точки.

- действуя вертикальными юстировочными винтами совмещают горизонтальный штрих с визирной точкой;

- контрольная поверка МО

- контрольная поверка коллимационной погрешности

6-я поверка

6. Визирная ось оптического визира должна быть параллельна визирной оси зрительной трубы

  1.  Навести оптический визир на веху
  2.  Оценить положение сетки нитей и вехи
  3.  Если изображение вехи смещено более чем ¼ поля зрения, по положению визира исправить винтами крепления

Зрительная труба


7-я поверка

7. Определение коэффициента дальномера

Схема поверки и рабочие формулы:

; ; … … … ;

Последовательность поверки:

  1.  Установить теодолит и подготовить его к работе;
  2.  Выставить рейки на 20-40м (d1=20м, d2=40м);
  3.  Провести измерение дальномерных интервалов;
  4.  Вычислить коэффициент дальномера K.

Измерение магнитных азимутов выполняют:

-при составлении абрисов измерений;

-при определении исходных направлений при проложении замкнутого теодолитного хода в местной (условной) системе координат.

Последовательность работы:

  1.  Закрепить ориентир-буссоль на приборе
  2.  Установить на ГК нулевой отсчет и зафиксировать его зажимным винтом алидады
  3.  Освободить зажимной винт ГК и магнитной стрелки буссоль
  4.  Вращая теодолит вокруг вертикальной оси добьётся положения когда концы магнитной стрелки совпадают с указателями направления магнитного меридиана

-зафиксировать положение ГК. 0°00'

5. Открепить зажимной винт алидады и навести зрительную трубу на точку наведения. Отсчет по ГК даст значение Аm

6.  Снять последовательно три-четыре отсчета  Аm и определить его среднее значение:

7. Чувствительность магнитной стрелки 3-4 колебания и устойчивое положение.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17

EMBED AutoCAD.Drawing.17  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39805. Використання творів образотворчого мистецтва на уроках малювання і ліплення в початковій школі 22 KB
  Жодного уроку з образотворчої діяльності не повинно бути без аналізу творів образотворчого мистецтва. Програма пропонує використовувати репродукції фотографії таких видів образотворчого мистецтва: живопис графіка скульптура архітектура декоративнеприкладне мистецтво. Інколи для порівняння аналізів творів образотворчого мистецтва можна ввести в заключну частину при аналізі дитячих робіт щоб діти самі аналізуючи свою роботу могли знайти недоліки у своїх роботах.
39806. Вплив підготовки дітей на якість виконання робіт з образотворчого мистецтва 21 KB
  Одним із факторів підготовки є: спостереження предметів із навколишнього світу. виконання багаточисленнних ескізів і начерків предметів з ескізних блокнотах. виконання різноманітних вправ по техніці зображення предметів по утворенню кольорів та по використанню перспективи. навчання дітей послідовності зображення предметів використання педагогічного малюнка використання зразка вчителя ґрунтовна розповідь про даний предмет і сюжет індивідуальна робота з дітьми виконання окремих копій.
39807. Педмалюнок і його роль у формуванні практичних навичок у молодших школярів 21.5 KB
  При повторному зображенні використовується частковий показ різноманітні прийоми нагадування виконання малюнка словесне нагадування малювання в повітрі малювання на своєму аркуші на столі у дитини малювання на додатковому аркуші для проб малювання на аркуші дитини. Зразок і педмалюнок є основою для малювання і впливає на якість малюнка.
39808. МЕТОДИ ЗА ВИДАМИ ДІЯЛЬНОСТІ, ДАТИ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПРОБЛЕМНОМУ І ДОСЛІДНИЦЬКОМУ МЕТОДУ ТРУДОВОГО НАВЧАННЯ 75 KB
  Під методами трудового навчання розуміють способи спільної роботи учителя і учнів. Методи трудового навчання – це способи взаємозв’язаної і взаємозумовленої діяльності учителя та учнів під час якої учні під керівництвом учителя набувають теоретичних знань про працю людей матеріали та інструменти про планування технологічного процесу виготовлення виробів а також умінь і навичок з обробки матеріалів відповідними інструментами та виготовленням виробів. Технічні прийоми – потребують різноманітного обладнання матеріалів пристроїв технічних...
39809. Уравнение динамики АСР 301.5 KB
  Уравнение динамики АСР. АСР в установившемся режиме или статическом режиме работе при появлении внешнего возмущающего воздействия или регулирующего воздействия переходит в динамический режим работы который заканчивается новым установившимся режимом или прежним. ibi – постоянные коэффициенты определяющие АСР и ОУ. Динамический режим работы АСР.
39810. Типовые динамические звенья 414.5 KB
  Элемент описываемый дифференциальными уравнениями не выше второго порядка – типовое динамическое звено. Усилительное безинерционное звено. Интегрирующее звено. Инерционное звено первого порядка апериодическое.
39811. Типовые законы управления и регуляторы 302 KB
  Регулятором является устройство анализирующее состояние объекта управления и вырабатывающее управляющее воздействие. В зависимости от поставленных задач и объекта управления выбирается структура и параметры регулятора. Законом управления регулирования называется описывающее регулятор дифференциальное уравнение.
39812. Устойчивость АСР 81 KB
  ПП зависит как от свойств системы так и от вида возмущающего воздействия. Устойчивость системы это ее способность переходить из исходного равновесного состояния в другое равновесное состояние после приложения внешнего воздействия и возвращаться к исходному состоянию равновесия после снятия этого воздействия. Если САР является линейной или линеаризованной то под влиянием воздействия xt изменение переменной yt во времени является решением дифференциального уравнения: Если в некоторый момент времени t1 воздействие xt с системы снять и...
39813. Анализ качества АСР 433.5 KB
  Анализ качества АСР. Системы построенные только по условиям физической реализации как правило не удовлетворяют показателям качества а реализация переходного процесса близко к идеальному связано с большими энергозатратами. Наиболее тяжёлым для АСР является единичный сигнал поэтому если АСР удовлетворяет заданным показателям качества при ступенчатом воздействии то она будет вести себя не хуже при остальных воздействиях. Методы оценки качества переходного процесса АСР.