73999

Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Доклад

История и СИД

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военномобилизационный лад. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными...

Русский

2014-12-23

17.77 KB

0 чел.

66. Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

Громадную роль в достижении успеха сыграла и деятельность советского тыла. Люди очень быстро поняли, что нападение на их страну грозит не только сталинскому режиму, но и полным уничтожением России. Именно поэтому для общего успеха были брошены все имеющиеся силы, причем делалось это вполне искренне и осознанно, а не как обычно под принуждением. Это общее настроение сблизило советский народ. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военно-мобилизационный лад. Это позволило сравнительно организованно провести эвакуацию производственных мощностей и населения из прифронтовых районов и наладить производство необходимого военного снаряжения. Уже к концу 1942 г. военная промышленность СССР оказалась в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта в вооружении и боеприпасах, обеспечив сначала равенство, а затем и превосходство Советской Армии над противником в технической оснащенности. Такие лозунги как: «Все для фронта, все для победы!», «В тылу как на фронте» - стали не просто декларативными. Самоотверженный труд людей очень скоро дал свои результаты. Если к ноябрю 41г. выпуск промышленной продукции сократился в 2,1 раза, то уже в декабре падение прекратилось, а в марте 42г. начался его рост. Кроме того, весьма важна была и реализация плана эвакуации – подобных примеров до этого мировая история не знала. Лишь с июля по ноябрь 1941г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 промышленных предприятий и более 10 млн. человек. Сложнее обстояло дело в сельском хозяйстве, однако и оно, хотя и ценой сокращения внутреннего потребления, добилось необходимого уровня снабжения армии продовольствием, а промышленности сырьем. К осени 1941г. немцы захватили огромную территорию, которая давала 38% довоенного производства зерна и 84% сахара. Основной производственной базой стали Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия. Чтобы решить проблему снабжения продовольствием городов была введена карточная система. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств, для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными потребностями.

По мере продвижения немецкой армии на Восток разворачивалось и всенародное сопротивление оккупационным властям. Не помогал сломать его и немецкий кровавый террор. Постепенно стали возникать партизанские отряды и подпольные группы сопротивления. Их организаторами, как правило, были партийные работники, оставленные в немецком тылу специально для этой задачи. Уже к концу 1941г. на всех оккупированных немцами территориях действовало 3500 партизанских отрядов и групп, подпольных групп и организаций сопротивления. Для организации их деятельности в мае 1942г. был создан Центральный Штаб партизанского движения. Своими усилиями партизаны сковали значительные силы врага. С середины 1942г. для борьбы с партизанами отвлекалось до 10% немецких войск. Партизаны совершали внезапные налеты на небольшие гарнизоны, диверсии, устраивали засады и т.д. Эффективна была и «рельсовая война» - более 1500 диверсий. Разнообразные формы сопротивления использовали и подпольные организации: диверсии на заводах и в мастерских, портили оборудование, передавали немецкие планы советскому командованию. Это сопротивление нанесло противнику существенный материальный и моральный ущерб. Партизаны наводили ужас на немецких солдат. Наиболее известными партизанами были Бегма, Вершигора, Ковпак, Машеров, Медведев, Орловский, Федоров и др. Наиболее известные подпольщики: Громов, Тюленин, Туркенич, Кошевой.

Сотрудничество граждан СССР с оккупантами развивалось в различных формах: военной, политической, хозяйственной, административной. Причины, толкнувшие их на этот шаг, имели сложный и неоднозначный характер, были порождены разными обстоятельствами бытового, психологического и мировоззренческого порядка. Бесспорно, что среди этих людей имелась значительная прослойка антисоветски настроенных граждан, которые добросовестно и преданно служили оккупантам. Жесткий тоталитарный сталинский режим, коллективизация, сталинские репрессии, утрата национальной независимости прибалтийскими государствами привели к тому, что многие воспринимали немецких оккупантов как освободителей. Среди исследователей этой проблемы нет единого мнения относительно численности советских граждан, поступивших на службу врагу. По данным генерала армии М. А. Гареева, в различных охранных, карательных частях, в РОА и других националистических формированиях находилось около 200 тыс. человек.

Русская освободительная армия, РОА — исторически сложившееся название вооружённых сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР), воевавших на стороне Третьего рейха против СССР, а также совокупность большинства русских антисоветских частей и подразделений из русских коллаборационистов в составе Вермахта в 1943—1944 гг., преимущественно использовавшихся на уровне отдельных батальонов и рот, и сформированных различными немецкими военными структурами (штабом Войск СС и т. п.) во время Великой Отечественной войны. Армия формировалась в основном, из советских военнопленных или из числа эмигрантов. Неофициально Русскую освободительную армию и её членов называли «власовцами», по фамилии их руководителя, генерал-лейтенанта Андрея Власова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52017. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 124.5 KB
  Слайд 3 1 учень. 2 учень Особливе значення для мене має образ лампи з абажуром зеленого кольору. 1 учень. 2 учень слайд 4 Київ займав особливе місце в житті та творчості письменника.
52018. Павуки. Особливості будови та життєдіяльності 73.5 KB
  Особливості будови та життєдіяльності слайд 3 Визначення мети та завдань уроку Мету та завдання визначаємо разом з дітьми: слайд 4 Ознайомитися з особливостями будови представників класу Павукоподібні; Дати загальну характеристику класу Павукоподібні; Визначити місце павукоподібних у системі органічного світу; Ознайомитися з властивостями павутини та способами полювання павуків. Завдання уроку: слайд 5 Простежити ускладнення будови павукоподібних у порівнянні з ракоподібними; Зясувати значення павутини в житті...
52019. Утворення Єгипетської держави 81.5 KB
  Ознайомити учнів з особливостями виникнення перших держав у Єгипті, з утворенням єдиної держави та з культом фараона. Розвивати уміння учнів працювати з історичною картою, текстом підручника, аналізувати схеми та малюнки, робити висновки.
52020. Reisen wir 32.5 KB
  Fssen wir einnder n den Händen. Für heute sind wir eine Mnnschft sgen wir Drei vier und zur rbeit â Ich wünsche euch viel Erfolg während der Stunde. Wir beginnen mit der Bestimmung eurer Lune. Motivtion Ds Them der heutigen Stunde ist Reisen wirâ Die Ziele sind : Den Sitz im Flugzeug wechseln können Denn Sätze trinieren Sehenswürdigkeiten Berlins nennen können rtikel in kkustiv trinieren.
52021. Правила гостинності 109.5 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань. Хід уроку: I. Повідомлення теми і мети уроку. Отже ми з вами вивчили як потрібно вести себе в гостях а тема нашого сьогоднішнього уроку Правила гостинності.
52022. Я в серці маю те, що не вмирає. (слідами Лесі Українки на Хмельниччині) 4.78 MB
  Я в серці маю те що не вмирає слідами Лесі Українки на Хмельниччині Мета. Ознайомити учнів із досі мало відомими сторінками із життя Лесі Українки зокрема перебуванням її у нашому краї. Але сьогодні ми з вами відкриємо для себе досі не всіма знану і досконало вивчену сторінку історії як нашого краю так і біографії Лесі Українки а саме: перебування відомої поетеси на Хмельниччині її звязок з подільським краєм. Адже ми бажаємо глибше знати культурні і літературні традиції Хмельниччини а також життя відомої...