73999

Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

Доклад

История и СИД

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военномобилизационный лад. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными...

Русский

2014-12-23

17.77 KB

0 чел.

66. Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

Громадную роль в достижении успеха сыграла и деятельность советского тыла. Люди очень быстро поняли, что нападение на их страну грозит не только сталинскому режиму, но и полным уничтожением России. Именно поэтому для общего успеха были брошены все имеющиеся силы, причем делалось это вполне искренне и осознанно, а не как обычно под принуждением. Это общее настроение сблизило советский народ. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военно-мобилизационный лад. Это позволило сравнительно организованно провести эвакуацию производственных мощностей и населения из прифронтовых районов и наладить производство необходимого военного снаряжения. Уже к концу 1942 г. военная промышленность СССР оказалась в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта в вооружении и боеприпасах, обеспечив сначала равенство, а затем и превосходство Советской Армии над противником в технической оснащенности. Такие лозунги как: «Все для фронта, все для победы!», «В тылу как на фронте» - стали не просто декларативными. Самоотверженный труд людей очень скоро дал свои результаты. Если к ноябрю 41г. выпуск промышленной продукции сократился в 2,1 раза, то уже в декабре падение прекратилось, а в марте 42г. начался его рост. Кроме того, весьма важна была и реализация плана эвакуации – подобных примеров до этого мировая история не знала. Лишь с июля по ноябрь 1941г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 промышленных предприятий и более 10 млн. человек. Сложнее обстояло дело в сельском хозяйстве, однако и оно, хотя и ценой сокращения внутреннего потребления, добилось необходимого уровня снабжения армии продовольствием, а промышленности сырьем. К осени 1941г. немцы захватили огромную территорию, которая давала 38% довоенного производства зерна и 84% сахара. Основной производственной базой стали Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия. Чтобы решить проблему снабжения продовольствием городов была введена карточная система. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств, для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными потребностями.

По мере продвижения немецкой армии на Восток разворачивалось и всенародное сопротивление оккупационным властям. Не помогал сломать его и немецкий кровавый террор. Постепенно стали возникать партизанские отряды и подпольные группы сопротивления. Их организаторами, как правило, были партийные работники, оставленные в немецком тылу специально для этой задачи. Уже к концу 1941г. на всех оккупированных немцами территориях действовало 3500 партизанских отрядов и групп, подпольных групп и организаций сопротивления. Для организации их деятельности в мае 1942г. был создан Центральный Штаб партизанского движения. Своими усилиями партизаны сковали значительные силы врага. С середины 1942г. для борьбы с партизанами отвлекалось до 10% немецких войск. Партизаны совершали внезапные налеты на небольшие гарнизоны, диверсии, устраивали засады и т.д. Эффективна была и «рельсовая война» - более 1500 диверсий. Разнообразные формы сопротивления использовали и подпольные организации: диверсии на заводах и в мастерских, портили оборудование, передавали немецкие планы советскому командованию. Это сопротивление нанесло противнику существенный материальный и моральный ущерб. Партизаны наводили ужас на немецких солдат. Наиболее известными партизанами были Бегма, Вершигора, Ковпак, Машеров, Медведев, Орловский, Федоров и др. Наиболее известные подпольщики: Громов, Тюленин, Туркенич, Кошевой.

Сотрудничество граждан СССР с оккупантами развивалось в различных формах: военной, политической, хозяйственной, административной. Причины, толкнувшие их на этот шаг, имели сложный и неоднозначный характер, были порождены разными обстоятельствами бытового, психологического и мировоззренческого порядка. Бесспорно, что среди этих людей имелась значительная прослойка антисоветски настроенных граждан, которые добросовестно и преданно служили оккупантам. Жесткий тоталитарный сталинский режим, коллективизация, сталинские репрессии, утрата национальной независимости прибалтийскими государствами привели к тому, что многие воспринимали немецких оккупантов как освободителей. Среди исследователей этой проблемы нет единого мнения относительно численности советских граждан, поступивших на службу врагу. По данным генерала армии М. А. Гареева, в различных охранных, карательных частях, в РОА и других националистических формированиях находилось около 200 тыс. человек.

Русская освободительная армия, РОА — исторически сложившееся название вооружённых сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР), воевавших на стороне Третьего рейха против СССР, а также совокупность большинства русских антисоветских частей и подразделений из русских коллаборационистов в составе Вермахта в 1943—1944 гг., преимущественно использовавшихся на уровне отдельных батальонов и рот, и сформированных различными немецкими военными структурами (штабом Войск СС и т. п.) во время Великой Отечественной войны. Армия формировалась в основном, из советских военнопленных или из числа эмигрантов. Неофициально Русскую освободительную армию и её членов называли «власовцами», по фамилии их руководителя, генерал-лейтенанта Андрея Власова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2250. Проектирование понизительной подстанции электроснабжения электрифицированной железной дороги. 1.13 MB
  Распределительное устройство 110 кВ промежуточной транзитной подстанции. Составление расчетной схемы и схемы замещения. Расчёт токов короткого замыкания. Выбор основного оборудования и токоведущих элементов подстанции. Выбор устройств защиты от перенапряжения.
2251. Сервисный центр по ремонту и обслуживанию офисной техники с использованием средств Microsoft Access 991.23 KB
  Описание бизнес-процесса при помощи методологии структурного анализа и проектирования (SADT). Создание форм с помощью конструктора. Структура таблицы и типы данных.
2252. Мероприятие: В стране невыученных уроков 19.84 KB
  Внеклассное мероприятие посвященное ко дню учителя, отображающее учеников которые не хотят учить уроки.
2253. Экономическая теория прав собственности 16.42 KB
  Современная экономическая теория получила развитие направление называемое неоинституционализм. Одним из важнейших направлений этого подхода является экономическая теория прав собственности. У истоков стоял такой известнейший экономист Рональд Коуз.
2254. Экономическое право 17.74 KB
  Право собственности на природные ресурсы. Право природного пользования. Правовые формы использования природных ресурсов.
2255. Строительная механика. Специальный курс. Применение метода граничных элементов 6.82 MB
  В учебном пособии изложен новый метод расчета статически определимых и статически неопределимых стержневых и пластинчатых систем на статические и динамические нагрузки, а также на устойчивость. Приведено большое количество характерных типовых задач и примеров с краткими указаниями к их решению. Значительное место уделено математической постановке задач и их решению с помощью персональных компьютеров.
2256. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков 18.21 KB
  Цели: познакомить учащихся с понятием слог, научить детей делить слова на слоги, развивать речь, внимание, память, воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
2257. День делового человека 19.55 KB
  Tasks: совершенствование навыков поискового чтения, активизация лексических навыков, развитие навыков постановки вопросов.
2258. Господарське право та господарське законодавство 17.96 KB
  Метою вивчення теми є розуміння студентами місця господарського права серед галузей права України, а також розуміння ними системи та специфіки господарського законодавства України.